Научная статья на тему 'Модель социализации младших школьников средствами музыкального искусства через взаимодействие семьи и школы'

Модель социализации младших школьников средствами музыкального искусства через взаимодействие семьи и школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / СЕМЬЯ / ШКОЛА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / SOCIALIZATION / MUSIC EDUCATION / THE STRUCTURAL AND FUNCTIONAL MODEL / FAMILY / SCHOOL / EDUCATIONAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Редреева Татьяна Николаевна

В статье рассматривается структурно-функциональная модель социализации младших школьников средствами музыкального искусства через взаимодействие семьи и школы. Особое внимание автором уделено взаимозависимости компонентов, формирующих оценочное представление о мировоззренческой системе на основе использования преобразующего потенциала музыкального искусства, способствующего будущей успешной социализации младшего школьника в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Редреева Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель социализации младших школьников средствами музыкального искусства через взаимодействие семьи и школы»

Литература

1. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование и психологическая зашита / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1994. - № 1. - Т. 15. - С. 3 - 18.

2. Борисова, М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов / М.В. Борисова // Вопросы психологии. - 2005. - № 2. - С. 96 - 103.

3. Белинская, Е.П. Совладание как социальнопсихологическая проблема / Е.П. Белинская // Психологические исследования: электрон. науч. журн., 2009. - № 1 (3). - URL: http://psystudy.ru

4. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда на 2011 - 2015 годы».

5. Денисова, О.А. История, современное состояние, перспективы регионального специального образования /

О.А. Денисова, Л.М. Кобрина, А.П. Коновалова, В.Н. По-никарова и др. / под общ. ред. О.А. Денисовой. - Череповец, 2007.

6. Лигер, С.А Формирование копинг-поведения студентов медицинского вуза и его влияние на личностнопрофессиональное развитие врача: дис. ... канд. психол. наук / С. А. Лигер. - Бишкек, 1997.

7. Малофеев, Н.Н. Современное состояние коррекци-

онной педагогики / Н.Н. Малофеев // Дефектология. -1996. - № 1. - С. 3 - 10.

8. Мерзлякова, Д.Р. Влияние профессионального «выгорания» педагога на личностные характеристики и успешность учебной деятельности младшего школьника: дис. ... канд. психол. наук / Д.Р. Мерзлякова. - Ижевск, 2006.

9. Поникарова, В.Н., Брагина, В.Д. Психологические особенности совладающего поведения педагогов-дефектологов на разных этапах их профессионального становления / В.Н. Поникарова, В.Д. Брагина. - Череповец, 2010.

10. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995. - № 181-ФЗ, ст. 4563.

11. Чазова, А.А. Копинг-поведение врача и больного в процессе преодоления болезни: дис. ... д-ра психол. наук / А.А. Чазова. - М., 1998.

12. Heim, E. Coping und Adaptivitat: Gibt es geeignetes oder ungeeignetes Coping / Heim E. // Psychother., Psycho-som., med. Psychol. - 1988. - № 1. - Р. 8 - 17.

13. Lasarus R.S., Folkman S. The Concept of Coping / R.S. Lasarus, S. Folkman // Stress and Coping: an anthology. -N.Y., 1991. - P. 189 - 206.

УДК 373.5.016:78

Т.Н. Редреева

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Л.М. Кашапова

МОДЕЛЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

В статье рассматривается структурно-функциональная модель социализации младших школьников средствами музыкального искусства через взаимодействие семьи и школы. Особое внимание автором уделено взаимозависимости компонентов, формирующих оценочное представление о мировоззренческой системе на основе использования преобразующего потенциала музыкального искусства, способствующего будущей успешной социализации младшего школьника в современном обществе.

Социализация, музыкальное образование, структурно-функциональная модель, семья, школа, педагогические условия.

The structural and functional model of the younger schoolchildren’s socialization by means of music art through the co-operation of family and school is considered in the article. The author pays special attention to the cooperation of components which form the estimate presentation about the world-outlook system based on the usage of the transformative potential of music art contributing to the young schoolchildren’s socialization in the modern society.

Socialization, music education, the structural and functional model, family, school, educational conditions.

В настоящее время в системе российского образования происходит кардинальная структурная модернизация, обусловленная потребностью государства в социально-активных, творчески мыслящих, гуманистически ориентированных членах общества. В этой связи настоятельной необходимостью становится задача всестороннего и полноценного развития личности ребенка.

Следует отметить, что семья и школа выступают значимыми институтами социализации в период становления личности индивида. Поэтому важно, чтобы процесс воспитания ребенка был совместным, целенаправленным, продуктивным и давал положительные результаты. Особое место такой стратегии отведено в Концепции федеральных государственных

образовательных стандартов общего образования, где в содержании ключевых задач отмечено социальное становление человека как «...формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развитие толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитание патриотических убеждений, освоение основных социальных ролей, норм и правил» [6, с. 17].

Сущностный смысл социализации обуславливает междисциплинарный характер самого процесса, а соответственно, и связанные с ним проблемы и отдельные аспекты, которые изучают философы, этнологи, социологи, психологи, педагоги, представители других наук: К.А. Альбуханова-Славская, Л.Л. Боч-

карев, Т. А. Василькова, А.Н. Ганичева, Л.В. Загвя-зинский, А.В. Мудрик, и др. Каждый из них давал собственные трактовки понятия «социализация».

Так, Т.А. Василькова и Ю.А. Василькова считают, что сущность социализации сегодня рассматривается как комбинация процессов приспособления и обособления человека в конкретных социальных условиях, то соответственно в любом обществе этот процесс для человека имеет свои особенности на различных исторических этапах его развития [4].

Мы понимаем термин «социализация» как развитие и саморазвитие ребенка в процессе усвоения и воспроизводства им музыкального искусства, осуществленного через взаимодействие усилий семьи и школы. Результаты наблюдений педагогической практики показывают на необходимость изучения института семьи в процессе музыкального воспитания детей, так как он оказывает непосредственное влияние на становление личности на различных этапах жизненного цикла.

Исходя из выше обозначенной проблематики, мы разработали структурно-функциональную модель социализации младших школьников средствами музыкального искусства через взаимодействие семьи и школы, где определена степень социализации ребенка в период обучения в начальной школе, активизирована роль музыкального искусства в данном процессе, и представлено новое качество отношений в системе: семья - школа.

Модель включает в себя три взаимодополняющих блока: целевой, содержательно-процессуальный и результативно-оценочный, где каждый из них несет определенную смысловую нагрузку в решении исследуемой проблемы.

Первый блок. Цель - социализация младших школьников в процессе музыкального образования через взаимодействие семьи и школы. Это достигается через решение следующих задач:

1. Выявить потенциальные возможности семьи и школы как социальных институтов, создающих благоприятные условия для познания ребенком ценности музыкального искусства.

2. Формирование у младших школьников установки на активную жизненную позицию средствами музыкального искусства на основе сотрудничества: учащихся, родителей и учителей.

3. Обеспечение успешной социализации ребенка в процессе музыкального образования через объединение усилий семьи и школы.

Основными принципами модели социализации младших школьников средствами музыкального искусства через взаимодействие семьи и школы являются: принцип природосообразности, культуросооб-разности, гуманизации, интеграции и дифференциации, принцип преемственности. По нашему мнению, они будут поддерживать поступательное направление движения развития учащихся 1 - 4 классов средствами музыкального искусства в процессе функционирования разработанной нами модели.

Второй блок. Для определения эффективности модели нами был разработан методический комплекс

«Музыка, школа, я и семья», включивший в себя:

1. Методические рекомендации для учителей, родителей общеобразовательных школ по использованию музыкального искусства в образовательном процессе младших школьников через взаимодействие семьи и школы.

2. Сценарный комплекс творческих событий для всех субъектов образовательного процесса.

3. Сборник сказок, рассказов и стихов о музыке.

Кроме того, предложены организационные формы социализации младших школьников средствами музыки: формы семейного воспитания (посещение театра оперы и балета, концертных залов, инструментальное музицирование, исполнение народных и популярных песен, семейные праздники, совместное прослушивание музыкальных произведений, совместный просмотр телепередач); формы школьного образования (урок музыки, хоровое пение, вокальные и ансамблевые кружки, фестивали и конкурсы, детский музыкальный театр); взаимодействие семьи и школы (университет педагогических знаний, лекции, конференции, практикумы, открытые уроки, педагогические дискуссии, презентации позитивного опыта).

Третий блок. Следуя логике модели, нами выделены критерии выстраивания системы взаимоотношений семьи и школы в обеспечении успешности процесса социализации младшего школьника средствами музыкального искусства: эмоционально-

мотивационный (эмоциональное восприятие и постижение сущности ребенком музыкального произведения; сформированность позитивных межличностных коммуникаций младших школьников в процессе музыкальной деятельности; потребность их общения с музыкальным искусством, позитивное отношение, увлеченность деятельностью), когнитивно-оценивающий (владение базовыми знаниями в области музыкального искусства; наличие потребности познания музыкального искусства у младших школьников; сформирован-ность необходимости оценки своих знаний, умений и навыков в познавательных олимпиадах и конкурсах по музыкальному искусству), практически-

действенный (активизация субъектной позиции младших школьников по отношению к изучаемому факту; переключение в режим саморазвития; проявление волевых усилий; потребность социального самоутверждения в практическом постижении музыкального искусства).

Выделение данных критериальных показателей функционирования обозначенной модели обусловило определение уровней успешного прохождению процесса социализации младших школьников средствами музыкального искусства через взаимодействие семьи и школы: низкого (репродуктивного), среднего (продуктивного), и высокого (творческого).

Низкий (репродуктивный) - дети не проявляют интерес к музыкальным занятиям, не общительны, отношения со сверстниками не складываются, в семье интереса к наклонностям и потребностям ребенка не проявляют. Познавательная деятельность ха-

рактеризуется репродуктивным мышлением и практически выражается в стереотипных решениях, на музыкальных занятиях активность проявляет только при требовании педагога.

Средний (продуктивный) - образовательные результаты нестабильны, мотивация к творческому самовыражению неярко выражена. Проявляет активную жизненную позицию, получая поддержку семьи. Познавательные интересы охватывают большой спектр проблем, но музыкальное искусство играет доминирующую роль. Принимает активное участие во внеурочной музыкальной деятельности. Образовательные результаты высокие. Характеризуется устойчивой ценностной системой.

Высокий (творческий) - проявляет устойчивый интерес к музыкальному искусству, что позволяет перейти в режим саморазвития, реализуя себя в этой области культуры, имеет позитивную динамику. Кроме того, сформированный уровень эстетической культуры способствует уважительному отношению со стороны, как сверстников, так и взрослых [1].

Исходя из обозначенных блоков в данной модели, мы определили организационно-педагогические условия успешного прохождения социализации младшим школьником, учитывающих воспитательные возможности музыкального искусства в функционировании системы: семья - школа. Отметим, что они были нами определены в следующем алгоритме:

1. Формирование высокого уровня профессиональной компетентности учителя музыки, способствующей становлению социально-значимых качеств личности младшего школьника на основе использования преобразующего потенциала музыкального искусства в выстраивании системы взаимодействия семьи и школы.

2. Организация педагогического просвещения родителей, обеспечивающего конструктивный диалог семьи и школы, обуславливающего социальную состоятельность личности в процессе познания музыкального искусства.

3. Обеспечение научно-методического сопровождения процесса взаимодействия семьи и школы, обуславливающего успешность социализации младших школьников средствами музыкального искусства в условиях современного образовательного учреждения.

4. Определение критериально-уровневых характеристик и разработка диагностического инструментария, оценивающего социализированность младших школьников средствами музыкального искусства через выстраивание системы взаимодействия семьи и школы.

В конечном счете, в нашей модели определяется образ выпускника начальной школы, мотивированного на высокий уровень обучения, креативно мыслящего, обладающего достаточными представлениями о значимости нравственных ценностей в жизни. Мы считаем, что ее жизнеспособность будет заклю-

чаться в формировании высокой социальной активности младшего школьника, выраженной в преобразовании его внутреннего и внешнего планах.

Результат - социализированная личность младшего школьника средствами музыкального искусства через взаимодействие семьи и школы. Заметим, что успешность социализации учащихся начальной школы, будет определяться активной жизненной позицией, степенью коммуникативности и толерантности по отношению к другим людям, стремлением саморазвития и творческого поиска. Все это станет возможным, на наш взгляд, благодаря созданию атмосферы сотрудничества и сотворчества в процессе общения ребенка с музыкальным искусством.

Общеизвестно, что потенциальные возможности влияния семьи и школы на становление ценностной системы ребенка, определяющей его поведенческие императивы и мировоззренческую позицию, намного превосходят воспитательные возможности других социальных институтов, особенно в начальный период жизни человека. Педагогический аспект проблемы их взаимодействия в музыкальном воспитании детей заключается в создании благоприятных условий, интеграции и постоянном совершенствовании форм и методов воздействия на специфику протекания процесса социализации учащегося. Решение этой архисложной задачи зависит от того, насколько успешно готовят к жизни младших школьников семья и школа, а осознание необходимости воспитания гражданина и использования преобразующего потенциала музыкального искусства в реализации этой цели станут единой неделимой сущностью.

Литература

1. Абдулин, Э.Б. Теория музыкального образования /

Э.Б. Абдулин, Е.В. Николаева. - М., 2004.

2. Альбуханова-Славская, К.Л. Деятельность и психология личности / К.Л. Альбуханова - Славская. - М., 1980.

3. Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарев. - М., 1997.

4. Василькова, Т.А. Социальная педагогика / Т.А. Василькова, Ю.А. Василькова. - М, 2010.

5. Загвязинский, В.И. Методология и методы психоло-го-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р.А. Атаханов. - М., 2001.

6. Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М., 2009.

7. Мудрик, А.В. Социализация человека / А.В. Мудрик. - М., 2004.

8. Редреева, Т.Н. Социализация ребенка средствами музыкального искусства в условиях взаимодействия семьи и школы / Т. Н. Редреева // Искусство и образование. -2010. - № 5. - С. 83 - 88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.