10. Арябкина И. В. Гуманитарно-эстетическая педагогика в условиях реформирования образовательной системы [Текст] / И. В. Арябкина // Искусство и образование. № 2. 2010. С. 5-13.
11. Мануйлов Ю.С. Педагогика среды: на пути к воспитательному пространству // Воспитательное пространство как объект педагогического исследования. Под ред. Н.Л.Селивановой, Л.И.Новиковой, Е.И.Соколовой. - Калуга: Институт усовершенствования учителей, 2000. - 248с.
12. Арябкина И.В. Роль этнических компонентов вузовского образования в формировании культурно-эстетической компетентности учителя начальной школы // В сборнике: Педагогические традиции народов России и зарубежья материалы международной научно-практической конференции. Российская Академия Образования Поволжско-Кавказское отделение РАО Координационный Совет РАО по педагогике и психологии ФГНУ «Институт социализаци; ответственный редактор Белухина Н.Н. Ульяновск, 2013. С. 34-38.
УДК 37.01
Б01 10.24411/2409-3203-2018-11825
РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Арябкина Ирина Валентиновна
д.п.н., профессор кафедры дошкольного и начального общего образования Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, г. Ульяновск Бигеева Альбина Гаясовна магистрантка кафедры дошкольного и начального общего образования ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н.Ульянова» Россия, г. Ульяновск Толпегина Алена Михайловна магистрантка кафедры дошкольного и начального общего образования ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н.Ульянова» Россия, г. Ульяновск
Аннотация: Статья посвящена изучению роли культуры в социализации младшего школьника. Подчеркнута возрастающее значение лучших классических образцов в процессе социализации личности сегодня, в эпоху распространения массовой культуры, в основе которой лежат развлечение и потребление. Даны понятия и характеристика материального, духовного, художественного и физического видов культуры. Исследовано влияние семьи и школы на становление развитой, духовно обогащенной личности в условиях начальной школы. Отмечена ведущая роль педагога начальной школы в социализации обучающихся.
Изучив вопрос воздействия культуры на процесс социализации младших школьников, авторы статьи предполагают, что повышению его эффективности будет способствовать совместная работа в этом направлении образовательного учреждения и семьи, и этот процесс непрерывен.
Статья будет интересна педагогам начальной школы, родителям, всем, кто занимается изучением социокультурных аспектов жизнедеятельности младших школьников.
Ключевые слова: социализация, младший школьник, культура, образовательное учреждение, педагог.
THE ROLE OF CULTURE IN THE SOCIALIZATION OF YOUNGER STUDENTS
Aryabkina Irina V.
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Preschool and Primary General
Education
Ulyanovsk State Pedagogical University I.N. Ulyanova, Ulyanovsk Bigieva Albina Gayasovna undergraduate of the Department of preschool and primary General education Ulyanovsk State Pedagogical University I.N. Ulyanova Russia, Ulyanovsk
Tolpegina Alena Mikhailovna undergraduate of the Department of preschool and primary General education Ulyanovsk State Pedagogical University I.N. Ulyanova Russia, Ulyanovsk
Annotation: The article is devoted to the study of the role of culture in the socialization of the younger student. Particular attention is paid to the process of socialization in the age of the younger student, the article discusses the features of this age. Emphasized the growing role of culture in the process of socialization today, in the era of the spread of mass culture, which is based on entertainment and consumption. The concepts and characteristics of material, spiritual, artistic and physical culture are given. The significance of the family and school in the development of a developed, spiritually enriched personality of a schoolchild in an elementary school has been investigated. The leading role of the elementary school teacher as a participant in the formation of the cultural level of students has been noted.
Having studied the question of the influence of culture on the process of socialization of younger schoolchildren, the authors of the article suggest that the joint work in this direction of the educational institution and the family will contribute to enhancing its role, and this process is continuous.
The article will be of interest to primary school teachers, parents, and all those involved in the study of the sociocultural aspects of the life of younger schoolchildren.
Key words: socialization, younger schoolchild, culture, educational institution, teacher.
Все чаще современная школа сталкивается с вопросом, как помочь ребёнку младшего школьного возраста войти в современную образовательную среду, помочь ему в как можно более эффективной социализации в условиях современного общества. Воронин А.С. дает следующее определение: «социализация - это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидумом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта» [4]. То есть с помощью социализации человек адаптируется к
окружающим его условиям. В процессе социализации личность развивается в различных сферах жизни, усваивает определенную систему норм.
Именно в младшем школьном возрасте процесс социализации происходит наиболее успешно. В своей статье Тюкавкина Н.В. высказывает мнение о том, что «младший школьный возраст - это «возраст впитывания, повышенной восприимчивости и внимательности, игрового отношения к действительности» [8]. Младший школьный возраст характеризуется не только сменой ведущего вида деятельности (от игровой деятельности к учебной), но и приобретением нового социального статуса - статуса школьника. Переход на новую ступень сопровождается кризисом семи лет, что ставит перед педагогами задачу помочь ребёнку не только войти в новую учебную среду, но и помочь плавно преодолеть кризис. Процесс социализации происходит на протяжении всей жизни, но самый главный этап - это школьный возраст. Именно в этот период человек начинает задумываться над своей будущей профессией, осознает свои возможности, осваивает нормы поведения в обществе; у него формируются такие качества, как уважение к старшим, ответственность.
Наиболее важным условием для успешной социализации младшего школьника является, прежде всего, совместная работа школы и семьи. Все, что будет заложено в младшем школьном возрасте (как дома, так и в образовательном учреждении), послужит фундаментом духовного и нравственного поведения учащегося, основой его эстетического восприятия мира, норм и правил поведения [6].
Важным фактором развития общества и отдельного индивида является культура. Вот почему в настоящее время, в эпоху распространения массовой культуры, в основе которой лежат развлечение и потребление, стремительно возрастает значимость культурологического подхода, направленного на освоение лучших классических образцов искусства и культуры [2].
Культура занимает первое место в становлении личности ребенка, а также в приспособлении его к окружающему миру. На раннем этапе главным фактором воспитания становится семья, именно от нее зависит, с какими духовно-нравственными ориентирами, с какими ценностями, нормами и традициями ребенок войдет во взрослую жизнь [1].
Школа играет ведущую роль в социализации личности, являясь не только образовательным учреждением, но и в определенном смысле центром культуры для обучающегося и ориентируясь на сохранение национальной культуры как основы для этнической самоидентификации каждого обучающегося [3].
Говоря о понятии «культура» в целом, можно определить ее материальную, духовную, художественную и физическую стороны.
К материальной культуре можно отнести одежду, мебель, пищу, здания, системы коммуникаций и т.п.
Духовную культуру формирует творческая деятельность, осуществляемая на внеурочных мероприятиях и направленная на расширение кругозора обучающихся (проведение тематических уроков, чтение книг, организация выставок, конкурса чтецов, закрепление знаний и навыков по гигиенической культуре и т.д.). Другим направлением формирования духовной культуры младших школьников как важного аспекта их социализации является организация и проведение в образовательном учреждении гражданско-патриотических мероприятий, взаимодействие школы с музеями города, организация экскурсий, активное взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта с целью приобщения обучающихся к искусству и культуре, их разностороннего развития.
Художественная культура в начальном звене образовательной системы воспитывается, прежде всего, на уроках эстетического цикла, т.е. на уроках изобразительного искусства, музыки, технологии, ритмики, литературного чтения. Важную
роль в этом процессе играют походы в кинотеатры, театры, посещение художественных выставок и т.п.
На формирование физической культуры младших школьников нацелены уроки физической культуры, проведение утренней зарядки (как дома, так и перед началом первого урока), организация соревнований между классами, внеурочная деятельность спортивного направления.
Рассматривая роль образовательного учреждения в формировании культурного уровня младшего школьника, следует отметить значение в этом процессе личности педагога начальной школы [2, 3]. Культура педагога, его манера поведения, стиль педагогического общения, формирование и закрепление взаимоотношений в классе и с классом оказывают огромное влияние на личность обучающихся. Деятельность учителя начальной школы заключается не только в построении работы в рамках школьного образовательного процесса, но в изучении семей школьников, их уклада и особенностей внутрисемейных отношений.
Подводя итог, можно сказать о том, что роль культуры в социализации младшего школьника огромна. Важнейшим социальным институтом, нацеленным на формирование культуры каждого обучающегося как важнейшего условия его успешной социализации, является школа, деятельность которой направлена на воспитание правильного поведения и общения младшего школьника не только в образовательном процессе, но и в повседневной жизни, на становление духовной, художественной и физической составляющих внутреннего мира школьника.
Успешность социализации современного младшего школьника повышается только при условии совместной работы образовательного учреждения и семьи, направленной на повышение заинтересованности каждого школьника не только в обучении, но и в позиционировании себя как развитой, интересной и духовно богатой личности. И этот процесс непрерывен. Весьма значимым для изучаемого в данной статье вопроса является определение, данное Н.В. Тюкавкиной: «культурная социализация это двусторонний процесс постоянной передачи обществом и освоения индивидумом в течение всей его жизни через посредство социализационных институтов культурных ценностей, реалий и идеалов культуры, выработки культурных потребностей и интересов, установок, жизненных ориентаций, этнокультурной самоидентификации, организации досуга, художественных предпочтений - в итоге: формирования культурных картин мира, -позволяющих индивиду функционировать в пространстве культуры данного общества» [8].
Ссылки на источники:
1. Арябкина, И. В. Гуманитарно-эстетическая педагогика в условиях реформирования образовательной системы [Текст] / И. В. Арябкина // Искусство и образование. № 2. 2010. С. 5-13.
2. Арябкина И.В. Осмысление идей культурологического подхода в контексте формирования культурно-эстетической компетентности современного учителя // Педагогика искусства. 2010. №.3. С. 79-87.
3. Арябкина И.В. Роль этнических компонентов вузовского образования в формировании культурно-эстетической компетентности учителя начальной школы// В сборнике: Педагогические традиции народов России и зарубежья материалы международной научно-практической конференции. Российская Академия Образования Поволжско-Кавказское отделение РАО Координационный Совет РАО по педагогике и психологии ФГНУ «Институт социализации; ответственный редактор Белухина Н.Н. -Ульяновск, 2013. С. 34-38.
4. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. - ГОУ ВПО УГТУ-УПИ-2006.
5. Изотова Е.И. Индивидуализация профессиональной деятельности педагогов и психологов и ее влияние на социализацию младших школьников // Психология и школа. 2010. №1. С.24-39.
6. Колесникова А.А. Духовная культура младшего школьника как педагогический феномен // Молодой ученый. 2010. №1-2. Т.2. С.280-282.
7. Хухлаева О.В. Влияние культуры на социализацию детей. - Московский городской психолого-педагогический университет, 2011 - «Мир культур и культуры мира».
8. Тюкавкина Н.В. Роль семьи в развитии этнокультурной социализации ребенка младшего школьного возраста // Актуальные задачи педагогики: материалы II Международной научной конференции (г. Чита, июнь 2012г.) - Чита: Издательство «Молодой ученый», 2012. С.84-87.
УДК 796
DOI 10.24411/2409-3203-2018-11826
ТЕХНИКА УПРАЖНЕНИЙ, ПРИЕМОВ И ДЕЙСТВИЙ ИЗ РАЗДЕЛА «ЛЁГКАЯ
АТЛЕТИКА И УСКОРЕННОЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЕ» ДЛЯ КУРСАНТОВ
Воронов Николай Андреевич
кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры физической подготовки Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны
Россия, Ярославль
Аннотация: Общеразвивающие упражнения совершенствуют координационные способности занимающихся, содействуют укреплению мышечно-связочного аппарата, общему физическому развитию. В статье описывается техника упражнений, приемов и действий применяемых при разучивании и совершенствовании двигательных навыков.
Ключевые слова: спорт, тренировка, курсанты, бег.
TECHNOLOGY OF EXERCISES, RECEPTIONS AND ACTIONS FROM THE
SECTION "TRACK AND FIELD ATHLETICS AND THE ACCELERATED
MOVEMENT" FOR CADETS
Voronov Nikolay A.
Ph.D., senior teacher of department of physical training Yaroslavl highest military college of air defense Russia, Yaroslavl
Summary: The all developing exercises improve coordination abilities of engaged, promote strengthening of the musculocopular device, the general physical development. In article technology of the exercises, receptions and actions applied during the learning and improvement of movement skills is described.