Общественно -гуманитарные науки
УДК 37.01
DOI 10.24411/2409-3203-2018-11822
О НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Арябкина Ирина Валентиновна
д.п.н., профессор кафедры дошкольного и начального общего образования Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, г. Ульяновск Аверьянова Елена Васильевна магистрантка кафедры дошкольного и начального общего образования Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова
Россия, г. Ульяновск Самошкина Анна Александровна магистрантка кафедры дошкольного и начального общего образования Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова
Россия, г. Ульяновск
Аннотация: В данной статье поднимается вопрос влияния эстетики образовательной среды на развитие младших школьников. Несмотря на то, что тема не нова и теоретическая основа по проблеме формирования эстетической среды в образовательных учреждениях имеется, на практике часто даже обязательные учебные дисциплины эстетического цикла преподаются без учета необходимости стимуляции творческой активности школьников средствами преобразования учебного пространства.
Ключевые слова: образовательная среда, эстетика, эстетическое воспитание, эстетическая среда образовательного учреждения.
ABOUT PRESSING NEED TO CREATE AN ESTHETIC ENVIRONMENT IN THE LESSONS OF CREATIVE ORIENTATION
Aryabkina Irina V.
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Preschool and Primary General
Education
Ulyanovsk State Pedagogical University I.N. Ulyanova, Ulyanovsk Averyanova Elena V. undergraduate of the Department of preschool and primary General education Ulyanovsk State Pedagogical University I.N. Ulyanova Russia, Ulyanovsk Samoshkina Anna A. 101
undergraduate of the Department of preschool and primary General education Ulyanovsk State Pedagogical University I.N. Ulyanova Russia, Ulyanovsk
Annotation: the article deals the influence of the aesthetics of the educational environment on the aesthetic education and development of pupils. Although the problem is not new and has a theoretical basis, in practice the academic disciplines of the aesthetic cycle often teach without stimulation the creative activity of pupils by means of transforming the learning space.
Keywords: education environment, esthetic, esthetic education, esthetic environment of educational institution.
Не вполне понятно, почему во многих современных школах не уделяется должного внимания урокам эстетического цикла - изобразительному искусству, музыке и технологии. Более того, зачастую эти предметы преподают те же учителя, что ведут у детей уроки математики и русского языка. Так происходит, конечно, не везде, но тем не менее... В соответствии с ФГОС мы стремимся воспитать творческую, активную, разносторонне развитую личность, и если мы вводим в жизнь младшего школьника внеурочную деятельность, чтобы ещё шире раскрыть его таланты, интересы, то почему бы не начать с малого, а именно - организовать соответствующую образовательную среду в учебном заведении. И пусть не вся школьная архитектура (здание, помещения) будет подчинена эстетическому воспитанию детей, но учебные предметы, изначально предполагающие творчество, развитие вкуса и тяги к прекрасному ДОЛЖНЫ проводиться в специальных кабинетах!
В последние годы ведётся обсуждение проблемы формирования образовательной среды и разных ее компонентов, в частности, организации эстетического компонента. Соответствующие курсы читаются в педагогических вузах. Большое внимание уделяется исследованию архитектуры образовательных учреждений, организации внутреннего пространства, интерьеру, эстетизации урока, эстетике внешнего вида педагогов и воспитанников и т.д. В данной статье поднимается вопрос влияния эстетики образовательной среды на эстетическое воспитание и развитие младших школьников в процессе преподавания обязательных учебных дисциплин эстетического цикла.
Для начала стоит ввести основные понятия: «образовательная среда», «эстетика», «эстетическое воспитание», «среда», «эстетическая среда образовательного учреждения».
В современной научной литературе образовательная среда рассматривается как совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности [1].
Л.И. Новикова, определяя понятие «среда», предлагает понимать под этим все, что нас окружает, на что мы реагируем, от чего зависит наше настроение, что влияет на наши взгляды, ценностные ориентации, поведение. Автор выделяет «природную», «социальную», «предметную», «эстетическую» среды, которые окружают образовательное учреждение. При этом, она выделяет два понятия («окружающая среда» и «индивидуализированная среда») и рассматривает последнюю как личностно значимое окружение, которое человек воспринимает, на которое реагирует, с которым вступает в контакт.
Среда развития младшего школьника - это по своей сути комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-
педагогических условий, обеспечивающих достижение образовательных и воспитательных результатов ребенком в образовательном учреждении.
Эстетика - это наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт ее освоения, в процессе (и в результате) которого человек ощущает, чувствует, переживает состояния духовно-чувственной эйфории, восторга, неописуемой радости. Термин «эстетика» употребляется в современной научной литературе и в ином смысле - для обозначения эстетической составляющей культуры и ее эстетических компонентов [2].
Эстетическое воспитание - это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное. Потенциал природных эстетических возможностей не всегда реализуется, если чувства не «очеловечиваются» воспитанием. Имея безукоризненный слух, можно не понимать красоты музыкального произведения, обладая замечательным зрением, не быть способным оценить шедевр изобразительного искусства или великолепие природы.
Эстетическая среда образовательного учреждения - это специально организованная микросреда для целей развития эстетической культуры, предоставляющая большие возможности для активации творческой мотивации субъекта.
Создание эстетической среды образовательного учреждения способствует эстетическому воспитанию детей. И эта идея, как оказалось, не нова. В исследовании Щербаковой Т. Н. она обращается к описанию классной комнаты в книге Ф.Ф. Эрисмана «Соображения об устройстве образцовой классной комнаты». «Полы классной комнаты должны состоять из плохого проводника тепла и не развивать много пыли. Наиболее целесообразный и идеальный пол для классной комнаты - хороший дубовый портрет. Стены должны быть проходимы для воздуха. Покрытие масляной краской допускается до известной высоты (2 аршина), остальная часть стен, а рано и потолок, следует покрыть обыкновенной клеевой краской. Панель может быть окрашена в темно-серый цвет, верхняя часть в светлый серый, с весьма слабым голубым оттенком. Потолок должен быть белый, матовый. Все углы комнаты, а также и карниз, округляются во избежание застоя в них воздуха и для удобства чистки».
Классные кабинеты в школе до сих пор так и выглядят, а ведь книга написана в 1888 году! Действительно, серый цвет, как собственно и любые пастельные тона, создает деловую атмосферу и подавляет эмоции. В таком кабинете плакаты с правилами по русскому языку, по математике и даже портреты писателей будут привлекать к себе внимание учащихся. Но это худший вариант для помещения, в котором предполагается проведение занятий по изобразительному искусству, технологии и тем более музыки!
К сожалению, сегодня в современной школе отсутствуют единые требования к организации условий протекания образовательного процесса, но предметно-эстетическое оформление классных комнат должно соответствовать учебным предметам, которые в них проводятся. Чем богаче набор используемых средств воспитания, тем более эффективен результат. Маловероятно, что руководство образовательного учреждения выделит дополнительные средства на оформление помещений, но ведь многое зависит и от творческого потенциала и возможностей педагога. Следует помнить, что воспитательные возможности единичного средства ограничены, поэтому педагог должен использовать систему средств. Архимед сказал: «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю». То же касается и преподавания учебных предметов эстетического цикла. В каждой школе должны быть соответствующие предметники и у каждого из них должна быть своя «вотчина», куда ученики приходили бы как в храм красоты и искусства.
В созданной эстетической образовательной среде во время творческой деятельности разворачивается поэтапный процесс комплексного развития личности, который предполагает формирование и развитие художественного мироощущения каждого
обучающегося; введение его в мир искусства; приобщение к диалогу с произведениями искусства, с художником, с материалами; самовыражение в изобразительной и прикладной деятельности [3, 4].
Однако, на практике обустройство эстетико-образовательной среды в образовательном учреждении часто носит вторичный характер по отношению к образовательной деятельности, но, отодвигая этот феномен на второй план, мы рискуем упустить действительно грандиозные возможности.
По мнению Ю.С.Мануйлова, предметно-эстетическая среда, способна выполнять ряд важных воспитательных функций, а именно:
- «предметно-эстетическая среда играет роль своеобразного банка культурных ценностей, который можно использовать в разное время в разных вариантах в качестве источника культурного развития ребят;
- предметно-эстетическая среда является общим культурным фоном жизни ученического коллектива. В качестве такового она способна побуждать, ориентировать, настраивать, внушать, убеждать, информировать, стимулировать или тормозить активность школьников, облагораживать их быт, сплачивать их в общность;
- предметно-эстетическая среда выступает как сфера приложения творческих сил школьников, объект и цель их деятельности, а значит и фактор их социального и индивидуального развития» [5].
Очень важной функцией эстетической образовательной среды является также формирование национальной идентичности обучающихся, чему в немалой степени способствуют этнические компоненты учебно-воспитательного процесса на разных уровнях образовательной системы [6].
Однако, нынешняя ситуация такова, что творческое и эстетическое развитие ребенка отодвигается на второй план, когда у педагога возникает необходимость провести классный час или репетицию какого-либо мероприятия. Ещё хуже, когда уроки эстетического цикла, как и часы внеурочной деятельности, заменяют подготовкой к ВПР. И, я вам скажу, «грешат» этим очень многие школы нашего города, независимо от их статуса, популярности и уровня предоставляемых знаний.
Мы разделяем точку зрения великих педагогов о том, что детство - ценный период, а в периоде детства детей младший школьный возраст (с 7 до 10 лет) занимает особое место. Важная особенность этого возраста, которую нельзя упустить - эмоциональность. При осуществлении самой учебной деятельности формируются такие чувства, как удовлетворение, любознательность и восхищение. Младший школьный возраст является сенситивным периодом для воспитания гуманных отношений и чувств. Именно в этот период наиболее остро нравственно-эстетическое восприятие. Именно поэтому уроки эстетического цикла играют в этот период особую роль в становлении творческой, чувствующей, восприимчивой к прекрасному в природе и обществе личности. Именно поэтому важно столь важно сформировать эстетически оформленную образовательную среду в образовательном учреждении. Формирование эстетической среды воспитывающего характера предполагает изменение уже существующей среды образовательного учреждения. И она обязана быть приспособлена под решение конкретных педагогических задач.
Ссылки на источники:
1. Тарасов С. В. Образовательная среда: понятие, структура, типология // Вестник ЛГУ им. А С. Пушкина. 2011. №3, стр.134.
2.Бычков В. В., Бычков О. В. Эстетика // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин,
заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
3.Арябкина И. В. Проблемы культурно-эстетического развития личности на современном этапе реформирования образования [Текст] / И. В. Арябкина // Научный потенциал. 2015. № 2 (19). С. 32-35. - ISSN 2218-7774.
4. Арябкина И. В. Гуманитарно-эстетическая педагогика в условиях реформирования образовательной системы [Текст] / И. В. Арябкина // Искусство и образование. № 2. 2010. С. 5-13.
5.Мануйлов Ю.С. Педагогика среды: на пути к воспитательному пространству // Воспитательное пространство как объект педагогического исследования. Под ред. Н.Л.Селивановой, Л.И.Новиковой, Е.И.Соколовой. - Калуга: Институт усовершенствования учителей, 2000. - 248с.
6.Арябкина И.В. Роль этнических компонентов вузовского образования в формировании культурно-эстетической компетентности учителя начальной школы // В сборнике: Педагогические традиции народов России и зарубежья материалы международной научно-практической конференции. Российская Академия Образования Поволжско-Кавказское отделение РАО Координационный Совет РАО по педагогике и психологии ФГНУ «Институт социализаци; ответственный редактор Белухина Н.Н. Ульяновск, 2013. С. 34-38.
УДК 37.01
DOI 10.24411/2409-3203-2018-11823
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Арябкина Ирина Валентиновна
д.п.н., профессор кафедры дошкольного и начального общего образования Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова
Россия, г. Ульяновск Саломатина Лада Алексеевна студент
ФГБОУ ВО «Ульяновский аграрный университет им. П.А. Столыпина»
Россия, г. Ульяновск
Аннотация: в статье раскрываются современные подходы к формированию культурно-эстетических потребностей у младших школьников (на примере музыкально-эстетической деятельности) посредством проектирования педагогических условий, влияющих на повышение эффективности данного процесса; кратко охарактеризована роль личности учителя как транслятора культуры.
Ключевые слова: педагогические условия, культурно-эстетические потребности, младший школьник.