Научная статья на тему 'Современные подходы к организации и проведению уроков музыки в контексте формирования музыкального вкуса обучающихся младшего подросткового возраста'

Современные подходы к организации и проведению уроков музыки в контексте формирования музыкального вкуса обучающихся младшего подросткового возраста Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1102
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА / ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ / УРОК МУЗЫКИ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБУЧАЮЩИЕСЯ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА / СРЕДОВОЙ ПОДХОД / DEVELOPMENT OF MUSIC TASTE / MUSIC TEACHER / MUSIC LESSON / SYSTEM AND ACTIVITY APPROACH / STUDENTS IN THEIR EARLY TEENS / CONTEXTUAL APPROACH

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ефремова Ирина Викторовна

Обозначены возможные пути решения проблемы формирования музыкального вкуса у современных школьников. Представлены практические разработки фрагментов уроков музыки, демонстрирующие включение в образовательный процесс инновационных методов и приемов работы в ходе реализации системно-деятельностного и средового подходов, обеспечивающих мобильность младших подростков и формирование их готовности ориентироваться в огромном мире разнообразной музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the possible solutions to the problem of development of music taste of modern school students. The author represents the fragments of music lessons that demonstrate the integration of innovative methods and techniques into the educational process in the implementation of system, activity and contextual approaches that facilitate the mobility of learners in early teens anddevelopment of their readiness to orient in variety of music.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к организации и проведению уроков музыки в контексте формирования музыкального вкуса обучающихся младшего подросткового возраста»

и.в. ЕФРЕМОВА (Елец)

современные Подходы к организации и проведению уроков музыки в контексте формирования музыкального вкуса обучающихся младшего подросткового возраста

Обозначены возможные пути решения проблемы формирования музыкального вкуса у современных школьников. Представлены практические разработки фрагментов уроков музыки, демонстрирующие включение в образовательный процесс инновационных методов и приемов работы в ходе реализации системно-деятельностного и средового подходов, обеспечивающих мобильность младших подростков и формирование их готовности ориентироваться в огромном мире разнообразной музыки.

Ключевые слова: формирование музыкального вкуса, педагог-музыкант, урок музыки, си-стемно-деятельностный подход, обучающиеся младшего подросткового возраста, средо-вой подход.

Инновационные процессы, стремительно развивающиеся в настоящее время, а также социокультурная ситуация, характеризуемая размытыми моральными ценностями, вызывают необходимость поиска новых путей совершенствования духовно-нравственного и музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения. Эффективность такой деятельности зависит, в первую очередь, от активности и волевых усилий педагога-музыканта в развитии музыкального кругозора сегодняшних школьников, в выработке собственной системы ориентации в окружающей музыкальной среде, в формировании их музыкального вкуса.

Безусловно, внедрение федеральных государственных образовательных стандартов, реализующих современную модель развития российской школы, предъявляет новые требования к результатам освоения образовательной программы. В связи с этим в науке и практике наблюдаются позитивные тенденции в системе общего музыкального образования: обновляется его содержание, в свободном до-

кие науки -

ступе разнообразные программы, авторские методики и технологии обучения музыке и т.д.

Образовательный процесс на уроке музыки основывается на сочетании приоритетных задач интеллектуальной сферы и специфики восприятия музыки, а также развитии музыкально-творческих способностей обучающихся. Действительно, в процессе общего музыкального образования школьники должны не только получать теоретические сведения о жизни и творчестве композиторов, осваивать элементы музыкальной грамоты, но и постигать тонкость музыкальных переживаний, глубины эмоциональных впечатлений, приобретать способность понимать, оценивать и адекватно воспринимать произведения музыкального искусства, т.е. систематически и целенаправленно формировать свой музыкальный вкус. Подчеркнем, содержание исследуемого феномена зависит от музыкально-эстетических предпочтений различных социальных групп и подлежит изменению на каждом этапе развития растущей личности.

Анализ научно-методической литературы [5; 6] подтверждает тот факт, что музыкальный вкус современных школьников, особенно подростков, формируется под воздействием средств массовой информации, популяризирующих, в первую очередь, развлекательную музыку. Учитывая то, что нижние и верхние возрастные границы этого периода, как подчеркивается в психолого-педагогических источниках [4; 8], имеют значимые отличия, особое внимание мы уделяем младшим подросткам. в первую очередь это связано с тем, что именно у детей 11-12 лет наиболее ярко проявляются характерные черты социального развития, такие как эмоциональная возбудимость, протестующий характер, усиление досуговых ценностей и т.д., а применяемые на уроке педагогические средства, как подтверждают результаты нашего исследования, оказываются малоэффективными. все вышесказанное, безусловно, доказывает актуальность рассматриваемой проблемы и требует активного поиска новых подходов к организации уроков музыки, обеспечивающих осознанное ценностное отношение обучающихся младшего подросткового возраста к разнообразным явлениям музыкального искусства.

Безусловно, координирующая и направляющая роль в формировании музыкального вкуса младших подростков принадлежит учи-

О Ефремова И.В., 2017

телю музыки. Методологическим ориентиром его деятельности, с нашей точки зрения, должен стать средовой подход, представляющий собой, с одной стороны, теоретическую основу средообразовательных действий, а с другой - технологию, которая раскрывает возможности преобразования музыкальной среды в условиях культурного пространства образовательного учреждения. Вследствие этого основополагающей задачей педагога-музыканта становится не только включение внепрограммной музыкальной информации в систему формируемых на уроке музыки знаний, но и использование полученных сведений при восприятии и критическом осмыслении продуктов СМИ.

Кроме того, нельзя не отметить положительные результаты реализации системно-дея-тельностного подхода на уроках музыки, обеспечивающего «формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; их активную учебно-познавательную деятельность; построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей» [7, с. 3-4]. Следует также добавить, что достижение главной цели уроков музыки - формирование музыкальной культуры школьников - возможно лишь посредством вовлечения ребят в активную музыкальную деятельность. Уточним: проблема активности, с точки зрения Л.Г. Дмитриевой и Н.М. Черноиваненко, решается благодаря интересному построению урока, применению специальных методов и приемов и зависит от индивидуального подхода педагога-музыканта к каждому ученику [2].

В дальнейшем в контексте проблематики данной статьи предлагаем познакомиться с опытом нашей работы с обучающимися младшего подросткового возраста в МБОУ «Лицей № 5 города Ельца» Липецкой области. В процессе ее организации нам представлялось особенно важным определить, где, на каких этапах и каким образом учитель музыки может изменить отношение школьников к музыкальному искусству, научить их понимать и оценивать различные его образцы. В связи с этим мы проанализировали содержание уроков музыки в 5-6-х классах, реализуемое на основе программы «Музыка» для общеобразовательных учреждений [1], и сделали следующие выводы.

• Во-первых, из-за отсутствия в учебном процессе школы полного учебно-методического комплекта, включающего учебник, дневник музыкальных наблюдений (размышлений), нотную хрестоматию и методические рекомендации, учитель музыки применяет его частично, а также использует вспомогательную литературу (методический журнал «Музыка в школе», сборники песен и хоров, дополнительные аудио- и фонохрестоматии).

• Во-вторых, тематизм программы учитывает особенности музыкального восприятия школьников. Специфика размышлений о музыке во многом определяется содержанием проблемных вопросов. Весь представленный материал направлен на решение основных задач, исходя из общего уровня музыкального развития обучающихся каждого класса.

Следовательно, рассматриваемая программа, безусловно, учитывает сложившиеся традиции в области музыкально-эстетического образования школьников. В то же время анализ педагогической практики, результаты констатирующего этапа эксперимента показывают, что в современной ситуации использование традиционных средств, приемов зачастую не приводит к позитивным изменениям сфор-мированности музыкального вкуса, а стремление и интерес к урокам музыки все же имеет тенденцию к снижению. Кроме того, на формирование музыкальных предпочтений младших подростков огромное влияние оказывают интересы и музыкальные пристрастия референтной группы сверстников, которые, как правило, лежат в области массовой культуры (массмедиа). Поэтому важным в данной ситуации становится не ограничение доступа к интернету и отрицание развлекательной современной музыки, а выработка технологий использования возможностей информационного пространства в целях решения задач музыкального образования [3].

В связи с этим мы посчитали необходимым внести коррективы в процесс музыкального образования в общеобразовательной школе, где музыкальная деятельность рассматривается как форма реализации программного содержания (дети выполняют определенные действия как требования учителя), за счет включения инновационных технологий, интернет-ресурсов, к которым современный школьник проявляет особый интерес. Предложенный нами урок интегрирует традиционный подход к преподаванию музыки (обучающиеся узнают музыкальные произведения как уже сло-

жившиеся явления) с современной методикой, предполагающей их погружение в процесс взаимодействия с музыкальным искусством на основе понимания, осмысления, осознания, что и становится результатом познания действительности.

Так, первый урок музыки 3-й четверти был посвящен изучению темы «Самый значительный жанр вокальной музыки - опера». Мы попытались ввести учащихся 5-го класса в культурно-исторический контекст данного жанра. История о рождении оперы (XVII век) вызвала живой интерес у школьников. Мысленное погружение в огромный сверкающий огнями зал оперного театра также способствовало раскрытию изучаемой темы («Оркестранты уже настаивают инструменты, предвосхищая что-то загадочное, чудесное <...>, дирижер взмахнул палочкой, и зазвучала удивительная увертюра»). Включение в контекст урока фрагмента передачи канала «Культура» «Шедевры мирового музыкального театра» с трансляцией эпизодов оперы H.A. Римского-Корсакова «Садко» помогло учащимся погрузиться в атмосферу оперного театра, посредством интернет-возможностей школьники стали участниками-слушателями этого спектакля. Данный метод позволил не только раскрыть основные понятия темы, но и предоставил учащимся возможность осознать ценностно-смысловое значение прослушанного музыкального произведения.

в силу своих возрастных особенностей пятиклассники активнее всего включаются в вокально-хоровую деятельность. школьники с наибольшим интересом принимали участие в процессе разучивания песен, однако особенно активизировались они во время их концертного исполнения. Заключительный урок-концерт по теме года «Музыка и другие виды искусств» вызвал огромный интерес у обучающихся, поскольку его концертную программу школьники составляли сами. Лейтмотивом урока стали слова В. Лебедева-Кумача «И тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадет». ребята остановили свой выбор на песнях из кинофильма «Приключения Электроника» Е. Крылатова, «Маленький принц» (муз. М. Таривердиева, сл. н. добронравова), «Планета детства» (муз. A. Журбина, сл. П. Синявского), «Колдунья» (муз. В. Серебрянникова, сл. М. Бородицкой), девочки изъявили желание вспомнить русскую народную песню «Вьюн над водой». Положительные эмоции получили ребята при исполнении

кие науки -

песни Я. Дубравина на слова В. Суслова «Про Емелю».

Новые подходы к организации и проведению урока музыки ориентируют педагога-музыканта на использование современных педагогических технологий. В связи с этим мы акцентировали свое внимание на нетрадиционных формах проведения урока, которые в большей степени активизируют учащихся средних классов в процессе восприятия музыки. учитывая возрастные особенности, мы включили в учебный процесс различные типы и виды уроков, к которым ребята проявляют особый интерес. Большой популярностью у школьников пользовались уроки-дискуссии, диспуты, уроки-размышления, уроки-прелюдии, интегрированные уроки, причем роль музыкального искусства в них являлась ведущей. Приведем пример одного из таких уроков в 6-м классе. Тема урока «Тембры - музыкальные краски» была нацелена на знакомство учащихся со старинными и современными песнями, посвященными великому Бородинскому сражению и показу на отдельных музыкальных примерах воплощения героико-исторической тематики родного отечества. Перелистывая страницы устного журнала, ребята вспоминали о доблести и патриотизме русских солдат, генералов, офицеров, партизан и народных ополченцев, получали новую информацию об историческом и народном фольклоре, военной песне, продолжили знакомство с творчеством нашего земляка Т.Н. Хренникова на примере его песен из спектакля «Давным-давно»: «Давным-давно» и «Колыбельная Светланы» (стихи А. Гладкова).

Принципиальное значение имеет насыщение урока высокохудожественным материалом, поскольку все, что звучит на уроке, воспитывает определенное отношение к музыкальному искусству, формирует вкус и музыкальную культуру в целом. На современном этапе педагог-музыкант вправе выбрать любую программу по музыке, которая имеет различное музыкальное наполнение, включающее примеры композиторской и народной музыки.

Предложенные нами музыкальные произведения не только отвечали тематическому содержанию программы, но и были созвучны жизненному и музыкальному опыту детей. На уроках музыки звучали произведения русских и зарубежных композиторов, народные песни разных стран и песни советских композиторов.

Учитывая интеллектуальную, коммуникативную и творческую активность детей 1112 лет, мы посчитали необходимым сделать акцент на их самообразовании. В связи с этим мы включили в урок музыки различные виды домашнего задания. Например, после изучения темы «Искусства различны, тема едина» в 5-м классе ребятам было предложено следующее задание: найти несколько произведений различных видов искусств, объединенных одной темой - «Природа в искусстве». На основе использования многочисленных информационных ресурсов (специальной литературы, интернет-источников) учащиеся предоставили примеры стихотворений, названия музыкальных произведений, художественных картин по разным временам года:

- осень - А. Пушкин «Осень»; И. Левитан «Золотая осень»; П. Чайковский «Осенняя песня».

- зима - А. Пушкин «Зимний вечер»; А. Вивальди «Времена года»; С. Есенин «Поет зима, аукает»;

- весна - Ф. Тютчев «Весенние воды»; И. Левитан «Весна. Большая вода»; С. Рахманинов «Весенние воды».

Аналогичное задание было дано учащимся 6-го класса. Для раскрытия темы второго урока «Наш вечный спутник» ребятам заранее необходимо было вспомнить или подобрать несколько музыкальных произведений, которые объединены одной темой: природа, мифы, сказки, литературные произведения. Стоит отметить, что только небольшая часть учащихся справилась с данным заданием. В качестве примера ребята приводили названия опер Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Садко», М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Среди композиторов, обращавшихся к теме природы, были названы А. Вивальди и П.И. Чайковский с циклами «Времена года», Э. Григ «Утро». Подборку музыкальных произведений по теме «Мифы» никто из учащихся 6-го класса не выполнил. этот вид задания оказался самым сложным для них.

В связи с тем, что временные рамки урока ограничены, и учитель музыки в должной степени не имеет возможности проконтролировать выполнение домашнего задания в устной форме, учащимся экспериментальных классов было рекомендовано выполнять задания в рабочей тетради «Музыка в моей жизни», включающей два больших раздела: «Музыка в школе» и «Музыка вне школы». Первый из них,

отражая планомерную работу по формированию музыкального вкуса младших подростков на уроке музыки, выступал средством систематизации их знаний, полученных с помощью учителя музыки. Кроме того, в этот же раздел ребята включали информацию по другим видам домашнего задания (отбор музыкальных произведений, название репродукций картин, информаций из журналов, газет и т.д.), необходимых для развития их музыкального кругозора.

например, для учащихся 5-го класса в рамках темы первой четверти «Музыка и литература» было рекомендовано еженедельно просматривать передачу по ТВ «Шедевры мирового музыкального театра» (воскресенье, 18.35, канал «Культура») с кратким письменным разбором передачи, зафиксированным в данной тетради. Так, школьниками были рассмотрены и проанализированы лучшие мировые постановки музыкальных спектаклей, среди которых «Свадьба Фигаро», «Ромео и Джульетта», «Тоска», «Евгений Онегин» и т.д. Для учащихся 6-го класса в рамках темы «Из чего "сделана" музыка» также был запланирован еженедельный просмотр передачи «Сати. Нескучная классика» (понедельник, 20.05, канал «Культура») с аналогичным видом заданий. школьники познакомились с творчеством знаменитых пианистов, скрипачей, оперных примадонн - Д. Хворостовского, М. Плисецкой, Р. Щедрина, Д. Мацуева, Н. Луганского, И. Бут-мана, В. Гергиева и др. героями и гостями телепередачи Сати Спиваковой. Для расширения музыкального кругозора школьников мы намеренно выбирали телепередачи, доступные для их восприятия и рассчитанные не на узкопрофессионального слушателя, а на тех, кто только готовится приобщиться к тайнам классической музыки.

Второй раздел данной тетради был посвящен описанию «встреч» с музыкальным искусством за пределами школы. Здесь учащиеся в свободной форме не только пытались передать свои впечатления об услышанной музыке, но и высказывали собственные суждения о ней. Мы советовали ребятам по возможности сразу фиксировать полученную музыкальную информацию, т.к. со временем эмоциональные переживания ослабевают. Проанализировав полученную информацию в рубриках «Моя фонотека», «Моя видеотека», мы получили возможность изучить предпочтения школьников, узнать их мнение о той музыке, которая вызывает у них непосредственный

педагогические науки

интерес. Регулярно проверялось наличие данной тетради, выполнение домашнего задания, а в конце каждой четверти проводился краткий устный самоотчет по предложенным заданиям.

Наглядные, занимательные, яркие уроки способствовали воспитанию интереса обучающихся к разнообразной музыке, развитию их познавательной активности в связи с возможностью «путешествовать» в информационно-образовательном пространстве в соответствии с личными предпочтениями и в то же время систематически и целенаправленно формировали музыкальный вкус растущей личности. учет влияния среды посредством включения в содержание уроков внепрограммной музыкальной информации позволил изменить принципы и убеждения школьников и воспитать их познавательно-ценностное отношение к музыке. Кроме того, следует подчеркнуть, что успешность образовательного процесса в контексте формирования музыкального вкуса младших подростков на современном этапе в большей степени зависит от активного взаимодействия учителя и учащегося, их общения, а также совместного поиска решения различных музыкально-образовательных проблем.

список литературы

1. Алеев В.В. Музыка. 1-4 классы, 5-8 классы: программы для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2010. 2-е изд., стер.

2. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: учебник. М.: Изд. центр «Академия», 2000.

3. Ефремова И.В. Педагогические условия формирования музыкального вкуса у учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы: дис. ... канд. пед. наук. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2015.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Изд. корпорация «Логос», 2005.

5. Матвеева Н.А. Влияние телевидения на формирование ценностных ориентаций подростков и пути преодоления его негативных последствий: дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2010.

6. Мозгот В.Г. Музыкальный мир личности в полиэтническом регионе: условия возникновения, существования и развития // Мир психологии. 2013. № 3. С. 261-272.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Мин-во образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2011.

8. Цукерман Г.А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопр. психологии. 1998. № 3. С. 17-30. * * *

1. Aleev V.V. Muzyka. 1-4 klassy, 5-8 klassy: programmy dlja obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenij. M.: Drofa, 2010. 2-e izd., ster.

2. Dmitrieva L.G., Chernoivanenko N.M. Metodi-ka muzykal'nogo vospitanija v shkole: uchebnik. M.: Izd. centr «Akademija», 2000.

3. Efremova I.V. Pedagogicheskie uslovija formi-rovanija muzykal'nogo vkusa u uchashhihsja 5-6 klas-sov obshheobrazovatel'noj shkoly: dis. ... kand. ped. nauk. Elec: EGU im. I.A. Bunina, 2015.

4. Zimnjaja I.A. Pedagogicheskaja psihologija. M.: Izd. korporacija «Logos», 2005.

5. Matveeva N.A. Vlijanie televidenija na formi-rovanie cennostnyh orientacij podrostkov i puti preodolenija ego negativnyh posledstvij: dis. ... kand. psihol. nauk. Kursk, 2010.

6. Mozgot V.G. Muzykal'nyj mir lichnosti v polijetnicheskom regione: uslovija vozniknovenija, sushhestvovanija i razvitija // Mir psihologii. 2013. № 3. S. 261-272.

7. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshhego obrazovanija / Min-vo obrazovanija i nauki RF. M.: Prosveshhenie, 2011.

8. Cukerman G.A. Desjati-dvenadcatiletnie shkol'-niki: «nich'ja zemlja» v vozrastnoj psihologii // Vopr. psihologii. 1998. № 3. S. 17-30.

Modern approaches to organizing and conducting music lessons in the context of development of music taste of learners in early teens

The article deals with the possible solutions to the problem of development of music taste of modern school students. The author represents the fragments of music lessons that demonstrate the integration of innovative methods and techniques into the educational process in the implementation of system, activity and contextual approaches that facilitate the mobility of learners in early teens anddevelopment of their readiness to orient in variety of music.

Key words: development of music taste, music teacher, music lesson, system and activity approach, students in their early teens, contextual approach.

(Статья поступила в редакцию 05.10.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.