УДК 32
Исторические и политические науки
Рахимкулова Лейсан Асхатовна, кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры всеобщей истории и философских дисциплин Стерлитамакского филиала БашГУ
ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Аннотация: В статье рассматривается политическая социализация детей школьного возраста через призму особенностей информационного общества и раскрываются различные аспекты этого сложного и важного процесса. В частности, затрагивается проблема изменения роли школы как агента политической социализации и места обществоведческих знаний в содержании процесса политической социализации.
Ключевые слова: информационное общество, политическая социализация, агенты политической социализации, обществоведческое образование, гражданственность.
Annotation: The article considers the political socialization of school-age children through the prism of the features of the information society and reveals various aspects of this complex and important process. In particular, the problem of changing the role of the school as an agent of political socialization and the place of social science knowledge in the content of the process of political socialization is touched upon.
Key words: information society, political socialization, agents of political socialization, social science education, citizenship.
Политическая социализация осуществляется посредством получения, воспринятия, накопления, оценки и уяснения информации о политической
жизни общества. Эта информация и является содержанием процесса политической социализации. Информацию доводят до объекта политической социализации различные субъекты - агенты. Современное информационное общество предъявляет новые требования к содержанию и агентам процесса политической социализации.
Важным этапом политической социализации является школьный возраст. В этом возрасте, в условиях информационного общества колоссальную роль играют средства массовой информации и сеть Интернет, и именно они оказывают колоссальное влияние на процесс политической социализации через информационное воздействие. Очень часто они препятствуют формированию и развитию гражданских и нравственных качеств у молодых людей и особенно молодежи школьного возраста. Результат этого воздействия - равнодушное отношение к праву, к субъектам политической власти, к институту государства.
Необходимость пересмотра содержания процесса и роли агентов политической социализации обусловлена также острыми проблемами современных обществ: ростом преступности среди молодежи, усилением националистических влияний на подрастающее поколение и снижением общей культуры молодежи. В современном российском обществе наблюдается явление депатриотизации. Основные причины данного явления связаны с происходящими в обществе процессами, нередко сопровождаемыми негативными проявлениями: равнодушием, цинизмом, неуважительным отношением к государству, падением престижа военной службы, утратой патриотических чувств в молодежной среде и в российском обществе в целом.
В связи с этим должна быть пересмотрена роль таких агентов политической социализации как государство и школа. Одним из важных направлений деятельности государства и школы на протяжении долгого времени было формирование гражданина. Эта задача остается особо актуальной в условиях информационного общества. Государство закрепляет через свою нормативную систему содержание образования и обществоведческого образования в частности. В ныне существующих
Федеральных государственных образовательных стандартах закрепляются такие положения, как воспитание гражданственности, социальной ответственности, уважение к правам и свободам человека и гражданина, демократическим ценностям современного общества [1; 2].
Средства массовой информации и Интернет формируют у подрастающего поколения определенную политическую картину мира. Задача школы в этих условиях корректировать и где-то даже перестраивать эту политическую картину мира. Именно поэтому в образовательной программе особое внимание должно уделяться такому предмету, как обществознание. Посредством преподавания обществознания становится возможным влиять на содержание политической социализации, воспитать социально-активную личность, способную во взрослой жизни участвовать в созидательных процессах и в интересах Российской Федерации. Особое место и значение в школьном курсе обществознания имеют темы политологического блока, которые оказывают существенное влияние на формирование позитивной гражданской позиции подрастающего поколения.
Изучение тем политологии, особенно в старших классах, воздействует на политическое сознание молодежи и способствует формированию мировоззренческих установок. В процессе преподавания политологического блока ученики получают знания, необходимые для выработки собственного мнения о событиях, происходящих в стране, о её истории, которое не зависело бы ни от господствующих установок, формируемых средствами массовой информации, ни от политической ситуации, ни оценками этих событий различными субъектами и представленными на различных сайтах и блогах в глобальной сети Интернет.
На уроках обществознания школьники учатся применять свои знания на практике и усваивают роли гражданина, избирателя и т.п., правильно ориентироваться в политической и социальной реальности, критически оценить происходящие в мире и стране политические события.
Заложить в обучающихся основы правовой и политической культуры, можно посредством организации исследовательских работ, правовых конкурсов, политических дебатов и дискуссий по проблемам политологического блока школьного курса обществознания, подготовки и представления презентаций, касающихся актуальных проблем современной политической жизни. Для успешной политической социализации и воспитания гражданина следует создавать возможности для закрепления знаний, полученных в ходе уроков, соотнесения их с реальной жизнью, с политическими и социальными процессами и событиями, происходящими в масштабах страны, региона или своего города (района). Реализовать данное направление можно через организацию встречи старшеклассников с представителями государственной и муниципальной власти, правоохранительных органов.
Библиографический список:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основног о общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897). URL: http://ivo.garantru/#/document/55170507/.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413). URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70188902/ .