Политология
УДК 32
РС! 10.21661/Г-470497 Е.А. Матвеева
Избирательный процесс как фактор социализации молодежи
Аннотация
В статье осуществлен анализ процесса политической социализации молодежи и ее факторов. Рассматриваются актуальные вопросы влияния политических организаций на процесс усвоения индивидом ценностей, норм и установок. Именно в молодежной среде формируются образцы отношения и поведения, определяющие стратегию развития национальных и гуманистических традиций, политической культуры и толерантности. И роль политической социализации молодого поколения в связи с этим представляется немаловажной.
I
Ключевые слова: социализация, политическая социализация, избирательный процесс, политическая культура, молодежь, идентификация.
E.A. Matveeva
Election process as a factor of youth socialization
Abstract
The analysis of the process of political socialization of youth and its factors is given in the article. The article covers urgent issues of political organizations influence on the process of adoption of values, standards and attitudes by an individual. It was formed in youth attitudes and behavior patterns that determine the strategy for the development of national and humanistic traditions, political culture and tolerance. And the role of political socialization of the younger generation in this connection it is important.
| Keywords: socialization, political socialization, electoral process, political culture, youth, identification.
Проблема человеческого онтогенеза волновала многих исследователей и мыслителей на протяжении всей человеческой истории. Даже сейчас данный вопрос остается актуальным. С конца XIX века исследования развития личности стали включать в себя помимо биологического развития еще и социальное. Проблема интеграции человека в общество, формирование социальных установок и их последующее влияние на динамику общества в целом стали предметом многих научных исследований. Важным составным звеном социального онтогенеза личности выступает процесс интеграции человека в общество -социализация.
Политический словарь дает следующее определение социализации: Социализация (англ. socialization, от лат. socialis- общественный) - это процесс включения индивида в мир общества, в ходе которого он усваивает образцы поведения, социальные нормы и ценно-
сти, необходимые для успешного функционирования в данном обществе [10, с. 686].
В процессе социализации человеком приобретаются способы поведения, характерные для данного общества, а также представления и убеждения. Само понятие «социализация» в контексте развития личности был введен в оборот американским социологом Ф. Гидденсом в работе «Теория социализации» 1887 г.). Являясь помимо индивидуального процесса еще и общественным, социализация приспосабливает индивида к социально-экономическим условиям, социальным организациям и институтам, помогает осваивать ролевые функции в социуме. Само направление социализации определяется социальным характером общества, через идентификацию индивида со значимым окружением [4, с. 53].
Идентификация - довольно сложный и комплексный процесс, включающий в себя не только формирование представлений личности о себе и чувства принадлеж-
Ро!Ио!оду
ности человека к определенной общности, семье, этнической группе, государству, религиозной общине и т. д., но и о развитии определенной системы норм и взглядов, в том числе и политических, которыми личность будет руководствуется в процессе своей жизнедеятельности. Важным аспектом процесса идентификации выступает его цельность и непротиворечивость личностных взглядов, норм и предпочтений. Фактически в юношеском возрасте формируется обширная система личностных смыслов, которая окончательно превращает индивида в личность [1, с. 134-135].
Одним из главных механизмов самоидентификации личности является частичное отождествление себя с другим субъектом на почве «Идеала Я», «впитывание» определенных манер поведения, социальных установок мнений по конкретным вопросам.
Большинство исследователей отводят широкое место влиянию семьи на социализацию личности. Так, по мнению З. Фрейда, первым идеалом, формирующим внутреннее «Я» индивида являются родители. В своем труде «Я и Оно», говоря о родителях, Фрейд пишет следующее: «Мы знали эти высшие существа, когда были маленькими детьми. Мы ими восхищались и боялись, а позднее воспринимали их в себя» [11, с. 43].
С развитием личности расширяются и ее социальные контакты. И на смену отцу и матери приходят другие авторитетные фигуры, такие как учителя, популярные сверстники и т. д. В нашем случае, в качестве таких авторитетов будут выступать политические лидеры и активные участники избирательного процесса.
Направленность личности, включающая в себя определенные установки и взгляды, может меняться под влиянием тех или иных обстоятельств, возникающих в жизни индивида, однако основной фундамент закладывается в подростковом и юношеском возрасте [1, с. 224].
Для обозначения влияния политических процессов общества и формирования взглядов личности в рамках политических идей используется термин политическая социализация. Само понятие «политическая социализация» возникло лишь в 1954 году при анализе положения беженцев. Позднее данный термин стал появляться в социологических исследованиях посвященным социальным ориентациям детей. Сейчас изучение политической социализации - одно из наиболее популярных направлений на западе [8, с. 76].
Политическая социализация - это, прежде всего, процесс передачи от старшего поколения к младшему политических норм, моделей поведения, а также ценностных ориентаций личности, связанных с политическими процессами в государстве.
Американский политолог Ф. Гринштейн утверждает, что использование этого понятия возможно в следующих ситуациях:
1. При изучении политических ориентаций у детей.
2. При изучении норм и правил, преобладающих в обществе.
3. При изучении влияния различных политических теорий на граждан на любой стадии их жизненного цикла.
4. В ходе наблюдений за деятельностью институтов социализации, которые являются своеобразными каналами воздействия общества на человека [2, с. 3-4].
Процесс интеграции личности в политическую среду имеет сложную структуру и детерминирован обширным числом факторов. Одной из главных сложностей выступает так называемая противоречивость самой политической жизни. Тесная связь сиюминутных выгодных, но иногда и взаимоисключающих решений, ведет к тому, что личности очень сложно ориентироваться в «паутине политических игр» [9, с. 193]
Такая запутанность политического процесса отпугивает многих людей от активного участия в политической жизни. Страх быть обманутым, неверие в силу своего голоса и негативная установка на легитимность выборов ведут к тому, что многие граждане просто игнорируют выборы. Именно такое стереотипное представление о политике делает нынешнее молодое поколение в индифферентном подавляющем большинстве к политической жизни, а процесс политической социализации молодежи в условиях новых политических реалий усложняется и становится более противоречивым.
В нашей работе мы исследуем влияние на становление личности молодых людей такого института социализации, как избирательный процесс, в котором помимо интеграции индивида в активную политическую жизнь страны, происходит так же, и воздействие определенных политических идей, выдвигаемых политическими партиями в период предвыборной агитации. В качестве объекта исследования нами были выбраны молодые люди юношеского возраста, ввиду способности представителей данной группы активно участвовать в избирательном процессе, а также психологической характеристики данного возраста, базирующуюся на постулате о том, что в данный период происходит процесс активной самоидентификации личности, влияние на который оказывают различные внешние факторы, в том числе и политическая ситуация в стране.
Важным аспектом политической социализации, помимо школы и семьи, остаются мероприятия, проводимые политическими партиями, которые так или иначе связаны с избирательным процессом.
Среди прямых способов политической социализации мы можем выделить активную работу с волонтерами. Данный способ привлечения молодежи в политическую жизнь остается на данный момент самым активно реализуемым, так как позволяет добиваться выполнения двух целей одновременно. Первая - привлечение молодых людей к политической партии и формирование у них определенных политических установок. Вторая - это самый выгодный, с точки зрения финансирования, вариант организации предвыборной агитационной программы [6, с. 80].
Давайте теперь рассмотрим непрямые способы политической социализации в большинстве случаев направленные на формирование определенных политических установок. Особая активность в данном направлении
Иегас^е Баепсе | 5 (27) • 2018
35
*
Политология
прослеживается в период предвыборной кампании. К примеру, партия КПРФ в период предвыборных компании реализует достаточно обширное количество мероприятий, связанных с активизацией молодежи. Вспоминаются плакаты «Красным быть модно» а также активное участие известных кумиров молодежи в политической агитации. Помимо привлечения молодежного электората данные действия ведут к формированию определенных установок личности, а точнее к разрушению стереотипного представления о том, что КПРФ - это «партия стариков». В последнее время стало уделяться особое внимание восстановлению пионерского движения, под эгидой КПРФ, которое помимо идеологического воздействия на детей подросткового возраста (самих пионеров) охватывает еще и молодежную среду, выступающую в роли вожатых, которые сами активно обучают и формируют определенные политические взгляды. А обучение других - это лучший способ обучиться самому. В советское время пионерское и комсомольское движения были одними из главных институтов политической социализации молодежи. Четкая программа политического воспитания вкупе с отсутствием альтернативных организаций вело к достаточно сильной идеологизации подрастающего поколения и формированию довольно устойчивой, а иногда и ригидной, политической позиции. Данное направлении остается достаточно перспективным, однако нынешний уровень реализации данной программы оставляет желать лучшего. Активизация пионерских коллективов происходит волнообразно, часто совпадая с периодами предвыборной агитации. В остальное же время про детей просто забывают.
Другие политические партии тоже не стоят на месте. Определенную альтернативу пионерскому движению (с точки зрения реализации функции привлечения молодежного электората) можно назвать организацию партией Единая Россия «Общероссийского Народного фронта» в 2011 Деятельность данной общественной организации в том числе направлена на активизацию участия молодых людей в общественных мероприятиях, в процессе которых так же происходит определенная идеологизация, а, следовательно, и своеобразная социализация личности.
Помимо этого, многие политические партии проводят митинги, связанные либо с предвыборной компанией, либо с определенными праздниками или памятными событиями. Большинство из таких мероприятий организовано на достаточном уровне и имеют концертную программу, организованную зачастую за счет выступления подростковых и молодежных коллективов. Данные мероприятия помимо развлекательного и агитационного характера привлекают самих выступающих, а также людей их поддерживающих, в участие в политическом мероприятии, что в свою очередь ведет к своеобразной активизации политической жизни.
Резюмируя все вышесказанное, хотелось бы отметить, что мероприятия, проводимые политическими партиями, направлены в большей степени на привлечение электората, а, следовательно, и социализация личности в процессе таких мероприятий остается не объективной. Многие молодые люди, просто не видя альтернативных точек зрения,
либо идеологически находятся под влиянием одной политической партии, либо разочаровываются и полностью абстрагируются от политической жизни. На наш взгляд наиболее важным является правильная реализация школьного и профессионального обучения, в рамках которого учащиеся должны получить определенные представления о политических направлениях и способах манипуляций, т.е. фактически социализироваться политически.
В период с 29 марта по 11 апреля 2017 года на базе Бурятского госуниверситета было проведено социологическое исследование представлений молодых людей о влиянии мероприятий, проводимых политическими партиями и самим избирательным процессом на социализацию личности. Выборку исследования составили студенты ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет» в количестве 68 человек. Возраст респондентов варьировался от 18 до 22 лет. Основной формой сбора эмпирических данных выступил метод анкетирования.
Согласно результатам исследования 79,4% опрашиваемых (54 человека) выразили мнение о том, что молодым людям стоит активнее участвовать в политических мероприятиях и подчеркнули важность таких мероприятий для социализации личности. Отрицательный ответ на данный вопрос дало около 15% процентов выборки (10 человек). 79,4% (54 человека) всей выборки ответили, что активная политическая позиция способствует развитию самой личности.
Однако 26,5% (18 человек) в своих ответах указали, что никогда не участвовали в процессе голосования и других политических мероприятиях. Это может быть связано с тем, что в выборке присутствуют люди в возрасте 18 лет, которые еще могли не успеть поучаствовать в процедуре выборов. Данную картину также объясняют результаты по следующему вопросу, в котором 41,2% испытуемых (28 человек) выразили мнение, что их голос на выборах абсолютно ничего не решает.
28,6% (16 человек) участвовали в избирательной компании на стороне одной из партий, однако только 10 человек (17,9% всей выборки) написали, что получили в результате данной работы положительный опыт и знания.
На вопрос знаете ли вы свои права, как избирателя 73,2% процента ответили положительно, остальные дали отрицательный ответ либо не уверены в полноте своих знаний.
Заключение
Исходя их всего вышесказанного мы можем сделать следующие выводы:
По результатам исследования нами обнаружено, что большинство молодых людей знают свои права, как избирателя, а также утвердительно отвечают на вопросы, связанные с позитивным влиянием активной политической жизни на развитие личности. Однако мало кто из опрашиваемых сам лично реализует это на практике, часто мотивируя это тем фактом, что их голос особой роли не сыграет. И тут мы возвращаемся к вопросу о том, что исходя из истории нашей страны (царская власть, власть одной политической партии в СССР) вера в демократические институты до сих пор не возымела должную силу.
Politology
На наш взгляд для решения данной проблемы стоит проводить больше мероприятий для подростков и молодежи, которые позволят сформировать правильные представления об институте выборов.
В результате проведенного анализа литературы, посвященной проблемам социализации и влияния политических мероприятий на формирование личности, мы можем сказать, что мероприятия, проводимые политическими партиями в период избирательной компании в большей степени направлены на «одностороннюю»
социализацию личности в рамках привлечения электората. Однако, участие молодых людей в политических митингах, общественных мероприятиях, пикетах и круглых столах, безусловно, положительно влияет на развитие личности и ее интеграцию в российское общество. Важным остается лишь правильное обучение и формирование адекватных политических установок, которые позволят индивиду критично относиться к обещаниям политиков и осознанно выбирать вектор своей политической направленности.
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений [Текст]. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 384 с.
2. Головин Н.А. Теоретико-методологические основы исследования политической социализации [Текст] / Н.А. Головин. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. - 288 с.
3. Кленина Е.А. Культура политического выбора в современной России [Текст] / Е.А. Кленина, А.Е. Песков // Вестник Астраханского государственного технического университета. - 2012. - №1 (53). - С. 100-104.
4. Криворученко В.К. Социализация молодого поколения в условиях развития демократии и гражданского общества в современной России: политологический аспект [Текст] / В.К. Криворученко // Знание. Понимание. Умение. - 2008. - №3. - С. 53-58.
5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики [Текст]. - М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1959. - 495 с.
6. Новоставский И.Н. Проблемы формирования политической культуры студенческой молодежи в условиях реформ высшей школы [Текст] / И.Н. Новоставский // Сборник конференций НИЦ «Социосфера». - 2016. -№14. - С. 79-83.
7. Панькув И. Стереотипы и политическая практика [Текст] // Элементы теории политики / Под ред. В.П. Макаренко. - Ростов н/Д, 1994.
8. Политология [Текст] / Под ред. С.В. Решетникова. - Минск, 1999. - С. 389.
9. Сальников В.П. «Русский поворот» в политико-правовом дискурсе [Текст] / В.П. Сальников, В.Б. Романовская, М.В. Сальников, Л.Р. Романовская // Ученые записки юридического факультета. - 2015. - №38 (48). -С. 192-198.
10. Современный политологический словарь [Текст] / Под общ. ред. В.И. Даниленко. - М.: Nota Bene, 2000. -1016 с.
11. Фрейд З. Я и ОНО [Текст] / З. Фрейд. - М.: Просвещение, 1989. - 227 с. References
1. Andreeva, G.M. (2001). Sotsial'naia psikhologiia: Uchebnik dlia vysshikh uchebnykh zavedenii., 384. M.: Aspekt Press.
2. Golovin, N.A. (2004). Teoretiko-metodologicheskie osnovy issledovaniia politicheskoi sotsializatsii., 288. SPb.: Izd-vo S.-Peterb. un-ta.
3. Klenina, E.A., & Peskov, A.E. (2012). Kul'tura politicheskogo vybora v sovremennoi Rossii. Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 1 (53), 100-104.
4. Krivoruchenko, VK. (2008). Sotsializatsiia molodogo pokoleniia v usloviiakh razvitiia demokratii i grazhdanskogo obshchestva v sovremennoi Rossii: politologicheskii aspekt. Znanie. Ponimanie. Umenie, 3, 53-58.
5. Leont'ev, A.N. (1959). Problemy razvitiia psikhiki., 495. M.: Izdatel'stvo Akademii pedagogicheskikh nauk RSFSR.
6. Novostavskii, I.N. (2016). Problemy formirovaniia politicheskoi kul'tury studencheskoi molodezhi v usloviiakh reform vysshei shkoly. Sbornik konferentsii NITs Sotsiosfera, 14, 79-83.
7. Pan'kuv, I. (1994). Stereotipy i politicheskaia praktika. Elementy teorii politiki. Rostov-n/D.
8. Reshetnikova, S.V. (1999). Politologiia., 389. Minsk.
9. Sal'nikov, VP., Romanovskaia, V.B., Sal'nikov, M.V., & Romanovskaia, L.R. (2015). "Russkii povorot" v politiko-pravovom diskurse. Uchenye zapiski iuridicheskogo fakul'teta, 38 (48), 192-198.
10. Danilenko, V.I. (2000). Sovremennyi politologicheskii slovar'., 1016. M.: Nota Bene.
11. Freid, Z. (1989). Ia i ONO. M.: Prosveshchenie.
Interactive science | 5 (27) • 2018 37