Социология
Светлана КОЛОБОВА, Елена ШИЧКОВА
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ
Механизм смены поколений является одной из главных движущих сил социального и политического изменения в демократических государствах. Политическая социализация молодежи играет особую роль в перспективе развития любого государства. В Российской Федерации в условиях модернизации политическая социализация приобретает государственный статус, четкую организацию и планирование.
It is clear that generational replacement is one of the main driving forces for social and political change in democracies.
Political socialization of young people plays a special role in the future development of any country. In Russia in the process of modernization political socialization acquired public status, the efficient organization and planning.
Ключевые слова:
политическая социализация молодежи, модернизация в Российской Федерации, инновация, политические ценности, роль образовательного процесса, гендер; political socialization, modernization process in Russia, innovation, political values, role of educational process, gender.
КОЛОБОВА
Светлана
Анатольевна —
к.полит.н.,
доцент кафедры
регионоведения
факультета
международных
отношений
ННГУим.
Н.И. Лобачевского [email protected]
ШИЧКОВА
Елена
Владимировна —
аспирант кафедры
регионоведения
факультета
международных
отношений
ННГУим.
Н.И. Лобачевского
shichkova.elena@
gmail.com
На протяжении двух десятилетий Россия движется по пути политических и экономических преобразований, которые предполагают глубокую внутреннюю перестройку отношений между властью и обществом. Наиболее восприимчивой к трудностям и негативным явлениям современной социально-политической реальности является молодежь, чьи жизненные планы и формирующиеся установки слишком часто сталкиваются с многочисленными проблемами нового миропорядка.
Сегодня молодежь России — это 39,6 млн молодых граждан — 27% от общей численности населения страны. В соответствии со Стратегией государственной молодежной политики в РФ, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года № 1760-р, к категории молодежи в России относятся граждане от 14 до 30 лет.
Именно молодое поколение как стратегический ресурс нации1 определяет модель возможного будущего. Но именно молодежь является наиболее ущемленной социальной группой, поскольку выбор молодым людям приходится совершать под давлением целого ряда социокультурных, политических и экономических факторов. В обществе существуют ожидания определенного уровня человеческого и социального капитала молодежи, их высокого чувства патриотизма, гражданской идентичности, возникновения высокоразвитого и образованного молодого человека, способного нести ответственность за судьбу своей страны. С другой стороны, общество не предлагает новых технологий политического и гражданского воспитания подрастающего поколения.
Естественно, от социального самочувствия молодого поколения россиян зависит и экономическое, и социальное развитие страны, ее безопасность и стабильность. Недаром 2009 г. был объявлен в России Годом молодежи. Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее
1 Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации // Проблемы развития человеческого потенциала в деятельности Совета Федерации (наука, образование, культура) //Аналитический вестник Совета Федерации Фс РФ, 2001, № 10 (141), с. 47; http://www.budgetrf.ru/Publications/ Magazines/VestnikSF/2001/vestniksf14l-10/vestniksf141-10090.htm
потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.
Политическая социализация является ключевым моментом в условиях модернизации общества. Она определяется как процесс усвоения индивидом ценностей, установок, образцов поведения того общества, к которому он принадлежит. Общая тенденция, характерная для нынешнего состояния российского общества, фиксирует деполитизацию и деидеологизацию всего населения, в том числе молодежи. За последнее десятилетие заметно сократилось число сторонников всех основных идейно-политических течений. Доля молодых людей, непосредственно участвующих в политической деятельности, как и 10 лет назад, варьируется в пределах 1—2%. Примерно на том же уровне, что и ранее, остается доля молодежи, активно интересующаяся политикой (14%). Однако по сравнению с периодом десятилетней давности на 20% сократилась доля молодых людей, которые, что называется, «факультативно» (от случая к случаю) следят за политическим процессом, а главное — с трети до половины возросла доля молодого поколения, которое перестало интересоваться политикой1.
Кроме того, демократическое общество в условиях модернизации подразумевает достижение гендерного равенства. В этом контексте становится важным научное осмысление гендерных отношений в политической сфере, особенно их институциональных форм проявления и закрепления. Рассматривая вопрос о государственной молодежной политике, можно сделать однозначный вывод, что категория «гендер» не принята во внимание ни в разработке законодательства в сфере молодежной политики, ни в процессе планирования и проведения мероприятий, проводимых под флагом молодежной политики.
Гендерный анализ подвергает сомнению утверждение о том, что независимо от пола человек испытывает одинаковое воздействие и восприятие культурных образцов и ценностей, политических курсов, программ, реформ, в какой бы
1 Молодежь новой России: ценностные приоритеты : аналитический доклад. — М. : ИС РАН;
http://www. isras.ru/analytical_report_Youth_1_ 3.html
сфере они ни проводились. Только проводимая с учетом гендерной категории молодежная политика прямо характеризует состояние и, если угодно, качество гражданского общества в конкретной стране. Таким образом, основная задача молодежной политики — привить молодому поколению базовые политические ценности, которыми они будут руководствоваться в контексте модернизации нашего государства, воспитать полноправного гражданина и члена общества с учетом гендерного фактора.
Важнейшим условием успешной реализации программы молодежной политики является основанное на конкретных гендерных показателях представление о том, какими интересами живет не просто молодежь в целом, а конкретно юноши и девушки, каков уровень их политической и общественной активности, каково их отношение к политическим и экономическим проблемам и ценностям. Не менее важным является и вопрос о том, какие агенты политической социализации (семья, образование, друзья, СМИ и т.д.) оказывают влияние на формирование ценностных ориентаций юношей, а какие — девушек.
С этой целью авторы в 2009 г. провели исследование, в котором приняли участие 400 студентов Нижнего Новгорода — лидеры молодежных объединений, общественных организаций, представители студенческих советов вузов (соотношение юношей и девушек было равным).
Анализ результатов исследования показал, что системы базовых ценностных ориентаций юношей и девушек во многом сходны. Среди основных общих черт можно выделить: высокий уровень ориентации студентов на семью; низкая ценность социальной активности и профессионализма; высокое значение «хорошей работы», «финансовой независимости», хотя при этом ценности «получения образования» и «высокой квалификации» далеко не на первом месте (см. табл.).
При более детальном рассмотрении можно выделить ряд особенностей, более характерных для молодых мужчин или для женщин. Так, для юношей выше значение «самостоятельности, независимости», «множества друзей», «финансовой независимости», а для девушек более значимы такие ценности, как «доброта, честность, порядочность», «любовь к ближнему»,
201 0’04
ВЛАСТЬ
89
Таблица
Система базовых жизненных ценностей юношей и девушек (по результатам исследования 2009 г.)
Предложенные жизненные ценности %/ранг
для юношей для девушек
Семейное благополучие 77/2 90/2
Хорошие отношения с людьми 62/7 73/4
Приобщение к ценностям духовной культуры 14/18 43/14
Интересная работа 65/6 67/5
Самостоятельность, независимость 74/5 57/10
Правдивость, искренность 38/15 56/11
Любовь к ближнему 42/14 60/8
Вера в Бога 1/19 27/18
Уважение к старшим 29/16 46/13
Доброта, честность, порядочность 51/11 65/6
Множество друзей 54/9 41/15
Внешняя красота 5/20 0/20
Достижение определенного профессионального уровня 52/10 50/12
Хорошие знакомые 45/13 32/18
Авторитет коллег 28/17 24/19
Финансовая независимость 75/4 61/7
Получение образования 56/8 58/9
Любовь, секс, интимная жизнь 50/12 26/16
Здоровье 87/1 90/1
Успехи детей 76/3 81/3
«уважение к старшим», «приобщение к ценностям духовной культуры».
Базовые ценности влияют и на выбор политический. В этой связи были рассмотрены такие параметры, как интерес к политике, политическим событиям, оценка их значимости. Данные проведенного нами исследования показывают, что сегодня интерес к политике проявляют в большей степени юноши (75%), чем девушки (52%). Причем интерес к политике у юношей связан не столько со стремлением разобраться в политической ситуации, что проявляется у девушек, сколько с желанием понять, как различные политичес-
кие события повлияют на их ближайшее будущее.
В ходе исследования было выяснено, что наибольшее влияние на политические взгляды и убеждения молодежи оказывают семья, дружеское окружение и средства массовой информации. Вуз не имеет достаточного влияния на формирование политического сознания молодежи обоих полов. Но, по мнению 62% девушек и 38% юношей, именно система образования и воспитания должна стать ведущим инструментом формирования политических взглядов.
Открытому демократическому обществу
необходимы такие качества, как толерантность, критическое мышление, независимость. Без гендерного образования эти качества не будут воспитаны, и, как следствие, не будут сформированы гармоничные гендерные отношения. Гендерный подход создает другой взгляд на мир, на собственную роль в обществе, на отношения с другими людьми, с представителями другого пола, что приводит к серьезным изменениям в мировоззрении, к формированию более активной гражданской позиции, в конечном счете — к изменению общественного сознания. Все это можно назвать новым качеством образования, а внедрение гендерной категории в педагогический процесс имеет принципиальное значение.
Кроме того, институт социализации предполагает особое отношение к сфере труда. Четкое разделение по гендерному признаку, существующее в областях специализации, профессиональной деятельности и практике найма на работу, является препятствием для обеспечения полного равноправия молодых женщин и мужчин на рабочем месте. Для изменения ситуации на рынке труда необходимо принимать меры для оказания воздействия на молодых людей до того, как они выберут профессию. Поэтому основное внимание следует уделить профессиональной ориентации и практической профессиональной подготовке юношей и девушек.
В постановке цели получения интересной работы, материального достатка, качественного образования юноши и девушки почти не отличаются. Однако в осознании возможности реализации данных установок ощутима разница. Девушки зачастую смиряются с мыслью, что не смогут добиться поставленных целей. Здесь в силу, помимо прочих, вступает гендерный стереотип. Как отмечает ведущий отечественный исследователь в области гендерных отношений Н.М. Римашевская, такая особая полифункциональность привела к закреплению за женщиной трех ролей — матери, хозяйки дома, работницы общественного производства и заметно повлияла на распределение рабочей силы в области общественного производства, существенно феминизировав сферу «человек — человек»1.
Мужчина также переживает особый ком-
1 Женщины в обществе: реалии, проблемы, перспективы / отв. редактор Н.М. Римашевская. — М., 1991, с. 13.
плекс проблем, связанных с обязательным конструированием себя как успешного, успевающего и имеющего высокий социальный статус дельца, отца семейства, «кормильца». Влияние гендерных стереотипов относительно собственного карьерного роста начинает проявляться уже в подростковый период, когда личность осуществляет первый профессиональный выбор.
При этом, если мы хотим улучшить стиль жизни, благосостояние и здоровье юношей и девушек, для нас не менее важно изучить роль гендера в трудовой жизни и определять цели превентивной деятельности точно и эффективно. Молодых людей следует мотивировать к обсуждению их благосостояния и здоровья с гендерной точки зрения. В то же время такой диалог с молодыми людьми следует вести на сформулированных ими условиях и с учетом их позиции.
В условиях модернизации общества и растущих требований к человеческому капиталу государственная молодежная политика должна стать инструментом развития и инновационного преобразования страны. На данном этапе становления и развития молодежной политики должен присутствовать комплексный подход в ее реализации с учетом гендерных характеристик. Реализация ее основывается на координации деятельности всех органов, осуществляющих социальную политику государства, при нормативном, правовом, управленческом, финансовом ее обеспечении. На практике ее реализация встретила (и встречает) большие трудности и требует нового концептуального оформления.
Политика по отношению к молодежи должна строиться на принципах гражданского общества, ведущим признаком которого является гендерное равенство. Такой подход будет способствовать укреплению самого демократического общества. Необходимо проведение гендерной экспертизы уже существующего законодательства по молодежной политике, внедрение гендерной составляющей в разработку новых законопроектов.
Данные проведенного исследования свидетельствуют о том, что, по мнению 61% девушек и 39% юношей, политическая сфера в России пока не стала полем деятельности равноправных политических акторов, а женская дискриминация в обществе до сих пор существует.