EVALUATION OF THE LEVEL OF INTERETHNIC TOLERANCE
IN TULA REGION
E.S. Sycheva
Based on the results of the sociological research, conducted by means of a questionnaire study among the inhabitants of Tula region, the author analyzed the level of interethnic tolerance in the region. The author gives an overview of the interaction of indigenous population and migrants. There were specified the possible reasons for reducing interethnic tolerance in Tula region.
Key words: interethnic tolerance, xenophobia, ethnocentrism, migrants, migration policy, "RussianMarch", multiculturalism.
Sycheva Ekaterina Sergeevna, post-graduate student, morgana8f@rambler.ru, Russia, Tula, Tula State University.
УДК 316.346.32-053.6
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ОПТИМИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ А ДАПТАЦИИ МОЛОДЕЖИ
В.П. Щербакова
Рассматриваются теоретические и практические аспекты государственной молодежной политики в современной России как важнейшего фактора, детерминирующего успешность социальной адаптации молодежи в условиях изменения парадигмы социализации.
Ключевые слова: молодежь, государственная молодежная политика, диверсификация государственной молодежной политики, социализация, социальная адаптация молодежи, направления государственной молодежной политики, инновационный потенциал молодежи.
Проблема эффективности государственной молодежной политики актуальна и в теоретическом, и в практическом ракурсах. В этой связи за последнее время появилось достаточно публикаций отечественных авторов, посвященных исследованию молодежной политики (МП) как отражению проводимой в стране политики.[ 1, 2]. В статье проанализированы особенности формирования молодежной политики в Российской Федерации и направления ее развития.
Кардинальные преобразования российского общества коренным образом изменили парадигму социализации молодежи. В настоящее время в процессе социализации преобладает адаптационная составляющая. Одним из факторов обеспечения более благоприятной адаптации является госу-
дарственная молодежная политика [3]. Роль институтов семьи и образования как важнейших в социализации существенно снизилась в современном российском обществе. Сложился «дисфункциональный тип социализации, характеризующийся превалированием стихийной составляющей социализации, что влечет за собой сокращение объема воспроизводства гражданских ценностей при сопутствующем расширенном формировании как индивидуально - достижительных, так и нигилистических, криминогенных личностных ориентаций» [4].
Строительство гражданского общества и обеспечение национальной безопасности России могут основываться на реализации активного (в условиях перемен и реформ), инновационного потенциала молодежи, т.е. потенциала, прежде всего производящего, организующего, созидающего.
При этом необходимо соблюдение трех принципов.
1. Обеспечение субъекта деятельности необходимыми ресурсами (информацией, знаниями, образами, материальными и финансовыми и т.д.) для активной самореализации, создания среды и системы включения сопровождения.
2. Создание развитой и богатой социальной структуры, отражающей разнообразие интересов разных слоев и групп, способности демонстрировать различные стили жизни, нормы и образы во всех сферах жизни общества.
3. Подготовка самой личности, развитие ее внутренней свободы, умения участвовать в институтах гражданского общества, способностей к самоорганизации.
Исследователи рассматривают государственную молодежную политику и в контексте реализации инновационного потенциала молодежи с учетом изменений в общественной жизни России и утверждения руководством страны инновационного курса развития [5].
Принципы, пронизывающие все направления государственной молодежной политики (далее ГМП), должны составить принципы или условия построения гражданского общества. Они определяли способы, формы и методы реализации данных направлений, т.е. активный молодежный потенциал.
Активно рассматриваются методологические проблемы и условия реализации долгосрочной стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации. Исследованы объективные причины недостаточной эффективности мер государственной молодежной политики в решении социальных проблем [6]. Государственная молодежная политика может оказывать действенное влияние и на формирование гражданской культуры молодых людей, на эффективность их социализации. Так, Коря-ковцева О.А.и Климов О.А. поднимают вопрос о роли государственной молодежной политики в развитии гражданской активности молодежи Рос-
сии в эпоху перемен и подчеркивают необходимость создания государственно-общественной системы социализации молодежи [7].
В русле нашего исследования мы понимаем государственную молодежную политику в широком смысле слова как неотъемлемую составляющую стратегии развития российского общества с целью создания правовых, социально-экономических, организационных, информационных условий для социальной адаптации, формирования инновационного потенциала различных категорий молодежи, ее самореализации в экономической, политической, образовательной, семейно-бытовой, социокультурной и других сферах деятельности, повышения ее субъектности для воспитания патриотических и гражданских качеств. ГМП отражает стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре страны, на соблюдение прав человека.
Авторами постоянно рассматривается процесс становления законодательной базы государственной молодежной политики, анализируются основные нормативно-правовые акты, регламентирующие положение молодежи [8]. В настоящее время ГМП в России развивается на основании стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением правительства РФ от 18. 12. 2006 г. № 1760 - р. Стратегия разработана на период до 2016 г. и определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь, включающих задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов.
Государственная молодежная политика определяется как система «формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной реализации молодежи для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности».
Государственная молодежная политика формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления при участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц.» Стратегия ориентирована преимущественно на граждан РФ в возрасте от 14 до 30 лет, в том числе на молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также на молодые семьи [9].
Эффективность государственной молодежной политики можно оценивать как по объективным, так и по субъективным показателям. Об эффективности государственной молодежной политики во многом можно судить по степени вовлеченности молодежи в деятельность молодежных
объединений, так как это свидетельствует о ее субъектности [10, 11] . По данным на 2010 г. общее количество молодежи по 83 субъектам Российской Федерации 35 650 982 чел. Всего детских и общественных объединений по субъектам 14 053. В Центральном федеральном округе 3 736. Общее количество молодежи, охваченной в субъектах Российской Федерации детскими и общественными объединениями 7 815 665 чел. В Тульской области 363 500 чел молодежи, что составляет 23,5 % от всей численности населения. При этом детских и общественных объединений 35. Количество молодежи, охваченной в Тульской области детскими и общественными объединениями 33 654 500/ чел. [12].
В 71 субъекте Российской Федерации, что составляет 85,5 % всех регионов, реализация основных направлений молодежной политики в регионе осуществляется на основе собственного закона. Нет базового закона о молодежи в следующих субъектах Российской Федерации: Чукотском автономном округе, Забайкальском, Пермском краях, Астраханской, Белгородской, Мурманской, Новгородской, Пензенской, Псковской, Сахалинской, Свердловской, Смоленской областях.
Выделим приоритетные направления, по которым имеются региональные законодательные акты.
1. Г осударственная поддержка детских и молодежных общественных объединений - 38,0 %.
2. Профилактика ПАВ, формирование здорового образа жизни -20,0 %.
3. Обеспечение молодых семей жильем - 13,0 %.
4. Трудоустройство молодежи, квотирование рабочих мест - 8,0 %.
5. Создание молодежных парламентов - 6,0 %.
6. Патриотическое воспитание подростков молодежи - 6,0 %.
7. Социальная поддержка отдельных категорий молодежи - 6,0 %.
8. Поддержка талантливой молодежи - 3,0 %.
Распределение программ по основным направлениям выглядит следующим образом.
1. Общие аспекты реализации региональной молодежной политики -
21 %.
2. Пропаганда здорового образа жизни в молодежной среде. - 23 %.
3. Духовно-нравственное воспитание подростков и молодежи - 20 %.
4. Обеспечение жильем молодых семей - 18 %.
5. Поддержка молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации, - 8 %.
6. Трудоустройство молодежи - 4 %.
7. Поддержка молодых семей - 3 %.
8. Поддержка талантливой молодежи - 2 %.
9. Поддержка молодежных общественных организаций - 1 %.
Практически во всех субъектах Российской Федерации реализуются
целевые программы для молодежи. Всего в субъектах Российской Федерации реализуется более 286 программ, в которых отражены меры государственной политики в отношении регионального молодежного социума. Программный механизм рассматривается в качестве важнейшего средства решения молодежных проблем субъекта. Комплексный характер региональных программ способствует реализации основных направлений молодежной политики субъекта, позволяет расставить наиболее важные акценты во временной перспективе (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные программы), учитывает влияние государственных мер на стабилизацию или модернизацию социально-экономической, социально-
политической, социокультурной сфер регионального пространства [13].
От того, насколько активна позиция молодежи, будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований. Однако результаты исследований показывают, что в федеральных выборах участвует менее половины молодых россиян. В деятельности общественных организаций принимают участие только 2,7 % молодых людей [14]. ГМП разрабатывается и реализуется с учетом социальноэкономического развития страны на основе следующих принципов:
- выделение приоритетных направлений;
- учет интересов и потребностей различных групп молодежи;
- участие молодых граждан в разработке и реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики;
- взаимодействие государства, институтов гражданского общества и представителей бизнеса;
- информационная открытость;
- независимость оценки результатов Стратегии.
ГМП формируется с учетом социокультурных особенностей страны и понимается не только как деятельность органов по работе с молодежью, но и всех возможных субъектов, обеспечивающих ее практическую реализацию. Так, Кибанов А.Я. рассматривает актуальные вопросы развития молодежной политики Российской Федерации, особенности ее реализации в европейских и азиатских странах и США, участие в этом процессе международных организаций, государства, бизнеса, некоммерческого сектора, возможные направления молодежной политики [15].
ГМП в РФ будет реализована по следующим направлениям:
- вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития;
- развитие созидательной активности молодежи;
- интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.
Для реализации приоритетных направлений ГМП предусмотрены национальные проекты, имеющие как содержательную, так и адресную направленность. Указанные направления подразделяются на основные
цели и виды работ. Так, для реализации вовлечения молодежи в социальную практику и ее информирования о потенциальных возможностях развития предусмотрены следующие проекты: «Российская молодежная информационная сеть «Новый взгляд»; «Доброволец России»; «Карьера»; «Молодая семья России». Для реализации направления развитие созидательной активности молодежи предусмотрены проекты «Команда» и «Успех в твоих руках». Для реализации направления интеграции молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества, предусмотрен проект «Шаг навстречу».
Для реализации Стратегии развития ГМП необходим механизм. Фактически основой такого механизма являются указанные национальные проекты. В рамках проектов на федеральном уровне основными составляющими механизмов являются мероприятия, программы, конкурсы, всероссийские молодежные акции. На региональном уровне важнейшими составляющими механизмов выступают условия для решения задач, определяемых Стратегией. Важно подчеркнуть, что для каждого проекта разрабатывается технико-экономическое обоснование, содержащее цели, основные приоритеты и значения индикаторов ГМП.
В Тульском регионе ГМП осуществляется на основании Закона Тульской области «О государственной молодежной политике», принятом Тульской Областной Думой 15. 06. 2000 г., Закона Тульской области» о внесении изменений в Закон Тульской области «О государственной молодежной политике в Тульской области», принятом Тульской Областной Думой 24. 11. 2005 г., Закона Тульской области «Об Областной целевой программе «Молодежь Тульской области» на 2007 - 2011 годы», принятом Тульской Областной Думой 15. 02. 2007 г.
В Законе Тульской области «О государственной молодежной политике», ГМП определяется как составная часть государственной молодежной политики Российской Федерации, представляющая собой деятельность органов государственной власти области, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц, направленную на создание системы правовых, финансовых, кадровых, социально- экономических и организационных мер, условий и гарантий для становления, развития, воспитания и самореализации молодежи в общественной жизни, для защиты ее прав и законных и интересов [16, с. 32 ]. Основным направлением ГМП Тульской области является государственная поддержка молодежных и детских общественных объединений, которой посвящена III глава Закона. Она включает формы этой поддержки (Ст. 6 ), ее механизм (Ст. 7), поддержку программ детских и МОО (Ст. 8) Организационное обеспечение ГМП осуществляется на основе деятельности социальных служб и проведения один раз в три года областного конгресса молодежи [16, с. 35 - 38].
В результате проведения мероприятий Года молодежи активизация работы с молодежью произошла не только на федеральном уровне. Как отмечают эксперты, реализация нового проектного комплекса государственной молодежной политики привела к активизации этой политики на региональном уровне. «Со стороны власти стало заметно больше внимания к молодежи. Заметно, что Год молодежи - это не сиюминутная политическая акция, а полноценная работа на перспективу. «Год молодежи дал энергетический толчок - это его главный результат. Благодаря ему, почти повсеместно местные элиты и губернаторы хотят иметь в своем регионе хороший молодежный проект. В регионах произошла мобилизация сил. Губернаторы посмотрели - и у них пробудилось определенное тщеславие, желание сделать свой молодежный форум.
Кроме «СелиСах-2009» (Сахалинская область) и «Байкала-2020» (Иркутская область) можно называть такие региональные лагеря, как образовательный форум «Волга-2009» (Волгоградская область), «СелиАс-2009» (Астраханская область), «Селистарт» (Тульская область) и др.
Проведение Года молодежи благоприятно сказалось даже на деятельности молодежных организаций, напрямую в его мероприятиях не задействованных. Отмечается, что региональные и местные власти стали с большим вниманием относиться детским и молодежным общественным объединениям.
Представители молодежных организаций выделяют ряд проектов и мероприятий, реализованных в течение Года молодежи, и рассчитывают, что данные проекты получат развитие и в следующем году. В первую очередь это касается Молодежного образовательного форума «Селигер» и стратегических проектов государственной молодежной политики, реализация которых была начата в рамках Г ода молодежи. В этот список попадают и мероприятия, формально в план мероприятий Года не входившие, но, несомненно, обязанные своим появлением на свет проведению Года молодежи, - такие как «Молодежная дискуссионная площадка».
Эксперты полагают, что «год удался и он отличался от предыдущих лет многими начатыми проектами в области молодежной политики. «Селигер», собравший 50 тысяч участников, - это очень серьезное достижение. Основа, заложенная в этот год, даст серьезный результат в последующий период».
Подчеркивалось также, что «итог года - дан стратегический импульс.
В 2009-м году, объявленном Годом молодежи, Росмолодежь реализовала 9 проектов по приоритетным направлениям: «Лидерство», «Ты -предприниматель», «Территория», «Технология добра», «Артпарад», «Россия для всех», «Информационный поток», «Зворыкинский проект», «Православие».
По сути, проведение Года молодежи являлось одним общероссийским проектом, направленным на формирование новой системы конструктивного взаимодействия регионов, налаживания ими как горизонтальных, так и вертикальных связей, для получения заданного результата, для мобилизации молодежного ресурса и поддержки молодых людей, которые желают себя реализовать в каких-либо предложенных сферах деятельности. Критерием успешности проводимых мероприятий в этом случае будет являться качество механизма реализации запущенных проектов.
Наиболее высоко эксперты оценили Зворыкинский проект и завершавший его Всероссийский молодежный инновационный конвент. Успешности проекта не повредило то, что количество его участников (с учетом его специфики) было значительно меньше, чем в других проектах Года молодежи. Несмотря на скепсис, имевший место в начале запуска Зворы-кинского проекта, по мере его реализации общественное мнение сместилось к положительным оценкам - прежде всего за счет его «аполитичности» и достаточно высокому уровню требований к качеству проработки инновационных проектов. К числу достижений этого проекта эксперты относят серьезный интерес со стороны представителей научной сферы. К числу наиболее высокорейтинговых эксперты относят и проект «Ты -предприниматель». Большое количество привлеченных к участию в нем молодых людей является одним из индикаторов успешности данного проекта.
Стоит отметить, что в 2009 г. фактически завершился процесс создания во всех регионах молодежных парламентов, в том числе на муниципальном уровне. Одним из наиболее заметных результатов Года молодежи эксперты считают повышение политической активности молодых людей, рост у них интереса к участию в консультативных структурах при региональных органах власти. Региональные власти также стали серьезнее относится к работе молодежных парламентов и правительств. Во многом это связано с тем, что поддержка данной формы политической активности стала показателем качества работы регионов в рамках Года молодежи.
Одним из существенных результатов Г ода молодежи эксперты называют также изменение отношения к Росмолодежи, как организатору проектов в сфере ГМП. Многие из наблюдателей изначально ожидали от мероприятий Года излишне политизированной и даже откровенно пропагандистской направленности. Однако реальная работа, направленная на выявление и поддержку талантливой молодежи во всем ее разнообразии, осуществляемая через новую, проектную форму, послужила фактором, способствующим снижению уровня критического отношения к самой Росмо-лодежи, ее руководству и её деятельности.
Эксперты позитивно оценили Год молодежи. Так, Илья Леонтьев, координатор образовательных проектов Томского регионального штаба МГЕР, отмечал, что Год молодежи должен стать зеркалом будущего раз-
вития России, а значит, должен быть соотнесен со стратегией 2020. Подчеркивалось, что удалось решить одну из самых важных задач, стоящих при реализации государственной молодежной политики как на федеральном, так на региональном и муниципальном уровнях. Это создание системы социальных лифтов для молодежи
Комплексный подход в сфере молодежной политики возможен только при системной работе. Но механизм такой системы пока не разработан до конца. Возникает необходимость не только в тщательном изучении всех материалов и документации проведенных проектов и мероприятий Года молодежи, но и в серьезной работе по формированию критериев государственной молодежной политики как таковой [17].
Принципиальные изменения социально-экономической и информационно-коммуникативной среды, в которой происходит и осуществляется социализация молодежи, а также новые стратегические задачи и новые глобальные вызовы актуализируют дальнейшую модернизацию молодежной политики.
В результате модернизации должны быть решены как задачи повышения качества социализации и самореализации молодых людей, так и задачи управления приращением и эффективным использованием молодежного человеческого капитала страны.
При этом необходимо учитывать, что базовые процессы социализации молодежи, связанные с взращиванием высоконравственной, образованной, патриотичной, творческой, здоровой личности молодого человека, и соответственно проблемы гражданской идентичности, ценностных установок, увеличения человеческого капитала принципиально не могут быть решены усилиями одного или нескольких ведомств и требуют создания механизмов межведомственного и надведомственного регулирования со значимым участием представителей молодежи. Комплексный, общенациональный характер молодежной политики до сих пор не осознается в полной мере, что во многом определяет ее слабость. Но патернализм в отношении молодежи не должен осуществляться бездумно. Важным является вопрос о нахождении в структуре и содержании ГМП оптимального соотношения между адресной поддержкой, социальной защитой молодежи и созданием условий, необходимых для активного включения в процессы функционирования и преобразования общества, развития способностей молодых людей к социальной адаптации, самоорганизации, саморазвитию [18].
Первоочередными задачами государства относительно молодежной сферы сегодня должны стать: коренное повышение приоритетности молодежной политики в практической деятельности органов власти всех уровней, развитие инфраструктуры работы с молодежью, формирование системных взаимоотношений с молодежным сообществом как субъектом молодежной политики.
Важнейшими условиями для успешной модернизации молодежной политики, прежде всего, являются: построение системы целеполагания и комплекса целевых показателей; нормативное их закрепление, оптимизация и развитие отраслевой инфраструктуры, а также повышение эффективности и результативности имеющихся и обновленных ее механизмов.
Можно выделить четыре основных направления развития и совершенствования инфраструктуры: 1) увеличение количества, доступности и оснащенности учреждений молодежной сферы; 2) повышение кадровой обеспеченности; 3) наращивание объема и эффективности финансирования и 4) создание современной научно-методической базы по реализации молодежной политики.
Со стороны государства также можно выделить и четыре основных механизма реализации молодежной политики - это нормативно-правовое регулирование в данной сфере, создание и совершенствование организационных форм по реализации молодежной политики, целевые программы и информационное воздействие [12].
В течение последних 20 лет происходили изменения в федеральных структурах, не всегда сохранялась преемственность достигнутых результатов ГМП. На сегодняшний день на федеральном уровне в сфере молодежной политики действует Минспорттуризм России и Федеральное агентство по делам молодежи. В субъектах РФ реализацию МП осуществляют два министерства, десять объединенных министерств, шесть государственных комитетов, двадцать два комитета по молодежной политике, пять агентств, тринадцать департаментов шестнадцать управлений в рамках других министерств, девять отделов. Молодежными проблемами занимаются более 150 учреждений регионального значения и более 4500 муниципальных учреждений сферы молодежной политики, в которых работают свыше 100000 специалистов [19, с. 159].
Несмотря на достижения, ГМП нуждается в дальнейшем теоретическом обосновании специфики различных социально-статусных категорий молодежи, ее возрастных особенностей, места проживания гражданской зрелости и др. для дальнейшей диверсификации. Кроме того, дифференциация молодежной политики предусматривает и непременный учет при ее концептуальной проработке гендерного аспекта. Так, С. Колобова, Е. Шичкова полагают, что «... демократическая общество в условиях модернизации подразумевает достижение гендерного равенства., категория гендер не принята во внимание ни в разработке законодательства в сфере молодежной политики, ни в процессе планирование и проведения мероприятий, проводимых под флагом молодежной политики.» ...., основная задача молодежной политики - привить молодому поколению базовые политические ценности, которыми они будут руководствоваться в контексте модернизации нашего государства, воспитывать полноправного гражданина и члена общества с учетом гендерного фактора» [20, с. 88].
Эти исследователи отмечают необходимость внедрения гендерного подхода в концептуальные основы молодежной политики, важность его учета при повышении качества образования для воспитания таких качеств, как толерантность, критическое мышление, независимость, для осознании собственной роли в обществе во взаимоотношении с противоположным полом, профессиональной ориентации и практической профессиональной подготовке юношей и девушек, так как существует четкое разделение по гендерному признаку в областях специализации, профессиональной деятельности и практики найма на работу. Последнее является препятствием для обеспечения полного равноправия молодых женщин и мужчин на рабочем месте.
Также акцент исследователей делается на формальном и реальном содержании государственной молодежной политики, на выявлении специфики ее реализации как на федеральном, так и на субрегиональном уровнях, обосновываются и перспективы более эффективного использования управленческого и экономического потенциала молодежной политики [21].
Выводы.
1. Для ГМП в современной России остаются актуальными следующие принципы: а) обеспечение субъекта деятельности необходимыми ресурсами; б) подготовка самой личности, развитие ее внутренней свободы, умение участвовать в институтах гражданского общества, способностей к самоорганизации; в) развитие инновационного потенциала молодежи.
2. На концептуальном уровне в понимании ГМП произошли существенные изменения. До принятия Стратегии эти направления выделялись с учетом специфики молодежных проблем и необходимости их реализации в различных сферах деятельности. В концептуальные основы ГМП вновь включено понятие гражданское общество, что предусматривает развитие молодежного движения, способствует развитию субъектности молодежи, повышению ее социального статуса, привлечению к участию в формировании ГМП, решению своих проблем, повышению уровня ее адаптированности.
3. ГМП имеет конкретное воплощение в деятельности региональных органов по работе с молодежью. В Тульском регионе успешно реализуются такие направления, как гражданское и патриотическое воспитание, оказание помощи в трудоустройстве, развитие и активизация деятельности молодежных общественных объединений, поддержка талантливой молодежи.
4. Несмотря на значительные достижения в сфере ГМП, развивающейся экспансивно, она нуждается в дальнейшем совершенствовании. ГМП может оптимизироваться и в плане разработки механизмов реализации таких приоритетных направлений, как помощь в социализации, самореализации, социальной адаптации, и в
ракурсе диверсификации. Последняя должна учитывать гетерогенность молодежи по гендерному признаку, по социальным категориям, по типам поселений для осуществления поиска более эффективных адаптационных стратегий и интеграции молодежи в общество для участия ее в инновационном развитии России.
5. Государственная молодежная политика в условиях трансформации российского общества может являться одним из основных факторов инновационного преобразования России. Она должна стать важнейшим способом оптимизации социальной адаптации молодежи, условием формирования позитивных, прежде всего инновационных, адаптационных стратегий, Дальнейшее совершенствование ГМП может оказать важное влияние на повышение индекса развития молодежи, ее самореализацию и интеграцию в общество.
Список литературы
1. Антипина Н Л. Проблемы молодежи в России как отражение молодежной политики // Академический вестник. 2013. № 2. С. 119-126.
2. Степанищенко О. В. Актуальные проблемы формирования молодежной политики в Российской Федерации // Научный журнал КубГАУ, 2012. №10. С.1003-1013.
3. Щербакова В.П. Государственная молодежная политика в современной России как фактор оптимизации социальной адаптации// Изв. ТулГУ. Сер. Гуманитарные науки. 2012. Вып. 3. С. 276-288.
4. Кубякин Е. Социализация российской молодежи в условиях глобализации информационного пространства // Власть. 2011. № 3.
5. Луков В.А., Погорский Э.К., Тихомиров Д.А. Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений //Знание. Понимание. Умение. 2011. №4. С. 231-236.
6. Грабельных Т.И. Государственная молодежная политика в контексте проблем формирования гражданского общества: методологический аспект // Изв. Иркутской государственной экономической академии. 2012.
№ 5. С. 29-29.
7. Коряковцева О.А., Климов О.А. Государственная молодежная политика в современной России: развитие гражданской активности молодежи // Вестник Костром. гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. 2013. Т. 19. № 2.
С. 170-173.
8. Меркулов П.А. Опыт нормативно-правового регулирования молодежной политики в постсоветской России // Власть. 2013. № 1.
С. 106-108.
9. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006г. N 1760-р.
10. Констанитинова Л.А., Лаврикова А.А. Ценностные ориентации как фактор социальной стратификации современного российского общества// Изв. ТулГУ. Сер. Гуманитарные науки. 2012. Вып. 2. С. 212-218.
11. Щербакова В.П. Социальное самочувствие молодежи. Интегральный показатель ее адаптации к общественным переменам в России// Изв. ТулГУ. Сер. Гуманитарные науки. 2011. Вып. 3. С. 221-233.
12. Доклад "Молодёжная политика в Российской Федерации". Июнь 2009. // Государственный Совет РФ. 26 февраля. 2010.
13. Государственный совет Российской Федерации. Доклад "Молодёжная политика в Российской Федерации". Июнь. 2009.
14. Батанина И.А., Констанитинова Л.А. Социальная дистанция через призму политических установок молодежи// Изв. ТулГУ. Сер. Гуманитарные науки. 2012. Вып. 2. С. 223-230.
15. Кибанов А. Я. Реализация молодежной политики в Российской Федерации: монография. М.: ИНФРА-М, 2012. 148с.
16. Реализация государственной молодежной политики в Тульской области; нормативно-правовая база сферы молодежной политики. Тула: ООО РИФ «Инфра», 2007 . 115 с.
17. http://depms.tomsk.ru/68-itogi-goda-molodyozhi.html
18. Ховрин С. А. Государственная молодежная политика: синтез патернализма и социального партнерства // СГЗ. 2007. № 1.
19. Тарцан. В. Н. Государственная молодежная политика современной России // Полис. 2010. № 3.
20. Колобова С., Шичкова Е. Политическая социализация молодежи: гендерный аспект // Власть. 2010. № 4.
21. Митрофанова И.В., Мордвинцев И.А., Митрофанова И.А. Потенциал модернизации государственной молодежной политики // Изв. Волгоград. гос. техн. ун-та. 2013. Т. 15. № 5. С. 80-88.
Щербакова Вера Петровна, канд. социол. наук, доц., Vera 19.57 @ mail. Ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.
STATE YOUTH POLICY AS A FACTOR OF SOCIAL ADAPTATION
OF YOUNG PEOPLE
V.P. Shcherbakova
The State Youth Policy as the most important factor determining the successful social adaptation of young people in modern Russia in the conditions of change of the paradigm of socialization is viewed in the article.
Key words: young people, state youth policy, social adaptation, socialization, diversification of state youth policy, state programs for youth, trends of state youth policy, innovative potential of youth.
Shcherbakova Vera Petrovna, candidate of sociological science, docent, Vera 19.57 @,mail.ru, Russia, Tula, Tula State University.