Научная статья на тему 'Бщественные объединения как эффективный инструмент политико-правовой социализации молодежи'

Бщественные объединения как эффективный инструмент политико-правовой социализации молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
207
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / МОЛОДЕЖЬ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ASSOCIATIONS / YOUTH / POLITICAL AND LEGAL SOCIALIZATION / CIVIL SOCIETY / STATE YOUTH POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Щеголева Наталья Анатольевна, Щеголев Сергей Дмитриевич

В статье анализируется процесс политико-правовой социализации. Обоснована необходимость и приоритетность формирования активной жизненной позиции современной молодежи с целью построения гражданского общества, правового государства. Авторы акцентируют внимание на целесообразность не только разработки, но эффективной реализация институтами гражданского общества и органами публичной власти системы разноплановых мер, направленных на его поддержку и развитие молодежных объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Щеголева Наталья Анатольевна, Щеголев Сергей Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the process of political and legal socialization. The necessity to prioritize the formation of active life position of today's youth with the aim of building a civil society and rule of law. The authors emphasize the advisability of not only development, but the effective implementation of the civil society and public authorities versatile system of measures aimed at its support and development of youth associations

Текст научной работы на тему «Бщественные объединения как эффективный инструмент политико-правовой социализации молодежи»

УДК: 323. 213 DOI: 10.12737/20386

Щеголева Наталья Анатольевна, кандидат юридических наук,

декан юридического факультета, Российская академия народного

хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,

Орловский филиал, (Российская Федерация, г.Орел)

е-mail: [email protected]

Щеголев Сергей Дмитриевич, магистрант кафедры

конституционного и муниципального права,

Российская академия народного хозяйства и государственной

службы при Президенте РФ, Орловский филиал,

(Российская Федерация, г. Орел), e-mail:[email protected]

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ

В статье анализируется процесс политико-правовой социализации. Обоснована необходимость и приоритетность формирования активной жизненной позиции современной молодежи с целью построения гражданского общества, правового государства. Авторы акцентируют внимание на целесообразность не только разработки, но эффективной реализация институтами гражданского общества и органами публичной власти системы разноплановых мер, направленных на его поддержку и развитие молодежных объединений.

Ключевые слова: общественные объединения, молодежь, политическая и правовая социализация, гражданское общество, государственная молодежная политика

PUBLIC ASSOCIATIONS AS AN EFFECTIVE TOOL FOR POLITICAL AND LEGAL SOCIALIZATION OF YOUTH

Shchegoleva N.A., Candidate of Juridical Sciences, Docent, Head of the Department of Constitutional and Municipal Law, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration of the Orel branch, Russian Federation, Orel, e-mail: [email protected] Shchegolev S.D., Master Student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration of the Orel branch, Russian Federation, Orel, e-mail: E-mail:[email protected]

The article analyzes the process of political and legal socialization. The necessity to prioritize the formation of active life position of today's youth with the aim of building a civil society and rule of law. The authors emphasize the advisability of not only development, but the effective implementation of the civil society and public authorities versatile system of measures aimed at its support and development of youth associations/

Keywords: associations, youth, political and legal socialization, civil society, the state youth policy.

Социализация как научная категория в широком смысле понимается как деятельность человека, в процессе которой он осваивает мир, изменяет его, развивается и совершенствуется сам. Наиболее общими показателями социализированности являются такие, как включенность молодежи в социально значимые виды деятельности, ценностное отношение к миру, способность к взаимодействию и общению с обществом и людьми, наличие социального опыта.

Процесс социализации подразумевает создание государством благоприятных условий для успешной интеграции молодого поколения в культуру современной цивилизации, нравственные, этнические и религиозные традиции, принятие им как ценности этических и правовых норм, общегуманистических принципов образа жизни общества, а также целостного мировоззрения, являющегося для государства системообразующим.

Благоприятным процесс политико-правовой социализации молодого поколения является тогда, когда государство строит общественные отношения на принципах социально справедливого экономического обмена, при консолиди-рованности граждан, открытости информации о деятельности органов публичной власти1.

В настоящее время данные социологических исследований показывают, что молодежь современной России не удовлетворена своим положением, уровнем защиты своих прав и законных интересов, не уверена в будущем. К числу наиболее актуальных проблем относят распространение наркомании, алкоголизма, необеспеченность жильем, рост цен и инфля-

1 См.: Мельников А.В. Эффективная модель политической социализации// Власть. 2016.-№ 3.-С. 201-204; Малик Е.Н., Мельников А.В.Специфика политической субъектности российской молодежи в условиях современности // Актуальные проблемы государственного и муниципального управления в условиях гло-бализационных процессов в мире Международная научно-практическая конференция, посвященная 50-летнему юбилею кафедры Социальных наук и государственного управления МГОУ. Ответственный редактор Г. И. Пещеров. - 2015. - С. 290-297.

цию, безработицу, коррупцию, рост преступности, межэтнические противоречия, уровень культуры и нравственности людей. На первое место молодежь ставит проблемы экономического характера и социально-экономической политики в целом. Не удовлетворены своим материальным положением более половины респондентов2.

Вместе с тем, для части молодежи характерны наряду с правовым нигилизмом и политической индифферентностью амбициозность жизненных целей и планов, завышенный уровень ожиданий и притязаний.

Известно, что молодежь в силу низкого социального статуса, недостаточного уровня образования, отсутствия социальных навыков и профессионального опыта оказывается наиболее незащищенной группой населения, нуждающейся в целенаправленной государственной поддержке в условиях, характеризующихся высоким уровнем безработицы, сложной криминогенной обстановкой. Актуальной проблемой становится обособленность молодежи от жизни страны в целом, ее замкнутость внутри этнических общностей. Вследствие этого молодые люди, будучи восприимчивыми к радикальным взглядам и моделям поведения как способу решения своих проблем, могут стать объектами воздействия со стороны националистических и религиозных экстремистов, стремящихся сформировать негативное отношение к представителям других этнических групп.

Следует отметить, что молодежь испытывает потребность в социально значимой деятель-

2 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") // СЗ РФ. - 24.11.2008. - N 47. Ст. 5489; Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 N 165-р (ред. от 26.12.2014) <Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа до 2020 года> // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 04.01.2015)

ности, где она ощущает себя субъектом общественной жизни. Для повышения политико-правовой активности молодежи необходима ее организация и участие в значимых мероприятиях, например, вовлечение молодежи в волонтерскую деятельность, в деятельность объединений обучающихся, профессиональных союзов, позволяющую самореализоваться, активизировать потенциала молодого поколения.

Все вышесказанное предопределяет необходимость создания и активизации механизмов политико-правовой социализации молодежи, где молодежь и объект, и субъект указанного процесса. Общество всегда, так или иначе, стремится интегрировать личность и устранить неудобные для него индивидуальные проявления, сформировать необходимые личностные структуры, которые способствовали бы его стабильности и стратегическим целям развития. Однако сегодня усвоение человеком социальных норм и ценностей происходит в условиях аномии, характеризующейся отсутствием духовно-нравственной, правовой регуляции поведения и ведущей к дезинтеграции общества. Кроме того, на примере молодежных объединений, с одной стороны, можно констатировать, что они основаны на стремлении самой молодежи объединиться на основе собственных интересов и ценностей, что является особенно ценным. С другой стороны, они инициируются и используются со стороны других социальных групп, прежде всего власти, с целью направленной социализации, воспитания, мобилизации и контроля молодежи.

Действительно общественные объединения являются эффективным инструментом политико-правовой социализации молодежи. Молодые люди, являющиеся членами общественных организаций, отличаются общественной активностью и социальным оптимизмом, правовой культурой, приобретают навыки конструктивной и организованной деятельности, в процессе которой у них формируются гражданские качества. На современном этапе исторического развития России необходима разработка и реализация институтами гражданского общества и органами публичной власти системы разноплановых мер, адресованных молодому поколению, направ-

ленных на его поддержку и развитие молодежных объединений1.

Следует отметить, что общественные объединения2, следует классифицировать в зависимости от следующих признаков:

- по форме (общественные и религиозные организации, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, фонды (социальные и благотворительные), ассоциации, союзы, общины, избирательные объединения, казачество, товарищества);

- по отношению к государству (государственные и негосударственные);

- по субъектам, создающим общественные объединения (например, объединение работодателей3);

- по характеру субъектов (молодежные, детские объединения, собственники жилья4 и др.)

- по территории и отрасли (профессиональные союзы и др.);

1 Постановление Правительства РФ от 16.05.2016 N 427 «Об утверждении Правил предоставления в 2016 году субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных организаций в сфере молодежной политики» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19.05.2016.

2 Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об общественных объединениях» // Официальный интернет-портал правовой информации - и^: http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 02.06.2016).

3 См.: Ст.33 ТК РФ «Объединение работодателей -некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления». // СЗ РФ от 7 января 2002 г. (Ч. I). -№ 1. - Ст. 3. Ст. 33.

4 Товарищество собственников жилья - некоммерческая организация, форма объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом. // Федеральный закон от 15 июня 1996 г. № 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" // СЗ РФ 17 июня 1996. - № 25. - Ст. 2963.

- по отношению к избирательному процессу (политические партии, избирательные объединения и т.п.);

- по легальности деятельности (тайные1 и нетайные объединения).

Механизм же обеспечения (гарантирования) деятельности общественных объединений на наш взгляд следует представить в совокупности следующих элементов:

- создание общественных объединений любой организационно-правовой формы или отказ от создания общественных объединений. Принуждение запрещено. Равные основания осуществления регистрации уставов, равные основания отказа в регистрации и прекращение деятельности общественных объединений;

- невмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и невмешательство объединений в деятельность государственных органов и должностных лиц;

- осуществление внутриорганизационной деятельности («право внутриорганизационной автономии»2);

- образования союзов (ассоциаций) общественных объединений;

- вступление общественных объединений в международные связи и международные неправительственные объединения;

- реализация целей и интересов общественных объединений. Недопущение злоупотреблений свободой объединения;

- контроль и надзор за деятельностью общественных объединений;

- защита нарушенных прав общественных объединений;

- равная ответственность общественных объединений за нарушение законодательства.

1 См: Бурлуцкая Л.А. Тайные общества, или кто правит миром? - М., 2000.; Боголюбов Н. Тайные общества ХХ века// www.patriotica.ru/history/ bogolubov. ; Гекертон И. Тайные общества всех веков и стран. -М., 1995. - С.480.

2 См.: Доклад Шутько Д.В. Права человека: итоги

века, тенденции, перспективы // Государство и право. - 2001. - №5. - С. 99.

Предложенные элементы механизма обеспечения деятельности общественных объединений, работающие в системе, позволят осуществлять организацию и деятельность общественных объединений, являющихся эффективным инструментом политико-правовой социализации молодежи.

Использование указанного механизма в целях разрешения образовательных конфликтов, осуществления культурно-массовой, спортивно-оздоровительной, учебно-воспитательной, информационной, правовой и социальной деятельности активизирует ресурсы объединений обучающихся, с организацией их деятельности на паритетных началах с представителями администрации образовательной организации, с привлечением авторитетных для сторон специалистов из сотрудников учебного заведения. Такой подход позволит реализовать государственную молодежную политику государства3, привлечь активную молодежь к участию в управлении организациями и государством в связи с тем, что молодежь - основной потенциал формирования гражданского общества и правового государства общества.

В настоящее время на уровне образовательных учреждений выделяют следующие виды организационных структур студенческого самоуправления:

1. Орган общественной самодеятельности, выполняющий функции студенческого самоуправления (студенческий совет, студенческий деканат, студенческие научно-производственные отряды, студенческие комитеты, студенческие клубы по интересам и т. д.); статус органа может определяться приказом ректора (директора), другим локальным актом образовательного учреждения или договором между органом самоуправления и администрацией образовательного учреждения.

2. Профсоюзная организация студентов, выполняющая функции органа студенческой само-

3 Елисеев А.Л. Опыт нормативно-правового регулирования государственной молодежной политики в современной России// Среднерусский вестник общественных наук. - 2015. - № 2 (38). - С. 125-128.

деятельности. Статус и полномочия профсоюзной организации в сфере студенческого самоуправления определяются коллективным договором (соглашением).

3. Орган студенческого самоуправления в форме общественного объединения. Таким объединением может быть студенческий совет, союз студентов данного образовательного учреждения или отделение муниципальной, региональной, межрегиональной, общероссийской общественной организации, заключившей договор с образовательным учреждением; статус этой организации определяется соглашением между объединением и администрацией образовательного учреждения.

4. Профсоюзная организация студентов выполняет функции социальной защиты студентов и занимается реализацией социально значимых программ (проектов) и поддержкой инициатив студенческой молодёжи.

Итак, еще в 2008 году Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") отмечалось, что государственную молодежную политику следует рассматривать как самостоятельное направление деятельности государства, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития страны, реализуемое на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодежными организациями. Достижение поставленной цели предполагается осуществить за счет решения ряда задач. Важнейшей задачей является развитие всех моделей молодежного самоуправления и самоорганизации в ученических, студенческих, трудовых коллективах по месту жительства; популяризации с использованием программ общественных объединений и социальной рекламы общественных ценностей, таких, как здоровье, труд, семья, толерантность, права человека, патриотизм, служение отечеству, от-

ветственность, активная жизненная и гражданская позиция1

Таким образом, весьма важным направлением политико-правовой социализации нам представляется формирование активной жизненной позиции современной молодежи не только в рамках достижения личного материального успеха и благополучия, но и социально-политической, правовой сфере. Иными словами, речь идет о необходимости эффективной реализации государственной молодежной политики с целью формирования активной гражданской позиции современной молодежи, которая примет участие в построении правового государства.

Библиография:

1. Бурлуцкая Л.А. Тайные общества, или кто правит миром? - М., 2000.; Боголюбов Н. Тайные общества ХХ века// www.patriotica.ru/history/ bogolubov. ; Гекертон И. Тайные общества всех веков и стран. - М., 1995. - С.480.

2. Доклад Шутько Д.В. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы// Государства и право. - 2001. - №5. - С. 99.

3. Елисеев А.Л. Опыт нормативно-правового регулирования государственной молодежной политики в современной России// Среднерусский вестник общественных наук. - 2015. - № 2 (38). - С. 125-128.

4.Малик Е.Н., Мельников А.В.Специфика политической субъектности российской молодежи в условиях современности // Актуальные проблемы государственного и муниципального управления в условиях глобализационных про-

1 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009). О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // СЗ РФ. - 24.11.2008. - N 47. -Ст. 5489; Приказ Минобрнауки России от 17.12.2012 N 1058 (ред. от 17.08.2015) «О Всероссийском конкурсе молодежных проектов» (вместе с «Порядком проведения Всероссийского конкурса молодежных проектов») (Зарегистрировано в Минюсте России 15.01.2013 N 26529) // Официальный интернет-портал правовой информации-11И-: http://www.pravo.gov.ru. 21.09.2015

цессов в мире Международная научно-практическая конференция, посвященная 50-летнему юбилею кафедры Социальных наук и государственного управления МГОУ. Ответственный редактор Г. И. Пещеров. - 2015. -С. 290-297.

5. Мельников А.В. Эффективная модель политической социализации// Власть. - 2016. -№ 3. - С. 201-204.

References:

1. Burluckaya L.A. Tajnye obshchestva, ili kto pravit mirom? - M., 2000.; Bogolyubov N. Tajnye obshchestva HKH veka// www.patriotica.ru/history/ bogolubov. ; Gekerton I. Tajnye obshchestva vsekh vekov i stran. - M., 1995. - s.480. (In Russ.)

2. Doklad SHut'ko D.V. Prava cheloveka: itogi veka, tendencii, perspektivy // Gosudarstva i pravo. - 2001. - №5. - S. 99. (In Russ.)

3. Eliseev A.L. Opyt normativno-pravovogo reg-ulirovaniya gosudarstvennoj molodezhnoj politiki v sovremennoj Rossii// Srednerusskij vestnik ob-shchestvennyh nauk. 2015. - №2(38).- S.125- 128. (In Russ.)

4. Malik E.N., Mel'nikov A.V.Specifika politich-eskoj sub"ektnosti rossijskoj molodezhi v usloviyah sovremennosti // Aktual'nye problemy gosudar-stvennogo i municipal'nogo upravleniya v usloviyah globalizacionnyh processov v mire Mezhdunarod-naya nauchno-prakticheskaya konferenciya, posvyashchennaya 50-letnemu yubileyu kafedry Social'nyh nauk i gosudarstvennogo upravleniya MGOU. Otvetstvennyj redaktor G. I. Peshcherov. -2015. - S. 290-297. (In Russ.)

5. Mel'nikov A.V. EHffektivnaya model' politich-eskoj socializacii// Vlast'. - 2016. - № 3. -S.201-204. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.