УДК: 316.42:35 DOI: 10.22394/2071-2367-2017-12-4-108-115
СТУДЕНЧЕСКАЯ ПРОФСОЮЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК МОДЕЛЬ МОЛОДЕЖНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Щеголев СД.1
Автором обоснована объективная потребность современного общества в развитии социальной активности молодежи. В статье рассматривается современное состояние и перспективы развития студенческого самоуправления. Структурированы процессы вовлечения студентов в разрешение проблем, возникающих в период обучения, а также изучены права на участие в процессах молодежного самоуправления.
Исследованы фрагментарные закрепления государственной молодежной политики в нормативных правовых актах как федерального, так и регионального уровней. Как следствие, дифференциация правового поля требует создания единого нормативного правового акта о государственной молодежной политике.
Анализируя различные модели молодежного самоуправления (студенческие советы, первичные профсоюзные организации и другие). Автор аргументирует вывод об эффективности студенческих профсоюзных организаций и формулирует предложения, повышающие результативность и эффективность самоуправления обучающихся в целях создания благоприятных условий для реализации молодежной политики.
Ключевые слова: самоуправление, молодежь, профсоюзная организация, молодежная политика, общественное объединение
STUDENT TRADE- UNION ORGANIZATION AS A MODEL OF YOUTH SELF-GOVERNMENT
SHCHEGOLEV S.D. - Master Student, Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel),e-mail: [email protected]
The author substantiates the objective need of modern society in the development of social activity of youth. The article examines the current state and prospects for the development of student self-government. The processes of involving students in resolving the problems are structured that arise during the period of study, as well as the rights to participate in the processes of youth self-government are studied.
Fragmentary consolidations of state youth policy in normative legal acts of both federal and regional levels are studied. As a consequence, the differentiation of the legal field requires the creation of a single normative legal act on state youth policy.
Analyzing various models of youth self-government (student councils, primary trade union organizations and others), the author proves the conclusion about the efficiency of student trade union organizations and gives some proposals that increase the efficiency of student self-government in order to create favorable conditions for the implementation of youth policy.
Keywords: self-government, youth, trade-union organization, youth policy, public association.
Щеголев Сергей Дмитрий - магистрант, Среднерусский институт управления - филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, адрес: 302028, г. Орёл, б. Победы, 5а, e-mail: [email protected]
Цель статьи - рассмотреть одну из эффективных моделей молодежного самоуправления -студенческую профсоюзную организацию, предложив технологии и формы реализации политико-правовой социализации молодого поколения во взаимодействии с государством и институтами гражданского общества.
В ходе формирования российского правового государства повышается роль и значение институтов гражданского общества, расширяются и укрепляются общественные структуры, формируются общественные отношения, участником которых является студенческая молодежь. Объективной потребностью современного общества является развитие социальной активности молодежи, включенность студентов в разрешение проблем государства, собственных, а также образовательных организаций, в которых обучается молодое поколение. Следует отметить, что исследование потенциала студенческой молодежи привлекало внимание ученых - представителей различных отраслей знания как за рубежом, так и в России: М.Вебер1, Т.Парсонс2, Иванов А.Е.3, Нечаев Д.Н.4, Коряковцева О.А.5, Проказина Н.В.6, Меркулов П.А.7 и другие. Учеными исследуются факторы повышения активности молодежи8, эффективность технологий социального проектирования9, особенности организации молодежных форумов10, участие молодежи в политических организациях11, при этом комплексных исследований сферы участия обучающейся молодежи в общественных объединениях, а тем более сферы самоуправления, не достаточно. В этой связи особый интерес представляет современное состояние регулирования права обучающихся на участие в общественных объединениях12, в том числе в профессиональных союзах, а также на создание общественных объединений обучающихся13.
Обращаясь к анализу российского законодательства, следует отметить, что
1Вебер М. Избранные произведения/ пер. с нем.; сост.общ.ред. и послесл. Ю.Н.Давыдова; предисл. П.П.Гайденко. - М.: Прогресс, 1990. - 808с.
2Парсонс Т.О. О структуре социального действия / изд. 2-е - М.: Академический Проект, 2002. - 880с.
3Иванов А.Е. Студенческая корпорация России конца XIX - начала XX века: опыт культурной и политической самоорганизации. - М.: Новый хронограф, 2004. - 408с.
"Нечаев Д.Н. Молодежные организации в политической системе ФРГ (80-е - начала 90-х годов ХХ века) Воронеж: ВГУ, 2002. - 174с.
5Коряковцева О.А. Государственная молодежная политика как фактор общественно-политической активности молодежи в постсоветской России: дис. ...д-ра полит. наук: 23.00.02 - Ярославль, 2010. - 400с.
6Проказина Н.В. Студенчество в системе самоуправления: факторы развития социальных отношений в вузе: дис....канд. соц. наук: 22.00.08. - Орел, 2003. - 197с.
7Меркулов П.А. Молодежная политика в России: государственные и общественные управленческие практики. Научная монография. - Орёл, 2017.
8 Ре!ег80п S.A. Biologi and Political: The Cutting Edge/S.A.Peterson, A.S.Somit// Biologi and Political (Research in Biopolitics, Volume 9). - Emerald Group Publishing Limited, 2011. -P.205-229.
9 Бочаров О.Е. Социальное проектирование как фактор формирование гражданской позиции студентов: дис....канд.пед.наук: 13.00.02. - Кострома, 2009. - С.8.
10 Крылов Т.А. Форум «Селигер»: синергия мысли, кристаллизация идей/ Человеческий капитал и профессиональное образование. - 2012. - №3. - С. 66-67.
11 Гендугова М.Н. Формирование гражданственности молодежи в современной России: дис. .канд. социол. наук: 22.00.08. - М, 2011. - 190с.; Громов Д. Уличные акции молодежных политизированных сообществ как объект социально-антропологического изучения: дис. ... д-ра ист. наук: 07.00.07. - М, 2013. - 432.
12 Щеголев С.Д., Щеголева Н.А. Общественные объединения как эффективный инструмент политико-правовой социализации молодежи// Вестник государственного и муниципального управления. - 2016. - Т. 5. - № 2. -С. 138-143.
13 Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017, с изм. от 05.07.2017)// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru -01.05.2017
государственная молодежная политика нашла свое отражение в нормативных правых актах, принимаемых как на уровне Российской Федерации, ее субъектов, а также на уровне местного самоуправления:
Федеральный закон от 28.06.1995 N 98-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»;
Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президентом РФ 28.11.2014 N Пр-2753);
Постановление ВС РФ от 03.06.1993 N 5090-1 «Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации»;
Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»;
Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»;
Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 N 326-р «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года»;
Распоряжение Правительства РФ от 12.12.2015 N 2570-р (ред. от 28.07.2017) «О плане мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
Закон Орловской области от 03.12.2010 N 1154-ОЗ (ред. от 25.12.2013) «О государственной молодежной политике в Орловской области»;
Распоряжение Губернатора Орловской области от 25.04.2017 N 20-р
«О создании Студенческого совета при Губернаторе Орловской области и утверждении его состава»;
Постановление Правительства Орловской области от 29.12.2012 N 520 (ред. от 31.05.2017) «Об утверждении государственной программы Орловской области «Молодежь Орловщины» и другие акты.
Нами перечислен лишь ряд нормативных правовых актов, позволяющих реализовать право на самоуправление, осуществляемое в целях обеспечения реализации прав, обучающихся на участие в управлении образовательным процессом, решения важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развития ее социальной активности, поддержки и реализации социальных инициатив. В настоящее время назрела объективная необходимость принятия федерального закона о государственной молодежной политике, который непременно будет представлен общественности для обсуждения.
Формами студенческого самоуправления в образовательных учреждениях в соответствии с Письмом Рособразования от 19.02.2007 N 231/12-16 «О студенческом самоуправлении»1 могут являться:
- первичные профсоюзные организации студентов образовательных учреждений;
- студенческие комиссии объединенных первичных профсоюзных организаций, другие студенческие общественные объединения, которые действуют в соответствии с Федеральным
1 Письмом Рособразования от 19.02.2007 N 231/12-16 «О студенческом самоуправлении»// Официальные документы в образовании. - N 8. - 2007.
законом «Об общественных объединениях»;
- студенческие советы;
- комитеты;
- бюро и множество других форм.
Важно, что на законодательном уровне закреплены обязанности органов управления образовательного учреждения по содействию развитию системы студенческого самоуправления и координирования их работы. При этом обучающиеся самостоятельно формируют систему студенческого самоуправления, учитывая особенности образовательного учреждения и сложившиеся традиции.
Итак, участие обучающихся в управлении образовательной организацией является одной из важнейших форм реализации права на управление делами государства1 в связи с тем, что таким образом молодежь начинает проявлять свою активную жизненную позицию, отвечая на запросы общества.
В декабре 2012 года был принят Федеральный закон «Об образовании в РФ», который содержит статью 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования». В соответствии с ней обучающимся предоставляются различные академические права, в числе которых закреплено и право на участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом.
В отношении реализации права на участие в управлении образовательной организацией отметим, что наибольшее распространение получили студенческие общественные организации (органы студенческого самоуправления), которые создаются с целью представления и защиты интересов студентов как наименее защищенных субъектов образовательных правоотношений перед администрацией высшего учебного заведения: студенческие профсоюзы, студенческие советы, студенческие союзы.
Так, студенческий совет, являющийся одной из форм самоуправления образовательного учреждения, создается в целях обеспечения реализации прав, обучающихся на участие в управлении образовательным процессом, решения важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развития ее социальной активности, поддержки и реализации социальных инициатив. Помимо сугубо организационных вопросов задачами студенческого совета являются содействие в решении образовательных, социально-бытовых и прочих вопросов, затрагивающих интересы студентов и аспирантов; сохранение и развитие демократических традиций студенчества2. Так, например, в РАНХиГС создан Студенческий Совет Академии - постоянно действующий коллегиальный орган студенческого самоуправления Академии, деятельность которого направлена на обеспечение реализации прав, обучающихся на управление образовательным процессом, решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие ее социальной активности, поддержку и реализацию социальных инициатив, а также оценку качества образовательного процесса. (Положение о Студенческом совете). Студенческие советы созданы и эффективно работают во всей филиальной сети: Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, Северозападный институт управления и других. Таким образом, в случае возникновения конфликтных ситуаций и споров студенческий совет играет немаловажную роль в урегулировании проблем.
1 Щеголева Н.А. Право на участие в управлении делами государства: понятие и ограничения// Среднерусский вестник общественных наук. - 2011. - №3. - С 114-116.
2 О Примерном положении о студенческом Совете в образовательном учреждении (филиале) высшего профессионального образования// Официальные документы в образовании: Письмо Минобрнауки России от 10 октября 2006 г. - № АФ-234/06. - 2006. - № 30.
Другая и, на наш взгляд, наиболее эффективная модель самоуправления - профсоюзная организация студентов, статус и полномочия которой регламентируется коллективным договором (соглашением). Особо следует отметить то, что приоритетной функцией профсоюзной организации студентов является социальная защита студентов, тогда как иные общественные объединения реализуют социально значимые проекты и осуществляют поддержку молодежных инициатив.
Важное значение имеет закрепление прав и гарантий профсоюзов в федеральном законодательстве, в частности в федеральном законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»1. Профсоюзные студенческие организации, действуют в рамках единой общегосударственной структуры, объединяющей молодёжь с другими категориями граждан. Эти и другие особенности дают студенческим профсоюзам, функционирующим на принципах самоуправления, значительное преимущество и позволяют выполнять функцию регулирования отношений между администрацией вуза и студентами посредствам социального партнерства.
Согласно статистике, в России насчитывается около 23,2% молодежи в возрасте от 18 до 22 лет. Именно в этом возрасте есть все возможности для раскрытия потенциала студентов и развития сформированных в вузе общекультурных и профессиональных компетенций.
Таким образом, первичные профсоюзные организации студентов и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по индивидуальным и коллективным вопросам, связанным с получением образования отношений, в том числе и реализацией социальных и экономических прав и законных интересов обучающихся. Все проблемы, возникающие в процессе обучения в образовательной организации, необходимо решать путём переговоров и закреплять локальными актами образовательных организаций, в обсуждении которых должны принимать активнейшее участие органы студенческого самоуправления.
Мы солидарны с мнением Лучникова А.Н.2, Меркулова П.А.3, Малик Е.Н.4, считающих необходимым выделить в качестве дополнительных задач, стоящих перед студенческим самоуправлением и, в частности, перед студенческими профсоюзными организациями, следующие:
1. подготовка молодых граждан с активной жизненной позицией, наличием чётких моральных и социальных установок (организация политико-правовых школ; включение в резерв студентов-победителей конкурсов; мониторинг социальной мобильности участников);
2. преодоление правового нигилизма и формирование устойчивого уважения к законодательству и правовым нормам (активное участие в деятельности правовых клиник, волонтерское движение в сфере юридического консультирования не только подрастающего поколения, но и людей пенсионного возраста и др.);
3. осуществление общественного контроля за деятельностью образовательной
1 Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ// СЗ РФ. - 07.01.2002. - N 1 (ч. 1). - Ст. 3.
2 Лучников А.Н. Студенческая профсоюзная организация как важная часть системы студенческого самоуправления // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. 2011. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/studencheskaya-profsoyuznaya-organizatsiya-kak-vazhnaya-chast-sistemy-studencheskogo-samoupravleniya (дата обращения: 01.04.2017)
3 Меркулов П.А. Молодежная политика в России: государственные и общественные управленческие практики. Научная монография. - Орёл, 2017. - С. 105-106.
4 Меркулов П.А., Малик Е.Н. Государственная политика в сфере политической грамотности и политического воспитания российской молодежи // Власть. - 2016. - № 4. - С. 83.
организации1 (взаимодействие различных моделей самоуправления обучающихся и поиск путей повышения эффективности их деятельности);
4. профориентационная работа (мониторинг эффективности прохождения практик, предусмотренных учебными планами образовательных организаций; мастер-классы с работодателями; решение проблем занятости молодежи в результате развития молодежного предпринимательства и др.);
5. участие в реализации государственной молодёжной политики (активное взаимодействие с министерством образования по вопросам установления критериев эффективности деятельности первичных профсоюзных организаций, а также студенческих советов и иных моделей самоуправления; увеличения площадок для организация молодежных образовательных форумов, создающих условия для самореализации личности и социальной мобильности).
Студенческое самоуправление в форме студенческой профсоюзной организации - это реальная форма студенческой демократии, а также условие реализации и творческой, и научно-исследовательской активности, формирования профессиональных компетенций, обучающихся в образовательных учреждениях, а главное - средство эффективной защиты их прав и законных интересов. Для достижения уставных целей и решения задач первичная профсоюзная организация осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, формирует профсоюзный бюджет и управляет им, создает фонды солидарности, забастовочные, пенсионные, страховые и культурно-просветительные фонды, фонды обучения и подготовки кадров, а также другие фонды на основе принципов законности, самостоятельности, независимости, добровольности, что позволяет сформулировать вывод о том, что студенческие профсоюзные организации являются наиболее эффективной моделью самоуправления.
Библиография/References:
1. Бочаров О.Е. Социальное проектирование как фактор формирование гражданской позиции студентов: дисс....канд.пед.наук. - Кострома, 2009.
2. Вебер М. Избранные произведения / пер. с нем.; сост.общ.ред. и послесл. Ю.Н.Давыдова; предисл. П.П.Гайденко. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.
3. Гендугова М.Н. Формирование гражданственности молодежи в современной России: дисс. .канд. социол.наук. - М, 2011. - 190 с.
4. Громов Д. Уличные акции молодежных политизированных сообществ как объект социально-антропологического изучения: дис... д-ра ист.наук. - М., 2013. - 432 с.
5. Иванов А.Е. Студенческая корпорация России конца XIX - начала XX века: опыт культурной и политической самоорганизации. - М.: Новый хронограф, 2004. - 408 с.
6. Коряковцева О.А. Государственная молодежная политика как фактор общественно-политической активности молодежи в постсоветской России: дис. ...д-ра полит.наук. -Ярославль, 2010. - 400 с.
7. Крылов Т.А. Форум «Селигер»: синергия мысли, кристаллизация идей // Человеческий капитал и профессиональное образование. - 2012. - №3. - С. 66 - 67.
1 Червинская А.П., Щеголева Н.А. Право граждан на осуществление общественного контроля в России: конституционно-правовое регулирование// Среднерусский вестник общественных наук. - 2017. - Т. 12. - № 1. - С. 238.
8. Лучников А.Н. Студенческая профсоюзная организация как важная часть системы студенческого самоуправления // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. - 2011. - №4. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ studencheskaya-profsoyuznaya-organizatsiya-kak-vazhnaya-chast-sistemy-studencheskogo-samoupravleniya.
9. Меркулов П.А. Молодежная политика в России: государственные и общественные управленческие практики. Научная монография. - Орёл, 2017.
10. Меркулов П.А., Малик Е.Н. Государственная политика в сфере политической грамотности и политического воспитания российской молодежи // Власть. - 2016. - № 4. - С. 83 - 87.
11. Нечаев Д.Н. Молодежные организации в политической системе ФРГ (80-е - начала 90-х годов ХХ века). - Воронеж: ВГУ, 2002. - 174 с.
12. Парсонс Т.О. О структуре социального действия / изд. 2-е. - М.: Академический Проект, 2002. - 880 с.
13. Проказина Н.В. Студенчество в системе самоуправления: факторы развития социальных отношений в вузе: дис. ...канд.социол.наук. - Орел, 2003. - 197 с.
14. Червинская А.П., Щеголева Н.А. Право граждан на осуществление общественного контроля в России: конституционно-правовое регулирование // Среднерусский вестник общественных наук. - 2017. - Т. 12. - № 1. - С. 237 - 244.
15. Щеголев С.Д., Щеголева Н.А. Общественные объединения как эффективный инструмент политико-правовой социализации молодежи // Вестник государственного и муниципального управления. - 2016. - Т. 5. - № 2. - С. 138 - 143.
16. Щеголева Н.А. Право на участие в управлении делами государства: понятие и ограничения // Среднерусский вестник общественных наук. - 2011. - № 3. - С. 114 - 116.
17. Рeterson S.A. Biologi and Political: The Cutting Edge/S.A.Peterson, A.S.Somit// Biologi and Political (Research in Biopolitics, Volume 9). - Emerald Group Publishing Limited, 2011. - P. 205 - 229.
1. Bocharov, O.E. (2009) Sotsial'noe proektirovanie kak faktor formirovanie grazhdanskoi pozitsii studentov [Social design as a factor in the formation of students' civic position]: diss....kand.ped.nauk. - Kostroma. (In Russ.)
2. Veber, M. (1990) Izbrannye proizvedeniia [Selected works] / per. s nem.; sost.obshch.red. i poslesl. lu.N.Davydova; predisl. P.P.Gaidenko. - M.: Progress. - 808 p. (In Russ.)
3. Gendugova, M.N. (2011) Formirovanie grazhdanstvennosti molodezhi v sovremennoi Rossii [Formation of citizenship of youth in modern Russia]: diss. ...kand. cotsiol.nauk. - M. - 190 p. (In Russ.)
4. Gromov, D. (2013) Ulichnye aktsii molodezhnykh politizirovannykh soobshchestv kak ob"ekt sotsial'no-antropologicheskogo izucheniia [Street actions of youth politicized communities as an object of social-anthropological study]: dis... d-ra ist.nauk. - M. - 432 p. (In Russ.)
5. Ivanov, A.E. (2004) Studencheskaia korporatsiia Rossii kontsa XIX - nachala XX veka: opyt kul'turnoi i politicheskoi samoorganizatsii [Student Corporation of Russia of the late XIX - early XX century: the experience of cultural and political self-organization]. - M.: Novyi khronograf. - 408 p. (In Russ.)
6. Koriakovtseva, O.A. (2010) Gosudarstvennaia molodezhnaia politika kak faktor obshchestvenno-politicheskoi aktivnosti molodezhi v postsovetskoi Rossii [State Youth Policy as a Factor of Socio-Political Activity of Youth in Post-Soviet Russia]: dis. ...d-ra polit.nauk. - Iaroslavl'. -400 p. (In Russ.)
7. Krylov, T.A. (2012) Forum «Seliger»: sinergiia mysli, kristallizatsiia idei [Forum "Seliger": synergy of thought, crystallization of ideas] // Chelovecheskii kapital i professional'noe obrazovanie [Human Capital and Professional Education]. - №3. - P. 66 - 67. (In Russ.)
8. Luchnikov, A.N. (2011) Studencheskaia profsoiuznaia organizatsiia kak vazhnaia chast'
sistemy studencheskogo samoupravleniia [Student trade union organization as an important part of the system of student self-government] // Uchenye zapiski ZabGU. Seriia: Filosofiia, sotsiologiia, kul'turologiia, sotsial'naia rabota [Scholarly Notes of Transbaikal State University. Philosophy, Cultural Studies, Sociology, Social Work]. - №4. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/studencheskaya-profsoyuznaya-organizatsiya-kak-vazhnaya-chast-sistemy-studencheskogo-samoupravleniya. (In Russ.)
9. Merkulov, P.A. (2017) Molodezhnaia politika v Rossii: gosudarstvennye i obshchestvennye upravlencheskie praktiki [Youth policy in Russia: state and public management practices]. Nauchnaia monografiia. - Orel. (In Russ.)
10. Merkulov, P.A., Malik, E.N. (2016) Gosudarstvennaia politika v sfere politicheskoi gramotnosti i politicheskogo vospitaniia rossiiskoi molodezhi [State Policy in the Sphere of Political Literacy and Political Education of Russian Youth] // Vlast' [The Power]. - № 4. - P. 83 - 87. (In Russ.)
11. Nechaev, D.N. (2002) Molodezhnye organizatsii v politicheskoi sisteme FRG (80-e - nachala 90-kh godov KhKh veka) [Youth organizations in the political system of the FRG (80-ies - early 90-ies of the twentieth century)]. - Voronezh: VGU. - 174 p. (In Russ.)
12. Parsons, T.O. (2002) O strukture sotsial'nogo deistviia [On the structure of social action] / izd. 2-e. - M.: Akademicheskii Proekt. - 880 p. (In Russ.)
13. Prokazina, N.V. (2003) Studenchestvo v sisteme samoupravleniia: faktory razvitiia sotsial'nykh otnoshenii v vuze [Students in the system of self-government: factors of the development of social relations in the university] : dis. _kand.sotsiol.nauk. - Orel. - 197 p. (In Russ.)
14. Chervinskaia, A.P., Shchegoleva, N.A. Pravo grazhdan na osushchestvlenie obshchestvennogo kontrolia v Rossii: konstitutsionno-pravovoe regulirovanie [Right of citizens to enforcing public control in Russia: constitutional and legal regulation] // Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk [Central Russian Journal of Social Sciences]. - 2017. - T. 12. - № 1. -P. 237 - 244. (In Russ.)
15. Shchegolev, S.D., Shchegoleva, N.A. Obshchestvennye ob"edineniia kak effektivnyi instrument politiko-pravovoi sotsializatsii molodezhi [Public associations as an effective tool for Political and Legal socialization of youth] // Vestnik gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniia [Journal of Public and Municipal Administration]. - 2016. - T. 5. - № 2. - P. 138 - 143. (In Russ.)
16. Shchegoleva, N.A. Pravo na uchastie v upravlenii delami gosudarstva: poniatie i ogranicheniia [The right to participate in managing state affairs: the concept and limitations] // Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk [Central Russian Journal of Social Sciences]. - 2011. - № 3. - P. 114 - 116. (In Russ.)