УДК: 614.2:303.62 DOI: 10.12737/24806
Меркулов Павел Александрович, доктор исторических наук, директор Среднерусского института управления филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Российская Федерация, г. Орел), е^У: [email protected]
КОМСОМОЛ - ОПЫТ ДЛЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ МОЛОДЫХ ГРАЖДАН В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ
В статье автором выявлена специфика функционирования ВЛКСМ в процессе институционализации молодежных инициатив. На примере деятельности комсомольской организации приводятся приоритеты развития молодежных общественных объединений и организаций в современных российских условиях. Далее в статье приводится ряд основных этапов формирования государственной молодежной политики в постсоветской России в части развития молодежного движения. Также в статье уделяется внимание проблемам развития молодежных организаций и объединений в регионах. Автором приводятся аргументированные доказательства о роли ВЛКСМ в системе становления субъектности молодого поколения, а также в стимулировании молодежных общественно-политических инициатив.
Ключевые слова: молодежь, ВЛКСМ, молодежная организация и объединение, государственная молодежная политика, молодежное движение.
MERKULOV P. A., Doctor of Historical Sciences, Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected]
KOMSOMOL - EXPERIENCE FOR SOCIO-POLITICAL SELF-ORGANIZATION OF YOUNG CITIZENS IN POST-SOVIET RUSSIA
In the article the author reveals specifics of functioning of the All-Union Leninist Young Communist League in the process of institutionalization of youth initiatives. On the example of the activities of the Komsomol organization priorities of development of youth public associations and organizations are given in conditions of modern Russian. Further in the article a number of the main stages of formation of state youth policy is given in Post-Soviet Russia regarding development of youth movement. Also in the article the attention is paid to problems of development of youth organizations and associations in the regions. The author provides the reasoned proofs about a role of the All-Union Leninist Young Communist League in the system of formation of subjectivity of the younger generation, as well as in stimulation of youth social and political initiatives.
Keywords: youth, All-Union Leninist Young Communist League, youth organization and association, state youth policy, youth movement.
Практика последних десятилетий убедительно доказывает, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств и
обществ, которые смогут эффективно накапливать и продуктивно использовать человеческий капитал, а также инновационный
потенциал развития, основным носителем которого является молодежь.
Очевидно, что пути их разрешения - в активизации различных механизмов, как институциональных, действие которых неразрывно связано с государственной молодежной политикой, так и саморегуляционных, где основная роль принадлежит самим молодым людям. В условиях трансформации происходит многоуровневая субъектная регуляция. На индивидуальном и групповом уровне она проявляется в самоорганизации молодежи -формировании ассоциаций, объединений молодых граждан, участии в общественных движениях, с одной стороны, защищенных от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти, с другой - но открывающих возможность конструктивного сотрудничества молодежи и государственных структур в рамках молодежной политики.
В данной связи особое значение приобретает синхронизация институциональных и саморегуляционных процессов в среде молодежи. Здесь доминирующие позиции принадлежат органам молодежного представительства: молодежные парламенты, молодежные общественные палаты, молодежные правительства и иные консультативно-совещательные структуры, создаваемые при органах государственного и муниципального управления различного уровня. Данные институциональные структуры призваны обеспечивать конструктивное взаимодействие между органами власти и молодым поколением, как субъекта гражданского общества.
Вместе с тем, нельзя не отметить тот факт, что в современной России уровень участия молодого поколения в деятельности молодежных организаций и совещательных структур скорее можно назвать невысоким, если сравнивать, например, участие советской молодежи в деятельности ВЛКСМ. Сегодня, на наш взгляд, изучение опыта деятельности данной уникальной молодежной организации
будет полезным для поиска эффективной модели развития молодежного движения в современной России.
Комсомол представлял собой особую общественно-политическую систему, имеющую огромные возможности влияния на молодое поколение через многочисленные организационные, идеологические и информационные ресурсы, а также методы работы по горизонтали на всей территории страны и по вертикали от первичного звена до всесоюзных структур. Комсомол занимался развитием науки, образования, спорта, индустриального и сельскохозяйственного производства, сферы строительства, армии и флота, искусства, социальной сферы, туризма, медиа индустрии и многих других сторон жизни в советском обществе.
«Комсомол как помощник КПСС был активным созидателем социалистического общества, организатором и воспитателем советской молодежи. О его заслугах перед Отечеством свидетельствуют высокие государственные награды: три ордена Ленина, ордена Красного Знамени и Трудового Красного Знамени, орден Октябрьской Революции. Никакая другая общественно-политическая организация не удостаивалась столь высокого признания своих заслуг»1.
Особенность комсомола - это воспроизводство социально значимых идей и их успешная реализация. Среди массовых проектов, которые инициировал ВЛКСМ следует выделить: ударные комсомольские стройки, конкурсы «лучший по профессии», наставничество по профессиям, студенческие строительные отряды, премию Ленинского комсомола, Высшую комсомольскую школу, военно-патриотическая игра «Зарница», спортивные игры «Золотая шайба», «Кожаный мяч», шефство над городом Гагариным, Бюро международного туризма «Спутник», Международные фестивали молодежи и студентов и многое другое. Эти практики были
1 Ручкин Б.А., Мухамеджанов М.М. Непознанное наследие комсомола// Знание. Понимание. Умение. 2008. -№3. - С.106.
незаменимы в системе социализации подрастающего поколения молодого поколения и несли важное значение в становлении социально-политической субъектности
молодых граждан.
За время своего существования комсомольская организация, как и весь советский народ, пережила несколько этапов, существенно изменивших историю российского общества. Это период начиная с гражданской войны, затем НЭП, ВОВ, «оттепель», кризис российского обществе в период реформ и перестройки. Данные события послужили коренным трансформациям не только на уровне формирования общенациональной идеологии, но прежде всего изменили общую основу и подходы в работе с молодежью, общие механизмы разработки государственной молодежной политики в нашей стране.
Наиболее активным периодом сплочения советской молодежи под эгидой ВЛКСМ стали 1946-1965 годы. Основными делами организации в этот период, помимо восстановления городов, освоения целины, строек Севера, стали борьба за коммунистическое отношение к труду, движение за экономию и бережливость. Во время трудовых побед (1966-1976 гг.) для Комсомола вновь становится актуален призыв В.И. Ленина: «Союз коммунистической молодежи должен быть ударной силой, группой, которая в каждой работе оказывает свою помощь». Развиваются все формы работы с молодежью, появляются новые. ВЛКСМ становится основным резервом партии. Следует сказать, что работа в сфере молодежной политики должна быть построена на основе научного подхода. Аналитическая, исследовательская и экспериментальная деятельность - это то, без чего нельзя представить будущее нового поколения.
Начало перестройки и реформ стали настоящим идеологическим испытанием для комсомола, что не могло не сказаться на прочности системы комсомольской работы, впрочем, как и всей системы социализации советской молодежи. 1991 год стал
переломным, государственная идеологическая машина уже отказалась от коммунистической идеи, идеи социальной справедливости. В октябре 1991 года XXII съезд объявил о самороспуске КЛКСМ. Однако, последующие социально-политические трансформации послужили возрождению Комсомолу. Во многих субъектах, на местах стали образовываться Комсомольские организации. В 1993 году возродилось комсомольское движение, которое вновь получило название «Российский Коммунистический Союз Молодежи».
Проблемы переходного времени привели к тому, что 10 июня 1998 года Государственная Дума Российской Федерации приняла постановление в честь 80-летия ВЛКСМ для использования комсомольского опыта в работе с молодежью. Этим постановлением новая власть, как ни пыталась забыть социалистическую систему, официально признала заслуги Комсомольской организации Советской России и СССР.
Сегодня особую актуальность имеют вопросы изучения системы работы с кадрами и активом комсомола. «Школу комсомола прошли около двухсот миллионов советских людей, многие из которых и ныне успешно трудятся, являются государственными и политическими деятелями, военачальниками, дипломатами, учеными, деятелями культуры,
квалифицированными инженерами и рабочими. ВЛКСМ накопил богатый опыт работы с молодежью, значительную историко-документальную базу, которые можно и нужно творчески использовать в новых условиях»1. Эта система включала в себя: школы комсомольского актива при комитетах ВЛКСМ, райкомах и горкомах комсомола; зональные, республиканские и областные школы, где повышали профессионализм работники
1 См.: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ «О 80-летии комсомола и об усилении внимания к молодежи в Российской Федерации» от 10 июня 1998 года N 2568-II ГД -URL: http://docs.cntd.ru/document/901710841 (дата обращения 05.09.2016).
райкомов, горкомов комсомола (ежегодно обучение на их базе проходили свыше 26 тыс. человек).
Центральным звеном системы повышения идейно-теоретического уровня и деловой квалификации стала Высшая комсомольская школа при ЦК ВЛКСМ, созданная в 1969 г. «За годы существования ВКШ в ней получили высшее и второе высшее образование свыше 20 тыс. человек плюс почти 10 тыс. иностранцев из 110 стран мира»1.
Выходцы из всесоюзной комсомольской организации занимают и сегодня управленческие посты в различных сферах жизнедеятельности общества: около 33% среди крупных бизнесменов и топ-менеджеров; в среднем 12% среди административной и политической элиты - это активисты из комсомольской номенклатуры.
Сегодня на федеральном и региональном уровнях органами в сфере молодежной политики и работы с молодежью предпринимаются усилия консолидации молодежного движения. Органом, который по типу ВЛКСМ организует интеграцию молодежных инициатив, является Национальный совет молодежных объединений России. Данная структура представляет собой своего рода «круглый стол» молодежных организаций, конфедеративное объединение. Сегодня в его состав входят 17 общероссийских, 14 межрегиональных и 52 региональных молодежных объединений2. Совет способствует объединению усилий молодежных и детских организаций для реализации общих целей российской молодежи.
Можно говорить о том, что в современной общественно- политической жизни страны Национальный совет является важной для молодежного движения организационной структурой, необходимой для объединения их усилий.
Как институциональное образование он позволяет молодежным организациям иметь контакты с правительством, парламентом, президентом, лоббировать интересы молодежи в этих структурах, осуществлять общественный контроль за политикой, проводимой властями в отношении молодежи на уровне «обратной связи».
Проблемы современного молодежного движения в России входят в разряд актуальных и требуют оперативного разрешения. «Особенность молодежных общественных объединений состоит в том, что они одновременно могут выступать и в качестве субъекта государственной молодежной политики (одним из институтов работы с молодежью), и в качестве ее объекта, объединяя молодежь и реализуя функцию участия молодых людей в социально-экономических процессах и политической жизни общества».3
Таким образом, опыт ВЛКСМ по социально-политической самоорганизации советской молодежи может быть наиболее полезен при разработке механизмов ГМП, ориентированных на взаимодействие с молодежными общественными организациями и развитие государственно-частного партнерства. Приоритетами в данном направлении должны стать:
-поддержка молодежных движений, объединений и молодежных лидеров;
-обеспечение развития гражданственности, ответственности за свою страну, семью, свое дело;
-взаимодействие с представителями органов государственной власти и местного самоуправления, молодежных совещательных организаций (молодежных правительств, парламентов, общественных палат);
-организация «системного взаимодействия государства с молодежными общественными объединениями (обратной связи)»4 в процессе
1 Ручкин Б.А. Стенограмма 27 заседания «Русского интеллектуального клуба» Комсомол: мифы и реальность ]// http://www.rikmosgu.ru/sessions/27/5050/(дата обращения 10.09.2016).
2 Официальный сайт Национального Совета молодежных организаций России - URL: http://www.youthrussia.ru.
3 Мельников А.В. Молодежные общественные объединения как институт гражданского общества // Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. - № 4. - С. 61.
4 Гиль С.С. Вовлечение молодежи в жизнь общества. Монография. М.: Издательство РГСУ. Т.1. - 2007. -С.224.
формирования и реализации государственной молодежной политики, а также выработки и реализации управленческих решений, затрагивающих интересы молодежи;
-создание и поддержка деятельности молодежных общественно- государственных организаций. «Занятие общественными, благими делами уводит людей от протестных акций, поскольку многие вопросы будут решаться с их помощью на месте»1.
-модернизация действующей сети учреждений органов по делам молодежи.
В заключении отметим, что современная действительность диктует потребность сделать общественную активность молодежи востребованной. Опыт ВЛКСМ работы с молодым поколением следует учитывать в институционали-зации молодежных общественных объединений современной России. Сегодня важно разработать эффективную модель становления политического статуса молодежи через систему ее самоорганизации.
Библиография:
1.Васютин Ю.С. Институты гражданского общества молодёжи в управлении делами государства // Сборники конференций НИЦ. Социосфера. - 2013. - № 45. - С. 86-91.
2.Гиль С.С. Вовлечение молодежи в жизнь общества. Монография. Т.1. - М.: Издательство РГСУ, 2007. - 314с.
3.Ильинский И.М. Государственная молодежная политика в России: философия преемственности и смены поколений // Знание. Понимание. Умение. - 2008. - № 4. - С. 5-14.
4. Запесоцкий А.С. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. - СПб: Издательство Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, 1996.- 348 с.
5. Мельников А.В. Молодежные общественные объединения как институт гражданского общества // Среднерусский вестник
общественных наук. - 2014. - № 4. - С. 60-63.
6.Ручкин Б.А., Мухамеджанов М.М. Непознанное наследие комсомола // Знание. Понимание. Умение. - 2008. - №3. - С.104-115.
7.Ручкин Б.А. Стенограмма 27 заседания «Русского интеллектуального клуба» Комсомол: мифы и реальность [Электронный ресурс] // http://www.rikmosgu.ru/sessions/27/5050/(дата обращения 10.09.2016).
References:
1.Vasyutin YU.S. Instituty grazhdanskogo ob-shchestva molodyozhi v upravlenii delami gosudar-stva // Sborniki konferencij NIC. Sociosfera. - 2013.
- № 45. - S. 86-91. (In Russ.).
2.Gil' S.S. Vovlechenie molodezhi v zhizn' ob-shchestva. Prezentatsiia gipotezy rossiiskogo nauchnogo issledovaniia: kollektivnaia monografiia. T.1. - M.: Izdatel'stvo RGSU, 2007. - 314s. (In Russ.).
2.Il'inskii I.M. Gosudarstvennaia molodezhnaia politika v Rossii: filosofiia preemstvennosti i smeny pokolenii // Znanie. Ponimanie. Umenie. - 2008. -№ 4. - S. 5-14. (In Russ.).
3. Zapesotskii A.S. Molodezh' v sovremennom mire: problemy individualizatsii i sotsial'no-kul'turnoi integratsii. - SPb: Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo Gumanitarnogo universiteta profsoiuzov, 1996. - 348 s. (In Russ.).
4.Mel'nikov A.V. Molodezhnye obshchestvennye ob"edineniia kak institut grazhdanskogo obshchest-va // Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk.
- 2014. - № 4. - S. 60-63. (In Russ.).
6.Ruchkin B.A., Muhamedzhanov M.M. Nepoz-nannoe nasledie komsomola // Znanie. Ponimanie. Umenie. - 2008. - №3. - S.104-115. (In Russ.).
7.Ruchkin B.A. Stenogramma 27 zasedaniya «Russkogo intellektual'nogo kluba» Komsomol: mify i real'nost' [EHlektronnyj resurs] // http://www.rikmosgu.ru/sessions/27/5050/(data obrashcheniya 10.09.2016). (In Russ.).
1 Васютин Ю.С. Институты гражданского общества молодёжи в управлении делами государства.// Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. -№ 45. -С. 86 - 91.