Научная статья на тему 'Непознанное наследие комсомола'

Непознанное наследие комсомола Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1972
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМСОМОЛ / МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / KOMSOMOL / YOUTH ORGANIZATIONS / YOUTH POLITICS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ручкин Борис Александрович, Мухамеджанов Мансур Михайлович

Статья посвящена обсуждению вопроса: насколько опыт деятельности комсомола может быть полезным для молодежных организаций современной России. По мнению авторов, этот вопрос заслуживает серьезного обсуждения, поскольку ВЛКСМ в условиях перехода к новым общественным отношениям в конце 1980 начале 1990-х годов оказался нежизнеспособным. Однако, с точки зрения авторов, в целом имеющийся опыт полезен и может быть использован сегодня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is dedicated to discussion of the following question: to what extent can the experience of komsomol activity be useful for youth organizations of modern Russia? In the authors opinion, this question deserves a serious discussion, because All-Union Leninist Young Communist League turned out to be inviable under the conditions of transition to new social relations in the end of the 1980s the beginning of the 1990s. However, according to the authors viewpoint, on the whole the available experience is useful and can be used nowadays.

Текст научной работы на тему «Непознанное наследие комсомола»

Непознанное наследие комсомола (К 90-летию создания ВЛКСМ)

Б. А. Ручкин, М. М. Мухамеджанов (Московский гуманитарный университет)*

Статья посвящена обсуждению вопроса: насколько опыт деятельности комсомола может быть полезным для молодежных организаций современной России. По мнению авторов, этот вопрос заслуживает серьезного обсуждения, поскольку ВЛКСМ в условиях перехода к новым общественным отношениям в конце 1980 — начале 1990-х годов оказался нежизнеспособным. Однако, с точки зрения авторов, в целом имеющийся опыт полезен и может быть использован сегодня.

Ключевые слова: комсомол, молодежные организации, молодежная политика.

Unknown Heritage of Komsomol (To the 90th anniversary of institution of All-Union Leninist Young

Communist League)

B. A. Ruchkin, M. M. Muhamedzhanov

(Moscow University for the Humanities)

Abstract: The article is dedicated to discussion of the following question: to what extent can the experience of komsomol activity be useful for youth organizations of modern Russia? In the authors’ opinion, this question deserves a serious discussion, because All-Union Leninist Young Communist League turned out to be inviable under the conditions of transition to new social relations in the end of the 1980s — the beginning of the 1990s. However, according to the authors’ viewpoint, on the whole the available experience is useful and can be used nowadays.

Keywords: komsomol, youth organizations, youth politics.

ПАлет назад, 29 октября 1918 г., в Моск-90 ве открылся I съезд рабочей и крестьянской молодежи, провозгласивший создание Российского коммунистического союза молодежи (РКСМ). Учредители РКСМ декларировали, что целью организации является распространение идей коммунизма среди трудящейся молодежи и вовлечение ее в активное строительство Советской России. Съезд заявил о своей поддержке программы партии большевиков и готовности отдать все свои силы для претворения ее в жизнь.

Так началась история Российского коммунистического союза молодежи. Впоследствии он приобрел всесоюзный характер

и получил имя Ленина. В историю эта организация вошла под названием Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи (ВЛКСМ), или Ленинский комсомол.

А спустя 73 года, точнее — 28 сентября 1991 г., ХХП Чрезвычайный съезд ВЛКСМ постановил «считать исчерпанной политическую роль ВЛКСМ как федерации коммунистических союзов молодежи».

Два этих съезда комсомола отражали умонастроения разных поколений молодежи, живших в принципиально отличающихся социально-политических условиях. Между ними лежит целая эпоха, насыщенная грандиозными для судеб страны и мира событиями. Комсомол как помощник КПСС

* Ручкин Борис Александрович — доктор исторических наук, профессор, директор Центра исторических исследований Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета.

Мухамеджанов Мансур Михайлович — доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории Московского гуманитарного университета. Тел.: (495) 374-55-81.

был активным созидателем социалистического общества, организатором и воспитателем советской молодежи. О его заслугах перед Отечеством свидетельствуют высокие государственные награды: три ордена Ленина, ордена Красного Знамени и Трудового Красного Знамени, орден Октябрьской Революции. Никакая другая общественно-политическая организация не удостаивалась столь высокого признания своих заслуг. Однако отношение к социалистическому прошлому, атрибутам власти и общественным организациям у наших современников неоднозначное.

Тезис о нашем непредсказуемом прошлом давно превратился в банальность, но от этого не стал менее верным. Хотя естественно, что переосмысление истории неизбежно в силу развития самой исторической науки: открываются новые факты, документы, источники и т. д. Совокупность новых фактов создает новую историю. Это характерно для любой европейской страны. «Но главное, что отличает изменения в восприятии русской истории от того, как это происходит в других странах, — отмечает исследователь В. Д. Соловей, — мощная негативная струя в интерпретациях отечественной истории» (Соловей, 2008: 13-14). Полем борьбы является история советского государства, КПСС, ВЛКСМ.

Обращает на себя внимание тот факт, что все страны СНГ издали свои национальные истории. И там в своих трудах определенный круг историков, как отмечает в интервью «Российской газете» академик А. О. Чубарь-ян, показывают Россию «как внешнего противника, иногда даже как внешнего врага, которому приписывают негативное влияние на ход исторического развития в этих новых суверенных государствах» (Как нам собрать свою историю, 2008Ь).

Комсомол не стал исключением. Его начали изгонять из российской истории или делать акцент на изложении его деятельности в черных цветах.

В этой связи позволим две цитаты из вступительного слова редактора-составителя

сборника «Молодежное движение России в документах (1905-1938 гг.) П. Деркаченко. «Вдохновителем и одним из главных организаторов такой организации (РКСМ) прислужников партии был Лазарь Щацкин. Помимо него в руководство входили фамилии, которые говорят сами за себя: Цейтлин, Рывкин, Герр... Не было в руководстве РКСМ молодых учителей, врачей, инженеров, офицеров... Были бывшие уголовники, эмигранты, дезертиры и прочие» (Молодежное движение России в документах, 2000: 13-14). Далее дается оценка комсомола в целом: «По смыслу своего учреждения, методам работы в целом, кровавой деятельности комсомол был и остается механизмом подавления и уничтожения российской молодежи» (там же: 17).

Сценарист А. Смирнов вещает не от себя, а от имени поколения: «Молодость для многих из моего поколения, для меня, в частности, это была судорожная попытка продраться сквозь шоры жуткого пионерско-комсомольского воспитания» (Смирнов, 2008а).

В изданиях, статьях, интервью подобного рода видится определенная закономерность: забвение положительного исторического опыта создает почву для отчуждения молодого человека от прошлого своей страны, восприятие истории советского периода, в том числе и истории комсомола, как череды трагедий, и не более.

Встает естественный вопрос: пригоден ли опыт комсомола действующим ныне молодежным организациям? Вопрос вовсе не праздный, если иметь в виду, что ВЛКСМ оказался нежизнеспособным в условиях перехода к новым общественным отношениям. Ответ может быть только однозначным: да, опыт полезен и может быть использован.

Понятие «исторический опыт», на наш взгляд, имеет два основных слоя и воспринимается, во-первых, как реальный процесс (то, что было в действительности) и, во-вторых, как научное отражение данного процесса (продукт мыслительной деятельности

по поводу социальной практики). Именно знание социальной практики комсомола может выступать в качестве важного компонента созидательной деятельности молодежных организаций на современном этапе. Непознанный исторический опыт — это «вещь в себе», постоянно девальвирующаяся ценность, и новые наследные его обладатели, не зная истинной цены, обращаются с ним небрежно. В немалой степени это относится к опыту ВЛКСМ.

За время своего существования комсомол, как и вся Советская страна, прошел ряд этапов, существенно отличавшихся по первоочередным задачам. Это Гражданская война, период новой экономической политики, социалистической реконструкции народного хозяйства и колхозного строительства, Великая Отечественная война, время «оттепели», относительной стабильности, начало кризисных явлений в обществе и реформы периода перестройки. При неизменности идеологии в деятельности комсомола на каждом этапе были свои специфические черты. Опыт работы с молодежью видоизменялся и обогащался.

Раскрытие исторического опыта ВЛКСМ предполагает объективные оценки как опыта в целом, так и отдельных периодов его накопления. Речь идет об изучении опыта не только положительного, но и негативного, ибо само осознание ошибочности тех или иных действий имеет позитивное значение для извлечения уроков из истории.

Как же в целом можно определить этот опыт — как положительный или как отрицательный? Если за основу оценки положительного опыта взять практику, которая содействует прогрессивному развитию общества, то опыт ВЛКСМ следует признать положительным. При всех издержках социальная практика комсомола была направлена на созидание.

Сейчас, когда в стране миллионы бездомных (общероссийская армия сиротства оценивается в 700 тыс., из них 3% детей — биологические сироты, остальные — так называемые «социальные») (Российская газета,

2008е: 17), выброшенных на обочину жизни подростков, представляет практический интерес опыт участия комсомола в ликвидации детской беспризорщины в годы Гражданской войны. В короткий срок советскому правительству удалось решить эту трудную проблему. Создание в 1922 г. пионерской организации, работавшей под руководством комсомола, имело огромное значение в деле социализации детей, их политического, физического и нравственного воспитания. Кстати сказать, при образовании пионерской организации использовался отечественный и зарубежный опыт скаутского движения по формам и методам работы с детьми, но их воспитанию придавалось классовое содержание.

В нынешних условиях стоило бы обратить внимание на социальную практику комсомола в период новой экономической политики, когда возникли частные предприятия и кооперация. Защита экономических интересов рабочей и трудящейся молодежи тогда выдвинулась на первый план. ЦК комсомола вносил в Совет народных комиссаров предложения, проекты постановлений, направленные на улучшение материальных условий работающей молодежи. Вместе с профсоюзами комсомольские организации заботились о соблюдении прав молодежи на производстве.

Комсомол имеет огромный опыт по привлечению юношества к решению народнохозяйственных задач. Гордостью комсомольцев старших поколений стали Донбасс, Магнитка, Днепрогэс, Комсомольск-на-Амуре. И эти традиции в новых условиях, в новых формах проявились при восстановлении народного хозяйства после Отечественной войны, в освоении целины, тюменских просторов, строительстве Братской ГЭС, БАМа. Отсюда опыт создания комсомольско-молодежных коллективов (от бригад до трестов), студенческих строительных отрядов, организация общественных призывов на ударные объекты, социалистического соревнования.

В современных условиях свою актуальность приобретает опыт комсомола по со-

зданию целой системы поиска и развития молодых талантов, формы работы, дававшие старт молодым в науку, искусство, спорт. Одним из элементов этой системы были награды для различных категорий молодежи за ударный, творческий труд, за достижения в учебе, науке, воинской службе. Ежегодно их получали тысячи юношей и девушек. Наивысшей наградой, имевшей в обществе высочайший престиж, была премия Ленинского комсомола. За 25 лет (с 1966 по 1991 г.) ее лауреатами стали 5527 человек. Ныне предпринимаются шаги со стороны властей по привлечению и закреплению в науке молодых кадров. Правительством РФ 4 августа 2008 г. утверждена федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», учреждена также Премия Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых. Учреждены три премии по 2,5 млн рублей каждая.

Особого внимания заслуживает работа комсомола в строительстве и укреплении Красной армии и Военно-морского флота. Комсомольские организации городов устанавливали шефство над воинскими частями. С 1922 г. РКСМ являлся шефом ВМФ. В 1931 г. IX съезд ВЛКСМ принял шефство над Военно-воздушным флотом. «Комсомол — на самолет!» — таков был призыв съезда. Для руководства подготовкой летного состава был сформирован Центральный штаб при ЦК ВЛКСМ. На местах при комсомольских комитетах были созданы аналогичные штабы. Кадры пилотов готовились в авиашколах и авиаклубах при Обществе содействии обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим). В 1940 г. авиаклубы и авиашколы подготовили около 10 тыс. различных специалистов (Советские Военно-воздушные силы, 1968: 15). Комсомол явился также инициатором парашютного спорта в СССР. Без этой подготовки молодежи к войне победа далась бы еще с большими потерями в начальный период Великой Отечественной войны.

В сознании советской молодежи служба в армии считалась не только долгом, но и че-

стью. Воспитание юношей и девушек в духе патриотизма проходит сквозной линией во все периоды деятельности. Опыт работы комсомола в этом деле является ценным его наследием.

Понятно, что положительный опыт в чистом виде, т. е. не содержащий ошибок, вообще едва ли возможен. Отдельные аспекты деятельности комсомола не могут вызвать позитивной оценки. Его усердие в «очищении» партии, Советов, комсомола, некоммунистических организаций молодежи стало общим местом и составляет предмет праведного негодования1.

В большей мере недоброжелательно относящиеся к комсомолу исследователи неизменно подчеркивают его ответственность за поддержку политики террора в 1936-1938 гг. Многомиллионный размах чистки был бы невозможен без подключения в помощь карательным органам целой армии помощников. Выступая 20 ноября 1937 г. на собрании актива Москвы по поводу 20-летия ВЧК-ОГПУ-НКВД, А. И. Микоян заявил: «У нас каждый трудящийся — наркомвнуделец» (Политическая история, 1996: 376).

Комсомол не был исключением. Выступая на VII пленуме ЦК ВЛКСМ, А. Косарев говорил: «Мы по-честному выполняем указания ЦК партии по очистке кадров. Только по линии аппаратов райкомов и обкомов 561 человек был снят как враг народа». За три года (1936-1938 гг.) по обвинению во враждебной деятельности из ВЛКСМ было исключено 141,3 тыс. человек (Криворученко, 1991: 315, 323-327).

Не в порядке оправдания скажем, что комсомол был одновременно порождением советской системы, ее активным творцом и ее жертвой. Многие из руководящих комсомольских работников (в том числе и генеральный секретарь Косарев) стали жертвами государственного террора. Но заметим также, что коренные ломки социального строя с неизбежностью сопровождаются ломкой людских судеб и не обходятся без трагедий. Это историческая закономерность. Не вдаваясь в подробности, напомним о жертвах

в Гражданской войне Севера с Югом в США, о сожженных на кострах инквизиции, о Тридцатилетней войне в Германии. По подсчетам историков, советская коллективизация сравнима с огораживанием, массовыми захватами общинных крестьянских земель в Англии.

Если наша история была ничуть не более кровавой, чем история многих стран и народов, почему именно история России в западных изданиях предстает чередой кровавых преступлений? В. Д. Соловей пишет: «Отличие от Европы состоит в следующем: там «хвост рубили по частям»: процесс модернизации, включая раскрестьянивание, занял десятилетия и даже столетия, а в России его отрубили сразу. Наши основные потери от и вследствие модернизации сконцентрировались по времени, уложились в какие-то 30-40 лет ХХ века» (Соловей, 2008: 13-14).

Исследование трагических моментов в борьбе за утверждение новых общественных отношений необходимо для извлечения уроков из истории, но извлечение уроков из трагических страниц без изучения позитивных свершений в ходе строительства не дает исторической правды.

Возвращаясь к вопросу об общей оценке исторического опыта ВЛКСМ, повторимся: имеющиеся негативные моменты в его деятельности не изменяют сущности положительного опыта. «И научная оценка эпохи должна производиться не по совершенным в ней преступлениям, — говорил выдающийся мыслитель А. А. Зиновьев, — а по тому вкладу, который она внесла в социальный прогресс человечества. Вклад советской эпохи с этой точки зрения грандиозен. Он остался непонятым и неоцененным на научном уровне до сих пор» (см.: Русский интеллектуальный клуб, 2007: 9).

Исторический опыт отличается от истории тем, что изучается не вся история, а только те ее стороны, которые приобретают особую актуальность. Среди них — система работы с кадрами и активом комсомола.

Комсомол по определению считался и фактически являлся резервом правящей

коммунистической партии. Но не только. На самом деле его политические функции простирались гораздо шире: циркуляция элиты в советском обществе, как общее правило, начинала свой разбег именно в комсомоле.

Кадровая политика в ВЛКСМ слагалась из многих элементов, но важнейшую роль в воспитании кадров и актива играло их обучение, сложившаяся система повышения их идейно-теоретического уровня и деловой квалификации. Эта система включала в себя: для самого массового звена — школы комсомольского актива при комитетах ВЛКСМ, райкомах и горкомах комсомола (к середине 80-х годов в течение года в них повышали квалификацию более 5 млн человек); для освобожденных секретарей первичных организаций, работников райкомов, горкомов комсомола — зональные, республиканские и областные школы — в них ежегодно обучалось более 26 тыс. человек (Комсомольское строительство: 1984, 238-239).

Центральным звеном системы являлась Высшая комсомольская школа при ЦК ВЛКСМ, созданная в 1969 г. За годы существования ВКШ в ней получили высшее и второе высшее образование свыше 20 тыс. человек плюс почти 10 тыс. иностранцев из 110 стран мира. Более 1000 человек закончили аспирантуру, защитили кандидатские диссертации (30 лет ВКШ — Институту молодежи, 2000: 44).

Заботу о подготовке молодых специалистов, управленцев, чиновников все предметнее проявляет сегодня и власть. Об этом свидетельствует состоявшийся в июле 2008 г. Всероссийский информационно-образовательный форум «Селигер-2008». В нем приняло участие более 5000 активистов движения «Наши» из 50 регионов страны. «Селигер-2008» назван образовательным, его главная задача вполне в духе нынешнего времени — создание кадрового резерва для инновационной экономики России.

За время работы форума на нем побывало много высокопоставленных гостей: депутаты, губернаторы, мэры областных цент-

ров. С 11 участниками селигерского форума встретился и Президент Д. Медведев. В рамках работы форума 50 его участников получили предложение о работе в министерстве промышленности и торговли, 20 приглашены на обучение в Центр стратегического анализа Счетной палаты (см.: Российская газета, 2008ё).

Прошедшие годы показали, что медленно, но верно молодые лидеры занимали разновеликие карьерные посты. Три их представителя есть в Госдуме, в ряде региональных парламентов представлены активисты движения, несколько человек проходили стажировку в «Газпроме», бывших структурах РАО «ЕЭС России». В принципе, как в комсомоле. Масштабы только не сравнимы. Эти десятки примеров на 100 тыс. сторонников движения или на 10 тыс. его активистов (Известия, 2008: 2).

И здесь не просматривается «кадровой революции» и никакой другой, если учесть, что о деятельности и делах движения «Наши» знают около 13% опрошенных молодых людей (Молодежь в политике, 2008Ь: 4).

В целом, если можно так выразиться, «кадровый голодомор» испытывает вся система власти. Так, по словам Президента Д. Медведева, в России насчитывается около 320 тыс. муниципальных служащих, а требуется еще половина от этого количества (Российская газета, 2008с). Между тем, по его же словам, строгой и продуманной системы воспитания и роста новых кадров не возникло.

Комсомол был кузницей кадров для всей системы советского общества и государства. Само государство было заинтересовано в каждом активном комсомольце. Потому что эти активисты были готовыми управленцами. Заметим, что ВЛКСМ помог тысячам комсомольских работников устоять и не потеряться в новых российских условиях. Комсомол стал отправной точкой в карьере (со знаком «плюс» или «минус») для большинства представителей нынешней элиты России. Доля активистов ВЛКСМ среди россиян разного общественного статуса составля-

ет: среди крупных бизнесменов и топ-менеджеров — 33%; специалистов — 24%; служащих и рабочих — 16%2.

Кстати, воспитанницей комсомола является и канцлер ФРГ Ангела Меркель, которая была секретарем институтского комитета молодежной организации, близкой по типу к комсомолу (ССНМ). Это первая в Германии женщина-политик, достигшая столь высокого положения (см.: Млечин, 2007: 304).

Почему так происходит? Что же комсомольцы смогли вынести полезного для капиталистических реалий из коммунистических организаций?

Прежде всего они получили в комсомоле прекрасную школу организации дела. Организовать дело — это значит: вовремя выбрать хорошую идею, набрать людей и направить их к одной цели. А еще комсомол давал возможность обзавестись связями по всей стране, развивал ораторские способности и умение убеждать. Отсутствие в настоящее время аналогичного института раннего приобщения молодых людей к общественноуправленческой деятельности не может не сказаться на качестве состава руководителей. Сегодня такой школы управления, такой системы подготовки кадрового резерва в России пока просто нет.

В процессе труда, учебы, творческой деятельности происходило нравственное воспитание молодежи. Коммунистическая нравственность содержала некоторые общечеловеческие ценности. К ним следует отнести труд на благо общества, социальную справедливость, взаимопомощь, стремление к духовному росту, освоение культурного наследия человечества, любовь к своей стране, уважение к другим народам, чувство долга. Не воспитай комсомол этих качеств, не было бы тех побед в хозяйственном строительстве и победы в самой жестокой войне — войне с фашизмом.

В системе обучения и воспитания молодежи комсомолом накоплен значительный опыт, есть немало ценных находок, которые носят универсальный и потому вневременной характер.

Подчеркнем: во всякий исторический период, в любом государстве возникает проблема воспитания молодежи. С формированием «рыночного» слоя общества формируется и соответствующий тип личности. Его специфические черты — готовность к риску, личная ответственность за свои поступки, умение приспосабливаться к экономической конъюнктуре, видимо, и есть те ориентиры, которые необходимы для формирования жизнеспособного поколения в переходный период (см.: Основы концепции воспитания жизнеспособных поколений, 1995: 225-226). Но это не снимает проблемы воспитания гражданина, патриота.

Касаясь вопроса о патриотизме, заметим — после отрезвления от «дикой» демократии в обществе наблюдается стремление к возрождению патриотизма на качественно новой основе. Однако это стремление еще не обрело четкие, понятные большинству людей рамки. Ныне депутаты Госдумы предлагают принять закон о патриотическом воспитании молодежи. Этот закон, по их мнению, поможет создать систему государственных мер, необходимых для воспитания в юношах и девушках чувства любви к Родине (см.: Песня о Родине... , 2008: 9а). Комитет Госдумы по обороне выступил с инициативой по возрождению в школах курса «начальной военной подготовки», возрождению того, что существовало раньше, — военно-технической пропаганды, повысить действенность РОСТО-ДОСААФ.

Но можно ли законом — бюрократическим институтом воспитать любовь к Отечеству? Вопрос из разряда риторических. Исторический опыт свидетельствует, что патриотизм вырастает на почве великих достижений, понятных и привлекательных социальных ориентиров и целей, высоких идей, веры в социальную справедливость. Чего у нас сегодня просто нет.

Только «некоторая внутренняя правда» социализма, — писал Н. А. Бердяев, — могла заставить «сильно биться и пламенеть отдельные человеческие сердца», «зажигать энтузиазмом».

У всех великих стран есть идея. У нас же поиск идеи устами Президентов называется то «русской забавой», то «отвлечением от дела»3.

Раскрывая общественную роль ВЛКСМ, повторимся, что в оценке общегражданского содержания деятельности ВЛКСМ важно найти нравственный критерий, позволяющий сопоставить и соразмерить позитивный вклад и негативные стороны наследия комсомола.

Анализ истории и деятельности комсомола на протяжении всех десятилетий подтверждает вывод: любой политический строй крепок поддержкой юношества, и, наоборот режим, отвернувшийся от молодого поколения, не имеет исторических перспектив.

Комсомол показал себя эффективным орудием разрушения старого порядка и защиты нового строя, занял видное место на «трудовом фронте социализма». Эта способность к адаптации в самых различных сферах жизнедеятельности советского общества проявилась и в новых условиях на рубеже 1980-1990-х годов.

Именно комсомол оказался наиболее восприимчивым к идее коренного реформирования советского общества, адаптации его к новым общественно-политическим условиям.

ХХ-ХХ! съезды комсомола выработали генеральную линию перестройки своей деятельности, суть которой заключалась в том, чтобы перестройка в комсомоле осуществлялась в процессе участия его в реформации всего общества. И одновременно ставилась задача найти прямые пути соединения комсомольской работы с реальными проблемами, которые волнуют, беспокоят молодежь. Одним из главных направлений эволюции союза в 1985-1991 гг. стали разработка и внедрение комсомолом основных принципов и инструментов государственной молодежной политики.

Разработка государственной молодежной политики и создание правовых и организационных ее основ, осуществленные

по инициативе комсомола и в основном его силами, была одним из центральных направлений деятельности ЦК ВЛКСМ и комитета комсомола, создавшей, в свою очередь, условия для реформирования самого союза.

Прошло несколько лет упорной борьбы, прежде чем 10 апреля 1990 г. Верховный Совет СССР принял в первом чтении этот главный законопроект, формирующий принципиально иную молодежную политику и инструмент ее осуществления. Сам закон, принятый в 1991 г., потерял свою силу сразу же после того, как произошел развал СССР (1991 г.), и потому не вошел в правовую систему России, но дал импульс для разработки и принятия соответствующих законов в ряде республик.

Замысел и план реформ в комсомоле уточнялся и улучшался на протяжении всех пяти лет (1986-1990). Они касались вопросов изменений в Уставе ВЛКСМ, перестройки всех нормативных документов, регулирующих внутрисоюзную жизнь, программы деятельности, сориентированной на интересы и потребности общества и молодежи (см.: Документы и материалы, 1990).

В процесс реформирования комсомола обогатились формы его участия в решении ряда острых социальных проблем. Этому способствовали принятие по инициативе ЦК ВЛКСМ государственных решений, связанных с экономической деятельностью комсо-мола4.

К 1990 г. в комсомоле насчитывалось более 4 тыс. «хозяйственных формирований» с общим объемом производства продукции и услуг свыше 2 млрд рублей. В них было занято более 200 тыс. человек. Предприятия комсомола за время после ХХ съезда ВЛКСМ направили более 50 млн рублей на социальные программы для молодежи (Ми-роненко, 1999: 40). Хозяйственные инициативы комсомола в этот период демонстрировали, что экономика страны может развиваться быстрее, опираясь на высокий уровень образования и профессионализма молодежи.

ЦК ВЛКСМ, депутаты, избранные от ВЛКСМ, активно выступали против стремления национальных групп партийно-государственной номенклатуры выйти из-под контроля центра и выступали за сохранение Союза ССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик (Бюллетень, 1991: 5,8).

Оценивая политическую позицию комсомола в годы перестройки, можно сказать, что комсомол в меру своих возможностей оказывал сопротивление страшным событиям, начавшимся с 1985 г., еще раз пытался продемонстрировать свою способность в перестройке своей деятельности.

Тем не менее 28 сентября 1991 г. XXII Чрезвычайный съезд ВЛКСМ постановил считать исчерпанной политическую роль ВЛКСМ как федерации коммунистических союзов молодежи. Это произошло в ближайшем по времени историческом прошлом комсомола, и уроки имеют самое непосредственное отношение к происходящему сегодня.

Тема волнующая и требует специального рассмотрения. Ограничимся несколькими замечаниями.

Да, ранее функциональная эластичность комсомола позволяла ему находить свое применение в самых различных сферах жизнедеятельности советского общества и делала его незаменимым помощником партии во всех делах. Но ситуация резко изменилась. В этот период в результате сложного комплекса факторов как внешнего, так и внутреннего, как объективного, так и субъективного характера произошел распад советского блока, Советского Союза и разгром коммунистического социального строя.

При таком повороте событий основной причиной самороспуска комсомола являлась не исчерпанность возможностей комсомола, а, согласимся с выводом В. И. Миро-ненко, невостребованность такой организации молодежи в разрушающемся под грузом неразрешимых проблем государстве (Миро-ненко, 1999: 168). Распад общественной модели увлек за собой и комсомол. Это отнесем к объективным обстоятельствам.

Согласно нашему исследованию основная причина в массовом сознании комсомольских кадров и актива видится в действии последнего ЦК ВЛКСМ. Сквозная мысль в ответах: последний состав ЦК ВЛКСМ легко «сдал» комсомол «демократии» (см.: Ответы на вопросы, 1999: 140-158).

Здесь есть своя правда. В руководстве ЦК последних лет не нашлось лидеров, отвечающих по своему таланту вызову времени. Но следует сказать также, что эволюционные процессы в комсомоле не находили должного отклика и поддержки со стороны членов ВЛКСМ.

Приведем только одну цифру из наших многочисленных исследований, проведенных накануне XXI съезда ВЛКСМ: 78% молодых людей не интересовало положение дел в Союзе. Словом, все оказалось тесно переплетенным: и объективные, и субъективные причины. Комсомол как часть системы (политической и социальной) не мог выжить в одиночку.

Теперь необходимо рассмотреть заявленную выше вторую составляющую исторического опыта, именно его изучение, всесторонний анализ.

Большая ответственность в выявлении и оценке исторического опыта комсомола падает на историческую науку. Нужна правдивая, не ангажированная, освобожденная от конъюнктурных подходов, подлинно научная история ВЛКСМ. Такой истории сегодня не существует. Обширная советская историография о комсомоле страдала однобоким выпячиванием заслуг ВЛКСМ. При этом обходились кризисные явления, недостатки стиля работы комсомольских органов, определенная оторванность руководства от членской массы, недостаточная эффективность воспитательного процесса, увлечение парадными мероприятиями и т. д. Сказанное относится и к капитальному двухтомному изданию «Славный путь Ленинского комсомола» (1974 г.).

В годы перестройки историки и публицисты, заполняя «белые пятна» в комсомольской истории, взяли крен в другую сторону:

выискивали недостатки, опрокидывали авторитеты руководителей, рисовали мрачную картину духовного порабощения молодого поколения. Новизна такого рода привела некоторых авторов к тому, что комсомол вычеркивался из системы молодежных организаций советского общества, а признавались только альтернативные ему объединения и группы.

Говоря в целом о научной литературе периода перестройки, надо отметить, что, несмотря на известные перегибы, она дала немало нового в осмыслении исторического пути комсомола. Основное внимание было уделено влиянию сталинизма на воспитание советской молодежи, усиление партийного надзора за деятельностью комсомола, на судьбы руководителей ВЛКСМ (см.: Строка в биографии... , 1990; Криворученко, 1991). Коллектив авторов предпринял попытку дать очерк истории ВЛКСМ в свете нового политического мышления. Подзаголовок издания «В поисках истины». Эта смелая заявка осталась пожеланием (см.: Очерки истории ВЛКСМ..., 1991).

После распада СССР и самороспуска ВЛКСМ произошли необратимые процессы в науке о комсомоле, пионерской организации и молодежном движении в целом. Политическая актуальность проблемы исчезла, так как прямых наследников комсомола не оказалось. Историки, социологи, занимавшиеся молодежными проблемами, поменяли свою тематику. Специализированные исследовательские школы, группы, направления прекратили существование. Их опыт остался не востребованным.

Нельзя сказать, что к истории ВЛКСМ ныне не обращаются вовсе, хотя книги

о комсомоле — редкость. На местах иногда появляются брошюры, рассказывающие об истории комсомольской организации города, области, края. На этом фоне стала заметным явлением книга «Звезды первой величины», содержащая биографические справки москвичей — лауреатов премии Ленинского комсомола (см.: Звезды первой величины, 2003).

Издание истории ВЛКСМ осуществляется в основном соискателями ученых степеней. В современных условиях нелегко дать количественную характеристику диссертационных работ, посвященных истории комсомола. Воспользуемся справочным изданием Московской гуманитарно-социальной академии, вышедшим в связи с 30-летием аспирантуры. За пятилетие (1996-2000 гг.) диссертационный совет МГСА по историческим наукам провел защиту 51 кандидатской и докторской диссертации, из них 7 посвящены молодежному движению в России. В последующие годы в МосГУ по молодежной проблематике было защищено еще 15 диссертаций, по истории же комсомола только две. Бывший первый секретарь ЦК ВЛКСМ В. И. Мироненко не постеснялся назвать предмет своего исследования — комсомол (см.: Новое в философских, политиче-ских...науках, 2001).

Аналогичная картина в диссертациях, защищенных в советах других вузов. Такая боязливая осторожность называть вещи своими именами не сулит благоприятные перспективы разработки истории комсомола с позиции познания и использования положительного опыта и достойных традиций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Определенный импульс к повышению интереса к истории ВЛКСМ дал 80-летний юбилей комсомола. Центральным мероприятием юбилея стала международная конференция «Молодежь и общество на рубеже веков», состоявшаяся в Институте молодежи 20-21 октября 1998 г. В ее работе участвовали более 740 ученых из России, Украины, Белоруссии, Болгарии, Германии и Югославии. На специальной секции «Комсомол: уроки прошлого и опыт для будущего молодежного движения» были заслушаны сообщения об опыте и уроках деятельности ВЛКСМ на различных этапах его истории, а также методологические подходы к их изучению (см.: Молодежь и общество на рубеже веков, 1998).

Председатель оргкомитета конференции ректор Института молодежи профессор И. М. Ильинский отметил, что 80-летний

юбилей ВЛКСМ стал одним из знаменательных событий 1998 г., учитывая, что «комсомол сыграл выдающуюся роль в превращении некогда лапотной России в могучую супердержаву, великое множество достижение которой обогатило сокровищницу культуры всего человечества... Во всем, чем жила и что творила наша великая страна, есть заметный след комсомола. И в прекрасном, и, увы, в плохом. Но на чаше весов истории добрые и славные дела выглядят несоизмеримо весомее. Неоспоримое свидетельство этого — людская память» (там же: 9). Такую оценку роли ВЛКСМ в истории советского общества подтвердили участники юбилейной конференции.

С чего следует начинать фундаментальное исследование истории комсомола на современном этапе? Безусловно, с анализа историографии. Необходимо дать беспристрастную и всестороннюю оценку состояния научной литературы, вышедшей в свет в период существования СССР и после 1991 г. Нельзя полностью игнорировать труды, написанные в советское время. Надо иметь в виду, что даже в условиях господства марксистско-ленинской идеологии появлялись издания, отмеченные высоким профессионализмом, прежде всего по истории молодежного движения в дореволюционной России, деятельности комсомола в первые годы Советской власти, в период Великой Отечественной войны, по истории международного молодежного движения. Надо взять на вооружение все ценное, что появилось в бурные перестроечные годы.

Изучение состояния научной литературы даст верные ориентиры молодым историкам, которые придут на смену прежним авторам.

В сложную проблему превращается вопрос об источниковой базе исследований. Опубликованные документы не позволяют увидеть полную картину прошлого. Работа должна строиться главным образом на базе архивных материалов. Комсомольские документы хранятся в Российском государственном архиве социально-политической исто-

рии (РГАСПИ). Огромное документальное богатство мало прельщает российских историков. А вот иностранцы в архиве — частые гости. Преподаватели нашего университета, работавшие в РГАСПИ, беседовали с молодыми исследователями из США, Канады и Великобритании. Интересно было узнать круг их интересов. Оказалось, что они изучают проблемы образования в СССР, строительство Байкало-Амурской магистрали, международные связи советской молодежи, организацию спортивной работы в Советском Союзе. Вот нам и подсказка актуальных тем со стороны людей, не живших при социализме и не разделяющих социалистические идеалы. Таких актуальных тем значительно больше. К таковым, по нашему мнению, относятся вопросы деятельности комсомола среди детей, в школе, вузе, вооруженных силах, его роль в подготовке кадров для производства, науки, техники, культуры и искусства. Критерием выбора, на наш взгляд, может стать выявление общегуманитарного содержания в деятельности комсомола, всего того, что служило всестороннему развитию личности, удовлетворению ее потребностей. Вместе с тем эта деятельность отражала бы интересы всего общества и способствовала бы укреплению государства. Это непростая задача. Следовательно, вопрос об осмыслении социальной практики комсомола остается в полной мере нераскрытым.

Задача же исследователей ушедшего в историю Ленинского комсомола состоит в том, чтобы как можно полнее и объективнее отразить весь реальный процесс его возникновения, развития и разрушения.

1 Действительно, на протяжении всего периода существования некоммунистических организаций молодежи в России, т. е. до середины 1920-х годов, комсомол вел непримиримую борьбу с ними. РКСМ считал их не оппонентами по молодежному движению, а своими противниками, а следовательно, видел свою задачу не в сотрудничестве, а в их уничтожении. Из исторического опыта следует сделать

вывод об общественном признании любых форм объединения юношества, созданных на основе волеизъявления молодежи. Политически вредно противопоставлять организации, считать, что одни из них имеют право на существование, а другие — нет (см.: Родионов, 1998: 188-250).

2 Данные компании «Дымшиц и партнеры». Среди самых богатых людей России выходцы из комсомола: Вагит Алекперов, Михаил Фридман, Михаил Прохоров, Олег Дерипаска. (Комсомольская правда. 2007. 21 декабря).

3 Выступая на Селигере перед «Нашими», Президент сказал: «Когда начинают увлекаться поиском национальной идеи, то, как правило, перестают работать» (ранее в феврале 2008 г., выступая с программной речью в Красноярске: «Я не считаю продуктивной дискуссию о национальной идее. Она отвлекает») (цит. по: Московский комсомолец. 2008. 3 июля).

4 Постановление ЦК КСС и Совета Министров СССР от 6 июля 1988 г. «О расширении внешнеторговой деятельности ВЛКСМ» и Постановление Совета Министров СССР от 4 августа 1988 года «О содействии хозяйственной деятельности ВЛКСМ».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Криворученко, В. К., Львов, В. Е. Ленинский комсомол: История и современность. М.- Запорожье.

(1968) Советские Военно-Воздушные силы в годы Великой Отечественной войны. М.

(1987) Документы и материалы ХХ съезда ВЛКСМ. 15-18 апреля 1987 г. М.

(1990) Документы, принятые на XXI съезде ВЛКСМ. М.

(1990) Строка в биографии: Секретари Центрального комитета комсомола. 19181990. М., 1990;

(1991) Бюллетень №2 Комиссии ЦК ВЛКСМ по взаимодействию с государственными органами и общественными организациями и группы народных депутатов СССР от ВЛКСМ. М.

(1991) Очерки истории ВЛКСМ: (В поисках истины). Саратов : Изд-во СГУ.

(1996) Политическая история. Россия — СССР — Российская Федерация. М. Т. 2.

(1998) Молодежь и общество на рубеже веков. Секция «Комсомол: уроки прошлого и опыт для будущего молодежного движения». М.

(1999) Мироненко, В. И. XXI съезд ВЛКСМ. Попытка ретроспективного анализа молодежного движения в годы перестройки // Комсомолу-80. Вопросы методологии и истории. М.

(1999) Ответы на вопросы о комсомоле секретарей ЦК ВЛКСМ: В. Е. Семичастного, Л. К. Балесной, Ю. В. Торщева, В. М. Мишина, В. И. Мироненко // Комсомолу-80. Вопросы методологии и истории. М. С. 140-158.

(2000) 30 лет ВКШ — Институту молодежи : материалы торжественного собрания 2 ноября 1999 г. М.

(2000) Молодежное движение России в документах (1905-1938 гг.). М.

(2001) Новое в философских, политических, исторических, социологических, экономических науках и культурологии. Ч. 2. М.

(2003) Звезды первой величины: Москвичи-лауреаты премии Ленинского комсомола. М. : Изд-во Мос. гуманит. ун-та.

(2007) Русский интеллектуальный клуб. Книга пятая. М.

(2007) Комсомольская правда. 21 декабря.

(2008) Известия. 7 июля.

(2008) Молодежь в политике: результаты исследования, проведенного фондом «Обще-

ственное мнение» // Комсомольская правда. 27 мая.

(2008) Московский комсомолец. 3 июля.

(2008а) Песня о Родине. Нужен ли России закон о патриотическом воспитании молодежи? // Российская газета. 2 июля.

(2008Ь) Как нам собрать свою историю // Российская газета.18 июля.

(2008с) Российская газета. 24 июля.

(2008ё) Российская газета. 25 июля.

(2008е) Российская газета. 31 июля.

Основы концепции воспитания жизнеспособных поколений (1995) // Молодежь России: воспитание жизнеспособных поколений. Доклад Комитета РФ по делам молодежи / И. М. Ильинский, П. И. Бабочкин. М. С. 22226.

Комсомольское строительство. (1984) М. : Молодая гвардия.

Криворученко, В. К. (1991) В тисках сталинщины: трагедия комсомола. М.

Млечин, Л. (2007) 15 женщин Леонида Мле-чина. М.

Родионов, В. А. (1998) Теория и политика Советского государства и общества в отношении молодого поколения и юношеского движения. 1917-1941 годы. М.

Смирнов, А. (2008) Не допустить, чтоб наше прошлое стало нашим будущим // Комсомольская правда. 21 мая.

Соловей, В. Д. (2008) Есть ли у нас будущее? // Литературная газета. 11-17 июня. №24.

Готовится к печати

В Московском гуманитарном университете начинается публикация серии книг под гриформ «Для научных библиотек», в которой планируется издать ряд документальных сборников по проблемам государственной молодежной политики, молодежного движения, социального развития молодежи в России. В первых двух сборниках, которые выйдут в осенью 2008 года, собраны документы и материалы, освещающие историю создания «закона о молодежи»: впервые публикуются законопроекты 1967, 1977 года, многие документы, связанные с принятием в 1991 году Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР». Документы, в своем большинстве ранее не доступные исследователям, показывают историю становления государственнной молодежной политики в новом свете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.