Научная статья на тему 'Молодежная политика современной России: определение актуальных проблем и приоритетов'

Молодежная политика современной России: определение актуальных проблем и приоритетов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1232
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / МОЛОДЕЖЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / CIVIL SOCIETY / STATE / INSTITUTIONS OF CIVIL SOCIETY / PUBLIC ASSOCIATIONS / YOUTH / STATE YOUTH POLICY / POLITICAL SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кретов Андрей Юрьевич

В статье рассматриваются проблемы развития молодежной политики в современной Российской Федерации. Авторы доказывают необходимость взаимодействия государства и гражданского общества в условиях демократических реформ. В качестве одного из приоритетов называется партнерство в сфере реализации молодежной политики. Выявляются задачи реализации молодежной политики. Раскрыты основные направления участия общественных объединений и институтов гражданского общества в процессе политической социализации российской молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Кретов Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the development of youth policy in the Russian Federation. The authors prove the necessity of interaction between state and civil society in democratic reforms. One of the priorities is the partnership in sphere of realization of youth policy. Some challenges to the implementation of youth policy are identified. Basic directions of participation of public associations and institutions of civil society in the process of political socialization of the Russian youth are revealed.

Текст научной работы на тему «Молодежная политика современной России: определение актуальных проблем и приоритетов»

УДК 316.42:65 ОСИ: 10.12737/24807

Кретов Андрей Юрьевич, аспирант кафедры политологии и

государственной политики, Российская академия народного

хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,

Среднерусский институт управления-филиал, (Российская

Федерация, г. Орел), е-таН: politgmu@mail.ru

МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ И ПРИОРИТЕТОВ

В статье рассматриваются проблемы развития молодежной политики в современной Российской Федерации. Авторы доказывают необходимость взаимодействия государства и гражданского общества в условиях демократических реформ. В качестве одного из приоритетов называется партнерство в сфере реализации молодежной политики. Выявляются задачи реализации молодежной политики. Раскрыты основные направления участия общественных объединений и институтов гражданского общества в процессе политической социализации российской молодежи.

Ключевые слова: гражданское общество, государство, институты гражданского общества, общественные объединения, молодежь, государственная молодежная политика, политическая социализация.

KRETOV A.Y., Postgraduate student of the Department of Political Science and Public Policy, Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (the Russian Federation, Orel), e-mail: politgmu@mail.ru

YOUTH POLICY IN MODERN RUSSIA: DEFINITION OF PROBLEMS AND PRIORITIES

The article discusses the development of youth policy in the Russian Federation. The authors prove the necessity of interaction between state and civil society in democratic reforms. One of the priorities is the partnership in sphere of realization of youth policy. Some challenges to the implementation of youth policy are identified. Basic directions of participation of public associations and institutions of civil society in the process of political socialization of the Russian youth are revealed.

Keywords: civil society, state, institutions of civil society, public associations, youth, state youth policy, political socialization.

Сфера государственной молодежной политики современной Российской Федерации традиционно продолжает привлекать внимание научного сообщества и практиков политического управления. Продолжают выходить в свет работы ученых и экспертов, раскрывающие актуальные вопросы реализации политики государства по отношению к молодым поколени-

ям1. Стратегическая цель достижения Россией статуса мировой державы, что предполагает

1 Елисеев А. Л. Опыт нормативно-правового регулирования государственной молодежной политики в современной России // Среднерусский вестник общественных наук. - 2015. - № 2. - С. 125-128; Коряковца, О. А. Вовлечение молодежив жизнь обществ а: коллек-тивная монография / О. А. Коряковцева. -

решение задач конкурентоспособности и лидерства страны в условиях глобализации. Именно отмеченное обстоятельство формирует основные требования и определяет формат реализации государственной молодёжной политики, которая является самостоятельным вектором стратегии государства и областью приложения усилий государственного и муниципального управления.

Не вызывает сомнения, что приоритеты государственной молодёжной политики должны быть направлены на развитие и совершенствование социально-политического потенциала российской молодёжи, что предполагает создание системных социально-экономических и политико-идеологических условий для его полноценной и разносторонней реализации в условиях всесторонней модернизации Российской Федерации.

Однако указанная сфера общественных отношений развивается весьма интенсивно и противоречиво, что приводит к формированию проблемных аспектов реализации стратегии государства по политической социализации российской молодежи. Научные концепции нередко отстают от требований социально-политической практики и стремительно меняющихся общественных запросов. Насущной задачей научных изысканий остается определение приоритетов, способных превратить молодежную политику в эффективный инструмент государственного и муниципального управления. В то же время для стратегии развития российской молодежи присущи тенденции, отличающие сферу государственной политики современной Российской Федерации в целом.

В последнее десятилетие государственная политика в России отличается переплетением и взаимным наложением друг на друга двух полярных тенденций : с одной стороны он направлена на укрепление «вертикали власти»,

Москва:РГСУ, 2007. Самохвалов Н. А. Реализация государственной молодежной политики как элемент модернизации российской государственности на современном этапе // Государственная власть и местное самоуправление. - 2015. - № 7. - С. 3 - 7.

созданной в начале 2000-х годов, с другой стороны стратегия государственного развития не может не учитывать потребности формирующегося гражданского общества. Несмотря на все трудности и препятствия негосударственные институты и объединения постепенно обретают статус устойчивых субъектов общественно-политических

отношений. Внешнее доминирование вектора на этатизацию социально-политической реальности в то же время сопровождается попытками государственного управления организовать тесное взаимодействие с общественными объединениями и организациями, в том числе молодежными, по решению весьма широкого спектра проблем политического, социального, экономического и культурного развития.

Отмеченное обстоятельство актуально и для формирования молодежной политики в современной России. Общественно-политические тенденции последних десятилетий убедительно доказывают, что в постбиполярном мире стратегические преимущества обретут и удержат за собой те государства, которые окажутся способны эффективно развивать и рационально использовать инновационный потенциал развития, источником которого будут оставаться различные слои и группы молодых поколений.

Прогрессивно ориентированные представители молодежи, при условии существования возможностей для удовлетворения своих потребностей, способны поддержать общественную мотивацию к позитивным изменениям, выступить в качестве социальной базы демократических реформ. Реализация многосторонних запросов молодежи и претворение их в жизнь, должно не только обеспечить стабильное развитие экономики и улучшение качества жизни, но и позитивно повлиять на сферу политических отношений в Российской Федерации.

Однако, активное привлечение молодежи к решению политико-управленческих задач предъявляет особые требования к ее представителям в плане мировоззрения, образовательной и профессиональной компетенции,

лидерским качествам и способностям молодых людей. Скептически оценивая последствия радикальных рыночных реформ на перспективы политической социализации молодежи, ряд авторов минувшего десятилетия акцентировал внимание на «снижении интеллектуального и морального уровня молодежи»1.

Представляется, что приведенное суждение отличается несколько поверхностным, так как действительно имеющиеся в наличии проблемы молодежной среды обусловлены рядом объективных обстоятельств. На протяжении постсоветского периода на фоне катастрофической ломки традиционных ментальных основ российского народа произошла подмена принципов гражданского общества образцами общества потребления. Под влиянием атмосферы культа наживы, характерной для российского общества 1990-х г.г., социализация молодых людей на деле носила аполитичный характер, выражаясь в приоритете потребительских настроений над моральным долгом и ответственностью перед страной и обществом.

Деформация политической социализации и активности молодых поколений может объясняться факторами культурного порядка, характерных для переходных периодов: девальвация ценностей высокой культуры в пользу низкопробных образцов культуры массовой.

На произошедшие трансформации мировоззрения и духовного мира молодежи во многом повлиял феномен информатизации современного общества, пришедшийся на то же самое время, что и формирование современной отечественной государственности и политической культуры.

Как подчеркивается в работе П.А.Меркулова, Д.Л.Цыбакова, распространение информационных технологий имеет следствием появление глобальных информационных сетей, которые помимо прочего радикально изменяют традиционные идеологические воззрения, мо-

1 Лившиц Р.Л. Молодое поколение не выбирает (отчуждение молодежи от политики в постсоветской России : причины и последствия). // Credo new., 2002, № 4(32). - С.52 - 60.

рально-нравственные ценности того или иного государства2.

Итогом становится переориентация сознания молодёжных групп от духовных ценностей коллективизма и патриотизма в сторону культа эгоистического индивидуализма. Государственная молодежная политика на порядок утрачивает свою эффективность при отсутствии принятой в народе национальной идеи и общенациональной идеологии, консолидирующей общество.

Следует вывод, что преодоление системных деформаций в массовом сознании молодежи и приобщение ее к традиционным ценностям российской цивилизации будет оставаться одной из ключевых задач государственной молодежной политики Российской Федерации. Приоритетом решения отмеченной проблемы, на наш взгляд, необходимо признать повышение уровня политической активности групп и слоев молодежи. Схожие позиции отмечаются в целом ряде научных публикаций последних лет3.

Именно привлечение наиболее развитых и неравнодушных к судьбе страны представителей молодых поколений к решению конкретных политико-управленческих задач будет способствовать их политической социализации и преодолению негативных явлений, ставших следствием «переходного периода» радикальных рыночных реформ.

Содержательный характер сотрудничества с молодежью как специфическим субъектом общественно-политических отношений определяется конкретно-исторической ситуацией и условиями реализации стратегии государства в обстановке построения российской версии гражданского общества. Перед молодым поколением, стремящимся пополнить ряды управ-

2 Меркулов П.А., Цыбаков Д.Л. Информатизация мировой политики: сущностное выражение и практические результаты. //Среднерусский вестник общественных наук. 2015. - Т. 10. - № 6. - С.89 - 95.

3 Никотин А. Д. Никотин Д. А. Институт молодежного парламентаризма в России: современное состояние и перспективы развития // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Серия: Политология и социология., 2015. - № 1. - С.12 - 16.

ленцев и «политического класса» будет стоять масштабная задача.

Энтузиазм, стремление решить сложные общественно-политические проблемы в максимально короткие сроки, должен сопровождаться знанием профессиональных компетенций и навыков предшествующих поколений. Именно это условие позволит сохранить страну, стать залогом её прогрессивного социально-экономического развития в условиях конкурентной борьбы глобального масштаба.

Необходимо учитывать, что молодежь способна сформировать свою политическую субъектность по мере своей социализации, то есть обретения самосознания и. организованности, что сопровождается нравственным, духовным и идеологическим самоопределением. В российских условиях особое значение в политической социализации молодых поколений имеет позиция государства и публичной власти, что особенно актуально в условиях многолетнего «переходного периода». Для последнего характерно сочетание формирования четкой «властной вертикали» на фоне зарождения институтов демократического гражданского общества.

Несомненно, что реальный итог взаимодействия молодежных лидеров и общественных объединений и государственной власти зависит от их взаимных согласованных усилий. Прежде всего, конструктивно настроенным представителям молодежи необходимо осознание приоритетов стратегии и тактики государственной молодежной политики, знание материального потенциала и принципов регулирования сферы отношений в молодежной среде. Взаимодействие с государством обязано иметь комплексный характер для чего необходимы обоснованные и грамотно внедренные политические и социальные технологии.

Именно их использование позволит определить контуры общей ответственности и приложении имеющихся ресурсов. Для России требуется формирование особого типа отношений между государством и такой

социальной группой, как молодежь. Данная задача сложна, поскольку требует от правящих элит признания реальных потенциальных возможностей и интересов каждого из контрагентов взаимодействия, установления между ними отношений субъект — субъектного содержания.

В науке политическое взаимодействие традиционно трактуется как процесс, основанный на активной позиции всех его участников, равноправии между ними. Эффективность взаимодействия публично-властных институтов и молодежных объединений, по нашему мнению, будет определен нормативным регламентированием полномочий, совершенствовании

информационного обмена, опоры на профессиональный потенциал партнеров взаимодействия и комплексным характером научных исследований процессов в молодежной среде. Для решения накопившихся проблем государственной молодежной политики необходимо преодолеть традиционное авторитарное видение молодежи как объекта государственного управления, что может перевести отношения публичной власти и молодежных общественных объединений молодежи в новое качество.

Для этого требуется не только демократический стиль работы государственной бюрократии, но и преодоление общественно-политического абсентеизма молодых поколений. Поэтому не первый год озвучиваются призывы как регламентации реализации государственной молодежной политики, так и ее ориентирование на создание условий для вовлечения молодежных объединений и лидеров в общественно-политические процессы.

Особым вопросом остается развитие общественно-политического молодежного движения регионального и общенационального масштабов. От государства в данном вопросе будет требоваться особенные деликатность и компетентность с целью направления энтузиазма и максимализма молодых людей в продуктивное направление. Требуется

сформировать у молодежи убежденности в причастности к принципиально важным процессам становления и развития гражданского общества, что с большой долей вероятности окажет благоприятное воздействие на политическую субъектизацию не только индивидов, но и негосударственных институтов.

Закономерно, что стратегическим ресурсом реализации молодежной политики государства были и остаются молодежные общественно-политические объединения и организации. Их деятельность по социализации молодежи выражается осуществляется в закреплении полученных знаний на практике, приобщении к цивилизованным и легальным формам политической деятельности (индивидуальной и коллективной), включая развитие лидерских качеств и организаторских способностей.

В качестве вывода следует отметить сохранение стереотипного восприятия политических возможностей молодежи как властными структурами, так и значительной частью общества, включая и многих гражданских активистов. Вольное или невольное отношение к молодежи как к объекту политики и управления ведет к недооценке процесса политической социализации молодого поколения. Отмеченная проблема может быть преодолена только в рамках широкого государственно-гражданского, в который должны быть вовлечены организации и общественно-политические движения, созданные по инициативе молодежи.

Приоритетами государственной

молодежной политики необходимо признать создание комплекса федеральных и региональных концепций и проектов, доступных для молодежной среды. Их необходимо нацелить на непосредственное прямое вовлечение молодых людей в решение насущных проблем и задач общенационального значения.

Решение проблем политической социализации молодежи требует реализации следующих направлений:

- привлечение субъектов гражданского общества к участию в разработке и

практической реализации теоретико-правовой базы молодежной политики;

- формирование доступной и эффективной информационной системы обеспечения государственной молодежной политики общенационального масштаба;

- принятие федеральных и региональных нормативно-правовых актов, регламентирующей осуществление государственной политики в отношении молодежи и созданных по ее инициативе общественных объединений.

- развитие научного потенциала о политической социализации молодежи, что позволит повысить научно-методическое обеспечение государственной стратегии в отношении молодежи.

Библиография:

1. Елисеев А. Л. Опыт нормативно-правового регулирования государственной молодежной политики в современной России // Среднерусский вестник общественных наук. -2015. - № 2. - С. 125- 128.

2. Лившиц Р.Л. Молодое поколение не выбирает (отчуждение молодежи от политики в постсоветской России: причины и последствия) // Credo new. - 2002. - № 4(32). - С.52- 60.

3. Меркулов П.А., Цыбаков Д.Л. Информатизация мировой политики: сущностное выражение и практические результаты // Среднерусский вестник общественных наук. - 2015. -Т.10. - № 6. - С.89- 95.

4. Никотин А. Д. Никотин Д. А. Институт молодежного парламентаризма в России: современное состояние и перспективы развития // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Серия: Политология и социология. - 2015. - № 1. - С. 12 - 16.

5. Самохвалов Н. А. Реализация государственной молодежной политики как элемент модернизации российской государственности на современном этапе // Государственная власть и местное самоуправление. - 2015. - № 7. - С. 3- 7.

References:

1.Eliseev A. L. Opyt normativno-pravovogo regulirovaniya gosudarstvennoj molodezhnoj politiki v sovremennoj Rossii // Srednerusskij

vestnik obshchestvennyh nauk. - 2015. - № 2. -S. 125- 128. (In Russ.)

2. Livshic R.L. Molodoe pokolenie ne vybiraet (otchuzhdenie molodezhi ot politiki v postsovetskoj Rossii: prichiny i posledstviya) // Credo new. -2002. - № 4(32). - S.52- 60. (In Russ.)

3.Merkulov P.A., Cybakov D.L. Informatizaciya mirovoj politiki: sushchnostnoe vyrazhenie i prakticheskie rezul'taty // Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk. - 2015. - Tom 10. - № 6. - S.89- 95. (In Russ.)

4.Nikotin A. D. Nikotin D. A. Institut molodezhnogo parlamentarizma v Rossii: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya // Nauchnyj vestnik Volgogradskogo filiala RANHiGS. Seriya: Politologiya i sociologiya. -2015. - № 1. - S. 12- 16. (In Russ.)

5.Samohvalov N. A. Realizaciya gosudarstvennoj molodezhnoj politiki kak ehlement modernizacii rossijskoj gosudarstvennosti na sovremennom ehtape // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. - 2015. - № 7. - S.3-7. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.