ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
ТОАЕРНАНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРОЦЕСС _СОЦИААИЗАЦИИ_
Халикова Джени Андреевна
аспирант факультета философии и социологии Башкирского государственного университета, г. Уфа
Аннотация: в статье рассматривается толерантность как фактор воздействия на процесс социализации личности. Толерантность является и условием, и формой успешной адаптации человека, а также в поведении и деятельности человека позволяет глубже понять ее общезначимость и ценность не только в моральном смысле, но и в правовом. На формирование толерантности в процессе социализации личности влияют следующие факторы: агрессивность, система ценностей и идентичность.
Abstract: the article considers tolerance as a factor of influence on the process of socialization of a person. Tolerance is both a condition and a form of successful adaptation of a person, as well as in human behavior and activity.it allows deeper understanding of its significance and value not only in the moral sense, but also in the legal sense. The following factors influence the formation of tolerance in the process of socialization: aggressiveness, value system and identity.
Ключевые слова: толерантность, фактор, процесс, социализация, личность.
Keywords: tolerance, factor, process, socialization, personality.
На сегодняшний день тема толерантности широко обсуждается в российском обществе на государственном уровне. Стоит отметить, что в процессе социализации человека важную роль имеют не только знания и способности, профессионализм и талант, но и фундамент личности, её гражданская ответственность, которая включает ориентацию на толерантность.
В данном случае речь идёт не только о возникновении серьезнейших проблем, но и о социальной деградации российского общества, что выражается в нарушении привычных структурных связей, массовой маргинализацией, падением уровня жизни общества. Последствия социально-экономических и политических реформ нашли своё отражение в деформации традиционного российского толерантного сознания. Сегодня резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры и искусства. За последнее пятилетие в массовом сознании общества получили распространение равнодушие, цинизм, агрессивность, недостойное, неуважительное отношение к себе и друг к другу, недоверие к государству и институтам гражданского общества [6, с. 122-129]. Возросла конфликтность и напряженность, как в межнациональных отношениях, так и во взаимоотношениях между школьниками, взрослыми, всеми слоями населения страны. Поэтому возникла необходимость в рассмотрении толерантности как фактора воздействующего на процесс социализации личности в целом.
Социализация личности, ее становление, становление человека как носителя духовных и материальных ценностей, норм, правил, отношений, возникновение и развитие субъектности происходят под влияние социальных обстоятельств. Процесс социализации личности - основной, ведущий и определяющий в появлении, формировании и развитии личности [2, с. 165]. В жизни успех человека зависит от многих факторов, например, одним из них является умение общаться, ладить с людьми,
находить взаимопонимание даже в трудных жизненных ситуациях со сложными личностями. Благоприятные и коммуникативные отношения с родителями, сверстниками, учителями (преподавателями), работодателем - это важный элемент социализации личности.
Однако, социализация - это двухсторонний процесс, где с одной стороны, отобранные человеком компоненты и принятые правила поведения являются типичными для данной общности (типизация). С другой - личность активно воздействует на своё социальное окружение, создаёт новые, индивидуально окрашенные формы жизни и опыта (индивидуализация) [4, с. 45]. При этом агентами социализации могут быть институты, группы, отдельные лица, оказывающие влияние на развитие личности. Таким образом, социализация представляет собой процесс взаимодействия личности и общества, в ходе которого человеком усваиваются знания, убеждения, умения, социальные нормы, правила, роли, принятые в данном обществе и его референтной группе посредством собственной активности и чужого влияния. Она происходит в два этапа и направлена на формирование действий людей.
Все компоненты социализационного процесса содержатся в культуре, представляющей собой огромный арсенал моделей и образцов поведения, ценностей и символов. Каждый человек из всего этого множества выбирает свои, соответствующие примерам его профессиональной, религиозной, поло возрастной группы. Выбранные элементы усваиваются или интернализи-руются, превращаясь в частные индивидуальные убеждения, взгляды, мотивы, намерения, претензии, моральные каноны, детерминанты, т.е. в личностные установки. Проявление в действиях, усвоенных отдельным человеком культурных сущностей, является результатом социализации и называется в социологии экстернализацией.
В тоже время в процессе социализации личности для успешной социальной адаптации личности необходимым условием является постоянство толерантности в окружающей среде. Социально-психологическая адаптация человека является условием и показателем его успешности, поскольку она обеспечивается активной регуляцией собственного поведения и деятельности в процессе взаимодействия с социальной средой и зависит от сформированно-сти волевых, интеллектуальных и моральных средств саморегуляции. Таким образом, мы понимаем, что толерантность является и условием, и формой успешной адаптации человека, а фундаментом толерантности является понимание и доверие.
Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков и постоянно дополнялось разносторонними значениями, стремясь соответствовать действительности. Так в кратком словаре-глоссарии по политологии, толерантность (от лат. йкгапйа-терпение) - терпимость по отношению к инакомыслию, чужим взглядам, верованиям, поведению, к критике другими своих идей, позиций и действий и т.д. [8]. Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО, включая Россию), толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности» [1].
Таким образом, под толерантностью мы понимаем проявление сознательного, осмысленного и ответственного выбора человека, его собственной позиции и активности по построению определенных отношений (экзистенциально-гуманистический подход). Толерантность не означает отказа от собственных взглядов. Она свидетельствует об открытости участников диалога, об их «взаимопроницаемости».
Выделим основные критерии толерантности по Г.У. Солдатовой [3, с. 34]:
1) равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);
2) взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам и др.);
3) равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;
4) сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;
5) охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;
6) возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;
7) свобода вероисповедания при условии, что
это не ущемляет права и возможности других членов общества;
8) сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;
9) позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, меж расовых отношений, в отношениях между полами.
Выделенные критерии толерантности подходят для самых разных групп населения, начиная от семьи до общества в целом. Толерантность в поведении и деятельности человека позволяет глубже понять ее общезначимость и ценность не только в моральном смысле, но и в правовом. В моральном - это принадлежность к общечеловеческим ценностям, самоопределенность и открытость человека в коммуникационном дискурсе с поиском достижения согласия ненасильственными способами и методами. В правовом - правовая защищенность человека, предоставление каждому возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Отчуждение и маргинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма (интолерантности) [5, с. 419-423].
Толерантность как фактор воздействия на процесс социализации в зарубежной философии и социально-психологической мысли с точки зрения принципа поведения представлена в работах таких авторов как Дж. М. Бъюкенен, М. Вебер, Э. Фромм, Дж. Ролз, А. Сен, Б. Де Жувенель, Л. фон Мизес, П. Козловски, Ю. Хабермас, Ф. Хайек и др. К толерантности, взаимному уважению, сотрудничеству призывали гуманисты всех времен и народов: Дж. Локк, Вольтер, А. Маслоу, К. Роджерс, JI.H. Толстой, В.А. Сухомлинский и многие другие [3].
Проблемой толерантности в широком смысле слова занимались А.Г. Асмолов, Р. Бернс, B.C. Биб-лер, Е.Р. Блинова, О.Я. Бондаренко, В. Васильев, А. Гжегорчик, Б.С. Гершунский, Е.А. Кротков, И.А. Семакина, М.Н. Макарова, A.A. Погодина, Бетти Э. Риэрдон, Г.У. Солдатова и др. [8]. В работах P.P. Валитовой, Б. Гершунского, В.М. Золотухина, В.А. Лекторского, М.П. Мчедлова, Л.В. Нордберг, Л.В. Скворцова, М. Уолцера, В.В. Шалина раскрываются положения, касающиеся роли и места толерантности в общественной жизни. В.В. Шалин, исследуя проблему толерантности в русле социальной философии, анализирует соотношение толерантности с ценностями культуры, политики, образования в условиях современного мира и определяет её значение в процессе глобализации. Именно глобализация современного мира и трансформация российского общества, по утверждению В.В. Шалина, «поставили на повестку дня переход к новому типу социальных отношений».
Формирование толерантности - это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд, который осуществляется в процессе личностной работы над собой, коррекции своих стереотипов, своего сознания. На формирование толерантности в процессе социализации личности влияют следующие факторы [7, с. 23]:
1) агрессивность - это любая форма поведения,
нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также средств массовой информации. На становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Подросток получает сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей. Агрессия, отчуждение, взаимная неприязнь вызывают соответствующую реакцию, влияют на уровень толерантности в обществе вообще и молодежи в частности;
2) система ценностей, где общество интегрирует, помогая индивидам осуществлять социально-одобряемый выбор своего поведения в жизненно-значимых ситуациях. Система ценностей образует внутренний стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общностей. Ценностные ориентации описывают индивидуальные отношения или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения. Другими словами, ценности принадлежат группе или обществу, ценностные ориентации - индивиду. Ценности представляют собой разделяемые вами совместно с другими убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Поскольку ценности влияют на поведение людей во всех сферах их жизнедеятельности, то простейшим основанием для их типологии является их конкретное предметное содержание. По этому основанию различают ценности социальные, экономические, политические, духовные и т.д.
3) идентичность - многозначный житейский и общенаучный термин, выражающий идею постоянства, тождества, преемственности индивида и его самосознания. Следует подчеркнуть, что в процессе социализации, когда новому поколению передаются нормы и ценности социокультурной среды, личность приобретает всё новые знания о межэтнических различиях и более реалистично определяет свою принадлежность к определённому народу. В результате каждый новый член общества оказывается «приписанным» к той или иной этнической группе.
Таким образом, выделенные факторы оказывают непосредственное влияние на формирование
79
толерантности в процессе социализации личности. Процесс формирования толерантности не является произвольным и требует создания комплекса условий, предполагающих повышение коммуникативной культуры всех участников социализационного процесса, осуществление преемственности в формировании толерантности на всех этапах социализации. В формировании толерантности у индивида, наиболее эффективная результативность социализации в социум достигается при одновременном воздействии на сознание личности на трёх уровнях: когнитивном, эмоциональном, поведенческом - через информационное просвещение, повышение уровня коммуникативной культуры и через вовлечение в совместную социально-значимую деятельность.
Список литературы
1. Декларация принципов терпимости (принята резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года) // Режим доступа:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declaratio ns/toleranc (дата обращения: 15.03.2018).
2.Ковалевич В.Т. Первоначальное накопление человеческого капитала ресурсами системы образования / В.Т. Ковалевич, О.В. Шайдурова, О.М. До-лидович. Красноярск: СФУ, 2015. - 188 с.
3.Крымова Ю.В., Сочивко Д.В. Психодинамика лояльности толерантности курсантов ведомственных вузов в первичной профессионализации: монография. Рязань: Академия ФСИН России, 2015. - 159 с.
4.Михайлова О.А. Лингвокультурологические аспекты толерантности. 2-е изд. М.:Флинта, изд-во Урал. ун-та, 2017. - 123 с.
5.Салихов Г.Г., Миннегулова И.Р. Специфика культуры в становлении человека. Евразийский юридический журнал. 2017. № 12 (115). - С. 419423.
6.Салихов Г.Г. Проблема идентичности в условиях глобализации. Век глобализации. 2011. № 1. -С. 122-129.
Сенюткина О.Н., Паршаков А.С. Культура. Религия. Толерантность. Культурология. 2-е изд. М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 247 с.
7.Сороковых Г.В. Развитие инновационной деятельности педагога в процессе обучения, воспитания и социализации школьников: методические рекомендации / Г.В. Сороковых, В.П. Сергеева, Л.С. Подымова. Москва, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 52 с.