Научная статья на тему 'КОМПОНЕНТЫ ЭТНИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО САМОСОЗНАНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ СИБИРСКИХ ТАТАР'

КОМПОНЕНТЫ ЭТНИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО САМОСОЗНАНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ СИБИРСКИХ ТАТАР Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
44
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
сибирские татары / этническое самосознание / культурное самосознание / молодежь / социальные практики / этнические общности / идентичность.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сайдимова Э.Р.

Этническое и культурное самосознание являются значимыми элементами не только сохранения традиций и обычаев народа: они позволяют защитить его от ассимиляции иными этническими общностями. Формирование этнической и культурной идентичности осуществляется на основе их компонентов, к числу которым в широком смысле относятся единство языка, исторического пути и культурного развития. При этом именно молодежь является той социальной группой, которой предстоит стать активным приемником и транслятором культурных ценностей народа. В статье автор анализирует понятия «этнического самосознания» и «культурного самосознания», определяет роль молодежи сибирских татар в их формировании, рассматривает культурные практики, способствующие внедрению в сознание идей этнического и культурного самосознания народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОМПОНЕНТЫ ЭТНИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО САМОСОЗНАНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ СИБИРСКИХ ТАТАР»

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -10-388-391 NIION: 2018-0076-10/21-227 MOSURED: 77/27-023-2021-10-496

САЙДИМОВА Эльфрида Раильевна,

кандидат филологических наук, преподаватель отделения машиностроения и переработки нефти многопрофильного колледжа Тюменского индустриального университета, e-mail: elfrida_saidimova@mail.ru

КОМПОНЕНТЫ ЭТНИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО САМОСОЗНАНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ СИБИРСКИХ ТАТАР

Аннотация. Этническое и культурное самосознание являются значимыми элементами не только сохранения традиций и обычаев народа: они позволяют защитить его от ассимиляции иными этническими общностями. Формирование этнической и культурной идентичности осуществляется на основе их компонентов, к числу которым в широком смысле относятся единство языка, исторического пути и культурного развития. При этом именно молодежь является той социальной группой, которой предстоит стать активным приемником и транслятором культурных ценностей народа. В статье автор анализирует понятия «этнического самосознания» и «культурного самосознания», определяет роль молодежи сибирских татар в их формировании, рассматривает культурные практики, способствующие внедрению в сознание идей этнического и культурного самосознания народа.

Ключевые слова: сибирские татары, этническое самосознание, культурное самосознание, молодежь, социальные практики, этнические общности, идентичность.

SAIDIMOVA Elfrida Railievna,

Candidate of Philology,

Lecturer at the Department of Mechanical Engineering and Oil Refining of the Multidisciplinary College of the Tyumen Industrial UniversityMonodexu

COMPONENTS OF ETHNIC AND CULTURAL CONSCIOUSNESS IN THE YOUTH ENVIRONMENT OF THE SIBERIAN TATARS

Annotation. Ethnic and cultural identity are significant elements not only for the preservation of the traditions and customs of the people: they allow protecting it from assimilation by other ethnic communities. The formation of ethnic and cultural identity is carried out on the basis of their components, which in a broad sense include the unity of language, historical path and cultural development. Moreover, it is the youth that is the social group that is to become an active receiver and translator of the cultural values of the people. In this article, the author analyzes the concepts of "ethnic identity" and "cultural identity", defines the role of Siberian Tatars youth in their formation, considers cultural practices that contribute to the introduction of ideas of ethnic and cultural identity of the people into the consciousness of young people.

Key words: Siberian Tatars, ethnic identity, cultural identity, youth, social practices, ethnic communities, identity.

В настоящее время в условиях глобализации, все более углубляющемся взаимопроникновении культур, не зависящем от воли и желания отдельной личности, вопросы этнического и культурного самосознания являются особенно актуальными в молодежной среде. Это объясняется тем, что именно молодежь в наибольшей степени подвержена вызовам и угрозам цифровой эпохи, ориентации на образцы европейской культуры, для которой характерна массовость и стандартизованность. В

этой связи именно степень осознания молодежью себя как части единого этноса, обладающего самобытной, отличной от других культурой является значимым маркером продолжения трансляции культурных ценностей, сохранения и укрепления традиций народа.

Прежде чем характеризовать наличие, либо отсутствие компонентов этнического и культурного самосознания сибирских татар, необходимо идентифицировать исследуемые категории. Этническое самосознание - понятие, тождественное

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

этнической идентичности. Под ним следует понимать эмоционально-когнитивный процесс соотнесения личностью себя с какой-либо этнической общностью. Он находит проявление в виде этнонима и выступает, своего рода, проекцией на сознание людей, объединенных в качестве указанной общности. В свою очередь, этнонимом является название этноса.

По мнению ряда исследователей, в частности А.Р. Салиховой, исследовавшей проблему этнического самосознания сибирских татар с точки зрения его роли в сохранении культуры народа, они обладают «моноэтнической идентичностью с позитивной направленностью», для которой свойственно разумное восприятие собственной этнической принадлежности [4]. Они соотносят себя с сибирскими татарами на уровне знаний и представлений относительно собственной этнической группы, оценивая и выстраивая в ее пределах коммуникативное взаимодействие. В свою очередь, компоненты этнической идентичности в комплексе позволяют успешно осуществлять трансляцию культурных ценностей в среде сибирских татар, реализовывать связь между поколениями, избегать возможной ассимиляции этноса. При этом, длительное проживание в составе русского государства не могло не сказаться на развитии бикультурной компетентности сибирских татар, которая находит свое выражение в благожелательном отношении народа к русскому языку и его применению в коммуникации, межэтническим бракам, и неблагожелательном - к идеям преувеличения значимости собственного этноса.

Однако, этническому самосознанию сибирских татар далеко не всегда свойственно линейное развитие: XXI в. ознаменовал собой подъем национально-культурной идентичности народа. Проблемы возрождения культуры сибирских татар, повышенное внимание к компонентам этнической идентичности и их формированию стали предметом постоянных дискуссий, разворачивающихся на площадках научных конференций, совещаний, семинаров различного уровня.

Здесь представляется необходимым заметить, что этническое самосознание народа является менее широким понятием, нежели культурное. Последнее, в свою очередь, включает в себя самосознание этническое как основной фактор формирования этноса, сохранения и дальнейшего функционирования его культуры [4]. Без развитого этнического самосознания невозможно сохранить своеобразие, определенный статус этнической группы в рамках многонационального государства, которым является Российская Федерация. Таким образом, культурная идентичность сибирских татар проявляется в способности представителей данного народа отождествлять себя с

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

конкретными образцами его культуры, в возможности понимать собственное «я» с позиции тех культурных характеристик, которые свойственны данной общности.

В свою очередь, самосознание этническое характеризует внутренние установки сибирских татар относительно этнической общности. При этом ее представители оценивают свою принадлежность к этносу на основании таких критериев, как единство территории, общность целей и ценностей, языка, религии, а также исторического развития в процессе формирования народа. В числе других компонентов, объединяющих этнос и позволяющих отличать его от других, выступает именно язык как наиболее значимый признак этнической группы. Значимость сохранения и развития данного компонента, с точки зрения как этнического, так и культурного самосознания, определяется тем, что полная утрата национального языка является «отправной точкой» для возможной ассимиляции этнической группы. Ведь именно этнический язык является значимым признаком этноса и объективирует его мир [2].

При анализе компонентов этнического и культурного самосознания в молодежной среде сибирских татар, определения их наличия и значения, необходимо отметить, что этнокультурное движение молодежи в XXI в. является одним их ключевых проявлений стремления татарского этноса заявить о своей самобытности и возродить основы национальной жизни. В настоящее время, по мнению ряда исследователей, в частности, Р.З. Закирова, движение татарской молодежи обладает большим положительным зарядом, однако, со стороны государства необходимо контролировать его развитие, так как в период молодости, когда происходит, по сути, становление человека как личности, молодежь нуждается исключительно в положительных ориентирах [3, с. 449]. Таким образом, различные практики, реализуемые в молодежной среде и направленные на сохранение и укрепление национального самосознания сибирских татар, нуждаются в контроле за вектором их развития со стороны государства и общества во избежание доминирования негативных тенденций (например, идей превосходства татарской нации).

Социальные практики татарской молодежи, реализуемые на основе компонентов этнической и культурной идентичности сибирских татар, принимают форму фестивалей, национальных праздников, «круглых столов» с участием молодежи и проч. В качестве примера можно назвать Сибирский фестиваль татарской молодежи, который проводится с 2007 г. Новосибирским областным татарским культурным центром совместно с Реги-

ональной Татарской Национально-Культурной Автономией Новосибирской области [5].

Представители татарской молодежи принимают активное участие в подобных мероприятиях, так как они организуются «молодым поколением для молодого поколения», в силу чего отвечают потребностям данной возрастной группы в подаче информации. Участие молодежи сибирских татар в подобных мероприятиях имеет большое значение в качестве способа усвоения и «узнавания» молодыми людьми своих традиций и культуры.

Осознавая значимость подобных мероприятий, поддержку Сибирскому фестивалю татарской молодежи активно оказывает Министерство культуры Новосибирской области и Республики Татарстан, Мэрия Новосибирска, Федеральная национально-культурная автономия татар и Всемирный конгресс татар [5]. Имеющая целью культивировать отдельные формы репрезентации компонентов этнического и культурного самосознания сибирских татар, программа мероприятия, в силу необходимости сохранения ее привлекательности для молодежной аудитории, меняется ежегодно. Однако, ее неизменным атрибутом продолжает оставаться «круглый стол» на определенную, актуальную и злободневную для татарской молодежи тематику, а также проведение мастер-классов по актерскому мастерству, вокалу, татарскому танцу и языку. Значимые с точки зрения формирования этнического и культурного самосознания сибирских татар практики в рамках фестиваля успешно дополняются спортивными и культурно-развлекательными занятиями.

В этой связи можно заключить, что Сибирский фестиваль татарской молодежи представляет собой мероприятие, цель которого - более широкая, нежели простое приобщение татар к национальной культуре. Посредством образовательного и развлекательного компонентов, присутствующих в нем, целевая аудитория глубже усваивает основной посыл фестиваля, состоящий в идее объединения татар, базой которой выступает общность их этнических и культурных компонентов. Представляет интерес, что призыв к участию молодежи в данном фестивале в информационной записи от 2015 г. был сформулирован следующим образом: «Когда татарин падает в воду, он не становится мокрым, вода становится татарской...» [5]. Одновременно простой и запоминающийся посыл направлен на то, чтобы закрепить в сознании молодежи сибирских татар приверженность собственной культуре даже в условиях погони за европейскими стандартами, обуславливающейся глобализацией.

Подтверждение данной идеи находит свое выражение в программной статье 2020 г. Рустама Минниханова - президента Республики Татар-

стан. В частности, политик подчеркивает, опасаясь за судьбу национальной идентичности, значимость таких этнических компонентов, как национальный язык, единый исторический и культурный опыт [1]. Президент отводит молодежи роль одного из элементов системы сохранения языка и национальной культуры татар, что имеет отношение ко всем представителям народа, в том числе - сибирским татарам. Однако, по мнению политика, современной молодежи требуется интересная идея для того, чтобы они начали активнее интересоваться вопросами культуры и сохранения наследия своего народа.

Таким образом, в настоящее время в среде татарской молодежи проводятся мероприятия, целью которых является возрождение идеи единства и самобытности сибирских татар на базе этнических и культурных компонентов: обращения к вопросам языка, общей истории народа, его традициям и обычаям. Учитывая, что развитие самосознания сибирских татар проходило в условиях тесной связи с иными народами, в частности, с русским, его можно характеризовать как достаточно здоровое этническое самосознание народа с уникальной культурой, при этом толерантно относящегося к представителям иных культур. В этой связи, молодежь сибирских татар является благодатной социальной почвой для последующего взращивания идей культурной и этнической идентичности, в особенности - при условии вовлечения ее в активные общественно-культурные практики.

По материалам выступления автора на Всероссийской научно-практической конференции «Сулеймановские чтения-2021» (28 мая 2021 г., Тюмень).

Список литературы:

[1] Альфрид Бустанов: «Есть ли у татар XXI века свой культурный проект?». 01.08.2020. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.business-gazeta.ru/article/476593 (дата обращения: 25.05.2021).

[2] Бокаев Б.Н. Язык как фактор этнической идентичности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. [Электронный ресурс]. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ yazyk-kak-faktor-etnicheskoy-identichnosti (дата обращения: 25.05.2021). [3] Закиров Р.З. К проблеме этнокультурной социализации татарской молодежи: прошлое и современные тенденции // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2007. Т. 9. № 2. - С. 449454.

[4] Салихова А.Р. Этническое самосознание как фактор сохранения культуры сибирских татар:

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

... дисс. кан. соц. наук. - Тюмень, 2008. - 172 с. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.dissercat. com/content/etnicheskoe-samosoznanie-kak-faktor-sokhraneniya-kultury-sibirskikh-tatar (дата обращения: 25.05.2021).

[5] Сибирский фестиваль татарской молодежи // Всемирный конгресс татар. 12.10.2015. [Электронный ресурс]. - URL: https://tatar-congress. org/ru/blog/sibirskiy-festival-tatarskoy-molodezhi/ (дата обращения: 25.05.2021).

Spisok literatury:

[1] Al'frid Bustanov: «Est' li u tatar XXI veka svoj kul'turnyj proekt?». 01.08.2020. [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.business-gazeta.ru/arti-cle/476593 (data obrashcheniya: 25.05.2021).

[2] Bokaev B.N. YAzyk kak faktor etnicheskoj identichnosti // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2011. [Elektronnyj resurs]. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yazyk-kak-faktor-et-

nicheskoy-identichnosti (data obrashcheniya: 25.05.2021).

[3] Zakirov R.Z. K probleme etnokul'turnoj socializacii tatarskoj molodezhi: proshloe i sovremen-nye tendencii // Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. 2007. T. 9. № 2. -S. 449-454.

[4] Salihova A.R. Etnicheskoe samosoznanie kak faktor sohraneniya kul'tury sibirskih tatar: ... diss. kan. soc. nauk. - Tyumen', 2008. - 172 s. [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.dissercat.com/con-tent/etnicheskoe-samosoznanie-kak-fak-tor-sokhraneniya-kultury-sibirskikh-tatar (data obrashcheniya: 25.05.2021).

[5] Sibirskij festival' tatarskoj molodezhi // Vsemirnyj kongress tatar. 12.10.2015. [Elektronnyj resurs]. - URL: https://tatar-congress.org/ru/blog/ sibirskiy-festival-tatarskoy-molodezhi/ (data obrash-cheniya: 25.05.2021).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.