DOI: 10.24412/2076-1503-2021-10-395-398 ХАЛИКОВ Манир Саидович,
NIION: 2018-0076-10/21 -299 доктор социологических наук, профессор,
MOSURED: 77/27-023-2021 -10-498 профессор кафедры управления персоналом
Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации, e-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СИБИРСКИХ ТАТАР В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Аннотация. На сегодняшний день проблема «размывания» границ культурного кода нации является отнюдь не новой в силу расширения и углубления процессов глобализации. С одной стороны, данное явление обладает рядом положительных эффектов, в числе которых - возможность восприятия обычаев и традиций чужой культуры, с другой - рядом эффектов отрицательных, в частности, создающих препятствия к сохранению культурной идентичности малых народов. В статье автором были проанализированы подходы к понятию идентичности, обобщены основные вехи политики лидеров национального движения сибирских татар на рубеже XIX-XX вв. в рамках сохранения национального самосознания, обозначены основные проблемы, препятствующие сохранению и укреплению культурной идентичности сибирских татар в условиях глобализации.
Ключевые слова: сибирские татары, глобализация, культурная идентичность, национальное движение, национальное самосознание, культурная самобытность.
KHALIKOV Manir Saidovich,
Doctor of Sociological Sciences, Professor, Professor of the Personnel Management Department of the Institute of Public Administration and Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President
of the Russian Federation
PROBLEMS OF CULTURAL IDENTITY OF THE SIBERIAN TATARS IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION
Annotation. Today, the problem of "blurring" the boundaries of the cultural code of a nation is by no means new due to the expansion and deepening of the processes of globalization. On the one hand, this phenomenon has a number of positive effects, including the possibility of perceiving the customs and traditions of a foreign culture, on the other, a number of negative effects, in particular, creating obstacles to the preservation of the cultural identity of small peoples. In this article, the author has analyzed approaches to the concept of identity, summarized the main milestones in the policy of the leaders of the national movement of Siberian Tatars at the turn of the XIX-XX centuries. within the framework of the preservation of national identity, the main problems that hinder the preservation and strengthening of the cultural identity of the Siberian Tatars in the context of globalization are outlined.
Key words: Siberian Tatars, globalization, cultural identity, national movement, national identity, cultural identity.
Проблемы культурной идентичности сибирских татар, являющиеся актуальными в настоящее время, стали обретать все более четкие границы еще с конца 80-х гг. прошлого столетия. В особенности проблематика культурной идентичности сибирских татар является значимой на территории юга Тюменской области, так как именно здесь сосредоточено
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021
большое количество коренного сибирско-татар-ского населения.
Стремление сибирских татар к национальному возрождению особенно обострилось на рубеже 80-90-х гг. прошлого столетия, в первую очередь, за счет деятельности в данном направлении поэта и основоположника литературы сибирских татар - Б. В. Сулейманова, а также его
последователя А. Г. Гаитова, широко известного общественного деятеля в числе сибирских татар, лидера национального движения сибирско-татар-ского народа. Благодаря их усилиям проблемы как культурной, так и этнической идентичности сибирских татар обрели новое звучание, в сибир-ско-татарской среде активизировались социально-политические процессы [4, с. 472]. Перед рассмотрением основных проблем культурной идентичности сибирско-татарского народа, необходимо изучить подходы к определению самого понятия «идентичность». По мнению ряда ученых, данная категория является достаточно широкой в силу того, что является объединяющим фактором различных моделей самоощущения и поведения личности в зависимости от того, как именно воспринимает и идентифицирует себя человек с социальной и политической точки зрения. В этой связи идентичность является специфичной чертой как сознания индивида, так и общества, реакцией на процессы изменения настроений внутри социума, что, в свою очередь, по мнению О.В. Поповой, находит отражение в «дискурсивных практиках и в культурно-политическом действии» [6, с. 46]. Таким образом, идентичность представляет собой многоуровневую категорию, обладая при этом особой, внутренней динамикой.
Как следствие, идентичность можно понимать и как переживание, и как самоидентификацию себя с определенными общественными группами, либо общностями. При этом понятие идентичности обладает большим набором смыслов, в силу чего символизирует не только отождествление с конкретным обществом, но также и тот набор отличительных черт, которые позволяют провести грань между разными идентичностями и обозначить самость каждой национальной культуры.
Идентификационные процессы обретают особую актуальность в свете такого фактора, определяющего специфику развития современного общества, как глобализация. В этих условиях чрезвычайную значимость обретает деятельность по повышению адаптационного уровня культурных и этнических групп и обществ, создание для них необходимых условий по сохранению своей самобытности и уникальности. В настоящее время многие национальные культуры утрачивают способы воспроизводства собственных культурных ценностей, в результате чего они оказываются вовлекаемыми в процессы культурной гомогенизации [3, с. 69]. При этом разного рода организации и объединения современности, действующие якобы в интересах сохранения идентичности малых народов, национальных культур и проч., на практике стремятся к достижению целей крупных политических игроков, созда-
ющих иллюзию поддержки самобытности и развития национальных культур.
Несмотря на сохранение ряда проблем в рамках формирования культурной идентичности сибирских татар в современном мире, в условиях глобализации, лидерами национального движения сибирско-татарского народа были совершены важные шаги и достигнуты определенные успехи в данной области. В частности, с 1988 г. в Тюменской области начал действовать Комитет национального возрождения сибирских татар во главе с двумя указанными лидерами [4, с. 472].
Спустя год перспективы национально-культурной идентичности сибирских татар были обозначены в рамках «круглого стола» с одноименным названием «Сибирские татары», в рамках которого был предоставлен вопрос о предоставлении им статуса коренного сибирского народа. Это, в свою очередь, позволило обозначить проблему территориальной автономии сибирских татар в рамках РФ. В основе выступлений участников «круглого стола», среди которых были ученые, журналисты, поэты и проч., лежала концепция самостоятельного происхождения сибир-ско-татарского этноса, а также культурной самобытности сибирских татар [2].
В последствие в июне 1990 г. в Тобольске состоялась научно-практическая конференция «Сибирские татары: история и современность», целью которой были активизация и расширение движения за национальное возрождение сибир-ско-татарского народа. Основным его требованием в рамках сохранения культурной идентичности была территориальная автономия народа. Результатом учредительного съезда Ассоциации татар Тюменской области, прошедшего 14-15 декабря 1990 г., был отказ в признании права решающего голоса за сибирскими татарами, на главенстве которых в рамках съезда настаивал Б. В. Сулейманов, в результате чего обострились вопросы роли и значения культурной самобытности сибирских татар в рамках татарской нации.
На сегодняшний день в условиях все расширяющихся процессов глобализации одной из основополагающих проблем, препятствующих развитию культурной идентичности, является отсутствие у сибирских татар собственной письменности. Несмотря на существование у этого народа словарей, они, по сути, представляют собой попытку более раннего оформления письменности, нежели у других народов, в частности, ногайцев, башкир и проч. По словам А.Г. Гаитова, вплоть до 1828 г. татары применяли старотатарское письмо, состоящее по большей части из малопонятных обозначений, что объяснялось значительной долей включения в него архаизмов. На рубеже Х!Х-ХХ вв. осуществлялся переход к
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021
народно-разговорному языку поволжских татар, а уже в 1930-м гг. возник литературный татарский язык.
Между тем, язык сибирских татар формировался последовательно и как самостоятельный, в основе него лежало первоначально руническое письмо, затем уйгурская, древнетатарская, а потом и старотатарская письменность. В свою очередь, в годы советской власти приобщение татар к русскому языку и культуре объяснялось идеологическими, политическими и экономическими причинами. Однако, в силу значительной разницы в традициях и обычаях народов нельзя сказать, что приобщение к русскому языку коснулось всего сибирско-татарского народа. В то же время, сегодня продолжает сохранять значение вопрос относительно письменности сибирских татар в целях закрепления основ их языка, отнюдь не являющегося диалектом. Учитывая, что длительная борьба за возвращение народа к использованию латинской графики так и не увенчалась успехом, несмотря на то, что именно она в наибольшей степени соответствует фонетическому и орфографическому строю татарского языка [5], закрепление в письменности сибирских татар их народно-разговорного языка также представляется сложной задачей. Как следствие, в настоящее время следует признать параллельное действие у сибирских татар трех языков, а именно: сибирско-татарского, поволжско-татарского, русского. Безусловно, утверждение собственного языка, ошибочно отнесенного к диалекту, поспособствовало бы усилению тенденций культурной идентичности сибирских татар в условиях глобализации.
Второй проблемой на пути формирования культурной идентичности сибирских татар в условиях развития глобализационных тенденций является декларативность законов относительно национально-культурной автономии сибирских татар. В этой связи лидер национального движения народа А.Г. Гаитов подчеркивал, что на практике многие законы не работают, в результате чего национально-культурные автономии являются марионетками в руках того государства, в составе которого они находятся, вынужденными действовать в интересах власти. Несмотря на закрепление на законодательном уровне прав определенных этнических общностей, национальных меньшинств на сохранение своей самобытности, развитие языка, образования и культуры [1], на практике это не создает условий для того, чтобы сибирские татары были защищены от отрицательных эффектов глобализации. Достаточно часто мероприятия, направленные на развитие культурной идентичности сибирских татар, в частности, фестивали национальных культур, праздники,
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021
идут параллельно с закрытием национальных учебных заведений. Если ранее преподавание, в особенности в сельской местности, велось на татарском языке, после которого, в свою очередь, вводился уже русский язык, в начале XXI века преподавание начало осуществляться преимущественно на русском языке, при этом татарский оставался языком разговорным. Несмотря на то, что в 2019 г. Государственная Дума приняла закон об изучении родных языков в школе, вызвавший широкий общественный резонанс [7], проблема преподавания на русском, либо татарском языке на практике остается нерешенной до сих пор. Наконец, задачам культурной идентичности во многом должно способствовать сохранение представителями малых народов основ традиционного хозяйства. Между тем, многие сибирские татары на сегодняшний день не проживают в сельской местности, в силу чего не имеют возможности поддерживать и развивать прежний хозяйственный уклад, традиции своих предков, в результате чего этот элемент культурной самобытности постепенно уходит в прошлое.
Подводя итоги, следует отметить, что проблемы, существующие в настоящий момент в области национального языка, реализации законов относительно национально-культурных автономий на практике, а также сохранения традиционного хозяйственного уклада сибирских татар, безусловно, связаны с отрицательными эффектам глобализации. В то же время, сохранение культурной идентичности представляет собой, в первую очередь, внимательное отношение к идентичности личной, которая. В свою очередь, является значимым вкладом в формирование идентичности на уровне нации. В этой связи, важными следует признать не только действия власти в целях укрепления национально-культурной идентичности отдельных этносов и малых народов, подкрепляемые законодательно, но также и личные усилия каждого представителя сибирских татар по сохранению своего культурного кода.
По материалам выступления автора на Всероссийской научно-практической конференции «Сулеймановские чтения-2021» (28 мая 2021 г., Тюмень).
Список литературы:
[1] Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant. ru/135765/#friends (дата обращения: 09.05.2021).
[2] Возникновение и становление национальных объединений Сибирских татар // Путешествие в историю. 23.06.2017. [Электронный
ресурс]. - URL: http://safe-rgs.ru/3366-vozniknovenie-i-stanovleme-nadonalnyh-obedineniy-sibirskih-tatar.html (дата обращения: 08.05.2021).
[3] Герасимова И.А., Ивахнов В.Ю. Проблема сохранения культурной идентичности в условиях глобализации // Сервис plus. 2017. Т. 11. № 2. - С. 66- 76.
[4] Ильина А.А. Проблемы этнокультурной идентичности сибирских татар юга Тюменской области в представлении лидера сибирско-татар-ского национального движения (1980-2000-е гг.) // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 3 (15). - С. 472-478.
[5] Мударисова А.К. Реформирование татарского алфавита в 1920 - 1930-е гг.: дисс...канд. ист. наук. - М., 2001. - 216 с.
[6] Попова О.В. Теоретико-методологические подходы и модели концептуализации идентичности // Идентичность: Личность, общество, политика. Энциклопедическое издание / Отв. ред. И.С. Семененко. - М.: Изд-во «Весь Мир», 2017. - С. 44-49.
[7] Президент России подписал закон об изучении родных языков // Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики. 06.08.2018. [Электронный ресурс] -Режим доступа: URL: https://minvr.gov.ru/press-center/news/17621/ (дата обращения: 09.05.2021).
Spisok literatury:
[1] Federal'nyj zakon ot 17 iyunya 1996 g. N 74-FZ «O nacional'no-kul'turnoj avtonomii» (s izme-
neniyami i dopolneniyami). [Elektronnyj resurs]. -URL: https://base.garant.ru/135765/#friends (data obrashcheniya: 09.05.2021).
[2] Vozniknovenie i stanovlenie nacional'nyh ob"edinenij Sibirskih tatar // Puteshestvie v istoriyu. 23.06.2017. [Elektronnyj resurs]. - URL: http://safe-rgs.ru/3366-vozniknovenie-i-stanovlenie-nacional-nyh-obedineniy-sibirskih-tatar.html (data obrashcheniya: 08.05.2021).
[3] Gerasimova I.A., Ivahnov V.Yu. Problema sohraneniya kul'turnoj identichnosti v usloviyah glo-balizacii // Servis plus. 2017. T. 11. № 2. - S. 66- 76.
[4] Il'ina A.A. Problemy etnokul'turnoj identichnosti sibirskih tatar yuga Tyumenskoj oblasti v pred-stavlenii lidera sibirsko-tatarskogo nacional'nogo dvizheniya (1980-2000-e gg.) // Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Istoricheskie nauki». 2017. № 3 (15). - S. 472-478.
[5] Mudarisova A.K. Reformirovanie tatarskogo alfavita v 1920 - 1930-e gg.: diss...kand. ist. nauk. -M., 2001. - 216 s.
[6] Popova O.V. Teoretiko-metodologicheskie podhody i modeli konceptualizacii identichnosti // Identichnost': Lichnost', obshchestvo, politika. Encik-lopedicheskoe izdanie / Otv. red. I.S. Semenenko. -M.: Izd-vo «Ves' Mir», 2017. - S. 44-49.
[7] Prezident Rossii podpisal zakon ob izuchenii rodnyh yazykov // Ministerstvo Rossijskoj Federacii po razvitiyu Dal'nego Vostoka i Arktiki. 06.08.2018. [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: https:// minvr.gov.ru/press-center/news/17621/ (data obrashcheniya: 09.05.2021).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021