Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ЭВОЛЮЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ У СИБИРСКИХ ТАТАР'

К ВОПРОСУ ОБ ЭВОЛЮЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ У СИБИРСКИХ ТАТАР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
23
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
национальная система образования / сибирские татары / национальные школы / мектебе / медресе / культурный код.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гадиев Р. Г.

Преподавание в национальных школах сибирских татар является актуальным полем для исследования в силу специфики культурных традиций и особенностей образовательной системы начальных и средних школ, история которых насчитывает не одно столетие. Между тем, в связи с трансформациями, начавшимися в России в советские годы, вековые традиции в области национального образования сибирских татар были нарушены. В статье автор обращается к истории национального образования сибирских татар как одного из народов, исповедовавшего ислам, определяет его особенности, а также указывает основные веки трансформаций в его содержании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ЭВОЛЮЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ У СИБИРСКИХ ТАТАР»

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -10-310-313 ГАДИЕВ Рафаэль Галимзянович,

NIION: 2018-0076-10/21 -282 кандидат педагогических наук,

MOSURED: 77/27-023-2021 -10-481 доцент Тюменского областного

государственного института развития регионального образования, e-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ ОБ ЭВОЛЮЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ У СИБИРСКИХ ТАТАР

Аннотация. Преподавание в национальных школах сибирских татар является актуальным полем для исследования в силу специфики культурных традиций и особенностей образовательной системы начальных и средних школ, история которых насчитывает не одно столетие. Между тем, в связи с трансформациями, начавшимися в России в советские годы, вековые традиции в области национального образования сибирских татар были нарушены.

В статье автор обращается к истории национального образования сибирских татар как одного из народов, исповедовавшего ислам, определяет его особенности, а также указывает основные веки трансформаций в его содержании.

Ключевые слова: национальная система образования, сибирские татары, национальные школы, мектебе, медресе, культурный код.

GADIEV Rafael Galimzyanovich,

candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of the Tyumen Regional State Institute for the Development of Regional Education

TO THE QUESTION OF THE EVOLUTION OF THE NATIONAL SYSTEM OF TEACHING IN THE SIBERIAN TATARS

Annotation. Teaching in the national schools of Siberian Tatars is a relevant field for research due to the specificity of cultural traditions and the characteristics of the system of primary and secondary schools, the history of which goes back more than one century. Meanwhile, in connection with the transformations that began in Russia in the Soviet years, the age-old traditions in the field of national education of the Siberian Tatars were violated. In this article, the author refers to the history of the national education of the Siberian Tatars as one of the peoples professing Islam, defines its features, and also indicates the main ages of transformations in its content.

Key words: national education system, Siberian Tatars, national schools, mekteb, madrasah, cultural code.

В настоящее время вопрос трансформации национальной системы образования, в особенности, с точки зрения преподавания на разговорном языке сибирских татар, актуализирует обращение к истории системы образования этого народа в целом.

Анализ и обобщение источников и исследовательской литературы по изучаемой проблеме, позволил заключить, что вплоть до революции 1917 г. для национального образования сибирских татар было характерно доминирование религиозной составляющей. Указанная черта в целом была свойственна как дореволюционному периоду в развитии образования в различных странах (к примеру, в отечественных гимназиях и реальных училищах обязательной дисциплиной был Закон

Божий), так и специфична для народов, исповедовавших исламскую религию суннитского толка.

Еще в период правления Екатерины Великой в 1788 г. был учрежден фактически единственный орган, объединявший всех мусульман территории Внутренней России и Сибири - Оренбургское магометанское духовное собрание (ОМДС) [9]. На данное общество были возложены посреднические функции между правительством Российской Империи и ее населением в сфере просвещения. В свою очередь, школы, в которых обучались дети мусульман, несмотря на отсутствие законодательного закрепления этого правила, относились к ведению ОМДС. По свидетельству Д.Д. Азаматова, изучавшего деятельность данного учреждения, его главенствующие функции в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

отношении управления мусульманскими школами реализовывались в том, что ОМДС присваивало учительские звания, организовывало контрольные испытания, назначало учителей в тех территориях, которые являлись ему подведомственными [1, с. 144].

Обучение сибирских татар осуществлялось в школах двух основных видов, а именно: мектебе и медресе. Если второй тип школ встречался далеко не в каждой административно-территориальной единице, так как представлял собой среднее учебное заведение, а по материалам исследований некоторых ученых - даже высшее учебное заведение, то мактебе имелась в любом поселке, будучи начальной школой, типичной для народов, исповедующих ислам. Здесь дети обучались преимущественно чтению, письму, основам исламской религии, получали базовые знания по грамматике. В силу многонациональности населения русских земель, данное явление встречалось не только в восточных странах, но и в России. Не случайно в целях изучения основ религии мактебе открывались при мечетях, как правило, в зданиях, примыкающих к ним. Как отмечал С.К. Патканов, основанием для их учреждения являлось желание общества, а само открытие таких школ имело достаточно давние традиции, восходящие ко временам создания первых мечетей [4, с. 335].

Несмотря на то, что не представляется возможным определить точное число начальных школ, в которых обучались сибирские татары до революции, на основании вышесказанного можно предположить, что их количество являлось примерно равным числу мечетей, если обратиться к количественным данным некоторых губерний. В частности, в 1904 г. на территории Тобольской губернии располагалось 157 мечетей, из которых в Тобольском уезде находилась 61 мечеть, в Тюменском - 41, в Тарском — 38, в Ялуторовском

— 15 и Ишимском — 2 [7, с. 8].

При этом, так же, как и в Российской Империи в целом, в исследуемый период у сибирских татар встречалось и домашнее обучение детей, так как в ряде населенных пунктов начальные школы отсутствовали. В свою очередь, общее количество средних школ, в которых обучались представители сибирско-татарского народа, определить также затруднительно. Так, по данным, проанализированным Г.Т. Бакиевой, сделать определенные выводы представляется возможным только по материалам некоторых отдельных уездов. В частности, на территории Тобольского уезда в конце XIX столетия обучалось 664 ребенка в 23 школах, действовавших в трех татарских волостях, из которых 451 были мальчиками, а 213

- девочками [3, с. 98.].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

Говоря о тех условиях, которые были специфичны для начальной школы, следует отметить, что данные обследования рубежа Х1Х-ХХ вв., подготовленные Министерством народного просвещения, свидетельствовали о непригодности помещений мектебе к проведению занятий, отсутствии элементарных школьных принадлежностей у учащихся и даже привычной современным школьникам мебели, необходимой для занятий - доски, стульев и парт. В результате, учащиеся вынуждены были писать на коленях, во время занятий просто рассаживались вкруг учителя [11, с. 281].

Наряду с отсутствием необходимых принадлежностей для организации и проведения учебного процесса, в национальных школах была ненадлежащая гигиеническая обстановка: темнота и теснота помещений, где проходило обучение, дополнительно усугублялось антисанитарией, так как циновки, на которых дети как занимались, так и спали во время отдыха, не стирались и не менялись.

В свою очередь, те дети, которые успешно завершали обучение в начальной школе, могли перейти на следующую образовательную ступень, т.е. поступить в медресе. Последние, вероятно, занимали некое промежуточное положение между средними и высшими учебными заведениями. Здесь исследовательские точки зрения весьма разнообразны, некоторые даже именовали медресе «повышенной школой» [8, с. 70].

Перестройка традиционной системы народного образования сибирских татар началась после революции 1917 г., так как установление власти Советов подорвало многие устои общественной жизни. Естественно, перемены коснулись и образования. При этом большевики в первые годы власти делали акцент на многонацио-нальности советского народа, на свободное культурное развитие, как этнических групп, так и национальных меньшинств. В то же время сибирские татары, расселенные вместе с бухарцами на территории Тобольского, Тюменского, Тарского и Ялуторовского уездов, оказались активными участниками социалистического строительства, коснувшегося, в том числе, и средней школы [2, с. 133].

Первые декреты, принимаемые Советской властью, касающиеся прав национальных меньшинств, на первых порах способствовали развитию мусульманских секций в рамках национального образования в ряде губерний, например, в Тобольской. Согласно свидетельствам исследователей, в первые годы после Октябрьской революции преподавание в школах сибирских татар осуществлялось на прежних началах. Однако, со временем татарские школы, ранее не имевшие еди-

ных программ и планов, были объединены в этом отношении со всеми учебными заведениями первой ступени в стране [6, с. 101].

Так, известный ученый, фольклорист Хамид Ярми, в сферу научного интереса которого входило устно-поэтическое творчеством татар, в том числе, сибирских, и много сделавший для развития системы обучения национальному языку, ещё в первые годы Советской власти активно участвовал в ликвидации неграмотности населения среди сибирских татар [10; 12].

Постепенно с усилением тенденций урбанизации, а также политики русификации татарские школы претерпели реорганизацию. В 1928 г. была проведена реформа письменности, она предусматривала переход с арабской графики на латинскую. Далее, в течение короткого периода времени в конце 1930-х гг. был осуществлен переход с латинской графики на кириллицу. Указанные трансформации являлись знаковыми для всего татарского населения, их историческая оценка до сих пор составляет предмет исследования представителей гуманитарной науки.

На сегодняшний день вопрос преподавания в национальных школах сибирских татар продолжает оставаться актуальным не только в свете тех трансформаций, которым оно подверглось в предшествующие столетия, но также и в результате современных глобализационных процессов, в рамках которых, далеко не последнюю роль играет проблема сохранения основ национальной культуры сибирско-татарского народа. В свою очередь, образование является одним из составных элементов культурного кода сибирских татар.

Подводя итоги, следует сказать, что в вопросах дальнейшего формирования системы национального татарского образования сегодня следует принимать во внимание опыт его развития в предшествующие столетия, в частности - значительное внимание к религиозной составляющей. В настоящее время прошло уже три года с момента подписания президентом России - В.В. Путиным закона о добровольном изучении в школах родных языков [5]. Это следует признать значимым шагом на пути развития национального образования сибирских татар, возрождения основ их культуры. В перспективе это может положить начало методическим разработкам в области подходов к изучению в национальных школах истории, содержания и специфики разговорно-бытового языка сибирских татар.

По материалам выступления автора на Всероссийской научно-практической конференции «Сулеймановские чтения-2021» (28 мая 2021 г., Тюмень).

Список литературы:

[1] Азаматов Д.Д. Оренбургское магометанское духовное собрание в конце XIX-XX вв. - Уфа: Гилем, 1999. - 193 с.

[2] Бакиева Г.В. Образование у сибирских татар с 1918 по 1930-й г.: задачи, проблемы, итоги (по материалам Тобольского уезда) // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2016. № 4 (35). - С. 133-142.

[3] Бакиева Г.В. Реформы в системе образования у сибирских татар во второй половине XIX

- начале XX в. // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2008. - С. 97-108.

[4] Материалы для изучения экономического быта государственных крестьян и инородцев Западной Сибири: вып. 1. СПб.: тип. Я. И. Либер-мана, 1888- 1898.

[5] Президент России подписал закон об изучении родных языков // Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики. 06.08.2018 [Электронный ресурс]. -URL: https://minvr.gov.ru/press-center/news/17621/ (дата обращения: 11.05.2021).

[6] Сафаралеева Ю. У. Духовные всходы: Очерки просвещения и культуры татар Прииртышья второй половины XIX-первой трети XX вв.

- Тюмень: Вектор Бук, 2008. - 200 с.

[7] Список населенных мест Тобольской губернии: составлен по сведениям на 15 июля 1909 года, полученным от уездных исправников и волостных правлений. - Тобольск: издание Тобольского губернского статистического комитета, 1912. - 634 с.

[8] Фархшатов М. Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период (60-90-е годы XIX века). - М.: Наука, 1994. - 144 с.

[9] Хабутдинов А. Ю. Оренбургское магометанское духовное собрание: от рождения до создания автономии [Электронный ресурс]. - URL: http://www.idmedina.ru/books/history_culture/ ramazan/3/potomkam_habutdinov.htm (дата обращения: 11.05.2021).

[10] Шагбанова Х.С., Уразова Н.М. Ученый и время: страницы жизни и научной деятельности Хамида Ярми. - Тюмень: Тюменский гос. нефтегазовый ун-т, 2009. - 103 с.

[11] Школьный вопрос в русском мусульманстве // Мир ислама / Под ред. Д. Позднеева. -СПб.: Изд. О-ва востоковедения, 1913. Т. 2. Вып. 4, 5. - 920 с.

[12] Ярми X. Ликвидация неграмотности среди национальных меньшинств // Красное знамя. 1928. № 245.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

Spisok literatury:

[1] Azamatov D.D. Orenburgskoe magometan-skoe duhovnoe sobranie v konce XIX-HKH vv. - Ufa: Gilem, 1999. - 193 s.

[2] Bakieva G.V. Obrazovanie u sibirskih tatar s 1918 po 1930-j g.: zadachi, problemy, itogi (po mate-rialam Tobol'skogo uezda) // Vestnik arheologii, antro-pologii i etnografii. 2016. № 4 (35). - S. 133-142.

[3] Bakieva G.V. Reformy v sisteme obra-zovaniya u sibirskih tatar vo vtoroj polovine XIX -nachale XX v. // Vestnik arheologii, antropologii i etnografii. 2008. - S. 97-108.

[4] Materialy dlya izucheniya ekonomicheskogo byta gosudarstvennyh krest'yan i inorodcev Zapadnoj Sibiri: vyp. 1. SPb.: tip. Ya. I. Libermana, 1888- 1898.

[5] Prezident Rossii podpisal zakon ob izuchenii rodnyh yazykov // Ministerstvo Rossijskoj Federacii po razvitiyu Dal'nego Vostoka i Arktiki. 06.08.2018 [Elektronnyj resurs]. - URL: https://minvr.gov.ru/ press-center/news/17621/ (data obrashcheniya: 11.05.2021).

[6] Safaraleeva Yu. U. Duhovnye vskhody: Ocherki prosveshcheniya i kul'tury tatar Priirtysh'ya vtoroj poloviny XIX-pervoj treti XX vv - Tyumen': Vektor Buk, 2008. - 200 s.

[7] Spisok naselennyh mest Tobol'skoj gubernii: sostavlen po svedeniyam na 15 iyulya 1909 goda, poluchennym ot uezdnyh ispravnikov i volostnyh pravlenij. - Tobol'sk: izdanie Tobol'skogo gubern-skogo statisticheskogo komiteta, 1912. - 634 s.

[8] Farhshatov M. N. Narodnoe obrazovanie v Bashkirii v poreformennyj period (60-90-e gody XIX veka). - M.: Nauka, 1994. - 144 s.

[9] Habutdinov A. Yu. Orenburgskoe mago-metanskoe duhovnoe sobranie: ot rozhdeniya do sozdaniya avtonomii [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.idmedina.ru/books/history_culture/ ramazan/3/potomkam_habutdinov.htm (data obrashcheniya: 11.05.2021).

[10] Shagbanova H.S., Urazova N.M. Uchenyj i vremya: stranicy zhizni i nauchnoj deyatel'nosti Hamida Yarmi. - Tyumen': Tyumenskij gos. neftega-zovyj un-t, 2009. - 103 s.

[11] Shkol'nyj vopros v russkom musul'manstve // Mir islama / Pod red. D. Pozdneeva. - SPb.: Izd. O-va vostokovedeniya, 1913. T. 2. Vyp. 4, 5. - 920 s.

[12] Yarmi H. Likvidaciya negramotnosti sredi nacional'nyh men'shinstv // Krasnoe znamya. 1928. № 245.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.