DOI■ 10 24412/2076-1503-2021 -10-49-51 МАМЕДОВ Ъамали Куламович,
шсим- 2018-0076-10/21-235 доктор социологических наук,профессор,
MCSURED■ 77/27-023-2021 -10-434 заведующий кафедрой социологии коммуникативных
систем социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, е-таИ: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА НАЦИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СИБИРСКИХ ТАТАР: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация. В время вопросы культурного развития этнических общностей, сохранения их национальной самобытности, уважения к их традициям и обычаям закреплены в Конституции Российской Федерации. Между тем, вопросам предоставления права на национальное самоопределение народов уделяется недостаточное внимание, несмотря на инициативы их представителей. Автор определяет смысл понятия «права народа на самоопределение» в историческом контексте, обобщает и анализирует препятствия на пути к обретению данного права народом сибирских татар, рассматривает мероприятия, организованные его представителями в целях предоставления права на самоопределение, а также обозначает перспективы решения данной проблемы.
Ключевые слова: сибирские татары, право народа на самоопределение, коренной малочисленный народ, национальное самосознание, этническая общность, культура и язык.
MAMEDOV Agamali Kulamovich,
Doctor of Sociological Sciences, Professor, Head of the Department of Sociology of Communicative Systems , Faculty of Sociology, Lomonosov Moscow State University
IMPLEMENTATION OF THE RIGHT TO NATIONAL SELF-DETERMINATION OF THE SIBERIAN TATARS: HISTORICAL EXPERIENCE AND PROSPECTS
Annotation. At present, the issues of the cultural development of ethnic communities, the preservation of their national identity, respect for their traditions and customs are enshrined in the Constitution of the Russian Federation. Meanwhile, insufficient attention is paid to the issues of granting the right to national self-determination of peoples, despite the initiatives of their representatives. In this article, the author defines the meaning of the concept of "the right of the people to self-determination" in a historical context, summarizes and analyzes the obstacles to the acquisition of this right by the people of Siberian Tatars, considers the events organized by its representatives in order to provide the right to self-determination, and also indicates the prospects for solving this Problems.
Key words: Siberian Tatars, the right of the people to self-determination, indigenous small people, national identity, ethnic community, culture and language.
В настоящее время представители коренного народа сибирских татар населяют преимущественно Тюменскую, Новосибирскую, Омскую, Тобольскую и Томскую области, проживают в Таре и других городах на территории Западной Сибири, иными словами, представляют собой «дисперсный» народ с точки зрения географии.
На сегодняшний день вопрос национального самоопределения касается многих народов, затрагивая и сибирских татар. Однако, в каждую историческую эпоху принципы национального самоопределения имели различную трактовку.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021
Отталкиваясь от первоначального смысла, вкладываемого в данное понятие еще участниками первых буржуазных революций, следует констатировать нацеленность данного принципа на объединение нации на базе общности языка и экономических связей [7]. Таким образом, первоначальный смысл национального самоопределения состоит не в отделении народа, а, напротив, в его единении, в основе которого лежат экономические и культурные компоненты. Таким образом, национальное самоопределение является гарантом укрепления традиций и обычаев народа, его культурной самобытности.
• ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
При этом в современных исторических условиях процессы национального самоопределения коренного народа сибирских татар являются существенно затрудненными как внешними, так и внутренними факторами. В свою очередь, к факторам внешнего порядка следует отнести тенденции глобализации, вместе с которыми в сознание народов, в том числе малых, проникают идеи массовой культуры. К факторам внутренним следует отнести консолидацию татар на территории Российской Федерации вокруг исторической родины нации - Татарстана. С одной стороны, это позволяет татарскому народу принимать участие в решении широкого спектра проблем экономического, социального, духовного и политического плана. С другой стороны, такой характер объединения предполагает укрепление национального самосознания сибирских татар как части большой и единой татарской нации, являющейся второй по численности в Российской Федерации. Между тем, процесс развития их национального самосознания как этнической общности предполагает единение на основе ее компонентов, таких как язык, традиции, культура и специфика исторического пути именно сибирских татар как коренного народа Сибири.
Кроме того, на сегодняшний день процесс национального самоопределения сибирских татар существенно затрудняется проживанием многих представителей данной этнической общности за пределами Татарстана. В свою очередь, утрата связи с исторической родиной в определенной степени способствует разрыву связей с основами культуры своего народа. Данная проблема в контексте процесса национального самоопределения сибирских татар представляется наиболее трудноразрешимой в силу того, что в субъектах Российской Федерации значительно меньше условий для сохранения национальной культуры и самобытности татарского народа. Как следствие, сибирские татары могут постепенно утрачивать язык, фольклорные традиции, национально-специфичные особенности в сферах воспитания и образования. В результате, может произойти этническое обезличивание народа, при котором обретение права на национальное самоопределение просто утратит какое-либо значение. Между тем, необходимость реализации права на национальное самоопределение сибирских татар подтверждается данными известных ученых-сибире-ведов. Так, З.П. Соколова отмечала самостоятельность сибирских татар как народа с точки зрения их культуры, искусства и языка. Указанные факторы, по мнению исследователя, позволяют говорить о перспективах все большей консолидации в рамках этнической общности сибирских татар [6]. О самостоятельности сибирских татар как народа заявляет в своих исследованиях Е.П.
Батьянова [1], к которой присоединяется исследо-ватель-сибиревед А.В. Головнев, подкрепляющий свои выводы обширным фактическим материалом [2].
Стремление к национальному самоопределению сибирских татар было подкреплено не только научно-теоретически: еще с конца прошлого столетия начался рост национального самосознания народа в условиях стремительно набирающих силу демократических преобразований в российском государстве. В свою очередь, интерес татар к видным представителям своей культуры и науки, происхождению и историческому развитию актуализировал вопрос о национальном самоопределении.
Стремление сибирских татар к реализации права на национальное самоопределение нашло выражение в организации и проведении «круглых столов», конференций, учредительных съездов, а также иных форм социальных практик, в рамках которых обозначалась данная проблема. В частности, еще в марте 1989 г. в Тобольске был проведен «круглый стол», посвященный вопросам национального возрождения сибирских татар. Более масштабным мероприятием следует признать «круглый стол» «Сибирские татары между прошлым и будущим», прошедший летом 1989 г. [5]. В числе прочих вопросов мероприятия, обсуждаемых татарами Тюмени, Тобольска, Казани и иных территорий, поднимался вопрос о возможности предоставления сибирским татарам статуса коренного народа Сибири, а также территориальной автономии в границах РФ.
В свою очередь, 29 сентября 1990 г. в Тюмени прошла учредительная конференция татар Тюменской области, участники которой проявили инициативу в создании Ассоциации татар Тюменской области, являющейся главной по отношению к областным общественным татарским организациям [3, с. 473]. Знаковым мероприятием стал первый учредительный съезд Ассоциации, проходивший 14-15 декабря того же года, в рамках которого были приняты ее уставные документы. В частности, в программе подчеркивалось, что Сибирь является исторической родиной, уникальной территорией на карте, в границах которой сибирские татары могут не только сохраняться как этническая общность, но также и продолжать успешное развитие в сфере формирования своего языка и культуры. В этой связи первостепенной задачей Ассоциации было признание за сибирскими татарами статуса коренного народа. При этом гарантировать национальное самоопределение сибирским татарам должны были учреждаемые местные автономии в форме национальных районов или национальных сельских советов. Данной идее выразила поддержку Администрация Тюменской области. В частности, занимавший
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021
в то время пост заместителя председателя Тюменского облисполкома Ю.М. Конев отмечал, что истинная забота о возрождении народа коренных сибирских татар в качестве первого этапа должна предполагать учреждение национально-культурной автономии [4]
В продолжении решения вопроса о национальном самоопределении в 1997 г. в г. Тобольске была учреждена общественная организация «Общественно-политическое движение «Всета-тарская Ассамблея Тюменской области». Данная организация, принимавшая участие в общественной и политической жизни на уровне региона, имела, в том числе, целью защиту комплекса прав сибирских татар (гражданских, экономических и проч.), развитие их самоорганизации, а также сохранение культуры и языка.
Подводя итоги тем мероприятиям, которые были реализованы в целях обретения сибирскими татарами права на национальное самоопределение, на которых решались значимые вопросы, определяющие вектор данного процесса, следует отметить, что отсутствие продуманной и четко определенной структуры в области национальной политики в Российской Федерации в перспективе может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Положительный эффект проявляется в создании благоприятных условий для решения вопроса о национальном самоопределении сибирских татар с точки зрения новаторства в подходах к нему, отрицательный - в возможном полном игнорировании на государственном уровне данного вопроса. Подобная ситуация может вести к субъективированности представлений сибирских татар в отношении их национального самоопределения.
Представляется, что решению данного вопроса во многом способствовало бы наличие во властных институтах и структурах представителей сибирско-татарского народа, заинтересованных в реализации его права на национальное самоопределение. Отражение, по крайней мере, в выборных органах власти, плюрализма во мнениях относительно исследуемой проблемы, способствовало бы выработке соответствующих законодательных инициатив, следствием которых могло бы стать предоставление сибирским татарам статуса малочисленного коренного народа Сибири, что дало бы им возможность определять форму своего государственного существования в составе другого государства, либо самостоятельно.
По материалам выступления автора на Всероссийской научно-практической конференции «Сулеймановские чтения-2021» (28 мая 2021 г., Тюмень).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021
Список литературы:
[1] Батьянова Е.П. Самостоятельный народ // Янарыш. 1990. 1 декабря.
[2] Головнев А.В. Об этнической истории сибирских татар// Сибирские татары: история и современность. Материалы научно-практической конференции. - Тобольск. 1990. - С. 19-23.
[3] Ильина А.А. Проблемы этнокультурной идентичности сибирских татар юга Тюменской области в представлении лидера сибирско-татар-ского национального движения (1980-2000-е гг.) // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 3 (15). - С. 472-478.
[4] Исхакова С.М., Валеев Ф.-Т. А. Сибирские татары: этнокультурные и этнические проблемы возрождения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tatar-history.narod.ru/sibir-tatar.htm (дата обращения: 26.05.2021).
[5] Круглый стол: «Сибирские татары между прошлым и будущим» // Тюменская правда. 1989. 22 июля.
[6] Соколова З.П. Из выступления: Круглый стол: «Сибирские татары между прошлым и будущим» // Тюменская правда. 1989. 22 июля.
[7] Узбеков И.Г. О некоторых проблемах национального самоопределения татар // Татары в Оренбургском крае. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://tatarica.narod.ru/cult/library/ book/orenbur/problem.htm (дата обращения: 26.05.2021).
Spisok literatury:
[1] Bat'yanova E.P. Samostoyatel'nyj narod // Yanarysh. 1990. 1 dekabrya.
[2] Golovnev A.V. Ob etnicheskoj istorii sibirskih tatar// Sibirskie tatary: istoriya i sovremennost'. Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. -Tobol'sk. 1990. - S. 19-23.
[3] Il'ina A.A. Problemy etnokul'turnoj identichnosti sibirskih tatar yuga Tyumenskoj oblasti v predstavlenii lidera sibirsko-tatarskogo nacional'nogo dvizheniya (1980-2000-e gg.) // Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Istoricheskie nauki». 2017. № 3 (15). - S. 472-478.
[4] Iskhakova S.M., Valeev F.-T. A. Sibirskie tatary: etnokul'turnye i etnicheskie problemy vozrozhdeniya. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://tatar-history.narod.ru/s ibir-tata r.htm (data obrashcheniya: 26.05.2021).
[5] Kruglyj stol: «Sibirskie tatary mezhdu proshlym i budushchim» // Tyumenskaya pravda. 1989. 22 iyulya.
[6] Sokolova Z.P. Iz vystupleniya: Kruglyj stol: «Sibirskie tatary mezhdu proshlym i budushchim» // Tyumenskaya pravda. 1989. 22 iyulya.
[7] Uzbekov I.G. O nekotoryh problemah nacional'nogo samoopredeleniya tatar // Tatary v Orenburgskom krae. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://tatarica.narod.ru/cult/library/book/ orenbur/problem.htm (data obrashcheniya: 26.05.2021)