Научная статья на тему 'СОХРАНЕНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: МИССИЯ СИБИРСКИХ ТАТАР НА РУБЕЖЕ XX – XXI ВЕКОВ'

СОХРАНЕНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: МИССИЯ СИБИРСКИХ ТАТАР НА РУБЕЖЕ XX – XXI ВЕКОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
66
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сибирские татары / Тюменская область / культура / язык / этнокультурная идентичность / сохранение / национально-культурные объединения / научно-практическая конференция / «Сулеймановские чтения».

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ильина А.А.

Актуальность исследования определяется необходимостью сохранения этнокультурной идентичности коренного тюркоязычного населения Западной Сибири – сибирских татар. Сибирские татары обладают богатейшей историей, культурой, уникальным языком. Однако в настоящее время происходит утрата сибирской специфики при весьма активном проникновении в среду сибирских татар поволжско-татарских традиций. Цель статьи – выявить успехи в деле сохранения этнокультурной идентичности сибирских татар, определить ключевые проблемы в данном направлении и предложить некоторые варианты их решения. Основные выводы автора сводятся к следующим. Выполнение миссии по сохранению этнокультурной идентичности сибирских татар должна взять на себя, в первую очередь, Тюменская область, поскольку у сибирских татар этого региона имеется огромный потенциал в данном направлении. Главное достижение национального движения сибирских татар – это создание письменной формы их родного языка. Ключевые проблемы сибирских татар – это сложности внедрения сибирскотатарского языка в школьную программу, незаинтересованность детей в изучении родного языка в школе, необходимость вовлечения молодежи в национально-культурное движение. Важнейшую роль в сохранении этнокультурной идентичности сибирских татар играет Всероссийская научно-практическая конференция «Сулеймановские чтения», которая должна сохранить свой высокий научный статус.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОХРАНЕНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: МИССИЯ СИБИРСКИХ ТАТАР НА РУБЕЖЕ XX – XXI ВЕКОВ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -10-419-423 NIION: 2018-0076-10/21-304 MOSURED: 77/27-023-2021-10-503

ИЛЬИНА Анна Александровна,

кандидат исторических наук, научный сотрудник Омской лаборатории археологии, этнографии и музееведения Института археологии и этнографии СО РАН, e-mail: like_a_sun@mail.ru

СОХРАНЕНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: МИССИЯ СИБИРСКИХ ТАТАР НА РУБЕЖЕ XX - XXI ВЕКОВ

Аннотация. Актуальность исследования определяется необходимостью сохранения этнокультурной идентичности коренного тюркоязычного населения Западной Сибири -сибирских татар. Сибирские татары обладают богатейшей историей, культурой, уникальным языком. Однако в настоящее время происходит утрата сибирской специфики при весьма активном проникновении в среду сибирских татар поволжско-татарских традиций. Цель статьи - выявить успехи в деле сохранения этнокультурной идентичности сибирских татар, определить ключевые проблемы в данном направлении и предложить некоторые варианты их решения. Основные выводы автора сводятся к следующим. Выполнение миссии по сохранению этнокультурной идентичности сибирских татар должна взять на себя, в первую очередь, Тюменская область, поскольку у сибирских татар этого региона имеется огромный потенциал в данном направлении. Главное достижение национального движения сибирских татар - это создание письменной формы их родного языка. Ключевые проблемы сибирских татар - это сложности внедрения сибирскотатарского языка в школьную программу, незаинтересованность детей в изучении родного языка в школе, необходимость вовлечения молодежи в национально-культурное движение. Важнейшую роль в сохранении этнокультурной идентичности сибирских татар играет Всероссийская научно-практическая конференция «Сулеймановские чтения», которая должна сохранить свой высокий научный статус.

Ключевые слова: сибирские татары, Тюменская область, культура, язык, этнокультурная идентичность, сохранение, национально-культурные объединения, научно-практическая конференция, «Сулеймановские чтения».

Annotation. The relevance of this study is determined by the need to preserve the ethno-cul-tural identity of the indigenous Turkic-speaking population of Western Siberia - the Siberian Tatars. Siberian Tatars have a rich history, culture, and a unique language. However, at present there is a loss of Siberian specificity with a very active penetration of Volga-Tatar traditions into the environment of Siberian Tatars. The purpose of the article is to identify successes in preserving the eth-no-cultural identity of the Siberian Tatars, identify key problems in this direction and propose some solutions to them. The main conclusions of the author are as follows. The Tyumen Region, first of all, should undertake the mission of preserving the ethno-cultural identity of the Siberian Tatars, since the Siberian Tatars of this region have a huge potential in this direction. The main achievement of the national movement of Siberian Tatars is the creation of a written form of their native language. The key problems of the Siberian Tatars are the difficulties of introducing the Siberian Tatar language into the school curriculum, the disinterest of children in learning their native language at school, the need

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

ILINA Anna Aleksandrovna,

PhD in History,

Researcher of the Omsk laboratory of Archeology, Ethnography and Museology of the Institute of Archeology and Ethnography of the Siberian Branch of the Russian Academy of Science

PRESERVATION OF ETHNO-CULTURAL IDENTITY: THE MISSION OF THE SIBERIAN TATARS AT THE TURN OF THE XX - XXI CENTURIES

to involve young people in the national cultural movement. The All-Russian Scientific and Practical conference "Suleiman Readings" plays an important role in preserving the ethno-cultural identity of the Siberian Tatars, which should maintain its high scientific status.

Key words: Siberian Tatars, Tyumen region, culture, language, ethno-cultural identity, preservation, national-cultural associations, scientific-practical conference, «Bulat Suleymanov's Readings».

Сибирские татары - коренное тюркоя-зычное население Западной и Южной Сибири. В наше время этот этнос имеет широкую географию расселения. Большинство сибирских татар сосредоточено в местах исторического проживания. Исконные села сибирских татар расположены преимущественно в Тюменской, Омской, Новосибирской, Томской областях. Численность трех основных групп сибирских татар - тоболо-иртышских, барабин-ских и томских по данным Первой Всероссийской переписи населения 1897 г. составила 46 097 чел. [5, с. 181]. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г. численность сибирских татар в Российской Федерации составляла 9 611 чел. [13], а по данным Всероссийской переписи населения 2010 г. - 6 779 чел. [14]. Подобное сокращение может быть связано не только с непосредственным снижением численности самого этноса, но и с утратой его представителями этнического самосознания, возможно, в том числе из-за двойной этнической самоидентификации. Кроме того, стоит вспомнить, что в преддверие обеих Всероссийских переписей населения Республика Татарстан проводила широкую агитационную кампанию, призывая всех татар России записываться просто татарами, не акцентируя внимание на их отдельных этнических группах.

Сибирские татары обладают богатейшей историей, культурой, уникальным языком. Несомненно, советский период истории (в особенности вторая половина XX в.) с его проектом создания единого советского народа негативно сказался на сохранении всех этносов в СССР, в том числе сибирских татар. Однако, веяния 1980-х гг. в СССР привнесли новые возможности для возрождения интереса к национальной самобытности. В условиях начавшихся в стране демократических преобразований и политических реформ на рубеже 1980-х - 1990-х гг. у сибирских татар Западной Сибири наблюдается рост национального самосознания, пробуждается интерес к своему происхождению, к национальной культуре и родному языку.

В мае 1988 г. в Тюменской области был создан Комитет национального возрождения сибирских татар во главе с поэтом Б.В. Сулеймановым и его соратником, единомышленником и заместителем А.Г. Гаитовым, выходцами из сибирских татар.

Комитет сразу же поставил вопросы о создании национально-территориальной автономии сибирских татар, о признании сибирских татар отдельным самостоятельным этносом, а также о статусе языка сибирских татар как самостоятельного и создании письменности на народно-разговорном языке сибирских татар.

Таким образом, 1988 год для сибирских татар стал переломным. Именно с 1988 г. они начали активно возрождать свой язык, культуру, свой народ. Следует отметить, что сибирские татары - это один из этносов России, чье национально-культурное движение, начавшись в конце 80-х гг. XX века, не теряет своих высоких оборотов до настоящего времени, продолжая свою институ-ционализацию.

Конечно, в современных условиях глобализации главная проблема большинства этносов Российской Федерации, и сибирских татар в том числе - это сохранение самих этносов, это недопущение их этнической, культурной, языковой ассимиляции. Что касается сибирских татар, в настоящее время происходит утрата местным населением сибирской специфики при весьма активном проникновении в их среду поволжско-та-тарских традиций (с чем не всегда соглашаются исследователи из Республики Татарстан). При этом некоторые исследователи отмечают даже прямую культурную экспансию из Татарстана [4, с. 91]. Отметим, что возможно, это часто делается из лучших побуждений, и, распространяя в регионах Российской Федерации со значительной численностью татар учебники, методическую литературу, помогая сценариями для подготовки и проведения татарских народных праздников, Республика Татарстан стремится в первую очередь внести вклад в сохранение культуры и языка представителей своего этноса. Однако факт остается фактом, и самым ярким подтверждением проникновения традиций поволжских татар к сибирским татарам можно считать то, что до рубежа 1980-х -1990-х гг. сибирские татары не праздновали Праздник плуга Сабантуй, не характерный для их образа жизни и обычаев.

Таким образом, сибирские татары постепенно становятся просто татарами. А потому в современных реалиях миссия сибирских татар на рубеже XX - XXI вв. - это сохранение своей этно-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

культурной идентичности. Именно с этой миссией связана актуальность данной статьи. Цель настоящей статьи - выявить успехи в деле сохранения этнокультурной идентичности сибирских татар, определить ключевые проблемы в данном направлении и предложить некоторые варианты их решения.

По нашему мнению, выполнение заявленной выше задачи должна взять на себя, в первую очередь, Тюменская область (здесь и далее имеется в виду юг Тюменской области без национальных регионов), поскольку именно в данном регионе проживает наибольшее количество сибирских татар в Российской Федерации. Кроме того, у сибирских татар Тюменской области наработан колоссальный опыт в деле сохранения сибир-ско-татарской культуры и сибирско-татарского языка, реализуемый национально-культурными объединениями (уже упоминавшимся Комитетом национального возрождения сибирских татар, Ассоциацией татар Тюменской области - Ассоциацией «Сыбыр», Региональной татарской общественной организацией «Мирас» и др.), национально-культурными автономиями (Региональной национально-культурной автономией сибирских татар и татар Тюменской области (1998 г.) и ее подразделениями - местными национально-культурными объединениями татар, Национально-культурной автономией сибирских татар (2015 г.)), учреждениями культуры (в частности, Муниципальным учреждением культуры «Центр сибир-ско-татарской культуры» г. Тобольска), а также всеми прочими национально-культурными организациями. Таким образом, у сибирских татар Тюменской области имеется огромный потенциал в деле сохранения этнокультурной идентичности, который, несомненно, необходимо развивать на всех уровнях, причем успехи в данном направлении не остаются незамеченными. По мнению исследователей, особенностью национального движения татар Западной Сибири, в том числе среди сибирских татар является сосредоточенность вокруг решения этнокультурных вопросов, проблем национального самосознания, сохранения родного языка [2, с. 594].

Тюменской области повезло в большей степени, чем другим регионам Западной Сибири, где проживают сибирские татары, поскольку в данном регионе действует Комитет по делам национальностей, отвечающий за сферу межнациональных отношений, в то время как в других регионах регулирование этой сферы осуществляется наряду с вопросами культуры, молодежной политики, спорта и т.п. Кроме того, компетенции сферы межнациональных отношений в других регионах пери-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

одически перераспределяются в различные инстанции в рамках городских или региональных администраций.

Серьезное значение для сохранения этнокультурной идентичности сибирских татар имеет тот факт, что среди представителей данного этноса в Тюменской области имеется много талантливых и образованных людей, радеющих о деле сохранения национальной культуры и родного языка: поэтов, писателей, а также ученых -филологов, этнографов, историков и др. Несомненно, каждый из них в процессе своей деятельности сохраняет родной язык, культуру, традиции, сам свой народ, внося свой вклад в одно большое общее дело.

Очень важно также и то, что среди сибирских татар Тюменской области много талантливых общественных деятелей (отметим, что многие из них совмещают свою научную, либо творческую деятельность с членством и реальной постоянной работой в каких-либо татарских национально-культурных объединениях, в том числе вышеперечисленных). При этом нельзя забывать, что общественная деятельность - это колоссальный труд, поскольку занятые в ней люди совмещают несколько сфер деятельности, занимаясь параллельно основной работой, общественной нагрузкой в сфере сохранения этнокультурной идентичности сибирских татар (которая зачастую отнимает такое же количество времени, как работа, причем этот труд не предполагает материальной компенсации.), и семьей.

Огромное достижение сибирских татар в последние десятилетия - это прорыв в языковом вопросе, в деле создания письменной формы языка сибирских татар. Сохранение родного языка сибирских татар долгое время было ограничено только разговорной средой, а предпочтение властей на региональном уровне в 1980-е - 2010-е гг. отдавалось изучению литературного татарского языка. Как справедливо отмечал в 2007 г. лидер сибирских татар, сподвижник Б.В. Сулейманова А.Г. Гаитов, «сибирские татары хотят отойти от обслуживающего языка поволжских татар, не отрицая его при этом и придерживаясь трехъязы-чия (сибирско-татарский, поволжско-татарский, русский)» [1, с. 475].

Несмотря на все трудности, сибирскотатар-ский язык сохранился в среде его носителей. Дальнейшие колоссальные успехи в деле его возрождения связаны с деятельностью выдающихся ученых из числа сибирских татар (при поддержке коллег): кандидата филологических наук, доцента М.А. Сагидуллина и кандидата исторических наук, доцента Г.Т. Бакиевой. Оба ученых активно зани-

маются общественной деятельностью, в разное время являлись членами различных национально-культурных объединений татар Тюменской области, оба они искренне ратуют за сохранение сибирскотатарского языка.

Так, М.А. Сагидуллин провел работу по стандартизации сибирскотатарского языка: сначала разработал его фонетическую систему, затем лексическую систему, затем грамматику [8; 7; 6]. Г.Т. Бакиева выпустила в свет ряд словарей сибирско-татарского языка (словарь имен, словарь народно-разговорной лексики, тематический словарь) [10; 11; 12]. Эту инициативу поддержала и продолжила кандидат исторических наук Ф.Ф. Марганова [9]. Возможностью издавать свои произведения на родном языке сразу же воспользовались сибир-скотатарские поэты и писатели, ученые и общественные деятели: началась публикация сборников стихов, прозы, фольклора, пословиц и поговорок, а также газеты на сибирскотатарском языке.

Благодаря вышеперечисленным достижениям у сибирских татар появилась возможность изучать в школах не только литературный татарский язык, но и родной, внедрив его для этого в образовательную программу. И данную возможность обязательно необходимо активно использовать, потому что, как справедливо отмечают исследователи, дальнейшее игнорирование языковой проблемы повлечет за собой усиление мар-гнализации сибирских татар Тюменской области и постепенную утрату ими самоидентификации. [3, с. 144].

По новому Федеральному государственному образовательному стандарту в школьной программе предусмотрены для обязательного изучения такие предметы, как родной язык и родная литература, и примерные программы для их изучения утверждены по 18 национальным языкам. Таким образом, имеется возможность для внедрения в школьную программу и сибирскотатарского языка. Однако при работе в этом направлении сибирскотатарские активисты сталкиваются нежеланием руководителей органов управления образованием и директоров школ переходить на изучение сибирскотатарского языка и сибирскотатар-ской литературы, а также с проблемой незаинтересованности молодого поколения (с подачи их родителей) в изучении родного языка в школе.

Отсюда вытекает еще одна актуальнейшая проблема для сохранения этнокультурной идентичности сибирских татар - вовлечение молодежи и детей в национально-культурное движение. Для сохранения родного языка и народной культуры нужны люди, которым при смене поколений можно будет передать свое дело, люди, которые будут осуществлять дальнейшую работу в этом направ-

лении. Причем данная проблема актуальна не только для сибирских татар, но и для большинства других этносов, а потому в ее решении может помочь обмен опытом этнокультурной и общественной работы.

Важнейшую роль в сохранении этнокультурной идентичности сибирскотатарского этноса играет Всероссийская научно-практическая конференция «Сулеймановские чтения». Она ежегодно проводится в Тюменской области с 1998 г., и 28 мая 2021 г. прошла в г. Тюмени уже в двадцать четвертый раз. «Сулеймановские чтения» - это научный бренд сибирских татар и Тюменского региона. Весьма символично, что патриот своего народа Б.В. Сулейманов, задавший в конце 1980-х гг. вектор национально-культурного движения сибирских татар, даже после своей физической смерти продолжает работу по сохранению своего этноса. А потому традиция ежегодного проведения «Сулеймановских чтений» не должна прерываться.

Для этого конференции, в первую очередь, необходима мощная информационная поддержка. Опыт показывает, что для успешного проведения конференции, привлечения большого числа участников и докладчиков необходимо активно распространять информационное письмо конференции в сети интернет на сайтах всех ее организаторов и партнеров. Помимо выставления информационного письма в широкий доступ необходимо также проводить его широкую рассылку, как адресную, так и поточную.

Во вторую очередь необходимо обратить особое внимание на общедоступность сборников конференции. Подобно тому, как роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» называют «энциклопедией русской жизни», сборники научно-практической конференции «Сулеймановские чтения» можно назвать энциклопедией культурной, научной, общественной жизни сибирских татар рубежа XX-XXI вв. А потому все сборники «Сулеймановских чтений» нужно постатейно разместить в системе Российского индекса научного цитирования, чтобы к ним в любой момент могли обращаться все желающие.

В заключение отметим, что накопленный сибирскими татарами потенциал национально-культурного и общественного движения позволяет надеяться на успешное сохранение их этнокультурной идентичности.

По материалам выступления автора на Всероссийской научно-практической конференции «Сулеймановские чтения-2021» (28 мая 2021 г., Тюмень).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

Список литературы:

[1] Ильина А.А. Проблемы этнокультурной идентичности сибирских татар юга Тюменской области в представлении лидера сибирско-татар-ского национального движения (1980-2000-е гг.) // Вестник Омского университета. Серия: Исторические науки. - 2017. - № 3(15). - С. 472-478.

[2] История и культура татар Западной Сибири. Монография. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2015. - 728 с.

[3] Квашнин Ю.Н., Бакиева Г.Т. Сибирские татары перед выбором - сохранить или потерять родной язык? // Вестник антропологии. - 2021. -№ 1 (53). - С. 133-148.

[4] Квашнин Ю.Н., Бакиева Г.Т. Этнокультурное образование на юге Тюменской области и проблемы сохранения сибирскотатарского языка // Теоретическая и прикладная лингвистика. -2019. - № 5 (3). - С. 78-98.

[5] Корусенко С.Н., Томилов Н.А. Татары Сибири в XVIII - начале XX в.: расселение, численность и социальная структура // Вестник археологии, антропологии и этнографии. - 2011. - № 2 (15). - С. 177-185.

[6] Сагидуллин М.А. Грамматика современного сибирскотатарского языка. - Тюмень: ОАО «Тюменский дом печати», 2014. - 152 с.

[7] Сагидуллин М.А. Русскосибирскотатар-ский словарь (Урысцасебертатарца CYCлек): около 15000 слов. - Тюмень: Мандр и Ка, 2010. - 216 с.

[8] Сагидуллин М.А. Фонетика и графика современного сибирскотатарского языка. -Тюмень: «Искер», 2008. - 64 с.

[9] Сибирскотатарско-русский словарь (Себертатарца-урысца CYCлек): около 30000 слов / сост. Ф. Ф. Марганова. - Тюмень: Тюменский дом печати, 2019. - 470 с.

[10] Словарь имен сибирских татар / ред.-сост. Г.Т. Бакиева. - Тобольск: Полиграфист, 2016. - 235 с.

[11] Словарь народно-разговорной лексики сибирских татар / сост. и ред. Г.Т. Бакиева. -Тобольск: Полиграфист, 2016. - 279 с.

[12] Тематический словарь сибирскотатарского языка / авт.-сост. Г.Т. Бакиева. - Тобольск: Полиграфист, 2017. - 291 с.

[13] Том 4. Национальный состав и владение языками, гражданство [Электронный ресурс] / Сайт «Всероссийская перепись населения 2002 года». - Режим доступа: http://www.perepis2002.ru/ index.html?id=17 (дата обращения: 01.05.2021).

[14] Том 4. Национальный состав и владение языками, гражданство [Электронный ресурс] / Сайт «Всероссийская перепись населения 2010 года». Режим доступа: https://gks.ru/free_doc/new_ site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (дата обращения: 01.05.2021).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

Spisok literatury:

[1] Il'ina A.A. Problemy etnokul'turnoj identich-nosti sibirskih tatar yuga Tyumenskoj oblasti v pred-stavlenii lidera sibirsko-tatarskogo nacional'nogo dvizheniya (1980-2000-e gg.) // Vestnik Omskogo universiteta. Seriya: Istoricheskie nauki. - 2017. - № 3(15). - S. 472-478.

[2] Istoriya i kul'tura tatar Zapadnoj Sibiri. Mon-ografiya. - Kazan': Institut istorii im. SH. Mardzhani AN RT, 2015. - 728 s.

[3] Kvashnin YU.N., Bakieva G.T. Sibirskie tatary pered vyborom - sohranit' ili poteryat' rodnoj yazyk? // Vestnik antropologii. - 2021. - № 1 (53). -S.133-148.

[4] Kvashnin YU.N., Bakieva G.T. Etnokul'tur-noe obrazovanie na yuge Tyumenskoj oblasti i problemy sohraneniya sibirskotatarskogo yazyka // Teor-eticheskaya i prikladnaya lingvistika. - 2019. - № 5 (3). - S. 78-98.

[5] Korusenko S.N., Tomilov N.A. Tatary Sibiri v XVIII - nachale XX v.: rasselenie, chislennost' i social'naya struktura // Vestnik arheologii, antropologii i etnografii. - 2011. - № 2 (15). - S. 177-185.

[6] Sagidullin M.A. Grammatika sovremennogo sibirskotatarskogo yazyka. - Tyumen': OAO «Tyu-menskij dom pechati», 2014. - 152 s.

[7] Sagidullin M.A. Russkosibirskotatarskij slovar' (Uryscasebertatarca sYslek): okolo 15000 slov. - Tyumen': Mandr i Ka, 2010. - 216 s.

[8] Sagidullin M.A. Fonetika i grafika sovremennogo sibirskotatarskogo yazyka. - Tyumen': «Isker», 2008. - 64 s.

[9] Sibirskotatarsko-russkij slovar' (Sebertatar-ca-urysca sYslek): okolo 30000 slov / sost. F. F. Mar-ganova. - Tyumen': Tyumenskij dom pechati, 2019. - 470 s.

[10] Slovar' imen sibirskih tatar / red.-sost. G.T. Bakieva. - Tobol'sk: Poligrafist, 2016. - 235 s.

[11] Slovar' narodno-razgovornoj leksiki sibirskih tatar / sost. i red. G.T. Bakieva. - Tobol'sk: Poligrafist, 2016. - 279 s.

[12] Tematicheskij slovar' sibirskotatarskogo yazyka / avt.-sost. G.T. Bakieva. - Tobol'sk: Poligrafist, 2017. - 291 s.

[13] Tom 4. Nacional'nyj sostav i vladenie yazykami, grazhdanstvo [Elektronnyj resurs] / Sajt «Vserossijskaya perepis' naseleniya 2002 goda». -Rezhim dostupa: http://www.perepis2002.ru/index. html?id=17 (data obrashcheniya: 01.05.2021).

[14] Tom 4. Nacional'nyj sostav i vladenie yazykami, grazhdanstvo [Elektronnyj resurs] / Sajt «Vserossijskaya perepis' naseleniya 2010 goda». Rezhim dostupa: https://gks.ru/free_doc/new_site/ perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (data obrashcheniya: 01.05.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.