Научная статья на тему 'Проблемы этнокультурной идентичности сибирских татар юга Тюменской области в представлении лидера сибирско-татарского национального движения (1980-2000-е гг. )'

Проблемы этнокультурной идентичности сибирских татар юга Тюменской области в представлении лидера сибирско-татарского национального движения (1980-2000-е гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
309
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБИРСКИЕ ТАТАРЫ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ / SIBERIAN TATARS / NATIONAL MOVEMENT / ETHNOCULTURAL IDENTITY / TYUMEN REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ильина А.А.

Публикуется интервью с лидером сибирско-татарского национального движения, видным общественным деятелем из числа сибирских татар, соратником сибирско-татарского поэта Б. В. Сулейманова Анасом Гаитовичем Гаитовым. А. Г. Гаитов и Б. В. Сулейманов в конце 1980-х гг. вывели проблемы этнокультурной идентичности сибирских татар на новый уровень, способствовали активизации этнокультурных и общественно-политических процессов в их среде. Интервью затрагивает вопросы истории национального движения сибирских татар юга Тюменской области, его институциализации на протяжении 1980-2000-х гг., проблемы сибирско-татарского языка и сибирско-татарской письменности и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Leader of the Siberian Tatar National Movement about Problems of Ethnocultural Identity of the Siberian Tatars of the South Tyumen Region (1980-2000s)

The interview with the leader of the Siberian Tatar national movement, the eminent public figure from among the Siberian Tatars, is published by the colleague of the Siberian Tatar poet B. V. Suleymanova Anas Gaitovich Gaitov. A. G. Gaitov and B. V. Suleymanov in the late eighties brought problems of ethnocultural identity of the Siberian Tatars to new level, promoted activization of ethnocultural and social and political processes in their environment. The interview raises the questions of history of the national movement of the Siberian Tatars of the South of the Tyumen region, its institutionalizing throughout the 1980th the 2000th, a problem of the Siberian Tatar AI language of the Siberian Tatar writing, etc.

Текст научной работы на тему «Проблемы этнокультурной идентичности сибирских татар юга Тюменской области в представлении лидера сибирско-татарского национального движения (1980-2000-е гг. )»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 3 (15). С. 472-478. УДК 94 (57)

DOI 10.25513/2312-1300.2017.3.472-478

А. А. Ильина

ПРОБЛЕМЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СИБИРСКИХ ТАТАР ЮГА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ЛИДЕРА СИБИРСКО-ТАТАРСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ (1980-2000-е гг.)*

Публикуется интервью с лидером сибирско-татарского национального движения, видным общественным деятелем из числа сибирских татар, соратником сибирско-татарского поэта Б. В. Су-лейманова Анасом Гаитовичем Гаитовым. А. Г. Гаитов и Б. В. Сулейманов в конце 1980-х гг. вывели проблемы этнокультурной идентичности сибирских татар на новый уровень, способствовали активизации этнокультурных и общественно-политических процессов в их среде. Интервью затрагивает вопросы истории национального движения сибирских татар юга Тюменской области, его институ-циализации на протяжении 1980-2000-х гг., проблемы сибирско-татарского языка и сибирско-татарской письменности и др.

Ключевые слова: сибирские татары; национальное движение; этнокультурная идентичность; Тюменская область.

A. A. Ilina

LEADER OF THE SIBERIAN TATAR NATIONAL MOVEMENT ABOUT PROBLEMS

OF ETHNOCULTURAL IDENTITY OF THE SIBERIAN TATARS OF THE SOUTH

TYUMEN REGION (1980-2000s)

The interview with the leader of the Siberian Tatar national movement, the eminent public figure from among the Siberian Tatars, is published by the colleague of the Siberian Tatar poet B. V. Suley-manova Anas Gaitovich Gaitov. A. G. Gaitov and B. V. Suleymanov in the late eighties brought problems of ethnocultural identity of the Siberian Tatars to new level, promoted activization of ethnocultural and social and political processes in their environment. The interview raises the questions of history of the national movement of the Siberian Tatars of the South of the Tyumen region, its institutionalizing throughout the 1980th - the 2000th, a problem of the Siberian Tatar AI language of the Siberian Tatar writing, etc.

Keywords: Siberian Tatars; national movement; ethnocultural identity; Tyumen region.

Публикуемый материал представляет собой интервью с лидером сибирско-татар-ского национального движения, видным общественным деятелем из числа сибирских татар, соратником сибирско-татарского поэта Б. В. Сулейманова Анасом Гаитовичем Гаитовым.

Начиная с конца 1980-х гг. сибирско-татарская проблематика в Западно-Сибирском регионе имеет большую остроту, в особенно-

сти на юге Тюменской области, где проживает значительное количество сибирских татар -коренного населения Западной Сибири. Особый резонанс национальное движение сибирских татар получило на рубеже 19801990-х гг. в связи с деятельностью Б. В. Су-лейманова и А. Г. Гаитова. Так, в 1988 г. в Тюменской области был создан Комитет национального возрождения сибирских татар во главе с двумя указанными лидерами.

* Исследование выполнено за счёт гранта Российского научного фонда, проект №14-50-00036.

© Ильина А. А., 2017 472

С самого начала Комитет ставил вопросы о создании национально-территориальной автономии сибирских татар, признании сибирских татар коренным народом, признании языка сибирских татар отдельным самостоятельным языком, а также о создании письменности на народно-разговорном языке сибирских татар. Благодаря активной деятельности членов Комитета национального возрождения Б. В. Сулейманова и А. Г. Гаитова вышеозначенные проблемы получили широчайшую огласку в Тюменской области, а затем в других областях Западной Сибири, а также в Татарстане. С усилиями этих людей во многом связано возрождение интереса к истории, традициям и языку своего народа среди сибирских татар [1, с. 54]. Так, по инициативе Б. В. Сулейманова и А. Г. Гаитова в 1988 г. в Тобольске был создан Центр «Досуг» (впоследствии - Центр сибирско-татар-ской культуры г. Тобольска - единственный в России национально-культурный центр сибирских татар). С 1989 г. по август 1991 г. его директором являлся А. Г. Гаитов.

Летом 1989 г. в Тюмени по инициативе газеты «Тюменская правда» был организован круглый стол «Сибирские татары: между прошлым и будущим», на котором присутствовали учёные из Москвы, Казани, Тюмени, Тобольска, работники культуры, просвещения, журналисты, партийные работники. Поводом для работы круглого стола послужили некоторые статьи Б. В. Сулейманова о сибир-ско-татарском этносе. В ходе работы круглого стола дискутировался вопрос о предоставлении сибирским татарам статуса коренного народа Сибири и территориальной автономии сибирских татар в рамках Российской Федерации. В июне 1990 г. в Тобольске состоялась научно-практическая конференция «Сибирские татары: история и современность», организованная по инициативе Комитета национального возрождения сибирских татар, Татарского культурно-образовательного центра «Досуг» и учёных Тобольска, имевшая большое значение для дальнейшего развития татарского национального движения. В резолюции конференции звучала мысль о необходимости подготовки проекта программы этнического самоопределения и развития сибирских татар, для чего была создана координационная группа под

руководством Б. В. Сулейманова и А. Г. Гаи-това. Данная программа была завершена в том же году. Главное же заключение конференции было связано с претензией сибирских татар на национально-территориальную автономию.

В сентябре 1990 г. в Тюмени была созвана учредительная конференция татар Тюменской области, принявшая решение о создании Ассоциации татар Тюменской области. Учредительный съезд Ассоциации татар Тюменской области прошёл 14-15 декабря 1990 г. На съезде развернулись острые споры по поводу будущей деятельности Ассоциации, в частности, по поводу внимания к очагам культуры всех татар области (выходцы из Поволжья и Зауралья опасались ущемления своих прав в случае признания статуса сибирских татар). Комитет национального освобождения сибирских татар в лице Б. В. Сулейманова выразил радикальную позицию, настаивая на признании учредительного съезда съездом сибирских татар, а также на том, что голосовать за решения съезда могут только сибирские татары, а остальные присутствующие на нём татары могут выступать лишь в качестве наблюдателей. Однако претензии Комитета национального возрождения сибирских татар не были удовлетворены, а Б. В. Сулейманов не был избран председателем Ассоциации, хотя его кандидатуру поддерживали многие делегаты съезда. В итоге Комитет национального возрождения сибирских татар отказался входить в состав Ассоциации, а основоположник национального движения татар региона, Б. В. Сулейманов, не смирившись с неприятием своих идей и откровенной травлей, скончался спустя два месяца после съезда.

После смерти своего старшего товарища А. Г. Гаитов продолжил общее дело, развивая идеи Комитета национального возрождения сибирских татар. Он входил в состав ряда общественных организаций татар Тюменской области, во время подготовки к Всероссийским переписям населения 2002-го и 2010 г. агитировал сибирских татар конкретно определять свою этническую принадлежность (записываться сибирскими татарами, а не просто татарами), развивал идею включения сибирских татар в перечень коренных малочисленных народов России

и т. д. За свою активную многолетнюю деятельность по возрождению и сохранению идентичности сибирских татар А. Г. Гаитов получил на просторах интернет-пространства почётное прозвище «ататюрка сибирских татар». В 2015 г. он был награждён медалью Всемирного конгресса татар.

Беседа автора статьи с А. Г. Гаитовым состоялась в августе 2007 г. в Тюмени в ходе сбора автором материала о нацио-

нально-культурных объединениях татар юга Тюменской области и происходила в виде полуформализованного интервью. Интервью было записано на диктофон, а впоследствии расшифровано и передано на хранение в Архив Музея археологии и этнографии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского [2, л. 65-73]. Публикуется с незначительными сокращениями.

Интервью с Анасом Гаитовичем Гаитовым, лидером национального движения сибирских татар, членом Комитета национального возрождения сибирских татар, сподвижником Б. В. Сулейманова. Август 2007 г.

- В Тюменской областной научной библиотеке я ознакомилась с публикациями, по-свящёнными началу национально-культурного движения татар в Тюменской области, в особенности с материалами научно-практической конференции «Сибирские татары: история и современность» 1990 г., проходившей в Тобольске. Не могли бы вы тоже рассказать об этом?

- В 1989 г. ЦК КПСС и Институт марксизма-ленинизма устроили в Москве общесоюзный съезд этнографов, историков и пр., посвящённый национальному вопросу, так как проблема национальных отношений в то время стояла очень остро. Я участвовал в нём, выступив с докладом. Должен был выступать Булат Сулейманов как более маститый, но он не успел приехать, и мне пришлось выступать самому. Моё выступление было самым первым, причём без всяких званий и регалий. Я представился сибирским татарином. А поскольку не все знали такой народ, я сказал: «Все вы знаете легендарного атамана Ермака. Я же являюсь представителем того народа, который во главе с ханом Кучумом защищал свою землю».

Позже с помощью тобольских учёных (А. В. Головнёва и др.) нам удалось организовать эту конференцию, на которой присутствовало шестьдесят человек. Я тоже выступал с докладом. В тексте моего доклада есть хорошие ссылки на Ленина.

В мае 1988 г. мы создали Комитет национального возрождения сибирских татар. Председатель - Б. Сулейманов, а я - его заместитель. С самого начала мы ставили вопрос о создании национально-территориальной автономии. Когда в 1930-х гг. создавали национально-территориальные образования, мы оказались под одним именем «татары» и не получили автономии. Все культурные вопросы явились бы следствием придания какого-то статуса нашему народу.

- Комитет национального возрождения был зарегистрированной организацией?

- Да. Спустя несколько месяцев после создания Комитет был зарегистрирован.

<...>

В результате постановки нашего вопроса неожиданно вышло постановление Тюменского областного совета народных депутатов в 1990 г. (далее А. Г. Гаитов говорит, что это было постановление обкома партии. - А. И.) о создании национально-территориальных образований сибирских татар на юге Тюменской области. <...> На мой взгляд, это было связано с тем, что происходило снижение роли партии, и партия таким образом искала себе поддержку. Но местные исполнительные органы застопорили исполнение этого решения. Далее произошли события 1991 г. Мы не успели получить ни национальный район, ни национальный сельсовет. Например, население Вагайского района (Тюменской области. - А. И.) на 45 % состоит из сибирских татар, население Тобольского района - на 33 %, Ярковского - на 33 %, Ялуторовского -примерно на 25 %, Нижнетавдинского - примерно на 10 %. Мы хотели такие же национальные районы, как у немцев (два национальных района в России). При этом все народы подняли свой статус, а мы остались на прежнем уровне, хотя у нас большие различия с поволжскими татарами: самосознание, происхождение (у них булгарское происхождение, у нас - частично финно-

угорское, у нас булгарской крови нет, так как в период этногенеза не было контакта с поволжскими тюрками), язык. Мы учим литературный (татарский. - А. И.) язык, а казанские татары, приезжая сюда (в Западную Сибирь. - А. И.), не понимают этот язык, как если бы русский приехал на Украину.

- Вы считаете сибирско-татарский язык самостоятельным языком, а не диалектом?

- Безусловно. У нас, правда, нет письменности. Но сибирскими татарами более двухсот лет назад было создано около десятка словарей, букварей. Они находятся в краеведческой библиотеке (видимо, имеется в виду Литературно-краеведческий центр г. Тюмени. - А. И.). Это была более ранняя по времени попытка создания письменности, чем у башкир, поволжских татар, казахов, каракалпаков, ногайцев и т. д. До 1828 г. татары пользовались так называемым старотатарским письмом, в котором было 80 % непонятного (арабские элементы, архаические заимствования). Только на рубеже Х1Х-ХХ вв. татарские просветители начали переходить на народно-разговорный язык поволжских татар. С созданием к 30-м гг. XX в. литературного татарского языка на основе народно-разговорного языка поволжских татар сибирские татары также стали пользоваться этим языком. Я слышал, что в 1930-х гг. были люди, которые хотели создать письменность на сибирско-татарском языке, но в годы репрессий народ был обезглавлен, и в результате ничего не получилось. Хотя письменность у сибирских татар была всегда: сначала руническая, потом уйгурская, потом древнетатарская, потом старотатарская письменность.

<...> Когда составлялись татарские словари, это делалось на кириллице, поэтому в тех словарях не было шести букв (у татар, помимо тридцати трёх букв, имеется ещё шесть). Причём, на мой взгляд, нужно добавить ещё три буквы (алфавит составляли под давлением Сталина очень быстро и некоторые буквы не включили). За десять лет ХХ в. алфавит поменялся два раза, т. е. два раза подряд произошло отсечение народа от культурной традиции. Алфавит-инвалид.

В последние десять лет (с середины 1990-х гг. - А. И.) идёт борьба за возвращение к латинской графике. Два года назад приняли решение перейти на латиницу, но Москва как всегда затормозила этот процесс, объявив, что если татары перейдут на латиницу, то начнётся развал России. Хотя все прекрасно понимают, что для татарского письма больше подходит латиница. Вот какая дискриминация! Поэтому создание письменности на народно-разговорном языке сибирских татар тоже затруднено (все ждали, что произойдёт переход на латиницу). Сибирские татары хотят отойти от обслуживающего языка поволжских татар, не отрицая его при этом и придерживаясь трёхъязычия (сибирско-татарский, поволжско-татарский, русский).

Таким образом, ещё одним важным вопросом нашего движения было создание письменности на народно-разговорном языке сибирских татар и придание нашему народу имени «сибирские татары». В настоящее время все процессы затормозились. Если бы у меня была возможность, я бы спросил у Владимира Владимировича (Путина. - А. И.), рад ли он тому, что так быстро сумел выстроить свою вертикаль и включить в неё весь народ.

Есть закон о языках, есть закон о национально-культурной автономии. Они гарантируют все права. На самом деле ничего этого нет. Национально-культурные автономии стали «карманными»; они исполняют то, что им прикажут. Это удобная для власти форма. Почему первенствуют именно национально-культурные автономии, а не другие организации? Потому что они имеют кое-какую государственную поддержку в проведении мероприятий. У нас очень любят проводить мероприятия! Проведут Сабантуй, «Мост дружбы» (фестиваль национальных культур, проводимый в Тюмени. - А. И.), детские фольклорные праздники, а затем на всю область заявляют: «Вот как у нас любят малочисленные народы, вот как заботятся о культуре, языке, о сохранении традиций!» А в это время закрываются национальные школы. В 1960-х гг. в области было сто шестьдесят татарских школ, в том числе в Тюмени и Тобольске, с преподаванием многих предметов на татарском языке. В деревнях в начальных классах преподавание велось полностью на татарском, русский вводился потом. Я учился в 15-й школе г. Тобольска, там порядка 60 % обучения было на татарском языке. С русским человеком я впервые в жизни общался, когда мне было двенадцать лет! В 1958 г. Хрущёв, стоя на ступенях Минского государственного университета, сказал: «Чем быстрее начнём говорить на одном языке, тем быстрее построим коммунизм». В том же, 1958-м, году на конференции ЦК партии было принято

решение о создании единого советского народа, после чего началось сокращение количества национальных школ.

В начале 1990-х гг. школ стало уже сто девятнадцать с преподаванием четырёх - шести часов татарского языка и литературы в неделю. Сейчас мы дожили до того, что осталось только пятьдесят шесть школ с преподаванием одного-двух часов в неделю. В 1960-х гг. началось укрупнение (колхозов. - А. И.). Например, есть маленькая русская деревня, а рядом большая татарская деревня. Центральную усадьбу создают в этой деревне, создают всю инфраструктуру, строят школу и т. д. Например, в Тобольском районе есть деревни Дегтярёво и Тоболтура. В Тоболтуре уничтожили семилетнюю национальную школу и перевели всех в русскую школу.

На национально-культурные автономии мы давно махнули рукой. Они способны лишь проводить Сабантуи, массовые мероприятия, а заниматься важными вопросами не могут. Они не отстаивают каждую национальную школу. Язык - это основа любого народа, а они этим вопросом не озабочены. Ярков (А. П. Ярков, профессор, доктор исторических наук, г. Тюмень. -А. И.) в одном из последних выступлений сказал: «Принято решение о консолидации российского народа». Что имеется в виду? Что у нас можно консолидировать? Мы же ни с кем не воюем, конфликтов особых у нас нет. Мы и так консолидированны. Может под консолидацией имеется в виду одноязычие?

- Может быть, это интернационализация в новом варианте?

- Возможно.

- Как вы считаете, изначально создание национально-культурных автономий имело положительный смысл для татар?

- Конечно. Изначально все восприняли это с энтузиазмом.

<...>

- Как Вы познакомились с Б. Сулеймановым?

- В 1972 г., учась заочно в Тобольском пединституте, я прочитал в учительской газете его стихи. Одно из них начиналось: «Я - сибирский татарин». Особенно мне понравилась строчка: «Я не гость и не пришелец». В то время я тоже начал задумываться о своей этнической принадлежности. Среди сибирских татар не было таких поэтов, которые публиковались. Я следил за его творчеством. Познакомились мы только в 1984 г., после того как Сулейманов переехал в Тюмень. Наши мнения оказались сходными. К тому времени я перешёл от единого татарского патриотизма к сибирско-татарскому патриотизму.

- Расскажите про Ассоциацию сибирских татар (Ассоциацию татар Тюменской области. - А. И.).

- Ассоциация татар Тюменской области «Сыбыр» была создана под эгидой государства, но имела более широкие полномочия, чем современные автономии (национально-культурные автономии. - А. И.). Меня пригласили вице-президентом, для чего я приехал специально из Тобольска и стал там работать. Хотя Сулейманов считал, что не нужно туда вступать, я считал, что могу повлиять на что-то. Ассоциация сыграла большую роль. Мы сумели открыть русско-татарскую группу в Тюменском государственном университете, две школы: одну из них в посёлке Каскара. В Ассоциации работало три человека в штате, получали зарплату от государства. Много было тех, кто приходил, интересовался, помогал. Я вёл гуманитарное направление: образование, наука, культура. Другой человек занимался экономическими вопросами. Было также историческое направление. Была создана лаборатория по исследованию истории сибирских татар (в рамках арктической политики). В ней также работали один-два человека. Ассоциация -это явление не федерального масштаба, только в рамках Тюменской области.

В 1996 г., чтобы взять национальное движение в свои руки, государство организовало вертикаль в виде национально-культурной автономии.

<...>

- Почему после 1996 г. Ассоциация татар перестала существовать? Ведь она могла бы существовать и параллельно с национально-культурной автономией?

- После создания Комитета национального возрождения власти испугались, что национальное движение выйдет из-под контроля, и создали Ассоциацию татар Тюменской области (подчинённую государственную структуру) с оплатой сотрудникам. Руководство было очень лояльным, ещё коммунистической «закваски». Но не давало широкий простор действиям. А ведь это было время широкой демократии, когда позволялось писать и говорить всё, что ты дума-

ешь. Ассоциация в целом существовала успешно. На своём уровне мы поработали хорошо. Подобные организации создавались и в других регионах. В 1996 г. была создана национально-культурная автономия как некая федеральная структура. К тому же мы потом и сами стали против названия «Ассоциация» (потом мы подумали, что есть ассоциация любителей собак, ассоциация любителей пива).

Кстати, Федеральную национально-культурную автономию (татар. - А. И.) не видно и не слышно. Я слышал, что они под колпаком у ФСБ. А ФСБ умеет контролировать ситуацию, чтобы не было всплеска национальных движений, вроде того, который привёл к распаду СССР.

<...>

- Являетесь ли вы членом национально-культурной автономии татар (Тюменской области. - А. И.) на каком-нибудь уровне?

- Я член Совета национально-культурной автономии сибирских татар г. Тюмени. В состав Региональной национально-культурной автономии я не вхожу, так как в своё время было указание, чтобы меня там не было. Совет Региональной национально-культурной автономии строится так: по два делегата от каждого района, при этом один из них обязательно является главой муниципального образования, т. е. сельского совета, которому говорят, за кого голосовать. В итоге кого власти скажут выбрать, того и выбирают. Это делается, чтобы не выбирали, таких как я.

- Вы знакомы с текстом Закона «О национально-культурной автономии»? Что вам в нём не понравилось?

- Мне всё понравилось. Но только этот закон - декларация. Чтобы этот закон работал, нужна добрая воля властей и истинное понимание того, что Россия - многонациональное государство и другие народы были такими же коренными, как и русский народ. Каждый народ изначально ведь был коренным на своей территории. Государство это не учитывает. Некоторые говорят, что нужен «плавильный котёл», как в США. При этом они не понимают, что США - страна мигрантов, там все народы пришлые, а не коренные (кроме индейцев).

Мы считаем, что исчезновение некоторых видов животных или растений будет трагедией и даже может привести к катастрофе в природе. Почему же нет понимания того, что исчезновение какого-то языка, культуры, какого-то народа может представлять ещё большую опасность? Это ещё не дошло до властей предержащих.

Учёные подсчитали, что если 30 % молодого поколения не изучает родной язык и родную культуру, то этот народ обречён на ассимиляцию. В Тюменской области и в автономных округах изучает родной язык 15 %. Пока мы боремся за сохранение и изучение поволжско-татарского языка. Мы никак не против него, он для нас является обслуживающим. Создание сибирско-татарского языка - это уже другой вопрос. Для создания учебника нужны десятилетия.

<...>

По результатам переписи 2002 г. (Всероссийской переписи населения. - А. И.) сибирскими татарами себя назвали менее десяти тысяч человек. Но для того чтобы быть причисленными к коренному малочисленному народу, нужна численность до пятидесяти тысяч человек, так что формально мы попадаем в этот список. В 1993 г. нам пришёл проект закона о малочисленных народах, чтобы мы внесли замечания. Мы составили свой вариант закона и поехали в Москву. Я раскритиковал эту цифру: пятьдесят тысяч. Почему именно столько? Я в своём проекте обратил внимание на такой момент: а если в следующей переписи представителей какого-либо этноса окажется пятьдесят тысяч один человек, то их нужно вычёркивать из списка малочисленных? Я предлагал учитывать процентное соотношение данного народа среди других народов по ареалам проживания народа.

- Но ведь самое важное, что прописано в законе о коренных малочисленных народах, это то, что этот народ должен вести традиционное хозяйство!

- Тут есть, над чем подумать. Городские сибирские татары не попадают в эту категорию, так как не ведут традиционное хозяйство. Однако им также необходима помощь: сохранение языка и культуры, квотное принятие в институты, обучение детей на родном языке. Что касается деревень, есть, к примеру, Заболотье, где проживает около семи с половиной тысяч человек. И они полностью зависят от природы, ведут традиционное хозяйство. В Вагайском, Тобольском, Ярковском, Ялуторовском районах народ ведёт традиционный образ жизни. То есть можно сибирских татар выборочно признать коренным малочисленным народом, а именно в сельской

местности в местах их компактного проживания. Или можно признать всех сибирских татар коренными малочисленными, но с оговоркой, что городские жители не будут иметь таких прав, как деревенские. Возможно, тогда из деревень перестали бы так сильно бежать.

- Какие противоречия существуют внутри национально-культурной автономии сибирских татар г. Тюмени?

- Главное противоречие в том, что руководство назначается властными структурами. Дают понять, кого нужно выбрать. Это такие люди, которые ничего не хотят делать для национального возрождения. На деньги Комитета по делам национальностей (Тюменской области. - А. И.) они проводят различные праздники, а вдумчиво работать не могут и не хотят. Например, я написал статью, что истинный возраст г. Тюмени не 420 лет, а гораздо больше. Кто-то из учёных предложил провести по этому поводу научно-практическую конференцию по определению истинного возраста, но руководству национально-культурной автономии это не нужно.

<...>

Национально-культурные автономии сейчас взяты под жесткий контроль. Первые лица национально-культурных автономий являются либо депутатами, либо руководителями предприятий, либо бизнесменами, и они боятся за свои места. Народ у нас доверчивый. Люди смотрят в рот своему руководству, верят во всём. Новые организации создаются с трудом.

<...>

ЛИТЕРАТУРА единения // Омский научный вестник.

1. Чепилко (Ильина) А. А. Национально-культур- 2008. - № 6. - С. 54.

ные объединения татар Тюменской области: 2. Архив МАЭ ОмГУ. Ф. I. П. 196-1. К. 20. к 20-летию с момента создания первого объ-

Информация о статье

Дата поступления 21 июня 2017 г.

Дата принятия в печать 12 июля 2017 г.

Сведения об авторе

Ильина Анна Александровна - канд. ист. наук, научный сотрудник Омского филиала Института археологии и этнографии СО РАН (Омск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 644024, Россия, Омск, пр. К. Маркса, 15/1

E-mail: like_a_sun@mail.ru

Article info

Received June 21, 2017

Accepted July 12, 2017

About the author

Ilina Anna Aleksandrovna - Candidate of Historical sciences, Researcher of the Omsk Branch of the Institute of Archeology and Ethnography of the SB RAS (Omsk, Russia) Postal address: 15/1, Karla Marxa ul., Omsk, 644024, Russia

E-mail: like_a_sun@mail.ru

Для цитирования

Ильина А. А. Проблемы этнокультурной идентичности сибирских татар юга Тюменской области в представлении лидера сибирско-татарского национального движения (19802000-е гг.) // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 3 (15). С. 472-478.

For citations

Ilina A. A. Leader of the Siberian Tatar National Movement About Problems of Ethnocultural Identity of the Siberian Tatars of the South Tyumen Region (1980-2000s). Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2017, no. 3 (15), pp. 472-478. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.