Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 4 (20). С. 261-266.
УДК 316.35:323.3+94(57)
DOI 10.25513/2312-1300.2018.4.261-266
А. А. Ильина
КЛАССИФИКАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ТАТАР ЗАПАДНОЙ СИБИРИ): НОВЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
На основании многолетнего исследования национально-культурных объединений татар Западной Сибири автором разработана классификация национально-культурных объединений. В статье приводится уточненная классификация, даётся определение понятий «национально-культурное объединение», «национально-культурный центр», приводится наиболее полный список национально-культурных объединений татар Тюменской, Омской, Новосибирской, Томской областей и Алтайского края. Предложенную классификацию национально-культурных объединений можно применять и к другим этносам России.
Ключевые слова: национально-культурные объединения; национально-культурные автономии; национально-культурные центры; классификация; татары; Западная Сибирь.
A. A. Ilina
CLASSIFICATION OF THE NATIONAL-CULTURAL ASSOCIATIONS (ON EXAMPLE THE TATARS OF WESTERN SIBERIA): NEW ASPECTS OF SCIENTIFIC RESEARCH
On the basis of a long-term research of national and cultural associations of Tatars of Western Siberia by the author classification of national and cultural associations is developed. The specified classification is given in article, definition of the concepts "national and cultural association", "national cultural center" is given, the most complete list of national and cultural associations of Tatars of the Tyumen, Omsk, Novosibirsk, Tomsk regions and Altai Krai is provided. The offered classification of national and cultural associations can be applied also to other ethnoses of Russia.
Keywords: national-cultural associations; national-cultural autonomies; national-cultural centers; classification; Tatars; Western Siberia.
Этнокультурное многообразие современной России определяет важную роль, которую играют в нашей стране национально-культурные объединения (НКО). В условиях роста национального самосознания, возрождения этнических культур, обострения межнациональных отношений изучение опыта деятельности национально-культурных объединений как механизма решения этнокультурных задач и территориальной формы удовлетворения основных национальных запросов этнических групп отвечает современным потребностям российского общества [1]. В создании и деятельности НКО добровольная общественная инициатива сочетается с реализацией государственной националь-
© Ильина А. А., 2018
ной политики. В государственной национальной политике Российской Федерации были учтены грубейшие ошибки государственной национальной политики СССР, в том числе в полной мере реализовано право представителей различных этносов на реализацию своих национально-культурных интересов (в СССР подобное право получило развитие в период перестройки, а законодательно оформилось на излёте существования Советского союза - в 1990 г. в законе СССР «Об общественных объединениях»). Несмотря на периодически встречающиеся в экспертной среде мнения и прогнозы об угасании у представителей различных этносов интереса к созданию НКО, этот процесс
не прекращается. НКО действуют повсеместно в России: в мегаполисах и малых городах, в региональных центрах и муниципальных образованиях. Существуют НКО местного уровня, межрегиональные НКО, всероссийские НКО и даже межнациональные национальные организации, и все они выполняют важнейшую работу по сохранению этнокультурного и языкового многообразия народов России, поддержанию межнационального мира и согласия.
В научной литературе наряду с понятием «национально-культурные объединения» встречаются его различные вариации: национально-культурные организации [2], национально-культурные общества [3], общественные национально-культурные объединения [4], этнокультурные объединения [5], национальные общественные объединения [6], национально-культурные центры [7], национально-культурные автономии и объединения [8] и др. Тем не менее, понятие «национально-культурные объединения» к настоящему времени является одним из наиболее общеупотребительных.
На момент обращения автора статьи к теме деятельности НКО в имеющейся литературе не встречалось определения указанного понятия (исследователи широко оперировали им, не раскрывая при этом его смысла), поэтому автор разработал собственное определение, согласно которому национально-культурное объединение - это добровольное объединение граждан определённой национальности, как правило, имеющее форму общественного объединения (реже - действующее в виде неформального образования), созданное с целью удовлетворения потребностей в общении с представителями своей национальности, сохранения и популяризации этнической культуры, восстановления её утраченных элементов, а также сохранения родного языка и этнической самобытности [9]. Со временем автор пришёл к выводу о необходимости внесения двух пояснений к приведённому определению НКО. Во-первых, под утраченными элементами этнической культуры подразумеваются вышедшие из обихода элементы материальной и духовной культуры этносов, которые впоследствии могут быть возрождены посредством обращения к устной этнографической традиции
и научной литературе, и национально-культурные объединения могут играть в этом процессе важную роль. Во-вторых, на протяжении долгого времени автору не встречались НКО без государственной регистрации, т. е. действующие в неформальном статусе. Данное уточнение, внесённое в определение НКО, касается объединений рубежа 1980-х -1990-х гг., когда в СССР еще не существовало нормативно-правовой базы для их деятельности (закон СССР «Об общественных объединениях» появился в 1990 г.). Однако в последние несколько лет НКО без государственной организации всё же встретились автору в ходе проводимых исследований, поэтому решено было не исключать данное уточнение из определения.
Следует отметить, что в научной литературе существует определение понятия «этнокультурные объединения» (центры, союзы, землячества и т. д.)», данное В. И. Солоду-хиным [10], однако автор не считает его полным синонимом «национально-культурного объединения», особенно учитывая тот факт, что В. И. Солодухин фактически ставит знак равенства между этнокультурными объединениями, этнокультурными центрами и другими организациями. Необходимо также сказать, что в последние годы в литературе появляются определения НКО, которые, однако, являются, отсылкой к определению автора статьи, зачастую производящейся с использованием слов-синонимов [11; 12].
Особое научное внимание автора обращено к НКО татар Западной Сибири, изучение которых проводится с 2005 г. по настоящее время. Татары - второй по численности этнос России, крупнейший из государственно-образующих этносов страны. В Западной Сибири татары являются коренным тюрко-язычным населением с богатой историей и культурой, входят в число наиболее многочисленных этносов в Тюменской, Омской, Новосибирской, Томской, Кемеровской областях и Алтайском крае. Национальное движение татар на рубеже 1980-х - 1990-х гг. по всей стране, в том числе в Западной Сибири было крайне (иногда даже чрезмерно) активным, а его институциализация выразилась в создании многочисленных НКО. При этом институциализация национального движения татар всё ещё продолжается (как
по всей России, так и в Западной Сибири [13]). За период с 2005 г. по настоящее время были изучены крупнейшие татарские НКО Западной Сибири начиная с момента создания первого НКО в 1988 г. (перечень приводится по регионам Западной Сибири):
- Тюменская область: Комитет национального возрождения сибирских татар, Центр сибирско-татарской культуры г. Тобольска, Ассоциация татар Тюменской области, Национально-культурная автономия (НКА) сибирских татар и татар, проживающих на территории Тюменской области, Тюменская городская общественная организация «НКА казанских татар», Тюменская областная ассоциация татарских женщин «Ак калфак», Тюменская областная молодежная татарская организация «Яшь буын», муниципальное учреждение «Центр татарской культуры» г. Тюмени, региональная татарская общественная организация «Мирас», Тюменская региональная общественная организация «Конгресс татар Тюменской области», Союз татарской молодёжи Тюменской области, Тюменская региональная общественная организация «Национально-культурная автономия сибирских татар»;
- Омская область: Татаро-башкирский культурный центр, общественное объединение татар и башкир Омской области «Ватан», Омская городская общественная организация татарская национально-культурная автономия, общественная организация тюркской молодежи «Аль Вахдат» (Омск), Региональная татарская национально-культурная автономия Омской области «Маданият», татарский культурный центр «Янарыш» с. Колосовка, центр татарской культуры «Нур» г. Тара, центр татарской культуры в с. Уленкуль Большереченско-го района, центр татарской национальной культуры п. г. т. Тевриз, центр традиционной татарской культуры «Ялкын» с. Усть-Ишим;
- Новосибирская область: Новосибирское областное добровольное общество граждан татарской национальности (Татарский культурно-общественный центр), Татарский общественный центр «Азат Себер», Новосибирский областной Татарский культурный центр, Татарская национально-культурная автономия Новосибирской области;
- Томская область: общественная организация «Томский татарский культурно-про-
светительский центр «Туганлык», Областной центр татарской культуры, Союз татарской молодёжи, Томская региональная общественная организация «Татарский общественный центр», Томская областная татарская НКА;
- Алтайский край: Алтайская краевая общественная организация «Центр татарской культуры «Дулкын», общественная организация «Местная национально-культурная автономия татар г. Барнаула», общественная организация «Местная национально-культурная автономия татар г. Новоалтайска», общественная организация «Региональная национально-культурная автономия татар Алтайского края».
К настоящему времени за рамками проводимого исследования остались татарские НКО Кемеровской области (Кемеровская татарская региональная общественная организация «Национальный культурный центр «Ихлас», Кемеровская региональная общественная организация «Центр татарской культуры «Дуслык», Общественная организация «Местная национально-культурная автономия татар» г. Кемерово), однако в ближайшем будущем автор обязательно заполнит эту лакуну. Все собранные автором материалы по истории и деятельности НКО татар Западной Сибири хранятся в архиве Музея археологии и этнографии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (МАЭ Ом-ГУ) и Музея народов Сибири Омского филиала Института археологии и этнографии СО РАН (МНС ОФ ИАЭТ СО РАН) [14; 15].
Итак, как мы видим, в названиях перечисленных НКО отображено широкое многообразие: комитет, центр, ассоциация, общество, объединение, НКА, союз, конгресс и др. Однако знакомство с историей, организационной формой и деятельностью этих организаций привело автора к мысли, что все они подразделяются на несколько типов, и подтолкнуло к попытке создания классификации НКО на примере татар Западной Сибири. Так, изначально было выделено четыре типа НКО (критерием при их выделении выступали организационная форма НКО и основные направления деятельности данных НКО; также автором принималось во внимание самоназвание НКО): 1) собственно национально-культурные объединения, 2) национально-культурные объединения общест-
венно-политического толка, 3) национально-культурные центры, 4) национально-культурные автономии [16]. Однако второй тип НКО - НКО общественно-политического толка - явно требовал уточнения. Предполагалось, что НКО этого типа, помимо целей национально-культурного развития своего этноса, может претендовать на реализацию личных целей своих руководителей (политических, коммерческих, повышение личного авторитета). К этому типу были отнесены такие НКО, как Комитет национального возрождения сибирских татар (Тюменская область), Тюменская региональная общественная организация «Конгресс татар Тюменской области», Татаро-башкирское общественно-политическое объединение «Ватан» (Омская область), Культурно-просветительская организация «Туганлык» (Томская область), Томская региональная общественная организация «Татарский общественный центр. Исследования 2012-2018 гг. подтолкнули автора к некоторому пересмотру ранее предложенной классификации: решено было исключить из неё НКО общественно-политического толка. Дело в том, что направленность на решение общественно-политических вопросов, а не сугубо национально-культурных, была спецификой деятельности практически всех НКО татар Западной Сибири в 1990-х гг., особенно в среде сибирских татар (вспомним, что Комитет национального возрождения сибирских татар добивался национально-территориальной автономии для этого этноса). Однако общественно-политическая специфика не была никак обозначена и закреплена в уставах этих организаций. Напротив, НКО первого и второго типов действуют как общественные объединения, организационной формой которых является общественная организация.
Критериями уточнённой классификации НКО (на примере татар Западной Сибири) стали организационно-правовая форма НКО (данная информация прописана в уставах организаций) и источник их финансирования (статус общественного объединения, либо государственного учреждения культуры).
Типы национально-культурных объединений:
1. Национально-культурное объединение (определение было дано выше) - обще-
ственные объединения, действующие в виде общественных организаций. К данному типу относится большинство изученных НКО татар Западной Сибири: Комитет национального возрождения сибирских татар, Тюменская областная ассоциация татарских женщин «Ак калфак», молодёжная татарская организация «Яшь буын», Региональная татарская общественная организация «Мирас», Союз татарской молодёжи Тюменской области, Тюменская региональная общественная организация «Конгресс татар Тюменской области» (Тюменская область), Татаро-башкирский культурный центр, Татаро-башкирское общественно-политическое объединение «Ватан», общественная организация тюркской молодёжи «Аль Вахдат» (Омская область), Культурно-просветительская организация «Туганлык», Томская региональная общественная организация «Татарский общественный центр, Томское региональное общественное движение «Союз татарской молодёжи» (Томская область), Новосибирское областное добровольное общество граждан татарской национальности (Татарский культурно-общественный центр), Татарский общественный центр «Азат Себер» (Новосибирская область).
2. Национально-культурный центр -многопрофильное учреждение культуры, целью работы которого является проведение мероприятий национальной культуры, имеющее разветвлённую структуру, включающую национальные самодеятельные и творческие коллективы, кружки, студии и т. д., а также зачастую филиалы в районах области [17]. Национально-культурные центры имеют статус государственных учреждений культуры, что отражено в самом его названии (например, муниципальное автономное учреждение культуры «Центр сибирско-татарской культуры» города Тобольска», государственное бюджетное учреждение культурны «Новосибирский областной татарский культурный центр»). Если же подобного статуса нет, то данное НКО не является национально-культурным центром, несмотря на самоназвание (например, национально-культурным центром не является общественная организация Татарский культурный центр «Янарыш» с. Колосовка Омской области). Преимуществом национально-культурного
центра является бюджетное финансирование, тогда как остальные НКО вынуждены изыскивать финансовые средства самостоятельно. У национально-культурных центров имеется штат сотрудников, в том числе художественных руководителей, руководителей кружков и студий, стабильная материально-техническая база.
3. Национально-культурная автономия. Согласно закону, НКА - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определённой этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры [18]. НКА - это вид общественного объединения, организационно-правовой формой которого является общественная организация. Однако, в отличие от обычного НКО, НКА имеет более серьёзную процедуру создания и регистрации, более разветвлённую структуру. Так, общественные объединения, к каким относятся НКО, создаются посредством решения инициативной группы. По сути, для создания НКО достаточно инициативы нескольких человек. Отсюда частым явлением становятся НКО с незначительным активом, которые существуют только на бумаге. НКА, согласно закону, имеют три уровня: местные НКА, региональные НКА и федеральные НКА. Местная НКА создаётся зарегистрированными национальными общественными объединениями определённого этноса (НКО), при этом необходимым условием создания НКА является информирование населения о предстоящем учреждении НКА, проведение учредительной конференции с участием большого количества представителей данного этноса. В свою очередь несколько местных НКА учреждают региональную НКА, а представители нескольких региональных НКА учреждают федеральную НКА. Таким образом, НКА является весьма серьёзной и представительной организацией.
В этом отношении весьма показателен процесс создания Региональной национально-культурной автономии татар Омской об-
ласти. Первый её руководитель Х. К. Сады-ков организовал местные НКА татар во всех районах Омской области с компактным проживанием татарского населения, а также во всех муниципальных районах Омска: всего тридцать шесть местных НКА. В июне 1997 г. на областной конференции делегатов из районов компактного проживания татар Омской области и представителей татарских НКО г. Омска была создана Городская НКА татар, а 19 марта 1998 г. была зарегистрирована Региональная НКА татар Омской области. Татары России стали одним из первых этносов, образовавших НКА на федеральном уровне в 1998 г.
За рамками предложенной классификации остались межрегиональные НКО (например, Всемирный конгресс татар), а также Ассоциация татар Тюменской области, поскольку она являлась своего рода Советом татар Тюменской области. Автор полагает, что данная классификация НКО может применяться и к другим этносам России, что подтверждает начатое в 2016 г. исследование НКО казахов Западной Сибири.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахмедов К. М. Национально-культурные объединения в политических процессах региона (на примере Саратовской области) : автореф. дис. ... канд. полит. наук. - Саратов, 2007. -С. 3.
2. Национально-культурные организации современной России в деле сохранения родного языка, национальной культуры, народных обычаев и традиций татарского народа : в 4 т. - Казань : Отечество, 2015. - Т. I. -64 с.; Т. II. - 68 с.; Т. III. - 68 с.; Т. IV. - 82 с.
3. Россия федеративная: проблемы и перспективы / под ред. В. Н. Иванова. - М., 2002. -С. 301.
4. Замиралова Т. А. Возникновение и развитие общественных национально-культурных объединений Западной Сибири (1985-2000 гг.) : дис. . канд. ист. наук. - Омск, 2008. - С. 3.
5. Солодухин В. И. Место этнокультурных объединений в системе социально-культурных институтов // Вестник МГУКИ. - 2008. - № 3. -С. 92-95.
6. История и культура татар Западной Сибири : монография. - Казань : Институт истории им. Ш. Марждани АН РТ, 2015. - С. 593-603.
7. Сулейманова П. В. Национально-культурные центры как средство формирования социокультурной компетентности студентов // Современные проблемы науки и образования. -2013. - № 6. - С. 287.
8. Национально-культурные автономии и объединения: Историография. Политика. Практи-
ка : антология : в 3 т. / РАН ; Центр по изучению международных отношений Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. - М., 1995. - Т. I. - 316 с.; Т. II. -317 с.; Т. III. - 300 с.
9. Ильина А. А. Национально-культурные объединения татар Западной Сибири история создания и результаты деятельности (19882008 гг.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. -Новосибирск, 2010. - С. 4.
10. Солодухин В. И. Указ. соч. - С. 93.
11. Привалова М. Е. Национально-культурные объединения как инновационный потенциал региона в современной России: социологический анализ // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. -2013. - № 2 (20). - С. 138.
12. Бураева Н. Д. История развития и формирования национально-культурных объединений
Информация о статье
Дата поступления 10 июня 2018 г.
Дата принятия в печать 12 ноября 2018 г.
Сведения об авторе
Ильина Анна Александровна - канд. ист. наук, научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН (Омск, Россия)
Адрес для корреспонденции: 644024, Омск, Россия, пр. Карла Маркса, 15/1 E-mail: [email protected]
Для цитирования
Ильина А. А. Классификация национально-культурных объединений (на примере татар Западной Сибири): новые аспекты исследования // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 4 (20). С. 261266. DOI: 10.25513/2312-1300.2018.4.261-266.
в Российской Федерации // Молодой учёный. - 2014. - № 3. - С. 881-884. - URL: https://moluch.r /archive/62/9513/ (дата обращения: 10.06.2018).
13. Список национально-культурных объединений России. Вып. № 10. - М., 2014. - 142 с.
14. Архив МАЭ ОмГУ. Ф. I. П. 196-1. Кк. 1-55.; Архив МАЭ ОмГУ. Ф. I. П. 196-2. Кк. 1-38.
15. МНС ОФ ИАЭТ СО РАН. Ф. VII-2. Дд. Т-9, Т-10; МНС ОФ ИАЭТ СО РАН. Ф. VII-4. 2 - № 11. -1 электрон. диск (DVD-R); № 13. - 1 электрон. диск (DVD-RW); № 14. - 1 электрон. диск (CD-R); № 15. - 1 электрон. диск (DVD-R).
16. Ильина А. А. Указ. соч. - С. 4-5.
17. Ильина А. А. Указ. соч. - С. 5.
18. Федеральный Закон «О национально-культурной автономии». Гл. I. Ст. 1 // Консультант-плюс : [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru /online/base/?req = doc;base=LAW;n=73072
( дата обращения : 10.06.2018).
Article info
Received June 10, 2018
Accepted
November 12, 2018 About the author
Ilina Anna Aleksandrovna - Candidate of Historical Sciences, Researcher of the Institute of Archaeology and Ethnography of SB RAS (Omsk, Russia)
Postal address: 15/1, Karla Marksa pr., Omsk,
644024, Russia
E-mail: [email protected]
For citations
Ilina A. A. Classification of the National-Cultural Associations (On Example the Tatars of Western Siberia): New Aspects of Scientific Research. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2018, no. 4 (20), pp. 261-266. DOI: 10.25513/2312-1300.2018.4.261-266 (in Russian).