ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (74) 2008
УДК 39 + 008
А. А. ЧЕПИЛКО
Омский филиал Института археологии и этнографии СО РАН
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ТАТАР ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ:
К 20-ЛЕТИЮ С МОМЕНТА СОЗДАНИЯ ПЕРВОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ_____________________
В статье рассматривается деятельность национально-культурных объединений татар Тюменской области, выделяются этапы национального движения татар данного региона, приводятся цели и особенности национального движения татар на каждом из этапов. На основании проведенного автором исследования делается вывод о перспективах национального движения татар Тюменской области на дальнейшее развитие.
В Тюменской области проживают представители около 140 народов. Татары в Тюменской области — крупнейшая после русских национальность. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2002 г., в этом регионе проживает 242325 татар, не считая 7890 человек, назвавших себя сибирскими татарами [1]. Необходимо отметить, что татарское население Тюменской области этнически не гомогенно. Наиболее заметно выделяются поволжские/казанские и сибирские татары, и именно с деятельностью последних связан всплеск татарского национального движения, начавшийся в области с конца 1980-х гг. XX в. В данной статье пойдет речь об этапах данного национального движения, его целях на каждом этапе, а также итогах деятельности основных национально-культурных объединений татар Тюменской области (учитывая тот факт, что большинство национально-культурных объединений базируются в областном центре — г. Тюмени). Материал для статьи был собран в ходе работы в национальнокультурных объединениях татар г. Тюмени и г. Тобольска, бесед с лидерами татарского национального движения Тюменской области, со специалистами Лаборатории социально-исторических исследований Института проблем освоения Севера РАН, а также чиновниками комитета по делам национальностей и департамента образования Тюменской области.
Несмотря на существование в СССР институциональных структур обеспечения национальной жизни (национальные республики, учреждения образования, культуры и т.д.), конечной целью государства провозглашалось сближение наций, стирание их различий и формирование единой исторической общности — советского народа. Исследователи считают, что в советское время татарская национальная культура в регионах России и тогдашнего СССР фактически прекратила свое существование [2]. Перестроечные веяния вернули народу интерес к своей культуре. Люди стали объединяться в общественные и культурные организации, постепенно интерес к национальной культуре приобретал осмысленные формы и организованные структурные элементы. Об этом наглядно свидетельствует появление многочисленных самодеятельных коллективов, которые возникли и
стали обретать популярность не только в своих регионах, но и за их пределами.
В условиях начавшихся в стране демократических преобразований и политических реформ, особенно в конце 1980-х — начале 1990-х гг., среди коренных сибирских татар наблюдается рост национального самосознания, живой интерес к своему происхождению, истории развития своей культуры и родного языка, к деятелям науки и культуры из сибирских татар, оставившим заметный след в истории своего народа. Стремление к возрождению своей национальной культуры, языка и государственности постепенно приобрело характер национального. С этими тенденциями связан первый этап национально-культурного движения татар в Тюмени, который длился с конца 1980-х гг. до 1996 г. На начальном этапе основными участниками национального движения татар были «представители различных социальных слоев коренных сибирских татар — ученые, преподаватели высших учебных заведений, учителя, работники государственных учреждений и культуры, рабочие, колхозники и т.п.» [3].
В 1988 г. в Тюменской области был создан комитет национального возрождения сибирских татар во главе с поэтом Б. Сулеймановым. С самого начала Комитет ставил вопросы о создании национально-территориальной автономии сибирских татар, о признании сибирских татар коренным народом, а также о создании письменности на народно-разговорном языке сибирских татар. Благодаря активной деятельности членов Комитета национального возрождения Б. Сулейманова и А.Г. Гаитова вышеозначенные проблемы получили широкий резонанс в Тюменской области, а затем в других областях Западной Сибири, а также в Татарстане. С усилиями этих людей во многом связано возрождение интереса к истории, традициям и языку своего народа среди сибирских татар.
В 1988 — 1989 гг. происходило создание центров национальной культуры в Тюмени, Тобольске, общественных организаций татар в городах Тюменского Севера: Нижневартовске, Нефтеюганске, Сургуте. В Тюменской области возникли коллективы татарской художественной самодеятельности, на радио и телевидении началось вещание на татарском
языке. Начиная с осени 1990 г. при поддержке Администрации области в Тюмени началось издательство газеты «Янарыш» («Обновление»), материалы которой печатаются на татарском и русском языках. Заслуга появления данной газеты принадлежит активистам из числа сибирско-татарской интеллигенции: Б. Сулейманову, А. Гаитову, Г. Ниязовой и др. В 1991 г. была создана Тюменская областная татарская молодежная организация (существовала до 1999 г.)
Летом 1989 г. в Тюмени был организован «круглый стол» «Сибирские татары между прошлым и будущим» по инициативе газеты «Тюменская правда», на котором присутствовали ученые из Москвы, Казани, Тюмени, Тобольска, работники культуры, просвещения, журналисты, профработники. Толчком для дискуссии стал выход в свет статьи поэта Б. Сулейманова «Сибирские татары — кто мы?» [4]. В данной статье, подробно рассматривая историю сибирских татар, автор затрагивает такие проблемы, как изучение татарского языка в национальных школах и преподавание истории своего народа, создание сибирско-татарской письменности и др. Активно дискутировался вопрос о предоставлении сибирским татарам статуса коренного народа Сибири и о территориальной автономии в рамках Российской Федерации.
Итак, к началу 1990-х гг. в Тюменской области действовало значительное число татарских национально-культурных объединений. В этой связи было принято решение создать единую татарскую организацию, объединяющую все национально-культурные объединения татар и регулирующую их деятельность. В сентябре 1990 г. в Тюмени была созвана учредительная конференция татар Тюменской области, принявшая решение о создании Ассоциации татар Тюменской области. В декабре 1990 г. состоялся учредительный съезд Ассоциации татар Тюменской области — организации, объединяющей все татарские общественные организации области — на которой были приняты программа и устав. Председателем Ассоциации был избран И.К. Рафиков. Программа Ассоциации татар Тюменской области определяет данную организацию как «добровольное объединение, включающее представителей татар, проживающих в Тюменской области, и лиц иных национальностей, способствующих сохранению и возрождению языка, культуры, национальных обычаев, традиций и веры» [5].
Проблема статуса сибирских татар в то время (как, впрочем, и сейчас) стояла очень остро, поэтому одной из первоочередных задач в программе Ассоциации признавалось признание статуса коренной национальности сибирских татар. В качестве гарантии национального самоопределения сибирских татар предусматривалось создание национально-территориальной автономии в виде образования национальных сельских советов и районов. Так, А.Г. Гаитов предлагал создать национально-территориальную автономию для сибирских татар на юге Тюменской области в 8 районах, а также в 5 прилегающих районах Омской области [6]. Для прочих татар предусматривалось предоставление статуса национально-культурной автономии [7]. Выдвигаемые членами Ассоциации претензии вполне можно понять: ведь, как показывает практика, при отсутствии статуса народа и при отсутствии обозначенной его именем территории на исконной части проживания данный народ обречен в итоге на медленное вымирание.
Главной целью Ассоциации являлось направление национального движения в организованное русло и объединение национальных общественных органи-
заций. Однако не все представители татарского национального движения приняли создание новой организации с воодушевлением. По словам заместителя председателя Комитета возрождения сибирских татар А.Г. Гаитова, создание Ассоциации «Сыбыр» было продиктовано боязнью властей, что национальное движение выйдет из-под контроля.
Первый этап национального движения татар был весьма насыщен событиями, а главной его целью было возрождение интереса к проблемам сибирских татар. Национальные лидеры сибирских татар выдвигали политические требования и активно боролись за их выполнение.
Если рубеж 1980-х — 1990-х гг. был временем образования первых национальных обществ, то 1990-е гг. стали временем институализации национального движения. Это стало основным содержанием второго этапа национального движения татар, который можно ограничить рамками 1996 — 2005 гг. Этот этап совпал по времени с появлением новых по сути общественных объединений. В 1996 г. был принят Федеральный закон «О национально-культурной автономии», который положил начало формированию национально-культурных объединений нового типа — национально-культурных автономий — как формы экстерриториального самоопределения этнических общностей.
В соответствии с законом, 18 сентября 1998 г. по инициативе местных национально-культурных автономий на учредительном съезде татар Тюменской области была создана Национально-культурная автономия сибирских татар и татар, проживающих на территории Тюменской области. Сразу же необходимо отметить, что в самом названии национальнокультурной автономии заложено характерное позиционирование сибирских татар в данном регионе, не встречающееся более нигде в Западной Сибири.
Основной целью НКА, согласно уставу, являлось содействие возрождению, сохранению самобытности, развитию родного языка, образования, национальной культуры, традиций и обычаев татар Тюменской области. Среди задач, стоящих перед национальнокультурной автономией сибирских татар и татар Тюменской области, были такие как оказание содействия органам государственной власти в обеспечении нормального функционирования учреждений национального образования, культуры, студий; помощь в работе творческих союзов, профессиональных и самодеятельных коллективов, кружков по изучению национального культурного наследия; проведение культурных и просветительских мероприятий; пропаганда достижений татарской культуры, расширение контактов и связей с татарами других регионов и стран; создание СМИ на татарском языке и т.д.
В процессе деятельности у НКА сибирских татар и татар Тюменской области развились многочисленные связи, сохранившиеся до настоящего времени и помогающие решать поставленные задачи. НКА так или иначе сотрудничает со многими организациями и учреждениями: с областным краеведческим музеем, Центром сибирско-татарской культуры г. Тобольска, музеем с. Ембаево, областной научной библиотекой им. Д.И. Менделеева, средствами массовой информации Тюменской области, татарской газетой «Янарыш», татарской радиопередачей «Дусларга сукмак», татарской телепрограммой «Очрашулар», Всемирным конгрессом татар, с Федеральной национально-культурной автономией татар, центрами национальных культур городов и районной области, а также автономной некоммерческой организацией «Дворец наци-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (74) 2008 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (74) 2008
ональных культур «Строитель», в котором существует отдел татарской культуры [8].
Несмотря не некоторую критику деятельности НКА со стороны ряда представителей татарского национально-культурного движения, можно отметить, что ее деятельность способствует сохранению и развитию татарской культуры, языка, традиций, этнического самосознания, а также обеспечению межнационального согласия в области. В состав Совета национально-культурной автономии татар входят представители многочисленных татарских национально-культурных объединений, занимающие различные позиции в обществе, благодаря чему для татар Тюменской области НКА в какой-то степени является координатором национально-культурной деятельности.
Для второго этапа, как и для первого, характерно требование национально-территориальной автономии для сибирских татар [9]. Однако политическая активность деятелей татарского национального движения на этом этапе снижается, что, тем не менее, не означает полное снятие национально-политической составляющей национального движения. Однако необходимо констатировать, что на втором этапе происходит смещение приоритетов национального движения татар в сторону национально-культурной деятельности. Цели национального движения татар на данном этапе можно свести к тем, которые были записаны в уставе НКА сибирских татар и татар, проживающих в области.
На втором этапе продолжается активная работа по культурному обслуживанию татарского населения в сельских районах и северных автономных округах. Центры татарской культуры работают в Вагай-ском районе, в Тобольске, Ялуторовске, в Тюменском районе (с. Ембаево), в гг. Нижневартовск, Сургут, Салехард, Ноябрьск, Нефтеюганск.
Значительным явлением для татарского национального движения стало образование на этом этапе Региональной татарской общественной организации «Наследие» (в других источниках — Тюменского областного общественного благотворительного фонда «Наследие»), возглавляемой Л.А. Шамсутдиновой. В отличие от уже описанных национально-культурных объединений, организация «Наследие» базируется в г. Тобольске, поскольку в этом городе проживает ее лидер. Основной целью деятельности данного национального центра является возрождение сибирско-татарской идентичности путем изучения национальной истории и возрождения национальной культуры. Активисты «Наследия» ратуют за восстановление преподавания татарского литературного языка в сельских школах, за восстановление национальных татарских школ на селе в районах компактного проживания татар (что планируется осуществить в ближайшей перспективе), создание системы полного цикла обучения в средней школе на родном языке в Тюмени и Тобольске и т.п. Важной составляющей деятельности организации также является внедрение в научное сообщество актуальных проблем, стоящих перед татарским национальным движением, а также инкорпорация в сознание политической и интеллектуальной элиты региона татарского исторического наследия, культуры, законности этнокультурных, социальных и этнополитических интересов татарского населения региона. В марте 2006 г. организация начала выпуск газеты «Мирас», размещающей материалы как на татарском, так и на русском языках. Организация «Наследие» позиционирует себя независимо и отдельно от национально-
культурной автономии татар, проводя свои мероприятия совершенно самостоятельно.
Таким образом, на протяжении первого и второго этапов развития татарского национального движения в Тюменской области были созданы татарские национальные организации, НКА, сформировались устойчивые группы национальных активистов, с чьими усилиями связаны эти успехи, функционировали СМИ на татарском языке. Движение за национальное возрождение, начавшееся в конце 1980-х гг., приостановило процесс русификации среди татар.
С 2005 г., по нашему мнению, начинался новый (третий) этап развития татарского национального движения в Тюменской области. Особенностью данного этапа является смена лидеров татарского национального движения. По мере старения одних участников национального движения и смены жизненных стратегий других происходило истончение и без того немногочисленного слоя национальных энтузиастов, а значит и снижение их воздействия на предполагаемую ими социальную среду (татарское население). Изменилась и сама татарская среда. Увеличилось количество татар, проживающих в городах, повысился их образовательный уровень, увеличились социокультурные и социально-экономические различия между поколениями. Вместе с тем продолжался процесс аккультурации и ассимиляции татар с окружающим населением. Назрел кризис татарского национального движения, однако разразиться в полной мере ему не дало то обстоятельство, что в недрах татарского национального движения сформировалась новая генерация национальных активистов 20 — 40-летнего возраста. Именно они начинают играть сейчас все более заметную роль в перестройке татарского национального движения в Тюменской области.
Национально-культурная автономия сибирских татар и татар, проживающих на территории Тюменской области, на данном этапе продолжает свою активную деятельность. К настоящему времени в ее состав входит 10 городских и районных национальнокультурных автономий. Среди наиболее значимых мероприятий, проводимых НКА, организация областного и районных праздников «Сабантуй», детского смотра-конкурса «Утренняя звезда», научно-практической конференции «Сулеймановские чтения», «Дней татарской культуры» Тюменской области. При этом ошибочно было бы полагать, что деятельность НКА сибирских татар и татар Тюменской области сводится к организации праздников и мероприятий. Это всего лишь внешняя сторона работы данного национально-культурного объединения, причем немаловажная, поскольку для большинства обывателей именно участие национальных коллективов в концертах, фестивалях и праздниках является критерием успешной работы.
В рамках Совета НКА сибирских татар ведется постоянная работа по разрешению внутренних проблем татарского национально-культурного движения (насколько это возможно). В рамках «Дней татарской культуры» НКА проводит «круглые столы», выездные концерты, семинары, мастер-классы в местах компактного проживания татарского населения. На выездных заседаниях НКА освещаются не только успехи, достигнутые на местах, но и конкретные проблемы в области национальной культуры, образования. Члены Совета НКА сибирских татар работают также над совершенствованием самого механизма функционирования национально-культурной автономии. В ходе анализа работы НКА они выдвигают конкретные предложения по совершенствованию де-
ятельности своей организации (к примеру, введение оплачиваемых штатных единиц на освобожденной основе, создание предпринимательской структуры для обеспечения жизнедеятельности и финансовых расходов национально-культурной автономии и др.)
Интереснейшим явлением современного этапа национально-культурного движения татар Тюменской области стало образование 20 апреля 2007 г. Тюменской региональной общественной организации «Конгресс татар Тюменской области» (КТТО). По мнению многих представителей татарской общественности, а также специалистов Лаборатории социально-исторических исследований Института проблем освоения Севера РАН, данная организация является альтернативой существующим татарским национальным объединениям и к тому же позиционирует себя как таковая. К сожалению, по причине непродолжительного существования о «Конгрессе татар Тюменской области» известно немного. На сайте организации можно почерпнуть информацию о структуре КТТО, проведенных за время его существования мероприятиях, и не более того. Остаются неясными цели и задачи, преследуемые Конгрессом. Но, судя по тому, что одним из лидеров КТТО является влиятельный в области татарский бизнесмен, можно сделать предположение, что с помощью вновь созданной организации ее лидеры будут добиваться повышения своего авторитета в глазах татарской общественности и, наиболее вероятно, преследовать политические цели.
Таким образом, третий этап национального движения татар Тюменской области связан со значительными изменениями внутри самой национальной среды. Требование национально-территориальной автономии, характерное для первого и второго этапов, уже не звучит со страниц печати и в лозунгах национальных лидеров. Однако на третьем этапе на первый план выдвигается инициатива по включению сибирских татар в список коренных малочисленных народов Сибири на основании данных Всероссийской переписи населения 2002 г., звучащая в резолюциях съездов НКА сибирских татар и татар, проживающих на территории Тюменской области. В целом же основой деятельности национально-культурных объединений татар остаются национально-культурные мероприятия.
Можно также констатировать, что к настоящему времени в рамках татарского национального движения сформировалось единое мнение по одному важному вопросу. Так, участники татарского национального движения считают неверным закрепление государствообразующего статуса лишь за русским народом и недоумевают, почему требование толерантности вменяется в обязанность лишь нерусскому населению, а проявление его национального возрождения трактуется как национализм.
Итак, с момента создания первых национальнокультурных объединений татар в Тюменской области прошло 20 лет. Национальное движение татар за это время прошло три этапа развития, каждый из которых имел свои цели и особенности. К настоящему моменту в недрах национального движения татар выросло новое поколение лидеров, пришедших на смену Б. Сулейманову и А. Гаитову. Также можно констатировать, что по сравнению с первым этапом, на котором цели национального движения татар в основном носили политический характер, на втором и третьем этапах данного движения произошло смещение целей в сторону обслуживания национально-культурных потребностей татар региона. Однако это не означает, что будущее татарского национального движения предрешено, т.к. современные национальные активисты не менее деятельны, чем их предшественники, и так же активно ратуют за сохранение национального языка, традиций и обычаев татарского народа. Именно поэтому татарское национальное движение в Тюменской области имеет перспективы дальнейшего существования.
Библиографический список
1. Национальный состав и владение языками, гражданство, — М. : ИИЦ «Статистика России», 2004. (Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г.: В 14 т. / Федер. служба гос. статистики; Т. 4. Кн. 1) - С. 91.
2. Закиров Р.З. Формирование этнической и культурной идентичности татар в XX веке : автореф. дис. ... д-ра ист. наук / Р.З. Закиров. — Казань, 2007. — С. 34.
3. Исхакова Т.М., Валеев Ф. Т.-А. Сибирские татары: этнокультурные и политические проблемы возрождения. Серия «Исследования по прикладной и неотложной этнологии» ИЭА РАН. — М., 1996. — С. 5.
4. Сулейманов Б. Сибирские татары — кто мы? // Тюменская правда. — 1989. — 22 июня. — С. 2.
5. Исхакова Т.М., Валеев Ф. Т.-А. Указ. соч. — С. 22.
6. Гаитов А.Г. Об автономии сибирских татар // Сибирские татары: история и современность : материалы науч.-практ. конф. 17-18 июня 1990 г.). — Тобольск, 1990. — С. 47-48.
7. Исхакова Т.М., Валеев Ф. Т.-А. Указ. соч. — С. 19.
8. Зиганшин Р.С. Мы — татары // Национальные культуры региона. XI Вып. — 2006. — С. 29.
9. Садыков К.С. Возможности национально-культурной автономии в возрождении сибирских татар : материалы науч.-практ. конф. «Сулеймановские чтения-99». — Тюмень, 2000. — С. 72-73.
ЧЕПИЛКО Анна Александровна, аспирантка сектора этнографии.
Статья поступила в редакцию 23.06.08 г.
© А. А. Чепилко
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (74) 2008 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ