Нау чная жизнь
117
яния общественности на развитие народного образования в регионе, была направлена на ликвидацию социокультурного раскола российского общества, а значит, в конечном итоге, на общественную стабильность. Комплекс открытых в регионе культурно-просветительных учреждений (народных библиотек, музеев, лекториев, воскресных школ) повышал уровень грамотности местного населения, способствовал развитию его общей культуры, формированию гражданского самосознания. В монографии вполне убедительно обосновывается тезис о том, что в условиях разворачивавшихся в России общественных преобразований просветительные общества решали задачи создания социокультурной среды, способной к адекватному восприятию модернизационных процессов и оказанию им содействия «снизу». Все это позволило Д.И. Попову утверждать, что культурно-просветительные общества являлись весьма важным фактором общественной модернизации в Сибири в конце XIX - начале XX вв. Их деятельность отражала тенденцию прямого участия граждан в решении образовательных, культурных и других общественно значимых в Российской империи вопросов и существенно изменяла гражданскую культуру общества.
В то же время в исследовательском поле работы есть определенные лакуны. Так, в монографии весьма скромное место уделено характеристике деятельности обществ трезвости, которые, по нашему мнению, играли немаловажную роль в культурной жизни региона на рубеже Х1Х-ХХ вв. Автор ограничивается лишь общей характеристикой трезвеннической пропаганды, развернутой обществами трезвости среди демократических слоев населения Сибири. При характеристике социальной базы культурно-просветительного движения в регионе из поля зрения автора фактически выпадают священнослужители, являвшиеся весьма активными участниками просветительного процесса.
Но наши замечания не меняют общей высокой оценки рецензируемого издания, являющегося, по существу, первым комплексным исследованием истории культурно-просветительных обществ в дореволюционной Сибири. Монография дает аргументированный, взвешенный взгляд на историю становления и развития просветительных обществ в регионе, стимулирует дальнейшую разработку проблемы, а также исследовательские дискуссии относительно общественной модернизации сибирской окраины в XIX - начале XX вв.
Ю.А. Сорокин,
д-р ист. наук, проф. каф. дореволюционной отечественной истории и документоведения ОмГУ им. Ф.М. Достоевского
Проблемы истории и культуры сибирских татар на Сулеймановских чтениях
18-19 мая 2006 г. в г. Тюмени прошла IX Всероссийская научно-практическая конференция «Сулей-
мановские чтения». Организаторами данного научного мероприятия выступили Институт гуманитарных исследований Тюменского госуниверситета, Тюменская областная научная библиотека им. Д.И. Менделеева, Национально-культурная автономия сибирских татар и татар, проживающих в Тюменской области, областная администрация и муниципальные структуры г. Тюмени.
Проводимая ежегодно конференция названа в честь выдающегося татарского поэта Булата Сулей-манова. Уроженец Вагайского района Тюменской области, он длительное время жил в Тюмени, хорошо знал историю этого города и хотел, чтобы к русской истории областной столицы добавился не менее длительный татарский период. Начало творческой деятельности Б. Сулейманова приходится на шестидесятые, а творческая зрелость - на «перестроечные» восьмидесятые годы прошедшего столетия. Тогда же Б. Сулейманов проявил интерес и к общественной деятельности. В статьях «Нет языка - нет родины», «Сибирские татары - кто мы?» он размышлял об истории своего народа, о его прошлом и будущем, об отношении Российского государства к сибирским татарам.
Б. Сулейманов был человеком весьма разносторонним, поэтому и названная его именем конференция имеет широкую тематику: история, краеведение, сохранение культурного наследия, преподавание языка и культуры сибирских татар в общеобразовательных школах и пр.
Каждый год в конференции участвуют ученые, связанные с Alma Mater и академическими институтами, а также учителя, краеведы, журналисты. В этом году в данном научном мероприятии приняло участие более 50 чел. из Тюмени, Тобольска, Омска и Казани.
Необходимо добавить, что нынешняя конференция была посвящена проблеме изучения тюркских древностей Западной Сибири.
Живой интерес и бурную дискуссию участников вызывали выступления, освещающие различные аспекты исследования Чимги-Туры - древней столицы одного из сибирских ханств.
Работа первого дня конференции проходила в форме секционных заседаний. В докладах первой, наиболее многочисленной секции поднималось множество проблем «тюркской» истории Западной Сибири. Сообщения докторов наук A.B. Матвеева, Н.П. Матвеевой, а также аспирантки Т.С. Измер были посвящены изучению археологических памятников, находящихся как на территории самого города, так и в Тюменской области. Большой интерес вызвали доклады докторов наук из Казани - Д.М. Исхакова и Г.Л. Файзрахманова, из Тюмени - А.П. Яркова, а также выступления И.В. Белича, Д.Т. Кульмамето-ва, З.А. Тычинских, в которых поднимались вопросы изучения истории и культуры Сибирского ханства.
К сожалению, в этом году было невелико число докладов по традиционно-бытовой культуре сибирских татар, поскольку лишь омичи представили результаты своих изысканий. Так, тематика сообщения А.Г. Селезнева касалась проблемы комплексного
изучения культа святых в сибирском исламе и находилась на стыке истории и этнографии. В докладе М.Н. Тихомировой рассматривались обереги заболот-ных татар, используемые в повседневной жизни как средство магической защиты человека и освоенного им пространства.
После окончания заседания секции состоялась дискуссия, в которой приняли участие И.В. Белич, Д.М. Исхаков, A.B. и Н.П. Матвеевы, А.Г. Селезнев, Г.Л. Файзрахманов, А.П. Ярков и др. В ходе дискуссии A.B. Матвеев отметил важность комплексных исследований на стыке нескольких наук. В качестве примера он привел использование архивных источников и данных лингвистики в изучении археологических памятников, относимых к сибирским ханствам.
Особо острую полемику вызвал доклад И.В. Бе-лича «Тура incognita». В ходе его обсуждения Н.П. Матвеева отметила оригинальность гипотезы докладчика, а Д.М. Исхаков посетовал, что в истории тюрко-татарских этнополитических объединений середины II тыс. н.э. существует слишком много «белых пятен».
В сообщениях С.З. Хисматулина, Г.М. Ниязовой, Л.Б. Хабибуллиной, заслушанных участниками второй секции, затрагивались различные проблемы формирования этнической культуры сибирских татар. Образным и эмоциональным было выступление Д.М. Мухамадиевой, посвященное стереотипам поведения в татарской и русской колыбельной песни. Интерес собравшихся вызвало сообщение омички, аспирантки Омского филиала ОИИФФ СО РАН A.A. Чепилко. В своем выступлении она затронула «болезненную» для участников конференции проблему организации национально-культурных автономий сибирских татар. После заседания секции A.A. Чепилко дала интервью корреспонденту газеты «Татарский мир» из нашего города.
Особо хочется отметить выступление B.C. Таш-каловой, посвященное актуальнейшей для мусульманского мира проблеме - статуса женщины в исламе. Выступая, она отметила современные подходы, применяемые к изучению данной проблемы, а в качестве примера рассмотрела положение татарской женщины. Добавим, что помимо основного выступления докладчица поделилась наблюдениями о жизни сибирско-татарской диаспоры в Турции, сохранившей культуру и язык своих предков.
В докладах третьей секции освещались проблемы сибирско-татарской филологии. Сообщения были сделаны Г.Ф. Имамединовой, Д.Г. Рамазановой, М.А. Сагидуллиным, К.С. Садыковым, Р.Ф. Фаттаховой.
В ходе развернувшейся дискуссии был поднят вопрос о популяризации языка сибирских татар через средства массовой информации. Участники секции горячо откликнулись на сообщение Г.М. Ниязовой «Особенности телевещания в многонациональном регионе». Автор говорила о недавнем закрытии теле-II радиопередач на татарском языке. Говорилось также и о необходимости углубления изучения русского языка, поскольку он утратил свою чистоту.
На следующий день конференция продолжила работу в форме круглого стола «К истокам Тюмени», где в очередной раз участники полемизировали
о древней истории города.
Весьма насыщенной была культурная программа конференции. Мероприятия включали открытие выставки тобольского художника, члена союза художников РФ Ильдара Хабисова, чьи картины были использованы в оформлении сборника докладов конференции; знакомство с книгой доктора исторических наук Д.М. Исхакова «Введение в историю Сибирского ханства», а также презентацию двух книжных выставок. Помимо этого, участники чтений посетили татарское село Ембаево, где похоронен Б. Сулейманов, а также побывали в местном музее.
Закрывал конференцию концерт, посвященный памяти поэта, на котором выступили ведущие музыкальные коллективы Тюмени.
М.Н. Тихомирова, младший научный сотрудник Омского филиала ОИИФФ СО РАН
A.A. Чепилко, аспирант Омского филиала ОИИФФ СО РАН