УДК 323.1 + 39 + 930 А. А. Ильина
Институт археологии и этнографии СО РАН, Омск (Россия)
ПЕРИОДИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ТАТАР ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В 1980-2010-е гг.
Целью статьи является составление обобщающей периодизации национального движения татар Западной Сибири. Его институционализация началась в 1988 г. на волне процессов возрождения этнического самосознания, стремления к возрождению этнических культур и родных языков и не прекращается до настоящего времени. На основе исследования истории создания и деятельности многочисленных татарских национально-куль-турных объединений выделяется четыре этапа национального движения татар Западной Сибири. Автор обращается к законодательным основам деятельности национально-культурных объединений, которые, несомненно, являются важными вехами отдельных периодов национального движения, определяет ключевые события, особенности и закономерности каждого из четырех этапов. Первый этап национального движения татар Западной Сибири (1988-1990 гг.) — это время формирования первых татарских национально-куль-турных объединений. Второй этап (1991-1995 гг.) — это время его активной институцио-нализации и начало повсеместной энергичной работы татарских национально-культур-ных объединений. Третий этап (1996-2004/2005 гг.) — время повсеместного создания татарских национально-культурных автономий. Четвертый этап (с 2006 г. по настоящее время) — время смены лидеров и переосмысления приоритетов национального движения.
Ключевые слова: татары, сибирские татары, Западная Сибирь, национальное движение, периодизация, институционализация, национально-культурные объединения, национально-культурные автономии.
A. A. Ilina
Institute of archaeology and ethnography Siberian branch Russian academy of sciences, Omsk (Russia)
THE PERIODIZATION OF THE NATIONAL MOVEMENT OF TATARS IN WESTERN SIBERIA (1980-201 OS)
The aim of the article is to make a generalizing periodization of the Tatar national movement in Western Siberia. This institutionalization began in 1988 and was associated with the revival of ethnic identity processes, with the desire to revive ethnic cultures and native languages. It does not stop until now. The author explores the history and activities of numerous Tatar
national-cultural associations and identifies four stages of the Tatar national movement in Western Siberia. The author studies the legislative basis of national-cultural associations as important milestones of different stages of the national movement, determines the key events, features and patterns of each of the four stages. The first stage of the Tatar national movement in Western Siberia (1988-1990) is the time of formation of the first Tatar national-cultural associations. The second stage (1991-1995) is the time of its active institutionalization and the beginning of vigorous work of Tatar national-cultural associations throughout Western Siberia. The third stage (1996-2004/2005) is the time of the universal creation of Tatar national-cultural autonomies. The fourth stage (from 2006 to the present) is the time of changing leaders and rethinking the priorities of the national movement.
Key words: Tatars, Siberian Tatars, Western Siberia, national movement, periodization, institutionalization, national-cultural associations, national-cultural autonomies
DOI: 10.14258/nreur(2018)4-07
Ильина Анна Александровна, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН, Омск (Россия). Адрес для контактов: Нке_а_ [email protected]
В середине 1980-х гг. в советском государстве начались глобальные перемены, затронувшие все сферы жизни общества и послужившие стимулом к актуализации национального вопроса, началу перехода от принципов интернационализма как основы национальной политики Советского государства к принципам этнической консолидации. Одновременно с возрождением этнического самосознания началась активизация этнических процессов: возрождение интереса к этнической культуре, традициям, обычаям, родному языку. Важнейшим проявлением этнической консолидации стало оформление на рубеже 1980-1990-х гг. в Советском Союзе национальных движений. Институциональным оформлением национальных движений послужило создание первых национально-культурных объединений (НКО). Отличие национальных (национально-культурных) движений данного исторического этапа от традиционных национальных (национально-освободительных) движений заключается в выдвигаемых его представителями требованиях: возрождения национальной культуры, языка, традиций, а не приобретения национальной государственности (хотя актуальность экономических и этнополитических требований национальных движений этого исторического периода также весьма велика). Аналогичные процессы происходили и у татар — представителей второго по численности этноса России, крупнейшего из государственно-образующих этносов нашей страны.
В Западной Сибири татары являются коренным тюркоязычным населением с богатой историей и культурой, входят в число наиболее многочисленных этносов в Тюменской, Омской, Новосибирской, Томской, Кемеровской областях и Алтайском крае. Кроме того, в регионе проживает значительная часть выходцев из Поволжья. Национальное движение татар на рубеже 1980-1990-х гг. по всей стране, в том числе в Западной Сибири, было крайне (иногда даже чрезмерно) активным, с ярко выраженной ин-
ституционализацией, проявляющейся в создании многочисленных НКО. Неотъемлемой составляющей национального движения татар Западной Сибири стал поиск приемлемой модели национально-государственного развития, поскольку было очевидно, что невозможно ограничивать культурно-языковое возрождение и самоопределение татар только территорией Республики Татарстан [Ильина, 2010: 5]. По мнению исследователей, особенностью национального движения татар Западной Сибири является сосредоточенность вокруг решения этнокультурных вопросов, проблем национального самосознания, сохранения родного языка, в том числе среди части татар Западной Сибири — сибирских татар [История и культура, 2015: 594].
История национального движения татар Западной Сибири началась в 1988 г. с созданием первого НКО в Тюменской области и не заканчивается в настоящее время (в отличие от представителей многих других этносов, татар даже в наши дни отличает непрекращающаяся институционализация национального движения как по всей России, так и в Западной Сибири [Список, 2014: 67-81]).
Изучение национального движения татар Западной Сибири, его институционали-зации, истории татарских национально-культурных объединений входит в сферу научных интересов автора. За период с 2005 г. по настоящее время автором были изучены крупнейшие татарские НКО Западной Сибири (перечень приводится по регионам Западной Сибири в порядке возникновения НКО):
Тюменская область: Комитет национального возрождения сибирских татар, Центр сибирско-татарской культуры г. Тобольска, Ассоциация татар Тюменской области, Национально-культурная автономия (НКА) сибирских татар и татар, проживающих на территории Тюменской области, Тюменская городская общественная организация «НКА казанских татар», Тюменская областная ассоциация татарских женщин «Ак кал-фак», Тюменская областная молодежная татарская организация «Яшь буын», муниципальное учреждение «Центр татарской культуры» г. Тюмени, региональная татарская общественная организация «Мирас», Тюменская региональная общественная организация «Конгресс татар Тюменской области», Союз татарской молодежи Тюменской области, Тюменская региональная общественная организация «Национально-культурная автономия сибирских татар»;
Омская область: Татаро-башкирский культурный центр, общественное объединение татар и башкир Омской области «Ватан», Омская городская общественная организация татарская национально-культурная автономия, общественная организация тюркской молодежи «Аль Вахдат» (Омск), Региональная татарская национально-культурная автономия Омской области «Маданият», татарский культурный центр «Яна-рыш» с. Колосовка, Центр татарской культуры «Нур» г. Тара, Центр татарской культуры в с. Уленкуль Болыпереченского района, Центр татарской национальной культуры в Тевризе, Центр традиционной татарской культуры «Ялкын» с. Усть-Ишим;
Новосибирская область: Новосибирское областное добровольное общество граждан татарской национальности (Татарский культурно-общественный центр), Татарский общественный центр «Азат Себер», Новосибирский областной татарский культурный центр, Татарская национально-культурная автономия Новосибирской области;
Томская область: общественная организация «Томский татарский культурно-просве-тительский центр «Туганлык», Областной центр татарской культуры, Союз татарской
молодежи, Томская региональная общественная организация «Татарский общественный центр», Томская областная татарская национально-культурная автономия (НКА);
Алтайский край: Алтайская краевая общественная организация «Центр татарской культуры «Дулкын», общественная организация «Местная национально-культурная автономия татар г. Барнаула», общественная организация «Местная национально-культурная автономия татар г. Новоалтайска», общественная организация «Региональная национально-культурная автономия татар Алтайского края».
К настоящему времени за рамками проводимого исследования остались татарские НКО Кемеровской области (Кемеровская татарская региональная общественная организация «Национальный культурный центр «Ихлас», Кемеровская региональная общественная организация «Центр татарской культуры «Дуслык», Общественная организация «Местная национально-культурная автономия татар» г. Кемерово), однако в ближайшем будущем автор обязательно заполнит эту лакуну.
Изучение всего многообразия татарских НКО Западной Сибири и их истории, а также исследование законодательных основ их деятельности и особенностей общественно-политической ситуации на разных исторических этапах перестроечной, постперестроечной и современной России привели автора к мысли о возможности составления периодизации национального движения татар Западной Сибири. Ранее автор обращалась к данному вопросу, выделяя этапы национального движения татар отдельно для Тюменской, Омской, Новосибирской и Томской областей, где верхней границей исследования стал 2008 г. [Ильина, 2010: 34-71, 91-109, 125-144, 155-178]. Однако целью настоящей статьи является составление обобщающей периодизации национального движения татар по Западной Сибири в целом.
В процессе изучения институционализации национального движения татар Западной Сибири была выявлена предельная синхронность перехода от этапа к этапу национального движения в Тюменской и Омской областях и схожесть тенденций в общественно-политической и национально-культурной жизни татар этих регионов на каждом из его этапов. В данных регионах представители татарской общественности максимально полно использовали возможности национально-культурного развития для своего этноса, предоставляемые государством, в том числе в результате расширения и совершенствования законодательной базы. Кроме того, национальное движение татар именно в этих регионах, в особенности в Тюменской области, развивалось и развивается наиболее активно. В этой связи в основу обобщающей периодизации национального движения татар Западной Сибири легли основные вехи и события национально-культурной и общественно-политической жизни татар Тюменской и Омской областей. В их русле в целом развивалось и национальное движение татар в Новосибирской области, которое проистекало, однако, гораздо более умеренно. По несколько иному хронологическому и событийному сценарию развивалось действие у татар Томской области и Алтайского края, однако этот факт не вызвал особых затруднений при включении их национальных движений в общую периодизацию.
Процесс институционализации национального движения татар Западной Сибири, начавшийся в 1988 г., частично (за исключением третьего и четвертого этапов) укладывается в периодизацию формирования НКО современной России, предложенную ранее автором (в ней выделяются четыре этапа формирования НКО, где основными гра-
ницами выступают важнейшие политические события страны, важнейшие политические решения либо принятие законодательных актов, регулирующих деятельность НКО и имеющих принципиальное значение для их представителей [Ильина, 2012: 15-18]).
Итак, национальное движение татар Западной Сибири за рассматриваемый хронологический период прошло четыре этапа, каждый из которых имел свои характерные черты. При этом прослеживаются как сходства, так и отличия данных этапов, присущие каждому из интересующих нас регионов.
Начало национального движения татар Западной Сибири было связано с конкретным историческим моментом и повсеместным пробуждением этнического самосознания. Первый этап национального движения татар Западной Сибири (1988-1990 гг.) стал временем формирования первых татарских национально-культурных объединений в Тюменской, Омской, Новосибирской и Томской областях, а основной движущей силой как на первом, так и на втором его этапах выступали представители татарской интеллигенции. Во многом данный этап можно считать подготовительным к основной национально-культурной и общественно-политической работе. Первые НКО не имели опыта работы и положительных примеров перед глазами, их деятельность фактически была законодательно не урегулирована, поэтому большинство из них действовали в статусе неформальных организаций. В условиях смены общественно-политической парадигмы рубежа 1980-1990-х гг. требования татарского национального движения были весьма радикальными, что ярко иллюстрируется примером Тюменской области. Особенностью татарского национального движения данного региона стало особое значение, которое придавалось здесь проблемам сибирских татар, в основном не характерное для других регионов (за исключением, в не столь значительной степени, Омской области). Татары Тюменской области первыми выдвинули политические требования: признания сибирских татар отдельным этносом, признания статуса сибир-ско-татарского языка, а также национально-территориальной автономии для сибирских татар. Вслед за ними последнее требование повторили представители татарской общественности в Омской и Новосибирской областях. При этом на втором этапе национального движения политические требования сохранились только у татар Тюменской области, но на третьем этапе они прозвучали вновь у татар Тюменской и Омской областей в связи с призывом признать сибирских татар коренным малочисленным народом. Однако основной составляющей татарского национального движения на всех этапах оставалась национально-культурная работа.
Как уже отмечалось, первое НКО татар Западной Сибири — Комитет национального возрождения сибирских татар во главе с поэтом Б. В. Сулеймановым и А. Г. Гаито-вым — было создано в 1988 г. в Тюменской области. Его лидеры, основываясь на концепции самостоятельного происхождения сибирско-татарского этноса и его этнокультурной самобытности, отстаивали идею необходимости национально-территориальной автономии сибирских татар, а язык сибирских татар стремились признать самостоятельным, достойным создания собственной письменности [История и культура, 2015: 594]. Благодаря активной деятельности Комитета, в том числе проведению научных мероприятий и организации полемики в местной прессе, эти проблемы вызвали широкий резонанс в Тюменской области, а затем в других областях Западной Сибири, а также в Татарстане. В том же 1988 г. в Тобольске был образован центр «Досуг»
(с 1989 г. — Татарский культурно-образовательный центр «Досуг», а с 1996 г. — Центр сибирско-татарской культуры) — единственный в России центр культуры и просвещения сибирских татар.
В декабре 1990 г. прошел учредительный съезд Ассоциации татар Тюменской области — организации, объединившей все татарские НКО региона (Тюменской области и двух автономных округов) и представшей интересы татар в целом. На съезде был принят ряд документов: Программа и Устав Ассоциации татар Тюменской области, резолюция о создании Ассоциации, Обращение к Верховному Совету СССР, Обращение к населению Тюменской области. В «Обращении к Верховному Совету СССР» содержались пункты о признании за сибирскими татарами статуса коренного населения, о фиксации сибирских татар в графе «национальность» в паспортах как «сибирских татар» [Исха-кова, Валеев, 1992:19,22]. Намеченные в Программе Ассоциации татар Тюменской области задачи планомерно претворялись в жизнь: была открыта русско-татарская группа в Тюменском государственном университете для подготовки учителей татарского языка, начато изучение татарского языка в нескольких школах Тюмени, ученые-лин-гвисты приступили к разработке алфавита сибирско-татарского языка, были изданы монографии по сибирско-татарской проблематике, велась переписка с ведущими научными учреждениями страны и правительственными структурами по поводу признания сибирско-татарского этноса и сибирско-татарского языка самостоятельными. Благодаря слаженным действиям татарских НКО возрос уровень национального самосознания татарского населения, возродился интерес к исламской религии.
В Омской области на этом этапе создаются татаро-башкирский клуб «Умырзая» и фольклорный ансамбль с тем же названием (1989 г.), которые проделали огромную работу в деле возрождения татарской культуры и стали основой для создания татарских НКО. В Новосибирской области в том же 1989 г. начало работу Новосибирское областное добровольное обществе граждан татарской национальности (в прессе чаще фигурировало как Татарский культурно-общественный центр), а в Томской области первое татарское НКО было создано в 1990 г. — им стала культурно-просветительская организация «Туганлык», сформировавшаяся на базе татарского ансамбля «Ха-лык моннары». В октябре 1990 г. был образован Новосибирский областной Татарский культурный центр, создание которого можно считать большой заслугой Новосибирского областного добровольного общества граждан татарской национальности, чьи представители неоднократно обращались к органам областной и городской администрации с просьбой о создании в Новосибирске татарского национально-культурного центра. Данный центр до настоящего времени является основным действующим лицом в национальном движении татар данного региона, способствует сохранению татарской культуры и языка.
Особенностью начального этапа национального движения татар Западной Сибири можно считать важную роль самодеятельных коллективов в деле создания первых НКО. Интерес к возрождению татарской культуры и языка на этом этапе получил выражение в создании татарских СМИ: радиопередачи «Салям» на омском радио (с 1989 г.), газеты «Янарыш» в Тюмени (с 1990 г.) и др.
Итак, к началу 1990-х гг. татарские НКО действовали уже во всех рассматриваемых регионах, кроме Алтайского края, где сибирско-татарская проблематика не играла
и не играет особой роли. При этом для всех первых НКО была характерна общая черта: их создание происходило снизу по инициативе группы активистов.
Второй этап национального движения татар Западной Сибири (1991-1995 гг.) — это время его активной институционализации и начало повсеместной активной работы татарских НКО. Этому немало способствовало выстраивание нормативно-правовой базы деятельности НКО. 1 января 1991 г. вступил в действие закон СССР «Об общественных объединениях», позволивший НКО пройти государственную регистрацию и получить официальный статус. После распада СССР закон «Об общественных объединениях» продолжил действовать вплоть до 1995 г., когда его сменил одноименный, однако более основательный и детальный закон уже в современной России.
В 1991 г. в Омске был зарегистрирован Татаро-башкирский культурный центр. Его создание было заслугой и инициативой актива клуба и ансамбля «Умырзая», причем клуб «Умырзая» влился в состав нового татарского НКО. 1993 г. в Омске создается общественное объединение татар и башкир Омской области «Ватан». Если Татаро-башкирский культурный центр имел в большей степени культурно-просветительскую направленность, то «Ватан» ориентировался на общественно-политическую деятельность, развивал сибирско-татарскую проблематику в духе деятельности Комитета национального возрождения сибирских татар и Ассоциации татар Тюменской области.
На этом этапе процесс институционализации национального движения начался и у татар Алтайского края: в 1992 г. в Барнауле была создана первая общественная организация татар «Магди».
В 1993 г. было созвано учредительное собрание татар Новосибирской области, на котором было принято решение о создании Татарского общественного центра «Азат Се-бер». В том же 1993 г. в Томске было создано государственное учреждение «Областной центр татарской культуры» (с 2005 г. — областное учреждение культуры «Центр татарской культуры»), по сей день проводящее огромную работу по сохранению татарской культуры и языка в данном регионе. В Тюменской области в январе 1994 г. была создана областная общественная организация «Ак калфак». В основе деятельности данной организации лежала идея «консолидация татарской нации путем сохранения национальной семьи, семейных традиций, содействие оздоровлению быта, а также повышение роли семьи в воспитании детей, общественно-политической жизни общества, сохранение родного языка и культуры» [Татары Тюменской области, 2011: 247].
Основой деятельности татарских НКО на данном этапе являлось возрождение татарской культуры, традиций, обычаев, праздников, обрядов. Важной частью их повседневной работы стало также обращение к языковым проблемам. Благодаря инициативе татарских НКО повсеместно происходила организация как факультативного, так и предметного (за счет включения в школьную программу) изучения литературного (поволжско-татарского) языка и литературы в школах, проводились курсы татарского языка для всех желающих, организовывалась подготовка учителей татарского языка и литературы в среднеспециальных и высших учебных заведениях. Активность татарской общественности и ученых Тюменской области способствовала разработке азбуки и учебника сибирско-татарского языка.
На третьем этапе национального движения татар Западной Сибири (1996-2004/2005 гг.) основной упор был сделан на создание принципиально новых НКО —
национально-культурных автономий. Ключевой вехой данного этапа стало принятие в июне 1996 г. Федерального закона «О национально-культурной автономии», с помощью которого государство хотело ослабить центробежные тенденции в межнациональных отношениях и стабилизировать их. Данный закон предусматривал широчайшие возможности для развития этнической культуры и родного языка, и этот факт невероятно вдохновил представителей национальных диаспор, в том числе татар.
Согласно закону национально-культурная автономия — это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры (Статья 1. Понятие национально-культурной автономии [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/135765/lcafb24d049dcdle7707a22d98e9858f/). Национально-культурная автономия (НКА) стала новым явлением в общественно-политической и национальной жизни России. В отличие от обычного национально-культурного объединения НКА имеет более серьезную процедуру создания и регистрации и более разветвленную структуру. Так, общественные объединения, к каким относятся и НКО, создаются посредством решения инициативной группы. По сути, для создания общественного объединения достаточно инициативы нескольких человек. Отсюда частым явлением становятся НКО, которые существуют только на бумаге. Национально-культур-ные автономии, согласно закону, имеют три уровня: местные НКА, региональные НКА и федеральные НКА. Местная НКА действует в рамках определенного муниципального образования (всего города в целом или отдельного городского округа, села, поселка и т. д.), региональная НКА действует в рамках определенного субъекта РФ, а федеральная НКА действует на общероссийском уровне и выступает уже в единственном числе. Местная НКА создается зарегистрированными национальными общественными объединениями определенного этноса (т. е. национально-культурными объединениями, в том числе и если национально-культурное объединение представителей данного этноса действует в единственном числе), при этом необходимым условием создания НКА является информирование населения о предстоящем учреждении НКА, проведение учредительной конференции с участием большого количества представителей данного этноса. В свою очередь несколько местных НКА учреждают региональную НКА, а представители нескольких региональных НКА учреждают федеральную НКА. Таким образом, национально-культурная автономия является весьма серьезной и представительной организацией (Статья 1. Понятие национально-культурной автономии [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/135765/lcafb24d049dcdle7707 a22d98e9858f/). Однако поначалу существовала некоторая неясность в отношении общественно-правового статуса национально-культурной автономии, поскольку дополнение, гласящее, что национально-культурная автономия является видом общественного объединения, организационно-правовой формой которого является общественная организация, было внесено в закон лишь в 2003 г.
Предполагалось, что вновь создаваемые НКА станут главным действующим лицом в межнациональных отношениях и государственной национальной политике, что они
будут представлять национальные диаспоры во взаимоотношениях с государством, станут важным институтом формирующегося в России гражданского общества, объединят под своим крылом все прочие национально-культурные объединения своего этноса и таким образом получат лидирующую роль.
Итак, третий этап национального движения ознаменовался образованием в Тюменской, Омской и Новосибирской областях татарских НКА, чье создание, на наш взгляд, во многом было связано с ожиданием материальной поддержки со стороны государства, поскольку татары стремились к реализации заложенных в НКА возможностей развития национальной культуры и родного языка. В Томской области и Алтайском крае национально-культурные автономии татар были созданы уже на исходе данного этапа. В Томской области подобное отставание было связано с определенными организационными трудностями, а в Алтайском крае — со сравнительным отсутствием остроты национального движения (работу по сохранению татарской культуры здесь успешно выполняли татарские НКО) и с общей сглаженностью национально-культурных процессов в татарской среде.
В июне 1997 г. была создана Омская городская национально-культурная автономия татар (статус местной НКА). Ее созданию предшествовала организация местных НКА татар во всех районах Омской области с компактным проживанием татарского населения, а также во всех муниципальных районах Омска (всего тридцати шести местных НКА). В марте 1998 г. была зарегистрирована Региональная НКА татар Омской области. Она стала одной из первых татарских НКА регионального уровня, зарегистрированных на территории РФ, а татары России стали одним из первых этносов, образовавших НКА на федеральном уровне в 1998 г.
В 1997 г. была образована Татарская национально-культурная автономия Новосибирской области (статус местной НКА; с 2000 г. — статус региональной НКА). Татарская НКА в этом регионе сформировалась на базе Новосибирского областного центра татарской культуры по инициативе ряда лидеров татарского национального движения.
Образование НКА татар в Тюменской области началось в 1998 г. Первой была создана НКА сибирских татар в Тюмени, затем в Тобольске, Тюменском, Ярковском, Нижне-тавдинском, Вагайском и Ялуторовском районах (все они имели статус местных НКА). 18 сентября 1998 г. по инициативе местных НКА на учредительном съезде татар Тюменской области была создана НКА сибирских татар и татар, проживающих на территории Тюменской области. Отметим, что в самом названии НКА заложено характерное позиционирование сибирских татар в данном регионе, не встречающееся в такой степени более нигде в Западной Сибири, хотя не все татары оказались согласны с этим, поэтому в 2000 г. в Тюмени была зарегистрирована НКА казанских татар.
Попытки создания НКА татар в Томской области безуспешно предпринимались дважды: в 2002 г. и в 2004 г. Лишь в марте 2005 г. была учреждена Томская городская национально-культурная автономия татар «Туган иль» (уже в 2006 г. она была преобразована в Томскую областную татарскую национально-культурную автономию «Туган иль», т. е. получила статус региональной НКА).
В Алтайском крае местная национально-культурная автономия татар Барнаула была учреждена в 2005 г. (в 2011 г. после проведения конференции татар Алтайского края была образована Региональная национально-культурная автономия татар Алтайского края).
Роль татарской НКА в каждом регионе была и остается различной. Применительно к Тюменской области в определенной степени можно говорить о татарской НКА как о посреднике между региональной властью и татарским этносом. В Омской области НКА выполняла координирующую роль и стала основным действующим лицом татарского национального движения. В Новосибирской, Томской областях и Алтайском крае НКА тесно взаимодействуют с центрами татарской культуры, из-за чего работу самих НКА порой не видно (особенно в Новосибирской и Томской областях). Явное сходство Новосибирской и Томской областей заключается в том, что государственные центры татарской культуры здесь выступают главными участниками национального движения.
Помимо национально-культурных автономий, на данном этапе продолжалось образование обычных НКО. Особенно активным был этот процесс в Тюменской области, в связи с чем представляется невозможным перечислить все татарские НКО данного региона. Однако именно большое количество татарских НКО, действующих в Тюменской области, имеет некоторые отрицательные последствия для национального движения татар, поскольку ведет к конфронтации между их руководителями, к борьбе за «умы» татар региона, претензиям на единоличное лидерство и попыткам подчинения своей воле других руководителей.
Отметим такие татарские НКО данного этапа, как Томское региональное общественное движение «Союз татарской молодежи» (1999 г.), Алтайскую краевую общественную организацию «Центр татарской культуры «Дулкын» (2000 г.), Томскую региональную общественную организацию «Татарский общественный центр» (2002 г.).
Четвертый этап национального движения татар Западной Сибири (с 2006 г. по настоящее время) связан с важными переменами. На протяжении всего данного периода продолжается стабильная полноценная работа по сохранению татарской культуры в Омской области (здесь в 2008 г. и 2017 г. произошла смена руководства Региональной национально-культурной автономии татар Омской области), Новосибирской и Томской областях (как уже отмечалось, в этих регионах основными действующими лицами национального движения являются областные центры татарской культуры) и Алтайском крае.
Основные же тенденции всему национальному движению на этом этапе задают татары Тюменской области. В Тюменской области, а вслед за ней и в других регионах Западной Сибири, происходит смена лидеров национального движения, влекущая за собой и определенное переосмысление приоритетов. Склонность НКО к занятиям коммерческой деятельностью, поиск финансирования путем создания экономических структур, проявившиеся еще на третьем этапе, на данном этапе стали более явными. К руководству татарскими НКО приходят представители коммерческой и финансово-деловой сферы. Их преимуществом перед прежними лидерами является экономическая самостоятельность и практический склад ума, которые могут помочь в решении насущных проблем национального движения. Однако новые лидеры татарского национального движения более прагматичны: собственная профессиональная деятельность для них зачастую стоит на первом месте, а вопросы национально-культурного развития — на втором.
Энтузиазм и глубокое переживание за дело национального возрождения, характерные для прежней плеяды лидеров, были серьезной движущей силой татарского на-
ционального движения. В среде татар существовали и продолжают существовать опасения, что по мере старения национальных лидеров некому будет прийти им на смену, поскольку деятельность татарских НКО зачастую держится на самоотверженном отношении их активистов к проблемам национального развития. Тревога за будущее поколение, боязнь, что некому будет передать свое дело, характерна для многих татарских лидеров. К счастью, эти опасения не оправдываются.
В 2005 г. в Тюменской области возникает Региональная татарская общественная организация «Мирас», базирующаяся в Тобольске, где проживает значительное количество сибирских татар. Основной целью деятельности данного татарского НКО является возрождение интереса к историческому наследию и национальной культуре сибирских татар, который был характерен для первого и второго этапов татарского национального движения, но угас со временем. Первоочередной задачей организации является сохранение культурного наследия татарского населения области. При этом под культурным наследием членами организации понимаются не только светские (народные, фольклорные, сохранение языка), но и религиозные элементы — восстановление и охрана святых мест — астана, установление мусульманских символов и пр. Ежегодно организацией «Мирас» проводится международный фестиваль историко-культурного наследия «Искер-джиен», являющийся важнейшим событием в национально-культурной жизни татар Западной Сибири и собирающий татар со всех ее уголков. Главной же задачей данной организации признается работа по созданию национального историко-мемориального комплекса «Искер» [История и культура, 2015: 600, 601].
Интереснейшим явлением данного этапа национального движения татар стало образование в 2007 г. Тюменской региональной общественной организации «Конгресс татар Тюменской области». По мнению ряда национальных активистов, к этому времени в среде татар региона накопился ряд важных проблем, требующих разрешения. Конгресс татар Тюменской области позиционировал себя как альтернативу существующим в регионе татарским НКО и особенно активно противопоставлял себя национально-культурной автономии. Основными целями его деятельности были заявлены консолидация татарского народа, его общественных и культурно-просветительских организаций для сохранения исторического и культурного наследия татар, содействие возрождению, сохранению и развитию татарской культуры и др. Однако если поначалу Конгресс действительно пытался примирить представителей татарских НКО Тюменской области, то уже через короткий промежуток времени его руководители стали претендовать на лидерство в среде татар региона.
Последним по хронологии эпизодом институционализации национального движения татар Западной Сибири стало создание в 2015 г. в Тюменской области региональной общественной организация «Национально-культурная автономия сибирских татар», вновь пытающейся актуализировать роль традиций и культуры сибирско-татар-ского этноса и добивающейся определенных успехов в этом деле.
Таким образом, национальное движение татар Западной Сибири не прекращается до настоящего момента. Это дает основания предполагать, что татарская культура и татарский язык в Западной Сибири будут сохраняться, а этническое самосознание у татар не угаснет.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Ильина А. А. Национально-культурные объединения современной России: нормативно-правовые основы деятельности, этапы формирования, классификация // Культурологические исследования в Сибири. 2012. №4. С. 15-18.
Ильина А. А. Национально-культурные объединения татар Западной Сибири: история создания и результаты деятельности (1988-2008 гг.): дис. ... канд. ист. наук. Новосибирск, 2010. 363 с.
История и культура татар Западной Сибири: монография. Казань, 2015. 728 с.
Исхакова С. М., Валеев Ф. Т. Сибирские татары: этнокультурные и политические проблемы возрождения. М., 1996. 32 с. (Исследования по прикладной и неотложной этнологии ИЭА РАН).
Список национально-культурных объединений России. Вып. 10. М., 2014. 142 с.
Татары Тюменской области: история и современность. Тюмень, 2011. 309 с.
REFERENCES
Il'ina A. A. Natsional no-kul'turnye ob edineniya sovremennoi Rossii: normativno-pravovye osnovy deiatel'nosti, etapy formirovaniia, klassifikatsiia [National-cultural associations in modern Russia: normative-legal bases, stages of formation, classification]. Kul'turologicheskie issledovaniya v Sibiri [Cultural studies in Siberia]. 2012. No 4. S. 15-18 (in Russian).
Il'ina A. A. NatsionaVno-kuVturnye obedineniya tatar Zapadnoi Sibiri: istoriya sozdaniya i rezul'taty deiatel'nosti (1988-2008 gg.) [National-cultural associations of Tatars of Western Siberia: history and results of activity (1988-2008s)]. Novosibirsk, 2010. 363 s. (in Russian).
Iskhakova S. M., Valeev F. T. Sibirskie tatary: etnokul'turnye i politicheskie problemy vozrozhdeniya. Seriya "Issledovaniya po prikladnoi i neotlozhnoi etnologii" IEA RAN [Siberian Tatars: ethno-cultural and political problems of the Renaissance. Series "Research on applied and urgent Ethnology" IEA RAS]. M., 1996. 32 s. (in Russian).
Istoriya i kul'tura tatar Zapadnoi Sibiri. Monografiya [History and culture of Tatars in Western Siberia]. Kazan', 2015. 728 s. (in Russian).
Spisok natsional'no-kul'turnykh ob'edinenii Rossii. Vyp. №10 [List of national cultural associations of Russia. Vol. No. 10]. M., 2014. 142 s. (in Russian).
Stat'ia 1. Poniatie natsionaVno-kul'turnoi avtonomii// Informatsionno-pravovoi portal GARANT.RU [Elektronnyi resurs] [Article 1. The concept of national and cultural autonomy // Information and legal portal GARANT.RU [Electronic resource]. URL: http://base.garant.ru/ 135765/1cafb24d049dcd 1 e7707a22d98e9858f/ (accessed May 1, 2018) (in Russian).
Tatary Tiumenskoi oblasti: istoriya i sovremennost' [Tatars of the Tyumen region: history and modernity]. Tiumen', 2011. 309 s. (in Russian).