Научная статья на тему 'ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ В ЗЕРКАЛЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ БАШКОРТОСТАНА)'

ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ В ЗЕРКАЛЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ БАШКОРТОСТАНА) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
51
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
национальная политика / национальное объединение / глобализация / Башкортостан / башкиры / татары / перепись населения.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гарифуллин И.З.

Национальная политика и деятельность национальных объединений на сегодняшний день является необходимым условием укрепления национального самосознания и сохранения самобытности, основ культуры народов, особенно – малых. Неправильно избранный вектор работы организаций, выступающих за развитие процессов идентичности этнической общности может привести к прямо противоположным последствиям. В настоящее время одним из противоречивых механизмов, который может быть использован в деятельности национальных объединений и шире – в национальной политике, является трактовка обнародованных результатов переписи населения. Статья посвящена авторскому анализу роли национальных объединений и национальной политики в сохранении культуры малых народов в условиях глобализации и «размывания» национальной самобытности, особенностям проведения переписи населения в Башкортостане и обнародованию ее результатов, а также перспективам использования последних с точки зрения процесса конструирования национальной идентичности башкир.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ В ЗЕРКАЛЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ БАШКОРТОСТАНА)»

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -10-45-48 ГАРИФУЛЛИН Ильнар Зульфатович,

2018-0076-10/21-234 кандидат исторических наук,

M0SURED: 77/27-023-2021 -10-433 Исполком Всемирного Конгресса татар,

е-та'г. Нпаг_да^иШп@таН.ги

ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ В ЗЕРКАЛЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ БАШКОРТОСТАНА)

Аннотация. Национальная политика и деятельность национальных объединений на сегодняшний день является необходимым условием укрепления национального самосознания и сохранения самобытности, основ культуры народов, особенно - малых. Неправильно избранный вектор работы организаций, выступающих за развитие процессов идентичности этнической общности может привести к прямо противоположным последствиям. В настоящее время одним из противоречивых механизмов, который может быть использован в деятельности национальных объединений и шире - в национальной политике, является трактовка обнародованных результатов переписи населения. Статья посвящена авторскому анализу роли национальных объединений и национальной политики в сохранении культуры малых народов в условиях глобализации и «размывания» национальной самобытности, особенностям проведения переписи населения в Башкортостане и обнародованию ее результатов, а также перспективам использования последних с точки зрения процесса конструирования национальной идентичности башкир.

Ключевые слова: национальная политика, национальное объединение, глобализация, Башкортостан, башкиры, татары, перепись населения.

GARIFULLIN Ilnar Zulfatovich,

candidate of historical sciences, Executive Committee of the World Congress of Tatars

POPULATION CENSUS IN THE MIRROR OF STATE NATIONAL POLICY AND NATIONAL ASSOCIATIONS (ON THE EXAMPLE OF BASHKARTOSTAN)

Annotation. Today, the national policy and activities of national associations are a necessary condition for strengthening national self-awareness and preserving the identity, the foundations of the culture of peoples, especially small ones. An incorrectly chosen vector of work of organizations advocating the development of processes of identity of an ethnic community can lead to directly opposite consequences. Currently, one of the controversial mechanisms that can be used in the activities of national associations and, more broadly, in national policy, is the interpretation of the published results of the population census. This article is devoted to the author's analysis of the role of national associations and national policies in preserving the culture of small peoples in the context of globalization and "erosion" of national identity, the peculiarities of the population census in Bashkortostan and the publication of its results, as well as the prospects of using the latter from the point of view of the process of constructing the national identity of the Bashkirs.

Key words: national policy, national unification, globalization, Bashkortostan, Bashkirs, Tatars, population census.

Разработка стратегий национальной политики, деятельность национальных объединений актуализируется в современной России в связи с необходимостью достижения межнациональной и шире - гражданской солидарности. Президент Российской Федерации В.В. Путин еще в интервью для «Независимой газеты» в 2012 г. отмечал, что для России ввиду

многообразия на ее территории языков, традиций, этносов и культур, «национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер» [1]. Естественно, с течением времени национальный вопрос приобрел новое звучание и сегодня требует обновленных подходов к его решению. Необходимо отметить, что национальные объединения являются значимой силой в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

рамках общественного управления. Это определяется объемами накопленного опыта в деятельности по данному направлению, а также возможностями национальных объединений с точки зрения репрезентации потребностей общества, в том числе - стремлений к национальной интеграции [5, с. 2].

Национальная политика является необходимым компонентом укрепления самосознания этнической общности в реалиях XXI в. с набирающими силу тенденциями глобализации, целью которой является создание единого мира [3, с. 108]. Явлениям глобализации подвержена культура, в особенности - малых народов, язык, традиции и обычаи которых растворяются в культуре более крупных национальных общностей. В этой связи деятельность национальных объединений является «спасительной возможностью» для малых народов с точки зрения сохранения их национальной идентичности и расшифровки культурного кода. Повышенный интерес к культурному наследию, который характерен для деятельности национальных объединений, обеспечивает прочные связи с основами культуры малых народов [10, с. 176].

Деятельность национальных объединений имеет повышенную значимость в таком полиязычном регионе Российской Федерации, как Башкортостан. Здесь вопросы конструирования и сохранения национальной идентичности являются особенно актуальными в свете того, что самоидентификация жителей данной территории осуществляется не обязательно с тем этносом, который определяет официальное наименование республики. Таким образом, Башкортостан представляет собой регион, на территории которого возможны различные варианты для самоидентификации жителей [9, с. 56]. В этой связи деятельность национальных объединений необходима, так как она способствует сохранению и развитию культуры именно башкирской нации. Для этой цели национальные объединения действуют не только на территории республики, но также и в субъектах РФ. Национальная политика в отношении жителей республики Башкортостан, которая является наиболее крупной в Российской Федерации по численности населения - на ее территории проживает свыше 4 миллионов человек, должна выстраиваться сообразно специфике данного региона, объединяющего представителей различных этнических и языковых групп. Принимая во внимание указанную особенность Башкортостана, грамотное выстраивание национальной политики представляется трудным в силу того, что оно должно сочетать в себе две противоположные тенденции: с одной стороны, государственная власть должна создать для представителей раз-

личных культур, объединенных территорией Башкортостана, условия для дальнейшего развития и сохранения национальной самобытности, с другой - она должна способствовать объединительным процессам, охватывающим этические общности Башкортостана. Несмотря на то, что на территории республики действует ряд нормативных актов, направленных на урегулирование межнациональных отношений, особую роль в процессах консолидации и, напротив, разъединения народов способно сыграть такое уникальное событие, как перепись населения. Результаты столь массового анкетирования жителей не могут не сказаться на развитии данного региона [2]. Последняя перепись населения состоялась в 2010 г., очередная предстоит Российской Федерации по предварительны данным в октябре 2021 г. Наиболее полный перечень публикаций относительно деятельности статистической службы Башкортостана, а также итоги произведенных переписей населения республики представлены в библиографическом справочнике «Статистика Башкортостана. 175 лет на службе обществу» [8].

Результаты переписи позволяют отразить развитие исследуемого региона в глубокой динамике. Материалы каждой из них нашли отражение в издании, вышедшем в свет в 2016 г. [6]. В данном сборнике представлены материалы относительно национальности жителей Башкортостана, степени владения языками, в том числе - родным, распределения жителей по территории региона в зависимости от пола, возраста и некоторых иных социальных и демографических характеристик. В свою очередь, систематизированные материалы настоящего издания вошли уже в четырехтомный справочный сборник «Населенные пункты Башкортостана», где представлены данные, в том числе, по переписи населения в 2010 г. [7].

Однако, интерпретация результатов переписи населения на территории Башкортостана со стороны видных общественных деятелей отнюдь не всегда являлась консолидирующим фактором башкирской нации. Указанное обстоятельство определялось процентным соотношением не в пользу данной этнической общности республики еще с советских времен (так, в 1989 г. русские составили 39%, татары 28%, башкиры - только 22%). Однако, в настоящее время процентное соотношение существенно изменилось, в результате чего доминирующим стал башкирский этнос. В частности, согласно материалам переписи 2010 г., за предшествующий период количество его представителей увеличилось на 357 тыс. человек. В свою очередь, еще за период с 1989 г. по 2002 г. татарский этнос сократился на 130 тыс. человек [4].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

Несмотря на то, что изменение численности населения в пользу башкир должно было стать поводом развития процессов консолидации данного этноса, укрепления национального самосознания, результаты переписи привели к тому, что ряд представителей общественности указывали на фальсификации в рамках процедуры проведения переписи. В частности, известный этнолог Д. Исхаков полагал, что подобный результат мог стать следствием опроса в ходе переписи населения этнической группы, проживающей на северо-западе Башкирии. В силу ее смешения с татарским этносом, у представителей данной группы не выработалось единого мнения относительно причисления себя к башкирам, либо к татарам, в силу чего невозможно было правильно подразделить ее на конкретные национальности [4].

Дополнительным основанием полагать, что результаты переписи не соответствуют истине, с точки зрения историка и политолога И. Габдрафи-кова, является факт несоответствия данных микропереписи от 2015 г., проведенной на территории Башкортостана, согласно которой в республике доминирующим является татарский этнос, материалам переписи 2010 г. в целом по стране, в соответствии с которой башкир в республике было больше, нежели татар [4]. Несмотря на пятилетний временной разрыв между датами проведения переписей, результаты которых сравнивает ученый, он полагает, что столь значительного скачка в количестве представителей башкирского этноса произойти не могло.

Отдельно следует отметить явление языковой ассимиляции, происходящее на территории Башкортостана. Данные этнологов и политологов свидетельствуют, что даже если обобщить материалы всех переписей, проведенных в стране, можно прийти к выводу, что население республики состоит на треть из татар и лишь на четверть из башкир с точки зрения языковой ситуации, что позволяет поставить под сомнение материалы крупных переписей в рамках определения национальности жителей Башкортостана [11].

Подводя итоги, следует отметить, что национальная политика, в том числе выражающаяся в действиях национальных объединений, не только на территории Башкортостана, но и в субъектах РФ, должна учитывать, что перепись населения является действенным механизмом конструирования прямо противоположных процессов: с одной стороны, объединения этноса, с другой - разобщения интересов и разжигания межнациональной розни. В этой связи национальная политика должна строиться на принципах этнической терпимости и толерантности, что не предполагает использование материалов переписи в качестве разобщающего фактора и превращения обнаро-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

дования ее результатов в политическое шоу. Это необходимо учитывать при проведении, опубликовании и интерпретации итогов переписи населения в Российской Федерации, которая должна пройти с 1 по 31 октября 2021 г.

По материалам выступления автора на Всероссийской научно-практической конференции «Сулеймановские чтения-2021» (28 мая 2021 г., Тюмень).

Список литературы:

[1] Владимир Путин. Россия: национальный вопрос // Независимая газета. 23.01.2012 [Электронный ресурс]. -URL: https://www.ng.ru/ politics/2012-01-23/1_national.html (дата обращения: 15.06.2021).

[2] Гатауллин Р.Ш. Публикации итогов переписей населения в Башкортостане (тезисы выступления на открытии круглого стола, посвященного 100-летию переписи 1920 года). 30 сентября 2020 [Электронный ресурс]. - URL: https://archive. bash kortostan. ru/docume nts/active/311793/ (дата обращения: 15.06.2021).

[3] Мажитова А.Р. Национальная политика республики Башкортостан как путь решения проблемы идентичности личности в современном обществе // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 16 (197). Философия. Социология. Культурология. Вып. 17. - С. 108-111.

[4] Меряемся числами: почему перепись населения так важна для Башкортостана и Татарстана. 20.04.2021 [Электронный ресурс]. - URL: https://mkset.ru/news/society/20-04-2021/ meryaemsya-chislami-pochemu-perepis-naseleniya-tak-vazhna-dlya-bashkortostana-i-tatarstana (дата обращения: 15.06.2021).

[5] Мухтасарова Э.А., Сафин Ф.Г. Деятельность национальных объединений в условиях современной России (на примере республики Башкортостан) // Политика и общество. 2018. № 12. - С. 1-9.

[6] Народы Башкортостана в переписях населения: В 2 ч. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан. — Уфа: Китап, 2016. -332 с.

[7] Населенные пункты Башкортостана: В 4 т. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан. — Уфа: Китап, 2018. - 300 с.

[8] Статистика Башкортостана. 175 лет на службе обществу: библиографический справочник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан. — Уфа: Китап, 2010. - 311 с.

[9] Суханов В.М. Башкортостан: проблемы идентичности в мультикультурном пространстве //

Полис. Политические исследования. 2008. № 4. -С. 55 - 65.

[10] Шаров А. В. Взаимодействие культур и проблема идентичности // Общечеловеческое и национальное в философии: материалы выступлений II Междунар. науч.-практ. конф. КРСУ (г. Бишкек, 27-28 мая 2004 г.) / Под общ. ред. И. И. Ивановой. - Бишкек, 2004. - C.171-176.

[11] Ярхамов И. «Объективно Башкортостан на треть состоит из татар и лишь на четверть из башкир» // KAZANFIRST. 07.01.2021 [Электронный ресурс]. - URL: https://kazanfirst.ru/ interviews/536854 (дата обращения: 15.06.2021).

Spisok literatury:

[1] Vladimir Putin. Rossiya: nacional'nyj vopros // Nezavisimaya gazeta. 23.01.2012 [Elektronnyj resurs]. -URL: https://www.ng.ru/poli-tics/2012-01-23/1_national.html (data obrashcheniya: 15.06.2021).

[2] Gataullin R.Sh. Publikacii itogov perepisej naseleniya v Bashkortostane (tezisy vystupleniya na otkrytii kruglogo stola, posvyashchennogo 100-letiyu perepisi 1920 goda). 30 sentyabrya 2020 [Elektronnyj resurs]. - URL: https://archive.bashkortostan.ru/doc-uments/active/311793/ (data obrashcheniya: 15.06.2021).

[3] Mazhitova A.R. Nacional'naya politika res-publiki Bashkortostan kak put' resheniya problemy identichnosti lichnosti v sovremennom obshchestve // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universi-teta. 2010. № 16 (197). Filosofiya. Sociologiya. Kul'turologiya. Vyp. 17. - S. 108-111.

[4] Meryaemsya chislami: pochemu perepis' naseleniya tak vazhna dlya Bashkortostana i Tatar-stana. 20.04.2021 [Elektronnyj resurs]. - URL: https://

mkset.ru/news/society/20-04-2021/meryaem-sya-chislami-pochemu-perepis-naseleni-ya-tak-vazhna-dlya-bashkortostana-i-tatarstana (data obrashcheniya: 15.06.2021).

[5] Muhtasarova E.A., Safin F.G. Deyatel'nost' nacional'nyh ob»edinenij v usloviyah sovremennoj Rossii (na primere respubliki Bashkortostan) // Politika i obshchestvo. 2018. № 12. - S. 1-9.

[6] Narody Bashkortostana v perepisyah naseleniya: V 2 ch. / Territorial'nyj organ Federal'noj slu-zhby gosudarstvennoj statistiki po Respublike Bashkortostan. — Ufa: Kitap, 2016. - 332 s.

[7] Naselennye punkty Bashkortostana: V 4 t. / Territorial'nyj organ Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Respublike Bashkortostan. — Ufa: Kitap, 2018. - 300 s.

[8] Statistika Bashkortostana. 175 let na slu-zhbe obshchestvu: bibliograficheskij spravochnik / Territorial'nyj organ Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Respublike Bashkortostan. — Ufa: Kitap, 2010. - 311 s.

[9] Suhanov V.M. Bashkortostan: problemy identichnosti v mul'tikul'turnom prostranstve // Polis. Politicheskie issledovaniya. 2008. № 4. - S. 55 - 65.

[10] Sharov A. V. Vzaimodejstvie kul'tur i problema identichnosti // Obshchechelovecheskoe i nacional'noe v filosofii: materialy vystuplenij II Mezh-dunar. nauch.-prakt. konf. KRSU (g. Bishkek, 27-28 maya 2004 g.) / Pod obshch. red. I. I. Ivanovoj. -Bishkek, 2004. - C.171-176.

[11] Yarhamov I. «Ob»ektivno Bashkortostan na tret' sostoit iz tatar i lish' na chetvert' iz bashkir» // KAZANFIRST. 07.01.2021 [Elektronnyj resurs]. -URL: https://kazanfirst.ru/interviews/536854 (data obrashcheniya: 15.06.2021).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

D0|: 10 24412/2076-1503-2021 -10-49-51 МАМЕДОВ Агамали Куламович,

1\ПЮ1\|: 2018-0076-10/21-235 доктор социологических наук,профессор,

M0SURED: 77/27-023-2021 -10-434 заведующий кафедрой социологии коммуникативных

систем социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, е-таИ: mail@law-books.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА НАЦИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СИБИРСКИХ ТАТАР: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. В время вопросы культурного развития этнических общностей, сохранения их национальной самобытности, уважения к их традициям и обычаям закреплены в Конституции Российской Федерации. Между тем, вопросам предоставления права на национальное самоопределение народов уделяется недостаточное внимание, несмотря на инициативы их представителей. Автор определяет смысл понятия «права народа на самоопределение» в историческом контексте, обобщает и анализирует препятствия на пути к обретению данного права народом сибирских татар, рассматривает мероприятия, организованные его представителями в целях предоставления права на самоопределение, а также обозначает перспективы решения данной проблемы.

Ключевые слова: сибирские татары, право народа на самоопределение, коренной малочисленный народ, национальное самосознание, этническая общность, культура и язык.

MAMEDOV Agamali Kulamovich,

Doctor of Sociological Sciences, Professor, Head of the Department of Sociology of Communicative Systems , Faculty of Sociology, Lomonosov Moscow State University

IMPLEMENTATION OF THE RIGHT TO NATIONAL SELF-DETERMINATION OF THE SIBERIAN TATARS: HISTORICAL EXPERIENCE AND PROSPECTS

Annotation. At present, the issues of the cultural development of ethnic communities, the preservation of their national identity, respect for their traditions and customs are enshrined in the Constitution of the Russian Federation. Meanwhile, insufficient attention is paid to the issues of granting the right to national self-determination of peoples, despite the initiatives of their representatives. In this article, the author defines the meaning of the concept of "the right of the people to self-determination" in a historical context, summarizes and analyzes the obstacles to the acquisition of this right by the people of Siberian Tatars, considers the events organized by its representatives in order to provide the right to self-determination, and also indicates the prospects for solving this Problems.

Key words: Siberian Tatars, the right of the people to self-determination, indigenous small people, national identity, ethnic community, culture and language.

В настоящее время представители коренного народа сибирских татар населяют преимущественно Тюменскую, Новосибирскую, Омскую, Тобольскую и Томскую области, проживают в Таре и других городах на территории Западной Сибири, иными словами, представляют собой «дисперсный» народ с точки зрения географии.

На сегодняшний день вопрос национального самоопределения касается многих народов, затрагивая и сибирских татар. Однако, в каждую историческую эпоху принципы национального самоопределения имели различную трактовку.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

Отталкиваясь от первоначального смысла, вкладываемого в данное понятие еще участниками первых буржуазных революций, следует констатировать нацеленность данного принципа на объединение нации на базе общности языка и экономических связей [7]. Таким образом, первоначальный смысл национального самоопределения состоит не в отделении народа, а, напротив, в его единении, в основе которого лежат экономические и культурные компоненты. Таким образом, национальное самоопределение является гарантом укрепления традиций и обычаев народа, его культурной самобытности.

При этом в современных исторических условиях процессы национального самоопределения коренного народа сибирских татар являются существенно затрудненными как внешними, так и внутренними факторами. В свою очередь, к факторам внешнего порядка следует отнести тенденции глобализации, вместе с которыми в сознание народов, в том числе малых, проникают идеи массовой культуры. К факторам внутренним следует отнести консолидацию татар на территории Российской Федерации вокруг исторической родины нации - Татарстана. С одной стороны, это позволяет татарскому народу принимать участие в решении широкого спектра проблем экономического, социального, духовного и политического плана. С другой стороны, такой характер объединения предполагает укрепление национального самосознания сибирских татар как части большой и единой татарской нации, являющейся второй по численности в Российской Федерации. Между тем, процесс развития их национального самосознания как этнической общности предполагает единение на основе ее компонентов, таких как язык, традиции, культура и специфика исторического пути именно сибирских татар как коренного народа Сибири.

Кроме того, на сегодняшний день процесс национального самоопределения сибирских татар существенно затрудняется проживанием многих представителей данной этнической общности за пределами Татарстана. В свою очередь, утрата связи с исторической родиной в определенной степени способствует разрыву связей с основами культуры своего народа. Данная проблема в контексте процесса национального самоопределения сибирских татар представляется наиболее трудноразрешимой в силу того, что в субъектах Российской Федерации значительно меньше условий для сохранения национальной культуры и самобытности татарского народа. Как следствие, сибирские татары могут постепенно утрачивать язык, фольклорные традиции, национально-специфичные особенности в сферах воспитания и образования. В результате, может произойти этническое обезличивание народа, при котором обретение права на национальное самоопределение просто утратит какое-либо значение. Между тем, необходимость реализации права на национальное самоопределение сибирских татар подтверждается данными известных ученых-сибире-ведов. Так, З.П. Соколова отмечала самостоятельность сибирских татар как народа с точки зрения их культуры, искусства и языка. Указанные факторы, по мнению исследователя, позволяют говорить о перспективах все большей консолидации в рамках этнической общности сибирских татар [6]. О самостоятельности сибирских татар как народа заявляет в своих исследованиях Е.П.

Батьянова [1], к которой присоединяется исследо-ватель-сибиревед А.В. Головнев, подкрепляющий свои выводы обширным фактическим материалом [2].

Стремление к национальному самоопределению сибирских татар было подкреплено не только научно-теоретически: еще с конца прошлого столетия начался рост национального самосознания народа в условиях стремительно набирающих силу демократических преобразований в российском государстве. В свою очередь, интерес татар к видным представителям своей культуры и науки, происхождению и историческому развитию актуализировал вопрос о национальном самоопределении.

Стремление сибирских татар к реализации права на национальное самоопределение нашло выражение в организации и проведении «круглых столов», конференций, учредительных съездов, а также иных форм социальных практик, в рамках которых обозначалась данная проблема. В частности, еще в марте 1989 г. в Тобольске был проведен «круглый стол», посвященный вопросам национального возрождения сибирских татар. Более масштабным мероприятием следует признать «круглый стол» «Сибирские татары между прошлым и будущим», прошедший летом 1989 г. [5]. В числе прочих вопросов мероприятия, обсуждаемых татарами Тюмени, Тобольска, Казани и иных территорий, поднимался вопрос о возможности предоставления сибирским татарам статуса коренного народа Сибири, а также территориальной автономии в границах РФ.

В свою очередь, 29 сентября 1990 г. в Тюмени прошла учредительная конференция татар Тюменской области, участники которой проявили инициативу в создании Ассоциации татар Тюменской области, являющейся главной по отношению к областным общественным татарским организациям [3, с. 473]. Знаковым мероприятием стал первый учредительный съезд Ассоциации, проходивший 14-15 декабря того же года, в рамках которого были приняты ее уставные документы. В частности, в программе подчеркивалось, что Сибирь является исторической родиной, уникальной территорией на карте, в границах которой сибирские татары могут не только сохраняться как этническая общность, но также и продолжать успешное развитие в сфере формирования своего языка и культуры. В этой связи первостепенной задачей Ассоциации было признание за сибирскими татарами статуса коренного народа. При этом гарантировать национальное самоопределение сибирским татарам должны были учреждаемые местные автономии в форме национальных районов или национальных сельских советов. Данной идее выразила поддержку Администрация Тюменской области. В частности, занимавший

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

в то время пост заместителя председателя Тюменского облисполкома Ю.М. Конев отмечал, что истинная забота о возрождении народа коренных сибирских татар в качестве первого этапа должна предполагать учреждение национально-культурной автономии [4]

В продолжении решения вопроса о национальном самоопределении в 1997 г. в г. Тобольске была учреждена общественная организация «Общественно-политическое движение «Всета-тарская Ассамблея Тюменской области». Данная организация, принимавшая участие в общественной и политической жизни на уровне региона, имела, в том числе, целью защиту комплекса прав сибирских татар (гражданских, экономических и проч.), развитие их самоорганизации, а также сохранение культуры и языка.

Подводя итоги тем мероприятиям, которые были реализованы в целях обретения сибирскими татарами права на национальное самоопределение, на которых решались значимые вопросы, определяющие вектор данного процесса, следует отметить, что отсутствие продуманной и четко определенной структуры в области национальной политики в Российской Федерации в перспективе может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Положительный эффект проявляется в создании благоприятных условий для решения вопроса о национальном самоопределении сибирских татар с точки зрения новаторства в подходах к нему, отрицательный - в возможном полном игнорировании на государственном уровне данного вопроса. Подобная ситуация может вести к субъективированности представлений сибирских татар в отношении их национального самоопределения.

Представляется, что решению данного вопроса во многом способствовало бы наличие во властных институтах и структурах представителей сибирско-татарского народа, заинтересованных в реализации его права на национальное самоопределение. Отражение, по крайней мере, в выборных органах власти, плюрализма во мнениях относительно исследуемой проблемы, способствовало бы выработке соответствующих законодательных инициатив, следствием которых могло бы стать предоставление сибирским татарам статуса малочисленного коренного народа Сибири, что дало бы им возможность определять форму своего государственного существования в составе другого государства, либо самостоятельно.

По материалам выступления автора на Всероссийской научно-практической конференции «Сулеймановские чтения-2021» (28 мая 2021 г., Тюмень).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

Список литературы:

[1] Батьянова Е.П. Самостоятельный народ // Янарыш. 1990. 1 декабря.

[2] Головнев А.В. Об этнической истории сибирских татар// Сибирские татары: история и современность. Материалы научно-практической конференции. - Тобольск. 1990. - С. 19-23.

[3] Ильина А.А. Проблемы этнокультурной идентичности сибирских татар юга Тюменской области в представлении лидера сибирско-татар-ского национального движения (1980-2000-е гг.) // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 3 (15). - С. 472-478.

[4] Исхакова С.М., Валеев Ф.-Т. А. Сибирские татары: этнокультурные и этнические проблемы возрождения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tatar-history.narod.ru/sibir-tatar.htm (дата обращения: 26.05.2021).

[5] Круглый стол: «Сибирские татары между прошлым и будущим» // Тюменская правда. 1989. 22 июля.

[6] Соколова З.П. Из выступления: Круглый стол: «Сибирские татары между прошлым и будущим» // Тюменская правда. 1989. 22 июля.

[7] Узбеков И.Г. О некоторых проблемах национального самоопределения татар // Татары в Оренбургском крае. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://tatarica.narod.ru/cult/library/ book/orenbur/problem.htm (дата обращения: 26.05.2021).

Spisok literatury:

[1] Bat'yanova E.P. Samostoyatel'nyj narod // Yanarysh. 1990. 1 dekabrya.

[2] Golovnev A.V. Ob etnicheskoj istorii sibirskih tatar// Sibirskie tatary: istoriya i sovremennost'. Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. -Tobol'sk. 1990. - S. 19-23.

[3] Il'ina A.A. Problemy etnokul'turnoj identichnosti sibirskih tatar yuga Tyumenskoj oblasti v predstavlenii lidera sibirsko-tatarskogo nacional'nogo dvizheniya (1980-2000-e gg.) // Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Istoricheskie nauki». 2017. № 3 (15). - S. 472-478.

[4] Iskhakova S.M., Valeev F.-T. A. Sibirskie tatary: etnokul'turnye i etnicheskie problemy vozrozhdeniya. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://tatar-history.narod.ru/s ibir-tata r.htm (data obrashcheniya: 26.05.2021).

[5] Kruglyj stol: «Sibirskie tatary mezhdu proshlym i budushchim» // Tyumenskaya pravda. 1989. 22 iyulya.

[6] Sokolova Z.P. Iz vystupleniya: Kruglyj stol: «Sibirskie tatary mezhdu proshlym i budushchim» // Tyumenskaya pravda. 1989. 22 iyulya.

[7] Uzbekov I.G. O nekotoryh problemah nacional'nogo samoopredeleniya tatar // Tatary v Orenburgskom krae. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://tatarica.narod.ru/cult/library/book/ orenbur/problem.htm (data obrashcheniya: 26.05.2021)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ГЕРАСИМОВА Тамара Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры административного и муниципального права Саратовской государственной юридической академии, e-mail: aser456@mail.ru

АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В ПЕРИОД ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Аннотация. Во всем мире растет интерес к культуре, ее признают ведущим инструментом развития общества и сохранения национальной идентичности. Большой интерес у исследователей разных сфер вызывают трансформации, происходящие в культуре в связи с широким внедрением цифровых технологий. Авторами рассматривается вопрос об определении цифрового (виртуального) пространства как объекта государственного управления. Необходимость разработки отдельных аспектов правового регулирования государственного управления культурой в Российской Федерации назревала и в доцифровую эпоху, а сейчас требует активных законотворческих разработок. Цель статьи - сформировать теоретические взгляды на отдельные вопросы государственной культурной правовой политики с точки зрения формирования концептуально новейшей правовой терминологии. Сформированные авторами дефиниции позволят объединить в едином законодательном нормативном акте актуальные подходы к определению «цифровая культура». Поставленные задачи были реализованы с помощью общенаучных методов (анализ, синтез, диалектический метод) и формально-юридического. По результатам проведенного анализа национального законодательства сформулирован вывод о необходимости разработки единого нормативно-правового акта, регулирующего общественные отношения в сфере формирования и сохранения культурного наследия в условиях цифровизации на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: объект государственного управления, государственная культурная политика, культура, цифровизация, цифровая культура, цифровизация культурного комплекса.

GERASIMOVA Tamara,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Department of Administrative and Municipal Law of the Saratov State Law Academy

ASPECTS OF THE LEGAL REGULATION OF STATE CULTURAL POLICY DURING DIGITAL TRANSFORMATION

Annotation. The interest in culture is growing all over the world. It is recognized as the leading tool for the development of society and the preservation of national identity. Researchers in various fields are of great interest to the transformations taking place in culture in connection with the widespread introduction of digital technologies. The authors consider the issue of defining digital (virtual) space as an object of state administration. The need to develop certain aspects of the legal regulation of the state management of culture in the Russian Federation has matured in the pre-digital era, and now requires active legislative development. The purpose of the article is to form theoretical views on certain issues of state cultural legal policy from the point of view of the formation of conceptually newest legal terminology. The definitions formed by the authors will make it possible to combine in a single legislative normative act the current approaches to the definition of "digital culture". The tasks were implemented using general scientific methods (analysis, synthesis, dialectical method) and formal legal. Based on the results of the analysis of the national legislation, a conclusion was formulated on the need to develop a unified regulatory legal act regulating public relations in the field of the formation and preservation of cultural heritage in the context of digitalization on the territory of the Russian Federation.

Key words: object of public administration, state cultural policy, culture, digitalization, digital culture, digitalization of the cultural complex.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -10-52-55 NIION: 2018-0076-10/21-236 MOSURED: 77/27-023-2021-10-435

Исследованию вопросов правового регулирования общественных отношений, складывавшихся в государственном управлении, учеными-правоведами уделяется особое внимание на протяжении значительного временного отрезка [4]. Объекты государственного управления разнообразны, как и вся совокупность общественных отношений, а принципиальное внимание государства акцентируется на наиболее актуальных в повседневной жизни общества. Целенаправленное воздействие государства на общественные отношения осуществляется с помощью формирования правовой базы государства и реализуется посредством регулятивной и правоприменительной деятельности органов управления. Культура в Российской Федерации представляет собой одну из отраслей социально-культурного комплекса и сфер государственного управления. Президент РФ определяет культуру как национальный приоритет России, посредством развития которой возрастает качество жизни общества, социально-экономическое развитие, гарантируется единство культурного пространства и территориальной целостности России [9].

Организация и руководство деятельностью Министерства культуры РФ [7] находится в ведении Правительства РФ [10], которым определяются и вопросы государственных приоритетов культуры. К таковым относятся организация реставрационных мероприятий объектов культурного наследия, формирование новых культурных центров в стране, а также мероприятия, связанные с применением специальных знаний по переводу в цифровой формат литературных произведений. У Министерства культуры РФ в полномочиях находится самостоятельное правовое регулирование, а также законопроектная деятельность по вопросам культуры и искусства. В современных условиях вопросы эффективного правового регулирования государственной культурной политики требуют особого правотворческого подхода, а в условиях цифровизации приобретают также и большую практическую значимость.

Культура, как многогранное понятие, охватывает собой различные направления, в т.ч. это и материальная культура, и экологическая, духовно-нравственная, служебная, отрасль социально-культурного комплекса и др. Действующие сегодня нормативно-правовые акты [3], регламентирующие то или иное направление отрасли культуры, приобретают некую недосказанность в современной цифровизированной реалии ввиду недостаточности актуального правового регулирования. Культурная политика России требует выработки нового управленческого подхода, объединяющего существующие ранее и актуально перспек-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

тивные компетенции культурной деятельности в целях оптимального функционирования субъектов правоотношений в сфере культуры. Удовлетворение публичных и частных интересов в целях реализации конституционных положений на участие граждан в культурной жизни с использованием современных коммуникационных средств, в т.ч. интернет-ресурсов, требует установления такого правового понятия, как «объект государственного управления в сфере цифровой культуры».

Феномен культуры достаточно многогранен, а понятие «культура» в современной литературе имеет чрезвычайно большое количество толкований. Правоведы отмечают, что «трудно найти другое явление, которое породило бы такое же обилие самых противоречивых толкований и интерпретаций, как культура» [8, с. 571]. В Толковом словаре «культура» трактуется как «исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» [1].

В основе актуального правового поля находятся Основы государственной культурной политики, где культура обозначена как «совокупность формальных и неформальных институтов, явлений и факторов, влияющих на сохранение, производство, трансляцию и распространение духовных ценностей». Культурная политика представлена как «действия, осуществляемые органами государственной власти Российской Федерации и общественными институтами, направленные на поддержку, сохранение и развитие всех отраслей культуры, всех видов творческой деятельности граждан России и формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей».

Отметим, что речь следует вести об организации жизни и деятельности людей в современном пространстве, где цифровой станет эпоха. Эта тенденция увидела свет в начале XXI в., когда формировались мнения исследователей о повороте государства к новой культуре, «ибо она выходит на передний план и даже экономика и политика испытывают ее многообразные влияния» [5]. Такие составляющие культурной политики, как концептуальная, экономическая и законодательная, отмечены Л.Е. Востряковым [2], что, на наш взгляд, должно быть положено в основу базового нормативно-правового акта, объединившего и регулирующего основные вопросы всеобъемлющей отрасли культуры. Поскольку именно законодательная база позволит эффективно решить вопросы открытого доступа общественности к пользованию культурным наследием и професси-

ональной поддержки со стороны управленческих структур и иных субъектов культурной деятельности. По мнению Д.В. Пожарского, «для государства культура должна представлять особый объект попечения» [6, с. 115].

Стратегическими целями государственной культурной политики являются сохранение и развитие культурного наследия народов Российской Федерации, обеспечение культурных прав человека, возможности для развития культурного потенциала личности и общества, государственная поддержка развития культуры, науки, образования, обеспечение укрепления российской общегражданской идентичности, интеграция культуры в рыночные условия, воспитание личности и общества. Особую важность имеет деятельность по развитию единого цифрового культурного пространства России. Масштабные преобразования культурной сферы выступают гарантом сохранения духовного и национального единства России и являются одним из направлений цифровой экономики. Приоритетом выступает цифровизация культурного наследия через его форматирование и организация его доступности для широкого круга лиц. Внедрение в деятельность учреждений культуры 1Т-технологий позволяет открыть доступ для территориально удаленной аудитории.

Следуя актуальному видению сквозь призму тотальной цифровизации государственных объектов, следует говорить о воздействии современных цифровых условий на культурные ценности и возможности их создания, распространения и сохранения. Отметим, что мировое сообщество ориентировано на сохранение цифрового наследия мира, в целях недопущения безвозвратной утраты для последующих поколений [11]. Следовательно, одним из важнейших аспектов, требующих правовой фиксации, является модель разностороннего алгоритма сохранения оцифрованных или создаваемых в настоящее время объектов культуры.

Следует отметить, что такие отдельные группы культурных ценностей (говоры, наречия и пр.) не представляется возможным заменить цифровыми аналогами. А использование актуальных цифровых технологий открывает возможности сохранения исчезающих традиций для создания единого общенационального цифрового культурного ресурса. В перспективе применение оцифрованного культурного наследия позволит обеспечить просвещение неограниченного круга лиц, в т.ч. всего желающего населения мира, наделённого соответствующими цифровыми ресурсами по истории, реальному состоянию и развитию культурного наследия России. В настоящее время актуальны цифровые ресурсы, которые направлены на различные культурные объекты, например: Культура. РФ (https://www.culture.ru); Национальная электронная библиотека (https://rusneb.

ru); Государственный каталог Музейного фонда РФ (https://goskatalog.ru) и мн. др.

Приходим к выводу о необходимости разработки единого систематизированного национального нормативно-правового акта, содержащего качественно новый взгляд на культуру как объект государственного управления, в т.ч. на цифровые модификации культуры, включающие как сохранение существующих культурных объектов, их осязание, так и производство новейших культурных произведений, имеющих digital format. Формирование единой правовой основы культурной среды следует сфокусировать на актуальных цифровизированных категориях. Требуется установление единых принципов правового регулирования в сфере культуры (в т.ч. цифровой культуры), методов правового воздействия, субъектов управления (органы публичной власти, учреждения культуры) и субъектов, на которых направлено ознакомление (привлечение) с объектами культуры (в т.ч. цифровой культуры, с учётом возраста, социального положения), цифровые объекты управленческого воздействия (например, кибер-пространство, цифровой алгоритм публикации авторского произведения), гарантии прав, свобод и обязанностей граждан при обеспечении им доступа к цифровым объектам культуры; кадровая политика в сфере реализации цифровой культуры (например, цифровая грамотность всех субъектов). Для доступа широкого круга лиц к правовым понятиям предлагается использовать категории, правовой смысл которых смоделирован авторами.

Под цифровой культурой следует понимать совокупность правил, регулирующих общественные отношения в информационном пространстве культуры с помощью цифровых технологических процессов. Под управлением цифровой культурой следует понимать деятельность совокупности органов публичной власти и учреждений, реализующих государственную культурную политику в соответствии с действующим законодательством и установленной компетенцией. Объектом управления цифровой культуры выступает любая информационная платформа (виртуальное пространство, кибер-машина, автоматизированные информационные системы и пр.), обеспечивающая воспроизводство и сохранение данных (информации) об объектах культуры. Под цифро-визацией культурного комплекса следует понимать модель эффективного использования современных актуальных информационных платформ для распространения достоверной и профессиональной информации о количественном и качественном составе объектов культуры и культурных ценностей, осуществляемых на федеральном, региональном и местном уровнях путем сплошного непрерывного документального учета.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

Список литературы:

[1] Большой энциклопедический электронный словарь. URL: // http://slovonline.ru/slovar_ctc/ b-11 /id-31419/kultura.html (дата обращения: 30.08.2021).

[2] Востряков Л.Е. Культурная политика: концепции, понятия, модели: материалы семинара «Культура на границах». - М.: Ясная Поляна, 2004. URL: http://www.cpolicy.ru/analytics 80.html (дата обращения: 26.07.2021).

[3] Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (ред. от 30.04.2021) // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 46. - Ст. 2615; СЗ РФ. -2021. - № 18. - Ст. 3058; Закон РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-I «О вывозе и ввозе культурных ценностей» // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 20. - Ст. 718; СЗ РФ. - 2020. - № 50 (ч. III). - Ст. 8074.

[4] Манохин В.М. Органы государственного управления (вопросы формирования). - Саратов, 1962. - С. 25 - 43; Конин Н.М. Административное право России: учеб.-метод. комплекс. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - С. 73 - 86.

[5] Матарассо Ф., Лэндри Ч. Как удержать равновесие? Двадцать одна стратегическая дилемма культурной политики // Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры. - М.: Изд. «Либерея», 2002. - С. 126 - 127.

[6] Пожарский Д.В. Культура как сфера приложения охранительной функции государства: диалектика целей и пределов // Вестник Владимирского юридического института. - 2011. - № 3 (20). - С. 115.

[7] Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 590 «О Министерстве культуры Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2011. - № 31. - Ст. 4758; 2021. - № 29. - Ст. 5661.

[8] Радько Т.Н. Теория государства и права: учеб. для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004.- С. 571.

[9] Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» // СЗ РФ. - 2014. - № 52 (ч. I). - Ст. 7753.

[10] Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2020. - № 45. - Ст. 7061.

[11] Хартия о сохранении цифрового наследия (принята 15 октября 2003 г.). URL: https://www. un.org/ru/ documents/decl_ conv/conventions/ digital_heritage_charter.shtml (дата обращения: 11.07.2021); Road Map for Digital Cooperation: Implementation of the Recommendations of the HighLevel Panel on Digital Cooperation. Report of the Secretary-General. URL: https://undocs.org/A/74/821 (дата обращения: 11.07.2021).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

Spisok literatury:

[1] Bol'shoy entsiklopedicheskiy elektronnyy slovarV URL: http://slovonline.ru/slovar_ctc/b-11/ id-31419/kultura.html (data obrashcheniya 30.08.2021).

[2] Vostryakov L.Ye. Kul'turnaya politika: kont-septsii, ponyatiya, modeli // Materialy seminara «Kul'tura na granitsakh». M.: Yasnaya Polyana, 2004. URL: http://www.cpolicy.ru/analytics 80.html (data obrashcheniya: 26.07.2021).

[3] Zakon RF ot 9 oktyabrya 1992 g. № 3612-I «Osnovy zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii o kul'ture» (red. ot 30.04.2021) // Vedomosti SND i VS RF. - 1992. - № 46. - St. 2615; SZ RF. - 2021. - № 18.

- St. 3058; Zakon RF ot 15 aprelya 1993 g. № 4804-I «O vyvoze i vvoze kul'turnykh tsennostey» // Vedomosti SND i VS RF. - 1993. - № 20. - St. 718; SZ RF. 2020. № 50 (ch. III). - St. 8074.

[4] Manokhin V.M. Organy gosudarstvennogo upravleniya (voprosy formirovaniya). - Saratov, 1962.

- S. 25 - 43; Konin N.M. Administrativnoye pravo Rossii: uchebno-metodicheskiy kompleks. - M.: TK Velbi, Izd-vo Prospekt, 2006. - S. 73 - 86.

[5] Matarasso F., Lendri CH. Kak uderzhat' ravnovesiye? Dvadtsat' odna strategicheskaya dilemma kul'turnoy politiki // Kul'turnaya politika v Yevrope: vybor strategii i oriyentiry. - M.: Izd. «Libe-reya», 2002. - S. 126 - 127.

[6] Pozharskiy D.V. Kul'tura kak sfera prilozheniya okhranitel'noy funktsii gosudarstva: dial-ektika tseley i predelov // Vestnik Vladimirskogo yurid-icheskogo instituta. -2011. - № 3 (20). - S. 115.

[7] Postanovleniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 20 iyulya 2011 g. № 590 «O Ministerstve kul'tury Rossiyskoy Federatsii» // SZ RF. - 2011. - № 31. - St. 4758; 2021. - № 29. - St. 5661.

[8] Rad'ko T.N. Teoriya gosudarstva i prava: Uchebnik dlya vuzov. - M.: YUNITI-DANA, Zakon i pravo, 2004. - S. 571.

[9] Ukaz Prezidenta RF ot 24 dekabrya 2014 g. № 808 «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoy kul'turnoy politiki» // SZ RF. - 2014. - № 52 (ch. I). - St. 7753.

[10] Federal'nyy konstitutsionnyy zakon ot 6 noyabrya 2020 g. № 4-FKZ «O Pravitel'stve Rossiyskoy Federatsii» // SZ RF. - 2020. - № 45. - St. 7061.

[11] Khartiya o sokhranenii tsifrovogo naslediya (prinyata 15 oktyabrya 2003 goda). URL: https://www. un.org/ru/ documents/decl_ conv/conventions/digi-tal_heritage_charter.shtml (data obrashcheniya: 11.07.2021); Road Map for Digital Cooperation: Implementation of the Recommendations of the HighLevel Panel on Digital Cooperation. Report of the Secretary-General. URL: https://undocs.org/A/74/821 (data obrashcheniya: 11.07.2021).

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -10-56-60 NIION: 2018-0076-10/21-237 MOSURED: 77/27-023-2021-10-436

КОРУСЕНКО Светлана Николаевна,

кандидат исторических наук, доцент, заведующая Омской лабораторией археологии,

этнографии и музееведения

Института археологии и этнографии СО РАН, заведующая кафедрой этнологии, антропологии,

археологии и музеологии

Омского государственного университета

им. Ф.М. Достоевского, e-mail: tomil65@rambler.ru

ТОМИЛОВ Николай Аркадьевич,

доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Омской лаборатории археологии, этнографии и музееведения Института археологии и этнографии СО РАН, профессор кафедры этнологии, антропологии, археологии и музеологии Омского государственного университета

им. Ф.М. Достоевского, e-mail: n.a.tomilov@gmail.com

ТАТАРЫ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ОМСКОГО ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА

Аннотация. Актуальность определяется необходимостью изучения истории исследований этнографии татар Западной Сибири для подведения их итогов и определения направлений предстоящих научных работ. Цель статьи: разработка периодизации истории изучения этнографии татар данного региона омскими учеными и краткая характеристика выделенных периодов. Методология исследования - это метод историзма с историографическим подходом. В результате выделены и обоснованы два периода в изучении омскими учеными этнографии татар Западной Сибири: 1-й (1974 - 1984 гг.) - начало работ в рамках Омского государственного университета, 2-й (1985 г. - настоящее время) - развертывание работ в составе созданных профильных учреждений (кафедра этнографии в университете, научные учреждения РАН и Минкультуры РФ). Названы научные направления в изучении этнографии татар Сибири и намечена тематика дальнейших исследований.

Ключевые слова: этнография татар; омский этнографический центр; периодизация научных исследований; диссертации; публикации; научные форумы.

Korusenko Svetlana Nikolaevna,

PhD in Historical Sciences, Associate Professor, Head of the Omsk Laboratory of Archaeology, Ethnography and Museology of the Institute of Archaeology and Ethnography of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Head of the Department of Ethnology, Anthropology, Archaeology and Museology of Dostoevsky Omsk State University

TOMILOV Nikolay Arkadievich,

Doctor of Historical Sciences, Professor, Leading Researcher of the Omsk Laboratory of Archaeology, Ethnography and Museology of the Institute of Archaeology and Ethnography of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Professor of the Department of Ethnology, Anthropology, Archaeology and Museology of Dostoevsky Omsk State University

TATARS OF WESTERN SIBERIA: STUDIES OF THE OMSK ETHNOGRAPHIC RESEARCH CENTER

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

Annotation. The present research is guided by the necessity to study the history of ethnographic studies of Tatars of Western Siberia in order to summarize its results and determine future research directions. The main aim of this research is to develop a periodization of history of studying ethnography of Tatars of this region by Omsk scholars and to provide a brief characterization of these periods. The research methodology is based on the historicist and historiographic approaches. The research argues that there are two periods of studying the ethnography of Tatars of Western Siberia: the first (1974-1984), characterized by the beginning of studies at Omsk State University, and the second (1985-present), characterized by further development of studies within the framework of new specialized institutions (the Ethnography chair at the University, scientific institutions of the Russian Academy of Sciences and the Russian Ministry of Culture). The present paper highlights directions of scientific research related to ethnography of Tatars of Western Siberia, and delineates future research areas and directions.

Key words: Tatar ethnography, Omsk Ethnographic Research Center, periodization of scientific research, dissertations, publications, scientific conferences.

Актуальность изучения исследований учеными омского научного центра этнографии татар Западной Сибири определяется важностью подведения итогов наиболее развернутых работ в этой области в последней четверти XX - первых десятилетиях XXI в. Результаты такого изучения с историографической интерпретацией дают возможность наметить тематику дальнейших исследований истории, культуры, хозяйства и социальной сферы жизнедеятельности татарского населения данного региона. Важно учесть при этом и то, что татары в Западной Сибири по численности (их по данным Всероссийской переписи населения 2010 г. здесь 370 тысяч человек) стоят на втором месте после русских. Они входят в состав тюркских народов, которые «...в Сибири образуют после славянских народов также значительный массив населения со своеобразной этнической историей, существенным культурным наследием и, соответственно, значимым вкладом в формирование и развитие исторической общности россиян» [12, с. 122].

Цель исследования - разработка периодизации истории изучения этнографии татар Западной Сибири омскими учеными и учреждениями и краткая характеристика выделенных периодов и этапов. Исследование опирается на метод историзма и на методику историографических подходов.

Хронологические границы нашего обзора изучения этнографии татар данного региона омскими учеными - это последняя четверть XX -первые десятилетия XXI в. Но следует отметить, что в начале 1960-х гг. этнографией сибирских татар стал заниматься здесь Ф.Т.-А. Валеев, но в 1962 г. он переехал в Казань, и его первая публикация появилась в 1963 г. Отметим, что с 1970-х гг. он постоянно сотрудничал с омскими коллегами, участвовал в написании совместных статей и монографии «Татары Западной Сибири: история и культура» (1996 г.). Поэтому в определенной

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

мере его можно считать членом омского этнографического сообщества. Свои работы по этнографии татар сибирского региона проводили и другие казанские ученые - Ф.В. Ахметова, Д.М. Исхаков, Ю.Г. Мухаметшин, С.В. Суслова, Р.К. Уразманова, Н.А. Халиков, Ф.Л. Шарифуллина и др., а также тобольские исследователи И.В. Белич, З.А. Тычин-ских, тюменцы Х.Ч. Алишина, Г.Т. Бакиева, барна-улец А.П. Уманский и др.

В 1974 г. на работу в только что открытый Омский государственный университет (ОмГУ) из Томска приехали два этнографа - В.Б. Богомолов и Н.А. Томилов. Под руководством последнего в ОмГУ был создан музей истории, получивший вскоре название Музея археологии и этнографии ОмГУ [5], заработал этнографический студенческий кружок, развернулись ежегодные этнографические экспедиции в Сибири к разным народам, в первую очередь в татарские селения. В результате появились защитившие по этнографии дипломные работы выпускники ОмГУ. Многие из них стали трудиться в науке. Среди первых (1979 и 1980 гг.) выпускников известными учеными стали И.В. Белич, А.В. Головнев, Н.В. Кулешова, Г.М. Патрушева, О.М. Проваторова (сегодня - Бронникова). В 1983 г. Н.А. Томилов защитил докторскую диссертацию «Этническая история тюркоязыч-ного населения Западно-Сибирской равнины в конце XVI - начале XX века». В первые десять лет существования ОмГУ его ученые выпустили в свет по истории и этнографии татар шесть монографий и порядка полутора десятка сборников научных трудов, в том числе с материалами проводимых в ОмГУ всесоюзных научных конференций.

Существенные сдвиги в изучении омскими учеными истории и этнографии татар произошли в середине 1980-х и первой половине 1990-х гг., когда здесь были открыты профильные научные учреждения. Так, в 1985 г. в ОмГУ была создана этнографическая кафедра (тогда третья в РСФСР), которая сегодня называется кафедрой

этнологии, антропологии, археологии и музеоло-гии [1]. В 1991 г. был открыт Омский филиал Объединенного института истории, филологии и философии СО АН СССР, преобразованный в 2006 г. в Омский филиал Института археологии и этнографии (ИАЭТ) СО РАН и в 2018 г. в Омскую лабораторию археологии, этнографии и музееведения ИАЭТ СО РАН [7]. В 1993 г. начал свою деятельность Сибирский филиал Российского института культурологии Министерства культуры РФ, преобразованный в 2014 г. в Сибирский филиал Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева [8; 10]. В 2002 г. был создан Музей народов Сибири Омского филиала ИАЭТ СО РАН [6].

За прошедшие годы, начиная с последней четверти XX в., по истории и этнографии татар Западной Сибири омскими учеными были защищены 2 докторские и 20 кандидатских диссертаций. В эти же годы ими были опубликованы по этому направлению более 30 монографий и несколько десятков сборников научных трудов. Среди проведенных омскими учреждениями международных, всесоюзных и всероссийских научных форумов были и посвященные прямо истории и культуре тюркских народов, в том числе татар -это, прежде всего, конференции «Этническая история тюркских народов Сибири и сопредельных территорий» (1979, 1984, 1992, 1998 гг.), конгресс «Этническая история и культура тюркских народов Евразии» (2011 г.), конференции «Исламская цивилизация в преддверии XXI века (К 600-летию ислама в Сибири)» (1994 г.), «Татары Омского Прииртышья: историко-культурное наследие и их вклад в развитие региона» (2019 г.) и др. Постоянно тематика по этноархеологиче-ским комплексам сибирских татар присутствует на международных симпозиумах «Интеграция археологических и этнографических исследований» (с 1993 г. проведено 22 таких форумов в разных городах России, а также в Казахстане и на Украине).

История и культура татар Западной Сибири в трудах ученых омского этнографического центра представлена многопланово. Проблематика исследований связана в целом с изучением этнической истории тюркоязычного населения данного региона или отдельных групп сибирских татар с использованием огромного количества архивных источников, полевых этнографических материалов, а также новаторских подходов, в частности, генеалогического, этноархеологического и исто-рико-фольклорного (Н.А. Томилов, С.Н. Кору-сенко, Н.В. Кулешова, Д.М. Лукманова, А.Г. Селезнев). С.Ф. Татауровым и А.В. Матвеевым на

основе исторических и археологических источников исследованы векторы развития Сибирского ханства во главе с Кучумом. Исторической антро-понимии посвящена работа Ф.Х. Гильфановой. Системы расселения и путей сообщения татар Омского Прииртышья изучены С.Н. Корусенко, А.В. Матвеевым и Е.В. Титовым. Исследованию хозяйственных занятий посвящены работы А.Г. и И.А. Селезневых, Д.А. Мягкова, в настоящее время данными вопросами занимаются М.Н. и К.Н. Тихомировы. Материальная культура татар Западной Сибири представлена исследованиями М.А. Корусенко (кладбища и надмогильные сооружения), Е.Ю. Смирновой (традиционный комплекс одежды), Е.В. Титова (традиционный жилищный комплекс) и М.Н. Тихомировой (традиционная система питания). Орнаменту тарских татар посвящена работа Ф.М. Фаткулиной (сейчас Буре-евой). Новаторским можно считать междисциплинарное исследование Н.А. Левочкиной традиционной хореографии сибирских татар. Народная медицина татар Западной Сибири стала объектом изучения Л.М. Кадыровой. Проблемам религиозного синкретизма, доисламских верований, процессам исламизации и исламской культуры посвящены монографические исследования А.Г. и И.А. Селезневых, А.А. Ярзуткиной, А.К. Бустанова. Традиционные обряды также стали объектом изучения, чему посвящены работы следующих ученых омского этнографического центра: О.П. Коло-миец (свадебная обрядность), М.А. Корусенко (погребальная обрядность), А.А. Ярзуткина (календарная обрядность). Культурное наследие татар Сибири, представленное в собраниях российских музеев, подвергнуто научному рассмотрению в трудах Э.Р. Ахуновой, А.М. Дияновой, Е.Ю. Смирновой. Современные проблемы татар Сибири также включены в исследования омских этнографов. В частности А.А. Ильиной изучена история и деятельность национально-культурных объединений, возникших в последние тридцать с лишним лет.

Монографические и диссертационные исследования охватывают в территориальном отношении как в целом юг Западной Сибири, где расселены в настоящее время коренные группы сибирских татар, а также потомки бухарцев и поволжско-приуральских татар, так и отдельные локусы. Большая часть работ посвящена татарам Омского Прииртышья и Барабинской степи - кур-дакско-саргатским и тарским территориально-этническим группам тоболо-иртышских татар и разным группам барабинских татар, по классификации Н.А. Томилова. Продолжаются работы по сбору этнографического материала у тобольских и тюменских татар. Несмотря на значительное

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.