Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 8 (223).
Филология. Искусствоведение. Вып. 51. С. 41-46.
КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ «НОВИЧКА»
В СЕТЕВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
В статье рассматриваются правила сетевой компьютерной коммуникации. В результате исследования коммуникативного поведения начинающих участников сетевой компьютерной коммуникации выявляются стратегии самопрезентации и принципы успешной коммуникации в сети Интернет.
Ключевые слова: коммуникативное поведение, сетевая компьютерная коммуникация, участники компьютерной коммуникации.
Изучение коммуникативного поведения представляет интерес для многих лингвистических исследований, так как является неотъемлемой частью общей системы этикетного поведения человека в обществе. Коммуникативное поведение - разновидность поведения как такового, т. е. активность, направленная на поддержание контакта, эмоционального взаимовлияния, обмена информацией и самовыражения1 .
Последнее десятилетие ХХ века изменило социальную структуру общества и принципы взаимодействия его членов2. Изменения, обусловленные стремительным развитием компьютерных технологий, расширением глобальной сети общения, осуществляемой посредством компьютера, привели к возникновению новых способов коммуникативного взаимодействия между представителями социума (форум, чат, электронная почта, блог). Недостаточное освещение коммуникативного поведения участников, вступающих в сетевую компьютерную коммуникацию в лингвистической литературе, определяет актуальность исследования. Под «сетевой компьютерной коммуникацией» понимается сетевое общение как локального (внутренняя коммуникация в закрытом институциональном пространстве), так и интернационального характера (Интернет, объединяющий миллионы пользователей, их информационное пространство, вбирающий в себя все жанры компьютерного дискурса)3.
В условиях сетевой компьютерной коммуникации участники лишены возможности до-коммуникативного представления. Вступая во взаимодействие, пользователи не имеют в своем распоряжении первичной информации друг
о друге, полученной на основании чувственно воспринимаемых личностных и социальных индикаторов, которые, в свою очередь, помо-
гают прогнозировать коммуникативное поведение собеседника и способствуют формированию определенных ролевых ожиданий. Участники сетевой компьютерной коммуникации «собирают» образ партнера по коммуникации, главным образом, исходя из самопрезентации адресата. Таким образом, главным источником самокатегоризации партнера по сетевой компьютерной коммуникации являются продуцируемые тексты, в которых происходит сознательное или бессознательное конструирование собственного образа. Принимая участие в сетевой компьютерной коммуникации, каждый индивид оказывается включённым во множество коммуникативных процессов, выступая как отправителем, так и получателем вербальных сообщений. Участник сетевой коммуникации выполняет роль человека «слушающего», пользуясь аудиальным каналом связи, так и человека «пишущего» и «читающего», используя графический канал связи.
Для компьютерной коммуникации, наряду с принятыми в обществе принципами и правилами поведения, характерны и специфичные, среди которых: требование не отклоняться от темы; использование «смайликов» для передачи эмоций и мимики пользователей; форматные ограничения, связанные с длиной письма; запреты на определенные виды писем (chain-letters); существование писем неприятного содержания, получивших в компьютерном общении название ‘флейм’ (англ. ‘flame’ - ‘вспышка’); требование пройти предварительную подготовку перед участием в компьютерных конференциях4.
Взаимодействие коммуникантов в сетевой компьютерной коммуникации регулируется правилами, разработанными руководителями форумов (модераторами). Анализ 40 сводов правил, предваряющих англоязычные и русскоязычные форумы, позволяет заключить, что
правила, предъявляемые к участникам сетевой компьютерной коммуникации, формулируются в виде следующих постулатов:
Следует вести себя уважительно по отношению к другим членам сетевой компьютерной коммуникации: Пожалуйста, будьте всегда предельно корректны к собеседникам; Be Polite. Please respect other members /Будьте вежливы. Пожалуйста, уважайте других членов форума; и др.
Следует придерживаться определенной темы дискуссии, заданной на форуме: Следует вести дискуссию в рамках темы, указанной в названии; Do not post off topic / Не размещайте сообщения вне темы.
Следует просматривать «Часто Задаваемые Вопросы», прежде чем вступать в сетевую коммуникацию: If this is your first visit, be sure to check out the FAQ (Frequently Asked Questions) by clicking the link above / Если это Ваш первый визит, обратитесь к FAQ, воспользовавшись ссылкой, данной выше.
Следует цитировать соответствующий текстовый фрагмент при ответе на сообщение: При ответе цитируйте необходимый отрывок из предыдущей статьи.
Следует размещать лаконичные, содержательные сообщения. Подпись не должна быть длинной.
Не следует размещать сообщения грубого или угрожающего характера: Do not post any messages that are obscene, vulgar, hateful, threatening or otherwise in violation of any laws / Не следует размещать сообщения непристойного, грубого, полного ненависти или угрожающего характера, либо нарушающие закон.
Не следует размещать сообщения, содержащие рекламу чего-либо: No advertising / Никакой рекламы; Посылать рекламу продукта или услуги можно только в определенную группу новостей; Do not spam /Не размещайте спам.
Данные правила обязательны для выполнения всеми пользователями и, прежде всего, начинающими. Выполнение перечисленных правил, созданных модераторами форумов с целью достижения доброжелательного общения участников сетевой компьютерной коммуникации между собой, достигается следованием следующим постулатам Г. П. Грайса: релевантности / отношения к делу, количества и качества передаваемой информации. Рассмотрим их более подробно.
Постулат релевантности / отношения к делу (говори то, что относится к делу) являет-
ся одним из наиболее важных в компьютерной коммуникации, особенно для тематических форумов, т. к. отклонение от темы обсуждения строго контролируется руководителями форумов (модераторами). Вести дискуссию можно только в рамках заданной темы. Это правило предваряет практически любой форум. Вот яркий пример нарушения этого правила:
- ПОМОГИТЕ ПЛИЗ У МЕНЯ ТАК ВИСНЕТ !!! ВРОДЕ КОМПНОРМА ВИСНЕТКАБУТО У МЕНЯ ДРЕВНИЙ ПЕНЬТИУМ!!
- Каким образом твой вопрос относится к теме и разделу форума? В Службу поддержки пользователей5
Участник коммуникации нарушает целый ряд правил форума: сообщение не имеет отношения к теме дискуссии; текст оформлен заглавными буквами; коммуникант пренебрегает знаками препинания.
Постулат количества передаваемой информации Г. П. Грайса6 находит отражение во взаимодействии участников сетевой компьютерной коммуникации, т. к. они стараются кратко формулировать проблему или интересующий их вопрос. Например: Помогите, пожалуйста, ответом на вопрос: как ловить на блесну (в смысле как сделать проводку и какая техника ловли в принципе), а также как ловить нахлыстом (начиная с того, как сам на-хлыст поставить). Заранее спасибо!1
Участник сетевой компьютерной коммуникации старается максимально кратко формулировать интересующие его вопросы, чтобы получить ответ от более опытных участников. Следует отметить, что тематические форумы характеризуются большим количеством профессиональной терминологии. Приведенный текстовый фрагмент взят из форума для рыболовов, чем обусловлено использование таких профессиональных терминов, как ‘блесна’, ‘ловить нахлыстом’.
Важным принципом успешной коммуникации в сети Интернет также представляется принцип вежливости Дж. Лича, который предусматривает ряд максим (такта, великодушия, одобрения, скромности, согласия и симпатии)8. Анализ двухсот текстовых фрагментов русскоязычных и англоязычных форумов позволяет отметить, что максимы Дж. Лича находят непосредственное отражение в компьютерной коммуникации.
В компьютерном общении максима такта Дж. Лича (соблюдай интересы других и не нарушай границ их личной сферы) проявляется в
речевых актах приветствия участников форума и благодарности. Подавляющее большинство новичков начинают свое сообщение с приветствия, наиболее подходящего для данной ситуации компьютерного общения. Например: «Доброго времени суток, уважаемые рыболовы!» (форум рыболовов); «Привет, модницы!» (форум, посвященный моде и стилю); «Хай, ги-тарюги!» (форум гитаристов)9 и т. д.
Максима такта Дж. Лича также проявляется в речевом акте благодарности, использование которого свойственно большинству начинающих участников сетевой компьютерной коммуникации. Например: Заранее спасибо за помощь; Буду благодарен, тем, кто сможет мне помочь; Thanks, but I’ve tried that and it didn’t work / Спасибо, но я пробовал, и это не сработало; Thanks for all your replies / Спасибо за все ваши ответы; Thanks again for your help / Ещё раз спасибо за вашу помощь.
Максима великодушия Дж. Лича (не затрудняй других, т. е. создавай для себя минимум удобств, а для других - минимум неудобств) проявляется в речевых актах, демонстрирующих вежливость, доброжелательность и благодарность участников коммуникации, обращающихся за помощью или советом. Например: Thank you in advance for any help / Заранее спасибо за любую помощь; Thanks for teaching me / Спасибо за то, что учите меня10
Обращаясь за помощью на форум, участники надеются на доброжелательное отношение и понимание. Получая ценные советы или необходимую помощь, начинающие участники сетевой компьютерной коммуникации чаще всего стремятся к максимально положительной оценке других участников форума, соблюдая максиму одобрения Дж. Лича (минимизируй число отрицательных оценок, стремись к максимально положительной оценке других). Например: Как приятно, вполне спокойная адекватная тема. Рад бы сам помочь, да по ходу уже со всем разобрались! всем ребятам +1))) вот так бы всегда помогали! а то в большинстве случаев только и слышно мол нуб и т. д.11
Для новичков сетевой компьютерной коммуникации характерно признание своей некомпетентности в той или иной области, в чем и проявляется максима скромности Дж. Лича. Максима скромности позволяет новичкам рассчитывать на снисходительное отношение более опытных участников коммуникации. Например: Подскажите новичку!; Простите, я новичок; Помогите, пожалуйста, я нуб!; I am
a newbie /Я новичок; I’m new to the forum /Я новенький на форуме; Я в этом деле полный новичок, сейчас пока изучаю сайты и инфу.
Если целью общения является получение совета по поводу той или иной проблемы, то начинающий участник сетевой компьютерной коммуникации стремится к установлению гармонии в общении с другими участниками и выбирает одну из кооперативных стратегий, к которым можно отнести стратегии вежливости, искренности, доверия, сотрудничества, компромисса и другие. Для кооперативной стратегии характерны такие речевые акты, как сообщение информации, спор, обмен мнениями по какому-либо вопросу, просьба, совет, убеждение, увещевания, рекомендация и т. д. Рассмотрим примеры текстовых фрагментов, содержащих высказывания новичков на форумах, речевой интенцией которых является получение совета. Hi all! This my first post, so I’d like to introduce myself. My name’s Robert. My problem is there is no sound on the laptop I use.
I downloaded VLC Media Player and nothing. I just wonder if anyone can help me to solve this problem12 / Привет всем! Это мое первое сообщение, поэтому я хотел бы представиться. Меня зовут Роберт. Моя проблема заключается в том, что на моем ноутбуке нет звука. Я скачал VLC Media Player и ничего. Мне просто интересно, кто-нибудь сможет помочь мне решить эту проблему.
Начинающий участник сетевой компьютерной коммуникации выбирает кооперативную стратегию вежливости, соблюдая максиму такта, поскольку его речевой интенцией является получение совета. Стратегия вежливости реализуется с помощью: речевого акта приветствия ‘Hi all!’; представления ‘I’d like to introduce myself. My name’s Roberf, признания в некомпетентности ‘This my first post. Соблюдая максиму великодушия, говорящий выражает свою просьбу не побудительным предложением, а с помощью конструкции ‘I just wonder if anyone can help me’, что позволяет причинить минимум неудобств участникам форума.
Отметим, что интернет-общение является преимущественно анонимным, способствует откровенному взаимодействию, поэтому наряду с выполнением правил сетевого общения на форумах и соблюдением сетевого этикета в нем наиболее часто встречаются случаи нарушения этих правил. Участники прибегают к стратегиям конфронтации, к которым относятся стратегии дискредитации и доминирования.
Таким образом, этикетные нормы, выраженные максимами Дж. Лича, а также постулаты сотрудничества Г. П. Грайса часто нарушаются.
Если речевой интенцией начинающего участника сетевой коммуникации является не получение совета или консультации по какому-либо вопросу, а выражение своего недовольства чем-либо, например, поведением других участников или отсутствием реакции на просьбу, то новички прибегают к некооперативным стратегиям, которые могут спровоцировать конфликт или ссору. В следующем текстовом фрагменте новичок провоцирует конфликт с опытными участниками форума с целью выражения личного отношения к тем, кто относится к новичкам пренебрежительно.
- Ребят, действительно, ищите сами, тут вам никто ничего не скажет, большинство напишет «Юзай поиск, убейся, Гугл в помощь» и далее в таком же духе. Не потому что им лень, а потому что они такие же нубы как вы, ну некоторые может и играли, зато понтов на форуме - папки! Так что адекватного ответа на форуме на свои вопросы вы не получите, запомните это. Читайте, ищите сами.
- Отвечайте за себя... хотя Вы кроме левых обвинений ничего и не можете (S). Поискали бы сами, чем писать левый пост. Анреспект1.
В данном примере начинающий участник сетевой компьютерной коммуникации стремится внести дисгармонию в общение на форуме, выбирая провокационную, саркастическую тональность высказывания. Выражение ‘Гугл в помощь’ образовано от известной поговорки ‘Бог в помощь’, что подтверждает саркастический настрой коммуниканта. ‘Гугл’ (от англ. ‘Google’) - это глобальная поисковая система в сети Интернет. Коммуникант имеет в виду, что опытные пользователи неохотно отвечают на вопросы новичков, чаще всего советуя им самостоятельно найти необходимую информацию в Интернете. Участник коммуникации использует ряд усилительных конструкций: вводное слово ‘действительно’; избыточность отрицательных форм ‘никто ничего не скажет’; повелительные конструкции: ‘запомните это; читайте; ищите сами’, которые использованы с целью оказать давление на других участников, навязать своё мнение другим участникам.
В зависимости от цели вступления в коммуникацию начинающие участники сетевой компьютерной коммуникации используют разные стратегии самопрезентации. Термин ‘самопре-зентация’ используется для обозначения стра-
тегий и тактик, применяемых индивидом при создании и контроле своего внешнего имиджа и впечатления о себе, которые он демонстрирует окружающим. Согласно Э. Джонсу и Т. Питтману, «стратегия самопрезентации является совокупностью поведенческих актов личности, разделённых во времени и пространстве, направленных на создание определённого образа в глазах окружающих»14. Существуют следующие стратегии самопрезентации: инграциация (стремление понравиться); самопродвижение; примерность; запугивание; демонстрация слабости (мольба). Большинство начинающих участников сетевой компьютерной коммуникации прибегают к стратегии демонстрации слабости или мольбы, которая позволяет воспользоваться властью сострадания более опытных пользователей и получить необходимую помощь. Например: Hello, all. My first post to a highly-recommended site; hope someone can help. Being the naughty (and apparently really stupid) person that I am, I occasionally download movies from Lime Wire. Though I have gotten minor nastiness, it has never seemed to be anything that my program system has been unable to handle. Until now. Thanks for reading my babble, and someone PLEASE help me15 / Привет всем. Мое первое сообщение на высоко рекомендуемом сайте, надеюсь, кто-нибудь сможет помочь. Будучи непослушным (и, вероятно, действительно глупым) человеком, я иногда скачиваю фильмы с «Lime Wire». Несмотря на мелкие неполадки, никогда не случалось такого, чтобы моей программной системой было невозможно управлять. До недавнего времени. Спасибо за то, что читаете мой лепет, и кто-нибудь, ПОЖАЛУЙСТА, помогите.
Участник коммуникации использует стратегию демонстрации слабости или мольбы, которая обязывает окружающих оказывать помощь. Он признает себя ‘непослушным, наверное, глупым человеком’ (‘naughty and apparently really stupid person’), чтобы казаться слабым и беспомощным. Коммуникант соблюдает максиму скромности, а также максиму великодушия и благодарит других участников за прочтение его ‘лепета’ (‘Thanks for reading my babble’). Цель участника общения - казаться слабым и благодаря этому добиться помощи более компетентных участников. Основная тактика коммуниканта - просить о помощи, умолять. Следуя этой тактике, коммуникант соблюдает максиму такта, приветствуя всех (‘Hello, all’), и просит о помощи в вежливой форме - ‘кто-нибудь, ПО-
ЖАЛУЙСТА, помогите / someone PLEASE help me" Тот факт, что слово ‘пожалуйста’ написано большими буквами, говорит о том, что участник коммуникации «кричит о помощи», умоляет, пытаясь вызвать сострадание.
Ещё одной наиболее распространенной стратегией самопрезентации начинающих участников сетевой компьютерной коммуникации является стратегия инграциации, т. е. стремление понравиться. Стратегия рассчитана на власть обаяния. Основная тактика состоит в том, чтобы угождать другим людям, льстить и соглашаться, предъявлять социально-одобряемые качества. Цель - казаться привлекательным. Рассмотрим пример: Ой, привет всем! ®Де-вушки, я вот первый раз на таком форуме... Хочется выглядеть стильно и красиво... Но, кажется, я не разбираюсь во всём этом особо. © В общем, ХЭЛП МИ ПЛИШЗЗШ! Я даже не знаю, что спросить - в голове каша, но подскажите... мм... что сейчас модно. Вы-то в этом хорошо разбираетесь! Как бы вот так одеться, что ах! Фа то я не очень знаю. Как-то так получилось16.
В данном примере участник коммуникации использует тактику лести, стараясь угодить более опытным пользователям форума о моде и стиле: ‘Вы-то в этом хорошо разбираетесь!’ Девушка соблюдает максиму скромности, что очевидно благодаря таким фразам, как ‘я не разбираюсь во всём этом особо’; ‘я не очень знаю’; ‘как-то так получилось ; ‘я вот первый раз на таком форуме..’ Фраза ХЭЛП МИ ПЛИИИЗЗ!!!!’ является русским вариантом написания английской фразы ‘help me please’, что означает ‘помогите мне, пожалуйста’, служит для создания ситуации, приближенной к реальному общению. Коммуникант использует стратегию мольбы, т. к. фраза ‘ХЭЛП МИ ПЛИИ-ИЗЗ!!!Г является криком о помощи, о чем говорят заглавные буквы и написание одной и той же буквы несколько раз.
Подведем основные итоги.
Взаимодействие коммуникантов в сетевой компьютерной коммуникации регулируется правилами, предваряющими англоязычные и русскоязычные форумы, которые формулируются в виде постулатов. Выполнение правил достигается следованием постулатам Г. П. Грайса: релевантности / отношения к делу, количества и качества передаваемой информации. Анализ двухсот текстовых фрагментов русскоязычных и англоязычных форумов позволяет отметить, что важным принципом успеш-
ной коммуникации в сети Интернет является принцип вежливости Дж. Лича, предусматривающий максимы такта, великодушия, одобрения, скромности, согласия и симпатии. Следуя максиме скромности Дж. Лича, начинающие участники сетевой компьютерной коммуникации зачастую признают свою некомпетентность в той или иной области, руководствуясь интенцией снисходительного отношения более опытных участников коммуникации.
Выбор начинающего участника сетевой компьютерной коммуникации кооперативных стратегий (вежливости, искренности, доверия, сотрудничества, компромисса и др.) обусловлен стремлением получить совет более опытных участников по поводу той или иной проблемы. Начинающие участники прибегают к некооперативным стратегиям, если их речевой интенцией является выражение недовольства чем-либо, например, поведением других участников или отсутствием реакции на просьбу.
Начинающие участники сетевой компьютерной коммуникации, выбирая стратегию самопрезентации, прибегают к стратегиям: демонстрации слабости (цель - воспользоваться властью сострадания более опытных пользователей и получить необходимую помощь) и ин-грациации (цель - стремление понравиться).
Постулаты Г. П. Грайса: релевантности / отношения к делу, количества, качества передаваемой информации и принцип вежливости Дж. Лича, предусматривающий максимы такта, великодушия, одобрения, скромности, согласия и симпатии, зачастую нарушаются или искажаются в манипулятивных целях. Кроме того, они не всегда бывают очевидны, во многом зависят от пресуппозиций участников коммуникации и подчиняются ведущему правилу коммуникации «Знающему достаточно», или «Кто знает - тот поймет».
Примечания
1 Карасик, В. И. Языковые ключи. Волгоград : Парадигма, 2007. 520 с.
2 Сиротинина, О. Б. Проблемы речевой коммуникации / О. Б. Сиротинина, В. Е. Гольдин. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2000. 184 с.
3 Галичкина, Е. Н. Феномен компьютерной коммуникации : онтология и терминология // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. Сер. «Филология». 2009. № 1. С. 113-121.
4 Галичкина, Е. Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках (на
материале жанра компьютерных конференций) : дис. ... канд. филол. наук. Астрахань, 2001. 208 с.
5 Форум 4GAME http://forum.4game.ru/
6 Grice, H. P. Logic and Conversation // Grice, H. P. Syntax and Semantics. Vol. 3 / ed. by P. Cole and J. L. Morgan. N.-Y. : Academic Press, 1975. 75 p.
7 Форум рыболовов http://rybnayalovlya.ru/
8 Leech, G. N. Principles of Pragmatics. L. ; N.-Y., 1983.
9 Форум рыболовов http://rybnayalovlya.ru/; форум женский My Jane http://forum.myjane.ru/; форум гитаристов http://forum.gitarizm.ru/
10 ФОРУМ deviant art http://forum.deviantart. com)
11 Open Office forum (http://www.oooforum.org/ forum/
12 Форум geeks to go http://www.geekstogo.com/ forum/
13 Форум 4GAME http://forum.4game.ru/
14 Джонс, И. И., Питтман Т.С. Касательно общей теории стратегий самопрезентации / И. И. Джонс, Т. С. Питтман. Хиллсдэйл, Нью-Джерси, 1982. С. 231-262.
15 Форум geeks to go http://www.geekstogo.com/ forum/
16 Форум женский My Jane http://forum.myjane. ru/