УДК 332.025 DOI: 10.17238/issn1998-5320.2021.15.4.24
JEL O11, O12
Научная статья
Е. В. Рожков1
'Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация
Коммерческий потенциал муниципального имущества: метод оценки и направления развития
Аннотация: Статья посвящена исследованию проблем, связанных с повышением стоимости муниципального имущества. Исследование направлено на проведение анализа возможности применения новых технологий при управлении муниципальной собственностью в области приращения стоимости. Методологическая база исследования включает теоретические положения о статистической обработке данных, используемой при определении рыночной стоимости того или иного имущества, и показывает возможности появления неточных показателей из-за ряда факторов. Работа автора показывает необходимость применения современных цифровых технологий при сборе и обработке информации по имеющейся муниципальной собственности и в режиме онлайн-определения ее рыночной стоимости. Методологические положения системной экономики автором представлены в виде процессов цифровизации и процессов по повышению стоимости имущества. Приведены статистические данные по изменению состава собственности за последние годы в городе Перми, ее стоимости и финансовых поступлений в городской бюджет при сдаче в аренду. Автором опубликован ряд статей на тему управления собственностью, и исследование, посвященное выявлению проблем, связанных с возможностью увеличения стоимости городского имущества, привлечения инвесторов и инвестиций в городскую среду, видится актуальным и перспективным направлением в решении научных проблем в современной экономике.
Ключевые слова: цифровизация, имущество, собственность, стоимость, муниципалитет, эффективность, современные процессы, управление, цифровизация, город.
Дата поступления статьи: 13 июля 2021 г.
Для цитирования: Е. В. Рожков (2021) Коммерческий потенциал муниципального имущества: метод оценки и направления развития. Наука о человеке: гуманитарные исследования, том 15, № 4, с. 223-237. DOI: 10.17238/ issm998-5320.2021.154.24.
Scientific article
Ye. V. Rozhkov1
H [email protected] 'Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russian Federation
Commercial potential of municipal property: assessment method and
development direction
Abstract: The article is devoted to the study of problems related to the value increase of municipal property. The study is aimed at analyzing the possibility of using new technologies in managing municipal property in terms of value addition. The methodological basis of the study includes theoretical provisions on the statistical processing of the data used in determining the market value of a particular property and shows the possibility of the appearance of inaccurate indicators due to a number of factors. The author's work showed the need to use modern digital technologies in collecting and processing information on existing municipal property and in the online mode of determining its market value. Methodological provisions of the system economy are presented by the author in the form of processes of digitalization of processes to increase the value of property. Statistics are given on changes in the composition of property in recent years in the city of Perm, its value, and financial revenues to the city budget when renting. The author publishes a number of articles on the topic of property management, and the study on identifying problems related to the possibility of increasing the value of urban property, attracting investors and investments in the urban environment is seen as a relevant and promising direction in solving scientific problems in the modern economy.
© E. В. Рожков 2021
Keywords: digitalization, property, property, cost, municipality, efficiency, modern processes, management, digitalization, city.
Paper submitted: July 13, 2021.
For citation: Rozhkov Ye. V. (2021) Commercial potential of municipal property: assessment method and development direction. Russian Journal of Social Sciences and Humanities, vol. 15, no. 4, pp. 223-237. DOI: I0.i7238/issni998-5320.202i.i5.4.24.
Введение
В 2020 г. на IV сессии Межправительственной группы экспертов по электронной торговле и цифровой экономике обсуждались проблемы создания стоимости для развивающихся стран при взаимодействии с глобальными цифровыми платформами, в т.ч. и вопросы создания стоимости государственного и муниципального имущества при их цифровизации. Цифровая революция, прошедшая в развитых зарубежных странах, позволила крупным городам во всем мире создать не только стоимость, но и предпосылки к ее удержанию, чтобы потенциал цифровой экономики мог быть использован для всех. В мировой экономике сложились несколько основных моделей управления собственностью (Nam, Pardo, 2016), к которым относятся европейская, немецкая, англо-американская и китайская (Сергейко, 2019), и они показывают, что эффективность управления муниципальной собственностью заложена в национальной и исторической особенности того или иного государства (Nam, Pardo, 2016). В XXI в. новые крупные и современные города с применением цифровизации в управлении городской собственностью строятся в основном в странах Азии: Среднего и Ближнего Востока (Шемякина, 2017).
В странах ЕС уже реализуются наукоемкие высокотехнологические НИОКР, которые являются наиболее актуальными исходя из существующей необходимости, и автором статьи сделана попытка разобраться на примере города Перми, насколько рост стоимости муниципальной собственности является актуальным критерием оценки эффективности процессов цифровой трансформации в системе муниципального управления.
Постановка проблемы. Для увеличения стоимости государственного имущества в цифровой экономике в России используются цифровые данные и цифровые платформы, которые позволяют собирать, использовать и анализировать большое количество машиночитаемой информации — цифровых данных. Также использование цифровых платформ позволяет устанавливать связь между множеством сторон для взаимодействия в Интернете.
Рост цифровых платформ в отдельно взятом муниципальном образовании связан со способностью собирать и анализировать цифровые данные о собственности, об имуществе и то, как эти цифровые данные позволяют повысить его стоимость. Те муниципальные образования, на которых собираются все данные, во многом лучше подготовлены к решению имеющихся проблем по повышению стоимости муниципального имущества и связанной с этим ролью цифровых платформ, чем те муниципальные образования, которые имеют ограниченные возможности. Ограниченная готовность может быть связана как и с недостаточной обеспеченностью скоростным Интернетом, нехваткой соответствующих кадров, с технологическими (Зотов, Голованов, 2018) и финансовыми аспектами — регулирующие ведомства стремятся снизить дотационную бюджетную поддержку муниципалитетов (Дубровский, Орлова, Ярошевич, 2014),— так и с недостаточностью нормативно-правовой базы.
В настоящее время нормативно-правовая база по управлению муниципальной собственностью требует изменений, и сегодня она не представляется критерием роста стоимости муниципальной собственности как оценкой процессов цифровой трансформации системы муниципального управления.
Задача исследования состоит в выявлении сущности стоимости муниципального имущества и необходимости увеличения его стоимости.
Теоретико-методологическая актуальность данной работы заключается в том, что экономистами не рассматривается вопрос стоимости с точки зрения управления имуществом муниципального образования. Недостаточность разработки данных вопросов предопределила актуальность, практическую значимость проблемы и задачи, которые автор обозначил в статье.
Данная цель определила необходимость решения следующей задачи: выявить сущность повышения стоимости городской собственности как современного экономического процесса.
Обзор литературы. Вопросы, связанные со стоимостью имущества, изучались такими российскими учеными, как А. В. Андреева (Андреева, 2019), Е. Н. Белокопытова (Белокопытова, 2020), Б. Г. Маслов, Л. В. Пригода, И. В. Разорвин, и зарубежными учеными F. Ballestero, T. Nam (Nam, Pardo, 2016) и др.
При рассмотрении вопросов, связанных с муниципальным имуществом, К. А. Семячков считает необходимым опираться на научные исследования в этой области и применять их при управлении городским хозяйством (Семячков, 2020). В особенности это касается процессов управления, их цифровизации, которая, в свою очередь, позволит оптимально решать задачи, стоящие перед администрацией (Семячков, 2020; Юриков, 2014).
М. А. Шох рассматривает проблемы эффективности муниципального имущества (Шох, 2016) с финансовой точки зрения, определяя, что в рамках бюджета одного муниципального образования имеется разрыв между доходной и расходной его частью. И чтобы уменьшить разрыв или избежать его при формировании проекта бюджета муниципального образования, региональные и федеральные власти должны гарантировать покрытие расходов (Шох, 2016). В управлении муниципальным имуществом необходимо сочетание стратегического и оперативного управления (Шох, 2016) в деятельности всего городского хозяйственного комплекса.
В научной литературе представлены труды по методикам оценки финансовой устойчивости территорий (Патласов, Клименко, 2018).
И. А. Земскова концентрирует внимание на необходимости для местных органов власти при переходе к цифровому управлению теми или иными процессами больше внимания уделять созданию правильно выстроенного цифрового пространства с использованием масштабной IT-стратегии (Земскова, 2018).
С. Н. Новиков говорит о необходимости внедрения автоматизированной системы управления муниципальным имуществом для полной инвентаризации городской собственности, составления достоверного перечня имущества и контроля за его эффективным использованием (Новиков, 2017), т.е. для приращения его стоимости.
Некоторые ученые реализацию планов усовершенствования управления муниципальным имуществом видят в появлении «Умных городов», которые помогут преобразовать стандартное муниципальное образование в город будущего, в котором можно будет определить рост городских структур, календаризовать этапы роста городских элементов по точкам перехода на новый инфраструктурно-обеспечивающий уровень (Серая и др., 2019). Ряд исследователей определяют факторы и фон перехода к креативной экономике (Patlasov, Zharov, 2017), особенности создания «умных» малых городов отражены в трудах О. Ю. Патласова, Е. К. Жарова (Patlasov, Zharov, 2018).
А. А. Хан видит результат применения технологий «Умного города» к муниципальной собственности в условиях цифровизации таким: это возможность рационального потребления энергоресурсов в муниципальных учреждениях, улучшение системы контроля инженерной инфраструктуры, мониторинг общего состояния зданий в городе и т.д. (Хан, 2019).
Методы
При реализации национального проекта цифровизации государственного управления должна функционировать инфраструктура электронного правительства. На региональном уровне руководством должен быть сделан выбор между двумя вариантами: дождаться рекомендаций федеральных органов власти или принять собственные решения, которые можно реализовать быстрее федеральных сервисов. Соответственно, на основании выбранного регионом варианта муниципальное образование город Пермь будет внедрять процессы цифровизации при управлении муниципальным имуществом.
Муниципальное имущество — это материальная база местных органов власти, предназначенная для обеспечения жизнедеятельности населения.
Коммерческий потенциал муниципального имущества основан на стоимости недвижимости и земельного участка. Соответственно, покупка и застройка земельного участка связана с определенными рисками. Одной из задач в процессе застройки будет являться минимизация экономических рисков и контроль за ними (Теличенко, 2007).
Факторы, влияющие на динамику коммерческого потенциала. Говоря о коммерческом потенциале, следует понимать, что он призван содействовать достижению стратегических целей хозяйствования. Коммерческий потенциал функционирует на различных уровнях иерархии. На макроуровне он измеряется по отношению к государству и его национальной экономике в целом. На мезоуровне речь идет о потенциале муниципального образования.
Факторы, определяющие величину коммерческого потенциала:
— наличие конкурентных преимуществ, обеспечивающих добавленную стоимость;
— наличие потребителей;
— окупаемость инвестиционных затрат и т.д. (Ерыгин, Беляков, 2015).
Муниципальное имущество используется для:
— решения вопросов местного значения;
— осуществления органов местной власти своих полномочий;
— осуществления отдельных государственных полномочий по поручению органов государственной власти (Раздъяконова, 2019).
Метод оценки муниципального имущества (определение стоимости муниципального имущества) может опираться на некоторые парадигмы, которые могут быть получены в результате статистической обработки данных (например, рыночная стоимость имущества, подобного объекту исследования). И при дальнейшей работе по сбору информации можно столкнуться с тем фактом, что значения рыночных цен оцениваемого имущества окажутся скорее случайными, нежели детерминированными.
Результаты
Рассматривая данные по собственности муниципального образования «город Пермь», автор свел их в виде таблиц. В табл. 1 указаны данные по муниципальному транспорту.
Таблица 1 - Транспортный комплекс муниципального образования город Пермь (на 01. 01. 2020 года)* Table 1 - Transport complex of the municipality of the city of Perm (as of 01.01.2020)
№ п/п Категории Реестр имущества Показатели Балансовая стоимость
1 Движимое имущество Транспортные средства 813 единицы 7530 млн руб.
Прочее движимое имущество 2543 тыс. единиц
*Ист°чник: Статистический еж&^ш Пермского края (2020) Статистический сборник. Территориальный орган Федеральное! службы
г°сударственной статистики по Пермскому краю (Пермьстат). Пермь, 357 с * According to: STATISTICHESKIY YEZHEGODNIK PERMSKOGO KRAYA (2020) Statisticheskiy Sbornik. Territorially organ Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po famstomu krayu (Perm'stat) [Statistical Yearbook of the Perm Territory. Statistical collection. Territorial body of the
Federal State Statistics Service for the Perm Territory (Permstat)]. Perm, 357p.
В табл. 1 показаны данные по собственности муниципального образования «город Пермь» по недвижимому имуществу в виде городского пассажирского транспорта (813 единиц) и прочего транспорта в количестве 2 543 единицы общей балансовой стоимостью 7530 млн руб. на 01.01.2020. Соответственно, при эксплуатации общественного транспорта ставится вопрос о его расположении и месте ремонта, и этот вопрос будет рассмотрен далее.
Муниципальный автобусный парк, находящийся на балансе МУП «Пермгорэлектротранс», в 2019 г. состоял из 90 автобусов, в 2020 г. — из 177 автобусов, в плане развития муниципального автопарка на 2021 г.— расширение до 260 автобусов). В городе Перми на 01.07.2020 всего 67 муниципальных маршрутов автобусных регулярных перевозок, и все они распределены как среди автобусов муниципального автопарка, так и среди частных автобусов, принадлежащих ООО и ИП (всего около 40 перевозчиков), всего в наличии около 800 автобусов). Также администрацией города Перми утверждены 9 маршрутов для небольших пассажирских автобусов («маршруток»). Муниципальные трамваи также находятся на балансе МУП «Пермгорэлектротранс»: в 2020 г. в общем количестве выходящих в рейс —
63 вагона на 7 маршрутах (всего на 01.07.2020 на балансе 144 вагона). Кроме того, к городскому транспорту можно отнести «городскую электричку», курсирующую по железной дороге в городской черте вдоль р. Кама от ст. Оверята до ст. Голованово с 2004 г. (Рожков, 2020).
За последние годы в процессе приватизации муниципальной собственности большое количество объектов недвижимости транспортной инфраструктуры было продано. Сводные данные по этим объектам автор статьи приводит в табл. 2.
Таблица 2 - Арендованные, приватизированные и переданные объекты недвижимости транспортной инфраструктуры города Перми*
Table 2 - Leased, privatized and transferred real estate objects of the transport infrastructure of the city of Perm*
№ п/п Наименование Адрес Кол-во объектов, площадь (площадь земельного участка) Год приватизации Стоимость
1 Автобусный парк Пермь, ул. Ижевская, 25 5 объектов, (17960 кв. м) - Аренда за 1, 7 млн руб. / мес.
2 Автобусный парк Пермь, ул. Менжинского, 54 6 объектов, (39654 кв. м) 2013 год 83 млн руб.
3 Автомобильная база Пермь, ул. Г. Хасана, 55 4 объекта 2013 год 71 млн руб.
4 Автобусный парк Пермь, ул. Автозаводская, 5 12 объектов,47000 кв. м, (площадка с асфальтовым покрытием18565 кв. м) 2013 год 141 млн руб.
5 Автобусный парк Пермь, ул. Энергетиков, 50 10 объектов, 22100 кв. м, (земля 58791 кв. м) 2020 год Парк передан в региональную собственность
*Составлено автором (Рожков, 2020).
В таблице 2 автором статьи представлены данные за последние несколько лет по автобусным паркам и автомобильным базам города Перми. И из 5 (пяти) объектов в муниципальной собственности остается 1 (один) автобусный парк. А 3 (три) автобусных парка и 1 (одна) автомобильная база прошли процедуру приватизации и сейчас находятся в частной собственности (Рожков, 2020).
Имущественный комплекс муниципального образования город Пермь можно представить в табличном виде (табл. 3).
Таблица 3 - Имущественный комплекс г. Перми на 01.01.2020 года* Table 3 - Property complex of the city of Perm as of 01.01.2020*
№ пп Наименование Кол-во Площадь (тыс. кв. м) Протяженность (км) Балансовая стоимость (млн руб.)
Недвижимое имущество:
Жилой фонд 19 234 826, 7 - 10 130
Нежилой фонд 3 292 2 050, 0 - 19 100
1 Объекты инженерной инфраструктуры 19 850 - 5 614 19 813
Сооружения 724 843 18 347
Земельные участки 2 505 12 321 -
* Источник: Статистический ежегодник Пермского края (2020) Статистический сборник. Территориальный орган Федеральной службы
государственной статистики по Пермскому краю (Пермьстат). Пермь, 357 с.
* According to: Statisticheskiy yezhegodnik Permskogo kraya (2020) Statisticheskiy Sbornik. Territorial'nyy organ Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Permskomu krayu (Perm'stat) [Statistical Yearbook of the Perm Territory. Statistical collection. Territorial body of the Federal State Statistics
Service for the Perm Territory (Permstat)]. Perm, 357 p.
Как видно из представленных в табл. 3 данных по муниципальной собственности города Перми на начало 2020 г., из недвижимого имущества наибольшее количество (19850 ед.) относится к объектам инженерной инфраструктуры и, соответственно, оно обладает наибольшей балансовой стоимостью — 19813 млн руб. Сооружения в количестве 724 шт. (протяженностью 843 км) на 1 января 2020 г. опреде-
лены балансовой стоимостью 18347 млн руб. Жилой фонд — 19234 ед. (826,7 тыс. кв. м) — определен балансовой стоимостью 10130 млн руб. и нежилой фонд — 3292 единицы (2050,0 тыс. кв. м) — определен балансовой стоимостью 19100 млн руб.
Ряд показателей по управлению собственностью города Перми представим в табл. 4.
Таблица 4 - Показатели по управлению муниципальной собственностью Перми*
Table 4 - Indicators for the management of municipal property in Perm*
№ Показатель По годам
п/п 2015 2016 2017 2018 2019 2020
1 Ввод в действие жилых домов (тыс. кв. м общей площади) 565, 5 548, 2 544, 2 556, 4 - Нет данных
2 Объем задолжности в бюджет г. Перми по арендной плате за имущество (млн руб.) - - 177, 6 151, 0 128, 3 Нет данных
3 Доходы от сдачи в аренду имущества (млн руб.) - - - - 111, 3 114, 7
* Источник: Статистический ежегодник Пермского края (2020) Статистический сборник. Территориальный орган Федеральной службы
государственной статистики по Пермскому краю (Пермьстат). Пермь, 357 с.
* According to: STATISTICHESKIY YEZHEGODNIK PERMSKOGO KRAYA (2020) Statisticheskiy Sbornik. Territorial'nyy organ Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Permskomu krayu (Perm'stat) [Statistical Yearbook of the Perm Territory. Statistical collection. Territorial body of the
Federal State Statistics Service for the Perm Territory (Permstat)]. Perm, 357 p.
Как видно из табл. 3, за последние годы общая площадь возводимых новых домов не превышает 565,5 тыс. км. м. В 2016 г. площадь возводимого жилья снизилась на 15,3 тыс. кв. м (- 2, 7%) по сравнению с 2015 г. В 2017 г. площадь возводимого жилья снизилась на 21,3 тыс. кв. м (- 3, 76%) по сравнению с 2015 г. Соответственно, по данным за 2019 г. тенденция сохранилась и площадь возведенного жилья составила не более 560 тыс. кв. м.
Реализация правомочий собственника муниципального имущества представлена на рис. 1.
Рисунок 1 - Правомочия собственника муниципального имущества Figure 1 - Powers of the owner of municipal property
На рис. 1. представлены полномочия муниципального образования как собственника муниципального имущества. Наиболее полным считается определение права собственности, предложенное английским юристом А. Оноре, включающее следующие элементы: 1) право владения; 2) право пользования; 3) право управления; 4) право на доход; 5) право на «капитальную стоимость» вещи, предполагающее право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение вещи; 6) право на безопасность, т.е. иммунитет экспроприации; 7) право на переход вещи по наследству или по завещанию; 8) бессрочность; 9) запрещение вредного использования, т.е. обязанность воздерживаться от использования вещи вредным для других способом; 10) ответственность в виде взыскания (Чер-дакова, 2015; Капелюшников, 2004).
Продажа муниципального имущества возможна при условии, что имущество не предполагается использовать в публичных целях в долгосрочной перспективе. А временно неиспользуемое имущество публично-правовых образований способно приносить доход при передаче во временное владение
и пользование за плату, при этом соблюдению принципа эффективности управления в данном случае будет способствовать использование процедур конкурса и аукциона (Васильева, 2019, с. 25).
Одной из самых распространенных форм использования имущества муниципального образования является его сдача в аренду. Выделяются несколько форм его сдачи: аукцион, коммерческий конкурс, краткосрочная аренда и передача имущества целевым назначением.
В качестве второй формы распоряжения имуществом муниципального образования может выступать концессия (Рожков, 2017, с. 288). Также муниципальным образованием имущество может быть передано в безвозмездное пользование, в основном государственным учреждениям. И еще одной формой передачи муниципального имущества является передача его в доверительное управление, в основном федеральным и государственным структурам (Ермолаев, Козлова, 2016).
Аренда — вещное право, предусмотренное Гражданским кодексом Российской Федерации, при котором собственник за плату передает право владения и пользования на свой объект недвижимости на срок аренды арендатору для использования по функциональному назначению (Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1-4. Собрание законодательства РФ, 1994, № 22, с. 606-607.).
Аренда муниципальной собственности города Перми видится проблемным направлением. Объем задолженности в бюджет по арендной плате за имущество (без учета пеней и штрафов) в 2020 г. снизился по сравнению с 2019 г. на 1,2 млн руб. (0,99%); в 2020 г. площадь пустующих помещений, находящихся в составе имущества муниципальной казны, составляла 232,7 тыс. кв. м.
В качестве отдельного вопроса рассматривается сдача в аренду муниципальной земли. На 01.04.2020 земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования «город Пермь», располагались по 2661 адресу. На 01.09.2019 было заключено 3407 договоров аренды с юридическими лицами и 2011 договоров аренды с физическими лицами на общую сумму платежей в год 93 млн 580 тыс. руб. за 11, 4 млн кв. м.
Департаментом земельных отношений города Перми проводятся аукционы на право заключения договоров аренды земельных участков (под жилые дома, коммерческую недвижимость и индивидуальное жилищное строительство).
1. Строительство жилых домов. В настоящее время на территории города Перми, в центре города или близко к центру, свободных площадок для строительства жилых комплексов большой полезной площади осталось не так много. Также под комплексную застройку в собственность администрации города Перми СПК «Мотовилихинский» передал земельный участок площадью 86 га.
2. Строительство коммерческой недвижимости. Строительство коммерческой недвижимости не относится к прямым функциям администрации города Перми, но тем не менее выделение земельного участка под строительство имеет не последнее значение. Так, например, в Дзержинском районе города Перми, у ж/д станции «Пермь-2» земельные участки изымаются в собственность города Перми не только для строительства ул. Строителей и транспортно-пересадочного узла, но и для хозяйственного использования и застройки (Статистический ежегодник Пермского края (2020) Статистический сборник. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю (Пермьстат). Пермь, 357 с.).
3. Индивидуальное жилищное строительство. В 2019 г. на торги выставлялись 21 участок под ИЖС (от 465 кв. м до 2200 кв. м) и 1 участок под объекты складского назначения. Минимальная цена аренды в год за участок составила 122 300 руб. (61,3 руб. за 1 кв. м), а максимальная — 428 000 руб. (360,57 руб. за 1 кв. м).
Продажа муниципального имущества осуществляется на основании решения Пермской городской Думы и проводится на аукционе в электронной форме (электронная площадка — универсальная торговая платформа ЗАО «Сбербанк-АСТ»).
Приватизация муниципальной собственности — это передача ее физическим и (или) юридическим лицам на возмездной основе.
По мнению Л. Е. Багаева и З. К. Кондратенко, при проведении приватизации понятие «эффективность» является оценочной категорией, а юридическое определение приватизации должно обладать точным набором критериев (Багаева, Кондратенко, 2019). Процесс приватизации в силу возложенных
на него задач требует постоянного мониторинга, а также научной и практической оценки его экономической эффективности и качества проведения (Генгут, 2014, с. 112).
На сегодняшний день процессы приватизации имущества имеют два системных подхода — структурный и бюджетный. В Перми при приватизации доли (части) компаний в первую очередь рассматривается бюджетный подход, а при приватизации отдельных строений и земельных участков предпочтение отдается структурному подходу, т.е. избавлению от муниципального имущества, не предоставляющего муниципальных функций и каких-либо общественных благ на уровне муниципального образования.
Приватизация земли. Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, переходят в частную, а также общую собственность граждан и юридических лиц в порядке приобретения прав на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, именуемого также приватизацией земель. Объектами приватизации могут быть только те земельные участки, которые не изъяты из оборота в соответствии со ст. 27 Земельного кодекса, другими законами и подзаконными актами. Приватизация земель для строительства осуществляется с проведением работ по формированию земельного участка. Эти работы включают определение границ земельного участка, его разрешенного использования, кадастровый учет, определение различных технических условий, организацию и проведение торгов либо прием и рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка без проведения торгов (Зотов, Голованов, 2018).
Перевод земель из одной категории в другую. В последние годы был осуществлен перевод земельных участков юридических лиц, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции СПК «Мотовилихинский» и ЗАО «Уралагро» в городе Перми в собственность индивидуального предпринимателя (83 га). Также СПК «Мотовилихинский» передал администрации города Перми участок сельхозземель площадью 86 га под комплексную застройку микрорайона «Ива».
Недостатки при управлении земельными отношениями
1. Достаточно много заброшенных территорий и объектов на территории города Перми и на прилегающей территории. Например, здание заброшенной поликлиники в Мотовилихинском районе (собственность Министерства здравоохранения Пермского края).
2. Большая заброшенная территория бывшего военного городка на «Восточном обходе».
3. На восточной окраине стоят заброшенные конструкции Новопермской ТЭЦ (в лесном массиве рядом с п. Адищево). Также недалеко от Красавинского моста находится еще один недострой — «Холодильник» (многоэтажное отдельно стоящее здание на неогороженной территории).
4. Множество заброшенных садовых участков у северной и южной дамб (между Свердловским, Ленинским и Мотовилихинским районом), между Индустриальным и Свердловским районами (ул. Васильева), в Свердловском районе (р-н «Крохалево», территория бывших танковых ангаров). В общем на территории Пермской городской агломерации находятся более 100 свободных участков.
К положительным моментам при управлении земельными отношениями можно отнести такие примеры.
1. В 2017 г. администрация города Перми и строительная компания АО «КОРТРОС-Пермь» подписали соглашение о передаче в муниципальную собственность нескольких земельных участков в центре Перми, в т.ч. под строительство школы;
2. 38,7 га земли на территории Кировского района города Перми (собственность Министерства обороны) были переданы в региональную собственность под комплексную застройку и застроены.
3. в 2018 г. Пермский край приобрел у РЖД объекты недвижимости в городе Перми за 798,771 млн руб. (участок бывшего «Товарного двора»). Речь идет обо всех зданиях и сооружениях на данной территории и праве субаренды федеральных земельных участков под этими сооружениями сроком на 49 лет. Сразу будут разрешены две проблемы: возведение ул. Строителей в центре города Перми и средства, которые получит ОАО «РЖД» и которые пойдут на строительство объектов транспортно-пересадочного узла «Пермь-2» (железнодорожного и автовокзала). Кроме того, имеются земельные участки, прилегающие к территории Товарного двора, находящиеся в собственности третьих лиц, соответственно, региональным властям необходимо на законных основаниях приобрести и эти участки (Куликов, 2008).
Инвестиции. С общественно-функциональной точки зрения современный этап научно-технического прогресса означает создание новой базы производства (новых технологий). Один из известных ученых, Питер Фердинанд Друкер (Peter Ferdinand Drucker), в своем труде «Инновации и предпринимательство» определял, что внедрение инноваций является в первую очередь управленческой функцией и руководители должны полагаться на технологии, а не на что-нибудь другое. Кроме того, следуя «волнам Кондратьева», сегодня мировая экономика переходит (перешла) к смене технологической эпохи и крупному перевороту в науке и технике, к повышению фазы оживления уровня экономической активности (Делягин, Шеянов, 2011), и в первую очередь это связано с инновационным развитием. Необходимо отметить, что в 2020 г. были внесены изменения в Градостроительный кодекс РФ, позволяющие повысить качество городской среды, улучшить жилищные условия граждан, в соответствии с национальными проектами и госпрограммами реализовать комплексное развитие территории (жилой застройки, нежилой застройки, незастроенной территории). Реализация программы «Комплексное развитие территории жилой застройки» гарантирует городским жителям соблюдение их жилищных прав и позволит увеличить жилой фонд до нормативного (40 кв. м на человека) при обязательном выполнении экологических, санитарно-гигиенических и градостроительных требований, а также позволит сократить объем физического и морально устаревшего жилого фонда.
Идея «прорывной стратегии» развития России высказывается в стране уже не первый год разными политиками и экономистами на различных уровнях (в т.ч. и на международном). Определяющим условием для экономического роста в ближайшие годы является ослабление ресурсных ограничений в развитии экономики. Так, известный в нашей стране доктор экономических наук, академик Российской академии наук М. Г. Делягин в своих работах отмечает, что в России необходимо широкомасштабное осуществление государственного стимулирования инвестиционных проектов (Делягин, Шеянов, 2009, с. 153), создание новых технологических принципов в производственной сфере, являющихся естественной сферой деятельности государства, а также обеспечение контроля за собственным имуществом (там же, с. 213).
Муниципально-частное партнерство. В научной литературе наряду с термином «муниципально-частное партнерство» можно встретить термин «публично-частное партнерство», а также термины «частно-государственное партнерство» и «частно-публичное партнерство» (Татаркин, Романова, Лаврикова, 2009, с. 21). В широком смысле публично-частное партнерство — это любые формы взаимодействия государства и бизнеса в целях решения социально-экономических задач.
Приведем ряд примеров по городу Перми.
1. Достаточно большое количество трансформаторных подстанций, воздушных линий электропередач и других объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих ОАО «ФСК ЕЭС» и АО «Пермэнерго», были переданы (проданы) в частное пользование, и частные владельцы своего имущества стараются не только им пользоваться в своих целях, но и, используя его в коммерческих целях, получить значительную материальную выгоду, чтобы окупить затраты на приобретение и содержание своей собственности.
2. ООО «Новогор-Прикамье» арендовал у города Перми МУП «Пермводоканал» сначала сроком на 1 год, а затем на 49 лет в рамках государственно-частного партнерства, и как минимум на 50 лет функция разгосударствления в одной отрасли на территории муниципального образования состоялась.
3. Стадион «Звезда» был введен в эксплуатацию в 1969 г. (под названием Стадион имени Ленинского комсомола) и находился в государственной собственности, далее перешел в собственность компании «Пермнефтеоргсинтез», а с 1993 г. при отделении АО «Минеральные удобрения» — в собственность нового акционерного общества и был назван стадион «Амкар». В 2018 г. руководство стадиона передало объект в собственность муниципального образования «город Пермь». В 2019 г. спортивный объект был передан в региональную собственность.
4. Легкоатлетический манеж «Спартак» был введен в эксплуатацию в 1977 г. и находился в собственности города Перми, он принадлежал акционеру «Экопромбанк» В. Нелюбину до 2017 г., затем — ООО «Магнит-Инвест» до 2019 г., и в итоге спорткомплекс с земельным участком был выкуплен администрацией города Перми.
5. Строительство бассейна «Олимпия» в Перми было начато компанией «Лукойл» в 1991 г. После ввода в эксплуатацию первой очереди спортивного комплекса в 2005 г. ООО «Спорткомплекс «Олимпия-Пермь» собственниками являлись городские власти (37,7%) и региональные власти (62,3%), а к 2006 г. их доля составила 20% и 80% соответственно. В настоящее время собственниками спортивного объекта вместе с земельным участком являются региональные власти (100%).
6. Универсальный дворец спорта «Молот» был введен в эксплуатацию в 1960-е гг. и принадлежал Мотовилихинским заводам (даже после приватизации завода в 1990-е гг.). В настоящее время арендуется региональными властями и эксплуатируется по профилю.
7. ЗАО «Центральный рынок», приватизированное в начале 1990-х гг. и до настоящего времени находящееся в частной собственности, располагается на муниципальной земле. В соответствии с заключенными договорами аренды оплачиваются суммы по аренде земельных участков.
Следующая задача по управлению муниципальной собственностью — это формирование цифровой платформы с данными о муниципальном имуществе. В 2021 г. город Пермь вошел в список муниципальных образований, в которых в рамках пилотного проекта будет реализован эксперимент по созданию единого информационного ресурса земли и недвижимости.
Затраты на реализацию мероприятий федпроекта «Цифровой регион», который планируется включить в нацпрограмму «Цифровая экономика», с 2020 по 2024 г. составят 247,5 млрд руб. за пять лет. Из этой суммы федеральный бюджет выделит 70,2 млрд руб., бюджеты регионов — 177 млрд руб. Первая цель предполагает обеспечение эффективности координации реализации федпроекта «Цифровой регион», создание необходимых организационно-методических и финансовых условий для ускоренной цифровизации субъектов России. На эти цели федеральный бюджет выделит 45,7 млрд руб. В первую очередь будут созданы концепция и типовая стратегия цифровой трансформации субъектов России вместе с методикой построения целевой эталонной архитектуры. Это обойдется в 90 млн руб.
Затраты в рамках 43,9 млрд руб. будут связаны с обеспечением финансирования региональных и муниципальных проектов, реализуемых в рамках региональных стратегий цифровой трансформации, включая разработку и внедрение цифровых платформенных решений на основе отечественных разработок, в т.ч. 30,9 млрд руб. из федерального бюджета будут направлены в субъекты России для субсидирования соответствующих проектов.
Рассмотрим несколько определений. Информационно-аналитические системы — это системы сбора, обработки, хранения и передачи статистической, экспертно-аналитической и юридически значимой информации о хозяйственных действиях лиц, выступающих в качестве контрагентов институтов публичного права. Цифровая трансформация — целостная совокупность преобразований информационно-аналитических систем публичных лиц, их цепных последовательностей с целью применения методов интеллектуального сетевого управления публичными бюрократическими процессами и принятиями управленческих решений для оптимального исполнения задач системы государственного управления.
Стоимость муниципальной собственности определяется стоимостью активов и стоимостью перспектив будущего роста. Концепция стоимости требует отказаться от неэффективных бухгалтерских критериев оценки стоимости и необходимости принимать понятный для собственника показатель — рост стоимости имущества, который, в свою очередь, может включаться в прогнозные планы развития муниципалитета.
Цифровая трансформация системы муниципального управления призвана создать качественно новую систему оказания муниципальных услуг, повысить результативность и эффективность деятельности публично-правовых преобразований, оптимизировать бюджетные расходы на реализацию муниципальных функций и т.д. Следовательно, при управлении муниципальной собственностью логично будет применить программно-целевое управление и создать технологическую платформу (в противовес классической цепи создания стоимости).
Цифровые платформы должны использовать целый ряд инновационных моделей (бизнес-моделей), чтобы быть жизнеспособными. Использование инновационной платформы способствует созданию среды для разработчиков и производителей контента, для приложений и программного обеспечения. Распространение цифровых данных и платформ может использоваться для целей развития и решения
проблем муниципалитета, а именно для повышения стоимости муниципальной собственности, которая, в свою очередь, приведет к увеличению поступления денежных средств в местный бюджет, в результате чего потребители муниципальных услуг будут получать услуги быстрее и без посредников.
Повысить стоимость муниципального имущества города Перми можно при подаче данных, используя Интернет: используя платформы электронной торговли, целевую рекламу, предоставляя условия ренты и услуги по аренде городской собственности в облачных услугах. При дефиците бюджета города Перми для быстрой и эффективной реализации проектов по цифровизации имущества возможно использовать услуги бизнес-сообществ IT-индустрии для составления единой платформы управления, территориально располагающихся на территории муниципального образования (Базуева и др., 2016).
Новизна исследования заключается в том, что способность собирать, обрабатывать, передавать, хранить, анализировать и интерпретировать данные позволяет цифровым платформам создавать и увеличивать стоимость муниципального имущества (Смирнов, Лукьянов, 2020; Блануца, 2020).
Создание в Перми IT-кластера и, соответственно, на его основе проведение работы по уменьшению стоимости IT-услуг, упрощение внедрения цифровых технологий не только в технопарках в сфере высоких технологий, но и в процессе управления муниципальной собственностью и реализацией будут способствовать в дальнейшем цифровизации общих и отдельных процессов, снижению издержек, проведению комплексного аудита всех подразделений, созданию «сквозных данных» между разными подразделениями и т.д. Пермский технопарк Morion Digital имеет высокие технические показатели и возможности разработки любых платформ для муниципального образования. Например, с помощью Morion Digital можно будет использовать цифровые платформы (eOctopus, Carrot или EtherSensor) при управлении муниципальной собственностью, что, в свою очередь, позволит:
— получать полную и достоверную картину состояния собственности муниципального образования «город Пермь»;
— повышать качество, скорость и прозрачность принятия управленческих решений;
— повышать эффективность и качество управления муниципальным имуществом;
— эффективно использовать энергоресурсы;
— обеспечивать население города Перми электронными сервисами для получения услуг, работы с данными местных органов власти и т.д.
У городской администрации Перми достаточно много проблем по управлению собственностью, которым будет посвящена отдельная статья, и одной из таких проблем, по мнению автора, является неэффективное управление земельными участками. Приведем примеры.
1. В 2009 г. городская администрация продала СПК «Мотовилихинский» участок земли на ул. Братской за 800 тыс. руб. (в 96,25 раз меньше рыночной стоимости — 77 млн руб.). В 2010 г. городская администрация приняла решение выкупить земельный участок обратно за 82,8 млн руб.
2. За последние пять лет были приватизированы 3 автобусных парка по цене от 71 до 141 млн руб. Сейчас происходит увеличение муниципального автобусного парка (современные «цифровые» автобусы покупаются за счет средств федерального бюджета). Следовательно, перед городской администрацией уже в 2021 г. встает вопрос: где можно расположить большое количество автобусов, проводить их техническое обслуживание и ремонт? Ответ очевиден — выкупать обратно автобусные парки у частных собственников по рыночной цене (в 2-3 раза больше цены при приватизации).
3. В 2019 и в 2020 гг. городской администрацией были закуплены новые «цифровые» вагоны трамваев модели 71-911ЕМ «Львенок» (производитель — ПК «Транспортные системы») по 44,3 и 47 млн руб. соответственно. Цена 1 вагона, закупленного для города Пермь, на 35% выше, чем цена вагона этой же модели (71-911ЕМ), приобретенного администрацией города Ростов-на-Дону в 2017 г., и на 33,4% выше, чем цена такого вагона, приобретенного администрацией города Улан-Уде в 2019 г.
Выводы
Город Пермь участвует в национальном проекте «Умный город», который реализуется в рамках национальной программы «Цифровая экономика» и нацпроекта «Жилье и городская среда», что должно привести к улучшению муниципальной собственности и к ее экономически эффективному исполь-
зованию. Благодаря пилотному проекту, в котором участвует муниципалитет, при дополнительном федеральном и целенаправленном финансировании будет усовершенствована система управления муниципальной собственностью в условиях цифровизации. Все эти мероприятия, которые должны реализоваться до 2024 г., приведут к дальнейшему увеличению стоимости муниципального имущества, что, безусловно, будет интересовать как потребителей — жителей города Перми, так и потенциальных инвесторов.
Экономический процесс повышения стоимости имущества (или собственности) муниципального образования город Пермь может стать примером для других муниципалитетов не только Пермского края, но и других регионов; именно об этих особенностях управления собственностью автор статьи докладывал руководству региона на конкурсе по выбору мэра города Перми в 2021 г.
Источники
Андреева А. В. (2019) Эффективность взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления при управлении государственным имуществом. Студенческий, № 27-2 (71), с. 43-46.
Багаева Л. Е., Кондратенко З. К. (2019) Становление и реформирование законодательства о приватизации муниципального имущества. Вестник Марийского государственного университета. Серия: Исторические науки. Юридические науки, т. 5, № 2, с. 166-172. DOI: 10.30914/2411-3522-20195-2-166-172.
Базуева Е. В., Жуланов Е. Е., Карлина Т. В., Ковалева Т. Ю., Миролюбова Т. В., Шульц Д. Н. (2016) Конкурентоспособность и управление развитием национальной и региональной экономики: синтез иерархического и институционального анализа. Вестник Пермского университета. Серия: Экономика, № 1 (28), с. 7-40.
Белокопытова Е. Н. (2020) Методические рекомендации по оценке экономической целесообразности преобразования муниципального предприятия в частную организацию. Евразийский юридический журнал, № 4 (143), с. 443-444.
Блануца В. И. (2020) Цифровая экономика Российской Федерации: концептуальный анализ национальной программы. Вестник Пермского университета. Серия: Экономика, т. 15, № 4, с. 463-493.
Васильева Н. В. (2019) Публичное предназначение государственного (муниципального) имущества: финансово-правовой аспект. Сибирский юридический вестник, № 3 (86), с. 22-26.
Генгут Ю. Л. (2014) Методология статистического исследования процессов приватизации государственного и муниципального имущества на территории Российской Федерации. Региональное развитие: электронный научно практический журнал, № 2, с. 112-119.
Делягин М. Г., Шеянов В. (2011) Русский космос: Победы и поражения. М., Эксмо, 272 с.
Делягин М. Г., Шеянов В. В. (2009) Мир наизнанку. Чем закончится экономический кризис для России? М., Коммерсантъ-Эксмо, 352 с.
Дубровский В. Ж., Орлова Т. С., Ярошевич Н. Ю. (2014) Формирование конкурентной среды в инфраструктурных отраслях с естественно-монопольной компонентой. Управленец, № 6 (52), с. 30-33.
Ермолаев Д. В., Козлова Е. Д. (2016) Имущественный комплекс муниципального образования как экономическая основа местного самоуправления. Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки, № 4-1, с. 286-294.
Ерыгин Ю. В., Беляков Р. А. (2015) Определение коммерческого потенциала и цены инновационной технологии. Вестник СибГАУ, т. 16, № 3, с. 782-786.
Земскова И. А. (2018) Трансформация качества государственных услуг под влиянием цифровизации государственных органов. Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета, № 3 (72), с. 23-28.
Зотов В. Б., Голованов В. И. (2018) Проблемы финансового обеспечения в муниципальных образованиях и направления повышения уровня самостоятельности местной власти. Муниципальная академия, № 51, с. 57-61.
Капелюшников Р. И. (2004) Право собственности: Очерк современной теории. М., Лаборатория теоретических исследований права и государства НИУ ВШЭ, 23 с.
Куликов Л. М. (2008) Экономическая теория. Учебник. М., Проспект, 428 с.
Новиков С. Н. (2017) Использование информационных технологий в сфере управления муниципальным имуществом. Информатика и прикладная математика, № 23, с. 70-74.
Патласов О. Ю., Клименко С. Н. (2018) Оценка финансовой устойчивости территориальных образований: отечественный и зарубежный опыт. Наука о человеке: гуманитарные исследования, № 2 (32), с. 182-188.
Раздъяконова Е. В. (2019) Контроль в сфере управления муниципальным имуществом: правовой аспект. Юридическая наука и практика, т. 15, № 2, с. 72-77.
Рожков Е. В. (2020) К вопросу по управлению собственностью (на примере транспорта муниципального образования город Пермь). Научный информационный сборник. Транспорт: наука, техника, управление, № 12, с. 44-50.
Рожков Е. В. (2017) Перспективы развития государственно частного партнерства (на примере Пермского края). Вестник ПНИПУ социально-экономические науки, № 1, с. 284-296.
Серая Е. С., Шепина С. Г., Петров К. С., Матвейко Р. Б. (2019) Интеллектуальная городская среда. Интеграция ГИС и BIM. Инженерный вестник Дона, № 1, с. 106.
Сергейко А. Н. (2019) Зарубежный опыт эффективного управления государственной и муниципальной собственностью. Весшк Магтеускага Дзяжаунага ушверагэта шя А. А. Куляшова, Серыя Д. Эканомка, № 1 (53), с. 18-31.
Семячков К. А. (2020) Этапы становления цифровой экосреды современных городов [Электронный ресурс]. Региональная экономика и управление: электронный научный журнал, № 2 (62). URL: https://eee-region. ru/article/6203/
Economic Science
Смирнов Е. Н., Лукьянов С. А. (2020) Императивы управления глобальными цифровыми платформами. Управленец, т. 11. № 4, с. 59-69.
Татаркин А. И., Романова О. А., Лаврикова Ю. Г. (2009) Теоретические основы государственно-частного партнерства. Бизнес. Менеджмент. Право, № 1, с. 19-24.
Теличенко Т. В. (2007) Методические основы оценки коммерческого потенциала территорий при комплексной реконструкции и обновлении сложившейся застройки города. Автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 : защ. 19.02.2008 : [место защиты: Моск. гос. строит. ун-т] / Теличенко Татьяна Валерьевна. М., 26 с.
Хан А. А. (2019) Развитие городской среды на базе применения технологий «Умного города». Инженерные решения, № 6 (7), с. 4-7.
Чердакова Л. А. (2015) Право собственности муниципальных образований: некоторые особенности осуществления и правового регулирования. Сибирский юридический вестник, № 2 (69), с. 52-56.
Шемякина В. А. (2017) Новые города XXI века. Новые видения и возможности. Градостроительство и урбанистика, № 1 (38), с. 256-271.
Шох М. А. (2016) Повышение эффективности использования объектов муниципального имущественного комплекса. Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, № 5 (15), с. 166-170.
Юриков Д. В. (2014) Информационный потенциал управления городом. Вестник Международного института управления, № 5-6 (129-130), с. 77-80.
Nam T., Pardo T. (2016) Concepyualizing smart city with dimensions of technology, people and institutions. The Proceedings of the 12th Annual International Conference on Digital Government Recearch, pp. 35-37.
Patlasov O. Yu., Zharov Ye. K. (2017) Premises and Environmental Background for the Transition to the Creative Development of Economics. International Journal of Ecological Economics and statistics, vol. 38, no. 3, pp. 134150.
Patlasov O., Zharov Ye. (2018) Creative Industries Developmentin Russia: Tendencies and Perspectives. Journal of Advanced Research in Law And Economics, vol. IX, no. 4 (34), Summer 2018, pp. 1428-1438.
References
Andreeva A. V. (2019) Effektivnost' vzaimodeystviya organov gosudarstvennoy vlasti i organov mestnogo samoupravleniya pri upravlenii gosudarstvennym imushchestvom [The effectiveness of interaction between public authorities and local authorities in the management of state property]. Studencheskiy - Students' Journal, no. 27-2 (71), pp. 43-46.
Bagaeva L. E., Kondratenko Z. K. (2019) Stanovleniye i reformirovaniye zakonodatel'stva o privatizatsii munitsipal'nogo imushchestva [Formation and reform of legislation on the privatization of municipal property]. Bulletin of Mari State University. Chapter "History.law", vol. 5, no. 2, p. 166-172. DOI: 10.30914 / 2411-3522-20195-2-166-172.
Bazueva E. V., Zhulanov E. E., Karlina T. V., Kovaleva T. Yu., Mirolyubova T. V., Shultz D. N. (2016) Konkurentosposobnost' i upravleniye razvitiyem natsional'noy i regional'noy ekonomiki: sintez iyerarkhicheskogo i institutsional'nogo analiza [Competitiveness and management of the development of the national and regional economy: synthesis hierarchical and institutional analysis]. Perm University Herald. Economy, no. 1 (28), p. 7-40.
Belokopytova E. N. (2020) Metodicheskiye rekomendatsii po otsenke ekonomicheskoy tselesoobraznosti preobrazovaniya munitsipal'nogo predpriyatiya v chastnuyu organizatsiyu [Guidelines for assessing the economic feasibility of transforming a municipal enterprise into a private organization]. Eurasian Law Journal, no. 4 (143), pp. 443-444.
Blanutsa V. I. (2020) Tsifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federatsii: kontseptual'nyy analiz natsional'noy programmy [Digital economy of the Russian Federation: conceptual analysis of the national program]. Perm University Herald. EconomY, vol. 15, no. 4, pp. 463-493.
Vasilyeva N.V. (2019) Publichnoye prednaznacheniye gosudarstvennogo (munitsipal'nogo) imushchestva: finansovo-pravovoy aspekt [The public purpose of state (municipal) property: financial and legal aspect]. Siberian Law Herald, No. 3 (86), p. 22-26.
Gengut Yu. L. (2014) Metodologiya statisticheskogo issledovaniya protsessov privatizatsii gosudarstvennogo i munitsipal'nogo imushchestva na territorii Rossiyskoy Federatsii [Methodology of statistical research of t he processes of privatization of state and municipal property on the territory of the Russian Federation]. Regional'noye razvitiye - Regional Development, no. 2, pp. 112-119.
Delyagin M. G., Sheyanov V. (2011) Russkiy Kosmos: Pobedy iporazheniya [Russian space: Victories and defeats]. Eksmo Publ., Moscow, 272 p.
Delyagin M. G., Sheyanov V. V. (2009) Mir naiznanku. Chem zakonchitsya ekonomicheskiy krizis dlya Rossii? [The world inside out. How will the economic crisis end for Russia?] Moscow, Kommersant-Eksmo, 352 p.
Dubrovsky V. Zh., Orlova T. S., Yaroshevich N. Yu. (2014) Formirovaniye konkurentnoy sredy v infrastrukturnykh otraslyakh s yestestvenno-monopol'noy komponentoy [Formation of a competitive environment in infrastructure industries with a natural monopoly component]. Upravelenets (The Manager), no. 6 (52), pp. 30-33.
Ermolaev D. V., Kozlova E. D. (2016) Imushchestvennyy kompleks munitsipal'nogo obrazovaniya kak ekonomicheskaya osnova mestnogo samoupravleniya [The property complex of the municipal formation as the economic basis of local self-government]. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomicheskiye i yuridicheskiye nauki -Izvestia of the Tula State University. Economic and Legal Sciences, no. 4-1, pp. 286-294.
Erygin Yu. V., Belyakov R. A. (2015) Opredeleniye kommercheskogo potentsiala i tseny innovatsionnoy tekhnologii. [Determination of the commercial potential and the price of innovative technology]. Sibirskiy aerokosmicheskiy zhurnal - The Siberian Aerospace Journal, vol. 16, no. 3, pp. 782-786.
Zemskova I.A. (2018) Transformatsiya kachestva gosudarstvennykh uslug pod vliyaniyem tsifrovizatsii gosudarstvennykh organov [Transformation of the quality of public services under the influence of digitalization of government bodies]. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta - Bulletin of Saratov State Social and Economic University, no. 3 (72), pp. 23-28.
Zotov V. B., Golovanov V. I. (2018) Problemy finansovogo obespecheniya v munitsipal'nykh obrazovaniyakh i napravleniya povysheniya urovnya samostoyatel'nosti mestnoy vlasti [Problems of financial support in municipalities and directions for increasing the level of independence of local authorities]. Municipal Academy, no. 51, pp. 57-61.
Kapelyushnikov R. I. (2004) Pravo sobstvennosti: ocherk sovremennoy teorii [Ownership: Essay on modern theory]. Laboratory for Theoretical Research of Law and State, National Research University Higher School of Economics, Moscow, 23 p.
Kulikov L. M. (2008) Ekonomicheskaya teoriya [Economic theory]. Textbook. Prospekt Publ., Moscow, 428 p.
Novikov S. N. (2017) Ispol'zovaniye informatsionnykh tekhnologiy v sfere upravleniya munitsipal'nym imushchestvom [The use of information technology in the management of municipal property]. Informatika iprikladnaya matematika - Informatics and Applied Mathematics, no. 23, p. 70-74.
Patlasov O. Yu., Klimenko S. N. (2018) Otsenka finansovoy ustoychivosti territorial'nykh obrazovaniy: otechestvennyy i zarubezhnyy opyt [Assessment of the financial stability of territorial entities: domestic and foreign experience]. The Science of Person: Humanitarian Researches, no. 2 (32), p. 182-188.
Razdyakonova E.V. (2019) Kontrol' v sfere upravleniya munitsipal'nym imushchestvom: pravovoy aspekt [Control in the field of municipal property management: the legal aspect]. Juridical Science and Practice, vol. 15, no. 2, p. 72-77.
Rozhkov E. V. (2020) K voprosu po upravleniyu sobstvennost'yu (na primere transporta munitsipal'nogo obrazovaniya gorod Perm') [On the issue of property management (on the example of the transport of the municipal formation of the city of Perm)]. Transport: Science, Equipment, Management, no. 12, pp. 44-50.
Rozhkov E. V. (2017) Perspektivy razvitiya gosudarstvenno chastnogo partnorstva (na primere Permskogo kraya) [Prospects for the development of public-private partnerships (on the example of the Perm Territory)]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, no. 1, p. 284-296.
Seraya E. S., Shepina S. G., Petrov K. S., Matveyko R. B. (2019) Matveyko R. B. (2019) Intellektual'naya gorodskaya sreda. Integratsiya GIS i BIM. [Intellectual urban environment. Integration of GlS and BIM]. Engineering Journal of Don, no. 1, p. 106.
Sergeyko A. N. (2019) Zarubezhnyy opyt effektivnogo upravleniya gosudarstvennoy i munitsipal'noy sobstvennost'yu [Foreign experience of effective management of state and municipal property]. Vesnik Magileuskaga Dzyazhaunaga universigeta imya A. A. Kulyashova, Seryya D. Ekanomika - Bulletin of the A. A. Kulyashov's Mogilev State University. Series D. Economics, no. 1 (53), p. 18-31.
Semyachkov K. A. (2020) Etapy stanovleniya tsifrovoy ekosredy sovremennykh gorodov [Stages of formation of the digital ecological environment of modern cities]. Regional'naya ekonomika i upravleniye - Regional Economy and Management, no. 2 (62). URL: https://eee-region.ru/article/6203/
Smirnov E. N., Lukyanov S. A. (2020) Imperativy upravleniya global'nymi tsifrovymi platformami [Imperatives of managing global digital platforms]. Upravlenets (The Manager), vol. 11, no. 4, p. 59-69.
Tatarkin A. I., Romanova O. A., Lavrikova Yu. G. (2009) Teoreticheskiye osnovy gosudarstvenno-chastnogo partnorstva [Theoretical foundations of public-private partnership]. Business, Management and Law, no. 1, pp. 19-24.
Telichenko T. V. (2007) Metodicheskiye osnovy otsenki kommercheskogo potentsiala territoriy pri kompleksnoy rekonstruktsii i obnovlenii slozhivsheysya zastroyki goroda. Avtoref. dis. kand. ekon. nauk [Methodological foundations for assessing the commercial potential of territories during the complex reconstruction and renovation of the existing urban development. Cand. Econom. Sc. Abstr. Dis.]. Moscow, 26 p.
Khan A. A. (2019) Razvitiye gorodskoy sredy na baze primeneniya tekhnologiy "Umnogo goroda" [Development of the urban environment based on the use of Smart City technologies]. Inzhenernyye resheniya - Engineering Solutions, no. 6 (7), pp. 4-7.
Cherdakova L. A. (2015) Pravo sobstvennosti munitsipal'nykh obrazovaniy: nekotoryye osobennosti osushchestvleniya i pravovogo regulirovaniya [Ownership of municipalities: some features of implementation and legal regulation]. Siberian Law Herald, No. 2 (69), p. 52-56.
Shemyakina V. A. (2017) Novyye goroda XXI veka. Novyye videniya i vozmozhnosti [New cities of the XXI century. New visions and opportunities]. Architecture and Modern Information Technologies, no. 1 (38), pp. 256-271.
Shokh M. A. (2016) Povysheniye effektivnosti ispol'zovaniya ob''yektov munitsipal'nogo imushchestvennogo kompleksa [Increasing the efficiency of using objects of the municipal property complex]. Innovatsionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya - Innovative Economy: Prospects for Development And Improvement, no. 5 (15), pp. 166-170.
Yurikov D. V. (2014) Informatsionnyy potentsial upravleniya gorodom [Information potential of city management]. Vestnik Mezhdunarodnogo instituta upravleniya - Bulletin of the International Institute of Management, no. 5-6 (129130), pp. 77-80.
Nam T., Pardo T. (2016) Concepyualizing smart city with dimensions of technology, people and institutions. The proceedings of the 12th Annual International Conference on Digital Government Recearch, pp. 35-37. (In English).
Patlasov O. Yu., Zharov Ye. K. (2017) Premises and Environmental Background for the Transition to the Creative Development of Economics. International Journal of Ecological Economics and Statistics, vol. 38, no. 3, pp. 134-150. (In English).
Patlasov O., zharov Ye. (2018) Creative Industries Developmentin Russia: Tendencies and Perspectives. Journal of Advanced Research in Law and Economics, vol. IX, no. 4 (34), Summer 2018, pp. 1428-1438. (In English).
Информация об авторе
Рожков Евгений Викторович
Аспирант кафедры экономики предприятий. Уральский государственный экономический университет (620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 62). E-mail: [email protected]
Author's information
Evgeny V. Rozhkov
Postgraduate student of Enterprises Economics Department. Ural State University of Economics (62 March 8 St., Ekaterinburg, 620144, Russian Federation). E-mail: [email protected]