Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ)'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
187
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / СОБСТВЕННОСТЬ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рожков Е.В.

В статье рассматриваются вопросы по управлению муниципальной собственностью в рамках цифровизации. Определено, что при использовании муниципального имущества необходимо учитывать фактор экономической и финансовой эффективности в условиях бюджетного дефицита для достижения целей стратегического развития муниципалитета. Рассмотрен системный бизнес-процесс управления муниципальной собственностью. Представлена цифровая трансформация системы муниципального управления собственностью, которая призвана создавать качественно новую систему оказания муниципальных услуг, повышать результативность и эффективность деятельности публично-правовых преобразований; оптимизировать бюджетные расходы на реализацию муниципальных функций по управлению собственностью. Сделан вывод о применение бизнес-процесса в управлении муниципальной собственностью в условиях её цифровизации способствует в выборе правильных решений по её использованию, и, что цифровизация муниципальной собственности является необходимым процессом в экономике, способствующей увеличению её стоимости и контроля в он-лайн режиме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF MUNICIPAL PROPERTY (IN MODERN CONDITIONS)

The article deals with the management of municipal property within the framework of digitalization. It is determined that when using municipal property, it is necessary to take into account the factor of economic and financial efficiency in conditions of budget deficit in order to achieve the goals of strategic development of the municipality. The system business process of municipal property management is considered. A digital transformation of the municipal property management system is presented, which is designed to create a qualitatively new system for the provision of municipal services, to increase the efficiency and effectiveness of public legal transformations; Optimize budget expenditures for municipal property management functions. It was concluded that the application of the business process in the management of municipal property in the conditions of its digitalization contributes to the choice of the right solutions for its use, and that digitalization of municipal property is a necessary process in the economy, which contributes to an increase in its cost and control in the online mode.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ)»

УДК 332.08

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ)

Рожков Е.В.

АО АКИБ «Почтобанк»

В статье рассматриваются вопросы по управлению муниципальной собственностью в рамках цифровизации. Определено, что при использовании муниципального имущества необходимо учитывать фактор экономической и финансовой эффективности в условиях бюджетного дефицита для достижения целей стратегического развития муниципалитета. Рассмотрен системный бизнес-процесс управления муниципальной собственностью. Представлена цифровая трансформация системы муниципального управления собственностью, которая призвана создавать качественно новую систему оказания муниципальных услуг, повышать результативность и эффективность деятельности публично-правовых преобразований; оптимизировать бюджетные расходы на реализацию муниципальных функций по управлению собственностью. Сделан вывод о применение бизнес-процесса в управлении муниципальной собственностью в условиях её цифровизации способствует в выборе правильных решений по её использованию, и, что цифровизация муниципальной собственности является необходимым процессом в экономике, способствующей увеличению её стоимости и контроля в он-лайн режиме. Ключевые слова: цифровизация, собственность, муниципальное образование, процесс управления.

Цифровая революция, прошедшая в развитых зарубежных странах, позволила крупным городам во всём мире не только создать стоимость, но и создать предпосылки к её удержанию, чтобы потенциал цифровой экономики мог быть использован для всех. В мировой экономике сложились несколько основных моделей управления собственностью муниципального образования [6;7;8], к которым относятся: европейская, немецкая, англо-американская и китайская [4] и они показывают, что эффективность управления муниципалитетом [6;7;8] заложена в национальной и исторической особенности того или иного государства [7].

Внедрение в регионах технологий информационного моделирования («Building Information Modeling» - BIM) и цифрового проектирования новых объектов капитального строительства обойдутся в 600 млн. руб. Ожидается, что все проектирование новых зданий за счет средств регионального бюджета будет осуществляться с использованием BIM. Ещё 800 млн. руб. потребуется на внедрение в субъектах федерации ИСОГД (информационная система обеспечения градостроительной деятельности). Данную сумму поровну поделят федеральный и региональные бюджеты, в том числе 240 млн. руб. потребуется для внедрения сервисов территориального планирования и землепользования на базе городской информационной модели (CIM) и обеспечения задач бюджетного и инвестиционного строительства и формирования единого банка проектной, исполнительной и отчётной документации по объектам капитального строительства на территории субъектов. Аналогичная сумма будет нужна на внедрение интеграционной системы, обеспечивающей синхронизацию баз данных городской информационной модели.

Изучением вопросов управлением муниципальной собственностью в современных (цифровых) условиях занимались: Апатова Н.В. [1], Добролюбова Е.И., Казанцева Н.В., Прокопова Л.И., Сидоренко Э.Л. и др.

Цель работы заключается в определении внедрения цифровых технологий при управлении муниципальной собственности.

Управление муниципальным имущественным комплексом (объекты движимого и недвижимого имущества, земля) на основе учета фактора экономической и финансовой эффективности в условиях жестких бюджетных ограничений позволяет создавать дополнительные ресурсы и мультипликативные эффекты для осуществления местного самоуправления и достижения целей стратегического развития муниципального образования [5].

Основным объектом управления муниципальной собственностью является муниципальное имущество - комплекс, в состав которого входят различные виды имущества: земля, движимое и недвижимое имущество. При этом в категорию «недвижимое имущество», как правило, входят жилой и нежилой фонд, коммунальные сети, различного рода сооружения и т.д. Многообразный по составу, назначению к использованию, а также и коммерческому потенциалу (его определяет возможность передачи имущества в аренду или приватизации), имущественный комплекс рассматривается муниципальными образованиями, с одной стороны, в качестве основного источника неналоговых поступлений в местные бюджеты, с другой - средства решения большого числа социально значимых вопросов. В связи с чем, эффективность использования муниципального имущества, как правило, оценивается, во-первых, с позиции извлекаемого дохода, во-вторых, по размеру полученного социального эффекта.

Вышеприведенное описание некоторых основ управления муниципальным имуществом потребовалось лишь затем, чтобы можно было думать, что результатом (достижения) согласованного (на базе общей цифровой системы) использования распределенного (во времени и пространстве) муниципального имущества являются дополнительные доходы и социальные эффекты.

Системный подход представляет собой особый вид методологии научных исследований, базирующийся на изучении объекта исследования в неразрывной связи с обуславливающими его явлениями, процессами и отношениями, складывающимися у объекта исследования с внутренней и внешней средой [2]. Представим процесс управления муниципальной собственностью как системный бизнес-процесс (рис. 1).

Процессный подход к управлению Управляющие

Входы

бизнес-процесса

входы

Выходы

бизнес -процесса

Бизнес-процесс

Механизмы

Рисунок 1 - Системный бизнес-процесс

Видение существующего процесса на всех участках позволяет определить, где и какие работы можно выполнить наиболее эффективно, и, в соответствии с этим, выстроить новый процесс. Гибкая структура процессов и постоянный доступ к необходимой информации позволяют быстро принимать решения как на верхнем уровне (по ключевым стратегическим вопросам), так и в самом нижнем звене исполнения (по оперативной ситуации), без длительной процедуры вертикальной передачи вопросов и распоряжений.

Цифровая трансформация системы муниципального управления собственностью призвана создавать качественно новую систему оказания муниципальных услуг, повысить результативность и эффективность деятельности публично-правовых преобразований; оптимизировать бюджетные расходы на реализацию муниципальных функций по управлению собственностью. Цифровые платформы по управлению муниципальной собственностью должны использовать целый ряд инновационных моделей (бизнес-моделей), чтобы быть жизнеспособными.

Таким образом, применение бизнес-процесса в управлении муниципальной собственностью в условиях её цифровизации способствует в выборе правильных решений по её использованию.

Цифровые технологии проникают в повседневную жизнь и формирования новой экономической реальности. Внедрение цифровых технологий меняет потребителей при поиске того или иного имущественного комплекса. На каждом этапе жизненного цикла объекта строительства происходит интеграция традиционных подходов с новыми технологиями. В ближайшие годы ставка делается на развитие «умных городов», проводится анализ модернизации городской инфраструктуры с учётом критериев интеллектуальных городов.

Несовершенство инвестиционного законодательства остаётся наиболее значимым ограничивающим фактором в цифровой экономике. Для создания благоприятного климата, который привлечёт инвестиции, следует критично подойти к направлениям совершенствования правового регулирования инвестиционной деятельности в цифровой экономике. Доктрина развития инвестиционного законодательства в цифровой экономике должны адаптироваться к изменениям в экономической системе, к экономической активности на современном рынке, они должны соответствовать сущности современной экономики, глобальным условиям развития цифровой экономики России. Цифровая экономика имеет тенденцию к развитию и трансформации, реализуя своё главное предназначение - применение неиспользуемых или малоиспользуемых активов.

Цифровая трансформация системы муниципального управления призвана создавать качественно новую систему оказания муниципальных услуг, повысить результативность и эффективность деятельности публично-правовых преобразований; оптимизировать бюджетные расходы на реализацию муниципальных функций и т.д. Следовательно, при управлении муниципальной собственностью логично будет применять программно-целевое управление и создать технологическую платформу (в противовес классической цепи создания стоимости). Соответственно, при её создании (технологической платформы) необходимо будет учитывать не только сбор и внесение данных, но и превращение данных в информационные продукты с добавленной стоимостью, а держателем технологий (ядром платформы) будет местный муниципалитет.

Информационная система учёта имущества администрации города Перми представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Информационная система Департамента имущественных отношений*

Наименование ИС Цели создания ИС Принадлежность Ведомственная принадлежность

муниципальная информационная система персональных данных департамента имущественных отношений администрации города Перми «Автоматизированная информационная система управления муниципальным имуществом «8АиМ1» автоматизация и оптимизация управления основными видами деятельности департамента имущественных отношений: ведение имущественного реестра движимого и недвижимого имущества, ведение реестра договоров аренды, купли-продажи, безвозмездного пользования, концессионных соглашений, автоматизация учёта начислений и платежей по договорам муниципальная ведомственная

* Источник: Составлено по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю .

В таблице 1 представлены данные по муниципальной информационной системе персональных данных «Автоматизированная информационная система управления муниципальным имуществом «8АЦМ1».

Наряду с этим, отметим, что цифровизация муниципальной собственности является не как модное явление или вынужденное явление, а как необходимый процесс в экономике, способствующий увеличению её стоимости, эффективности использования и контроля в онлайн режиме.

Исследования в данной области способствует улучшению экономических взаимоотношений между муниципальными образованиями и обмену лучшего опыта по управлению муниципальной собственностью.

Список литературы

1. Апатова Н.В. Цифровая экономика: основные направления развития: монография / Под научной редакцией д.э.н., д.п.н., профессора Апатовой Н.В. Серия «Цифровая экономика». - Симферополь: ИП Зуева Т.В., 2018. - 216 с.

2. Корнаи Я. Системная парадигма // Вопросы экономики. 2002. № 4. C. 4 - 22.

3. Манина М.В. О цифровом государственном управлении в России // Цифровая экономика и финансы. Материалы III международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург. 2020. С. 44 - 48.

4. Сергейко А.Н. Зарубежный опыт эффективного управления государственной и муниципальной собственностью // ВЕСНЖ МАГ1ЛЕУСКАГА ДЗЯЖАУНАГА УН1ВЕРС1ГЭТА 1МЯ А.А. КУЛЯШОВА, СЕРЫЯ Д.ЭКАНОМЖА. 2019. № 1 (53). С. 18 - 31.

5. Чиркунова Е.К., Загриев А.Р. Управление муниципальным имущественным комплексом на основе системного подхода // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2018. Т. 9. № 1. С. 38 - 45.

6. Nam T., Pardo T. Concepyualizing smart city with dimensions of technology, people and institutions // The Proceedings of the 12th Annual International Conference on Digital Government Recearch. 2016. pp. 35 - 37.

7. Yigitcanlar T., Foth M., Kamruzzaman M. Towards Posr - Anthropocentric Cities: Re-conceptualizing Smart Cities to Evade Urban Ecocide // Journal of Urban Technology. 2019. no. 2. pp. 147 - 152.

8. Ballestero F., Perez M. El papel del Estado ante la digitalizacion de la economia. Estrategia digital // ICE, Ministerio de Economia, industria y Competitividad. Julio- Agosto. 2017. no. 897. pp. 113 - 130.

Информация об авторе

Рожков Евгений Викторович - специалист АО АКИБ «Почтобанк»

UDK 332.08

USE OF MUNICIPAL PROPERTY (IN MODERN CONDITIONS)

Rozhkov E.V.

AO «Postobank»

The article deals with the management of municipal property within the framework of digitalization. It is determined that when using municipal property, it is necessary to take into account the factor of economic and financial efficiency in conditions of budget deficit in order to achieve the goals of strategic development of the municipality. The system business process of municipal property management is considered. A digital transformation of the municipal property management system is presented, which is designed to create a qualitatively new system for the provision of municipal services, to increase the efficiency and effectiveness of public legal transformations; Optimize budget expenditures for municipal property management functions. It was concluded that the application of the business process in the management of municipal property in the conditions of its digitalization contributes to the choice of the right solutions for its use, and that digitalization of municipal property is a necessary process in the economy, which contributes to an increase in its cost and control in the online mode. Keywords: digitalization, property, municipality, process property.

References:

1. Apatova N.V. Cifrovaya ekonomika: osnovnye napravleniya razvitiya: monografiya / Pod nauchnoj redakciej d.e.n., d.p.n., professora Apatovoj N.V. Seriya «Cifrovaya ekonomi-ka». - Simferopol': IP Zueva T.V., 2018. - 216 s.

2. Kornai YA. Sistemnaya paradigma // Voprosy ekonomiki. 2002. № 4. C. 4 - 22.

3. Manina M.V. O cifrovom gosudarstvennom upravlenii v Rossii // Cifrovaya eko-nomika i finansy. Materialy III mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg. 2020. S. 44 - 48.

4. Sergejko A.N. Zarubezhnyj opyt effektivnogo upravleniya gosudarstvennoj i mu-nicipal'noj sobstvennost'yu // VESNIK MAGILEUSKAGA DZYAZHAUNAGA UNIVERSIGETA IMYA A.A. KULYASHOVA, SERYYA D.EKANOMIKA. 2019. № 1 (53). S. 18 - 31.

5. CHirkunova E.K., Zagriev A.R. Upravlenie municipal'nym imushchestvennym kom-pleksom na osnove sistemnogo podhoda // Vestnik Samarskogo universiteta. Ekonomika i upravlenie. 2018. T. 9. № 1. S. 38 - 45.

6. Nam T., Pardo T. Concepyualizing smart city with dimensions of technology, people and institutions // The Proceedings of the 12th Annual International Conference on Digital Government Recearch. 2016. pp. 35 - 37.

7. Yigitcanlar T., Foth M., Kamruzzaman M. Towards Posr - Anthropocentric Cities: Re-conceptualizing Smart Cities to Evade Urban Ecocide // Journal of Urban Technology. 2019. no. 2. pp. 147 - 152.

8. Ballestero F., Perez M. El papel del Estado ante la digitalizacion de la economia. Estrategia digital // ICE, Ministerio de Economia, industria y Competitividad. Julio- Agosto. 2017. no. 897. pp. 113 - 130.

Author's information

Rozhkov Evgeniy Viktorovich - Specialist, AO «Postobank»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.