Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА'

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
353
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОБСТВЕННОСТЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА / МУНИЦИПАЛИТЕТ / ОРГАНЫ ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рожков Евгений Викторович

В настоящее время, как учёными экономистами, так и руководителями местных органов власти большое внимание уделяется процессам, связанным с управлением муниципальной собственностью, с недостаточной развитостью нормативно-правовых документов, с эффективностью её эксплуатации, но недостаточно уделяется внимание в необходимости проведения оцифровки муниципального имущества, а также, экономической предпосылке для её проведения. Особое внимание автором уделяется на необходимости разного подхода к проведению цифровизации муниципального имущества, с учётом размера города, численностью его населения. Выделяется особенность в разнице бюджетов крупных городов (более 500 000 человек) и совсем не больших, соответственно и возможностью выделения отдельной статьи расходной части бюджета муниципального образования на проведение цифровизации имущества. Делается вывод о наличии экономической основы проведения цифровизации городского движимого и недвижимого имущества, различных сооружений, объектов недвижимости и земельных участков. Их цифровизация позволит не только увеличить их стоимость и привлечь дополнительные инвестиции в инфраструктуру муниципального образования, но и позволит более прозрачно управлять имеющейся муниципальной собственностью, снизить коррупционную составляющую при заключении договоров аренды и продажи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC BASIC FOR DIGITALIZATION OF MUNICIPAL PROPERTY

Currently, both academic economists and heads of local authorities pay great attention to processes related to the management of municipal property, with the insufficient development of regulatory legal documents, with the effectiveness of its operation, but not enough attention is paid to the need to digitize municipal property, as well as the economic prerequisite for its implementation. The author pays special attention to the need for a different approach to the digitalization of municipal property, taking into account the size of the city, the size of its population. A feature is distinguished in the difference in the budgets of large cities (more than 500,000 people) and not at all large, respectively, and the possibility of allocating a separate item to the expenditure part of the budget of the municipality for the digitalization of property. It is concluded that there is an economic basis for digitalization of urban movable and immovable property, various structures, real estate and land plots. Their digitalization will not only increase their cost and attract additional investments in the infrastructure of the municipality, but also allow more transparent management of existing municipal property, reduce the corruption component when concluding lease and sale agreements.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА»

Е. В. Рожков

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

E. V. Rozhkov

Economic Basic for Digitalization of municipal Property

Необходимость цифровизации муниципального имущества - это решение определённых проблем, которые возникают при управление городским имуществом. Само городское имущество не может каким-либо способом быть отделено от самого города, от его развития. Соответственно, в разные годы в городах возникают разные проблемы, которые необходимо решать. В 1978 году французский архитектор Хенар (Henard) предсказывал влияние развития транспортной системы на развитие городской среды. А, такой учёный как Marhold, основным фактором развития городов считал высокий уровень улучшения производственных процессов. Европейские города (особенно в Западной Европе) поддерживают развитие инноваций, и внутренних факторов, влияющих на экономическое развитие городов: предприятия, инфраструктура, финансы, управление, инновационные процессы и т. д. Инфраструктура является одним из основных факторов развития города и неотъемлемой частью функционирования хозяйствующих субъектов и качества жизни горожан. Инфраструктуру обычно представляют двумя направлениями. К первому относят - социальную (культурные объекты, объекты образования и т.д.) и техническую (транспортные сети, телекоммуникации, водные сети, энергетические сети и т. д.).

Управление собственностью в городах станах БРИКС очень разное. Например, проблемы мегаполисов Бразилии и Индии относятся к трущобным районам, а для столицы России - они не существуют. Тем не менее, в таких городах, как Шанхай, Дели, Сан-Паулу, Йоханнесбург и других, в городском управлении есть общие проблемы: архитектурное планирование, организация общественного транспорта, взаимодействие местных органов власти с населением1.

Основополагающим звеном правового регулирования муниципальной собственности в России выступает Европейская хартия местного самоуправления, закрепляющая в отдельной статье вопрос регулирования финансовых ресурсов (экономическая основа)2. В целях повышения эффективности управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом в 2020 году главой Правительства Российской Федерации была утверждена методика определения критериев оптимизации состава государственного и муниципального имущества и

показателей эффективности, в целях реализации подпрограммы «Управление федеральным имуществом» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика».

Развитие инновационной экономики в стране невозможно без соответствующей трансформации государственного (муниципального) управления государственным (муниципальным) имуществом. Одним из вариантов трансформации является создание «цифрового двойника» -системы онлайн-коммуникации органов власти, бизнес структур и населения на цифровой платформе «Стратегия 24» (предназначена для отображения актуальной информации о развитии с целью вовлечения населения в управление городским развитием, в т. ч. городской собственностью). Установление «цифрового двойника», позволит создать несколько сервисов, к ним относятся: «Прямая связь», «Стратегическое управление», «Мониторинг показателей», «Проектное управление» и т.д. В каждом сервисе местные органы власти смогут размещать проекты, опросы, инициативы и т. д., а сами жители муниципального образования, после регистрации на необходимом сервисе смогут предлагать органам власти инициативы для организации публичного взаимодействия.

Сегодня субъекты федерации в силу различных особенностей будут вносить разный вклад в цифровую трансформацию экономики страны. Для анализа успешности участия разных регионов в цифровых изменениях экономики страны были разработаны - методика Национального исследовательского института технологий и связи и методика «Сколково» (Московская школа управления)3. Кроме того, необходимо отметить, что существуют и сдерживающие факторы в регионах по переходу на модель управления в цифру. К которым, можно отнести: недостаточно развитую информационно - телекоммуникационную инфраструктуру, высокую стоимость поставки электрической связи до потребителя, недостаток в финансировании по отдельным мероприятиям в сфере информатизации, недостаток 1Т-специалистов и т.д.4

Например, в Пермском крае, цифровая экономика представлена двумя сторонами. Первая сторона - это компании, создающие информационно - коммуникационные технологии, а вторая - потребители продуктов и услуг ИКТ, представляющие спрос в цифровой экономике (местные органы власти, бизнес структуры и жители). Для реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, была разработана и утверждена Концепция развития цифровой экономики Пермского края (до 2024 года).

Субъектом управления муниципальной собственностью являются городские жители и органы городской власти, а объектами управления является муниципальная собственность5.

Методология исследования. Оценку исследования составили принципы пространственной и муниципальной экономики, причинно-

следственного, сетевого и системного подходов. Методика исследования включила в себя:

- анализ приоритетов и параметров цифровизации инфраструктурных систем с позиции реализации ими пространственных функций, т. е. как пространственных инфраструктурных систем;

- оценка возможного влияния цифровизации пространственных инфраструктурных систем на экономику муниципального образования6.

Системный подход, является базисной составляющей, т.к. позволяет в дальнейших учениях изучать и статистику и экономический эффект, как отдельных элементов муниципальной собственности, так и в целом деятельность системы местного самоуправления в управлении имуществом, и тем самым составить основу для статистических данных7.

В качестве одного из моментов развития современного города необходимо отметить всеобщее отношение к понятию «Индустрия 4.0» (Ганноверская ярмарка, 2011 год) - т. е. повсеместного применения цифровых технологий, искусственного интеллекта, мобильности производственных и сервисных устройств и т.д. Обычная жизнь человека в городе наполняется искусственным интеллектом, «Интернетом вещей», робототехникой и погружается в технологии «умного города» и т.д. Т.е. «умные города» стали являться следствием четвёртой промышленной революции и, в свою очередь, преобразуются в «города 4.0»8. Концепция «Умный город», реализуемая наиболее успешными городами, позволяет решать многие городские проблемы, в т.ч. в области городского хозяйства. К основным принципами этой Концепции можно отнести следующие критерии: ориентированность на человека и его потребности; умное ЖКХ; высокое качество управления городскими ресурсами, эффективность городского планирования, управление городом на основе цифровых данных; комфортная и безопасная городская среда; оптимизация бюджетных ресурсов и создание новых источников доходов местного бюджета.

Городская (муниципальная) собственность или, иными словами, муниципальное имущество - это движимое и недвижимое имущество, находящееся в собственности муниципалитета. Недвижимое имущество -земельные участки, здания, сооружения и объекты инфраструктуры. Вещи, не относящиеся к недвижимости, в том числе деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Соответственно, в рамках качественного управления собственностью в будущем, необходимо сегодня проводить работу по отцифровки недвижимого имущества.

Для жителей муниципального образования важен уровень качества жизни проживания, а это одна из целей муниципальной социально-экономической политики. Также, к целям управления муниципальной собственностью можно отнести: обеспечение высококачественных и

общедоступных услуг в социальной сфере, повышения доходных поступлений местного бюджета и т. д.

Поступления в местный бюджет от использования имущества (которое имеет свою определённую стоимость). Соответственно, имущество, не используемое для предоставления муниципальных услуг может быть продано или заложено муниципалитетом для привлечения дополнительных финансов в бюджет. Также, недвижимое имущество может выступать в качестве гарантии инвесторам со стороны администрации при привлечении инвестиций в городскую экономику9. Муниципальная собственность стала настоящей экономической основой органов местного самоуправления, материально-технической базой функционирования экономики муниципалитета, а также, системой социально-экономических отношений, возникающих в результате владения, пользования и распоряжения имуществом. Но, в основном, учитывая современную тенденцию, количество муниципальной собственности постоянно сокращается.

На примере муниципального образования город Пермь. Имущественный комплекс города Перми можно представить в виде таблицы (табл. 1). Таблица 1

Имущественный комплекс муниципального образования г. Пермь на 01.01.2020 года*

Наименование Кол-во Площадь Протяжённость Балансовая

объектов (тыс. кв. м.) (км) стоимость (млн. руб.)

Жилой фонд 19 234 826,7 - 10 130

Нежилой фонд 3 292 2 050,0 - 19 100

Объекты инженерной 19 850 - 5 614 19 813

инфраструктуры

Сооружения 724 843 18 347

Земельные участки1 2 505 12 321 - -

*- Источник: Пермьстат, 2020

1)1 - в 2019 году кадастровый учёт выполнен на территории 25 кварталов площадью 260,9 га. Уточнены границы 194 земельных участков в соответствии с используемой площадью и красными линиями.

Как видно из представленных данных в таблице 1 по муниципальной собственности города Перми на начало 2020 года. По недвижимому имуществу наибольшее количество (19850 единиц) относится к объектам инженерной инфраструктуры и соответственно, наибольшей балансовой стоимостью - 19813 млн. руб. Количество сооружений в количестве 724 шт. (протяжённостью 843 км) на 1 января 2020 года определены балансовой стоимостью 18347 млн. руб. Жилой фонд - 19234 единиц (826,7 тыс. кв.м.) определены 10130 млн. руб. балансовой стоимостью и нежилой фонд - 3292 единицы (2050,0 тыс. кв.м.) определены 19100 млн. руб. балансовой стоимостью.

Несмотря на то, что ГК РФ не определён точный перечень состава объектов, попадающих под квалификацию имущественного комплекса муниципального образования, в целом, принято считать, что это совокупность и вещей и прав и обязанностей, закреплённых за муниципальным образованием. Управление имуществом муниципального образования - это совокупность эффективных действий собственника, направленных на сохранение основных качеств объекта собственности или её приращение; целенаправленное воздействие на объекты собственности и субъекты их использования в интересах муниципального образования, связанное с установлением правил, условий использования муниципальной собственности, достижением поставленных целей с учётом общественных требований10.

Главное требование к использованию муниципального имущества является максимально сбалансированное сочетание принципов экономической эффективности и социальной ответственности городской администрации за обеспечение жизнедеятельности муниципальных образований и социально-экономических интересов граждан.

На примере города Перми, можно показать несколько направлений, которые позволят реализовать Концепцию развития цифровой экономики11:

- применение цифровых технологий в бюджетной сфере. В муниципальных структурах отказ от бумажного документооборота, а также предоставление различных справок в электронном виде. Финансовая поддержка на конкурсной основе компаний, использующих высокие технологии в медицине. Оказание своевременной технологичной медицинской помощи по месту требования. Внедрение региональной медицинской информационной системы и автоматизации работы скорой медицинской помощи;

- комплексное внедрение технологий «Умного города» в муниципальных образованиях. Интеллектуальное управление городским общественным транспортом. Внедрение фото- и видео- фиксации в дорожном движении. Оцифровка инфраструктуры, чистая вода и воздух. Внедрение систем интеллектуального учёта коммунальных ресурсов, автоматизированного контроля исполнения заявок потребителей и устранения аварий. Энергоэффективное городское освещение, включая архитектурную и художественную подсветку. Использование возможностей интернета в парадигме Интернета вещей даёт возможность автоматизации парковочных мест в центральной части города Перми. Управление водными и энергетическими ресурсами и т.д.

Показывая пример, на одном городе - Перми, можно убедиться, что своими собственными средствами (расходная часть бюджета более 39,0 млрд. руб.) муниципальному образованию не справиться с необходимостью внедрения информационно - коммуникационных

технологий и поэтому, как на федеральном, так и на региональном уровнях должны быть утверждены многолетние программы по софинансированию этих подпрограмм и выделения целенаправленных дотаций.

Цифровизация муниципальных образований в соответствии с имеющимися проектами и программами будет достигнута, но с разной степенью готовности и тем более разным временным периодом (в зависимости от размера по численности населения и географического местоположения). Проблемы - отсутствие в существующих нормативных документах и государственных программах контрольных точек реализации программы цифровизации и методического инструментария анализа полученных результатов при финансировании из федерального и регионального бюджетов. Кроме того, при всеобщем внедрении цифровизации, необходимо заранее выработать решение возникающих таких проблем, как: распространение информации; роста мошенничества с персональными данными людей; сокращение привычных рабочих мест в различных сферах; отсутствие у работающих сотрудников навыков работы с использованием новых технологий, а также необходимости изменения философии мышления людей. Также, к проблемам по внедрению цифровизации, можно отнести недостаточно развитую навигацию сайтов муниципальных образований (отсутствие на них в полном объёме показателей в соответствии с действующим законодательством в сфере информационной открытости)12.

Для проведения цифровизации городов в отдельно взятом регионе, на уровне субъекта должны быть разработаны программы, приоритетные для своей территории (сквозных цифровых технологий), как в сфере цифровой экономики, так и по развитию информационной инфраструктуры, внедрения автоматизированных информационных систем.

Отсутствие цифровых инновационных платформ в управлении муниципальной собственности имеет серьёзные последствия для развития городского хозяйства, что может повлечь в дальнейшем к более глубокому отставанию не больших городов от крупных (с численностью более 0,5 млн. человек), развитых цифровых городов в инновационном развитии.

Множество проблем не решаются одномоментном, и, тем не менее, на муниципальном уровне для конкретного города вполне возможно создание ИТ-системы с применением искусственного интеллекта для сбора больших данных по широкому кругу источников, для анализа различных связей и возможности дать анализ действий разных аспектов цифровизации муниципального имущества.

Простой или лёгкий подход по реализации проекта «Умный город» предлагается несколькими учёными и заключается в достижении следующих целей: достижение высоких показателей по уровню развития человеческого капитала и качества жизни населения; поддержание

устойчивого развития экономики на основе развития инновационного сектора; развитие комфортной городской среды13.

Следующая задача по управлению муниципальной собственностью -это формирование цифровой платформы с данными о муниципальном имуществе. Рассмотрим несколько определений: Информационно-аналитические системы - это системы сбора, обработки, хранения и передачи статистической, экспертно-аналитической и юридически значимой информации о хозяйственных действиях лиц, выступающих в качестве контрагентов институтов публичного права. Цифровая трансформация - целостная совокупность преобразований информационно-аналитических систем публичных лиц, их цепных последовательностей с целью применения методов интеллектуального сетевого управления публичными бюрократическими процессами и принятиями управленческих решений для оптимального исполнения задач системы муниципального управления. Например, руководство муниципального образования город Пермь способно оптимальным образом повлиять на социальную значимую деятельность системы муниципального управления, и в конечном итоге оказать благоприятный частный эффект цифровой трансформации.

Стоимость муниципальной собственности определяется стоимостью активов и стоимостью перспектив будущего роста. Концепция стоимости требует отказаться от неэффективных бухгалтерских критериев оценки стоимости и необходимости принимать понятный для собственника показатель - рост стоимости имущества. Который, в свою очередь, может включаться в прогнозные планы развития муниципалитета.

Цифровая трансформация системы муниципального управления призвана создавать качественно новую систему оказания муниципальных услуг, повысить результативность и эффективность деятельности публично-правовых преобразований; оптимизировать бюджетные расходы на реализацию муниципальных функций и т.д. Следовательно, при управлении муниципальной собственностью логично будет применять программно-целевое управление и создать технологическую платформу (в противовес классической цепи создания стоимости). Соответственно, при её создании (технологической платформы) необходимо будет учитывать не только сбор и внесение данных, но и превращение данных в информационные продукты с добавленной стоимостью, а держателем технологий (ядром платформы) будет местный муниципалитет.

Цифровые платформы должны использовать целый ряд инновационных моделей (бизнес-моделей), чтобы быть жизнеспособными. Использование инновационной платформы способствует созданию среды для разработчиков и производителей контента, для приложений и программного обеспечения. Распространение цифровых данных и платформ может использоваться для целей развития и решения проблем

муниципалитета, а именно, для повышения стоимости муниципальной собственности, которая в свою очередь приведёт к увеличению поступления денежных средств в местный бюджет, и потребители муниципальных услуг будут получать услуги более быстрее и без посредников.

Повысить стоимость муниципального имущества можно при подаче данных используя Интернет, а именно с помощью целевой рекламы, используя платформы электронной торговли, предоставляя условия ренты и услуг по аренде городской собственности в облачных услугах. Также, необходимо учитывать, что отдельные составляющие данные в разных подразделениях городской администрации об имеющемся имуществе и собственности могут не иметь стоимость, а их стоимость может образоваться после того, как все данные собраны в больших объёмах и обработаны, чтобы обеспечить возможность принятия на основе данных своих решений как руководству городской администрации, так и жителям города Перми, использующие эти данные.

В заключении, можно сказать, что экономические основания необходимости цифровизации муниципального имущества имеются. Цифровизация жилого и нежилого фонда проводимая в рамках создания «цифрового двойника» позволит как структурам, управляющим муниципальной собственностью, жителям города и бизнес-структурам в режиме онлайн реагировать на изменениях (аренда, покупка, продажа, приватизация и т.д.) и принимать соответствующие решения (органам власти - по управлению собственностью, горожанам или бизнес-структурам - о необходимости проведению сделок с муниципальной собственностью). Реализация программы «Умного города» позволит произвести оцифровку, как имеющихся объектов инженерной инфраструктуры и сооружений, находящихся в муниципальной собственности, так и строящихся (мостов, переходов, дорог и дорожной инфраструктуры и т.д.) и в дальнейшем, при их эксплуатации, позволит жителям муниципального образования использовать в своих целях для более качественного и удобного проживания в городской среде.

Цифровизация земельных участков, находящихся в муниципальной собственности будет заключительным этапом по регулированию отношений между органами власти и городским населением в этой области, для увеличения их прозрачности, избегания коррупционных составляющих, и что немаловажно, увеличения бюджета городской казны (не только за счёт продажи земли, но и за счёт сдачи её в аренду и соответственно получения арендных платежей, вовремя, в соответствии с договорными отношениями и без просрочки).

Примечания Endnotes

1 Малявкина Л.И., Савина А.Г., Сергеева И.И., Смагина И.В, Зимина Л.В., Музалевская А.А., Шмаркова Л.И., Ягодкин Д.А., Скворцова Н.А. Цифровизация современного общества: факторы трансформация, проблемы и перспективы. Орел, 2019. С. 56-57.

2 Апатова Н.В., Королев О.Л. Цифровизация регионального развития Сер. Цифровая экономика. Симферополь, 2019. С.15-22.

3 Арбузов В. О., Арбузова Т. А. Условия цифровизации регионов Приволжского федерального округа // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 11-1 (57). С. 15 - 19.

4 Головченко В. И. Региональный аспект решения проблем цифровой экономики в современной России // Базис. 2019. № 1 (5). С. 64 - 68.

5 Хакимов В. В. Анализ управления муниципальной собственностью на примере Златоустовского городского округа // Наука XXI века: проблемы, поиски, решения. Материалы XXXIX научно-практической. конференции с международным участием. Миасс. 2015. С. 276 - 282.

6 Шишкина Е. А., Сурнина Н. М. Цифровизация инфраструктурных систем: контуры пространственных трансформаций // e-FORUM. 2019.№ 4 (9). С. 3.

7 Квасов И.А. Цифровизация и интеграция технологий и управления-механизм повышения эффективности. Москва, 2017. С. 25-32.

8 Бесчастная А. А. Города 4.0: новые подходы к управлению // Научные труды СЗИУ РАНХиГС. 2019. Т. 10. Вып. 2 (39). С. 42 - 47.

9 Репичев А. И., Талюто Н. А. Особенности управления муниципальной собственностью в РФ // Наука молодых: вызовы и перспективы. Великий Новгород, 2019. С. 87 - 91.

10 Репичев А. И., Талюто Н. А. Особенности управления муниципальной собственностью в РФ // Наука молодых: вызовы и перспективы. Великий Новгород, 2019. С. 87 - 91.

11 Савина О.А., Тарасова Н.Ю., Машкова А.Л., Новикова Е.В., Шалиманова А. А. Сравнительный анализ инновационных программ экономического и пространственного развития России // Экономические и гуманитарные науки. 2020. № 12 (347). С. 3-14 .

12 Гавва Д. С., Владыко А. В., Резер Т. М. Цифровизация государственного и муниципального управления как фактор информационной открытости // Конкурентоспособность и развитие социально-экономических систем. Челябинск. 2020. С. 210-212.

13 Трещевский Ю. И., Литовкин М.В., Папин С.Н., Пенина Е.О. Модель реализации концепции «умный город для активных людей» в городе

Воронеж // Структурные преобразования экономики территорий: в поиске социального и экономического развития. Курск. 2018. С. 246 - 257.

Авторы, аннотация, ключевые слова

Рожков Евгений Викторович - соискатель Уральского государственного экономического университета (Екатеринбург)

rozhkov@pochtobank.ru

В настоящее время, как учёными экономистами, так и руководителями местных органов власти большое внимание уделяется процессам, связанным с управлением муниципальной собственностью, с недостаточной развитостью нормативно-правовых документов, с эффективностью её эксплуатации, но недостаточно уделяется внимание в необходимости проведения оцифровки муниципального имущества, а также, экономической предпосылке для её проведения.

Особое внимание автором уделяется на необходимости разного подхода к проведению цифровизации муниципального имущества, с учётом размера города, численностью его населения. Выделяется особенность в разнице бюджетов крупных городов (более 500 000 человек) и совсем не больших, соответственно и возможностью выделения отдельной статьи расходной части бюджета муниципального образования на проведение цифровизации имущества.

Делается вывод о наличии экономической основы проведения цифровизации городского движимого и недвижимого имущества, различных сооружений, объектов недвижимости и земельных участков. Их цифровизация позволит не только увеличить их стоимость и привлечь дополнительные инвестиции в инфраструктуру муниципального образования, но и позволит более прозрачно управлять имеющейся муниципальной собственностью, снизить коррупционную составляющую при заключении договоров аренды и продажи.

Ключевые слова: собственность, цифровизация, экономическая основа, муниципалитет, органы власти.

References (Articles from Scientific Journals)

1. Arbuzov V. O., Arbuzova T. A. Usloviya tsifrovizatsii regionov Privolzhskogo federal'nogo okruga. Ekonomika i biznes: teoriya i praktika, 2019, no. 11-1 (57), pp. 15 - 19.

2. Golovchenko V. I. Regional'nyy aspekt resheniya problem tsifrovoy ekonomiki v sovremennoy Rossii. Bazis. 2019. no. 1 (5). pp. 64 - 68. 4. Savina O.A., Tarasova N.Yu., Mashkova A.L., Novikova E.V., Shalimanova A. A. Sravnitel'nyy analiz innovatsionnykh programm ekonomicheskogo i prostranstvennogo razvitiya Rossii . Ekonomicheskiye i gumanitarnyye nauki. 2020, no. 12 (347), pp. 3-14 .

4. Shishkina E. A., Surnina N. M. Tsifrovizatsiya infrastrukturnykh sistem: kontury prostranstvennykh transformatsiy. e-FORUM. 2019, no. 4 (9), p. 3.

(Monographs)

5. Apatova N.V., Korolev O.L. Tsifrovizatsiya regional'nogo razvitiya Ser. Tsifrovaya ekonomika. Simferopol', 2019, 300 p.

6. Kvasov I.A. Tsifrovizatsiya i integratsiya tekhnologiy i upravleniya-mekhanizm povysheniya effektivnosti. Moscow, 2017, 350 p.

7. Malyavkina L.I., Savina A.G., Sergeyeva I.I., Smagina I.V, Zimina L.V., Muzalevskaya A.A., Shmarkova L.I., Yagodkin D.A., Skvortsova N.A. Tsifrovizatsiya sovremennogo obshchestva: faktory transformatsiya, problemy i perspektivy. Orel, 2019, 350 p.

Author, Abstract, Key words Evgeniy V. Rozhkov- candidate of the Ural State University of Economics, (Ekateriburg, Russia) rozhkov@pochtobank.ru

Currently, both academic economists and heads of local authorities pay great attention to processes related to the management of municipal property, with the insufficient development of regulatory legal documents, with the effectiveness of its operation, but not enough attention is paid to the need to digitize municipal property, as well as the economic prerequisite for its implementation.

The author pays special attention to the need for a different approach to the digitalization of municipal property, taking into account the size of the city, the size of its population. A feature is distinguished in the difference in the budgets of large cities (more than 500,000 people) and not at all large, respectively, and the possibility of allocating a separate item to the expenditure part of the budget of the municipality for the digitalization of property.

It is concluded that there is an economic basis for digitalization of urban movable and immovable property, various structures, real estate and land plots. Their digitalization will not only increase their cost and attract additional investments in the infrastructure of the municipality, but also allow more

transparent management of existing municipal property, reduce the corruption component when concluding lease and sale agreements.

Property, digitalization, economic basis, municipality, authorities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.