УДК 332.025 ББК 65.29
DOI 10.47475/2618-9852-2021-16204
АНАЛИЗ ПРАВОВЫХ ОСНОВ
ЦИФРОВИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
Е. В. Рожков
Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия
В статье автор рассматривает законодательную базу по управлению собственности на уровне муниципального образования и акцентирует внимание на наличие нормативных документов по цифровиза-ции на федеральном и региональном уровнях. Пермский край описан как представитель «пилотного» проекта по разработке нормативной базы для регионов по цифровизации экономики. На примере муниципального образования «город Пермь» могут разрабатываться определенные программы по цифровизации имущества. Результаты проведенного исследования показывают, что при существующей федеральной базе нормативных документов по цифровизации имеется необходимость в их доработке для реализации вертикальных указаний до уровня муниципалитетов.
Ключевые слова: муниципальная собственность, цифровизация, нормативные документы, региональный и муниципальный уровни.
ANALYSIS OF LEGAL BASIS
FOR DIGITALIZATION OF MUNICIPAL PROPERTY
E.V. Rozhkov
Ural State Economic University, Yekaterinburg, Russia
In the article, the author considers the legislative framework for property management at the level of the municipality and focuses on the availability of regulatory documents on digitalization at the federal and regional levels. Taking into account the goals and objectives of the development of the digital economy, the formation of a management system is provided, which includes representatives of interested parties in the development of the economy, including at the level of the municipality. Perm Territory is represented as a representative of a "pilot" project to develop a regulatory framework for regions on digitalization of the economy. On the example of a municipality, the city of Perm can develop certain programs for the dig-italization of property. The results of the study show that with the existing federal database of regulatory documents on digitalization, there is a need to refine them to implement vertical guidelines to the level of municipalities.
Keywords: municipal ownership, digitalization, regulatory documents, regional and municipal levels.
Конституцией РФ местное самоуправление признаётся одной из основ государственного управления [1, с. 16]. Разумеется, для обеспечения самостоятельности местного самоуправления как уровня публичной власти важную роль играет эффективное управление и распоряжение муниципальной собственностью — одна из задач органов местного самоуправления [2, с. 73]. В соответствии с п. 5 ч. 10 ст. 35 ФЗ от 06.10.03 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», издание нормативно-правовых документов по управлению и распоряжению муниципальной собственностью относятся к компетенции представительного органа муни-
ципального образования [1, с. 74]. Тем не менее на примере муниципального образования «город Пермь» функции по управлению земельными участками, расположенными на городской территории, переданы под контроль региональных органов власти.
О. В. Савина и Н. П. Садовникова приводят пример определения понятия «управление имущественным комплексом муниципального образования», которое заключается в совокупности эффективных действий собственника, направленных на сохранение основных качеств объекта собственности или её приращение; целенаправленное воздействие на объекты собственности и субъекты их использования в интересах
муниципального образования [3]. Эффективность управления муниципальной собственностью определяется по «Методике определения критериев оптимальности состава государственного и муниципального имущества и показателей эффективности управления и распоряжения им», утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.20 № 2645-р.
Сегодня при быстро растущей экономике многие традиционные индустрии теряют свою значимость на фоне быстрого роста новых секторов [4]. Это уже происходит и в России, в центре внимания — активизация в процессах модернизации и в высокотехнологичных сегментах [4] традиционных отраслей хозяйствования, несмотря на существующую тенденцию отставания в эффективном взаимодействии различных субъектов, которая сможет измениться при изменении условий (среды). Такая среда должна охватить нормативное регулирование, информационную инфраструктуру и т. д. [4]. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы утверждена Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203. Правительством РФ утверждена национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», которая указывает, что в состав цифровых технологий входят как цифровые базы данных, так и средства обработки цифровой информации [5; 6].
Также в Пермском крае реализуется Концепция развития цифровой экономики в 2018— 2024 гг., в соответствии с которой спрос в цифровой экономике (потребление продуктов и услуг информационно-коммуникационных технологий) определяется как населением, так и органами местного самоуправления, в т. ч. подведомственными организациями.
С учётом целей и задач развития цифровой экономики предусмотрено формирование системы управления, которая включает представителей сторон, заинтересованных в развитии экономики. Одним из институтов цифровой экономики является муниципальное управление. Перед экономикой стоит задача формирования института цифрового муниципалитета [7, с 17]. В связи с активным развитием информационных систем, ростом инфраструктурных сервисов, увеличением количества обрабатываемой и хранимой информации в базах данных появляется необходимость в увеличении рабочих мощностей сервисного оборудования, исходя из этого определяется задача по цифровизации муниципальной собственности. Цель проведения цифровизации муниципального имущества заключается в обеспечении полноты и достоверности данных о собственности и увеличении дохода от его использования.
Цель цифровизации муниципального имущества — разработка инфраструктуры сетей связи, умного ЖКХ, систем умного городского транспорта, инноваций в управлении городской средой и т. д. В результате будет обеспечена эффективность партнёрства местных органов власти и горожан в рамках цифровой платформы вовлечения населения в решение городских вопросов в сфере использования муниципального имущества: оптимизации градостроительной деятельности, целевого использования объектов недвижимости и т. д. [8, с 92].
Кроме того, принято считать, что роль регионов на территории нашей страны в выполнении национальной программы «Цифровой экономики» крайне мала [9], но в апреле 2021 года в Пермском крае прошла сессия «Стратегия цифровой трансформации Пермского края-2030», на которой было принято решение подать заявку в Министерство цифрового развития Российской Федерации для вступления в пилотную программу по разработке стратегических планов цифро-визации.
В рамках цифровой трансформации, реализуемой по национальной программе до 2030 года, предусматривается достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы (здравоохранения, образования, государственного управления, увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде). Задачей «Цифровой экономики» до 2024 года является формирование информационной инфраструктуры, увеличение рабочих мощностей серверного оборудования и объёмов систем хранения данных, обеспечение прозрачности процессов учёта и распоряжения имуществом (на муниципальном и региональном уровнях). В итоге цифровизация собственности приведёт к увеличению её стоимости и улучшению использования в регионе с экономической точки зрения.
Характер развития цифровой экономики становится приоритетным, и одновременно с этим придается первостепенное значение федеральным отношениям как основе регионального развития. Цифровизация обладает огромным потенциалом содействия социально-экономическому развитию регионов нашей страны. Согласно [10], «вторая фаза» индустриализации, которая сейчас идёт, происходит за счёт автоматизации и компьютеризации различных процессов, замены машинного труда автоматизированными системами (в Пермском крае не только налажено промышленное производство роботов, но и утверждены программы, позволяющие использовать роботов в тех или иных сферах деятельности). Опыт управления государ-
ственным имуществом показывает, что сегодня невозможно полноценно управлять собственностью без наличия информационных технологий и автоматизированных систем управления. Цифровизация инфраструктуры с учётом роли в развитии экономического пространства местности имеет эффект, заключающийся в изменении свойств и конфигурации. Рассматриваются два направления в цифровизации инфраструктурных систем: исследование инфраструктуры с позиции её обеспечивающей функции. Многообразный по составу, назначению к использованию, а также и коммерческому потенциалу (его определяет возможность передачи имущества в аренду или приватизации) имущественный комплекс рассматривается органами власти, с одной стороны, в качестве основного источника неналоговых поступлений в бюджеты регионов, с другой — средства решения большого числа социально значимых вопросов. В связи с чем эффективность использования государственного имущества, как правило, оценивается, во-первых, с позиции извлекаемого дохода, во-вторых, по размеру полученного социального эффекта. Вышеприведенное описание некоторых основ управления имуществом в регионе потребовалось лишь затем, чтобы можно было думать, что результатом (достижением) согласованного (на базе общей цифровой системы) использования распределённого (во времени и пространстве) государственного имущества являются дополнительные доходы и социальные эффекты.
Объективный и своевременный статистический мониторинг процессов и результатов циф-ровизации муниципального имущества может быть реализован в полном объёме при наличии соответствующего подзаконного акта о порядке статистического мониторинга цифровой трансформации. Создание простого универсального цифрового ресурса поможет инвесторам, застройщикам планировать свою деятельность, развивать жилищное строительство, повышать комфортность проживания людей на территории муниципального образования и при этом учитывать интегрированные сведения о земле и недвижимости ряда федеральных ведомств и органов власти. Сейчас сведения о лесных участках, водных объектах, сельскохозяйственных угодьях, земле и недвижимости хранятся в более чем десяти различных информационных системах. Основные цели цифровизации собственности муниципального образования — это сбор и сопоставление сведений о земле и недвижимости, которые содержатся в разных государственных картотеках, а также выработка механизмов интеграции этих данных в Едином информационном ресурсе. В дальнейшем это необходимо для
повышения прозрачности управления и эффективности использования земельных участков, а правообладатели, потенциальные покупатели или инвесторы смогут получить в одном ресурсе все необходимые сведения об объекте недвижимости — формируя спрос на услуги по цифрови-зации. Предложение на использование информационно-коммуникационных технологий могут формировать организации IT-сектора, осуществляющие деятельность в сфере телекоммуникаций, информационных технологий, разработки компьютерного программного обеспечения и т. д.
С 2020 года Пермский технопарк «Morion Digital» в соответствии с рейтингом Ассоциации кластеров и технопарков России вошёл в группу «А+», что говорит о его высоких технических показателях и возможности разработки любых платформ для муниципального образования. Внедрение цифровых платформ невозможно без модификации гражданского и отраслевого законодательного регулирования, направленного на стимулирование конкуренции между различными платформе в отрасли, а также необходимо усиление антимонопольного законодательства с учётом ограниченной конкуренции. И соответственно, как и при внедрении чего-либо нового, имеется ряд трудностей, которые необходимо будет преодолевать: естественное сопротивление ряда традиционных структур управления; недостаток опыта в построении подобного рода платформ; определённая «инертность» городских жителей при использовании таких цифровых платформ и т. д.
Реализация Концепции цифровизации позволит достичь на городском уровне применение цифровых технологий в бюджетной сфере («Библиотека сервисов», «Электронное образование», «Электронное здравоохранение», «Безбумажный документооборот», «Государственные услуги в электронном виде», «Автоматизация финансовых процессов — системы планирования и учёта»). А в муниципальных структурах — отказ от бумажного документооборота, а также предоставление различных справок в электронном виде. Финансовая поддержка на конкурсной основе компаний, использующих высокие технологии в медицине. Оказание своевременной технологичной медицинской помощи по месту требования. Внедрение региональной медицинской информационной системы, и автоматизация работы скорой медицинской помощи и т. д.
Цифровая трансформация системы муниципального управления призвана создавать качественно новую систему оказания муниципальных услуг, повысить результативность и эффективность деятельности публично-правовых преобразований; оптимизировать бюджетные
расходы на реализацию муниципальных функций и т. д. Сегодня регион является «локомотивом» по внедрению цифровых технологий во всех отраслях и подходит комплексно к их реализации: за три года было запущено несколько проектов и информационных систем, направленных на улучшения качества жизни людей. На основании разработок Пермского края Министерством цифрового развития Российской Федерации планируется провести цифровую трансформацию в других регионах: перевести массовые социально значимые услуги в электронном виде, провести
цифровизацию процесса контрольной (надзорной) деятельности, внедрить платформу обратной связи и создать центры управления регионами. Процессы по цифровизации муниципального имущества смогут увеличить её стоимость и улучшить использование потребителями. Данная работа нацелена на реализацию имеющихся нормативных документов по цифровизации муниципальной собственности, используемых в городе Перми, и реагирование на изменение в законодательстве со стороны муниципальных и региональных органов власти.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шугрина, Е. С. Понятие местного самоуправления как конституционной ценности / Е. С. Шугрина // Юридический мир. - 2016. - № 2. - С. 16-20.
2. Раздъяконова, Е. В. Контроль в сфере управления муниципальным имуществом: правовой аспект / Е. В. Раздъяконова // Юридическая наука и практика. — 2019. — Т. 15, № 2. — С. 72—77.
3. Савина, О. В. Модель управления имущественным комплексом муниципального образования / О. В. Савина, Н. П. Садовникова // Управление развитием крупномасштабных систем MLSD 2019 : материалы двенадцатой Междунар. конф. — Москва, 2019. — С. 1004—1006.
4. Шибанова-Роенко, Е. А. Стратегический вектор цифровизации в России. Обзорный анализ программы «Цифровая экономика РФ-2024» / Е. А. Шибанова-Роенко, В. В. Роенко // Пермский край: цифровое будущее здесь и сейчас : материалы V Перм. экон. конгресса (г. Пермь, ПГНИУ, 28 марта 2019 г.). — Пермь : Перм. гос. нац. исслед. ун-т, 2019. — С. 375—386.
5. Маракулин, М. В. О государственной программе «Цифровая экономика Российской Федерации» / М. В. Маракулин // Пермский край: цифровое будущее здесь и сейчас : материалы V Перм. экон. конгресса (г. Пермь, ПГНИУ, 28 марта 2019 г.). — Пермь : Перм. гос. нац. исслед. ун-т, 2019. — С. 197—201.
6. Дубровина, М. А. Направления государственных программ в области развития информационной политики и технологий в муниципальном управлении / М. А. Дубровина, Л. А. Подноскова, Е. А. Соловьёва // Проблемы социально-экономического развития Сибири. — 2018. — № 3 (33). — С. 42—46.
7. Фролова, Е. А. Цифровая экономика: муниципальный аспект / Е. А. Фролова, Е. Г. Щербань // Вестник СГСЭУ. 2019. № 1 (75). С. 17—21.
8. Казанцева, Н. В. Проблемы формирования муниципальной имущественной политики в условиях цифро-визации / Н. В. Казанцева, И. В. Милькина // Муниципальная академия. — 2019. — № 2. — С. 89—93.
9. Болотов, А. М. Анализ концепции развития цифровой экономики Пермского края в 2018—2024 годах / А. М. Болотов // Современная торговля: теория, практика, инновации : материалы VIII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 15-летию Перм. торгово-экон. образоват. комплекса (ассоциации) «Торговое образование». — Пермь, 2018. — С. 67—72.
10. Ярошевич, Н. Ю. Новая индустриализация: тенденции и приоритеты развития / Н. Ю. Ярошевич // Новая индустриализация: мировое, национальное, региональное измерение. — Екатеринбург, 2016. — С. 87—89.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Рожков Евгений Викторович — аспирант кафедры экономики предприятий Уральского государственного экономического университета, Екатеринбург, Россия. [email protected]
REFERENCES
1. Shugrina E.S. Poniatie mestnogo samoupravlenia kak konstitutsionnoi tsennosti [The concept of local self-government as a constitutional value]. Yuridicheskii mir [Legal peace], 2016, no. 2, pp. 16—20. (In Russ).
2. Razdyakonova E.V. Kontrol v sfere upravlenia munitsipalnym imushchestvom: pravovo i aspect [Control in the field of municipal property management: legal aspect]. Yuridicheskaya nauka i praktika [Legal science and practice], 2019, vol. 15, no. 2, pp. 72—77. (In Russ).
3. Savina O.V., Sadovnikova N.P. Model upravlenia imushchestvennym kompleksom munitsipalnogo obrazovania [Model of management of the property complex of the municipality]. Upravlenie razvitiem krupnomasshtabnykh sistem MLSD 2019 [Management of the development of large-scale MLSD 2019 systems], 2019, pp. 1004—1006. (In Russ).
4. Shibanova-Roenko E.A., Roenko V.V. Strategicheski vector tsifrovizatsii v Rossii. Obzornyi analiz programmy «Tsifrovaia ekonomika RF-2024» [Strategic vector of digitalization in Russia. Overview analysis of the program «Digital Economy RF-2024»]. Permskii krai: tsifrovoe budushchee zdes' i seicha [Perm Territory: the digital future here and now]. Perm, Perm State National Research University, 2019. Pp. 375—386. (In Russ).
5. Marakulin M.V. O gosudarstvennoi programme «Tsifrovaia ekonomika Rossiiskoi Federatsii» [On the state program «Digital Economy of the Russian Federation»]. Permskii krai: tsifrovoe budushchee zdes' i seichas [Perm Territory: the digital future here and now]. Perm, Perm State National Research University, 2019. Pp. 197—201. (In Russ).
6. Dubrovina M.A., Podnoskova L.A., Solovyova E.A. Napravlenia gosudarstvennykh programm v oblasti razvitiia informatsionnoi politikiitekhnologi i v munitsipalnom upravlenii [Directions of state programs in the field of development of information policy and technologies in municipal administration]. Problemy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Sibiri [Problems of socio-economic development of Siberia], 2018, no. 3 (33), pp. 42—46. (In Russ).
7. Frolova E.A., Shcherban E.G. Tsifrovaya ekonomika: munitsipal'nyi aspekt [Digital economy: municipal aspect]. Vestnik SGSEU [Bulletin of the SGSEU], 2019, no. 1 (75), pp. 17—21. (In Russ).
8. Kazantseva N.V., Milkina I.V. Problemy formirovania munitsipalnoi imushchestvennoi politiki v usloviiakh tsifrovi-zatsii [Problems of formation of municipal property policy in conditions of digitalization]. Munitsipal'naya akademiya [Municipal Academy], 2019, no. 2, pp. 89—93. (In Russ).
9. Bolotov A.M. Analiz kontseptsii razvitia tsifrovoi ekonomiki Permskogo kraia v 2018 — 2024 godakh [Analysis of the concept of the development of the digital economy of the Perm Territory in 2018—2024]. Sovremennaya torgovlya: teoriya, praktika, innovatsii [Modern trade: theory, practice, innovation]. Perm, 2018. Pp. 67—72. (In Russ).
10. Yaroshevich N.Yu. Novaia industrializatsia: tendentsi I iprioritetyrazvitia [New industrialization: trends and priorities of development]. Novaya industrializatsiya: mirovoe, natsional'noe, regional'noe izmerenie [New industrialization: world, national, regional dimension]. Yekaterinburg, 2016. Pp. 87—89. (In Russ).