Научная статья на тему 'КИТАЙ ВО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ТАДЖИКИСТАНА В НАЧАЛЕ ХХI В'

КИТАЙ ВО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ТАДЖИКИСТАНА В НАЧАЛЕ ХХI В Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
316
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАДЖИКИСТАН / КИТАЙ / КОНЦЕПЦИЯ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МИРОВОЙ ПОРЯДОК

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Комилова Х.

В статье анализируется роль и место Китайской народной республики в орбите внешнеполитических интересов Республике Таджикистан. В исследовании двустороннее взаимоотношения рассматривается через призму ряда факторов, таких как экономический, транспортно-коммуникационный и гуманитарный. Значимость роли КНР для Таджикистана тесно связана с ее стратегическими целями. В статье затрагивается фактор обеспечения безопасности в рамках взаимоотношения двух стран. Приграничный фактор является одним из самых острых во взаимоотношениях в целом Центральной Азии и Таджикистана, в частности. В работе проводится исторический экскурс для целостного анализа ситуации. Взаимоотношения между Пекином и Душанбе развиваются достаточно продуктивно, Китай в основном проводит свою политику посредством укрепления экономических связей. На сегодняшний день между РТ и КНР зарегистрировано свыше 300 совместных таджикско-китайских предприятий. Большинство СП занимаются разведкой, добычей и переработкой горной руды. В научно-образовательной сфере между Пекином и Душанбе также реализуется ряд проектов направленных на интенсификацию научно-культурных связей. Основу таджикско-китайского сотрудничества в сфере образования составляет совместная Декларация об основных принципах взаимоотношений между КНР и РТ. По данным доклада Всекитайского научно-технического общества о развитии людских ресурсов в научно-технической сфере Китай занимает в настоящее время 6-ю строчку в списке стран мира по количеству обучающихся иностранных студентов. Целью данной статьи является определение роли и места КНР во внешней политики РТ, а также проведение анализа основных сфер двустороннего сотрудничества и выявления приоритетных сфер экономического и научно-образовательного спектра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINA IN TAJIKISTAN'S FOREIGN POLICY PROCESS AT THE BEGINNING OF THE 21ST CENTURY

The article analyzes the role and place of the People's Republic of China in the orbit of foreign policy interests of the Republic of Tajikistan. The study considers bilateral relations through the lens of several factors, such as economic, transport, communication and humanitarian. The importance of the PRC's role for Tajikistan is closely related to its strategic objectives. The article addresses the security factor in the relationship between the two countries. The border factor is one of the most acute in relations in general in Central Asia and Tajikistan, in particular. The work provides a historical excursion for a holistic analysis of the situation. Relations between Beijing and Dushanbe are developing quite productively, China mainly pursues its policy through strengthening economic ties. To date, over 300 joint Tajik-Chinese enterprises have been registered between Tajikistan and China. Most of the joint ventures are engaged in the exploration, extraction, and processing of mining ore. In the scientific and educational sphere, a few projects aimed at intensifying scientific and cultural ties are also being implemented between Beijing and Dushanbe. The basis of Tajik-Chinese cooperation in the field of education is the joint Declaration on the basic principles of relations between China and Tajikistan. According to the report of the All-China Scientific and Technical Society on the development of human resources in the scientific and technical field, China currently ranks 6th in the list of countries in the world in terms of the number of foreign students studying. The purpose of this article is to determine the role and place of China in the foreign policy of the Republic of Tajikistan, as well as to analyze the main areas of bilateral cooperation and identify priority areas of the economic and scientific-educational spectrum of relations between the two countries.

Текст научной работы на тему «КИТАЙ ВО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ТАДЖИКИСТАНА В НАЧАЛЕ ХХI В»

Научная статья / Research article Китай во внешнеполитическом процессе Таджикистана в начале ХХ1 в.

Х. Комилова

Российско-Таджикский-Славянский Университет, Душанбе, Республика Таджикистан ORCID:0000-0002-4583-4813, khosiyat.komilova@gmail.com

Аннотация. В статье анализируется роль и место Китайской народной республики в орбите внешнеполитических интересов Республике Таджикистан. В исследовании двустороннее взаимоотношения рассматривается через призму ряда факторов, таких как экономический, транспортно-коммуникационный и гуманитарный. Значимость роли КНР для Таджикистана тесно связана с ее стратегическими целями. В статье затрагивается фактор обеспечения безопасности в рамках взаимоотношения двух стран. Приграничный фактор является одним из самых острых во взаимоотношениях в целом Центральной Азии и Таджикистана, в частности. В работе проводится исторический экскурс для целостного анализа ситуации. Взаимоотношения между Пекином и Душанбе развиваются достаточно продуктивно, Китай в основном проводит свою политику посредством укрепления экономических связей. На сегодняшний день между РТ и КНР зарегистрировано свыше 300 совместных таджикско-китайских предприятий. Большинство СП занимаются разведкой, добычей и переработкой горной руды. В научно-образовательной сфере между Пекином и Душанбе также реализуется ряд проектов направленных на интенсификацию научно-культурных связей. Основу та-джикско-китайского сотрудничества в сфере образования составляет совместная Декларация об основных принципах взаимоотношений между КНР и РТ. По данным доклада Всекитайского научно-технического общества о развитии людских ресурсов в научно-технической сфере Китай занимает в настоящее время 6-ю строчку в списке стран мира по количеству обучающихся иностранных студентов. Целью данной статьи является определение роли и места КНР во внешней политики РТ, а также проведение анализа основных сфер двустороннего сотрудничества и выявления приоритетных сфер экономического и научно-образовательного спектра.

Ключевые слова: Таджикистан, Китай, концепция, внешняя политика, международные отношения, мировой порядок.

Для цитирования: Комилова Х. Китай во внешнеполитическом процессе Таджикистана в начале XXI в. Постсоветские исследования. 2021;4(4):265-273

China in Tajikistan's foreign policy process at the beginning of the 21st century

Khosiyat Komilova

Russian-Tajik-Slavonic University, Dushanbe, Republic of Tajikistan ORCID:0000-0002-4583-4813, khosiyat.komilova@gmail.com

Abstract. The article analyzes the role and place of the People's Republic of China in the orbit of foreign policy interests of the Republic of Tajikistan. The study considers bilateral relations through the lens of several factors, such as economic, transport, communication and humanitarian. The importance of the PRC's role for Tajikistan is closely related to its strategic objectives. The article addresses the security factor in the relationship between the two countries. The border factor is one of the most acute in relations in general in Central Asia and Tajikistan, in particular. The work provides a historical excursion for a holistic analysis of the situation. Relations between Beijing and Dushanbe are developing quite productively, China mainly pursues its policy through strengthening economic ties. To date, over 300 joint Tajik-Chinese enterprises have been registered between Tajikistan and China. Most of the joint ventures are engaged in the exploration, extraction, and processing of mining ore. In the scientific and educational sphere, a few projects aimed at intensifying scientific and cultural ties are also being implemented between Beijing and Dushanbe. The basis of Tajik-Chinese cooperation in the field of education is the joint Declaration on the basic principles of

relations between China and Tajikistan. According to the report of the All-China Scientific and Technical Society on the development of human resources in the scientific and technical field, China currently ranks 6th in the list of countries in the world in terms of the number of foreign students studying. The purpose of this article is to determine the role and place of China in the foreign policy of the Republic of Tajikistan, as well as to analyze the main areas of bilateral cooperation and identify priority areas of the economic and scientific-educational spectrum of relations between the two countries.

Keywords: Tajikistan, China, concept, foreign policy, international relations, world order.

For citation: Komilova Kh. China in Tajikistan's foreign policy process at the beginning of the 21st century. Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2021;4(4):265-273. (In Russ.)

Введение. Во внешнеполитическом процессе Республики Таджикистан Китайской Народной Республике уделяется особое внимание. Поднебесная заявляется как один из главных и приоритетных векторов внешнеполитического курса страны в азиатском направлении. Спектр взаимоотношений двух стран достаточно обширен и многоаспектен. Сотрудничество затрагивает политическую область, сферу безопасности, военно-техническое, торгово-экономическое и культурное поле. Душанбе не раз заявлял, что между КНР и РТ существует большой потенциал сотрудничества и широкие возможности для развития торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия. В свою очередь Поднебесная также выступает за развитие многоаспектного сотрудничества.

После распада СССР и появления новых независимых государств в Центральной Азии Китай активизировал свою политику в Таджикистане. Академические круги предоставили несколько вариантов исходных положений и целей активизации внешней политики КНР, а именно Л. Свинтон [Swinton 2008: 114] предполагает, что усиление позиций Пекина в Таджикистане, прежде всего, связано с ослаблением позиций России в регионе после распада СССР. Китай попытался использовать ослабление влияния в России и укрепил свои позиции. Другие ученые, например, такие как Ф. Чанг и Р. Ковальски [Chang 1997: 403] предполагают, что основным побудителем китайских интересов в Таджикистане являются только внутренние интересы, а именно обеспечение безопасности СУАР и возрастающая потребность в нефти и газе, которыми обладает Центрально-Азиатский регион

Китай является стратегическим партнером РТ. В свою очередь важность КНР для внешней политики Душанбе также отражена в Концепции внешней политики. В Концепции подчёркивается, что «укрепление отношений добрососедства, дружбы и взаимовыгодного сотрудничества с Китайской Народной Республикой является одной из важнейших задач внешней политики Республики Таджикистан на азиатском направлении. Благодаря воле и усилиям обеих сторон сотрудничество достигло уровня стратегического партнерства и создало благоприятную основу для поступательного наращивания многоаспектного взаимодействия в политической области, сфере безопасности, военно-техническом, торгово-

экономическом и культурном направлениях. Взаимоотношения между Пекином и Душанбе развиваются достаточно продуктивно, Китай в основном проводит свою политику посредством укрепления экономических связей. На сегодняшний день между РТ и КНР зарегистрировано свыше 300 совместных таджикско-китайских предприятий. Большинство СП занимаются разведкой, добычей и переработкой горной руды.

Самые большие китайские инвестиции в Таджикистан направлены на транспортную инфраструктуру: строительство дорог, туннелей, мостов и грузовых терминалов. Для всестороннего анализа двусторонних взаимоотношений между государствами необходимо рассмотреть стержневые сферы сотрудничества.

Фактор безопасности - на сегодняшний день Китай и страны ЦА имеют общую границу (3300 км) Соответственно Китай нацелен на обеспечение безопасности по периметру границ. Следует отметить, что приграничный фактор является одним из самых

острых во взаимоотношениях в целом Центральной Азии и Таджикистана, в частности. Для анализа современной ситуации необходимо сделать некий исторический экскурс. Граница Таджикистана с Китаем была установлена еще в период СССР. Следует отметить, что даже в эпоху советского правления между Москвой и Пекином существовали проблемы и противоречия в области демаркации границ. В октябре 1988 г. на советско-китайских переговорах обсуждался вопрос о западной части советско-китайской границы, проходивших от стыка границ СССР, КНР и Монголии до стыка границ СССР, КНР и Афганистана (3145км.) С КНР граничили три советские Центрально-Азиатские республики- Казахстан, Киргизия и Таджикистан. В 1994г. Китай и Казахстан подписали Соглашение о делимитации границы. Переговорный процесс был достаточно сложным и окончательно в 1999 г. КНР и РК подписали Договор о границе, который демаркировал весь периметр границы. Наиболее сложно проходил процесс делимитации и демаркации границ у Кыргызстана и Китая. В 1996 и в 1999 гг. были подписаны два Соглашения о китайско-кыргызской границе (около 9000 км). Киргизия передала Китаю территории соответственно 35 тыс. га и 90 тыс. га. Первое соглашение было ратифицировано киргизским парламентом в 1998 г. Подписание соглашения 1999г. спровоцировало обострение политической борьбы в стране. Оппозиция обвинила власти в нарушении Конституции. Были попытки импичмента Президента, обжалование Соглашения в Конституционном суде, однако в итоге киргизско-китайское Соглашение было ратифицировано киргизским парламентом в 2002 г. В 2003 г была завершена демаркация двусторонней границы [Богатуров 2011: 145].

В Таджикистане также были противоречивые настроения в обществе касательно демаркации таджикско-китайской границы. Бывший министр иностранных дел РТ Х. Зарифи назвал двухстороннее Соглашение между КНР и РТ «победой таджикской дипломатии», однако гражданское общество не разделяло эту точку зрения и широко дискутировался вопрос о том, что Таджикистан был вынужден подписать данное Со-

глашение, которое противоречит национальным интересам государства.

Одной из главных задач внешней политики КНР в Центральной Азии является обеспечение безопасности в самой Поднебесной. Проблема уйгурского сепаратизма является весьма актуальной в деле обеспечения национальной безопасности. КНР опасается того, что если в ЦА не будет обеспечена безопасность и стабильность, то она может стать внешней базой для уйгурских сепаратистов. Таким образом, КНР поддерживает государства региона в обеспечении внутренней стабильности и борьбой с современными рисками и вызовами, как терроризм, сепаратизм, религиозный экстремизм и наркотрафик, чтобы эти проблемы не перекинулись на территорию КНР и не стали его внутренним проблемами. Аналитик А.А. Казанцев [Казанцев 2012] в своей работе также не исключает наличия в Центрально-Азиатских странах и Китае сети «спящих» ячеек ИГ и других террористических организаций, занимающихся вербовкой боевиков и подготовкой террористических актов. Необходимо отметить, что с 2008 г. существенно возросло количество терактов (были проведены теракты в Пекине, Гуанчжоу, Куньмине). Для пропаганды радикальных идей они все активнее используют современные интернет-технологии. В регионе усиливается влияние религиозного фактора, идет активное проникновение нетрадиционных течений ислама. Эти тенденции наиболее характерны для социальных низов уйгурского населения Южного Синьцзяна. Взаимоотношения РТ и КНР в рамках обеспечения безопасности строятся в фарватере проблем, существующих в регионе. Помимо приграничного контроля и борьбы против «трех зол» Китай и Таджикистан активно взаимодействуют в сфере борьбы с наркотрафиком и киберпреступностью.

В рамках совместной борьбы с наркоугрозой Агентство по контролю за наркотиками РТ (АКН) и Министерство общественной безопасности КНР (МОБ) обмениваются информацией и проводят совместные оперативно-розыскные мероприятия. Китайская сторона оказывает АКН помощь оборудованием, транспортом и подготовкой кадров [Попов 2019] Одной из актуальных проблем

в рамках двухсторонних отношений также был вопрос таджикских осуждённых в Китае за незаконный оборот наркотиков. В

2015 г. из 16 заключённых таджиков в КНР четверо были приговорены к смерти, пятеро - к пожизненному лишению свободы. В январе 2016 г. казнь одного из них вызвала широкую негативную реакцию таджикской общественности. Проблема была решена в июле 2017 г., когда вступил в силу Договор между РТ и КНР о передаче осуждённых лиц, подписанный в сентябре 2014 г. По соглашению экстрадиция преступников на родину будет осуществляться на средства родственников. Министерство общественной безопасности Китая развивает связи и с МВД Таджикистана. Для контактов с таджикскими коллегами при посольстве КНР в Душанбе находится официальный представитель МОБ [Попов 2019: 90].

Другим аспектом сотрудничества может стать создание альянсов или комитетов для обеспечения безопасности, в частности в

2016 г. в СМИ, а также в научных кругах активно обсуждался вопрос о создании между КНР, РТ, ИРА и ИРП антитеррористической коалиции для усиления борьбы с терроризмом и стабильности в регионе. Данное решение было принято по итогам совещания командующих вооруженных сил четырех государств в китайском городе Урумчи, расположенном в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая. Совещание прошло под руководством начальника штаба Народно-освободительной армии Китая (НОАК) генерал-полковника Фан Фэнхуэя1. Представители Таджикистана, Пакистана и Афганистана выразили готовность, что их страны окажут содействие в создании антитеррористического блока. Данное решение вызвало широкое обсуждение в научных кругах всего постсоветского пространства. Многие ученые видели в данном проекте создание военного альянса, который может привести к усилению военно-политического влияния КНР в Таджикистане в обход российского фактора. Более того политологи предрекали то, что данный проект может снизить престиж ШОС и

1 Китай создает антитеррористический альянс с тремя мусульманскими странами. URL: https://rus.0Z0di.0rg/a/27914356.html

ОДКБ, однако как показало время, данный союз имел целью проведение совместных военных учений, обучение спецслужб, оказание военно-технической помощи и не претендовал на дублирование деятельности ШОС и ОДКБ. В рамках данного проекта в июне 2018 г. в г. Урумчи состоялось очередное заседание группы четырёхстороннего механизма сотрудничества между Афганистаном, Пакистаном, КНР и Таджикистаном по совместной координации борьбы с терроризмом [Холикназар 2019: 391].

На наш взгляд, данная структура может стать дополнительной возможностью для стран Центральной Азии в деле поиска альтернативных транспортных коридоров и использование транзитного потенциала Афганистана. Более того, Ваханский коридор -территория, где соприкасаются границы ядерных государств: Китая, Пакистана, недалеко находится Индия. Данная платформа выгодна для всех заинтересованных сторон, особенно с точки зрения обеспечения безопасности. Следовательно, создание такого рода структур будет иметь положительный эффект в деле борьбы с терроризмом и экстремизмом, а также будет способствовать процессу вовлечения Таджикистана в международную систему безопасности и даст импульс развитию новых транспортных коридоров.

В 2006 г. состоялись совместные китайско-таджикские учения («Взаимодействие 2006»)2. До 2019 г. уже проведены три совместных учения на территории Ишкашим-ского района ГБАО. В них принимали участие ВВС, ПВО и сухопутные войска Вооруженных сил Таджикистана, а также специальная антитеррористическая рота Народно-освободительной армии Китая. Военнослужащие двух стран разрабатывали координацию действий при возникновении угрозы проникновения террористов из Афганистана через Таджикистан в Китай3. Такого же типа учения организованы с участием Казахстана («Тяньшань - I») в 2006 г., а с Таджикистаном и Кыргызстаном («Тянь-

2 Официальный сайт Посольства КНР в РТ. URL: http://tj.china-embassy. org/rus/sbgx/

3 Военные учения в ГБАО: изменение китайского подхода в Таджикистане. URL: https://rus.ozodi.org/a730052059.html

шань - II») в 2011 г. Данные факты свидетельствуют об изменении подходов КНР к Таджикистану. Возможно, КНР уже отходит от своей традиционной ниши (экономической) в формате двухсторонних отношений и также будет отдавать приоритет военному сотрудничеству.

На наш взгляд, в данном ключе КНР столкнется с горизонтами внешней политики России, которая обладает негласным правом обеспечивать безопасность региона ЦА в целом и Таджикистана, в частности. Возможно, в ближайшее десятилетие мы станем свидетелями перестановки сил в регионе, так как китайская экономическая мощь, которая представлена в регионе ЦА и в Таджикистане рано или поздно должна трансформироваться в политико-военную силу. Для Таджикистана очень важно не превратиться в буферную зону между интересами КНР и РФ, для этого необходимо более тесная координация в рамках ШОС, которая на сегодняшний день является структурой, которая сбалансированно и взвешенно учитывает интересы всех ее членов.

Транспортно-коммуникационный.

Ввиду того, что Таджикистан не имеет выхода к морю и к международным портам, выход из транспортного тупика и строительство дорог является приоритетной внешнеполитической задачей. Инвестиционные вливания в транспортную инфраструктуру страны является ключевым фактором в развитии экономики страны. Китайское руководство поддержало позицию Таджикистана в развитии транспортной инфраструктуры республики, инвестиционные вливания Поднебесной в транспортно-коммуникационную сферу были одним из важных достижений таджикской внешней политики. В 2004 г. на перевале Кульма была официально запущена автомагистраль, связывавшая КНР и РТ, а также был открыт контрольно-пропускной пункт. Соглашение о переводе КПП на круглогодичный режим работы и придание ему статуса международного. Данная дорога, являясь одним из главных транспортных узлов, связывающих Таджикистан не только с Китаем, является основной веткой для перевозки грузов из Китая в государства Центральной Азии и Афганистан, а также из регионов ЦА в Ки-

тай и Пакистан. Таджикский дипломат и ученый Р. Алимов в своей статье [Алимов 2015] заявляет о экономической значимости дороги для Таджикистана, так как только за 10 лет (2005-2014 гг.) товарооборот через КПП «Кульма/Карасу» имел положительную динамику роста и с 26 млн долл. в 2005 г. достиг 1580 млн долл. в 2014 г., т.е. вырос более, чем в 60 раз.

Экономический фактор. Одним из самых главных интересов Поднебесной в Центральной Азии являются ресурсы, которые столь необходимы для промышленно-ориентированный экономики страны. Быстрый экономический рост в Китае обусловил также и большую потребность в энергоресурсах для поддержания своего промышленного комплекса. Одним из основных Центрально-Азиатских партнеров Китая в области энергии является Казахстан, который обладает огромными запасами газа. Туркменистан также вовлечен в энергетические отношения с КНР. Взаимоотношения КНР с Кыргызстаном и Таджикистаном имеют иную специфику, и ресурсную базу. Китай продвигает свою политику в регионе преимущественно в целом и конкретно в Таджикистане в виде укрепления своих экономических позиций за счет интенсификации проектно-инвестиционной деятельности и кредитования экономических проектов. В частности, Пекин активно использует политику предоставления странам региона целевых кредитов на льготных условиях. Кредитованием стран региона занимается экспортно-импортный банк КНР (Эскимбанк), а сами кредиты преимущественно осваиваются китайскими компаниями. Ключевым направлением инвестиционно-проектной деятельности стало освоение углеводородных ресурсов. Интенсификация проектно-инвестиционной деятельности ускорила китайско-центрально-азиатскую торговлю. Помимо этого, КНР проявляет активность в формировании новых механизмов межгосударственного экономического взаимодействия в многостороннем формате. В последние годы Китай выступает за развитие экономической составляющей ШОС. Одним из главных индикаторов кардинального роста «экономической составляющей» в центрально-азиатской политике Китая является

значительное увеличение его финансовых ресурсов, направляемых в регион. Если в начале 2000 г. финансовые ресурсы КНР в регионе составляли 1 млрд. долл., то уже в первой декаде 2010 года их объем увеличился в 8 раз [Парамонов 2019].

Торгово-экономические отношения КНР и РТ являются одними из приоритетных сфер стратегического партнёрства. Поднебесная является одним из главных торговых партнёров Таджикистана, на долю которой приходится более трети прямых иностранных инвестиций и импорта страны. Торгово-экономическое сотрудничество между КНР и РТ развивается в различных отраслях: коммуникация, энергетика, транспорт и производственная составляющая. В структуре экспорта и импорта экономического сотрудничества уже выделился ряд векторов. Например, большую долю в экспорте Таджикистана в Китай занимают минеральные продукты, алюминий и изделия из него, хлопок - кожевенное сырье - шелк - черные металлы и изделия из них - медь. Импортируется из КНР в основном машинное оборудование, металлоконструкции, мебель, постельные принадлежности, керамические изделия, механические устройства и их части - аудио- и видеотехника, средства наземного транспорта и запчасти к ним, полимерные материалы, пластмассы и изделия из них1.

Товарооборот между РТ и КНР в 90-е годы колебался в пределах 6-10 млн. долларов, с начала 2008 года наметился рост в динамике товарооборота и уже в 2016 году товарооборот превысил 885 млн. долларов, в 2017 году наметился некий спад в двухсторонней торговле (данный факт многие экономисты объясняют укреплением таджик-ско-узбекских отношений) с Китаем, 591 млн. долл. Однако уже в 2018 г. объем ки-тайско-таджикистанского товарооборота составил 1,51 млрд. долл., КНР стала третьим крупнейшим торговым партнером Та-

1 Таджикистан в цифрах/Tajikistan in figures // Ежегодный статистический сборник. Управление оперативной полиграфии ГУ ГВЦ Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан. 2018. С.157.

джикистана2. По прогнозам многих экономистов в 2020 г. товарооборот между КНР И РТ должен превысить 3 млрд. долл. Данные факторы свидетельствуют о положительной динамике в двухстороннем формате сотрудничества. Для оптимизации торгово-экономического сотрудничества была создана торгово-экономическая комиссия. В рамках комиссии выработан механизм и платформа для реализации распоряжения комиссии. Между Республикой Таджикистан и Синьцзян-Уйгурским Автономным районом КНР функционирует подкомиссия, целью которой является подъем сотрудничества в приграничных районах на качественно новый уровень. Налажены прочные деловые связи между хозяйствующими субъектами Таджикистана и рядом китайских провинций, как Фуцзянь, Хэйлунцзян, Сычуань, Хэнань и др., также развиваются побратимские отношения между провинциями, областями, городами, исходя из местных индустриальных структур и их специфики на основе взаимодополняемости.

В рамках Национальной стратегии развития (НСР-2030), которая отвечает Целям устойчивого развития (ЦУР), одобренные 70-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2015 г. выработаны три сценария развития:

1. инерционный;

2. индустриальный;

3. индустриально-инновационный.

Смысловой задачей данных сценариев

является:

а) целевые установки и реализация национальных приоритетов;

б) демографические тенденции;

в) эффективное использование имеющихся ресурсов и возможностей;

г) инвестиционные возможности;

д) эффекты интеграции в мировую и региональную экономику.

Данные задачи направлены на развитие промышленного комплекса страны. Индустриальный сценарий направлен на строительство энергетических и инфраструктурных проектов, рациональное использование земельно-водных, энергетических и других

2 Объем китайских инвестиций в Таджикистан превысил $2 млрд. URL: http://avesta.tj/2019/06/18/obem-kitajskih-investitsij-v-tadzhikistan-prevysil-2-mlrd/

ресурсов, а также восстановление существующих и ввод в действие новых производственных мощностей в промышленности и сельском хозяйстве1.

Для достижения данных целей и задач в 2015 г. было принято решение создать первую промышленную зону «Таджикистан-Китай». Территория промышленной зоны охватит свыше 690 тыс. кв. метров. «Таченская международная компания по ресурсам СУАР» инвестирует более 400 млн. долл. для осуществления данного про-екта2. На территории промышленной зоны уже построен и сдан в эксплуатацию свин-цово - цинковый металлургический комбинат. Необходимо отметить, что строительство комбината было выполнено в установленные даты. В 2014 г. был дан старт строительству и уже в ноябре 2017 г. Президент страны Э. Рахмон официально ввел в эксплуатацию металлургическое предприятие, проектная мощность которого составила 50 тыс. тонн свинца в год3.

В будущем с использованием отходов металлургического предприятия горнопромышленной компании Таджикистана и Китая запланировано строительство новых заводов по производству цемента, аккумуляторов, сульфатной кислоты, минеральных удобрений и запасных частей горнодобывающей промышленности. Строительство промышленной зоны можно считать прорывом в деле укрепления индустриализации страны, однако необходимо правильно распределить доли в проектах и соотношение работников не только как рабочей силы, но

1 Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2030 года. URL: https://mewr.tj/wp-

content/uploads/files/National%20Development% 20Strategy-2030_ru.pdf

2 Интервью Посла КНР в РТ. Отношения Китая и Таджикистана служат ярким образцом партнерства. URL: http://avesta.tj/2018/04/18/yue-bin-otnosheniya-kitaya-i-tadzhikistana-sluzhat-yarkim-obraztsom-partnerstva/

3 Официальный сайт Главного управления геологии при правительстве РТ. Сдача в эксплуатацию металлургического предприятия горнопромышленной компании Таджикистана и Китая в городе Истиклол. URL: http://gst.tj/novosti/item/sdacha-v-ekspluatatsiyu-metallurgicheskogo-predpriyatiya-gornopromyshlennoj-kompanii-tadzhikistana-i-kitaya-v-gorode-istiklol-sogdij skoj -oblasti. html

и ввести таджикских менеджеров в управление данных структур, чтобы интересы двух стран были представлены в равном процентном соотношении, так как природные ресурсы - это достояние всех таджикистан-цев и интересы народа в рамках данных организаций должны отстаивать представители Таджикистана. Безусловно, укрепление и развитие торгово-экономических отношений между двумя странами служит обоюдным интересам, однако необходимо также учитывать и риски, которые могут сопровождать данное сотрудничество. Увеличение зависимости Таджикистана от более сильного соседа, наращивание импорта товаров, конкурирующих с внутренними производителями, вывоз сырья по невыгодным контрактам, теневизация экономики. Следовательно, необходимо коллаборация различных структур и ведомств Таджикистана, работающих в китайском направлении. Было бы целесообразно создать комиссию, в которую помимо ведомств и министерств могут войти сотрудники Центра стратегических исследований и представители научно-академических кругов Таджикистана. Целью и задачей данной комиссии может быть анализ проектов и предоставление рекомендаций.

Гуманитарный фактор. Одним из наиболее значимых аспектов гуманитарного сотрудничества двух стран является сотрудничество в сфере образования. Основу та-джикско-китайского сотрудничества в сфере образования составляет совместная Декларация об основных принципах взаимоотношений между КНР и РТ. По данным доклада Всекитайского научно-технического общества о развитии людских ресурсов в научно-технической сфере Китай занимает в настоящее время 6-ю строчку в списке стран мира по количеству обучающихся иностранных студентов.

В 1996 г. между Министерством образования РТ и Государственным комитетом по делам образования было подписано Соглашение в сфере образования. Одним из главных итогов данного Соглашения стало выделение государственных стипендий для таджикских студентов для обучения в Китае. Благодаря данному Соглашению, которое действует с 1996 года, тысячи таджикских

студентов получили возможность обучаться в КНР, более того количество квот, выделяемых таджикским студентам, увеличивается с каждым годом. По данным Министерства образования и науки РТ1 в настоящее время в КНР обучаются более 3-х тысяч таджикских студентов.

Китайский язык является на сегодняшний день одним из самых привлекательных изучаемых иностранных языков для таджикской молодежи. Он предоставляет больше возможностей на рынке труда. Язык является мощным инструментом в продвижении политических и экономических интересов. Китайское руководство прекрасно осознает тот факт, что китайский язык в перспективе может стать фундаментом для укрепления своих позиций в регионе ЦА. В 2010 г. в городе Урумчи открылась база государственной категории по распространению китайского языка в Центральной Азии, главные задачи которой заключались в оказании помощи в создании институтов Конфуция, прежде всего в странах-членах Шанхайской организации сотрудничества, а именно издавать новые учебные материалы по китайскому языку, поощрять китайских преподавателей к работе за рубежом и привлекать иностранцев в Китай для изучения китайского языка. Итогом деятельности данной политики стало открытие культурно-образовательного центра Конфуция при Таджикском национальном университете, который был создан в 2009 г. в рамках соглашения ШОС. В Центре обучаются свыше 700 человек. В городе Бустоне Согдийской области открылся второй Институт Конфуция при Горно-металлургическом институте Таджикистана. Изучают китайский язык таджикские студенты и в городах КНР. Центр Конфуция предоставляет курсы китайского языка различного уровня, где таджикская молодежь может изучить китайский язык. По окончанию курсов у студентов есть возможность продолжить обучение в университетах Китая.

Вывод. Резюмируя таджикско-китайские отношения, необходимо отметить, что они имеют положительную динамику развития. Таджикистан получает

1 Официальный сайт Министерства образования и науки Республики Таджикистан. URL: www.maorif.tj

огромную выгоду от двухстороннего сотрудничества, однако необходимо также учитывать и отрицательные факторы. Таджикистан может стать финансово уязвимым из-за обязательств перед Китаем. Официальные власти Таджикистана отрицают такого рода опасность, например, министр финансов Таджикистана подчёркивает, что Таджикистан заинтересован в льготных кредитах. «Китай является крупнейшим инвестором Таджикистана. Безусловно. Однако все же необходимо диверсифицировать финансовые вливания в экономику страны. Большинство кредитов КНР Таджикистану так или иначе связаны с горнорудной промышленностью, и в Пекине не спешат предоставить средства для развития отраслей, которые могут обеспечить работой население Таджикистана». «Привязанная помощь», которую оказывает КНР РТ, означает, что деньги из Китая поступают в пакетах, которые связаны с интересами китайских фирм. Льготные кредиты на проекты в области инфраструктуры и технической помощи предусматривают, что не менее половины материалов, оборудования, технологий и услуг, закупаемых по контракту, должны поступать из Китая. Другим ключевым условием предоставления льготных кредитов является участие китайских компаний, что позволяет связанным с государством предприятиям Китая расширяться за рубежом, получая зарубежные контракты и ресурсы. Многие считают, что эта политика призвана позволить китайским компаниям конкурировать со своими западными коллегами, которые уже установили господство на многих зарубежных рынках. Учитывая «условия и сложности» китайских инвестиционных пакетов, китайская «привязанная помощь» затрудняет конкуренцию другим.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Swinton L and Kerr D. China, Xinijang and transnational security of Central Asia // Critical Asian Studies. 2008. №41(1). Р.113-142.

ChangF.K. China's Central Asia power and problems. Orbis, 1997. №41(3). Р.401-425.

Алимов Р.К. О роли Китая в выходе Таджикистана из транспортного тупика // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2015. №20.

Богатуров А.Д., Дундич А.С., Коргун В.Г. и др.; отв. ред. А.Д. Богатуров. Международные отношения в Центральной Азии: события и документы: учеб. пособие для студентов вузов / - М.: Аспект Пресс, 2011. - 549 с.

Казанцев А.А. Куда идет Центральная Азия: меняющиеся роли глобальных игроков в перспективе до 2020 г // ПОЛИТЭКС. 2012. №1.

Попов Д. Таджикско-китайские отношения на современном этапе: проблемы и перспективы // Проблемы национальной стратегии. 2019. №4 (55). С.87-105.

Парамонов В. Этапы экономической политики Китая в Центральной Азии / В.Парамонов, А.Строков, О. Столповский // Центральная Азия и Кавказ. 2010. №1. С.120-130.

Холикназар Х. Таджикистан и Китай: от исторической дружбы к стратегическому партнерству / Центр стратегических исследований. Душанбе Эр-Граф, 2019. 391 с.

REFERENCES

Swinton L and Kerr D. China, Xinijang and transnational security of Central Asia // Critical Asian Studies. 2008. №41(1). Р.113-142.

Chang F.K. China's Central Asia power and problems. Orbis, 1997. №41(3). Р.401-425.

Alimov R.K. O roli Kitaya v vyhode Tadzhikistana iz transportnogo tupika // Kitaj v mirovoj i re-gional'noj politike. Istoriya i sovremennost'.2015 №20

Bogaturov A.D., Dundich A.S., Korgun V.G. i dr.; otv. red. A.D. Bogaturov. Mezhdunarodnye otnosheniya v Central'noj Azii: sobytiya i dokumenty: ucheb. posobie dlya studentov vuzov / -M.: Aspekt Press, 2011. - 549 s.

Kazancev A.A. Kuda idet Central'naya Aziya: menyayushchiesya roli global'nyh igrokov v perspektive do 2020 g // POLITEKS. 2012. №1.

Popov D. Tadzhiksko-kitajskie otnosheniya na sovremennom etape: problemy i perspektivy // Prob-lemy nacional'noj strategii. 2019. №4 (55). S.87-105.

Paramonov V. Etapy ekonomicheskoj politiki Kitaya v Central'noj Azii / V.Paramonov, A.Strokov, O. Stolpovskij // Central'naya Aziya i Kavkaz. 2010. №1. S.120-130.

Holiknazar H. Tadzhikistan i Kitaj: ot istoricheskoj druzhby k strategicheskomu partnerstvu / Centr strategicheskih issledovanij. Dushanbe Er-Graf, 2019. 391 s.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Комилова Хосият Гуфроновна, к.и.н. Hosiyat G. Komilova, Ph.D. Associate

доцент кафедры зарубежного регионове- Professor of Regional Studies and Foreign

дения и внешней политики Российско- Policy, Russian Tajik-Slavоnic University.

Таджикско-Славянского Университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.