УДК 327.8
А. ГРОЗИН,
кандидат исторических наук, Заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ
Ключевые слова:
Китай, Таджикистан, территориальный вопрос, динамика экономических отношений
A. GROZIN,
PhD of historical Sciences, Head of the Department of Central Asia and Kazakhstan Of the Institute of CIS countries
Keywords:
China, Tajikistan, territorial issue, dynamics of economic relations
ТАДЖИКИСТАН И РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ
В статье рассматриваются проблемы взаимоотношений Таджикистана и Китая в контексте сложного территориального вопроса, активного проникновения китайского бизнеса на таджикский рынок, участия китайских специалистов в разведке недр Таджикистана, китайских инвестиций в инфраструктуру республики, что, в конечном счете, позволяет утверждать об установлении между Китаем и Таджикистаном отношений стратегического партнерства.
TAJIKISTAN AND CHINA'S REGIONAL POLICY
The article discusses the problems of relations of Tajikistan and China in the context of the complicated territorial issue, the active penetration of Chinese businesses in the Tajik market, participation of Chinese experts in the exploration of mineral resources of Tajikistan, Chinese investments in the infrastructure of the country, which ultimately suggests establishing between China and Tajikistan strategic partnership.
В Узбекистане, Таджикистане и особенно в Туркмении бессмысленно пытаться найти в электронных, печатных или сетевых СМИ отличную от государственной точку зрения на
отношения этих республик Центральной Азии (ЦА) с Китаем.
Существует значительный массив данных, позволяющих утверждать, что у обществ трех среднеазиатских
республик имеются как минимум разные мнения и взгляды на состояние партнерства их стран с КНР. Данные эти существуют практически только в виртуальном пространстве — никакие научные исследования (социологические, исторические, демографические и т.д.) способные поставить под сомнения официальную точку зрения на расширение экономических отношений с Поднебесной, не приветствуются властями.
В силу данной ситуации составить какое-то представление о восприятии Китая в общественных настроениях стран Средней Азии, о наличии или отсутствии в них бытовых представлений о «китайской угрозе», о «ползучей экспансии» и т.п. можно только опираясь на анализ сетевого пространства. Других источников просто не существует.
Впрочем, учитывая место социальных сетей в таджикском обществе, доминирующую аполитичность интернет-пользователей Таджикистана (как и других государствах ЦА) и низкий технический уровень новых информационных систем в республике, не следует ожидать, что отдельные антикитайские посты и твиты способны как-то серьезно повлиять на общественные умонастроения.
Подтвердили это и президентские выборы в РТ, состоявшиеся 6 ноября 2013 г. и парламентские выборы 1 марта 2015 г. В ходе их подготовки и в период предвыборной агитации ни социальные сети, ни весь Таджнет какой-либо заметной роли не сыграли.
Накануне президентских выборов таджикский блогер Д. Гуфронов от-
мечал: «Самая новая и перспективная часть таджикского общества — активисты известной социальной сети Facebook. Пока на таджикской части Facebook'а — 50 тыс. зарегистрированных аккаунтов. Если даже всего лишь 10 тысяч из них окажутся активными и реальными пользователями, это тоже нормально. Зато это в основном качественная и профессиональная деловая среда. <...> Сейчас Facebook у нас в основном пользуется как поле для компромата. Но в перспективе — это реальная платформа для перенаправления и образования политических процессов» [9].
Как сообщил, презентуя отчет Всемирного банка (ВБ) «Получение цифровых дивидендов: использование интернета для развития в Европе и Центральной Азии» в Душанбе главный экономист ВБ по Европе и Центральной Азии Х. Тиммер, «В настоящее же время всего 17% населения Таджикистана пользуются интернетом на регулярной основе. Среди причин — отсутствие выхода к морю и ненадлежащее качество связи с соседними государствами, из-за чего доступ в интернет является дорогостоящим» [23]. Таджикистан занимает предпоследние место по уровню доступности сети в регионе, оставив позади только Туркменистан. Постоянный доступ в интернет в РТ остается ограниченным крупными городскими районами, где жители платят одну из самых высоких цен в мире за интернет-обслуживание. Примерная стоимость базового пакета подписки эквивалентна 16 процентам среднемесячного дохода граждан страны [8].
Тем не менее, в течение 2014—2017 гг., власти Таджикистана регулярно практиковали длительные отключения различных сетевых ресурсов. В конце 2015 года парламент страны разрешил правительству в случае объявления чрезвычайного положения ограничить не только деятельность журналистов, но и вообще доступ населения к интернету и мобильной связи.
Определенной «проверкой» способности контролировать нежелательные информационные «всплески» общественного мнения применительно к таджикско-китайским отношениям стала ситуация вокруг реализации соглашения по демаркации границ двух стран1. Всплеск общественного недовольства в связи с территориальными уступками могучему восточному соседу имел те же исходные причины, что и в Казахстане и Кыргызстане, но в отличие от этих республик все общественное недовольство в большей мере наблюдалось не в печатных и электронных СМИ, а в интернете.
Стоит отметить, что история территориального вопроса между КНР и РТ берет начало еще в 1992 г., когда в Пекине заявили о претензиях на земли в районе горы Карзак, реки Маркансу
и вдоль Сарыкольского хребта Восточного Памира. Все 1990-е годы, пока в Таджикистане шла гражданская война, данную тему Китай практически не поднимал, и только в 1999 г. между двумя странами было подписано соглашение «О таджикско-китайской государственной границе», согласно которому Таджикистан сохранял юрисдикцию над спорным участком в районе Карзак, но уступал Китаю часть территории в долине Маркансу.
Само соглашение о демаркации границы было подписано в 1999 г., однако только в 2002 г. Таджикистан признал, что готов уступить около 1122 кв. км оспариваемой территории КНР. Как в случае Казахстана и Кыргызстана, в Таджикистане было много несогласных с соглашением, включая жителей восточной Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО), которых прямо и касался вопрос определения новой линии границы между КНР и РТ. Земля, которая должна была быть передана китайской стороне, находилась в Горном Бадахшане, и автономный статус области согласно Конституции Таджикистана требовал, чтобы соглашение было одобрено на местном уровне, с учетом мнения жителей региона. Однако власти не
1 Таджикистан граничит с четырьмя государствами — Китаем, Узбекистаном, Кыргызстаном и Афганистаном. С каждой из этих республик Душанбе имеет нерешенные приграничные проблемы, разве что Афганистан, которому сейчас не до выяснения пограничных вопросов, их не поднимает. Протяженность государственной границы между Таджикистаном и Китаем составляет 414 км. В КНР во времена Мао неоднократно заявлялись претензии на большую территорию Восточного Памира Таджикистана, но республика, будучи в составе СССР, не испытывала давления по этому вопросу со стороны великого соседа. После провозглашения независимости Таджикистану пришлось решать все свои проблемы, в том числе территориальные, самостоятельно.
провели референдума по вопросу отвода территорий области Китаю, и не было никаких официальных сообщений о том, что жители области дали согласие на перенос границы. Мнение населения и местных властей Горного Бадахшана в Душанбе не спрашивали. Многие представители общественности в Таджикистане обвинили власти в нарушении Конституции, ст. 7 которой гласит, что «территория Таджикистана неделима и неприкосновенна».
Парламент Таджикистана ратифицировал протокол о демаркации своей границы только в середине января 2011 г. (против проголосовали только два депутата от Партии исламского возрождения Таджикистана) на фоне вновь вспыхнувшей критики, в особенности со стороны Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), у которой в то время было два места в парламенте1.
Заместитель председателя ПИВТ, депутат парламента РТ С. Хусайни заявил тогда, что «по этому вопросу нужно было провести референдум, поскольку эта территория никогда не принадлежала Китаю. Таджикистан признан в качестве независимой страны ООН». С. Хусайни отверг тре-
бование Китая, заявив, что «такие требования существуют во всем мире и не могут считаться доказательством» [22]
С. Хусайни заявил тогда, что теперь вопрос передачи Таджикистаном территорий Китаю будет придан политический характер. По его словам, КНР этого не проявляет и ждет, возможно, времени для предъявления своих претензий. По мнению С. Хусайни, Китай не отказался от своих идей середины 50-х годов прошлого столетия, касающихся расширения территории до Хорога или же Ташкента [28].
В то время СМИ республики были еще достаточно свободны в выражении точек зрения, отличных от официальной, и на страницах ряда газет даже развернулась небольшая полемика на тему оправданности «сдачи территорий Китаю». Известный таджикский академик Р. Масов, директор Института истории, археологии и этнографии Академии наук Таджикистана, с 2004 г. являвшийся членом таджикско-ки-тайской межправительственной комиссии, заявил тогда СМИ, что лично он не подписывал документ, согласно которому часть территории Таджикистана забирает Китай. «Это было неправильное решение правительства.
1 В результате обострившихся отношений между оппозицией и властями активисты партии, набиравшей все большую популярность, стали подвергаться преследованиям. Верховный суд Таджикистана удовлетворил 29 сентября 2015 г. иск генпрокурора страны Юсуфа Рахмона о признании оппозиционной Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) террористической и запретил ее деятельность на территории республики. «В Таджикистане будут запрещены выпуск газеты "Наджот" и других печатных изданий партии, распространение видео-, аудиопродукции, литературы и листовок партии, заблокирован партийный сайт», — отмечается в решении суда. Согласно этому решению, в Таджикистан запрещен ввоз любых материалов, касающихся деятельности ПИВТ (В Таджикистане суд запретил Партию исламского возрождения / Лента Ру, 2015, 29 сент. / URL: https://lenta.ru/news/2015/09/29/pivt/).
Защита территориальной целостности и неделимости нашего государства является для каждого таджика делом чести и достоинства», — заявил Р. Масов. Он также сообщил, что в результате многолетней работы ученых еще в советское время было выявлено, что именно на Восточном Памире имеются большие запасы 17 видов полезных ископаемых. Академик Р. Масов полагает, что китайцы хорошо осведомлены, чем богата отошедшая к ним территория. Предположительно, речь идет о территории к югу от перевала Уз-Бель. «Сарикульская долина, по данным геологии периода советской власти, имеет большие запасы редких металлов, начиная от урана, золота и заканчивая никелем и ртутью» [31], — заявлял он.
Ученый был убежден, что не существует и исторических предпосылок для передачи земель Китаю. «Необходимо напомнить, что в прежние времена Бухарский эмират не имел общей границы с Китаем, так как Бадахшан временно присоединился к Бухаре лишь в 1895 г. Тогда Памир подчинялся России, там стояли российские отряды. Китай не имел никаких дел в этом регионе» [11], — сказал историк.
Представляя протокол на суд депутатов, глава МИД республики Х. Зарифи отметил, что ратификация документа является важным политическим событием, и будет способствовать дальнейшему развитию отношений Таджикистана с «нашим великим соседом». По словам Х. Зарифи, территориальный спор между царской Россией, потом СССР, и суверенного Таджикистана с Китаем берет начало
со второй половины XIX в. По сведениям таджикского министра Китай и Россия в 1884 г. подписали соглашение под названием «Новый Маргилан», на основе которого власти нынешнего Китая претендовали на более чем 28 тыс. кв. км. таджикской территории.
«Спорные территории охватывали около 28,5 тыс. кв. км. территории нынешнего Таджикистана, что составляет почти 20% территории нашей страны», — сообщил глава таджикского внешнеполитического ведомства депутатам и добавил: «После подписания протокола, из этих спорных территорий Китаю отходит около 3% или около 1 тыс. квадратных километров, и я считаю, что подписание данного протокола является великой победой таджикской дипломатии» [12]. По поводу «великой победы» в Таджнете развернулась весьма острая полемика, и абсолютное большинство комментариев, мягко говоря, оспаривали оправданность таджикско-ки-тайской договоренности по границе и негативно характеризовали позиции официального Душанбе [24; 25].
Руководитель ПИВТ М. Кабири был в корне не согласен с тем, что наблюдаемый процесс является победой таджикской дипломатии. «Ратификация данного протокола противоречит Конституции РТ, ст. 7 которой гласит, что территория нашего государства является единой и неделимой. После ратификации же данного протокола около 1 тыс. кв. км. территории РТ перейдет под юрисдикцию Китая, и это поражение таджикской дипломатии», — заявил лидер ныне запрещен-
ной Партии исламского возрождения Таджикистана. «Я беспокоюсь, что подобный случай может положить начало дальнейшей сегментации нашей территории, поскольку не исключено, что у других наших соседей возникнет желание оспорить часть территории Таджикистана», [11] — заявил тогда М. Кабири.
В свою очередь, лидер таджикских коммунистов Ш. Шабдолов отметил, что главной ошибкой правительства Таджикистана в подписании данного протокола была его непрозрачность. «Никто не владел достоверной информацией, в обществе ходило множество слухов о том, что Китаю отходит огромная территория Таджикистана, — отметил Ш. Шабдолов. Однако в своем выступлении сегодня Х. Зарифи снял множество этих вопросов» [35].
Несмотря на то, что отход части «спорной территории» Китаю вызвал широкий общественный резонанс и волну критики в СМИ, правительство Таджикистана не стало пересматривать данные договоренности. Более того, менее недели спустя после того, как парламент одобрил соглашение о демаркации границы с КНР, появилась другая новость: 500 га. земли на юге Таджикистана в Хатлонской области Минсельхоз РТ решил сдать в аренду китайским фермерам на 49 лет «с целью развития аграрного сектора».
В 2015 г. во временное пользование для выращивания хлопчатника китайско-таджикской компании здесь же было сдано еще 15 тыс. га. Эти решения не раз критиковали эксперты в местных СМИ. 93% территории Таджикистана занимают горы, и общая
площадь пахотных земель в стране составляет всего около 865 тыс. га. [12]. На критику местные власти не раз заявляли, что сдают китайцам только те поля, земля на которых деградировала, и для того, чтобы на ней что-то выращивать, требуются большие капиталовложения, которых в Таджикистане нет. Кроме того, таджикские чиновники не раз указывали, что китайские фермеры на арендованных полях будут выращивать только хлопчатник и рис. Местные источники указывают, что дела обстоят иначе: «Выращивают пшеницу, рис, в теплицах у них растут баклажаны, помидоры, огурцы, — рассказывает один из жителей Явана, в селе которого китайские компании также арендуют земли, — они трудолюбивые, очень много работают, и урожаи у них хорошие». Стоит отметить, что урожаи китайских земледельцев весьма хороши. Это позволяет им сбивать рыночные цены, что способствует разорению таджиков и росту напряженности в отношениях. Уже давно нередки стали конфликты между таджиками и китайцами. Масла в огонь подливают факт найма местных жителей на полевые работы, китайские предприниматели зачастую относятся к ним как к людям второго сорта, определяя их на самые тяжелые и низкооплачиваемые работы [2].
Вопрос о территориальных уступках Китаю в РТ вновь появился в апреле 2013 г., когда лидер оппозиционной Общенациональной социал-демократической партии Таджикистана Р. Зоиров в интервью иранскому радио «Хорасан» сказал, что руководство Таджикистана на самом деле уступило
больше земли, чем было официально признано. Р. Зойиров заявил, что китайские пограничники проникли на 20 км глубже на территорию Таджикистана, чем было раньше оговорено. «Я сам лично ездил в Мургабский район и видел, что китайские пограничники на определенных участках установили свои границы на 20 километров вглубь таджикской территории, хотя Таджикистан и Китай договаривались о передаче только 1,1 тыс. кв. км территории Мургабского района», — рассказал оппозиционер. Он также не исключил, что в счет погашения долгов перед Китаем Э. Рахмон может отдать Пекину еще один кусок Мургабского района [15]. Таджикские власти опровергли утверждения Р. Зо-ирова и отменили аккредитацию трех корреспондентов радио «Хорасан». Сайт радио был заблокирован и стал недоступен для пользователей в РТ.
Затем, в начале мая 2013 г. с подачи таджикской оппозиции в СМИ была вброшена информация о том, что Китай ввел свои воинские части на территорию Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана, то есть фактически начал оккупацию республики [3]. В заметке с громким названием «Китай ввел войска в Таджикистан» говорилось, что Пекин установил военный контроль над частью территории Горного Бадах-шана в соответствии с некими договоренностями с Душанбе, которые таджикские власти держат в секрете. И китайцы якобы уже начали вести на таджикской территории геологоразведочные работы. Спорить тут ни с чем не приходится: раз территория была
официально передана КНР, Пекин может делать на ней все, что посчитает необходимым.
Далекие от Центральной Азии издания, в большинстве своем почему-то украинские, указанную тему «военного вторжения» начали активно муссировать, хотя в самом Таджикистане она нашла относительно небольшой отклик. Тема «китайской экспансии» в республику не нова, заявления, сделанные оппозиционерами, давно уже не первые в своем роде. Больше общественное внимание привлекают не заявления политиков, а периодически появляющиеся сообщения о бытовых конфликтах, как и в Кыргызстане или Казахстане периодически случаются драки и иные инциденты между гражданами РТ и КНР [29].
Вот обычная, стандартная зарисовка с натуры: «В частности, в настоящее время на центральном рынке "Пай-шанба базар" китайские предприниматели в массовом порядке выкупают торговые точки и ведут оживленную торговлю трикотажными изделиями. Следует особо подчеркнуть, что в отличие от местных торговцев китайские предприниматели не утруждают себя дальними поездками за товаром, а организуют мини-цеха по производству готовой продукции прямо на месте. Производимая китайскими дельцами продукция весьма дешева и доступна, в связи с чем местные торговцы-таджики несут значительные финансовые потери». И далее, «Это обстоятельство явилось причиной серьезных конфликтов между лицами титульной нации и китайцами. В частности, в конце июля текущего года в городе
Хужанде, административном центре Согдийской области, на том самом названном выше рынке, произошла стычка, переросшая в драку, между китайским торговцем и неким 35-летним таджиком Абдурашидом, который задолжал китайскому предпринимателю 2 тыс. долл. США. В результате инцидента китайский предприниматель получил серьезные увечья и был госпитализирован, а в отношении Абдурашида органы правопорядка возбудили уголовное дело» [10].
«Открытая Азия онлайн» подробно описывала сложности во взаимоотношениях граждан Таджикистана и китайских арендаторов. «Да, приходится работать на китайцев, потому что больше здесь работы толком нет. Правда, работать с ним очень тяжело: на 5 минут опоздал, выгоняют, отдыхать не дают, работаешь с раннего утра и до позднего вечера, а получаешь копейки. У нас в районе жарко, они сами в своих палатках ставят себе кондиционеры, а мы пашем, как рабы».
Общение между китайским руководством и таджикскими рабочими проходит в основном на русском языке, таджикским приезжие мигранты не владеют. «Ну, как на русском? Они и русский-то плохо знают, — продолжает Каримбек, — могут только ругаться и орать, по-человечески мы с ними и не говорим...». На вопрос о том, мешают ли местному населению китайцы, мужчина задумывается, а потом неохотно говорит, что «вопрос это политический, и я не хочу в это лезть» [5].
Ситуацию с урегулирование вопроса о таджикско-китайской границе в общественном мнении Таджикистана
характеризует высказанное старейшим независимым информационным агентством страны Asia-Plus опасение того, что «"подарок" Китаю в обмен на благосклонное отношение этой великой державы к Таджикистану, однако, отнюдь не означает, что приграничный вопрос с КНР решен окончательно. Аппетит, как говорится, приходит во время еды...» [11].
На конец 2010 г. внешний долг Таджикистана достигал 1,7 млрд долларов, из которых 655 млн приходились на Китай. 1 апреля 2012 г. внешний долг страны составлял уже более 2,1 млрд. долл., из них на Китай приходилось 878 млн [4]. На начало октября 2016 г. Душанбе задолжал Пекину в общей сложности почти 1,2 млрд долл., что составило более 52% от общего размера внешнего долга Таджикистана, который приблизился к отметке в 2,3 млрд долл. [34].
Прямые инвестиции КНР в таджикскую экономику в 2015 г. достигли 273 млн долл. (58% от общей суммы прямых иностранных инвестиций). На саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Ташкенте было отмечено, что торговый оборот между Таджикистаном и Китаем в первом квартале 2016 г. превысил 200 млн долл., и стороны планируют повысить этот показатель до 3 млрд долл. в год к 2020 г. [5]
Таджикистан является получателем 2/3 всех средств, инвестируемых КНР в Центральноазиатский регион [16], причем 80% финансовых вливаний в республику — кредиты, которые со временем придется отдавать с процентами.
На вопрос, чем Душанбе будет расплачиваться с Пекином, ответа нет, хотя оппоненты нынешней власти утверждают, что именно таджикскими территориями. Ведь, несмотря на труднодоступность тех участков Памира, на которые может претендовать Китай, эти районы располагают значительными объемами полезных ископаемых.
Как пишет российский эксперт по Центральной Азии П. Бологов, для того чтобы рассчитаться с китайцами, Э. Рахмону вовсе не обязательно вновь менять границу республики — можно будет просто сдать часть Памира в аренду, как это было сделано с сельскохозяйственными землями. Другое дело, что такая аренда, скорее всего, будет бессрочной [4].
Таджикский журналист П. Чор-шанбиев также иронично предложил схожее решение: «Могли бы, как вариант, уступить Китаю некоторые территории ГБАО, например, в Мур-габском районе. Однако сложно спрогнозировать, какой именно частью территорий этого района можно было бы удовлетворить аппетиты «Красного дракона». Правда, цены на квадрат метра Родины в мировой практике пока еще не существуют, по крайней мере, в цивилизованном мире. Так что тут есть о чем подумать... Или же, например, мы могли бы отдавать китайским фермерам в многолетнюю аренду часть наших сельскохозяйственных угодий. Освободились бы от долга, хотя бы отчасти, к тому же имели бы доступ к более дешевому рису. Кроме того, по сути, немало земли в РТ и так уже отдано в такую аренду» [21].
Как оптимистично отметила доктор экономических наук, вице-прези—-дент корпорации «Dao Hen (надо уточнить, как пишется это слово на пиньинь) invest» и директор работающего в ГБАО китайского ФТОО «С.А. Minerals», Цзян Лань в статье «Перспективы развития горной промышленности в Горном Бадахшане», «Рецессия мировой экономики, спад цен на сырь е и последствие экономических санкций против России затянули экономику Таджикистана в кризис. Зависимость экономики Таджикистана от России вынуждает таджикских экономистов искать новые модели роста. <...> Китай за последние годы стал лидером по объемам прямых инвестиций в экономику Таджикистана. На долю Китая приходится почти 58% (или 272,6 млн долл. США) от общей суммы прямых инвестиций, направленных в прошлом году в таджикскую экономику. По итогам 2014 г. доля Китая в общем объеме прямых инвестиций в Таджикистан составила 50%, а в 2013 г. — 48% <...> Естественно, перспективными для инвестиций среди районов ГБАО являются Мургабский и Рушанский, где сосредоточены различные месторождения: серебра — Якджилва, олова — Пасируд, золота — Рангкуль, Марджанайское рудопроявление, месторождение полиметаллов «Икар», месторождение железной руды Барч и проявление Гумас-Ванчского района. Помимо рудных месторождений на территории ГБАО известно немало нерудных месторождений, таких как Туракуламинский самоцветный пояс, месторождения самоцветов —
Кухи Лаъл, Лоджвардара, мрамора — Даштак и Поймазор...» [32].
Горно-Бадахшанская автономная область занимает 40% территории Таджикистана — 63,7 тыс. кв. км. Горы Памира — это кладовая серебра, свинца, олова, бора, полудрагоценных и драгоценных камней — лала, лазурита, турмалина, аметиста, благородной шпинели и многих других.
Согласно Конституции РТ, недра страны принадлежат государству. Но, поскольку возможности Таджикистана для разведки новых и разработки старых месторождений ограничены, к освоению своих ископаемых богатств республика привлекает иностранных инвесторов. Особую ценность для горнорудной промышленности Таджикистана представляют месторождения около 20 редких металлов и редкоземельных элементов — бериллия, рубидия, цезия, лития, титана, ванадия, тантала, индия, франция, галлия. В том числе радиоактивных — урана, актиния, радия, полония и ряда других. Существует мнение о том, что главный интерес китайских кампаний к природным ресурсам Таджикистана на Памире — не благородные металлы и драгоценные камни, а именно редкие металлы и редкоземельные элементы. Как писала «Фергана», «насколько можно понять китайцев, наблюдая их добычу в странах Азии и Африки, их конечная цель — распоряжаться основной долей мировых запасов этого сырья, чтобы уже в обозримой перспективе диктовать мировые цены на бытовую, компьютерную и космическую технику, а также на современное оружие» [27].
Опираясь на разработки советских ученых, китайские исследователи совместно с таджикскими геологами определили и нанесли на карты месторождения, по меньшей мере, 47 полезных ископаемых по всей ГБАО.
В обмен на инвестиции в энергетическую инфраструктуру РТ, таджикское правительство предоставляет Китаю лицензии на разработку месторождений редкоземельных и драгоценных металлов. Например, в 2014 г. власти передали китайской компании ТВЕА право на проведение геологоразведочных работ на двух золоторудных месторождениях в Согдийской области в обмен на строительство Душанбинской ТЭЦ-2 стоимостью около 30 млн долл. А в 2016 г. ТВЕА получила разрешение и начала разработку золоторудного месторождения «Восточная Дуоба» и «Верхний Кумарг» в том же районе [1]. Только на разработку золоторудных месторождений в Таджикистане Китай уже имеет 7 лицензий.
На сегодняшний день геохимическую разведку недр китайцы проводят совместно с таджикистанскими геологами. Как указал сотрудник Главного управления геологии Таджикистана С. Асматуллаев, «Народ думает, что вот китайцы пришли и все завоевали. А они оказывают нам бесценную помощь. Они выполняют все работы на безвозмездной основе, платят налоги государству, так как лицензии, свидетельства и разрешения выдаются правительством. На один сезон они фрахтуют 20 машин, оплачивают бензин, услуги шоферов. С ними работают около 40 наших геологов — дипло-
мированных специалистов, которые проходят тщательный отбор» [27].
В экспертном сообществе России и Центральной Азии достаточно широко распространено мнение о том, что Таджикистан превратился в республику региона, наиболее «глубоко» интегрировавшего свою экономику и валютно-финансовую сферу с Китаем. Некоторые даже говорят о превращении РТ в «экономического вассала» КНР [14]. Есть мнения о том, что «Китай рассматривает Таджикистан как важный геополитический плацдарм, особенно в контексте «афганского» фактора и усиления влияния России в Центральной Азии. Представляется, что именно через Таджикистан Китай будет пытаться решить ключевой для себя вопрос центрально-азиатского направления — вопрос о создании зоны свободной торговли с республиками этого региона» [17].
Еще в мае 2014 г. было официально заявлено о том, что отношения между Душанбе и Пекином были подняты до уровня стратегического партнерства, что сопровождалось выдачей льготных кредитов Таджикистану. На Таджикистан приходится значительная часть китайских кредитов, предоставляемых странам Центральной Азии. Было объявлено, что доля китайских кредитов в структуре внешнего долга Таджикистана превысила 50% (самый высокий показатель среди всех стран ЦА). В ноябре 2014 г. руководители КНР и РТ выразили удовлетворение уровнем развития экономических и торговых отношений двух стран. Было подписано четыре соглашения. Среди них соглашение о выделении
Таджикистану льготных кредитов для строительства Душанбинской ТЭЦ и предприятий по производству криолита, фторсодержащего алюминия и сульфатной кислоты. Товарооборот между двумя странами составил около 2 млрд долл. США в год.
Официальный Душанбе давал несколько иную цифру (около 700 млн долл.), что свидетельствует о больших объемах «серого» товарооборота. Данные Пекина вывели Китай на уровень главного торгового и экономического партнера Таджикистана, вытесняя на второе место Россию.
Постепенно увеличивается масштаб материально-технической помощи Китая Таджикистану в создании Ситуационного центра вооруженных сил РТ, а также предоставлении военного имущества для оснащения таджикских боевых подразделений. На эти цели только в 2016 г. Китай планировал выделить около 61 млн долл. КНР уже потратил 15 млн долл. на строительство жилья для военных в г. Душанбе. Пекин планирует профинансировать и построить 11 застав для пограничных войск Таджикистана на ее границе с Афганистаном, а также учебный центр для пограничников. Китай также выделяет Душанбе грант на укрепление безопасности границы с Афганистаном протяженностью 1344 км. [20].
Как указывает эксперт много лет изучающий ситуацию в Центральной Азии Александр Шустов, структура китайско-таджикского товарооборота из года в год остается крайне несбалансированной. РТ поставляет в КНР почти исключительно алюминий и хлопковолокно, т. е. сырье, тогда как
в обратном направлении идут товары широкого потребления и продовольствие. При этом объемы китайского импорта значительно превышают экспорт. По данным Института политического анализа и прогноза (г. Бишкек) в 1999 — 2004 гг. импорт из Китая в Таджикистан вырос в 22,8 раза, тогда как таджикский экспорт в КНР — всего в 2,44 раза. В 2006 г., например, Китай поставил в Таджикистан товаров на 69,2 млн долл., а Таджикистан — всего на 5,5 млн долл. Интернет-ресурс «Центральная Евразия» оценивает китайский экспорт в Таджикистан за 2008 г. в 646 млн долл., а таджикский в КНР — в 109 млн долл. В итоге на долю ввезенных из Китая товаров пришлось 20% импорта Таджикистана, а поставок таджикской продукции в КНР — всего 7,3% экспорта. [33] Эксперт делает однозначный вывод: в отличие от России, Казахстана, Узбекистана и Туркмении, богатых энергоресурсами, Душанбе просто нечего предложить в обмен на китайские ТНП, промышленное оборудование и инвестиции, в связи с чем его торговый баланс постоянно является дефицитным.
Следствием этих процессов является растущая экономическая зависимость Душанбе от Пекина. После вхождения РТ во Всемирную торговую организацию в 2013 г. и без того благоприятные возможности проникновения китайского бизнеса в Таджикистан увеличились.
В последние годы Пекин вкладывает значительные средства в развитие коммуникационной инфраструктуры Таджикистана. Обсуждаются проекты прокладки железной дороги Душанбе —
Курган — Тюбе и региональной железной дороги Китай — Таджикистан — Афганистан — Иран — Персидский залив. Для участия Таджикистана в строительстве этой магистрали Душанбе нужны средства для строительства почти четырехсоткилометрового участка, однако Пекин до последнего времени воздерживался от кредитования этого проекта [17]. Запуск этих транспортных коридоров позволит Таджикистану снизить зависимость от Узбекистана, который в годы президентства Ислама Каримова периодически создавал препятствия Душанбе в вопросах железнодорожного сообщения.
В структуре таджикистанского импорта и экспорта в КНР абсолютно преобладает импорт (около 90%). При этом Таджикистан поддерживает инициативу Экономического пояса Шелкового пути, и рассчитывает как-либо «встроиться» в нее. «Готова программа для реализации стыковки Национальной стратегии развития Республики Таджикистан на 2030 г. с китайской инициативой "Пояс и путь"», — об этом заявил в интервью «Жэньминь жибао» посол Таджикистана в Китае Парвиз Дав-латзода 24 мая 2017 г. Он отметил четыре стратегические цели развития для достижения намеченных приоритетов и задач на период до 2030 г., а именно: обеспечение энергетической безопасности и эффективное использование электроэнергии; выход из коммуникационного тупика и превращение Таджикистана в транзитную страну; обеспечение продовольственной безопасности и доступа населения
к качественному питанию и расширение продуктивной занятости [19].
Как и в других республиках региона, в Таджикистане любые дискуссии о взаимоотношениях с КНР почти всегда затрагивают тематику «демографической экспансии». Поскольку обсуждение этой темы в СМИ властями не приветствуется, дискуссии уходят либо в Сеть, либо в зарубежные СМИ, описывающие ситуацию в Таджикистане (перепечатки и обсуждения таких материалов в блогах и соцсетях Таджнета весьма распространены).
Ни у кого в РТ не вызывает сомнения то, что помимо китайских инвестиций в Таджикистан хлынули и граждане КНР — они занимают рабочие места сотен тысяч таджиков, уехавших на заработки в Россию. По официальным данным, в республике насчитывается всего несколько тысяч китайцев, однако эти цифры опровергаются независимыми наблюдателями. Вдобавок с 2012 г. китайские фермеры на вполне законных основаниях начали работать на таджикских полях — правительство республики сдало КНР в аренду 500 га. сельхозугодий в Хатлонской области. В ответ китайцы обязались вложить в местные хозяйства два млн долл. в виде прямых инвестиций, а также оказать таджикам техническую помощь в возрождении плодородности земель, пришедших за годы независимости в неудовлетворительное состояние. Это вызывает возмущение местного населения, занятого в основном в сельском хозяйстве.
Согласно информации миграционной службы Министерства труда, миграции и занятости населения
Таджикистана, в сравнении с 2015 г. количество трудовых мигрантов из Китая увеличилось на 30%. В разных сферах деятельности в Таджикистане сейчас трудится порядка 6,5 тыс. граждан КНР. При этом количество квот, которые Таджикистан выделил для иностранных трудовых мигрантов в этом году, составляет порядка 8 тыс. Впрочем, по неофициальным данным, на которые ссылается «Открытая Азия онлайн» (проект представительства Intemews в Центральной Азии) число мигрантов из КНР в Таджикистане может достигать 150 тыс. Указанный формально киргизский ресурс считает, что жители Таджикистана испытывают настороженность по отношению к приезжим китайцам. Например, сейчас на оптовых столичных рынках продажей товаров наряду с местными занимаются и граждане КНР. Эту конкуренцию таджики часто не выдерживают, так как обороты у соседних челноков намного выше, чем у местных. Еще стоит учитывать, что товар и китайцы, и таджики везут из Поднебесной, и у граждан КНР на родине есть свои преференции и льготы [5].
Политолог А. Захватов считает: «Несмотря на то, что трудолюбие и поведение китайцев в быту заслуживают уважения, растущая их численность не только настораживает, но и пугает граждан Таджикистана» [18].
Алармистские взгляды, существующие относительно расширения влияния Китая в Таджикистане суммировал еще в 2011 г. российский эксперт по центральноазиатским проблемам Александр Шустов: «В настоящее
время Таджикистан довольно близко подошел к тому рубежу, за которым следует потеря экономической, а вслед за ней — и ограничение политической независимости страны. Уровень присутствия КНР в экономике республики таков, что вскоре позволит без особых проблем управлять ею с помощью финансово-экономических рычагов. А это приведет к превращению Таджикистана в хозяйственную провинцию Китая» [33].
Идентичных оценок придерживаются и некоторые таджикские авторы, многие из которых после запрещения ИПВТ, «Движения 24» и ряда других более мелких оппозиционных групп оказались в эмиграции. Например, член оппозиционного Народного Движения «Единый Таджикистан» С. Самади считает, что «Ситуация в Таджикистане пока развивается по "китайскому" сценарию, и в настоящее время Таджикистан довольно близко подошел к тому рубежу, за которым следует потеря экономической, а вслед за ней и ограничение политической независимости страны. <...> Прошлый год ознаменован подчинением полной инфраструктуры Таджики -стана Китаю. Таджикские власти в вопросе экономического развития республики полностью подчинились стратегическим проектам Китая» [26].
По мнению экспертов уфимского Центра геополитических исследований «Берлек—Единство», в Таджикистане уже «сформировано сильное китайское лобби, а о характере влияния Пекина на суверенные дела Таджикистана хотя и косвенно, но красноречиво говорят слухи о 800
китайских силовиках, которых якобы Э. Рахмон попросил» у председателя КНР Си Цзиньпина «для подавления митинга "Движения 24" в октябре 2014 г.» [17]. Митинг этот был широко разрекламирован оппозиционерами через социальные сети, но, по их заявлению, они не стали его проводить из опасений репрессий. Якобы «Рахмон надеется удержать власть при помощи Китая — приказа на разгон демонстрантов в аэропорту Душанбе ожидает без малого тысяча китайских спецназовцев в полной боевой экипировке» [30]. Информация эта, кроме высказываний оппозиционеров, впрочем, ничем не подтверждалась.
В свою очередь, китайская сторона прилагает определенные усилия для формирования в таджикском обществе благоприятного мнения об экономической стратегии Пекина в республике. Реализуется этот курс через активизацию двустороннего партнерства между КНР и РТ в гуманитарной сфере. После того как КНР начала масштабное экономическое продвижение в Центральной Азии, китайский язык в регионе стал весьма востребованным. Для Таджикистана подобная ситуация характерна не меньше, чем для Казахстана, или Кыргызстана. Молодые люди в Таджикистане начинают серьезно задумываться над тем, какие профессиональные навыки им могут пригодиться, если они хотят строить карьеру в иностранной компании.
Например, сейчас в Таджикистане порядка 3 тыс. студентов изучают китайский язык. В первом Центре Конфуция при Таджикском нацио-
нальном университете в Душанбе, открытом в 2009 г. в рамках одной из программ Шанхайской организации сотрудничества, обучением китайскому языку и ознакомлением с культурой КНР занимаются около 700 человек. За восемь лет работы в Центре прошли обучение свыше 10 тыс. человек [13].
В 2014 г. в городе Бустон (до 2016 г. — Чкаловск) Согдийской области открылся второй Институт Конфуция при Горно-металлургическом институте Таджикистана. Изучают китайский язык таджикские студенты и на территории КНР по грантовым программам.
Как сообщил «Sputnik Таджикистан» профессор Российско-Таджик—ского (славянского) университета, доктор филологических наук Р. Салимов, «китайский язык очень востребован среди молодежи, в первую очередь из-за ситуации на рынке труда. В РТ пришло множество китайских компаний, где первыми кандидатами на трудоустройство становятся образованные таджикские специалисты». По его оценке, китайский среди студентов и абитуриентов Таджикистана постепенно становится даже более востребованным, чем английский. Этому способствует и позиция самого Китая, активно продвигающего свою культуру и заинтересованного в подготовке двуязычных квалифицированных работников для своих региональных предприятий. «Китайские компании часто обращаются к нам с просьбой присылать молодых специалистов на стажировку, а университеты предлагают возможность получить стипендию
и продолжить обучение в КНР» [7], — пояснил Р. Салимов.
Китайские компании, работающие в РТ, часто сами выходят на вузы республики, предлагая различные преференции учащимся, помогают с созданием курсов, с поиском преподавателей, а вуз, в свою очередь, отправляет на стажировку наиболее талантливых специалистов горного дела.
Еще более активно продвигает КНР свою «мягкую силу» вдали от районных центров и крупных городов РТ, где китайские предприятия часто являются градообразующими (например, металлургический завод в Истиклоле или китайская промышленная зона в Согдийской области). Там формируются курсы изучения основ языка, куда уже с 6—7 класса набирают желающих изучать китайский, чтобы после окончания школы местная молодежь сразу смогла пойти работать в эту компанию.
Как отмечает российский исследователь А. Захватов, «По наблюдениям ряда экспертов, упор в обучении делается не на предоставлении профессиональных навыков, а на изучение китайского языка и культуры. Если это действительно так, то можно сделать вывод, что готовить для Таджикистана квалифицированных таджикских специалистов китайцы не собираются — им нужны квалифицированные переводчики для китайских специалистов в будущих китайских проектах в Таджикистане» [6].
Справедливость требует отметить, что официальные таджикские власти также пытаются развеять опасения, существующие в обществе, донести
до населения мысль о реальных выгодах для экономики и сферы безопасности от тесного сотрудничества с Пекином. В РТ пытаются работать над созданием положительного образа Китая как экономического партнера. Присутствие КНР в стране и в регионе увеличивается, таджикские власти, сталкиваясь с ростом синофобии и протестных настроений, пытаются
снизить накал эмоций. Но делают они это довольно бессистемно, реагируя, по большей части, на уже сложившиеся (а порой и запущенные) кризисные ситуации. Как и в других республиках ЦА, в Таджикистане чувствуется дефицит системной работы, объясняющей смысл внешнеполитических и внешнеэкономических решений официальной власти.
Список литературы
1. Ашуров А. Таджикистан передал Китаю право на разработку еще одного золоторудного месторождения [Электронный ресурс]. URL: https://rus.ozodi.org/a/27873488.html
[Ashurov A. Tadzhikistan peredal Kitayu pravo na razrabotku eshche odnogo zolotorudnogo mestorozhdeniya [Электронный ресурс]. URL: https://rus.ozodi.org/a/27873488.html]
2. Бараев А. Тихая экспансия. Китаизация Таджикистана [Электронный ресурс]. URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1469122500
[Barayev A. Tikhaya ekspansiya. Kitaizatsiya Tadzhikistana [Электронный ресурс]. URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1469122500]
3. Барков И. Китай ввел войска в Таджикистан [Электронный ресурс]. URL: http:// www.news-asia.ru/view/politics/4649
[Barkov I. Kitay vvel voyska v Tadzhikistan [Электронный ресурс]. URL: http://www. news-asia.ru/view/politics/4649]
4. Бологое П. На крыше мира. Превратится ли Таджикистан в китайскую колонию [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/articles/2013/05/14/pamir/
[Bologov P. Na kryshe mira. Prevratitsya li Tadzhikistan v kitayskuyu koloniyu [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/articles/2013/05/14/pamir/]
5. Гайсина Л. Насколько глубоко китайцы проникли в Таджикистан? [Электронный ресурс]. URL: http://theopenasia.net/articles/detail/naskolko-gluboko-kitaytsy-pronikli-v-tadzhikistan/
[Gaysina L. Naskolko gluboko kitaytsy pronikli v Tadzhikistan? [Электронный ресурс] . URL: http://theopenasia.net/articles/detail/naskolko-gluboko-kitaytsy-pronikli-v-tadzhikistan/]
6. Гарсия Р. Золотая лихорадка: как Китай богатеет за счет таджикских драгметаллов [Электронный ресурс]. URL: http://ru.sputnik-tj.com/analytics/20170317/1021878886/ dragmetally-knr-nedra-pamir-tadzhikistan.html
[Garsiya R. Zolotaya likhoradka: kak Kitay bogateyet za schet tadzhikskikh dragmetallov [Электронный ресурс]. URL: http://ru.sputnik-tj.com/analytics/20170317/1021878886/ dragmetally-knr-nedra-pamir-tadzhikistan.html]
7. Гарсия Р. Китайская грамота: язык как пропуск таджикской молодежи на работу в КНР [Электронный ресурс]. URL: http://ru.sputnik-tj.com/ opinion/20170525/1022411502/kitayskiy-yazyik-molodezh-ekonomika-rabochie-mesta-tadzhikistan.html
[Garsiya R. Kitayskaya gramota: yazyk kak propusk tadzhikskoy molodezhi na rabotu v KNR [Электронный ресурс]. URL: http://ru.sputnik-tj.com/opinion/20170525/1022411502/ kitayskiy-yazyik-molodezh-ekonomika-rabochie-mesta-tadzhikistan.html]
8. Гарсия Р. Что мешает властям Таджикистана провести дешевый Интернет в каждый дом [Электронный ресурс]. URL: http://ru.sputnik-tj.com/ analytics/20170621/1022640226/setevoe-podklyuchenie-shirokopolosnyj-internet-tadzhikistan.html
[Garsiya R. Chto meshayet vlastyam Tadzhikistana provesti deshevyy internet v kazhdyy dom [Электронный ресурс]. URL: http://ru.sputnik-tj.com/analytics/20170621/1022640226/ setevoe-podklyuchenie-shirokopolosnyj-internet-tadzhikistan.html]
9. Гуфронов Д. Топ-электорат: кто они, наши избиратели? [Электронный ресурс]. URL: http://news.tj/ru/node/169697.
[Gufronov D. Top-elektorat: kto oni, nashi izbirateli? [Электронный ресурс]. URL: http://news.tj/ru/node/169697.]
10. Давронзода Г. Таджикистан — новая провинция Китая? [Электронный ресурс]. URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1446561540
[Davronzoda G. Tadzhikistan — novaya provintsiya Kitaya? [Электронный ресурс]. URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1446561540]
11. Как решить приграничные конфликты? [Электронный ресурс]. URL: http:// news.tj/ru/news/kak-reshit-prigranichnye-konflikty
[Kak reshit prigranichnyye konflikty? [Электронный ресурс]. URL: http://news.tj/ru/ news/kak-reshit-prigranichnye-konflikty]
12. Китай забрал часть территории Таджикистана [Электронный ресурс]. URL: http://www.diapazon.kz/world/34975-kitajj-zabral-chast-territorii-tadzhikistana.html
[Kitay zabral chast territorii Tadzhikistana [Электронный ресурс]. URL: http://www. diapazon.kz/world/34975-kitajj-zabral-chast-territorii-tadzhikistana.html]
13. Маннонов А. Я китайский бы выучил только за то... [Электронный ресурс]. URL: http://asiaplus.tj/ru/news/tajikistan/society/20170211/ya-kitaiskii-bi-viuchil-tolko-za-to
[Mannonov A. Ya kitayskiy by vyuchil tolko za to... [Электронный ресурс]. URL: http:// asiaplus.tj/ru/news/tajikistan/society/20170211/ya-kitaiskii-bi-viuchil-tolko-za-to]
14. Мардасов А. Москву и Пекин сталкивают лбами. Что стоит за созданием Китаем «центральноазиатского НАТО», в котором не нашлось места РФ [Электронный ресурс]. URL: https://svpressa.ru/war21/article/154463/
[Mardasov A. Moskvu i Pekin stalkivayut lbami. Chto stoit za sozdaniyem Kitayem «centralnoaziatskogo NATO». v kotorom ne nashlos mesta RF [Электронный ресурс]. URL: https://svpressa.ru/war21/article/154463/]
15. Мехрангез Турсунзода: МИД Таджикистана назвал заявление Зойиро-ва провокацией [Электронный ресурс]. URL: http://news.tj/ru/news/tajikistan/ politics/20130416/141584
[Mekhrangez Tursunzoda: MID Tadzhikistana nazval zayavleniye Zoyirova provokatsiyey [Электронный ресурс]. URL: http://news.tj/ru/news/tajikistan/politics/20130416/141584]
16. Мирзоев А. «Китайский» Таджикистан. Где крыша дома твоего... [Электронный ресурс]. URL: http://www.centrasia.ru/news2.php?st=1390202880
[Mirzoyev A. «Kitayskiy» Tadzhikistan. Gde krysha doma tvoyego... [Электронный ресурс]. URL: http://www.centrasia.ru/news2.php?st=1390202880]
17. Михайличенко Д. К чему ведет стратегическое партнерство Китая и Таджики -стана [Электронный ресурс]. URL: http://berlek-nkp.com/tadzhikistan/3212-cgi-berlek-edinstvo-k-chemu-vedet-strategicheskoe-partnerstvo-kitaya-i-tadzhikistana.html
[Mikhaylichenko D. K chemu vedet strategicheskoye partnerstvo Kitaya i Tadzhikistana [Электронный ресурс]. URL: http://berlek-nkp.com/tadzhikistan/3212-cgi-berlek-edinstvo-k-chemu-vedet-strategicheskoe-partnerstvo-kitaya-i-tadzhikistana.html]
18. Набоков А. Когда дружба основана на корысти. Как Китай «вливает» в Таджикистан / ЦентрАзия, 2017, 25 янв. / URL: http://ca-snj.com/politika/kogda-druzhba-osnovana-na-korysti-kak-kitaj-vlivaet-v-tadzhikistan.html
19. Национальная стратегия развития Таджикистана состыкуется с китайской инициативой «Один пояс, один путь» до 2030 года / «Жэньминь жибао» online, 2017, 26 мая / URL: http://russian.people.com.cn/n3/2017/0526/c31521-9221140.html
20. Омиров К. «Китайский» Таджикистан [Электронный ресурс]. URL: http://polit-asia.kz/index.php/analytics/1917-kitajskij-tadzhikistan
[Omirov K. "Kitayskiy" Tadzhikistan [Электронный ресурс]. URL: http://polit-asia.kz/ index.php/analytics/1917-kitajskij-tadzhikistan]
21. Пайрав Чоршанбиев: Как откупиться от Китая? [Электронный ресурс]. URL: http://asiaplus.tj/ru/news/tajikistan/economic/20170116/kak-otkupitsya-ot-kitaya
[Payrav Chorshanbiyev: Kak otkupitsya ot Kitaya? [Электронный ресурс]. URL: http:// asiaplus.tj/ru/news/tajikistan/economic/20170116/kak-otkupitsya-ot-kitaya]
22. Панниер Брюс. Земельный вопрос в Центральной Азии и Китай [Электронный ресурс]. URL: https://rus.azattyq.org/a/zemelniy-vopros-centralnaya-azia-kitay/27712593. html
[Panniyer Bryus. Zemelnyy vopros v Centralnoy Azii i Kitay [Электронный ресурс]. URL: https://rus.azattyq.org/a/zemelniy-vopros-centralnaya-azia-kitay/27712593.html]
23. Постоянным доступом в Интернет могут похвастаться лишь 17% жителей Таджикистана [Электронный ресурс]. URL: http://ru.sputnik-tj.com/ country/20170614/1022568879/tadzhikistan-postoyannyy-dostup-internet-17-naseleniya. html
[Postoyannym dostupom v internet mogut pokhvastatsya lish 17% zhiteley Tadzhikistana [Электронный ресурс]. URL: http://ru.sputnik-tj.com/country/20170614/1022568879/ tadzhikistan-postoyannyy-dostup-internet-17-naseleniya.html]
24. Рахмон отдал Китаю тысячу квадратных километров Таджикской земли [Электронный ресурс]. URL: http://tjknews.com/?p=4142
[Rakhmon otdal Kitayu tysyachu kvadratnykh kilometrov Tadzhikskoy zemli [Электронный ресурс]. URL: http://tjknews.com/?p=4142]
25. Росули С. «Великая победа таджикской дипломатии»: часть территории Таджикистана переходит Китаю. Или как может повернуть язык у Хамрохона Зарифи, что называет это «великой победой таджикской дипломатии»? [Электронный ресурс]. URL: URL: http://tajmigrant.com/velikaya-pobeda-tadzhikskoj-diplomatii-chast-territorii-tadzhikistana-perexodit-kitayu-ili-kak-mozhet-povernut-yazyk-u-xamroxona-zarifi-chto-nazyvaet-eto-velikoj-pobedoj-tadzhikskoj-diplomatii.html
[Rosuli S. «Velikaya pobeda tadzhikskoy diplomatii»: chast territorii Tadzhikistana perekhodit Kitayu. Ili kak mozhet povernut yazyk u Khamrokhona Zarifi. chto nazyvayet eto «velikoy pobedoy tadzhikskoy diplomatii»? [Электронный ресурс]. URL: http://tajmigrant. com/velikaya-pobeda-tadzhikskoj-diplomatii-chast-territorii-tadzhikistana-perexodit-kitayu-ili-kak-mozhet-povernut-yazyk-u-xamroxona-zarifi-chto-nazyvaet-eto-velikoj-pobedoj-tadzhikskoj-diplomatii.html]
26. Самади С. Стратегия и тактика Китая в отношении Таджикистана [Электронный ресурс]. URL: https://www.e-tadjikistan.org/analitika/ctrategiya-i-taktika-kitaya-v-otnoshenii-tadzhikistana.html
[Samadi S. Strategiya i taktika Kitaya v otnoshenii Tadzhikistana [Электронный ресурс]. URL: https://www.e-tadjikistan.org/analitika/ctrategiya-i-taktika-kitaya-v-otnoshenii-tadzhikistana.html]
27. Соб. инф. «Безвозмездное пользование». Китай активно осваивает таджикский Памир [Электронный ресурс]. URL: http://www.fergananews.com/articles/9204
[Sob. inf. «Bezvozmezdnoye polzovaniye». Kitay aktivno osvaivayet tadzhikskiy Pamir [Электронный ресурс]. URL: http://www.fergananews.com/articles/9204]
28. Таджикистан официально передал Китаю три процента «спорных территорий» [Электронный ресурс]. URL: http://inozpress.kg/news/view/id/34596
[Tadzhikistan ofitsialno peredal Kitayu tri protsenta «spornykh territoriy» [Электронный ресурс]. URL: http://inozpress.kg/news/view/id/34596]
29. Убайдуллоев А. Вот тебе и "гостеприимство"... [Электронный ресурс]. URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1191530940
[Ubaydulloyev A. Vot tebe i "gostepriimstvo"... [Электронный ресурс]. URL: http:// www.centrasia.ru/newsA.php?st=1191530940]
30. Умрали Кувватов: «Мы требуем отставки Рахмона и освобождения от китайцев» [Электронный ресурс]. URL: http://www.politrus.com/2014/10/10/umarali-kuvvatov/
[Umrali Kuvvatov: «My trebuyem otstavki Rakhmona i osvobozhdeniya ot kitaytsev» [Электронный ресурс]. URL: http://www.politrus.com/2014/10/10/umarali-kuvvatov/]
31. Хамрабаева Н. Эксперты: Китаю после раздела территории с Таджикистаном достанутся богатые земли [Электронный ресурс]. URL: http://www.dw.com/ru/ эксперты-китаю-после-раздела-территории-с-таджикистаном-достанутся-богаты-е-земли/a-14772078
[Khamrabayeva N. Eksperty: Kitayu posle razdela territorii s Tadzhikistanom dostanutsya bogatyye zemli [Электронный ресурс]. URL: http://www.dw.com/ru/eksperty-kitayu-posle-razdela-territorii-s-tadzhikistanom-dostanutsya-bogatyye-zemli/a-14772078]
32. Цзян Лань. Перспективы развития горной промышленности в Горном Бадах-шане [Электронный ресурс]. URL: http://news.tj/ru/news/tajikistan/economic/20170403/ odin-poyas-odin-put
[Jiang Lang. Perspektivy razvitiya gornoy promyshlennosti v Gornom Badakhshane [Электронный ресурс]. URL: http://news.tj/ru/news/tajikistan/economic/20170403/ odin-poyas-odin-put]
33. Шустов А. Китай поглощает Таджикистан. Экономическая экспансия КНР может превратить республику в китайскую колонию [Электронный ресурс]. URL: http://www.stoletie.ru/geopolitika/kitaj_pogloshhajet_tadzhikistan_2011-03-10.htm
[Shustov A. Kitay pogloshchayet Tadzhikistan. Ekonomicheskaya ekspansiya KNR mozhet prevratit respubliku v kitayskuyu koloniyu [Электронный ресурс]. URL: http://www.stoletie. ru/geopolitika/kitaj_pogloshhajet_tadzhikistan_2011-03-10.htm]
34. Эксперт назвал причины образования внешнего долга Таджикистана [Электронный ресурс]. URL: http://news.tj/ru/news/tajikistan/economic/20161227/ekspert-nazval-prichini-obrazovaniya-vneshnego-dolga-tadzhikistana
[Expert nazval prichiny obrazovaniya vneshnego dolga Tadzhikistana [Электронный ресурс]. URL: http://news.tj/ru/news/tajikistan/economic/20161227/ekspert-nazval-prichini-obrazovaniya-vneshnego-dolga-tadzhikistana]
35. Юлдашев А. Таджикистан отдал 3% спорной территории Китаю [Электронный ресурс]. URL: http://titus.kz/?previd=21250
[Yuldashev A. Tadzhikistan otdal 3% spornoy territorii Kitayu [Электронный ресурс]. URL: http://titus.kz/?previd=21250]