КИТАЙСКИЙ ВЕКТОР ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ТАДЖИКИСТАНА
Хуршед ДОДИХУДОЕВ
кандидат политических наук, заместитель начальника управления внешней политики и внешнеэкономического развития Центра стратегических исследований при Президенте РТ (Душанбе, Таджикистан)
Вафо НИЯТБЕКОВ
ведущий специалист управления внешней политики и внешнеэкономического развития Центра стратегических исследований при Президенте РТ (Душанбе, Таджикистан)
После обретения независимости Таджикистан стремился установить и укреплять многосторонние контакты с государствами, заинтересованными в развитии сотрудничества с ним. До того, в советский период, республики Средней Азии находились в глубокой тени СССР, а его развал послужил толчком для развития их отношений с другими государствами. Однако на начальном этапе независимости республик региона мировое сообщество не придавало им большого значения, ограничиваясь, как правило, общими декларациями. Что же касается Китая, то с появлением у границ его северо-западных провинций трех новых государств ЦА ситуация в корне изменилась.
Один из первых шагов в своей внешней политике РТ сделала 4 января 1992 года, когда в Душанбе было подписано таджикско-китайское коммюнике об установлении дипломатических отношений
между этими соседними государствами на уровне посольств.
Дата установления дипотношений свидетельствует о повышенном внимании Пекина к политическим процессам, происходившим в конце XX века на всем постсоветском пространстве. Китай принадлежал к числу государств, которые первыми признали независимость советских республик, в том числе Таджикистана.
В 1993 году по приглашению китайских властей состоялся первый официальный визит председателя Верховного совета Таджикистана Э. Рахмонова в КНР. Тогда он посетил Наньтун, Шанхай и Урумчи. В ходе визита состоялись прошедшие в дружественной и деловой атмосфере переговоры с высокопоставленными лицами Китая: Председателем КНР Цзян Цзэминем и Председателем Постоянного комитета Всекитайского Собрания Народных Представителей Ян Шанкунем.
В ходе переговоров обсуждались вопросы, представляющие взаимный интерес. В 12-м пункте совместной декларации было отмечено, что имеются большие перспективы для развития отношений между РТ и КНР. Еще один важный аспект визита — решение о развитии торгово-экономических связей как приоритетного направления двустороннего сотрудничества. Стороны подчеркнули единство позиций по ключевым проблемам современности.
Главным итогом этого визита стала демонстрация поддержки молодого независимого Таджикистана со стороны Китая. Без поддержки этой державы достижение многих внешнеполитических целей на азиатском континенте стало бы проблематичным.
Политический диалог между этими странами получил новый импульс в 1996 году, когда состоялся второй визит президента Таджикистан Э. Рахмонова в КНР. Отличительная черта этого визита — четкое определение секторов сотрудничества, представляющих взаимный интерес, к числу которых были отнесены сельское хозяйство, транспорт, текстильная сфера, производство минеральных удобрений, а также другие отрасли промышленности. Наиболее примечательно, что с того времени таджикско-китайский диалог проходит в многостороннем формате в рамках созданной региональной организации Шанхайский форум. Прежде подобный формат сотрудничества между Душанбе и Пекином имел место в рамках ООН и СВМДА. Сами китайцы отметили ряд этапов развития Шанхайского форума, которые в конечном счете способствовали его трансформации в Шанхайскую организацию сотрудничества.
■ Первый этап — с ноября 1989 по декабрь 1991 года — время, когда рушился Советский Союз, а китайско-советские переговоры велись по формуле «один на один»1.
1 См.: Ся Ишанъ. Механизм «Шанхайской пятерки» и стратегическое взаимодействие Китая и
■ Второй этап — с декабря 1991 по апрель 1997 года — двусторонние переговоры пяти стран — Китая, с одной стороны, с другой — четырех государств: России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикис-тана2.
■ Третий этап начался в апреле 1997 года — многосторонние переговоры пяти равноправных стран и одновременно пяти участников «Шанхайской пятерки»: Китая, России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана. По завершении дискуссии об укреплении мер доверия в военной сфере и о взаимном сокращении вооруженных сил, первоначальная формула переговоров — двусторонние переговоры, в которых в качестве одной из сторон выступает Китай, другой — совместно Россия, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан, — изменилась на многосторонние переговоры пяти стран — пяти равных участников3.
Таджикско-китайские отношения заметно активизировались в 1997 году, когда был подписан протокол по урегулированию приграничных проблем, принято постановление об организации приграничной торговли через Мургабский район Горно-Бадахшанской автономной области РТ. В том же году Таджикистан посетила делегация представителей научных кругов Китая.
В июне и августе 1998 года в РТ прибыли представители экономического сектора правительства, Министерства внешней торговли, а также делегация Таможенного комитета КНР.
За два месяца до своего официального визита в Китай глава Таджикистана принял китайскую делегацию во главе с
России. В кн.: Китай в мировой политике / Под ред. М. Торкунова. М.: Росспэн, 2001. С. 337.
2 См.: Там же. С. 338.
3 См.: Там же. С. 340.
заместителем премьера Госсовета Цзянь Цычэном. Президент РТ отметил, что развитие многопланового сотрудничества обусловлено взаимной заинтересованностью.
В августе 1999 года состоялся третий визит президента Таджикистана в Китай, основной целью которого было повышение уровня двустороннего сотрудничества. В ходе этого визита Э.Ш. Рахмонов отметил, что Таджикистан приветствует историческое воссоединение Аомыня (Макао) с Китаем, и еще раз подчеркнул приверженность позиции по тайваньской проблеме. По проблеме Афганистана стороны отметили, что военно-политический кризис необходимо решать исключительно путем переговоров по системе «6+2», предложенной ООН. Президент РТ пригласил председателя КНР посетить Таджикистан с официальным визитом, приглашение было принято китайскими властями.
Осенью 1999 года Таджикистан посетил председатель Г осударственного комитета КНР по делам национальностей Ли Дечжу, который отметил поступательное и успешное развитие двусторонних отношений.
В первых числах июля 2000 года состоялся первый государственный визит в РТ председателя КНР Цзян Цзэминя. Прибытие китайской делегации символизировало укрепление политической стабильности в Таджикистане. До того официальные встречи проходили на территории Китая. Итогом визита стала совместная декларация, в которой наибольший интерес представляет 10-й пункт, зафиксировавший невмешательство во внутренние дела другого государства под любыми предлогами, включая «превосходство прав человека над суверенитетом», а также «гуманитарное вмешательство». Кроме того, стороны отметили, что дальнейшее укрепление двусторонних отношений отвечает коренным интересам народов обеих стран.
Глава КНР заявил, что его страна впредь будет поддерживать руководство РТ в укреплении суверенитета, внутренней
стабильности и экономическом развитии республики. Оба государства подчеркнули единство позиции по международным и региональным вопросам.
Примечательно, что визит председателя КНР по времени совпал с проведением саммита государств — участников Шанхайского форума, на котором в качестве наблюдателя впервые присутствовал президент Узбекистана.
В августе 2000 года в Таджикистан прибыл министр КНР по делам партий Дай Бинго. В ходе встречи с ним президент
Э. Рахмонов отметил, что Таджикистан дорожит достигнутым уровнем и качеством двусторонних связей, заинтересован в скорейшем наполнении новым практическим содержанием таких параметров, как взаимовыгодное экономическое, военное и политическое сотрудничество, подготовка кадров, обмен опытом по вопросам развития, тесное взаимодействие в интересах поддержания и укрепления региональной безопасности4.
Наиболее точно оценил двусторонние связи посол КНР в Таджикистане У Хун-бинь. При вручении верительных грамот президенту РТ он, в частности, отметил: «В политической сфере таджикско-китайских отношений нет серьезных проблем, однако уровень налаженного взаимовыгодного сотрудничества пока не отвечает возможностям и потребностям двух соседних стран»5.
В апреле 2001 года в Душанбе прибыл личный представитель председателя КНР Лю Гучан. В ходе его визита были рассмотрены основные вопросы, связанные с дальнейшим ростом и развитием двусторонних связей. Вскоре были предприняты конкретные меры, направленные на дальнейшее их развитие, в том числе на активизацию сотрудничества в рамках межправительственной комиссии.
4 См.: Саидов З.Ш. Внешняя политика Республики Таджикистан на современном этапе. Душанбе: Авасто, 2005. С. 201.
5 Там же. С. 281.
В начале 2002 года президент Таджикистана принял в Душанбе делегацию Госсовета Китая во главе с Исмаилом Айма-том. Стороны подчеркнули основные результаты 10 лет сотрудничества, выдвинув на первое место решение приграничного вопроса, отметили достижения в торговоэкономической сфере. По вопросу афганского кризиса было подчеркнуто, что ключевая роль в его разрешении должна принадлежать ООН.
В мае того же года состоялся визит главы Таджикистана в Китай, проходивший в абсолютно новой для КНР региональной ситуации. В Узбекистане и Кыргызстане появились войска антитеррорис-тической коалиции во главе с США. Пекин промолчал относительно этой ситуации. При этом стало очевидным, что базы коалиции в дальнейшим могут быть направлены и против Китая, а операция в Афганистане лишь повод для средоточе-ния военной инфраструктуры Соединенных Штатов у северо-западных границ КНР. Находящийся в регионе военный контингент США еще недостаточен, чтобы представлять серьезную угрозу для Китая, но в варианте эти военные базы можно тем или иным образом задействовать для влияния на ситуацию в отдельных регионах КНР6.
Весной 2003 года в Пекине состоялась неформальная встреча президента Таджикистана с бывшим до ноября 2002 года главой китайского государства Цзян Цзэми-нем, в ходе которой были отмечены хорошие перспективы сотрудничества и необходимость активизировать двусторонние контакты.
Осенью 2003 года Таджикистан посетил глава внешнеполитического ведомства КНР Ли Чжаосин. В ходе переговоров рассматривались как политические, так и экономические вопросы. Касаясь многостороннего формата сотрудничества, было
6 См.: Князев А. Афганский кризис и безопасность Центральной Азии (XIX — начало XXI вв.). Душанбе: Дониш, 2004. С. 457.
отмечено значение ШОС как мощной региональной структуры. В политическом аспекте на первый план вышли юридические вопросы об укреплении контактов в борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Экономический формат сводился к обсуждению более конструктивных действий в рамках существующей межправительственной комиссии.
На Боаоском форуме государств азиатского континента, проходившем в Китае в 2003 году, президент Таджикистана встретился с премьером Госсовета КНР Вэнь Цзябао. На встрече были затронуты в основном экономические вопросы двусторонних связей. Проведение Пекином масштабной континентальной конференции с участием руководителей ведущих государств Азии наглядно продемонстрировало политические и экономические амбиции руководства КНР, которая, по сути, предлагает развивающимся странам свой путь развития. Именно на этом континенте сейчас разворачивается основная дискуссия Китая с его основными мировыми и региональными оппонентами: США, Россией, Индией, Японией, Вьетнамом, Индонезией, Австралией и другими странами.
В 2004 году не было зафиксировано значительных контактов на двусторонней основе, а наиболее значимым политическим событием 2005 года стало подписание четырех межправительственных документов, что произошло в июле в Душанбе, в ходе визита китайской делегации во главе с вице-премьером КНР У И. Подписанные документы касались технико-экономического сотрудничества между компаниями «Хуавэй» и «Таджиктелеком», а также организации помощи в строительстве туннеля «Шар-Шар»7.
По уровню интенсивности встреч 2006 год был схож с 2004-м. В течение всего года стороны контактировали в рамках ШОС. В январе 2007-го президент РТ посетил КНР с очередным визитом, который
7 См.: Азия-плюс, 28 июля 2005, № 30 (288).
С. 2.
во многом стал символичным, ибо с него начинался новый политический год. Сегодня руководство Таджикистана стремится привлечь иностранные инвестиции для оздоровления национальной экономики, а китайские капиталовложения и технологии — наиболее ожидаемые, в отличие от западноевропейских или американских. Визит был примечателен тем, что от всех предыдущих он отличался насыщенной программой и явным превалированием экономической составляющей, о чем свидетельствуют многочисленные встречи с деловыми кругами КНР, заинтересованными в таджикском рынке.
Во время встречи с председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей У Банго стороны подтвердили взаимную заинтересованность в дальнейшем укреплении сотрудничества, а также, выразив удовлетворение уровнем взаимных связей, признали успешными решение пограничного вопроса, заключение Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, формирование солидной договорно-правовой базы многогранных контактов, выработку единого взгляда на проблемы формирования справедливого миропорядка в XXI веке и совместный вклад в борьбу против международного терроризма, сепаратизма и эк-стремизма8.
В ходе переговоров была затронута и гуманитарная сфера: высказаны точки зрения на сотрудничество в области науки, культуры и образования, которое является одним из ключевых факторов укрепления двусторонних контактов.
27 августа 2008 года состоялся первый государственный визит председателя КНР Ху Цзиньтао в Таджикистан, в ходе встреч были обсуждены текущие вопросы и перспективы сотрудничества как на двусторонней основе, так и в рамках международных организаций. Стороны выразили удовлетворение высоким уровнем и впечатляющими результатами взаимодействия оборон-
8 См.: Э. Рахмонов в Пекине // Народная газета, 24 января 2007, № 4 (19558). С. 1.
ных структур двух стран, а также ростом взаимной торговли.
Результатом завершившихся таджикско-китайских переговоров на высшем уровне стало подписание ряда документов, затрагивающих многие аспекты двусторонних связей, приоритетное направление которых — дальнейшее укрепление экономического сотрудничества.
Исследуя таджикско-китайские отношения с 1992 года по настоящее время, необходимо отметить их скачкообразную динамику. Если с 2000 по 2003 год контакты носили регулярный характер, то затем наблюдается небольшая пауза, завершившаяся в начале 2007-го. Второй немаловажный фактор — изменившаяся политическая ситуация в странах Центральной Азии, ставшая катализатором активизации дипломатии КНР в регионе в целом. Сам Пекин не просто проводит свою внешнюю политику, в отношениях с соседями он предлагает новый подход, который на фоне дипломатии других государств выглядит более привлекательным.
Распад СССР и образование в ЦА новых независимых государств изменили традиционный, направленный на север, в сторону Москвы, ориентир Пекина. Сама Россия уже осознает, что КНР стала реально действующим актором политической жизни не только РТ, но всех республик Центральной Азии. Вовлечение Китая в жизнь региона способствует формированию его нового облика.
Политический диалог Душанбе с Пекином подтвердил их взаимную заинтересованность в развитии сотрудничества. Уровень и качество этого диалога во многом будет определять азиатский вектор таджикской дипломатии в ближайшей перспективе.
Сложившаяся между двумя странами доверительная атмосфера служит прочным фундаментом укрепления экономических связей. Со дня установления дипломатических отношений между КНР и РТ их торгово-экономическое сотрудничество (ТЭС) успешно развивается. В этой
сфере был подписан ряд межправительственных документов: Протокол об экономике и торговле, Протокол о поощрении и взаимной защите инвестиций, Протокол об автомобильном транспорте, Протокол о сотрудничестве в топливно-энергетической области и др. Они заложили прочную законодательную основу дальнейшего развития ТЭС двух стран.
Благодаря большому вниманию правительств Китая и Таджикистана совместными усилиями расширяется сфера ТЭС, растет внешнеторговый оборот между двумя странами. Согласно статистическим данным Государственного таможенного управления КНР, за 11 лет, с 1992 по 2002 год, в целом внешнеторговый оборот Китая с Таджикистаном составил 141,7 млн долл., в том числе экспорт из Китая в Таджикистан — 74,355 млн долл., импорт из Таджикистана в Китай — 67,345 млн долл. В 2002 году их торговый оборот был равен 12,39 млн долл. с приростом в 15,2% по сравнению с предыдущим годом, в том числе экспорт из КНР в РТ — 6,5 млн долл. с приростом в 22,6%, а импорт из Таджикистана в Китай — 5,89 млн долл. с приростом в 8%. В первые четыре месяца 2003 года (с января по апрель) внешнеторговый оборот Китая с Таджикистаном составил 5,72 млн долл. с приростом в 143,6% по сравнению с 2002 годом, в том числе экспорт из Китая в Таджикистан — 3,72 млн долл. с приростом в 245,8%, а импорт из Таджикистана в Китай — 2 млн долл. с приростом в 57%. В 2004 году оборот составил 63,1 млн долл., а в 2005-м — 98,2 млн долл. В 2006 году внешнеторговый оборот достиг рекордной отметки — 158,9 млн долл.9 В 2008-м наблюдался резкий скачок товарооборота, с января по октябрь он составил 351,95 млн долл., что на 162% больше по сравнению с аналогичным периодом 2007-го10.
9 См.: Статистический ежегодник Республики Таджикистан, 2007. С. 323.
10 См.: Социально-экономические показатели
Республики Таджикистан, 2008. С. 92.
Основные виды товаров, экспортируемых из Китая в Таджикистан: электротехника, оборудование и машины, текстильные изделия, технологическая коммуникационная продукция, мебель, товары бытового потребления и др. Основные виды товаров, поставляемых из Таджикистана в Китай: алюминий и изделия из него, металлолом, кожевенное сырье, кокон и др. Экспортно-импортная товарная структура в основном стабильна. По мере развития ТЭС на рынок Таджикистана поступает новая высокотехнологичная продукция Китая, например телекоммуникационное оборудование11.
В последние годы торгово-экономическому сотрудничеству присуща активность. Для придания большего импульса развитию двусторонних связей в Таджикистане была организована выставка-ярмарка экспортных товаров Кашгарского округа Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР, которая прошла с 15 по 18 сентября 2005 года. В ней участвовали 150 компаний, представивших 350 наименований продукции.
В целом 2005 год оказался плодотворным, был заключен крупный контракт на сумму 1 млрд долл. между снабженческо-сбытовым объединением Таджикистана «Точикматлубот» и Внешнеторговым домом «Локомотив». На церемонии подписания договора председательствовал вице-председатель Общества иностранных инвестиций СУАР Лю Сихе, присутствовали вице-председатель Постоянного комитета Собрания народных представителей Далелхан Мамехан и вице-секретарь Народного правительства СУАР Юсуп Хасым.
Содержание данного сотрудничества заключается в следующем.
1. Снабженческо-сбытовое объединение Таджикистана уполномочи-
11 См.: Цзинъ Юйлун. Китай — Таджикистан: расширение торгово-экономического сотрудничества // Бизнес и политика, 20 июня 2003, № 20 (529). С. 1.
ло «Локомотив» на монопольное снабжение на китайском рынке сроком на 10 лет.
2. За период сотрудничества таджикская сторона должна каждый год покупать у «Локомотива» товары минимум на сумму в 100 млн долл. (около 800 млн юаней) и ежегодно увеличивать их закупку на 20— 30%, в основном одежду, предметы ширпотреба, сельхозпродукты, стройматериалы, механизмы и др.
3. Генеральным агентом аукциона и подряда государственных объектов Таджикистана в Китае является «Локомотив».
4. Инвестиционное строительство рынка, предприятий обработки (при совместных капиталовложениях) «Локомотива» в РТ полностью координируется снабженческо-сбытовым объединением республики, безопасность китайских граждан и их имущества также обеспечивается таджикской стороной.
5. Обе стороны создают свои представительства, расходы которых взаимно зачитываются12.
На территории Таджикистана успешно действует ряд проектов с участием китайского капитала. Сфера инвестирования КНР впечатляет: телекоммуникации, сельское хозяйство, строительство, текстильная промышленность и т.д.
Последнее достижение в экономическом секторе — подписание контракта на 296 млн долл. о реконструкции стратегически важной автодороги Душанбе — Айни — Истаравшан — Худжанд — Бус-тон — Чанак (граница с Узбекистаном) протяженностью 410 км. Из вышеуказан-
12 См.: Внешнеторговый дом «Локомотив» Синьцзяна подписал заявку заказа на 1 миллиард американских долларов // КОНТИМОСТ, 2005, № 6. С. 19.
ных 296 млн долл. 281,2 млн — долгосрочный кредит правительства КНР. Осуществлять проект будет китайская компания «China Road».
По всей видимости, транспортные коммуникации станут одним из ключевых направлений сотрудничества двух стран. Компания «Китайские железные дороги» выиграла тендер на строительство туннеля «Шар-Шар», расположенного в 80 км юго-восточнее Душанбе. Согласно совместно разработанному проекту протяженность туннеля составит 2,3 км, а сама автомагистраль Душанбе — Куляб сократится на 7 км, что позволит уменьшить время пребывания в пути на 38 минут. Общая сумма инвестиций достигает 40 млн долл. Строительство объекта займет три года и два месяца.
Относительно недавно стала функционировать соединяющая два государства высокогорная автомагистраль Душанбе — Куляб — Каракорум — Кульма. Она проходит по очень сложной горной местности Сарыкольского хребта. Выгода от этой магистрали очевидна: наряду с тем, что Таджикистан получил кратчайший выход к крупнейшим портам Индийского океана, трасса автоматически будет способствовать росту товарооборота между РТ и КНР.
Двустороннее сотрудничество коснулось и агропромышленного комплекса. Синьцзянская акционерная компания «Тянье» уже несколько лет использует в Согдийской области Таджикистана новую систему орошения полей. Она позволяет экономить до 70% воды и 30% удобрений при повышении урожайности на 218%. Учитывая дефицит воды на севере республики, а также привлекательность новой китайской системы орошения, можно уверенно говорить о дальнейшем расширении ее внедрения.
Сложившаяся ситуация позволяет смотреть с оптимизмом на ближайшую перспективу двустороннего экономического сотрудничества. Ведь остаются нереализованными многие его направления, пред-
ставляющие взаимный интерес. Напомним, что в экономике РТ ключевое место отводится гидроэнергетике. Было бы логичным пребывание китайских компаний, обладающих огромным опытом, на энергетическом рынке Таджикистана. Следует отметить, что уже многие государства, в том числе Россия и Иран, успешно реализовывают свои энергопроекты.
РТ не случайно привлекает к себе внимание крупнейших гидростроительных компаний. Республика обладает колоссальным гидроэнергетическим потенциалом и в абсолютных значениях, и в расчете на 1 кв. км площади; располагает годовым стоком в 65,1 куб. км и гидроэнергетическим потенциалом в 4,1 млрд кВт на 1 куб. км стока, то есть 299,9 млрд кВт. В расчете на площадь Таджикистан обладает потенциалом в 2,1 млн кВт на 1 кв. км площади13.
Энергетическая безопасность Китая зависит от его дипломатических и торговых отношений с другими странами, сотрудничества с разными регионами, реализации проектов транспортных маршрутов поставки энергоресурсов. Однако под флагом проведения антитеррористичес-кой операции в Афганистане в 2001 году и в Ираке (в 2003 г.) Соединенные Штаты обосновались на евразийском континенте, который является одним из основных поставщиков мировой нефти. Вне всякого сомнения, присутствие США угрожает энергетической безопасности КНР, поэтому в сложившихся обстоятельствах позиции Китая будут зависеть от того, как он в рамках ВТО и ШОС сможет сотрудничать с другими странами в сфере экономики и торговли, особенно в поставках энергоре-сурсов14.
13 См.: Верхотуров С. Китайские инвестиции в Таджикистане связаны с развитием СУАР // Факты и комментарий, 18 мая 2006, № 4. С. 8.
14 См.: Должикова О., Каукенов А. Страны Азии в условиях глобализации / Под ред. Л.М. Му-
запаровой. Алматы: Институт мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК, 2006. С. 122.
Таджикистан — солнечная и плодородная страна. В республике ежегодно выращивают большой урожай овощей и фруктов, так что переработка сельскохозяйственных культур может стать еще одной отраслью взаимовыгодного сотрудничества.
В начале 2007 года, в ходе своего визита в КНР, президент Таджикистана встречался с деловыми кругами Поднебесной, в том числе с руководителями компании «Шанхай-Белалкател», которая намерена вложить 20 млн долл. в оснащение железной дороги Курган-Тюбе — Куляб современными средствами связи. Вопросы сотрудничества в сфере телерадиокоммуникаций были обсуждены с компанией «Хуавэй», открывшей свое представительство в РТ в 2005 году.
В беседе с президентом компании «Чайна Роуд энд Бридж Корпорейшн» Ченом Юйшеном были затронуты детали выполнения совместных проектов «Душанбе — Чанак» и «Айни — Пенджикент», реализуемых этой фирмой.
Многообещающими были встречи с представителями банковского сектора. Так, «Ситик-групп» поставит в РТ 23 тепловоза, а также намерена (с привлечением льготного кредита) принять участие в строительстве железных дорог Душанбе — Курган-Тюбе, Руми — Нижний Пяндж и электрификации участка железной дороги Канибадам — Бекабад. С руководством «Эксим-банка» рассматривались вопросы финансирования совместных таджикско-китайских проектов в области энергетики, транспорта и коммуникаций. Аспекты межбанковского сотрудничества были затронуты и в беседе с первым заместителем президента Государственного банка развития Китая Е Дзун Минем15.
Сегодня перед мировым сообществом предстает Китай, стремящийся к развитию и расширению всесторонних связей с другими государствами, прежде всего с приграничными. На данный мо-
15 См.: Э. Рахмонов в Пекине.
мент доля бизнеса КНР в экономике РТ значительно возросла, фирмы Поднебесной достойно конкурируют с компаниям других стран, являются балансирующим элементом относительно заметно усиливающегося капитала из России или исламских стран. Более того, дальнейшее укрепление экономических контактов с Китаем отвечает национальным интересам Таджикистана, ибо позволит обрести в лице КНР постоянного, надежного и стабильного партнера.
Для Таджикистана проблема безопасности стоит очень остро по двум основным причинам: во-первых, непосредственная близость к Афганистану, где до сих пор выращивают опиум; во-вторых, ренессанс ислама после 70 лет государственного атеизма сопровождается агитацией воинственного экстремистски настроенного учения.
Из бывших советских республик РТ одной из первых столкнулась с проблемой терроризма и наркотрафика. Большинство терактов в стране произошло в период гражданского противостояния и носило внутренний характер. Однако наступивший мир не решил эту проблему, и в 1998 году произошел самый известный теракт, когда от рук террористов погибли сотрудники Миссии ООН в Таджикистане.
С проблемой же наркобизнеса Китай столкнулся намного раньше республик постсоветского Востока, ведь его юго-западные провинции граничат с государствами «Золотого треугольника». Попытки контрабанды наркотиков через границу КНР предпринимались с конца 1970-х годов. В 1999-м китайские правоохранительные органы возбудили 65 тыс. уголовных дел, связанных с наркотиками, изъяли 5,364 т героина, 1,193 т опиума, 16,059 т метамфетамина (т.н. препарата «лёд»), а также кокаин, препарат «яотувань» (МДМА) и т.д. По сравнению с 1998 годом общее количество раскрытых в этой сфере преступлений и изъятых наркотиков увеличилось соответственно на 2,4 и
33,6%16. В 1991 году органы общественной безопасности зарегистрировали в стране 148 тыс. наркоманов, в 1995 — 520 тыс., в 1999-м их количество достигло 681 тыс. чел.
Таким образом, у китайского народа имеются свои исторические причины, побуждающие активно бороться с этим злом, и как тут не вспомнить печально известные «опиумные войны».
Наркосиндикаты оказывают негативное влияние на социально-экономическое развитие обоих государств. Здесь важно отметить, что РТ и КНР не относятся к странам — производителям наркотических веществ. Они транзитные государства, через территорию которых наркотики непрерывно идут в Европу. Таджикистан входит в пятерку государств по наибольшему количеству изъятых наркотических веществ. Для разрешения этой проблемы необходима гораздо большая консолидация всех заинтересованных сторон, а также выработка согласованной и долгосрочной антинаркотической программы, так как данный вопрос не имеет сиюминутного решения.
С момента становления национальной армии Таджикистана Китай регулярно оказывает безвозмездную финансовую помощь Министерству обороны РТ: за последние 10 лет КНР направила на эти цели 10 млн долл.
В июле 2006 года китайская компания «№иСГЕСН» провела презентацию инспекционно-досмотровых комплексов в Агентстве по контролю за наркотиками РТ. Данные комплексы представляют собой технические средства с использованием ионизирующего излучения для получения рентгеновского изображения крупногабаритных грузов и транспортных средств при таможенном контроле, что позволяет обнаруживать и идентифицировать предметы, запрещенные к перевозке: взрывчатые вещества, наркотики, боеприпасы, радиоактивные материалы и др.
16 См.: Борьба с наркотиками в Китае // Пресс-канцелярия Госсовета КНР. Пекин, июнь 2000. С. 1.
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)
Таджикистан и КНР активно координируют свои действия и в рамках ШОС, за короткий срок ставшей одним из элементов региональной безопасности.
В настоящее время страны Организации столкнулись с рядом серьезных проблем, несущих угрозу их государственности, которые имеют как внутренний, так и внешний характер. К последним относится проблема наркотрафика. Количество незаконно провезенных наркотических веществ не поддается учету, а ведь их продажа — основная статья дохода террористических группировок. Другая, не менее опасная угроза — активная пропаганда радикального ислама, эмиссарами которого являются преимущественно некоторые граждане сопредельных мусульманских государств.
Распространение религиозно экстремистских идей во многом стимулируется общемировой тенденцией к объединению радикальных сил. Ошибки и пренебрежение к культурно-нравственным ценностям, как правило, становятся причиной появления экстремистских идей и идеологий, представляющих серьезную угрозу стабильности и безопасности на региональном уровне. Анализ некоторых факторов свидетельствует, что в формировании движения «Талибан» участвовала партия «Хизб ут-Тахрир», да и в настоящее время она заявляет о себе в Афганистане17.
В связи с доступом к богатым ресурсам региона и потенциальным участием в их разработке возникают цели, которые стимулируют национальные амбиции, мотивируют корпоративные интересы, вновь разжигают исторические претензии, возрождают имперские чаяния и подогревают международное соперничество. Ситуация характеризуется еще большим непостоянством вследствие того, что регион характеризуется не только вакуумом силы, но и внутренней нестабильностью. Каждая его страна страдает от серьезных внутренних проблем, имеет границы, которые являются либо объектом претензий соседей, либо зонами этнических обид. Ряд из них относится к однородным (с национальной точки зрения), а некоторые уже вовлечены в территориальные, этнические и религиозные беспорядки18.
Динамика и эволюция терроризма на постсоветском пространстве впечатляют. Так, если раньше террористический акт сводился к физическому устранению какого-либо высокопоставленного лица или взрыва малым радиусом поражения, то теперь террористы предпринимают полномасштабные военные действия. К тому же терроризм настолько модернизировался, что техническому оснащению его групп могут позавидовать спецслужбы многих стран мира.
Первую крупномасштабную вылазку боевики Исламского движения Узбекистана организовали в 1999 году, вторгшись на территорию Кыргызстана, в 2000-м они повторили свою акцию — тогда ожесточенные бои шли в горной местности.
Следует отметить, что корни терроризма в государствах ШОС различны, несмотря на общую исламскую окраску. Например, движение «Восточный Туркестан», используя лозунги ислама, стремится создать независимое уйгурское государство, а его центральноазиатские «коллеги» пытаются свергнуть существующую светскую власть и создать теократическое государство.
17 Джалилов К.Д., Рахматов И.Р. Афганистан и геополитическая обстановка в Центральной Азии // Материалы конференции «Афганистан: возрождение и перспективы развития». Душанбе, 2005. С. 16.
18 См.: Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1998. С. 151.
Характеризуя нынешнюю общественно-политическую ситуацию в Таджикистане, можно утверждать, что на его территории террористические группировки ликвидированы. Правда, время от времени члены упомянутой выше официально запрещенной партии «Хизб ут-Тахрир» распространяют антиправительственные листовки.
Рассматривая терроризм, надо исходить из того, что он не является проблемой лишь одного государства. Учитывая это, страны ШОС ведут активную борьбу с террористическими группами. В этом плане интересна позиция Китая как страны, не раз страдавшей от рук уйгурских и тибетских сепаратистов. Пекин всегда выступал за создание единого фронта борьбы с международными террористическими организациями всех видов и направлений.
В январе 2002 года Пресс-канцелярия Г оссовета КНР опубликовала своего рода «белую книгу», где впервые подробно изложена официальная позиция руководства КНР по уйгурской проблеме. По официальным данным, с 1990 по 2001 год восточнотюркские террористы, находящиеся в Китае и за его пределами, совершили более 200 актов террора и насилия, в результате которых погибли 162 жителя разных национальностей, кадровые сотрудники низовых организаций и религиозные деятели, свыше 440 человек получили ранения. Официальные источники КНР указывают и на афганские связи радикальных уйгурских организаций. В феврале 1998 года находящаяся за пределами КНР организация «Исламское движение Восточного Туркестана» направила несколько десятков человек, прошедших в Афганистане специальную подготовку по взрывному делу, в Синьцзян, а также во внутренние провинции и города Китая, где они создали 15 тайных пунктов подготовки и обучили технологии взрывного дела 150 террористов из разных мест. По полученному из-за рубежа рецепту они закупали в больших количествах химическое сырье, тайно изготовляли взрывчатку и взрывные устройства19.
В своей книге «Критическое десятилетие» президент Казахстана Н.А. Назарбаев пишет: «Простой анализ процессов, происходящих в мире в конце 2001-го и первой половине 2002 года, показывает, что уровень террористической активности имеет тенденцию к росту. При этом в 2002 году число террористических актов вполне может превысить показатели за последние 10 лет, начиная с 1992 года. И об этом свидетельствует печальная статистика.
Ведь только за восемь месяцев 2002 года в мире было совершено 390 терактов, что на десятую часть больше, чем это было отмечено за весь 2001 год. Показатель террористической активности восьми месяцев 2002 года также превысил данные за 1992, 1994, 1996 и 1997 годы»20.
Дальнейшие события еще раз подтвердили мнение президента Казахстана. В своем «развитии» международный терроризм шагнул далеко вперед, стал принимать глобальный характер, так что терроризм локальный — терроризм прошлого. Отличительная черта центральноазиатского терроризма — тесное переплетение с наркобизнесом.
XXI век ознаменовался всплеском деятельности различных криминальных трансграничных групп, страны региона одними из первых приняли на себя удар наркокартелей и террористических организаций. Проблема усугубляется тем, что, к сожалению, между самими государствами региона до сих пор сохраняются сложные, иногда и напряженные отношения. Это обусловливается прежде всего наличием спорных приграничных участков, а также отсутствием единой позиции по вопросам региональной безопасности.
19 См.: Князев А.А. С. 464.
20 Назарбаев Н.А. Критическое десятилетие. Алматы: Атамура, 2003. С. 37.
До недавнего времени угроза безопасности воспринималась исключительно как военная агрессия. Сегодня изменилась сама форма этой угрозы: применяется информационная диверсия — благо есть Интернет, появляются материалы о «древней уникальной культуре» того или иного народа, цель которых в основном — разжигание межнациональной розни. Политика Таджикистана в ШОС направлена на ликвидацию всех очагов международного терроризма в ЦА, но эта проблема, в свою очередь, содержит в себе комплекс геополитических и геоэкономических проблем.
Летом 2003 года на сопредельной территории двух стран — участниц ШОС — в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая и Семипалатинской области Казахстана — в одно время прошли (в рамках подписанных договоров ШОС) военные учения «Взаимодействие-2003», в которых участвовала и Оперативная группа Министерства обороны Таджикистана. Основная задача, стоявшая перед военными, — отработка совместных действий по пресечению и ликвидации бандформирований международных террористов. Само проведение таких учений, в которых были задействованы военные ведомства пяти государств, еще раз свидетельствует о возросшем авторитете ШОС на международной и региональной арене.
В августе 2007 года в Бишкеке, столице Кыргызстана, прошел очередной саммит ШОС, в котором также участвовали президенты Ирана, Монголии, Афганистана и Туркменистана, а Индия и Пакистан были представлены на уровне министров. На саммите присутствовал и заместитель Генерального Секретаря ООН.
Завершающий этап этой встречи — совместное антитеррористическое учение стран ШОС на полигоне Чебаркуль Челябинской области (РФ) «Мирная миссия-2007». В данной акции с применением артиллерии, боевой авиации, танков было задействовано 6 000 солдат и офицеров. Проведение столь масштабного учения свидетельствует о существующей угрозе терроризма на территории государств — участников Организации. Мотивацией для проведения такого учения служит и усугубившаяся в последнее время военно-политическая ситуация в Афганистане. Военные успехи движения «Талибан» вызывают обеспокоенность как у приграничных с Афганистаном стран ЦА, так и у России и Китая.
Центральная Азия и в перспективе будет играть значительную роль в международной и региональной борьбе против терроризма. Международный терроризм — не временное явление, он представляется для международного сообщества хронической болезненной проблемой с частыми острыми приступами. По внешним и внутренним причинам, а также по особенности географического положения Центральная Азия, с одной стороны, уязвима перед угрозой международного терроризма, с другой — подходящий форпост для мониторинга и борьбы против международных террористических сил. Регион имеет ключевое значение для Китая в борьбе с сепаратистским движением «Восточный Туркестан» в целях сохранения безопасности и стабильности в северо-западном Китае.
Особенность проблемы «Восточного Туркестана» для Пекина состоит в том, что КНР обладает достаточными возможностями контролировать ситуацию, но полностью разрешить данную проблему ей очень сложно. Это значит, что Поднебесной долгое время будет необходимо содействие стран ЦА в борьбе против сепаратизма и терроризма «Восточного Туркестана». К тому же без искоренения терроризма в республиках Центральной Азии вообще трудно полностью прекратить «национальный терроризм» в СУАР Китая21.
21 См.: Чжао Хуашен. Взгляд Китая на роль США по обеспечению безопасности в Центральной Азии. Материалы Международной конференции «Сотрудничество стран Центральной Азии и США по обеспечению безопасности в регионе». Алматы, 2005. С. 42.
Антитеррористическая деятельность ШОС, направленная на искоренение всех очагов международного терроризма как в странах Центральной Азии, так и непосредственно в самом Китае, вынудила террористические организации уменьшить свою активность в регионе, а для полного их уничтожения необходима более тесная консолидация всех заинтересованных сторон.
Годы деятельности ШОС характеризуются активностью и конструктивным диалогом. Однако многие утверждают, что государства Центральной Азии остались в тени Китая и России. Возможно, дело обстоит именно так, но все же место и роль республик региона в ШОС вполне отвечают их реальным возможностям. У государств-участников сегодня просто нет иной альтернативы, кроме дальнейшего укрепления механизма Организации. В последние два-три года отношения стран ШОС все больше обретают черты стратегического партнерства, что вселяет определенную надежду.
Активное участие Таджикистана в деятельности Организации позволяет утверждать, что Душанбе высоко оценивает потенциал этой структуры, поставившей своей целью укрепление региональной стабильности и экономическую интеграцию.
Заключение
В 2009 году Республика Таджикистан и Китайская Народная Республика будут отмечать 17-летие со дня установления дипломатических отношений. За этот относительно небольшой исторический промежуток времени были достигнуты значительные результаты. Душанбе и Пекин ведут постоянный, плодотворный политический диалог, разрабатывают новые экономические проекты, затрагивающие многие секторы народного хозяйства обеих стран, также наметились и определились контуры их двусторонних гуманитарных связей. Факультеты китайского языка, открывшиеся недавно в вузах РТ, стали одними из наиболее популярных у молодежи республики. В рамках дальнейшего культурного сотрудничества в Пекине состоялась выставка изделий народных умельцев «Народное творчество Таджикистана», на которой были представлены красочные таджикские сузани и выполненные на дереве миниатюры, национальная одежда и ювелирные изделия, а также другие работы народных мастеров республики. Выставка была приурочена к 5-летию ШОС и 15-летию независимости Республики Таджикистан. А ее внешняя политика свидетельствует, что китайский вектор, наряду с российским, американским, иранским, индийским и западноевропейским, стал одним из ключевых направлений молодой таджикской дипломатии. Приоритетность двусторонних отношений обусловливается не только непосредственной географической близостью двух стран, но и прагматической позицией Китая по вопросам региональной и мировой политики. С экономической точки зрения сегодня Таджикистан, как и другие страны СНГ, переживает сложные времена, и опыт китайских реформ, получивший признание в мире, чрезвычайно полезен.
В свою очередь, внешняя политика КНР в отношении республик Центральной Азии, в том числе Таджикистана, преследует стратегические цели: укрепление своих позиций в приоритетных отраслях экономик стран региона.
Современный уровень и динамика таджикско-китайских отношений отличаются отсутствием принципиальных противоречий по проблемам, представляющим взаимный интерес. А созданная нормативно-правовая база позволяет вывести их сотрудничество на более высокий уровень, используя незадействованный потенциал обеих стран. Для этого необходимо:
1) дальнейшее укрепление политического диалога;
2) перевод в практическую плоскость деятельности Таджикско-китайской межправительственной комиссии с целью повышения эффективности в реализации совместных проектов;
3) расширение сотрудничества военных и правоохранительных органов по предотвращению угроз национальной безопасности двух стран;
4) более тесное экономическое взаимодействие в рамках ШОС;
5) заметно усилившийся процесс глобализации лишь укрепил значение гуманитарного фактора, что подразумевает активизацию культурных, научных и образовательных контактов, кроме того, необходимо находить новые пути взаимодействия в гуманитарной сфере.