ТАЪРИХ ИСТОРИЯ
Р. Алиева
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН С КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКОЙ В РАМКАХ ШОС: механизмы реализации проектов и проблемы взаимодействия
Ключевые слова внешняя политика, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), торговый оборот, инвестиции, экономическое сотрудничество
Таджикистан в 1991 г., получив независимость, вступил в качественно новую фазу своей истории, приобрёл реальную возможность развивать и укреплять свою государственную независимость и активно приобщаться к системе международных хозяйственных связей. Обретение государственной независимости открыло Таджикистану возможность самостоятельно проводить свою внешнюю политику, определять направления и приоритеты межгосударственных отношений.
Внешняя политика Республики Таджикистан основана на положениях Конституции, Декларации о государственной независимости, нормах международного права, что определило новый этап в истории международной деятельности Республики Таджикистан.
Формирование внешнеполитического курса суверенного Таджикистана началось в новых исторических условиях, в ходе которых наше государство прошло путь от актуальных для международной обстановки тех лет дипломатических акций до уровня реализации полномасштабной концепции взаимодействия с внешним миром. Характер, динамика, насыщенность событиями и продолжительность этого этапа были обусловлены гражданской
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ^ ~ 107 ~
войной в стране и преодолением её последствий в рамках мирного процесса и установления национального согласия.
Выявление наиболее приоритетных направлений внешней политики позволило Таджикистану выработать собственные пути вхождения в мировое сообщество. Государственную независимость Республики Таджикистан официально признали более 130 стран мира, около 90 из них установили с нашей страной дипломатические отношения, а 44 государства имеют в Таджикистане постоянных послов. Сегодня Таджикистан на полноправной основе входит в состав самых влиятельных международных организаций, укрепляет дружеские связи с десятками стран на всех континентах, тесно сотрудничает с крупнейшими банковскими и финансовыми корпорациями. В республике аккредитовано 67 иностранных представительств, 20 межправительственных и 18 неправительственных организаций. В отношениях нашей страны с мировым сообществом находит свое отражение многостороннее сотрудничество в рамках международных и региональных организаций, включая ООН, ЕвроСоюз, ОБСЕ, СНГ, ШОС и ОДКБ. За прошедшие годы республика присоединилась к 170 важнейшим международным конвенциям (1,134).
Всестороннее сотрудничество с мировым сообществом полностью соответствует национальным интересам Таджикистана. Сегодня оно развивается во всех сферах, в которых имеются общие интересы - политика и безопасность, экономика и торговля, наука и техника, культура и образование.
В процессе формирования внешнеполитического курса Республики Таджикистан одним из таких приоритетов является двустороннее взаимодействие по линии Таджикистан - Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС). Актуальность сотрудничества Таджикистана с ШОС объясняется целым рядом причин. Одной из основных, несомненно, является изменившаяся картина миропорядка. Уход СССР с политической арены, коллапс биполярной системы, создание ряда новых государств и, следовательно, новых проблем - все это вместе взятое заставило многие страны искать утерянную сбалансированность в новых условиях коллективной безопасности и экономического сотрудничества, так называемых региональных объединений.
Таджикистан, несмотря на последствия гражданской войны.
активно вошел в современные мировые интеграционные процессы и со своей открытостью и сбалансированностью отношений со всеми странами умело, уверенно и поступательно начал двигаться по пути демократизации общества. Интеграция с мировым сообществом идет успешно. Расширяется и укрепляется региональное сотрудничество и в рамках международной организации - Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Как известно, идея создания «Шанхайской пятерки» возникла при урегулировании границ между Китаем, Россией и новыми независимыми государствами Центральной Азии. Начав свое становление с разрешения пограничных проблем, лежащих в области международного публичного права, ШОС оказалась международной организацией нового типа, возникшей не из-за военно-стратегических соображений, а из-за политических, экономических и гуманитарных целей.
За короткое время ШОС удалось сформировать эффективную структуру, правовую базу, привлекательную для потенциальных новых членов, и стать ведущим игроком в Азии и в мировой политике. В этом сказался заложенный мощный потенциал развития Шанхайской организации сотрудничества. Площадь, численность населения и природные ресурсы стран ШОС во много раз превышают аналогичные показатели существующих глобальных и региональных структур безопасности. Общая территория входящих в ШОС государств составляет 61 % от всей территории Евразии. Здесь проживает свыше 3,5 млрд. людей (более половины человечества), производится 55% мирового валового национального продукта, сосредоточено 40% мировой торговли. Экономический потенциал включает в себя мощь Китая, России, Индии и ресурсы других членов и наблюдателей организации.
Следует отметить, что международный вес организации определяется не только совокупным демографическим и территориальным потенциалом стран-участниц, но и протекающим в рамках ШОС стратегическим диалогом двух ядерных держав, постоянных членов Совета Безопасности ООН - России, КНР. Это собственно и определяет ключевую, системно-образующую роль ШОС в обеспечении коллективной безопасности, как в Центральной Азии, так и гораздо шире - в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В этом контексте ШОС несет
С _ УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 109 ~
ответственность за безопасность половины населения планеты, проживающей на территории государств-членов и наблюдателей ШОС. Было бы неверно оценивать эту организацию как своего рода «военный блок», это неприемлемо по причине участия государств, входящих в ШОС, в ряде международных союзов и организаций с различными обязательствами.
Государства-члены ШОС активизировали диалог, сотрудничество, проявили взаимопонимание, разработали стратегию и управленческие структуры для реализации намеченных целей. ШОС действует и решает проблемы только в зоне своей ответственности и воинский контингент государств-членов не участвует в военных операциях ни в одной точке земного шара. На периодически проводимых саммитах глав государств-членов ШОС лидеры стран-участниц ШОС детально обсуждали вопросы углубления сотрудничества, а также политического взаимодействия в рамках Организации по ключевым вопросам.
Шанхайская организация сотрудничества - это открытая для взаимодействия международная организация, являющаяся примером плодотворного сотрудничества представителей разных цивилизаций: конфуцианской, православно-христианской, исламской, индо-буддийской. ШОС зарекомендовала себя как действенный инструмент доверия между народами. Она не только обеспечивает безопасность государств, но и открывает новые возможности взаимодействия в экономической и культурно-гуманитарной сферах.
ШОС оказывает существенное влияние на геополитическую обстановку на континенте, не является противовесом НАТО, поскольку это не военная, а политико-экономическая организация, готовая к диалогу и сотрудничеству со всеми интеграционными объединениями. Важной чертой ШОС является открытость для взаимодействия государств. Об этом говорят постоянное желание в той или иной форме «подключиться» к работе ШОС со стороны ряда государств и региональных организаций, разделяющих основные принципы организации.
ШОС набирает силу. Об этом свидетельствуют регулярные саммиты, встречи государств-членов ШОС, посвященные глобальным проблемам региона. В целом за десять с небольшим лет новейшей истории таджикско-центрально-азиатских отношений сделано немало. Сегодня эти отношения охватывают все основные
области сотрудничества - от политического диалога и связей по военной линии до торгово-экономического взаимодействия и культурных обменов. Несмотря на трудности, возникающие на этом пути, стороны не только не потеряли интерес друг к другу -напротив, взаимное притяжение усиливается.
В условиях глобализации и ускорения интеграционных процессов она становится все более гибкой, с учетом не только своих национальных интересов, но и устремлений к соседям по региону, а также всех вовлеченных во внешнеполитические и внешнеэкономические связи государств-членов ШОС.
Для таджикской дипломатии ШОС - абсолютно новое начинание. Впервые в своей истории Таджикистан не просто участвует в формировании международной организации, но и играет в ней ведущую роль. Руководство страны регулярно дает понять, что в её внешней политике сотрудничество в рамках ШОС является одним из приоритетов. Важен не только поворот Таджикистана к многосторонним формам международного общения, к которым он на протяжении десятилетий относился настороженно. Инициировав учреждение ШОС, Таджикистан заявил о себе как о ключевой региональной державе, способной взять на себя ответственность за поддержание (во взаимодействии с другими странами) военно-политической стабильности и развитие экономического сотрудничества в Центральной Азии.
Китай, который можно считать одним из важнейших основателей ШОС, влияющих на геополитическое соотношение сил в Центральной Азии; являясь крупным, действующим фактором на политической арене, с приобретением центрально-азиатскими республиками статуса независимых государств, он первоначально проводил там осторожную политику, сознавая нежелательность и преждевременность демонстрации своих геополитических амбиций в регионе. Новые независимые государства рассматривались Китаем только в плане безопасности своих восточных границ. С конца 90-х годов, в отличие от других действующих факторов, Китай в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС) намного расширил связи со всеми пятью республиками Центральной Азии (Узбекистан, Таджикистан, Киргизстан, Туркменистан, Казахстан). В рамках этой организации, на саммитах государств-членов ШОС (1996,1997,1998), Китай решил все проблемы о спорных участках
С_УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 111 -
границы со всеми соседними государствами Центральной Азии, укрепил с ними торговые связи, увеличил объем инвестиций. Растущий китайский интерес заметен, в первую очередь, в экономической сфере, он твердо представлен в Казахстане и Кыргызстане (3,84-87).
В дипломатических отношениях Таджикистана с государствами-членами ШОС двусторонние отношения с великим восточным соседом - Китаем занимает особое место, эволюционизируя в направлении стратегического партнерства. Это обусловлено не только политическим и экономическим весом Китая в мире и Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и глубокими историческим связями, общими культурными и политическими ценностями, схожими экономическими задачами, а также наличием общей границы. Не менее важным является общее видение долгосрочного экономического и политического партнерства, тесное взаимодействие в международных и региональных организациях, таких как ООН, а также в рамках ШОС, обеспечивающее развитие и процветание народов.
За сравнительно небольшой исторический промежуток времени государства в своих возможностях достигли значительных результатов. Между Душанбе и Пекином идет постоянный плодотворный политический диалог, разрабатываются проекты, затрагивающие развитие экономики и других секторов народного хозяйства (8,23).
Договорно-правовые основы сотрудничества китайско-таджикских отношений непрерывно совершенствуются. 4-го января 1992-го года обе стороны подписали «Совместное коммюнике об установлении дипломатических отношений между Китайской Народной Республикой и Республикой Таджикистан», на основе чего наши страны официально установили дипломатические отношения. После основания дипломатических отношений между двумя странами был подписан ряд важных документов. Венцом договорно-правовой основы китайско-таджикских отношений является «Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Китайской Народной Республикой и Республикой Таджикистан», подписанный сторонами в январе 2007-го года, во время визита Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона в КНР (2,1). В январе 2011 года парламенты двух стран официально
ратифицировали «Протокол о демаркации и делимитации между КНР и РТ» и окончательно решили пограничный вопрос. В настоящее время сторонами подписано более ста важных документов, которые способствуют дальнейшему развитию добрососедских отношений двух государств. На данный исторический период между государствами подписаны десятки межправительственных соглашений, регламентирующие все стороны таджикско-китайских отношений.
Несмотря на негативное воздействие мирового финансового кризиса, между государствами отмечается увеличение роста внешнеторгового оборота, который увеличился в 15 раз. Только за 9 месяцев 2011 года торговый оборот между сторонами составил 1,47 млрд. долл. США. Если в 2001 г. внешнеторговый оборот между РТ и Китаем составлял всего 7,4 млн.долл., то в 2010 г. приблизительно до 1,5 млрд. долл. США (6,6). Помимо торговли, активно развиваются другие формы двустороннего сотрудничества. Опыт реформ в Китае показывает, что важным источником экономического прогресса являются иностранные инвестиции. Торгово-экономические связи между сторонами становятся все более тесными, а инвестиции китайских компаний в экономику Таджикистана возрастают с каждым годом. Особенно за последние 5 лет увеличились инвестиции, которые вкладывает Китай в развитие экономики РТ. В республике успешно реализовано более 50 проектов. Так, Китай профинансировал ряд объектов в Таджикистане, в частности объем инвестиций в табачную фабрику в Душанбе достигает 6,5 млн. долл. США. В соответствии с соглашением между TALCO и CNBM, в Шахритусском районе Хатлонской области на сумму свыше 600 млн. долл. США, начато строительство совместного предприятия по производству цемента «CNBM-TALCO цемент». Годовая мощность производства, которое будет работать на местном сырье, должна составить 3 млн.тонн цемента. Данное предприятие будет оснащено самым передовым оборудованием и технологией (6,6).
Обеспечение продовольственной безопасности является одной из трех стратегий государства Таджикистан. Китайская сторона хорошо понимает заинтересованность таджикского руководства в этой сфере и уделяет большое внимание совершенствованию сотрудничества в области сельского хозяйства с таджикской стороной.
( УЧЕНЫЕЗАПИ С К И 113 -
Успешно развивается сотрудничество в области сельского хозяйства между Китаем и Таджикистаном. Так, компании из СУАО КНР арендуют земли в Таджикистане, где занимаются рисоводством и хлопководством, внедряя передовые технологии, и улучшенные сорта получают хорошую прибыль. На севере Таджикистана в дехканских хозяйствах Согдийской области китайские специалисты внедрили систему капельного орошения хлопковых полей, что должно повысить урожайность хлопка в 3-4 раза.
В будущем стороны намерены продолжить сотрудничество в областях поставки в республику сельхозяйственной оргтехники, сортовых семян, организации показательного хозяйства, а также подготовки кадров.
КНР внесла существенную лепту в реконструкцию и полную модернизацию государственных телекоммуникационных систем Таджикистана. Устойчивую нишу на телекоммуникационном рынке страны стали занимать такие компании как «ТК Mobile» и «М-Teko», которые являются совместными таджикско-китайскими предприятиями. Всего в республике в различных отраслях действует 39 совместных таджикско-китайских предприятий.
От кредита, представленного китайским Правительством членам-государствам ШОС в размере 900 млн. долл. США Таджикистан получил 634 млн. долл. США, что свидетельствует об особых дружественных отношениях Китая и Таджикистана. Реализация кредитных соглашений и проектов, подписанных в июне 2006 года на встрече глав государств-членов Шанхайской Организации Сотрудничества, позволили ввести в действие высоковольтную линию электропередач ЛЭП-220 «Лолазор-Хатлон» (7,1). В декабре 2009 г. китайскими специалистами была введена в эксплуатацию высоковольтная ЛЭП-500 высокого напряжения «Юг-Север», посредством которой можно будет ежегодно передавать 8 милл./кил. час. электроэнергии с юга республики на север; генподрядчиками являются китайские компании China Road и ТВЕА. Успешная реализация этих проектов дала импульс развитию торгового оборота между странами и способствовала образованию успешной обстановки взаимовыгодного сотрудничества.
Необходимо отметить, что завершение проекта ЛЭП-500 имеет важное значение для совершенствования государственной системы электроэнергии Таджикистана и реализации её стратегии обеспечения
энергетической независимости, оно будет способствовать быстрому развитию экономики сел, районов и городов Согдийской области, расположенных вдоль этой крупной линии электропередачи.
В течение последних лет увеличивается количество проектов, которыми занимаются китайские компании. В республике успешно реализовано более 50 проектов. Инфраструктурные объекты, которые сооружаются при финансовом и техническом содействии Китая в Таджикистане, по мнению ученых и специалистов страны, станут основой для существенного ускорения динамики экономического развития, эффективного решения самых серьёзных социальных проблем, в том числе резкого снижения уровня бедности. Новые проекты, которые реализовываются китайскими компаниями, в столичном Душанбе, способствуют улучшению облика города. Строительством национальной библиотеки, национального музея, нового здания МИДа, которые являются шедеврами современной архитектуры, также занимались китайские компании. Сданные объекты, построенные китайскими специалистами, являются ещё одним свидетельством укрепления и расширения экономического сотрудничества между Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой.
Китай и Таджикистан имеют большой потенциал сотрудничества и в горнодобывающей промышленности. После установления дипломатических отношений между двумя странами количество китайских компаний горного промысла и их инвестиций в Таджикистан непрерывно увеличивается, особенно в Горно-Бадахшанской автономной области, граничащей с Китаем. Этот регион богат природными ресурсами. Китайские компании Zijin и ТасЬсгш в Таджикистане добились больших успехов. Следуя за этими двумя компаниями, китайские горнодобывающие компании «Китайские цветные металлы», «Тайбо» и «Чжонда» одна за другой стали вкладывать инвестиции в рынок Таджикистана (6,6).
Следует констатировать, что наряду с крупными совместными проектами, уже сейчас растет число китайских компаний и специалистов в республике, в связи с чем продолжается работа по их правовой защищенности, совершенствованию правовой базы инвестиций и хозяйственной деятельности на территории Таджикистана (8,23-34).
Китай и Таджикистан имеют многовековую историю дружбы.
С _ УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 115~
Испокон веков «Шелковый Путь» связывал народы двух стран. После установления дипломатических отношений, наши страны стали более плодотворно сотрудничать и в области образования, культуры и других гуманитарных направлений. В последние годы, постепенно увеличивается число студентов по программе обмена. В 2008 году Синьцзянский Педагогический Университет открыл филиал Института Конфуция в Таджикском Национальном Университете. В настоящее время в Таджикистане действуют 7 центров для обучения китайскому языку (6,6). В 2011г. выступления китайских мастеров искусств на сценах Таджикистана стали запоминающимся событием для таджикских зрителей.
Успешно строится сотрудничество Таджикистана с Народной Китайской Республикой и в области образования. Так, по Соглашению между Министерством образования РТ и Министерством образования КНР от 01.02 2007 года, подписанному министрами образования двух стран (2,1), гражданам Республики Таджикистан на 2007/08 учебный год было выделено 20 учебных квот для обучения в вузах Китая. Кроме того, Таджикистану как члену Шанхайской организации сотрудничества Министерством образования КНР дополнительно выделено еще 20 мест(2,1). В марте 2012 года, при участии Посольства Китая в Таджикистане среди восьмидесяти претендентов отобраны кандидаты для учебы в вузах Пекина, Шанхая, провинции Гуандун, которые должны были отправиться на учебу в том же году. Таджикские абитуриенты китайских университетов отобраны среди студентов отделений китаеведения Российско-Таджикского (славянского) университета. Национального института языков, а также Национального политехнического университета.
Суммируя сказанное, можно сделать вывод, что Китай и Таджикистан соединяет давняя дружба. Китай был и будет добрым соседом, хорошим другом и надежным партнером для Таджикистана. Залогом успехов в сотрудничестве двух стран являются нижеследующие факторы.
- У двух стран высокий уровень политического взаимодоверия. Лидеры двух стран не раз подчеркивают, что отношения между Таджикистаном и Китаем носят дружественный характер. Две страны оказывают друг другу поддержку в ключевых вопросах.
- Китай помогает бескорыстно Таджикистану, придерживаясь добрых традиций добрососедства.
- Китай относится к Таджикистану как к равному партнеру и никогда не использует свое преимущественное положение для навязывания своей политической воли и экономических выгод.
- Стороны всецело уважают пути развития, выбранные народами двух стран в соответствии со своей историей, культурой, традициями и уровнем экономического развития.
Заглядывая в будущее китайско-таджикских отношений, можно уверенно заявлять, что оно и в дальнейшем будет развиваться на пути устойчивого развития.
В целом, можно заключить, что Китай в рамках ШОС строит долгосрочные стратегические отношения с Республикой Таджикистан. По нашему мнению, роль Пекина в регионе будет постепенно возрастать пропорционально ослаблению здесь российского влияния. В более отдаленной перспективе укрепление позиции Китая, благодаря сотрудничеству с государствами-членами ШОС в Центрально-Азиатском регионе, будет иметь далеко идущие последствия для будущего как Республики Таджикистан, так и для Центрально-Азиатских государств. Сотрудничество Республики Таджикистан с Китайской Народной Республикой в рамках ШОС несомненно станет важным и действенным институтом не только на региональном, но и на более высоком международном уровне.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дипломатия Таджикистана: Вчфа и сегодня.-Т.1.-Душанбе: Ирфон, 2009 2.Завершение визита Президента Эмомали Рахмона в Китай/ Народная газета. -31 янв.-2007
3.Ниятбеков В.А. Национальные интересы Республики Таджикистан и новые геополитические ориентации Китая в Центральной Азии.// Таджикистан и современный мир.-2003.-№1(2)
4.Саидов З.Ш. Внешняя политика Таджикистана в условиях глобализации. -Душанбе:Авасто, 2004
5.Статистический ежегодник Республики Таджикистан (официальное издание). -Душанбе: Госкомстат РТ, 2008
6.Сяньжун Фань.20 лет добрососедства и дружбы /Минбари халк.-29 декабря, 2011
7.Рахмонов на саммите ШОС в Шанхае / Народная газета.- 21 июня, 2006
8. Умаров Х.У. О некоторых проблемах экономических отношений между КНР и РТ на современном этапе.// Таджикистан и современный мир.-2006
^ УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ^ ~ 117 ~
Формы взаимодействия Республики Таджикистан с Китайской Народной Республикой в рамках ШОС: механизмы реализации проектов и проблемы взаимодействия
Р.Алиева
Ключевые слова: внешняя политика, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), торговый оборот, инвестиции, экономическое сотрудничество
Б статье рассматривается становление Шанхайской Организации Сотрудничества. Анализируется развитие отношений Республики Таджикистан с Китайской Народной Республикой в решках ШОС. Освещаются некоторые тенденции развития взаимоотношений этих стран в экономической, политической, культурной областях.
The Forms of the Interaction between Tajikistan Republic and the Chinese People's Republic in the Frames of ShOC: Mechanisms of Realization of Projects and Interaction Problems
R Aliyeva
Key words: foreign policy, Shanghai Organization of Cooperation (ShOC), trading turnover, investitures, economy cooperation
The article dwells on the formation of Shanghai organization of cooperation. The author analyzes the development of relations between Tajikistan Republic and the Chinese People s Republic in the frames of SHOC. Certain tendencies of the development of interrelations are elucidated: such branches as economy, politics, culture being involved.