© Алиева Р.Р., 2010
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
УДК 32.327(с 53) ББК 66.4(с 53)
К ВОПРОСУ ОБ ИНТЕГРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
В МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО
Р. Р. Алиева
Выявлены и рассмотрены основные интересы мировых держав в Центральной Азии. Определяется роль ведущих мировых держав России, США и Китая в регионе. Рассматривается воздействие мировых держав на формирование баланса сил в Центральной Азии. Отражены формы взаимодействия Республики Таджикистан с Россией, США и Китаем.
Ключевые слова: мировые державы, процесс, глобализация, Центральная Азия, экономическое сотрудничество, интеграция, межгосударственные отношения, мировое сообщество.
В начале XXI в. человечество становится свидетелем усиления взаимодействия и взаимозависимости государств на нашей планете. После распада СССР ранее закрытый для внешнего мира труднодоступный регион, носивший название Средней Азии, долгое время остававшийся вдалеке от глобальных мировых процессов, неожиданно стал ареной противостояния крупнейших держав современности.
Так что же представляет собой Центральная Азия? Первоначально необходимо уточнить смысл этого понятия, возникший сравнительно недавно. В начале 1990-х гг. на западе резко возрос интерес к этому региону, который на английском языке обозначается понятием «Central Asia», но переводится на русский язык как «Средняя Азия». Новое понятие «Центральная Азия», пришедшее из ан-
глийского языка, включает Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан, Киргизстан, то есть все исконно среднеазиатские республики постсоветского пространства плюс Казахстан, который исторически, географически, экономически и политически близок Средней Азии. Центральная Азия - это один из уникальнейших регионов мира, территория которого составляет около 4 млн км, что значительно больше территории всех стран Европейского союза. В регионе проживает 55 млн человек. Он обладает огромными природными ресурсами: залежами газа, нефти, цветными и драгоценными металлами.
Несмотря на то что в Центральной Азии расположены государства с разным уровнем политического и экономического развития, они активно интегрируются в процесс глобализации. В то же время процессы глобализации столкнули страны региона с целым комплексом негативных последствий. Множество проблем связано с низким уровнем жизни, бедностью проживающего здесь населения. Такие тревожные явления современности, как
терроризм и организованная преступность, политический и религиозный экстремизм, сепаратизм, межэтнические конфликты, а также незаконный оборот оружия и наркотиков, сегодня представляют собой реальную угрозу стабильности и безопасности не только для пространства Центральной Азии, но и всего мирового сообщества.
В современном мире каждая страна, в том числе и Республика Таджикистан, это не обособленные территории, она входит в определенные географические и политические системы мирохозяйственных связей. Через территорию Таджикистана еще в древности пролегал Великий шелковый путь, связывающий Восток и Запад, здесь сходились торговые пути, шел интенсивный процесс внешних контактов и взаимного обогащения различных культур. Особую значимость и динамичность эти связи приобрели после обретения центрально-азиатскими странами независимости и суверенитета.
После трагических событий 11 сентября 2001 г. в США акценты в мировой политике трансформировались в соответствии с новыми угрозами и вызовами. После начала ан-титеррористической операции международного сообщества в Афганистане Таджикистан на новом этапе стал намного больше ощущать себя частью мирового сообщества. Вектор мировой политики изменился таким образом, что республика из периферийной точки в международных отношениях оказалась на передовом участке борьбы с международным терроризмом и экстремизмом.
Одновременно с этим в регионе появились новые игроки - это США, Китай, страны ЕС, Иран, Турция, Индия, Пакистан, Япония, определяющие основные векторы международной политики и ставшие стержневыми составляющими новой системы международных отношений на евразийском пространстве. На современном этапе основной целью указанных держав является контроль над центральным пространством Евразии, а также над ресурсами и транспортными связями региона. Осуществляя попытки удержать, закрепить либо расширить сферы влияния, с одной стороны, и нейтрализовать влияние других государств, избежать политических издержек - с другой, создает зоны нестабильности в регионе.
Нам бы хотелось вкратце дать характеристику интересам мировых держав - России, США и КНР в регионе: какие же у них точки напряжения и потенциальные формы взаимодействия с Республикой Таджикистан.
Одной из влиятельных стран, которая является лидером доминирования в регионе, является Российская Федерация. «Российский» фактор является значительным во всех пяти центрально-азиатских республиках. С распадом СССР и образованием на его пространстве молодых независимых государств таджикско-российские отношения приобрели принципиально иной характер. В новых исторических условиях государственной независимости между Таджикистаном и Россией 8 апреля 1992 г. были установлены дипломатические отношения. Договор «О дружбе и сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией» (25.05 1993 г.) и его дальнейшее развитие - Договор «О союзническом взаимоотношении между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией ориентированном в XXI век» от 16 апреля 1999 г., подвели прочную политико-правовую основу для многопланового сотрудничества между двумя странами [2, с. 123].
Получив независимость, Таджикистан оказался в сложном политическом и экономическом положении, став для всего региона, по сути дела, «пробным камнем» кардинальной геополитической ориентации. Руководство Таджикистана с самого начала оценивало роль России в регионе как гаранта мира и стабильности. Россия была и остается фактором сохранения и укрепления государственной и национальной независимости Таджикистана. Помощь, оказанная Таджикистану в военнополитической сфере Россией, сыграла решительную роль в установлении мира и поддержания стабильности в стране. Велика роль России как государства - наблюдателя на переговорах противоборствующих сторон в ходе гражданской войны (1992-1997 гг.), которая существенным и благотворным образом воздействовала на весь ход переговорного процесса и прекращение боевых столкновений сторон. Россия на постоянной основе оказывает помощь Министерству обороны Республики Таджикистан в охране границы в соот-
ветствии с соглашением (май 1993 г.), в обеспечении военной техникой, оборудованием, специалистами, обучением военных кадров. Важным звеном в единой системе коллективной безопасности в Центрально-Азиатском регионе является 201-я военная база РФ, расквартированная в Республике Таджикистан. Сегодня это одно из самых боеспособных войсковых подразделений Российской армии, охраняющее границы СНГ в южном направлении, стратегически важной задачей которого является противодействие распространению исламского радикализма из Афганистана.
Особую динамику таджикско-российским отношениям придают регулярные встречи президентов двух государств. Благодаря регулярным и последовательным усилиям отношения двух стран во всех сферах жизни приобретают более поступательный и действенный характер. Отношения между Россией и Таджикистаном вступили в новую фазу и поднялись на уровень стратегического партнерства после встречи президентов двух стран в Сочи в августе 2004 г., а также в ходе визита президента РФ В.В. Путина в Душанбе в октябре 2004 года. Появился целый блок новых договоров и соглашений, которые охватили важнейшие стороны межгосударственных отношений. Благодаря усилиям двух глав государств в деле решения возникших проблем в таджикско-российских отношениях был достигнут серьезный прогресс. К настоящему времени правовую основу двусторонних отношений Республики Таджикистан и Российской Федерации составляют 150 подписанных и ратифицированных договоров и соглашений, что обусловлено общностью интересов двух стран.
Одним из приоритетов в российско-таджикских отношениях с 2005 г. становится экономическое сотрудничество. Отношения формируются с учетом интересов обоих государств и на взаимовыгодной основе, что особенно проявилось в создании с участием российского капитала совместных таджикско-российских предприятий, которых на сегодняшний день уже более 50 [3, с. 191]. Из Таджикистана в Россию ввозятся сельскохозяйственная продукция, хлопок, табак и алюминий. Из России в Таджикистан поставляются продовольствие, сельскохозяйственное сырье,
продукция химической промышленности, нефть и нефтепродукты, машины и оборудование, транспортные средства. Так, товарооборот между двумя странами, по итогам 2006 г., возрос почти на 50 % и насчитывает порядка 490 млн (экспорт в Таджикистан -433,7 млн долл., импорт из Таджикистана -65,4 млн долл.). Только за 2008 г. товарооборот между Россией и Таджикистаном составил 1 млрд долл., увеличившись за три последних года в три с половиной раза, что свидетельствует о динамичном развитии торговоэкономических связей между двумя странами [6, с. 328].
Актуализируется российско-таджикское сотрудничество в таких областях, как цветная металлургия, горнодобывающая и текстильная промышленность, сфера телекоммуникаций и инновационных технологий. На таджикском рынке появились российские компании по предоставлению услуг мобильной связи и Интернета, что позволит нашим гражданам находиться в едином информационном пространстве. Сотрудничество с иностранными инвесторами, в частности с инвесторами Российской Федерации, остается главным фактором экономического роста и способом повышения конкурентоспособности отечественной продукции, решением ряда проблем, связанных с финансированием промышленнотехнических и коммерческих проектов. Россия является основным инвестором Таджикистана в наиболее значимых экономических проектах. В течение 2007-2008 гг. из России в Таджикистан поступило инвестиций на сумму более 403 млн долл. США [там же, с. 329]. Общий объем инвестиций Российской Федерации в упомянутые области составляет более 2 млрд долл., что в четыре раза превышает годовой бюджет Республики Таджикистан.
Локомотивом экономического взаимодействия двух стран является энергетика. Сангтудинская ГЭС-1 - крупнейший российско-таджикский проект на пространстве СНГ, реализованный при значительном участии российского капитала. Развивается сотрудничество в сфере совместного освоения потенциальных углеводородных месторождений в Таджикистане. Компания РФ «Газпром зару-бежнефтегаз» осуществляет поиск и развед-
ку углеводородов Таджикистана. Проект, который компания осуществляет в республике, призван содействовать достижению Таджикистаном энергетической независимости, обеспечить республику собственным природным газом [4, с. 85]. Активизации таджикско-российского сотрудничества в сфере экономики способствует реализация прорабатываемых в настоящее время инвестиционных проектов по завершению строительства Сангту-динской ГЭС, а также освоению крупнейшего в мире месторождения серебра «Конимансур» в Согдийской области Республики Таджикистан [3, с. 275]. Представляется, что сегодняшний масштаб более тесного и конкретизированного сотрудничества в таких областях, как гидроэнергетика и горнорудная промышленность, придает новый импульс двусторонним отношениям и раскрытию их мощного потенциала.
Таджикистан и Центрально-Азиатский регион в целом, как было отмечено выше, долгое время не привлекали пристального внимания США. Первоначально, до террористических актов 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и начала антитеррористической операции в Афганистане, присутствие США здесь выражалось лишь в виде поставок гуманитарной помощи странам региона через различные международные организации и отправки молодежи на учебу в США с тем, чтобы привить ей «западные демократические ценности».
После начала антитеррористической операции США обратили пристальное внимание на Центрально-Азиатский регион. Внешнеполитическая стратегия США в отношении Центральной Азии стала основываться преимущественно на прагматическом подходе, учитывающем собственные стратегические приоритеты и интересы. Америка стала пытаться поддержать в регионе баланс сил, отвечающий ее интересам. США, используя географическое пространство региона при проектировании военных действий в общем и формировании версии места и направления новых угроз для сильных военных противников, постепенно наращивают свое военное присутствие в Центральной Азии, расширяют влияние и силу в деле решения проблем ее безопасности. За этими целями прослеживается заинте-
ресованность в том, чтобы не допустить появления государства или коалиции государств, которые могли бы ограничить или ослабить влияние США в регионе. Такими государствами могут быть Россия, Китай, Иран. Проблемы борьбы против терроризма, незаконного оборота наркотиков, контрабанды оружия и людей, исходящие от Афганистана, угрозы распространения ядерного и биологического оружия, связанные с Пакистаном и Ираном, все теснее связывают США и Россию с Таджикистаном. Таджикистан постепенно входит в ряд наиболее активных государств мира, которые строят свои отношения с США на основе взаимовыгодного сотрудничества. Тем не менее отношения США с Республикой Таджикистан нельзя рассматривать вне контекста взаимоотношений с Россией и Китаем, с которыми имеются традиционно добрые партнерские и добрососедские связи. Исходя из этого Таджикистан проводит открытую конструктивную внешнюю политику, направленную на упрочение дружественных связей со странами ближнего и дальнего зарубежья [3, с. 275].
Заметно усилилась позиция США в Таджикистане, так как республика стала незаменимым партнером в содействии безопасности в Афганистане. Стало развиваться таджикско-американское сотрудничество в политической, экономической, культурной, гуманитарной и других областях. США начали оказывать Республике Таджикистан всестороннюю поддержку, которая была направлена на то, чтобы способствовать формированию демократического общества и развитой экономики, обеспечивающий высокий уровень народного благосостояния. Администрация США стала проявлять большую активность и содействие в интегрировании Таджикистана в мировое сообщество. Не умаляя других сфер взаимодействия между США и Республикой Таджикистан, которые сложились после образования Республики Таджикистан, следует отметить, что в 2000-е гг. правительство США перешло от гуманитарной помощи к помощи в решении важнейших проблем социально-экономического развития. Так, США выполнили большую работу по преодолению географической изолированности Таджикистана. При финансовом и техническом содействии
США были возведены мосты на р. Пяндж, общей стоимостью 36 млн долл., с целью не только экономического и гуманитарного сближения Таджикистана и Афганистана, но и с целью снижения уровня транспортно-транзитной зависимости Таджикистана от некоторых соседних стран, выхода Таджикистана к морским портам стран Южной Азии [1, с. 72]. Торговые же отношения с США, хотя и неравномерно, начали осуществляться с 1992 года. Так, например, товарооборот между двумя странами за период 1993-2000 гг. сократился в 12,5 раза, а в последующие 2002-2005 гг. увеличился в 5,6 раза. В целом за период 1993-2005 гг. общий объем товарооборота между Таджикистаном и США составил 263 млн долл. В общем объеме взаимного товарооборота между Таджикистаном и США объем импорта из Таджикистана был равен 29,9 %, а объем импорта в Таджикистан - 70,1 % [6, с. 259, 263]. Одной из причин снижения товарооборота являются неблагоприятные условия транспортировки, создавшиеся за счет высоких транспортных тарифов, принятых странами, через территорию которых проходит транзитная транспортировка грузов.
Тем не менее можно заключить, что сегодня политика США в республике не столь активна, как она была в самом начале XXI в., и ограничивается лишь развитием демократических основ страны и редкими визитами представителей официальной власти.
Взаимоотношения с Китаем занимают заметное место во внешней политике Республики Таджикистан. Являясь крупным действующим актором на политической арене, с приобретением центрально-азиатскими республиками статуса независимых государств Китай первоначально проводил там осторожную политику, сознавая нежелательность и преждевременность демонстрации своих амбиций в регионе. Новые независимые государства рассматривались Китаем только в плане безопасности своих восточных границ. С конца 1990-х гг., в отличие от других действующих акторов, Китай в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) намного расширил связи со всеми пятью республиками Центральной Азии. В рамках этой организации на саммитах государств-членов ШОС (1996,
1997, 1998 гг.) Китай решил все проблемы о спорных участках границы со всеми соседними государствами Центральной Азии, укрепил с ними торговые связи, увеличил объем инвестиций.
Таджикистан имеет относительно прочные отношения с Китаем. За сравнительно небольшой исторический промежуток времени государства в своих возможностях достигли значительных результатов. Между Душанбе и Пекином идет постоянный плодотворный политический диалог, разрабатываются проекты, затрагивающие развитие экономики и других секторов народного хозяйства. На данный исторический период между государствами подписаны десятки межправительственных соглашений, регламентирующие все стороны таджикско-китайских отношений. Несмотря на негативное воздействие мирового финансового кризиса, между государствами отмечается увеличение роста внешнеторгового оборота. Только за семь месяцев 2009 г. внешнеторговый оборот между ними увеличился более чем на 140 % и составил 679,9 млн долл. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Если в 2001 г. внешнеторговый оборот между Республикой Таджикистан и Китаем составлял всего 7,4 млн долл., то в 2007 г. он составил 283,6 млн долл. в год [6, с. 330, 331]. Из года в год увеличиваются инвестиции, которые вкладывает Китай в развитие экономики Республики Таджикистан. Так, Китай профинансировал ряд объектов в Таджикистане, в частности объем инвестиций в табачную фабрику в Душанбе достигает 6,5 млн долл. США. На севере Таджикистана в дехканских хозяйствах Согдийской области китайские специалисты внедрили систему капельного орошения хлопковых полей, что должно повысить урожайность хлопка в 3-4 раза.
КНР внесла существенную лепту в реконструкцию и полную модернизацию государственных телекоммуникационных систем Таджикистана. Устойчивую нишу в телекоммуникационном рынке страны стали занимать такие компании, как «ТК Mobile» и «M-Teko», которые являются совместными таджикско-китайскими предприятиями. В республике в настоящее время действует 39 совместных таджикско-китайских предприятий. Реализация
кредитных соглашений и проектов, подписанных в июне 2006 г. на встрече глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества, позволили ввести в действие высоковольтную линию электропередач ЛЭП-220 «Лола-зор-Хатлон» [7, с. 31]. В декабре 2009 г. китайскими специалистами была введена в эксплуатацию высоковольтная ЛЭП-500 высокого напряжения «Юг-Север», посредством которой можно будет ежегодно передавать 8 млн кВт/ч электроэнергии с юга республики на север. Ввод в действие ЛЭП-500 приведет к началу крупномасштабного развития малых и средних частных предприятий в Согдийской области, будет способствовать быстрому развитию экономики сел, районов и городов, расположенных вдоль этой крупной линии электропередачи, эффективного решения самых серьезных социальных проблем, в том числе резкого снижения уровня бедности. Сданные объекты, построенные китайскими специалистами, являются еще одним свидетельством укрепления и расширения экономического сотрудничества между Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой.
Таким образом, в условиях, когда государства Центральной Азии испытывают сильное влияние и постоянные вызовы со стороны крупнейших континентальных держав - России, Китая, а также США, внешняя политика Республики Таджикистан должна исходить из своих национальных интересов, равномерно развивая свои отношения со всеми партнерами, способствуя упрочению стабильности, безопасности и де-
мократических основ формирующегося миропорядка. Эффективное использование совокупности возможностей внутреннего и внешнего характера, включая взаимовыгодное экономическое сотрудничество, открывает перед Республикой Таджикистан реальные перспективы интеграции в мировое сообщество, динамичного экономического роста и усиления своего влияния на развитие мировой хозяйственной системы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ниятбеков, В. А. Роль и место Соединенных Штатов Америки в Центральной Азии / В. А. Ниятбеков // Таджикистан и современный мир. - 2007. -№ 1. - С. 70-74.
2. Рахмонов, Э. Тысяча лет в одну жизнь : сб. выступ., речей, интервью и ст. / Э. Рахмонов. - Душанбе : Ирфон, 2003. - 253 с.
3. Саидов, З. Таджикистан на рубеже тысячелетий: реализация национальных интересов на международной арене / З. Саидов, А. Сабуров. - Душанбе : Деваштич, 2005. - 430 с.
4. Саидов, З. Ш. Внешняя политика Республики Таджикистан на современном этапе / З. Ш. Саидов. - Душанбе : Авесто, 2006. - 275 с.
5. Светличный, В. Л. У России и Таджикистана нет нерешенных проблем / В. Л. Светличный // Бизнес и политика. - 2009. - № 49. - С. 4-5.
6. Статистический ежегодник Республики Таджикистан (официальное издание). - Душанбе : Госкомстат РТ, 2008. - 454 с.
7. Умаров, Х. У О некоторых проблемах экономических отношений между КНР и РТ на современном этапе / Х. У. Умаров // Таджикистан и современный мир. - 2006. - № 3. - С. 23-34.
ON THE ISSUE OF INTEGRATION OF THE TAJIK REPUBLIC IN THE WORLD COMMUNITY
R.R. Alieva
The main geopolitical interests of the countries in Central Asia are studied. The author dwells on the leading role of Russia, USA and China in the formation of geopolitical situation in Central Asia. The article reflects the form of interactions of Tajikistan with Russia, USA, China, Turkey and Iran.
Key words: world countries, globalization, Central Asia, economic cooperation, integration, international relations, world community.