РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН В РЕГИОНАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ
Вафо НИЯТБЕКОВ
независимый аналитик (Душанбе, Таджикистан)
Хуршед ДОДИХУДОЕВ
ведущий специалист Центра геополитических исследований Российско-таджикского славянского университета (Душанбе, Таджикистан)
Распад Советского Союза и образование в Центральной Азии (ЦА) новых независимых государств реанимировали интерес к данному региону. Его страны рассматривались преимущественно через призму их отношений с ведущими мировыми и региональными державами, в первую очередь с Россией, Китаем, Ираном и Турцией, при этом не отдавалось должного межгосударственным контактам в самом регионе. А ведь именно региональные проблемы республик ЦА во многом определили их внешнеполитический курс.
В целом в этой сфере наблюдается парадоксальная ситуация. С одной стороны,
мы являемся свидетелями бесконечных заявлений лидеров региона о дружбе, братстве и сотрудничестве во благо всех жителей Центральной Азии, с другой — происходят иные процессы, тормозящие кооперацию и благоприятствующие возникновению локальных конфликтов. Некоторые решения правительств не логичны. Например, до сих пор не восстановлено воздушное сообщение между городами Таджикистана и Узбекистана, хотя в свое время оно пользовалось огромной популярностью у населения, а востребованность данных авиарейсов очевидна. Защита «во имя безопасности государства» дошла до абсур-
да, между народами и странами региона все больше растет отчужденность, вплоть до изоляции. Становление прочных региональных связей невозможно без открытости и взаимного доверия. На сегодняшний день региональная кооперация для Цент-
ральноазиатских стран — единственный выход, отвечающий на негативные проявления глобализации, которые окажут непосредственное влияние на экономическое развитие как региона в целом, так и каждого его государства в отдельности.
Республика Таджикистан — Республика Узбекистан
Таджикистан, будучи неотъемлемой частью Центральной Азии, активно сотрудничает с ее странами, а с двумя из них имеет протяженную государственную границу. С момента своего появления на политической карте мира регион находится в зоне пристального внимания многих государств, влияние которых во многом определило отношения республик ЦА между собой. Таджикистан, в отличие от других республик Центральной Азии, не является тюркским государством, идеи же пантюркизма вызвали в соседних странах естественное беспокойство. Из государств региона особый интерес для РТ представляет Республика Узбекистан, с момента обретения независимости взявшая на себя роль регионального лидера, мотивируя это своим уникальным географическим положением в Центральной Азии. Узбекистан — единственная страна, имеющая границу со всеми государствами региона, вместе с тем располагающая значительными природными ресурсами, промышленным комплексом и в масштабах ЦА сильной армией. Наряду с перечисленными факторами Узбекистан считается наиболее урбанизированным государством региона — к крупным городам республики относятся не только ее столица, Ташкент, но и Самарканд, Бухара, Андижан, Наманган, Фергана, Коканд. Следует отметить, что до 15% населения РТ составляет узбекская диаспора.
Дипломатические отношения между этими двумя государствами установлены 22 октября 1992 года, а 4 января 1993-го Таджикистан и Узбекистан подписали Договор о дружбе и взаимной помощи. Однако первая официальная встреча на высшем уровне состоялась лишь через пять лет. 4 января 1998 года по приглашению Президента Республики Узбекистан И. Каримова глава Таджикистана прибыл с официальным визитом в Ташкент. В ходе этого визита были подписаны межправительственные соглашения о взаиморасчетах за транспортировку грузов и поставку узбекского газа в РТ. В ходе ответного визита Президента РУ И. Каримова в столицу Таджикистана (июнь 2000 г.) был подписан ряд взаимовыгодных соглашений. Среди них следует выделить Договор
о вечной дружбе, ставший отправной точкой нового этапа в таджикско-узбекских отношениях.
Наиболее плодотворным был визит Президента Республики Таджикистан Э. Рах-монова в Республику Узбекистан 27 декабря 2001 года. Так, Президент Узбекистана заявил, что его страна готова к конструктивному диалогу по разрешению проблем между двумя государствами. В их числе: создание условий по передвижению транспортных средств, граждан, товаров и услуг; либерализация режима прохода через 26 контрольно-пропускных пунктов на таджикско-узбекской границе; реструктуризация государственного долга РТ и его сокращение на 10% (12 млн долл.); снижение цен и тарифов на перевозки грузов и поставляемый Республике Таджикистан газ и некоторые другие товары. Лидеры двух стран сошлись во мнении, что для дальнейшего развития двусторонних экономических связей необходимо реанимировать (с последующей активизаци-
ей) работу Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. И 23 августа 2002 года в Душанбе состоялось ее первое заседание, на котором стороны определили проблемы двусторонних отношений и разработали перспективные пути их разрешения.
Анализируя динамику внешнеторгового оборота Республики Таджикистан и Республики Узбекистан, необходимо отметить спад, негативно сказывающийся на внешнеэкономических отношениях двух стран. Наиболее высокий показатель внешнеторгового оборота зафиксирован в 1999 году — 445,4 млн долл., далее следует по убывающей: 2000-й — 283,4 млн долл., 2001-й — 237,9 млн долл., 2002-й — 205,3 млн долл., 2003-й год — 199,8 млн долл., в 2004 году товарооборот вырос на 34,9 млн долл., достигнув 234,7 млн долл.1 При этом львиная доля узбекского экспорта в Таджикистан приходится на поставки газа.
Рассматривая таджикско-узбекские отношения, можно констатировать парадоксальную ситуацию. Так, в этой сфере создана широкая нормативно-правовая база, подписаны десятки договоров и соглашений. Однако по инициативе узбекской стороны сотрудничество в одностороннем порядке сворачивалось практически по всем направлениям, а в экономической сфере сведено до минимума.
Созданный жесткий режим охраны таджикско-узбекских государственных рубежей де-факто граничил с транспортно-коммуникационной блокадой Таджикистана. Действия официального Ташкента на этом направлении не только затрудняли реализацию подписанных двусторонних документов, но зачастую прямым и преднамеренным образом нарушали их положения, в том числе Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве.
Официальный Душанбе, в свою очередь, руководствуясь намерениями сохранить и укрепить исторические узы дружбы и добрососедства между таджикским и узбекским народами, взятыми на себя договорными обязательствами, а также интересами обеспечения безопасности в регионе, по дипломатическим каналам систематически предпринимал меры по нейтрализации негативных явлений в двусторонних отношениях2.
Картина взаимоотношений двух государств будет не полной без рассмотрения ряда аспектов, де-факто влияющих на двусторонние связи и определяющие их.
1. Территориальные споры
В историческом аспекте государственные образования на территории Центральной Азии — Бухарский эмират, Кокандское и Хивинское ханства — по своей сути не были национальными государствами того или иного народа. Все нынешние страны региона появились на политической карте мира в результате «топорного» разделения в 1920-е годы. Тогдашние руководители Советского Союза не учли многих исторических, культурных и этнических факторов, в результате чего ныне время от времени на неофициальном уровне во всех странах ЦА поднимают вопрос о принадлежности тех или иных территорий, что, безусловно, создает определенную нервозность во взаимоотношениях этих государств. И хотя провоцирование вооруженного приграничного конфликта маловероятно, тем не менее неразрешенность проблемы спорных участков может стать источником раскола и напряженности. Следует отметить, что до сих пор такие участки есть по всей линии таджикско-узбекской границы. Руководители стран, укрепляя государственные рубежи, прибегают к крайним мерам, вплоть до минирования. Наряду с введением
1 См.: Статистический ежегодник Республики Таджикистан-2005. С. 255.
2 См.: Саидов З.Ш. Внешняя политика Таджикистана в условиях глобализации. Душанбе: Авасто, 2004. С. 562.
визового режима подобная «забота» создает нервозность по обе стороны границы, так как препятствует приграничной торговле, что, в свою очередь, отражается на благополучии граждан.
2. Межэтнические проблемы
На территории Узбекистана компактно проживает большая таджикская диаспора, сконцентрированная преимущественно в Сурхандарьинской, Самаркандской и Бухарской областях. По официальной статистике Ташкента, в стране насчитывается свыше 1 млн таджиков (около 4% ее населения), по неофициальным данным, — более
6 млн, то есть по численности эта диаспора уступает лишь титульной нации. К тому же таджикская диаспора отличается большой общественно-политической активностью, внося позитивный вклад в развитие Узбекистана.
Вместе с тем следует иметь в виду, что таджикский язык, как мы уже отмечали, — единственный в регионе, не входящий в тюркскую группу языков. В лингвистическом отношении таджики — представители иранской группы языков. 2006 год объявлен в РТ Годом арийской цивилизации, частью истории которой является история таджикского народа.
Если рассматривать таджикско-узбекские отношения в контексте диалога и противоборства цивилизаций, то налицо тенденция к попытке усиления тюркской цивилизации, чему активно противодействует присутствие Ирана в регионе. Межцивилизацион-ный диалог, как и диалог политический, — широкое понятие, включающее в себя разнообразные формы общения. В данном случае речь идет не только о дискуссиях и переговорах: такой диалог вбирает в себя многие консультации и соглашения, не исключает координацию действий по конкретным вопросам. Целью межцивилизационного диалога должно стать преодоление фобии, формирование толерантных отношений между народами, обеспечение их мирного сосуществования3.
3. Совместное использование путей сообщения
Государства Центральной Азии расположены внутри огромного азиатского континента, вдали от портов Тихого и Индийского океанов. У стран региона ограничен внутренний рынок, в результате чего им просто необходимо по максимуму использовать свой коммуникационный потенциал.
Вся транспортно-коммуникационная инфраструктура ЦА досталась ее независимым республикам в наследство от советского периода, а в свое время строилась с учетом единства всех коммуникационных путей СССР. С его развалом разрушилась и единая система управления транспортной сетью, что стало еще одним дестабилизирующим фактором во внутрирегиональных отношениях.
Для Таджикистана проблема усугублялась тем, что большинство сухопутных магистралей республики были устремлены в сторону Узбекистана, что он использовал в качестве важного рычага давления в двусторонних отношениях. Чтобы изменить сло-
3 См.: Ниятбеков В. Межцивилизационный диалог на Среднем Востоке // Материалы международной научной конференции «Средний Восток в системе геополитических координат: прошлое, настоящее, будущее». 16 марта 2005. С. 301.
жившуюся ситуацию, официальный Душанбе начал строить дороги, соединяющие РТ с Китаем, Кыргызстаном и Афганистаном. Это позволило республике выйти из транспортного тупика.
4. Влияние других стран
Как мы уже отмечали, Центральная Азия, будучи стратегически важным регионом мира, удобно расположенным географически, обладающим при этом громадными сырьевыми ресурсами, в том числе углеводородами, черными и цветными металлами, хлопком, после распада СССР стала объектом пристального внимания ведущих центров силы: Китая, России, Европейского союза и Соединенных Штатов Америки.
Каждое государство ЦА, руководствуясь собственными национальными интересами, в своей внешней политике сделало геостратегический выбор в пользу разных ведущих игроков мировой политики. Если в этом плане некоторые республики региона определили приоритетом укрепление отношений со странами СНГ во главе с Россией, то руководство Узбекистана с самого начала взяло курс на развитие связей с государствами Запада, прежде всего с США. Пиком американо-узбекских отношений можно считать 2002—2003 годы, когда Ташкент предоставил свою военную инфраструктуру Вашингтону для проведения антитеррористической операции в Афганистане. Однако после трагических событий в узбекском Андижане (май 2005 г.) их отношения резко ухудшились настолько, что Узбекистан потребовал от Соединенных Штатов свернуть свои военные базы, что кардинально изменило внешнеполитический курс Ташкента в целом. Следует добавить, что до того участие Узбекистана во всех интеграционных процессах в регионе, как правило, носило негативный характер.
5. Стремление Узбекистана к лидерству в регионе
С первых дней обретения государственной независимости официальный Ташкент пытается стать гегемоном Центральной Азии, что, кстати, характерно и для Астаны, в отличие от Бишкека, Душанбе и Ашхабада. Эти свои усилия Узбекистан обосновывает тем, что он является наиболее многочисленным государством региона, обладая в его рамках самой сильной армией, и тем, что почти все транспортные пути республик ЦА в той или иной степени пересекают его территорию. Разумеется, такая политика не вызывает восторга у соседних стран и в конечном счете привела к ухудшению отношений Узбекистана с ними. Более того, если быть объективным, ни одно государство ЦА, в том числе Узбекистан, в силу ряда причин не может на данный момент навязать свою политику другим странам региона. Что касается Узбекистана, то среди этих факторов: социальная нестабильность, которая в последнее время приобрела политический характер; экономическое положение, не позволяющее Ташкенту стать крупным инвестором в соседних странах; значительная вовлеченность ряда ведущих мировых и региональных держав в жизнь региона не дает Ташкенту возможность закрепить за собой роль лидера в ЦА.
6. Вопросы экологии
Экологические проблемы между двумя государствами во многом обусловлены функционированием Таджикского алюминиевого завода (ТадАЗ), который расположен ря-
дом с узбекской границей. Следует отметить, что завод-гигант сдан в эксплуатацию в советский период, а выбор места для его строительства полностью отвечал единому народнохозяйственному комплексу СССР. По мнению официального Ташкента, завод наносит ущерб как экологии Узбекистана, так и здоровью его граждан. Однако эти заявления в большинстве своем носят декларативный характер и направлены на формирование у населения негативного мнения.
Возможно, целесообразнее внести предложение по разрешению экологической составляющей проблемы. Для этого на стадии расширения ТадА3а и строительства нового завода в Хатлонской области нужно было учесть общепринятые экологические требования. Модернизация оборудования этих предприятий по мировым стандартам вполне способна свести до минимума уровень выбросов вредных веществ. К тому же, по словам заместителя генерального директора «РусАл» Сергея Анненкова, в двух новых цехах ТадАЗа будет установлено оборудование, соответствующее всем международным экологическим стандартам (такое оборудование установлено на всех восьми предприятиях «РусАла», работающих во многих странах мира). Кроме того, по словам С. Анненкова, для «РусАла» экологические вопросы являются приоритетными, так что компания намерена внедрять экологические инновации и на ТадАЗе.
Экологическая составляющая проблемы во взаимоотношениях двух стран не носит одностороннего характера: в самом Узбекистане действуют несколько комбинатов, загрязняющих экологию соседних районов РТ. Например, вредные выбросы Бе-кабадского металлургического завода и Алмалыкского горно-металлургического комбината уже десятки лет негативно сказываются как на здоровье жителей северного Таджикистана, так и на состоянии его окружающей среды. Другими словами, экологические проблемы остро стоят в обоих государствах и для их разрешения необходим единый подход.
7. Трансграничные реки
В последнее время, когда говорят о факторах, способных спровоцировать конфликт в регионе, почему-то пытаются умолчать о водной проблеме, которая обострилась как никогда. Центральная Азия испокон веков была одним из очагов земледельческой цивилизации, и народы региона хорошо знают цену воде. Во время становления советской власти в Средней Азии была проведена не просто земельная, а земельно-водная реформа, то есть была создана единая водохозяйственная система, автоматически переставшая существовать с распадом СССР. Реки, озера и другие водоемы в одночасье изменили свой статус, став яблоком раздора между новыми субъектами межгосударственного права. Следует добавить, что около 30% всех рек земного шара являются трансграничными и протекают по территориям 68 стран.
Наибольшими водными ресурсами в ЦА обладают Таджикистан и Кыргызстан (66 и 18% соответственно). На Казахстан, Узбекистан и Туркменистан, территория которых в целом равна 3 660,4 кв. км, а население — 45 млн чел., приходится 16% воды, то есть эти три страны страдают от ее дефицита. В Узбекистане проблема усугубляется тем, что высыхает Аральское море, государство уже столкнулось с засухой и в стране фактически отмечается экологическая трагедия.
В наши дни вода стала таким же инструментом межгосударственных отношений, как нефть и газ, а утверждение, что Бог создал воду и она принадлежит всем, кануло в прошлое (ведь по этой логике нефть и газ также должны принадлежать всем). Сложивша-
яся ситуация требует нового подхода к разрешению данной проблемы, то есть необходимо выработать некую общую модель, наиболее оптимальную для всех стран ЦА.
История свидетельствует, что в связи с водой в регионе зачастую возникали стычки и конфликты, которые преимущественно носили локальный характер и были короткими по времени. Лишь взаимоприемлемые условия позволяют избежать конфликта на этой почве. Сегодня Таджикистан воплощает в жизнь большие проекты, в том числе строительство гидроэлектростанций Сангтуда-1, Сангтуда-2 и Рогунской ГЭС, с участием крупных инвесторов из РФ и Ирана. Ввод в эксплуатацию этих объектов существенно изменит ситуацию и относительно водопользования, позволит Таджикистану взять под свой единоличный контроль использование вод Амударьи, что, в свою очередь, негативно отразится на государствах, находящихся ниже по ее течению. Для Узбекистана проблема усугубляется тем, что согласно подписанному договору (1946 г.) между Москвой и Кабулом Исламское государство Афганистан также имеет законное право на использование ресурсов этой реки. Достижение мира и стабильности в стране будет способствовать повышению потребности в использовании вод Амударьи. Гидроэнергоузлы Таджикистана, осуществляющие подачу воды, сегодня больше работают на Узбекистан. С изменением их ирригационного режима на энергетический основная активность объектов будет приходиться не на лето, а на зиму, то есть РТ ощутит реальный прирост производства электроэнергии, что разрешит проблему энергетического дефицита республики. Нынешнее же положение не отвечает интересам Таджикистана, но весьма удобно для Узбекистана, который продолжает получать значительное количество воды практически бесплатно.
Сложившаяся реальность требует изменений ситуации путем формирования нового подхода с последующим созданием рынка воды, который является, на наш взгляд, велением времени. Однако конструктивный политический и экономический диалог между двумя государствами возможен лишь при более тщательном и скрупулезном изучении рассмотренных выше факторов.
Узбекистан, будучи для Таджикистана одной из четырех приграничных стран, тем не менее занимает во внешней политике Душанбе ключевую позицию. С первых дней установления дипломатических отношений РТ пыталась создать дружественную атмосферу в таджикско-узбекских отношениях. Однако, отдавая должное практической стороне двусторонних связей, необходимо отметить их неопределенный и противоречивый характер, подпитывающийся главным образом стремлением Ташкента стать гегемоном в регионе.
Рассмотренные существующие политико-экономические аспекты подталкивают обе страны к поиску оптимального компромисса в двусторонних отношениях, залогом которых может послужить широкая нормативно-правовая база: международные договоры (межгосударственного, межправительственного и межведомственного характера); документы о делимитации и демаркации государственной границы; иные документы включающие в себя совместные заявления президентов, протоколы переговоров правительственных делегаций и т.д.
Как мы уже отмечали, с первых дней своей независимости Узбекистан акцентировал внимание на создании прочных связей с индустриальными государствами Запада. Однако в последнее время данные контакты стали характеризоваться конфронтацией, а не конструктивным диалогом. Уже в 2005 году внешняя политика Ташкента претерпела значительные изменения, выражающиеся в выборе новых приоритетов, вектор дипломатии был переориентирован с Запада на Восток, теперь предпочтение отдается странам бывшего Советского Союза, что может в значительной степени способствовать и улучшению таджикско-узбекских отношений.
Республика Таджикистан — Кыргызская Республика
Кыргызстан провозгласил государственную независимость 31 августа 1991 года. Изменение политического статуса республики подразумевало выработку новой внешнеполитической линии, цель которой — защита национальных интересов как на постсоветском пространстве, так и в отношениях с государствами дальнего зарубежья.
КР расположена внутри азиатского континента, вдали от морских портов, общая протяженность ее границ равна 4 104 км, из них с Казахстаном — 1 051 км, Китаем —
1 084 км, Таджикистаном — 870 км, Узбекистаном — 1 099 км.
Таджикистан установил дипломатические отношения с соседним Кыргызстаном 14 января 1993 года. Эти государства во многом схожи. Например, основным природным рельефом КР также являются горы, занимающие значительную часть ее территории, а по запасам воды она стоит на втором месте в регионе (после РТ), при этом сельские жители составляют две трети населения.
С самого начала политический диалог между Душанбе и Бишкеком носит конструктивный характер. За короткий исторический период подписаны десятки соглашений. Они стали прочным фундаментом успешного двустороннего сотрудничества, приоритеты которого формировались в рамках неоднократных официальных визитов делегаций Таджикистана и Кыргызстана, чему способствовала и политическая воля лидеров обеих стран к сотрудничеству.
Важной вехой в новейшей истории двух народов стал официальный визит Президента Кыргызской Республики Аскара Акаева в Таджикистан (1996 г.). В результате этого визита подписан Договор об основах межгосударственных отношений между Республикой Таджикистан и Кыргызской Республикой, а также ряд других документов, касающихся экономики и сферы культуры. Для дальнейшего развития торгово-экономических связей в том же году правительство РТ приняло решение открыть торговое представительство страны в столице Кыргызстана (г. Бишкек). Кроме того, исходя из подписанных документов, уже в феврале 1997 года была создана Таджикско-кыргызская межправительственная комиссия по комплексному рассмотрению двусторонних вопросов. В октябре того же года в кыргызском городе Ош состоялось ее первое заседание, в ходе которого было образовано шесть рабочих групп: по пограничным, финансовым, социально-экономическим вопросам, а также по вопросам коммуникаций, транспорта, дорог, миграции, борьбы с организованной преступностью и терроризмом.
Ответный визит Президента Таджикистана в Кыргызскую Республику состоялся 6—
7 мая 1998 года. Главы двух государств обсудили широкий круг вопросов сотрудничества в социально-экономической, культурной и транспортной сферах, в области миграции, а также в сфере безопасности — прежде всего проблему наркотрафика.
Следует отметить, что Кыргызстан оказал полную поддержку Таджикистану во вступлении в Таможенный союз четырех государств СНГ и в Центрально-Азиатское экономическое сообщество в качестве полноправного члена. В целом 1998 год стал плодотворным, обозначив новый этап в двусторонних отношениях. КР — единственная соседняя страна, с которой у РТ нет визового режима.
Во время заседания ЕврАзЭС (27 апреля 2003 г.) состоялась встреча лидеров РТ и КР, на которой они обсудили состояние и перспективы таджикско-кыргызских отношений, потенциал которых значительно выше реального положения.
Обозначился и основной перечень товаров, представляющих взаимный интерес. Так, из Кыргызстана в Таджикистан поступают электроэнергия, стройматериалы, шифер, стекло, товары народного потребления, в том числе текстильная продукция. С целью
дальнейшего развития торговли между двумя государствами было принято решение об открытии рынка «Гулистон» в Исфаре, городе, граничащем с Баткенским районом Ошс-кой области Кыргызстана, что способствует созданию благоприятного климата в укреплении связей между нашими государствами. Несмотря на спады в отдельные годы, динамика таджикско-кыргызских отношений имеет тенденцию роста. Так, если в 1991 году товарооборот составил 5,1 млн долл., то в 1998-м и 1999-м — по 11,1 млн долл. С 2000 года обозначился спад — до 10,2 млн долл., в 2001-м — до 7,7 млн долл., но в 2002-м товарооборот несколько вырос — до 8,9 млн долл., а в 2003-м был отмечен резкий подъем — до 31,2 млн долл., но в 2004-м товарооборот вновь сократился — до 22 млн долл.4
В ходе встречи в Душанбе, состоявшейся 26—27 мая 2004 года, главы двух государств обсудили вопросы дальнейшего развития и углубления связей в двустороннем и многостороннем форматах, выразили свои точки зрения по проблемам международной и региональной политики.
А 18 мая 2005 года с однодневным рабочим визитом в Душанбе прибыл Курманбек Бакиев, в то время исполняющий обязанности Президента Кыргызской Республики. Несмотря на краткосрочность, визит носил плодотворный характер; в частности, было подписано двустороннее межправительственное соглашение «О взаимном отводе земельных участков».
Отрадно, что сотрудничество затрагивает и стратегические отрасли. Так, во время визита К. Бакиева в РТ (май 2005 г.) была открыта линия электропередачи Канибадам — Баткен, что позволит ликвидировать дефицит электроэнергии в Согдийской области Таджикистана.
Весьма продуктивно развивается и сотрудничество в гуманитарной сфере, доброй традицией стал культурный диалог, в чем огромную роль играют театральные коллективы Таджикистана и Кыргызстана. Регулярные фестивали, в которых участвуют творческие силы двух стран, способствуют укреплению толерантности, а также снижают негативный потенциал в регионе. Театр наиболее быстро и чутко реагирует на проблемы, связанные с процессом глобализации, будь то экология, трудовая миграция или трансграничная преступность.
Один из главных аспектов визита тогдашнего Президента Кыргызской Республики А. Акаева в Таджикистан (26—27 мая 2004 г.) — участие в церемонии официального открытия Дней культуры КР в РТ, в рамках которых были представлены культурные ценности кыргызского народа, его достижения в живописи, музыке, скульптуре, прикладном искусстве, литературе и кино.
Система образования Кыргызстана привлекательна для таджикской молодежи, ныне более 650 граждан Таджикистана — студенты кыргызских университетов, а в РТ функционируют средние школы с обучением на кыргызском языке.
В отношениях между Таджикистаном и Кыргызстаном прослеживается ряд аспектов, определяющих позицию двух государств. Адекватное отношение к ним позволит развивать политический диалог между Душанбе и Бишкеком. Для достижения этой цели целесообразно организовать комплексное, детальное и объективное исследование нижеследующих факторов, которые помогут сформировать таджикско-кыргызский тандем в регионе с четко обозначенными двусторонними приоритетами.
1. Территориальные споры
Так как Таджикистан и Кыргызстан географически расположены внутри Центральной Азии, то любая напряженность может привести к дестабилизации всего региона.
4 См.: Статистический ежегодник Республики Таджикистан-2005. С. 255.
На таджикско-кыргызских государственных рубежах насчитывается приблизительно 70 спорных участков, преимущественно в Исфаринском районе Согдийской области и Джиргитальском районе РТ, граничащих соответственно с Ошской и Баткенской областями КР.
Говоря о дислокации этнических групп на территориях обоих государств, необходимо отметить, что она не отличается однородностью: кыргызы преимущественно проживают в горных приграничных районах Таджикистана, их численность достигает чуть более 1% общего количества населения республики (около 65 тыс. чел.).
Особенность территориального вопроса — наличие анклавного фактора. Так, на территории Кыргызстана есть крупный таджикский анклав Ворух с населением 28— 30 тыс. чел., 95% из которых — таджики, 5% — кыргызы, административно относящийся к Исфаринскому району Согдийской области РТ. Плотность населения окружающего его Баткенского района (Баткенской области) КР значительно меньше.
Неравномерное использование ресурсов время от времени приводило к столкновениям между кыргызами и таджиками, в частности, конфликты на этой почве имели место в начале 1980-х годов и 1989-м (в последнем случае произошел самый крупный инцидент).
Проникновение вооруженных отрядов Исламского движения Узбекистана на территорию Баткенского района Кыргызской Республики в 1999 и 2000 годах выдвинуло на передний план решение вопросов безопасности границ.
Рассматривая эти территориальные и межэтнические проблемы, необходимо отметить, что они требуют повышенного внимания, рационального подхода и поиска совместных путей решения, отвечающих национальным интересам обоих государств. Однако в целом таджикско-кыргызским отношениям не присущи (в отличие от кыргызско-узбекских) нестабильность и взрывоопасность, что вселяет надежду на их положительное урегулирование.
2. Совместное использование путей сообщения
Одним из главных факторов, тормозящих развитие взаимовыгодного сотрудничества, на наш взгляд, является то, что основные транспортно-коммуникационные линии Таджикистана устремлены в сторону Узбекистана и транзит грузов по ним между КР и РТ повышает себестоимость товаров. Но ныне эта проблема уже находится на стадии своего разрешения. Так, с участием иностранных инвесторов в ближайшие годы будет восстановлен более короткий автомобильный путь между двумя республиками, дополняющий уже действующую сезонно трассу Ош — Хорог.
Кроме того, в направлении г. Оши возобновилось восстановление автомагистрали Душанбе — Вахдат — Нурабад — Таджикабад, которая выйдет на границу с Кыргызстаном. Первая стадия проекта предусматривает также строительство четырех новых мостов (эти работы должны быть завершены к 2007 г.). Общая стоимость проекта составляет 23,6 млн долл. Основными его кредиторами выступили Азиатский банк развития, выделивший на эти цели 15 млн долл., Фонд Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) — 6 млн долл., доля правительства РТ — 2,6 млн долл.
Что касается ближайшей перспективы, то рассматривается проект строительства автодороги Исфара — Ош, минуя узбекский анклав Сох. Успешная реализация проекта облегчит многие проблемы жителей приграничных районов двух государств, что в первую очередь должно выразиться в минимальном снижении приграничных конфликтов с
Узбекистаном. Кстати, после ЛЭП Канибадам — Баткен, это второй крупный трансграничный проект Таджикистана и Кыргызстана.
Активизация сотрудничества в транспортно-коммуникационном секторе способствует развитию периферийных районов обеих республик.
3. Влияние других стран
Географическое положение Кыргызстана предопределило отличающуюся предсказуемостью и стабильностью внешнюю политику Бишкека, которому, с одной стороны (наряду с другими факторами), в этой сфере необходимо учитывать соседство громадного Китая, с другой — Казахстана, а также 200-летнее непрерывное влияние России. Новейшая история кыргызской дипломатии условно делится на три этапа.
■ Первый — со дня обретения независимости до 2001 года, когда Бишкек первоначально определил своими приоритетными партнерами другие страны СНГ, активно сотрудничая с ними в двустороннем формате, в рамках Содружества, ЕврАзЭС, ДКБ, ШОС и в других постсоветских интеграционных структурах.
■ Второй этап — с 2001-го по 2005 год. Т огда во внешней политике Бишкека стали сильнее ощущаться «западные акценты», в том числе высадка американского десанта в республике. Эти изменения обуславливались двумя причинами.
1. Неэффективностью деятельности интеграционных образований в рамках СНГ, экономическая составляющая которых носила декларативный характер, не переходя в практическую плоскость.
2. Активное участие КР в антитеррористической кампании во главе с США и их союзниками по коалиции. Заинтересованность в получении экономических дивидендов от предоставления соответствующей инфраструктуры страны.
■ Третий этап начался в 2005 году, с приходом к власти в КР К. Бакиева, который пытается лавировать между государствами Запада и республиками бывшего СССР, включая Таджикистан.
4. Трансграничные реки
На территории Кыргызстана насчитывается большое количество озер, в том числе Иссык-Куль, есть реки и ледники, которые являются неиссякаемыми источниками пресной воды. При этом страна использует на свои нужды не более 20% ее запасов. Самые крупные реки: Нарын, протяженностью 535 км; Чу — 221 км; Чаткал — 205 км. Таджикистан и Кыргызстан фактически играют роль «водных доноров» региона.
В последнее время проблема воды все больше приобретает политизированный характер. Это обусловлено тем, что государства, потребляющие наибольшее количество воды, находятся в нижнем течении трансграничных рек и не желают учитывать интересы «водных доноров». Дело доходит до спекуляции вокруг Аральского моря, которое, к сожалению, фактически потеряно. Сегодняшняя ситуация вокруг воды требует иного подхода, базирующегося на трансформации структуры сельского хозяйства, а также на изменении режима эксплуатации ирригационной системы. Однако государства-потребители воды, остаются на прежних позициях, чем ущемляют жизненно важные интересы Кыр-
гызстана и Таджикистана, водноэнергетический комплекс которых работает больше во благо экономик соседних стран, в ущерб себе.
Международное право, регулирующее водные проблемы, признает за каждой страной полный суверенитет в отношении протекающих по ее территории рек, что подразумевает отсутствие юридических прав других государств того же речного бассейна на ограничение эксплуатации реки данной страны в пределах ее границ. Эта проблема из года в год будет лишь обостряться, что в ближайшей перспективе повысит статус Таджикистана и Кыргызстана в регионе. Была бы логичной координация действий Душанбе и Бишкека с целью формирования и легализации рынка воды в ЦА.
Для улучшения ситуации, сложившейся в этой сфере как в регионе в целом, так в Таджикистане и Кыргызстане в частности, необходимо пересмотреть двусторонние отношения с учетом реального потенциала РТ и КР, что станет важным политическим и экономическим шагом. Первые инициативы на этом направлении уже предприняты: строительство новой автомагистрали и реконструкция старой дороги между Таджикистаном и Кыргызстаном будет способствовать экономическому развитию этих республик. Дополнительным же благоприятным фактором двустороннего сотрудничества является его надежность, стабильность и предсказуемость.
Республика Таджикистан — Республика Казахстан
Благодаря своей громадной территории (из 4 млн кв. км ЦА на долю Казахстана приходится 2 724,9 кв. км), эта страна входит в число 10 самых крупных государств земного шара. РК оказалась одной из последних советских республик, провозгласивших государственную независимость (16 декабря 1991 г.). Тем не менее к 1995 году их государственность признали 111 государств, с 92 из которых они установили дипломатические отношения.
Первые инициативы РК продемонстрировали мирный характер ее дипломатии. Страна добровольно отказалась от огромного ядерного арсенала, доставшегося ей в наследство от Советского Союза, в результате чего регион стал зоной, свободной от оружия массового поражения. Главное достижение казахстанской дипломатии — выдвинутая на 47 сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (октябрь 1992 г.) инициатива о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), первый саммит которого состоялся спустя 10 лет, 4 июня 2002 года.
Внешнеполитический курс Астаны во многом определяется географическим положением Казахстана. Он — единственная в мире страна, граничащая с двумя ядерными державами: на востоке, севере и северо-западе — с Российской Федерацией (протяженность их общих рубежей равна 6 467 км); на юго-востоке — с Китаем (1 460 км). Из государств Центральной Азии наиболее протяженную границу РК имеет с Узбекистаном —
2 300 км. Затем идут Кыргызстан — 980 км и Туркменистан — 380 км. С запада страну омывает Каспийское море. Таджикистан — одна из республик региона, с которой у Казахстана нет государственной границы. В этой связи между нашими государствами нет проблем, характерных для некоторых государств-соседей, в частности рассмотренных нами выше на примере Узбекистана и Кыргызстана.
Ключевое место в многовекторной внешней политике Казахстана занимают отношения с государствами Центральной Азии. Дипломатические отношения между РТ и РК были установлены 7 января 1993 года, а уже 13 января состоялся рабочий визит Президен-
та Таджикистана Э. Рахмонова в Казахстан. В том же году был заложен фундамент нормативно-правовой базы, включающий Договор об основах взаимоотношений между Республикой Таджикистан и Республикой Казахстан, Соглашение о принципах торгово-экономического сотрудничества, а также ряд других важных документов, с подписанием которых началась новая фаза в двусторонних отношениях, что и предопределило дальнейшее развитие обоюдовыгодных связей.
В ноябре 1995 года Президент Республики Таджикистан Э. Рахмонов вновь посетил Казахстан. В ходе этого визита был подписан ряд взаимовыгодных соглашений, регулирующих двусторонние контакты в экономической сфере.
Рассматривая данный период, необходимо упомянуть, что Казахстан внес свою лепту в укрепление мира на таджикской земле, став одним из гарантов выполнения Общего соглашения об установлении мира и национального согласия в РТ.
2 сентября 1998 года Душанбе с официальным визитом посетил министр иностранных дел Республики Казахстан К. Токаев. В результате этого визита также был подписан ряд документов, представляющих взаимный интерес.
3 октября 1998 года в Астане состоялось первое заседание Таджикско-казахской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, цель которой — выявление приоритетных направлений двустороннего сотрудничества; в частности рассматривались вопросы урегулирования взаимных долговых обязательств. В том же году были приняты меры по переходу на более качественный уровень разрешения проблем трудовых мигрантов, в том числе их юридического регулирования, а также решения вопросов транзитного проезда из Таджикистана через территорию Казахстана в другие страны СНГ.
Наиболее знаменательным событием двусторонних отношений стал состоявшийся 13 июня 2000 года визит лидера Казахстана Н. Назарбаева в Таджикистан. По его итогам были подписаны соглашения, определяющие дальнейшее развитие связей между двумя государствами. В их числе: Соглашение о сотрудничестве в сфере образования; Соглашение о сотрудничестве в области науки и техники и информации; Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
22 февраля 2001 года состоялось второе заседание Таджикско-казахской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Ныне Казахстан — один из основных партнеров Таджикистана в этой сфере, а товарооборот между двумя странами имеет тенденцию непрерывного роста. Если в 1991 году он составил 12,7 млн долл., то в 1998-м — 61,9 млн долл., в 1999-м — 82,4 млн долл., в 2000-м — 88,1 млн долл., в 2001-м — 92,2 млн долл., в 2002-м произошел спад — до 75,7 млн долл., но уже в 2003-м товарооборот вырос до 100,4 млн долл., в 2004-м — до 156,1 млн долл.5
25 марта 2004 года в Алматы состоялся деловой форум, в работе которого приняли участие представители бизнеса двух государств.
В целом экономическое взаимодействие набирает обороты, есть договоренность о привлечении ресурсов Инвестиционного фонда Казахстана к реализации важнейших для Таджикистана проектов. Перспективными направлениями взаимовыгодного сотрудничества могут стать строительство ряда гидроэнергетических объектов, разведка и эксплуатация нефтяных месторождений, развитие горнорудной промышленности, финансирование ряда угольных месторождений Таджикистана, сельское хозяйство, реконструкция имеющихся мощностей и строительство новых заводов по производству цемента, бетона и железобетонных изделий.
5 См.: Статистический ежегодник Республики Таджикистан-2005. С. 255.
Ныне на севере РТ, в Согдийской области, действует совместное таджикско-казахстанское предприятие «Андрасмон», объем инвестиций равен 500 тыс. долл. Деньги предназначены для ремонтно-восстановительных работ на месторождениях полезных ископаемых, на фабрике, а также для разработки горных руд. Инвестором в проекте с казахстанской стороны выступила компания «Казинвест-Минерал».
Наметилась тенденция укрепления сотрудничества в банковской сфере, что необходимо для улучшения казахстанского инвестиционного климата с последующим привлечением капиталов РК в экономику РТ. Один из крупнейших банков Казахстана «Туран-Алем» открыл свое представительство в Таджикистане, что также может способствовать развитию двусторонних связей. Формирование отлаженной межбанковской системы на основе существующей договорно-правовой базы позволит укрепить торгово-экономические контакты и страхование инвестиций в приоритетном секторе национальной экономики. Благо перспективных направлений в экономическом секторе предостаточно: сельское хозяйство, текстильная промышленность, гидроэнергетика, цветная металлургия и др.
В период гражданского противостояния в Таджикистане многие граждане республики нашли приют на земле Казахстана. В бывшей его столице (Алматы) сегодня проживает небольшая, но довольно мобильная таджикская диаспора, занимающаяся преимущественно мелким бизнесом и строительством.
Укрепляются и гуманитарные связи, а созданное Общество дружбы Таджикистан — Казахстан придаст новый импульс сотрудничеству в сфере культуры.
Выше мы уже отмечали, что Казахстан (как и Узбекистан) претендует на роль регионального лидера, но Астана (в отличие от Ташкента) активно проводит более конструктивную внешнюю политику в отношении государств ЦА. Для укрепления своего регионального статуса у Казахстана объективно больше возможностей, чем у Узбекистана. К ним относятся динамично развивающаяся экономика, подкрепляющаяся непрерывными инвестиционными потоками; политическая стабильность в обществе; авторитет РК в Центральной Азии.
Дальнейшая перспектива таджикско-казахстанского сотрудничества во многом будет определяться комплексом мер, в совокупности составляющих национальные интересы обоих государств.
Республика Таджикистан — Республика Туркменистан
Республика Туркменистан во многом контрастное государство, в котором большая территория сочетается с относительно небольшой численностью населения (доля жителей городов составляет около 40%). Страна богата природными ресурсами, в том числе углеводородными, а их значение растет из в года в год.
Туркменистан — единственная республика на постсоветском пространстве, официально провозгласившая принцип «нейтралитета», что и предопределило внешнеполитический курс Ашхабада (зафиксирован специальной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 12 декабря 1995 г.).
Дипломатия республики отличается спокойствием, нетрадиционным для восточного государства: официальный Ашхабад не устраивал истерии из-за кризиса в Афганистане в период правления в этой стране движения «Талибан». Более того, даже наладил тесные контакты с его руководством. Так, еще в 1994 году начала функционировать желез-
ная дорога Кушка (Туркменистан) — Тургунди (Афганистан), что повысило динамику двустороннего сотрудничества.
Интерес Туркменистана к своему южному соседу во многом обуславливается желанием Ашхабада создать новые пути экспорта своих углеводородных ресурсов на перспективные рынки государств Азии через территорию Афганистана.
Союз между Туркменистаном и движением «Талибан» вызывал нескрываемое недовольство других стран ЦА. В целом официальный Ашхабад проводит очень осторожную внешнюю политику в отношении государств региона, так и не стал членом некогда существовавшего ЦАС, до сих пор не выразил своей позиции в отношении Шанхайской организации сотрудничества, а в ШОС уже вступил соседний Узбекистан, заявил о своем интересе к данной организации сильный приграничный Иран. Однако при этом Туркменистан весьма динамично развивает отношения с Китаем.
В отличие от других тюркоязычных государств Туркменистан проводит более активную политику со всеми странами персидского мира, в том числе и с Т аджикистаном. Дипломатические отношения Душанбе и Ашхабад установили 27 января 1993 года. С момента обретения независимости контакты между двумя государствами проходят на уровне министерств и ведомств, но до сих пор не было официальных визитов как лидера Туркменистана в Таджикистан, так и главы РТ в Туркменистан. Правда, в 1995 году
Э. Рахмонов, возвращаясь из Исламской Республики Иран, сделал остановку в Ашхабаде. В том же году Душанбе дважды посетил глава МИД Туркменистана Б. Шихмура-дов; кстати, следует отметить интенсивность контактов внешнеполитических ведомств двух государств.
1998 год запомнился переговорами на правительственном уровне, по итогам которых был составлен акт выверки задолженности хозяйствующих субъектов обеих стран.
Во время вручения верительных грамот новым послом Республики Таджикистан в Республике Туркменистан Козидавлатом Коимдодовым глава туркменского государства отметил: «Туркменистан и Таджикистан располагают огромным потенциалом сотрудничества, базирующегося на принципах добрососедства, взаимопонимания и доверия». Касаясь перспектив развития туркмено-таджикских отношений, стороны высказались за дальнейшее расширение и укрепление плодотворного партнерства во всех сферах, что отвечает интересам не только народов этих стран, но и региона в целом.
Вместе с тем экономическое сотрудничество отличается нестабильностью. Так, в 1999 году двусторонний товарооборот составил 16,5 млн долл., в 2000-м — 34 млн долл., в 2001-м — 72 млн долл., в 2002-м — 57,1 млн долл., в 2003-м — 33,8 млн долл., в 2004-м — 41,3 млн долл.6
Не задействованы многие отрасли, хотя у Таджикистана велика потребность в энергоносителях, а Туркменистан, как мы уже отмечали, богат залежами углеводородов. Туркменистан был традиционным поставщиком стекла в Таджикистан, а из РТ на туркменский рынок поступала продукция Вахшского азотно-тукового завода, Яванского химического завода, Душанбинского холодильного завода, а также предприятий текстильной промышленности.
На юге РТ, в Джиликульском районе Хатлонской области, компактно проживает туркменская диаспора, численность которой, согласно последней переписи населения, превышает 20 тыс. чел. В стране функционируют средние школы с обучением на туркменском языке, создано Общество туркмен. В начале 1990-х годов в Туркменистане проживали граждане Таджикистана, однако ныне все они вернулись на родину. В период гражданского противостояния в РТ в Ашхабаде прошел один из раундов межтаджикского урегулирования.
6 См.: Статистический ежегодник Республики Таджикистан-2005. С. 255.
Туркменистан занимает уникальное географическое положение, что определило большое влияние приграничных стран. Официальный Ашхабад придает существенное значение сотрудничеству с персоязычными государствами, ибо две из четырех стран, граничащих с Туркменистаном, являются частью тюркского мира (Узбекистан и Казахстан), две другие (Иран и Афганистан) — персоязычного.
Подводя итог, можно констатировать парадоксальную ситуацию: обычно страны формируют существенную правовую базу двусторонних связей, но между ними нет реального экономического сотрудничества. А в таджикско-туркменских отношениях все наоборот — стабильные экономические контакты сочетаются с отсутствием официальных визитов лидеров этих государств. Объективное политическое и экономическое развитие региона вынуждает Душанбе и Ашхабад искать новые пути двустороннего взаимодействия, отвечающие их национальным интересам.
3 а к л ю ч е н и е
Роль и место государств ЦА во внешней политике Республики Таджикистан определяется комплексом интересов, из которых к наиболее приоритетным относятся экономические, политические и сфера безопасности.
Экономическое сотрудничество подразумевает расширение контактов на существующей базе. Экономика государств региона, несмотря на все заявления их лидеров, является зависимой. Эта зависимость носит обоюдный характер, ибо до недавнего времени народное хозяйство этих республик было частью единой советской экономики, развал которой, в том числе единой транспортной и энергетической системы, самым негативным образом сказался на странах ЦА. Подобное положение может уже в ближайшем будущем сыграть злую шутку с государствами региона, отодвинув их на задворки глобализации. В этой связи повышение уровня экономического сотрудничества жизненно необходимо. Таджикистан ищет свой путь выхода из сложившейся ситуации, в частности, пытается укреплять всестороннее сотрудничество со странами Центральной Азии.
Политические интересы республики были заложены еще в период советской государственности и окончательно сформированы на начальном этапе независимости. Их основная цель — не допустить проникновения идей религиозного экстремизма. Вторая насущная проблема — пантюркизм. Таджики имеют многовековой опыт совместного проживания с тюркоязычными народами, тем не менее вновь реанимированные идеи пантюркизма носят радикальный и экстремистский характер, да и в самих тюркоязычных государствах идея единения тюрков оценивается неоднозначно.
Интересы в сфере безопасности — проблема самосохранения государственности. Основной угрозой в этой сфере стал непрекращающийся наркотрафик из соседнего Афганистана и обострившийся в последнее время международный терроризм. РТ входит в число пяти государств земного шара, лидирующих по изъятию наркотических средств. Восприятие мировым сообществом ЦА как одного из крупнейших перевалов наркотиков наносит огромный ущерб престижу официального Душанбе. Решение этой проблемы возможно в новом подходе, выражающемся в скоординированных действиях всех стран региона.
За последние 15 лет Центральная Азия существенно изменилась, здесь возник новый мир, новые реальности, новые угрозы, но сохранились и некоторые черты недалекого единого прошлого. Сегодня регион переживает один из самых важных моментов своей новейшей истории, совпавшей с новым этапом развития человечества — глобализацией,
которую в научных кругах воспринимают неоднозначно: от неоколониализма до высшей ступени развития человечества. Однако в любом случае ЦА должна занять достойное место в мировом сообществе, опираясь на имеющиеся ресурсы, использование которых будет эффективным при определении каждым государством региона своих интересов, основанных на реальном положении дел.
Сложившаяся ситуация подталкивает к выработке новых форм регионального сотрудничества, которые способствовали бы стабильному развитию всех государств Центральной Азии.