Аловиддин Баховадинов, Хуршед Додихудоев, политологи (Душанбе) ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ТАДЖИКИСТАНА
Каждое государство, проводя свою внешнюю политику, отстаивает, прежде всего, свои национальные интересы. Для этого оно создает разные рычаги, диапазон которых чрезвычайно широк — от военно-политических, экономических до культурно-идеологических. В то же время есть целый ряд стран, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно выработать или применять эти рычаги, вследствие чего реализуют свои стратегические интересы посредством координации внешней политики с политикой ведущих мировых центров силы. Более того, такие страны пытаются лавировать между главными акторами мировой политики. Именно к такому типу государств относится Таджикистан, за короткий исторический период прошедший трудный путь становления и укрепления своей независимости, а ныне активно развивающий связи с внешним миром.
Если в начале 90-х годов официальный Душанбе считал приоритетным сотрудничество со странами СНГ, прежде всего с Российской Федерацией, то в последние годы минувшего столетия наметились контуры многовекторной внешней политики нашей республики. Но прежде чем рассматривать ее основные направления, вкратце охарактеризуем молодое таджикское государство. Это небольшая страна, территория которой составляет 143,1 тыс. кв. км (из них 93% занимают горы). Она расположена на юго-востоке Центральной Азии, граничит с Киргизстаном, Узбекистаном, Афганистаном и Китаем. В ее недрах имеются запасы угля, мрамора, золота, серебра (по запасам последнего республика занимает второе место в мире, уступая лишь Мексике), вольфрама, свинца, урана, цинка и т.д. На территории страны сконцентрировано 65% всех гидроресурсов Центральной Азии.
Издревле эта земля была неотъемлемой частью Великого шелкового пути, который объединял главные культурно-хозяйственные регионы Евразии: Китай, Центральную Азию, Индию, Средний и Ближний Восток, Средиземноморье и Европу. В связи с этим территория нынешнего Таджикистана была объектом внимания почти всех крупных мировых империй (в том числе Персидской, Арабского халифата, Российской, в конце концов, Советского Союза) и завоевате-
лей (Александра Македонского, Чингисхана, Тамерлана). В современном Таджикистане прослеживается наследие арийской, буддийской, исламской, христианской (православие) цивилизаций, что, безусловно, позитивный фактор в его сотрудничестве с государствами, носителями данных цивилизаций.
Дипломатические отношения между Пекином и Душанбе были установлены 4 января 1992 г. И за минувшие с того времени годы эти страны-соседи подписали свыше 40 межправительственных соглашений, регламентирующих все аспекты двусторонних связей, отличительная черта которых — отсутствие серьезных политических разногласий по региональным и международным проблемам. Однако уровень торгово-экономического сотрудничества Таджикистана с КНР значительно ниже казахско-китайского, уже достигшего 2 млрд. долл. Если торгово-экономические связи развиваются в двустороннем формате, то сотрудничество в сфере безопасности происходит в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) (учреждена 26 апреля 1996 г.). Первоначально она была известна как «Шанхайская пятерка», в которую входили Китай, Россия, Казахстан, Киргизстан и Таджикистан. Основная цель первого этапа ее работы — урегулирование приграничных споров между КНР и бывшими советскими республиками. С разрешением этих проблем сфера деятельности организации охватила и другие жизненно важные стороны межгосударственных отношений, а с вступлением в нее Узбекистана, не имеющего общей границы с Китаем, она была трансформирована в ШОС. Китай, который является основным «игроком» в данной структуре, пытается максимально использовать ее для усиления своей позиции в каждой из стран региона. Таким образом, официально учредив ШОС, Пекин тем самым объявил о своих стратегических интересах в Центральной Азии в целом и в Таджикистане в частности. Все это позволяет нам утверждать, что сотрудничество с Пекином — одно из ключевых направлений внешней политики Душанбе. По всем существующим критериям, будь то территориальный, военный, экономический, демографический аспект и т.д., Китай — самый сильный сосед Таджикистана, мощнее всех вместе взятых приграничных с нашей республикой стран: Узбекистана, Киргизстана и Афганистана. Более того, по нашему мнению, ни одно государство мира сегодня не может игнорировать фактор КНР.
Таджикистан активно сотрудничает и со странами региона: Узбекистаном, Киргизстаном, Казахстаном и Туркменистаном. Причем
с первыми двумя он имеет государственную границу. К тому же до 15% населения нашей республики составляют узбеки, 1—1,5% — киргизы (последние компактно проживают в горной местности). На наш взгляд, таджикско-узбекским отношениям присуща некоторая настороженность, исходящая прежде всего от официального Ташкента. Так, Узбекистан в одностороннем порядке заминировал границу с Таджикистаном, мотивируя это проблемами своей национальной безопасности. Но на данный момент от этих мин не зафиксировано ни одной смерти боевиков, а гибли лишь мирные граждане Таджикистана. Все проблемы в отношениях между Душанбе и Ташкентом можно свести к нескольким факторам.
Первый из них — территориальные споры. Республики Центральной Азии появились на политической карте мира в результате «топорного» разделения, проведенного в 1920 г. Тогдашние руководители СССР не учитывали многие исторические, культурные и этнические аспекты региона, в результате чего в постсоветский период время от времени на неофициальном уровне во всех его странах поднимались вопросы о принадлежности тех или иных территорий. Безусловно, это создавало нервозность во взаимоотношениях данных государств.
Второй фактор — межэтнические отношения. В Узбекистане компактно проживает большая таджикская диаспора, сконцентрированная преимущественно в Сурхандарьинской, Самаркандской и Бухарской областях. По официальной статистике Ташкента, в стране насчитывается чуть более 1 млн. таджиков — около 4% ее населения; по неофициальным данным, их более 6 млн., т.е. по своему количеству эта диаспора уступает лишь титульной нации.
Третий фактор — совместное использование путей сообщения. Вся имеющаяся в нынешней Центральной Азии инфраструктура досталась ей в наследство от Советского Союза и в свое время строилась с учетом единства всех его коммуникационных путей. Но с развалом великой империи разрушилась и единая транспортная сеть, что стало еще одним дестабилизирующим фактором во внутрирегиональных отношениях.
Четвертый фактор — влияние других стран. Будучи стратегически важным регионом мира, удобно расположенным географически, обладающим при этом громадными сырьевыми ресурсами, в том числе углеводородами, черными и цветными металлами, хлопком, после распада СССР Центральная Азия стала объектом пристального вни-
мания ведущих центров силы: Китая, России, Европейского союза и Соединенных Штатов Америки. Каждое государство ЦА, руководствуясь собственными национальными интересами, в своей внешней политике сделало свой геостратегический выбор в пользу разных ведущих игроков мировой политики.
Наконец, пятый фактор — проявившееся уже в начале 90-х годов стремление Ташкента установить свое лидерство в ЦА. Эти притязания Узбекистан пытается обосновать тем, что он наиболее густонаселенное государство региона, имеющее самую сильную армию (по сравнению с другими центральноазиатскими странами), что почти все транспортные пути этих республик пересекают его территорию.
Что же касается двусторонних контактов между Таджикистаном и Киргизстаном, то их интенсивность не соответствует потенциалу этих стран, несмотря на общую государственную границу и отсутствие серьезных политических разногласий. На наш взгляд, один из главных факторов, тормозящих развитие взаимовыгодного сотрудничества, заключается в том, что основные транспортнокоммуникационные линии Душанбе устремлены в сторону Ташкента и транзит грузов по ним между Киргизстаном и Таджикистаном приводит к повышению себестоимости товаров. Правда, эта проблема уже находится на стадии своего разрешения. Так, в дополнение к трассе Ош-Хорог, которая функционирует сезонно, в ближайшие годы с участием иностранных инвесторов будет налажен более короткий автомобильный путь между двумя республиками. Кроме того, эти две страны сближает гидроресурсный фактор. Фактически они являются «водными донорами» региона, что (в связи с остротой проблемы водоснабжения) в ближайшем будущем усилит статус этих государств в регионе. В этом плане целесообразно координировать действия Душанбе и Бишкека.
Военно-политическое и культурное присутствие России на территории современного Таджикистана началось более 150 лет назад - со времени полного завоевания региона царским самодержавием. В течение всего этого периода Россия полностью доминировала в Центральной Азии, не допуская влияния извне. Однако после развала СССР Москва столкнулась в Таджикистане с качественно новой для себя ситуацией. Характерная черта их нынешних отношений -большой крен в сторону военно-политического сотрудничества. Это обусловлено тем, что на территории нашей страны дислоцированы значительные вооруженные силы РФ. Только в Душанбе находятся
201-я мотострелковая дивизия, 670-я авиагруппа, 92-й мотострелковый полк, отдельный танковый батальон, самоходный артиллерийский и зенитно-ракетный полки. В Кулябе располагается 149-й мотострелковый полк, в Курган-Тюбе — 191-й мотострелковый полк и отдельный реактивный артиллерийский дивизион. Кроме подразделений Министерства обороны РФ, в Таджикистане дислоцированы части Федеральной пограничной службы России. Военное сотрудничество поддерживается и в рамках межгосударственных организаций — ШОС и Договора о коллективной безопасности (ДКБ). Сам фактор российского военного присутствия, на наш взгляд, будет оставаться ведущим в ближайший период, ограничивая любое другое иностранное военно-политическое присутствие. Несмотря на многочисленные соглашения, как в двустороннем формате, так и в рамках СНГ, экономическое сотрудничество между Москвой и Душанбе находится в тени военно-политического взаимодействия. Однако в последнее время наметилась тенденция к укреплению экономических связей. Россия начинает активизироваться в ведущих отраслях экономики Таджикистана: гидроэнергетике, сельском хозяйстве, строительстве и т.д. Уже действует ряд совместных российско-таджикских предприятий. Еще один немаловажный штрих двусторонних отношений — трудовая миграция. По оценкам экспертов, число таджиков, работающих в РФ, колеблется от 500 тыс. до 1 млн. человек. Они преимущественно сконцентрированы в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Самаре, Казани, Иркутске и в некоторых других городах. Эти люди в основном заняты в строительстве, в торговле на рынках, в сельском хозяйстве. Ежегодные финансовые поступления от них стали реальной поддержкой для национальной экономики. Эта сумма, по приблизительным оценкам, составляет 700 млн.—1 млрд. долл. Но в данном вопросе не все благополучно. В России таджики, как и мигранты из других азиатских стран, сталкиваются с рядом проблем — от притеснений со стороны правоохранительных органов до погромов и нападений, организуемых разными группировками неофашистского и националистического толка, от рук которых ежегодно погибают десятки человек.
Индостан и Иран испокон веков были очагами мировой (арийской) цивилизации, которая в свое время распространилась и на землях нынешнего Таджикистана. Существовавшие здесь государства оставили ощутимый след в культурном наследии всего огромного азиатского континента, но прежде всего в жизненном укладе населе-
ния Индии, Ирана, Пакистана и Таджикистана. Именно поэтому отношения с Ираном, Пакистаном и Индией имеют для нашей страны принципиальное значение. Душанбе старается поддерживать контакты по всем трем направлениям. Так, Иран стал первым государством, де-юре признавшим независимость Таджикистана. И сразу же, по обоюдному согласию сторон, в целях углубления сотрудничества была создана совместная комиссия по торгово-экономическому, техническому и культурному сотрудничеству. В 2003 г. товарооборот между этими двумя государствами составил 77 млн. долл., а в 2004 г., по предварительным данным, эти показатели увеличились. Ныне Таджикистан экспортирует в Иран алюминий, хлопок и другие товары, а импортирует из этой страны продовольствие, оборудование, одежду и т. д.
Пакистан принадлежит к числу государств, твердо отстаивающих свои национальные интересы, в том числе в отношениях с центральноазиатскими республиками. О своих стратегических интересах в этом регионе Исламабад заявил еще в начале 90-х годов — в период «парада суверенитетов» на постсоветском пространстве. По мнению многих экспертов, уровень двустороннего сотрудничества не соответствует его потенциальным возможностям. Тем не менее, Пакистан придает ему большое значение. Очевидно, приоритетным направлением здесь станет гидроэнергетика. Исламабад не скрывает своей заинтересованности в том, чтобы принять участие в финансировании строительства соответствующих объектов на территории Таджикистана. Не исключено и сотрудничество в сфере химической промышленности, транспорта и сельского хозяйства.
Кроме того, Душанбе контактирует с Тегераном и Исламабадом в рамках международных структур, в том числе таких, как Организация Исламская конференция и Организация экономического сотрудничества.
В последнее время во многих странах континента все чаще прислушиваются к голосу Индии, особенно в вопросах региональной безопасности, так как видят в этом азиатском гиганте некую силу баланса между активизировавшимся в последнее время исламом и Китаем. Таджикско-индийское сотрудничество развивается планомерно и охватывает весьма значительный спектр. Ведущей отраслью здесь, на наш взгляд, должна стать переработка драгоценных и полудрагоценных камней, так как в Таджикистане имеются значительные запасы сырья, а Индия располагает громадным многовековым опытом и
мировыми технологиями в данной отрасли. В настоящее время Индия участвует в ряде проектов в Таджикистане, в том числе в реконструкции военного аэродрома (юго-западнее Душанбе). Интересные планы имеются и в отношении столицы нашей республики, где индийская сторона намерена, в частности, построить пятизвездочную гостиницу.
Еще до провозглашения независимости Таджикистан поддерживал тесные экономические, культурные и научные связи со странами Европы; в частности, некоторые из них принимали непосредственное участие в строительстве ряда крупных объектов на территории нашей республики. За последние годы эти контакты расширились. Государства Европы стали принимать участие в добыче полезных ископаемых (организованы совместные таджикско-британские предприятия по добыче золота — «Заравшон» и «Дарвоз»). Кроме того, созданы таджикско-итальянские фирмы «Абрешим», «Джавони» и «Тодини» (последняя компания занята строительством дороги Ду-шанбе—Куляб) и др. А началом сотрудничества в экономической сфере послужило Соглашение по торговле и текстильной продукции, подписанное между Таджикистаном и Европейским союзом еще 16 июля 1993 г. в Брюсселе. Важный шаг в развитии отношений с этой структурой — аккредитация постоянного представителя республики Таджикистан в ЕС, что способствует укреплению и углублению связей нашей страны не только с Евросоюзом, но и с входящими в него государствами на двусторонней основе. К тому же за последние десять лет ЕС предоставил Таджикистану помощь в виде грантов на 350 млн. евро.
Что касается политического взаимодействия с Европой, то оно развивается в основном в рамках ОБСЕ, основной заслугой которой стало посредничество на межтаджикских переговорах. Изначально и по сей день эта организация играет главенствующую роль в обеспечении развития демократических институтов в Таджикистане. Кроме того, в Парижской хартии ОБСЕ, принятой в 1990 г., зафиксировано, что Центральная Азия (в том числе Таджикистан) — неотъемлемая часть системы европейской безопасности. Несмотря на то что Душанбе находится на значительном расстоянии от Вашингтона, в нашей стране все сильнее ощущается влияние Соединенных Штатов. На первом этапе двусторонних связей США делали упор на проблему соблюдения прав человека в Таджикистане, оказание гуманитарной помощи, поддержку неправительственного сектора и подготовку на-
циональных кадров республики путем организации поездок молодежи и специалистов на учебу и стажировку в Соединенные Штаты. Такие отношения сохранялись вплоть до событий 11 сентября 2001 г. Тогда наша республика в числе первых предложила свое содействие в проведении операции «Несокрушимая свобода», открыла воздушное пространство для самолетов, участвующих в антитеррористической кампании в Афганистане. А в ноябре 2001 г. официальный Душанбе дал свое согласие на присутствие войск руководимой американцами коалиции на территории нашей страны, предоставил свои аэродромы в Кулябе, где могут базироваться до 60 самолетов, и в Курган-Тюбе — 80 км южнее Душанбе (до 70 самолетов). Хотя оперативная емкость этих аэродромов невелика, они достаточно выгодно расположены с тактической точки зрения, что, наряду с использованием аэродромов в Киргизстане, Узбекистане и Казахстане, позволяет взять под контроль всю Центральную Азию. США также прилагают усилия для укрепления отдельных участков таджикско-афганской границы, которые самостоятельно контролируют военные Таджикистана (постепенно все государственные рубежи республики переходят под контроль ее Вооруженных сил). Действия Вашингтона сводятся к предоставлению финансовой поддержки и к оказанию помощи в подготовке специалистов для охраны границы. Вместе с тем, учитывая исключительное в условиях ЦА военно-политическое влияние России в Таджикистане, Душанбе (в отличие от Бишкека и Ташкента) в целом проводит более осторожную политику относительно расширения американского присутствия на своей территории.
Таджикистан активно развивает отношения с внешним миром, что способствует дальнейшему укреплению суверенитета и независимости республики. Эффективность внешней политики, как правило, зависит от умения государства использовать все имеющиеся у него рычаги влияния: демографические, природно-ресурсные, экономические, военные и т.д. Главная задача на этом направлении — защита национальных интересов; и от того, насколько четко они определены, зависит возможность достижения этих целей. Основная характерная черта внешней политики Таджикистана заключается в том, что она учитывает интересы и других государств. Особенно ярко это проявилось в китайско-пакистано-индийском треугольнике, где Дели занимает изолированное положение, что не помешало Таджикистану наладить тесные отношения с этими тремя государствами. На наш взгляд, по некоторым направлениям будет укрепляться сотрудничест-
во с КНР. Так, действующая стратегическая трасса Куляб—Хорог— Кульма—Каракорум, соединяющая Таджикистан с Поднебесной, безусловно, придаст дополнительный импульс двусторонней торговле. Уже сейчас все рынки и магазины нашей страны забиты товарами, произведенными преимущественно в КНР. Данная магистраль свяжет Таджикистан и с Пакистаном, а также обеспечит доступ Душанбе к Индийскому океану. Введение в эксплуатацию этой трассы вывело Таджикистан из географического «тупика» и сделало страну менее зависимой от старых транспортных путей, пролегающих через территорию соседнего Узбекистана.
В числе основных задач внешнеполитической деятельности Душанбе остается обеспечение безопасности всей Центральной Азии. А укрепление связей с ЕС — ключевой фактор успешной интеграции Таджикистана в мировое сообщество. В частности, при благоприятных условиях в нашей республике не исключено привлечение в ее развитие крупных инвестиций европейских компаний. Так, уже подготовлено 13 проектов межправительственных соглашений с Италией, Нидерландами, Францией, Великобританией, ФРГ, Швейцарией и Австрией. Эти документы предусматривают развитие сотрудничества по борьбе с организованной преступностью и незаконным оборотом наркотических средств, а также направлены на поощрение и взаимную защиту инвестиций, на укрепление торгово-экономических и научно-технических связей, на избежание двойного налогообложения доходов и имущества, на развитие воздушного сообщения и т.д. Впервые за 2400 лет (после вторжения Александра Макендон-ского) на территории государств Центральной Азии появились войска западных стран, что, с одной стороны, изменило традиционную расстановку сил в регионе, с другой — позволило Таджикистану укрепить свои отношения с Соединенными Штатами Америки и с другими западными государствами. Кроме того, при удачном раскладе Душанбе надеется на увеличение финансовой помощи от этих стран Запада, прежде всего от США, в виде кредитов, инвестиций и т.д. Определенные подвижки в этой сфере уже имеются. Так, по объему помощи, оказанной в 2002 г. Вашингтоном республикам ЦА, Таджикистан занял второе (после Узбекистана) место, получив 85,3 млн. долл. Вместе с тем перспектива существенного увеличения финансовых вливаний в экономику нашей страны от США весьма незначительна.
Таким образом, Таджикистан пытается проводить многовекторную политику и поддерживать партнерские отношения как с ми-
ровыми и региональными державами, так и со странами Центральной Азии.
«Центральная Азия и Кавказ», Лулео (Швеция), 2005 г., № 1, с. 144-151.
А.Богатуров,
историк
ЦЕНТРАЛЬНО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ В СОВРЕМЕННОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКЕ
К середине первого десятилетия нового века стало заметно возвышение роли центральных материковых районов Евразии в «большой» международной политике. Резкая активизация США и ряда наиболее близких Вашингтону партнеров по блоку НАТО на Среднем Востоке, формирование нового — мощного и перспективного «западного», т.е. ориентированного на Центральную Азию, вектора политики Китая, превращение Индии и Пакистана в «нелегальные» ядерные державы, наконец, рост значения энергетической составляющей региональных отношений — все это способствовало формированию на обширном пространстве Восточной Евразии нового геополитического региона и, соответственно, новой подсистемы международных отношений — Центрально-Восточной Азии1. Его политические, военно-стратегические и экономические контуры не совпадают с устоявшимся за много лет в отечественной и зарубежных аналитических традициях делением мира на условные географические регионы. Это создает потребность в обогащении привычных схем исследований, с учетом необходимости включить в их фокус те новые тенденции, на «улавливание» которых старые матрицы анализа просто не приспособлены. Задача предлагаемой статьи — дать версию понимания логики и направления новых международно-политических тенденций в регионе Центрально-Восточной Азии как единого политикостратегического пространства от Закаспия до Тихоокеанского побережья Китая.
Шесть—десять лет тому назад в российских работах историкомеждународного направления «с подачи» ныне покойного отечест-
1 Этот термин впервые был введен автором в работе [Bogaturov, 2004, р. 85].