США VS. РОССИЯ
В СОТРУДНИЧЕСТВЕ
С ТАДЖИКИСТАНОМ
В ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ
СФЕРЕ
Максим CTAP4AK
руководитель группы
по проблемам международной безопасности и
конфликтов Российской ассоциации политических наук,
член Исполнительного совета Российской молодежной
ассоциации евро-атлантического сотрудничества,
член экспертного сообщества
Постоянного представительства
Российской Федерации при НАТО
(Москва, Россия)
Политика США после 2001 года
Таджикистан, граница которого с Афганистаном составляет 1 200 километров, оказался востребованным при проведении антитеррористической операции «Несокрушимая свобода». В начале 2002 года РТ открыла воздушный коридор для пролета военно-транспортной авиации стран НАТО, к тому же 250 военнослужащих Франции были дислоцированы на территории гражданского аэропорта в Душанбе. Соединенные Штаты получили возможность использовать аэродромы Душанбе и Куляба для размещения своих подразделений1. В страну зачастили американские конгрессмены, сенаторы, министры, руководители военных ведомств.
У республики, являющейся непосредственным соседом Афганистана, возникли надежды на военно-техническую помощь Вашингтона в борьбе с терроризмом и наркотрафиком. Это подкреплялось отменой Конгрессом США эмбарго на поставку вооружений в Таджикистан. Вместе с тем Соединенные Штаты не обсуждали с Т аджикистаном вопрос о размещении своей базы на его территории. Отчасти это было связано с тем, что, рассматривая с этой целью Куляб (бывшая советская база), Центральное командование США отвергло его из-за плохих условий и недостаточных площадей2, хотя эта база могла предоставить кратчайший доступ к стратегически важной Паншерской долине. Кроме того, Душанбе не мог дать определенный ответ, не решив проблему с военной базой Рос-
1 См.: Китспоттер В. Большая игра в Центральной Азии // Ядерный контроль, 2005, Т. 11, № 1. С. 81—102.
2 См.: Loeb V. Footprints in Steppes of Central Asia; New Bases Indicate U.S. Presence Will Be Felt after Afghan War // The Washington Post, 9 February, 2002. P. A01, Lexis-Nexis.
сии, переговоры по которой начались еще в 1999 году, хотя президент республики Э. Рах-мон потенциально был согласен с размещением американской военной базы при условии экономической выгоды.
Как бы там ни было, Вашингтон предпочел не размещать свои военные базы в непосредственной близости от 201-й российской дивизии. Хотя американские эксперты призывали Белый дом разместить в Таджикистане операционные структуры, чтобы усилить контроль над торговлей наркотиками и поддержку подразделений США в Афганистане в случае усиления движения «Талибан» или других антизападных исламистских групп.
Размещение ВС Соединенных Штатов должно было использоваться и как первый шаг в распространении американского влияния на территорию Индии, шаг, который заложил бы фундамент отношений безопасности между Нью-Дели и Вашингтоном3.
Впрочем, Душанбе получил выгоду от внимания Вашингтона к региону и без размещения военной базы. В 2003 году Таджикистан стал последней страной Центральной Азии, вступившей в программу НАТО «Партнерство ради мира», что, по мнению министра обороны РТ Ш. Хайруллоева, оказалось новым толчком в развитии военного сотрудничества с западными странами. Благодаря развитию таких связей многие проблемы Вооруженных сил республики (подготовка кадров, обеспечение средствами связи, автотранспортом, вещевым и медицинским имуществом, инженерно-саперным оборудованием, оргтехникой и т.д.) постепенно решаются путем оказания безвозмездной помощи со стороны партнеров.
В рамках программы «Безопасность границ» при участии посольства США были отремонтированы помещения Академии МВД, Экспертно-криминалистического управления и Аналитического центра; оказывалась поддержка управлениям по борьбе с организованной преступностью и незаконным оборотом наркотиков, отделу по борьбе с нелегальной торговлей людьми; созданы компьютерные классы, лингафонные и учебные кабинеты в различных отделах; передано специальное техническое оборудование следственным подразделениям МВД Таджикистана.
Всего по данной программе США оказали помощь МВД республики на 15 млн долл.4, а Министерству обороны (к 2005 г.) — почти на 25 млн долл. С 2005 по 2007 год для реконструкции, ремонта и оснащения 15 застав на границе с Афганистаном Вашингтон выделил Душанбе около 40 млн долл.5
Готовность Соединенных Штатов взять на себя именно обустройство границ Таджикистана во многом связана с имеющимся опытом обучения сотрудников правоохранительных и правительственных структур республики. С 2002 года не менее 326 сотрудников правительственных структур Таджикистана прошли подготовку на тренингах общей стоимостью обучения свыше 6 млн долл.6
3 См.: Central Asia in U.S. Strategy and Operational Planning: Where Do We Go From Here? / Ed. by J.K. Davis, M.J. Sweeney. Washington DC: The Institute for Foreign Policy Analysis, 2004. P. 79.
4 См.: Помощь правительства США Министерству внутренних дел Республики Таджикистан // Новости, 25 июля 2007 [http://dushanbe.usembassy.gov/].
5 Из выступления Эвана А. Фейгенбаума, заместителя помощника госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии на конференции, посвященной 15-й годовщине установления отношений между США и Таджикистаном, в Центре стратегических исследований. Душанбе, Таджикистан, 13 апреля 2007 // «Пятнадцать лет таджикско-американских отношений». Официальный сайт посольства США в Таджикистане [http://dushanbe.usembassy.gov/speeches.html].
6 См.: Сотрудники МВД и посольства США совместно прошли курс обучения по предупреждению террористических атак // Новости, 19 февраля 2008 [http://dushanbe.usembassy.gov/].
Стремление к расширению сотрудничества с США вылилось в то, что Таджикистан не пролонгировал договор с Россией об охране государственной границы, а в ответ Вашингтон предложил Душанбе модернизировать его пограничные войска, обеспечить совместную охрану границы и создать таджикско-американские заставы.
Американцы не стали охранять таджикскую границу, но приняли участие в модернизации пограничных служб республики, условием помощи в этой сфере, очевидно, был вывод российских пограничников. Учитывая то, что еще в 2003 году шли переговоры по пролонгации договора об условиях их пребывания в РТ, Вашингтон предложил более выгодные условия.
Между Москвой и Душанбе затягивается переговорный процесс по статусу 201-й российской дивизии. Под напором таджикских властей штаб этой дивизии и другие части стали переводить из центра столицы на ее окраины. А Вашингтон начал здесь строительство комплекса сооружений посольства на сумму 63 млн долл.7, предоставил кредит в 1 млрд долл. и планирует реконструкцию военного аэродрома под Кулябом, таким образом еще сильнее привязывая к себе Таджикистан.
Россия в формировании военного сотрудничества с Таджикистаном
С 2001 до 2004 года в военном сотрудничестве РТ и РФ наблюдался определенный спад. Приход военных США в регион и пример финансовых поступлений за американские военные базы в Кыргызстане и Узбекистане вынудили Душанбе усилить давление на Москву. Власти РТ требовали некоторых преференций и затягивали переговорный процесс по вступлению в силу Договора о статусе и условиях пребывания российской военной базы на территории республики, подписанного еще в 1999 году. Начался военно-экономический торг, проходивший по принципу «инвестиции в обмен на базу»8, что подтверждает и председатель Державного союза России генерал-полковник Л. Ивашов. В частности, отвечая на вопрос о том, в чем причина столь длительных переговоров по созданию 4-й военной базы в Таджикистане, он указал, что «положение российских военных будет устойчиво до тех пор, пока в республике будет присутствовать российский экономический интерес. Россия не должна ограничиваться только лишь военным сотрудни-чеством»9.
Одновременно Душанбе добивался от России полного финансирования базы, пере-подчинения ее военнослужащих в чрезвычайных ситуациях Минобороны Таджикистана, а также списания государственного долга в 300 млн долл. В переговорный процесс был внесен и вопрос об электронно-оптическом центре системы контроля космического пространства «Окно» («Нурек»), входящем в структуры противоракетной обороны ВС РФ.
7 См.: Мухин В. Интересы США и России сталкиваются в Таджикистане // Независимая газета, 12 августа 2003.
8 Аналогичная позиция у таджикского эксперта Д. Усманова (см.: Усманов Д. Изменение конфигурации российского военного присутствия в Таджикистане и его влияние на обеспечение безопасности государств Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ, 2007, № 5 (53). С. 108—119).
9 Тяжело в таджикско-российском учении... // Независимая газета, 6 августа 2003.
Этот объект построен во времена СССР и имеет стратегическое значение для безопасности всего СНГ.
С выходом США из Договора по ПРО станцию активно модернизировали. Таджикистан стал предлагать России «Нурек» в собственность (статус объекта до того не был определен), настаивая на выплате 50 млн долл. за его использование10.
В июне 2004 года Россия и Таджикистан договорились создать постоянную базу. В августе того же года президенты двух стран подписали соответствующее соглашение, взамен 201-й дивизии была образована 201-я военная база. Ее объекты расположены в трех крупных населенных пунктах: Душанбе, Курган-Тюбе и Кулябе. Численность дивизии/теперь базы — около 6,5 тыс. чел., из которых 15% составляют граждане Таджикистана. Однако количество военнослужащих не соответствует статусу базы. В дальнейшем планировалось довести ее численность до 8,5 тыс. чел. (такой и была численность дивизии).
В составе базы у России имелось три мотострелковых полка, артиллерийский полк, танковый батальон и подразделения боевого обеспечения, в том числе отдельная вертолетная эскадрилья и авиационная группа. В практическом плане подразделения дивизии задействованы для прикрытия 11 оперативных направлений таджикско-афганской границы, охраны ряда важных объектов страны и российских учреждений. Дивизия имеет силы и средства ПВО. Однако совместное дежурство с ПВО Таджикистана не налажено, есть лишь разделение по зонам ответственности и взаимодействия.
Потребность России в том, чтобы уравновесить позиции с США, позволила Душанбе получить согласие Москвы на участие в восстановлении ключевой гидроэлектростанции республики — «Рогун», для завершения строительства которой тогда требовалось свыше 2,5 млрд долл.11 При этом земля осталась закрепленной за базой, техника и вооружение также находятся в собственности РФ, не взимается с России плата за аренду и электричество.
С получением официального статуса военной базы начали улучшаться и бытовые условия. К апрелю 2008 года, по словам тогдашнего командующего Приволжско-Уральским военным округом В. Болдырева12, на обустройство 201-й базы Россия уже израсходовала свыше 2 млрд рублей, а в ближайшее время планирует направить на эти цели еще около 1 млрд. Однако В. Болдырев отмечал, что быт военнослужащих, инфраструктура военных городков базы в Кулябе, Курган-Тюбе и Душанбе оставляют желать лучшего. «В каждом гарнизоне для контрактников нужно построить не просто казармы, а жилье кубрикового типа, как это практикуется в России»13. Контрактники базы обеспечены жильем на 90%14. Построена средняя школа при 149-м гвардейском мотострелковом полке, входящем в состав базы, у таджикско-афганской границы в Кулябе, открыт детский сад в Душанбе. В них принимают детей не только российских военных, но и местных жителей. Строят еще несколько школ и детсадов. Наиболее талантливые таджикские выпускники получат возможность учиться в вузах РФ. Кроме того, Россия за свой счет строит в Душанбе военный госпиталь и оснастит его современным оборудованием.
В счет погашения государственного долга Таджикистана в собственность России передана станция «Нурек». Земля, на которой она расположена, арендована на 49 лет с
10 См.: Панфилова В. Душанбе назвал цену своей дружбы // Независимая газета, 19 марта 2004.
11 См.: Панфилова В. Россия укрепит свое военно-политическое влияние в Таджикистане // Независимая газета, 25 апреля 2003.
12 В настоящее время главком Сухопутных войск ВС РФ.
13 «Российская военная база в Таджикистане обеспечивает безопасность государств ОДКБ» — командующий округом // Интерфакс-Казахстан, 17 апреля 2008.
14 См.: Жилой дом для военных построен на базе ПУрВО в Таджикистане // Информационное агентство АПИ, 17 апреля 2008.
символической платой 30 американских центов в год. Но за этот объект Россия списывает 242 млн долл. таджикского долга, что, по оценкам, меньше ее реальной стоимости. Тогдашний министр обороны РФ С. Иванов не скрывал своего удовлетворения от данной сделки и заявил: «Мы арендуем землю, на которой расположена база в Нуреке, на 49 лет с символической платой 30 американских центов в год. Это позволит космическим войскам чувствовать себя уверенно как минимум на протяжении ближайших 50 лет»15.
Подписав эти военные соглашениям, Таджикистан смог добиться от России инвестиций в 2 млрд долл. Тогдашний президент РФ В. Путин отмечал: «...не думаю, что за последние 12—13 лет кто-то вкладывал такие деньги в Таджикистан»16. В качестве оплаты за оставшиеся 50 млн долл. госдолга Россия должна получить пакет акций строящихся Сангтудинских ГЭС.
Выступая на торжественной церемонии открытия базы, В. Путин заявил, что ее открытие «отвечает коренным интересам двух народов и служит укреплению дела мира и стабильности в Центральной Азии и безопасности всего Содружества Независимых Государств. Вместе с авиационной базой в Киргизии, в городе Кант, военная база в Таджикистане станет надежным звеном в единой системе коллективной безопасности региона. Это будет система, которая призвана создать условия для нейтрализации террористических и экстремистских вылазок на всем пространстве СНГ и в России, а также окажет содействие в борьбе с наркотрафиком и организованной преступностью»17.
Кроме вышеперечисленного, важность обеспечения безопасности Таджикистана для России и соответственно военная база, по заявлению В. Путина, гарантируют стабильность российских инвестиций. Однако не ясно, почему, например Германия, вкладывающая в экономику Нидерландов миллиардные инвестиции, не пытается развернуть военную базу в этой стране18.
Со своей стороны, МИД Таджикистана считает, что необходимость военного присутствия России в республике исходит из общей обеспокоенности и заинтересованности в решении проблем в Афганистане, в частности незаконного оборота наркотиков, искоренения экстремизма и терроризма19.
В обмен на военное присутствие в Таджикистане РФ взяла на себя обязательство по модернизации ВС республики. Так, по словам первого заместителя министра обороны Таджикистана генерал-майора Р. Надырова, военные ведомства двух стран рассматривают возможность создания в РТ регионального центра по ремонту и модернизации артиллерийских систем и бронетанковой техники20. Разумеется, речь идет о российском финансировании этого проекта. Так, именно «благодаря российской помощи удалось отремонтировать радиолокационные станции, входящие в состав национальной системы ПВО», — заявил генерал-майор21.
Кроме этого, стало очевидным, что за 201-ю базу и станцию «Нурек» Россия «заплатила» выводом пограничников с таджикской границы, о чем в августе 2004 года было подписано соответствующее соглашение. Хотя для Таджикистана присутствие погранич-
15 Каршибоев H., Панфилова В., Плугатарёв И. В Таджикистане появилась военная база PФ // Независимая газета, 18 октября 2004.
16 В Таджикистане появилась военная база PФ // Независимая газета, 18 октября 2004.
17 201 Гатчинская дважды Краснознаменная военная база [http://rusemb.tj/ru/index/index/pageId/95/]
18 См.: Socor V. Russian Army Base in Tajikistan Legalized; Border Troops to Withdraw // Eurasia Daily Monitor, 18 October 2004, Vol. 1, Issue 108.
19 См.: ШОС-2009. Новый шаг в стратегическом партнерстве. Взгляд из Таджикистана. Эксклюзивное интервью министра иностранных дел Таджикистана X. Зарифи «Накануне.га», 15 января 2009 [http:// www.nakanune.ru/articles/13812].
20 См.: Орлов А. Pоссийско-таджикскоe сотрудничество // Военно-промышленный курьер, 11—17 февраля 2004, № 5 (22).
21 См.: Там же.
ников РФ было выгодным — за все время их пребывания более 30 тыс. таджикских пограничников получили образование в военных вузах России.
Обосновывая способность Таджикистана отстаивать свою государственность без иностранного военного присутствия (в данном случае российского), начальник Управления международного военного сотрудничества Министерства обороны республики М. Хасанов подчеркнул, что не надо умалять и игнорировать роль и других государств, совместно отстоявших мир в Таджикистане22, тем самым давая понять, что Душанбе не будет взаимодействовать исключительно с Россией, а намерен расширять военно-техническое сотрудничество и с другими странами, прежде всего с США.
В июле 2005 года российские пограничники, за исключением группы советников пограничной службы ФСБ (300 чел.), были выведены из Таджикистана, а США практически полностью взяли на себя расходы погранслужбы, экспортных служб контроля, таможни, позиционируя свою помощь как поддержку суверенитета. Именно национальный контроль границы был условием выделения американской и иной западной помощи в ее обустройстве. Для таджикских пограничников стали проводить тренинги, совместные учения, предоставлять оборудование. Учитывая, что деятельность российских пограничников на 50% финансировал Таджикистан, в финансовом плане Душанбе легко согласился на «самостоятельную» охрану границы при помощи Вашингтона.
Кажущаяся оперативность принятого решения объясняет то, что еще в сентябре 2003 года тогдашний Генеральный секретарь НАТО Дж. Робертсон, побывав в Душанбе, обещал, что совсем скоро Североатлантический альянс и ОБСЕ откроют в Таджикистане учебный центр и займутся переподготовкой пограничников государств Центральной Азии23.
Несмотря на передачу охраны границы таджикским военным, тогдашний президент России В. Путин выразил желание помочь «таджикским друзьям в укреплении госграни-цы. В этом заинтересованы, прежде всего, мы», — сказал он в ходе встречи с новым послом в РТ Р. Абдулатиповым в июне 2005 года. «Хорошо известно, что через афгано-таджикскую границу, к сожалению, до сих пор идет значительный поток наркотиков, направляемых и в Западную Европу, и в Российскую Федерацию», — отметил В. Путин24. Однако дальше слов дело не пошло. Всю основную помощь погранслужбам Таджикистана стали оказывать США.
В итоге Таджикистан, создав российскую базу, сохранил достаточно хорошие отношения с Россией, а после вывода ее пограничников привлек США к сотрудничеству в сфере безопасности. В 2006 году при поддержке Соединенных Штатов Всемирный банк списал государственный долг Таджикистана, а по предложению России — гос-долг республики странам — членам «Большой восьмерки». Т аким образом, Т аджики-стан не только не поссорился с Россией, но и списал долг, потребовал инвестиций и получил компенсацию от США за вывод российских пограничников, ожидая при этом усиления сотрудничества с Вашингтоном. Позже, когда Россия заключила выгодные военные соглашения, начались проблемы с выполнением ее инвестиционных обязательств в таджикскую гидроэнергетику. Это косвенно свидетельствует о том, что именно из-за желания не только не потерять, но и усилить свой контроль Москва согласилась подписать соглашения об инвестициях в гидроэнергетику и алюминиевую промышленность РТ.
22 См.: Опора на собственные силы // Военно-промышленный курьер, 24—31 марта 2004, № 11 (28).
23 См.: ОБСЕ и НАТО выдавливают Россию с таджикско-афганской границы // Независимая газета,
2 декабря 2003.
24 Начало встречи с послом России в Таджикистане Рамазаном Абдулатиповым, 3 июня 2005, Ново-Огарево [http://www.kremlin.ru/appears/2005/06/03/1707_type63378_89054.shtml].
С 2005 года таджикские военные обучаются в российских военных вузах на льготных условиях (ежегодно более 80 чел. безвозмездно и свыше 20 на льготной основе). РТ регулярно участвует в военных учениях ОДКБ, ШОС и двусторонних учениях с военными РФ.
Усиление роли США в военно-политической сфере
Новый виток политической активности США в Таджикистане начался после назначения в декабре 2006 года посла республики в США X. Зарифи министром иностранных дел РТ, что свидетельствовало о готовности Душанбе к расширению двустороннего сотрудничества. С учетом продолжающейся кампании в Афганистане в мае 2007 года НАТО приняла решение увеличить транзит грузов через Таджикистан. При этом России были даны заверения об отсутствии намерений увеличить фактическую численность контингента Североатлантического альянса в Таджикистане. В обсуждении этого вопроса принял участие представитель НАТО Р. Симмонс, в мае 2007 года посетивший Душанбе.
Усиление внимания к Таджикистану в целях поддержания антитеррористической кампании в Афганистане было подтверждено в ходе визита в июне 2007 года очередного высокопоставленного лица — командующего Центральным командованием США адмирала У. Фэллона, который провел переговоры с президентом Э. Рахмоном и другими лицами, ответственными за вопросы национальной безопасности. И хотя речь не шла об открытии еще одной американской базы, о чем упорно говорят уже несколько лет после ухода США из Узбекистана, расширение сотрудничества в плане использования аэропортов стало возможно. Теперь известно, что к 2010—2011 годам Пентагон надеется закрепиться на аэродроме в Хороге (на границе с КНР). Предлог — ремонт взлетно-посадочной полосы на случай ЧП в воздухе с самолетами международной коалиции в Афганистане. Кроме того, адмирал У. Фэллон предложил правительству РТ участие таджикских военнослужащих в миротворческих операциях. В ответ в сентябре 2007 года с целью изучения возможности углубления сотрудничества с НАТО штаб-квартиру и Командование ОВС НАТО по операциям посетила группа правительственных чиновников Таджикистана.
Но еще до того, в марте, впервые в истории Таджикистана на его территории прошли совместные тренинг-учения американских военных и таджикских пограничников. По словам X. Рахматуллоева, пресс-секретаря Пограничного управления Комитета национальной безопасности РТ, это обмен опытом между двумя странами. «Все это связано с наркотрафиком из Афганистана, международным терроризмом и религиозным экстремизмом», — отметил он25. Однако наркопроизводство в Афганистане росло на протяжении всех лет военного присутствия США в этой стране, тем не менее до недавнего времени совместные учения не проводили. Можно предположить, что активизация Вашингтона связана с расширением военного присутствия Москвы в регионе, в частности с подписанными соглашениями о размещении российских военных объектов.
При всем этом, по словам С. Сафарова, заместителя директора Центра стратегических исследований при президенте Таджикистана, когда республика придерживается многовекторной политики, эта политика срабатывает и в военной области. Однако, по его же
25 Границы Америки // Интернет-журнал «Оазис», февраль 2007, № 4 (48). С. 8. 26 -------------------------------------------------------------------
утверждению, учения, которые проводились с Россией и Китаем, были очень широкими, а учения с США — символическими26. Кроме того, составленный список частей и подразделений, готовых к участию в операциях и учениях в рамках программы «Партнерство ради мира», практически не используют. Вооружения и командная структура остается советской/российской, что мешает развитию сотрудничества в этой сфере. Да и для НАТО Таджикистан не будет иметь первостепенного значения, так как республика по-прежнему страдает от экономического застоя, у нее нет средств для полноценного военного сотрудничества.
В 2007 году при поддержке США международные финансовые институты предоставили Таджикистану кредиты на 1 млрд 43 млн долл. и гранты — 145,3 млн долл., что составляет свыше двух бюджетов страны27 . Сами Соединенные Штаты в 2007—2008 годах довели финансовую помощь РТ до 50 млн долл.
Растущий характер сотрудничества с Белым домом подтвердил министр иностранных дел республики Хамрахон Зарифи. Так, в конце 2007 года он подчеркнул, что повышенное внимание уделяется совместной борьбе с новыми вызовами и угрозами, незаконным оборотом наркотиков и оружия, взаимодействию в правоохранительной и оборонной сферах28. В апреле 2008 года более 100 таджикских офицеров-пограничников начали обучение на курсах по охране государственной границы, инструкторами на которых выступили 15 морских пехотинцев США, что, правда, выглядит символическим в сравнении с форматом обучения в России.
После усиления финансового кризиса и смены администрации Белого дома Соединенные Штаты попытались прозондировать возможность дальнейшего повышения своего влияния в регионе в связи с усилением фактора Афганистана во внешней политике Вашингтона. В середине ноября 2008 года Душанбе посетил представитель Госдепартамента США Дж. Крол. На встрече с президентом Э. Рахмоном он заявил, что смена американской администрации не отразится на политике Вашингтона в отношении Центральной Азии, поскольку регион имеет чрезвычайное значение для стабильности всей Азии. Дж. Крол заверил президента, что объемы финансовой помощи государствам региона, невзирая на мировой кризис, не уменьшатся29. (Кстати, финансовый кризис оказал заметное влияние на Таджикистан, самую бедную страну Центральной Азии. Из-за тяжелой ситуации в сфере энергетики РТ, обесценивания хлопка на мировых рынках и соответственно снижения бюджетных поступлений президент Э. Рах-мон вынужден был просить помощи у стран Востока на Международной конференции по финансированию развития, которая проходила в столице Катара — Дохе. Кроме того, он обратился к России с просьбой увеличить квоты для таджикских гастарбайтеров и амнистировать мигрантов, нарушивших визовый режим. Учитывая огромное влияние заработков мигрантов для жизни таджикских семей, это также весьма важно.)
Возвращаясь к визиту Дж. Крола в Душанбе, отметим, что речь не шла об открытии военной базы США. Он больше упоминал о том, что правительство США оказывает помощь в укреплении безопасности границ Таджикистана и поддерживает соответствующие ведомства. В частности, он отметил, что в рамках программы «Экспортный контроль и безопасность границ» в 2008 году правительство, посольство и корпус воен-
26 См.: Там же.
27 См.: Бондарец Л. Когда появятся американские военные базы в Таджикистане? // ИА МиК, 23 октября 2007, 10:28.
28 См.: Таджикистан считает приоритетными отношения с Китаем, Россией и США // Агентство Синь-хуа, 23 декабря 2007, 16:29 [http://www.russian.xinhuanet.com/russian/2007-12/23/content_548513.htm].
29 См.: Вашингтон использует противоречия между Москвой и Душанбе // Независимая газета, 13 ноября 2008.
ных инженеров Соединенных Штатов передали таджикской таможенной службе мобильное, рентгеновское и иное оборудование всего на 6,729 млн долл.30 Дж. Крол не забыл и о том, что 22 августа 2008 года посол США в Таджикистане Т.Э. Джейкобсон и министр иностранных дел РТ X. Зарифи подписали два документа, в рамках которых Душанбе получит 13,4 млн долл. на укрепление сферы безопасности и охрану провопо-рядка31. Более того, в начале мая 2009 года стороны подписали дополнения к Межправительственному соглашению о сотрудничестве в сфере контроля над наркотиками и охраны правопорядка, которые предусматривают выделение дополнительных средств на решение этих задач.
Возможно, используя финансовые сложности, Душанбе пытался предложить Вашингтону развитие военного сотрудничества. В интервью «EurasiaNet» сотрудник Государственного научно-исследовательского центра, пожелавший остаться неизвестным, сказал, что власти РТ готовы разместить иностранные базы. «Таджикистан может предоставить не только технические возможности, но и свою территорию для размещения баз. В настоящее время страна крайне заинтересована в мирном соседстве, а сейчас это может гарантировать лишь американское присутствие на границе (с Афганистаном. — М.С.). Если встанет вопрос об открытии американской авиабазы в стране, решение, без сомнения, будет положительным»32. Большое значение база имеет и для выживания республики в условиях нестабильной экономической ситуации. Эта база стала бы дополнительным источником денег для местной экономики, говорит старший экономист Министерства экономики и торговли РТ X. Умаров. Сегодняшняя ситуация «не является жизнеспособной экономической моделью, поскольку она делает Таджикистан зависимым от российской экономики. Сотрудничество с США в дополнение к созданию новых рабочих мест поможет усовершенствовать базу знаний таджикских предпринимателей», — считает X. Умаров33.
Однако Вашингтон вряд ли готов к дополнительным расходам, связанным с открытием новой военной базы. По словам посла США в Таджикистане Т.Э. Джейкобсон, у США нет намерений открывать новую базу в Центральной Азии, включая здесь, в Таджикистане. Тем более это невозможно в условиях мирового финансового кризиса. Несмотря на то что этот кризис не повлияет серьезно на уровень американской помощи республике, «в этом (2009 г.) финансовом году идет небольшое снижение бюджета — от 31 млн долл. в 2008 году до 29 млн — в 2009-м»34.
Кроме того, в 2005 году России удалось добиться соглашения с государствами — членами ОДКБ, в соответствии с которым члены этой структуры обязаны консультироваться друг с другом в случае запроса третьей стороны о развертывании на территории государства-участника военных баз. Вряд ли Москва даст согласие на создание амери-
30 См.: Правительство США продолжает оказывать содействие Таджикистану в укреплении границ // Новости, 31 марта 2008; США передают правительству Peспублики Таджикистан помещения для пограничного контроля в Нижнем Пяндже // Новости, 19 августа 2008 [http://dushanbe.usembassy.gov/].
31 Эти документы вносят дополнения в текущее Соглашение о сотрудничестве между правительствами США и Таджикистана в сферах борьбы против незаконного оборота наркотиков и охраны правопорядка, подписанное в 2003 году (см.: США предоставляют Peспубликe Таджикистана более 13 млн долларов для укрепления безопасности и верховенства закона // Новости, 22 августа 2008 [http://dushanbe. usembassy. gov/]).
32 Maxбamшo C. Таджикистан: возможность расширения связей с Вашингтоном в сфере безопасности вызывает в Душанбе энтузиазм // Eurasianet, 29 января 2009 [http://www.eurasianet.org/russian/departments/ insight/articles/eav012909aru.shtml].
33 Там же.
34 См.: «США не намерены открывать новую военную базу в Центральной Азии» — посол США // Исследовательский центр «Южный Кавказ» [http://www.analitika.az/articles.php?item_id=20090304111437201 &sec_id=8].
канской базы в Таджикистане после вывода военного объекта США из Кыргызстана. После ухода из Узбекистана Вашингтон пытался закрепиться на аэродроме в Xороге, но этого не произошло.
Реакция России на американо-таджикское военно-техническое сотрудничество
После революционной смены власти в Кыргызстане и андижанских событий в Узбекистане официальный Душанбе, желая сохранить власть, осознал необходимость поддерживать боеготовность ВС страны. (Кстати, еще до того, в апреле 2003 г., главы стран ОДКБ договорилсь о взаимных поставках вооружения и военной техники на льготных условиях.) Учитывая это и то, что все виды вооружений республики — российского производства, очевидным шагом стало перевооружение армии за счет РФ. К тому же Душанбе связан с Москвой соглашением о сотрудничестве в организации производства, ремонта и утилизации вооружений и военной техники.
В 2006 году Россия передала ВС Таджикистана четыре вертолета: два ударных Ми-24 и два транспортно-боевых Ми-8. В целом российская военно-техническая помощь Таджикистану составила в этом году 26 млн долл. Осенью 2007-го, в ходе посещения 201-й военной базы, министр обороны РФ А. Сердюков заявил, что перевооружение таджикских войск пройдет путем передачи им боевой техники и вооружения российской базы35. Сама же 201-я база, по словам министра, будет полностью перевооружена и оснащена новейшими образцами вооружения и техники. Напомним, что стоимость имеющихся вооружений российской военной базы оценивалась приблизительно в 1 млрд долл., что равно почти трети ВВП Таджикистана (3,5 млрд долл. в 2008 г.).
Учитывая, что в 2008 году весь военный бюджет РТ не превысил 63 млн долл., а товарооборот между странами в 2007-м составил лишь 771,4 млн долл., в отношениях с Таджикистаном военное сотрудничество стоит для России на первом месте. Кроме того, в 2007 году РФ подарила РТ четыре учебно-боевых самолета L-39 (условное название L-39 — «Альбатрос»). Тем самым в 2007 году российская военная помощь республике увеличилась до 30 млн долл.36 Учитывая полное переоснащение 201-й базы, Таджикистан, как считает эксперт по вооружениям В. Козюлин, по боевому потенциалу присутствующих на его территории воинских подразделений может догнать своих соседей37.
Процесс военно-технической помощи усиливает значение 201-й базы и в целом роль РФ как гаранта безопасности и стабильности в Таджикистане и во всей Центральной Азии. Россия же со своей стороны продолжает привязывать таджикские ВС к своим вооружениям, а значит, и к получению военного образования в России для качественного обслуживания и эксплуатации полученной техники.
35 См.: Таджикистан: Российское оружие сделает режим Рахмона более дееспособным // ИА Фергана. Ру, 11 октября 2007.
36 См.: Байкова Е., Мухин В. Третий срок для президента Таджикистана // Независимая газета, 7 ноября 2006.
37 См.: Козюлин В. Государства Центральной Азии: развитие вооруженых сил и перспективы военнотехнического сотрудничества с Россией // Индекс безопасности, 2007, № 3 (83).
При Российско-таджикской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству функционирует объединенная подкомиссия по военно-техническому взаимодействию. 12 ноября 2008 года состоялась ее очередная сессия, на которой, по словам главы пресс-центра Министерства энергетики и промышленности Таджикистана Т. Азизовой, был рассмотрен проект соглашения между странами о взаимодействии при экспорте продукции военного назначения в третьи страны, о совместном использовании производственных объектов государственного унитарного предприятия «Завод Заря Востока» для выпуска оборонной продукции. «Также в повестку дня заседания включены вопросы совершенствования нормативно-правовой базы военно-технического сотрудничества, урегулирования задолженности за подготовку военных кадров и технического персонала для Таджикистана в военных учебных заведениях Минобороны РФ, организации ремонта и модернизации бронетанковой техники, ракетно-артиллерийского вооружения российского производства с привлечением предприятий Таджикистана», — сообщила Т. Азизова. Кроме того, был обсужден ход реализации соглашения о сотрудничестве в сфере безопасной утилизации изделий и отходов твердого ракетного топлива, а также реализации соглашения о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества38. Очевидно, Россия стремится взять под свой контроль оборонную промышленность РТ, а Душанбе — погасить долги за подготовку военнослужащих и получить возможность загрузить свои заводы контрактами на модернизацию вооружений.
Как бы реализуя решения, принятые на этой сессии, в начале декабря 2008 года Россия передала силам противовоздушной обороны Таджикистана зенитно-ракетный комплекс «Печора- 2М». По словам начальника пресс-службы Минобороны республики Ф. Махмадалиева, комплекс будут обслуживать таджикские специалисты, прошедшие курс обучения в системе российских ПВО. По его данным, подобными ракетными комплексами в настоящее время располагают только Москва и Душанбе. В декабре 2006 года Россия передала новейшие комплекты оборудования: аэронавигационные приборы, средства связи, комплексы автоматизированного управления ПВО для командующего ВВС и министра обороны Таджикистана. При участии специалистов РФ прошла наладка и настройка новой аппаратуры.
Разумеется, подобные поставки очень важны для Таджикистана и он понимает, что Россия во многом вынуждена осуществлять их. Москва крайне заинтересована и далее выступать в роли гаранта безопасности не только республики, но и региона в целом, а в условиях активизации Вашингтона в ЦА пойдет на многое с целью еще больше привязать Душанбе к себе.
Однако американские издания выражают недоумение по поводу развертывания сил ПВО России в Таджикистане, так как основные угрозы безопасности республики исходят из Афганистана, который явно неспособен угрожать ракетами39. Очевидно, Москва стремится не столько усилить свое влияние в республике, которое и так достаточно сильно, сколько не допустить в РТ других игроков с их базами, что возможно при ухудшении российско-таджикских отношений. В то же время забывают, что Таджикистан — член СНГ и участвует в создаваемой Объединенной системе ПВО государств Содружества. ВВС и ПВО республики способны получать всю информацию о воздушной обстановке над территорией СНГ, аналогичную той, которая есть на Центральном командном пунк-
38 См.: В Душанбе проходит заседание по военно-техническому сотрудничеству между Таджикистаном и Pоссиeй // ИА «Казахстан сегодня», 12 ноября 2008.
39 См.: McDermott R.. Tajikistan Claims Border Security Improving // Eurasia Daily Monitor, 13 January 2009, Vol. 6, Issue 7.
те ВВС России. Соответственно и оснащение ВС Таджикистана средствами ПВО призвано укрепить позиции СНГ в целом и России в частности.
Следует упомянуть и о том, что в начале 2009 года депутаты Государственной Думы РФ проголосовали за ратификацию Протокола о механизме оказания военно-технической помощи государствам — членам ОДКБ в случае возникновения угрозы агрессии или совершения таковой. Как заявил первый замминистра обороны РФ А. Колмаков, объем безвозмездной военно-технической помощи со стороны России по этому протоколу для Таджикистана составляет 315,5 млн рублей40.
Вопрос Айни — Гиссар и усиление роли России в военно-политической сфере
С 2002 аэродром в Айни находился на реконструкции при участии Индии, которая вложила в этот проект около 20 млн долл. Работы вели около 150 индийских военных специалистов, главным образом из инженерных войск и вспомогательных подразделений. В декабре 2005 года министр обороны РФ С. Иванов заявил, что на проходивших тогда российско-индийско-таджикских переговорах обсуждался вопрос о создании на территории Таджикистана российско-индийской авиабазы, где Индия планировала разместить 12 истребителей-бомбардировщиков «МиГ-29». По мнению профессора Военного колледжа армии США С. Бланка, привлекая Индию к участию в этой организации, Москва явно преследовала цель сдержать усиление влияния Пекина в Центральной Азии, а также, возможно, усилить военную составляющую в ШОС, где Индия стала наблюдателем41.
Однако ситуация кардинально изменилась: Индия активизировала несколько забуксовавшие военные отношения с США. После этого индийские самолеты в Таджикистане стали для Москвы нежелательной перспективой. По словам того же С. Бланка, Москва начала оказывать давление на Душанбе, чтобы администрация Э. Рахмона аннулировала контракт с Индией.
Действительно, формирование первой зарубежной базы ВС Индии тормозится с 2006 года таджикской стороной, возможно не желающей видеть индийские ВВС на своей территории. Официальный представитель Министерства обороны республики Ф. Мах-мадалиев заявил, что участие Индии в реконструкции военного аэродрома Айни под Душанбе не означает создания там ее военной авиабазы. При этом Махмадалиев ссылался на неоднократные заявления президента Э. Рахмона о том, что в Таджикистане не было, нет и не будет иностранных военных баз, кроме уже существующей российской42. К тому же Таджикистан не желает ухудшать отношения с Пакистаном, который поддерживает войска НАТО и антиталибскую коалицию в Афганистане.
Напомним, что в 2007 году РФ начала передислокацию из аэропорта Душанбе в Айни, как это определено базовым договором между двумя странами о статусе и услови-
40 См.: Корбут А. Этот хитрый, несговорчивый Рахмон // Военно-промышленный курьер, 4—10 марта 2009, № 8 (274).
41 См.: Эмомали Рахмон расширяет сотрудничество с Европейским союзом // Независимая газета, 18 февраля 2008.
42 См.: Россия прирастает базой в Айни // Военно-промышленный курьер, 10—16 сентября 2008, № 36 (252).
ях пребывания российской военной базы на территории Таджикистана. Кроме российской авиатехники, согласно договору, в Айни будут размещены и таджикские ВВС43. Однако Дели и по сей день лоббирует свое присутствие на этой авиабазе.
Москва пыталась настоять на единоличном присутствии в Айни. По официальным данным, Россия планирует разместить на этой базе шесть штурмовиков Су-25, 12 вертолетов Ми-8 и Ми-24, 30 единиц автомобильной и авиационной техники. За единоличное присутствие Москва готова была внести 5 млн долл. на завершение реконструкции аэродрома.
Страдая от недофинансирования со стороны международных структур и стран, Таджикистан решил получить необходимые денежные средства и другим путем, подтвердив стратегический вектор на Россию и развеяв надежды США на возможность их присутствия на своей территории. Однако и Москве не удалось настоять на своих условиях, тем не менее в конце августа 2008 года договор о расширении военного и военно-технического сотрудничества был подписан. В частности, предусматривается, что Россия будет совместно с таджикской армией использовать в военных целях аэропорт Гиссар44. В ходе переговоров глава МИД Таджикистана X. Зарифи заявлял, что в этом вопросе республика намерена отстаивать свои интересы45.
И действительно, Москве пришлось дорого заплатить за присутствие в Гиссаре. Она заявила о готовности достроить аэродром, возобновить строительство Рогунс-кой ГЭС (что России предложили еще в начале июня 2008 г.) и передать таджикским ВС вооружения 201-й базы. Отказав РФ в единоличном владении базой, Душанбе, возможно, намерен оставить себе поле для маневра, чтобы в случае возникновения проблем оказывать давление на Москву возможностью пригласить в Гиссар других претендентов и их военных. Тем не менее пока именно Россия вошла в Гиссар, значит, усилила свое влияние в регионе, сохранив дальнейшее развитие событий под своим контролем.
Но прошло уже несколько месяцев, а вопросы с базированием в Таджикистане российской военной авиатехники не решены. Рейсы военно-транспортной авиации в эту страну отменены, поскольку за пролет и посадку самолетов ВТА Душанбе просит от ВВС РФ оплату по мировым ценам46. По словам X. Зарифи, стороны ведут переговоры относительно дальнейшего статуса и формы пребывания военной базы.
В ходе состоявшегося в августе 2008 года официального визита президента России Д. Медведева в Таджикистан главы государств обсудили вопрос о дальнейшем функционировании 201-й военной базы. Сейчас над этими вопросами работают эксперты двух стран47. Одно из требований Душанбе по безвозмездному базированию российских ВС в Гиссаре — строительство ГЭС средней мощности (около 600 МВт). Стоимость этого проекта, по оценкам экспертов, составляет около 0,8 млрд долл. Для сравнения: весь ВВП страны на 2009 год равен 6 млрд долл., то есть РФ должна обеспечить свыше 10% роста ВВП Таджикистана. Москва на это, конечно, не пойдет. И если строительство ГЭС начнется, то на коммерческих взаимовыгодных условиях48.
43 См.: Мухин В. НАТО оккупирует российскую базу // Независимая газета, 12 сентября 2007.
44 Так стали называть аэродром в Айни.
45 См.: Россия и Таджикистан ведут переговоры об использовании аэродрома под Душанбе // ИА Фер-гана.Ру, 24 октября 2008.
46 См.: Корбут А. Указ. соч.
47 См.: ШОС-2009. Новый шаг в стратегическом партнерстве. Взгляд из Таджикистана. Эксклюзивное интервью министра иностранных дел РТ X. Зарифи «Накануне.га», 15 января 2009 [http://www.nakanune.ru/ агйс^/13812].
48 См.: Корбут А. Указ. соч.
Год 2009 — проблемы военно-политического сотрудничества России и Таджикистана
Осложнить отношения с Таджикистаном могло то, что в ходе пребывания в Ташкенте (в начале 2009 г.) президент России Д. Медведев публично выразил солидарность с обеспокоенностью Узбекистана строительством ГЭС в соседних странах, что, по мнению Ташкента, угрожает катастрофическими последствиями расположенным ниже по течению трансграничных рек территориям республики. Без сомнения, подразумевалась и строящаяся при участии России Рогунская ГЭС. МИД Таджикистана ответил нотой, в которой выразил недоумение заявлением президента РФ об условиях строительства ГЭС, а Э. Рахмон даже грозил отказаться от поездки в Москву на двустороннюю встречу и участия в саммите ОДКБ — ЕврАзЭС. Однако внутренние социально-экономические проблемы все же заставили Э. Рахмона совершить визит в Москву.
Одна из проблем нынешних двусторонних отношений заключается в том, что рабочих мест в России становится все меньше и оставлять на своей территории значительное количество таджикских трудовых мигрантов все сложнее. Эта проблема, а также тяжелый энергетический кризис в Таджикистане вынудили Э. Рахмона лично искать помощь в дальнем зарубежье.
В феврале 2009 года он посетил штаб-квартиру НАТО в Брюсселе, где заявил, что НАТО как одна из важных составляющих в обеспечении безопасности в Афганистане должна наладить активное сотрудничество прежде всего со странами-соседями — Ираном и Таджикистаном (особенно), так как он имеет протяженную границу с Афганистаном. Этим президент всего лишь хотел сказать, что Таджикистан дал согласие на использование своих железнодорожных и автомобильных магистралей для транзита невоенных грузов в Афганистан, то есть он просто предлагал возможности транзита в обмен на очередные инвестиции в республику, оказавшуюся под прессом мирового кризиса. Тяжелая ситуация в стране не позволяет Э. Рахмону требовать, а вынуждает идти на компромиссы.
Действительно, прибыв в Москву, президент РТ не стал поднимать вопрос о взимании арендной платы за пребывание российской базы, а РФ не ужесточила миграционную политику, держа в уме значение этой темы для таджикских граждан, работающих в России. Кроме того, источники в администрации президента РФ утверждают, что Э. Рахмон в очередной раз заявил: размещения военных баз НАТО и США на территории страны не будет.
Активизация соперничества России и США в Таджикистане подтверждается и тем, что в конце апреля 2009 года республику посетила делегация членов Парламентской ассамблеи НАТО во главе с Генеральным секретарем Д. Xоббсом. (Это было первое взаимодействие депутатов Таджикистана и стран Альянса.) А через два дня в Душанбе прибыл с визитом Генеральный секретарь ОДКБ Н. Бордюжа, который обсудил с руководством республики наиболее важные вопросы военно-технического сотрудничества и подготовки военных кадров для таджикских ВС.
Заключение
Таджикистан считает себя одним из самых верных союзников России49, который никогда не размещал на своей территории американских военных баз и не форсировал
49 См.: ШОС-2009. Новый шаг в стратегическом партнерстве.
военное сотрудничество с НАТО. Взаимодействие в военно-политической сфере с Москвой, по мнению X. Зарифи, является основой двустороннего сотрудничества. «Здесь у нас практически нет никаких проблем, равно как их нет в области международной и региональной политики. Долговременный и прочный характер двустороннего сотрудничества определяется геополитическими факторами, сохранением существующих вызовов безопасности и стабильности в регионе»50.
В то же время, по оценкам некоторых экспертов, Таджикистан считается наиболее прозападным государством региона. Положительно расцениваются меры, предпринятые президентом Э. Рахмоном: наделение службы безопасности особыми полномочиями для противодействия исламским фундаменталистам и принятие репрессивных мер в отношении инструкторов подпольных медресе, подозреваемых в прозелитизме51.
Однако это скорее оценка способности Душанбе выстраивать настолько взаимовыгодные отношения, насколько это не угрожает отношениям с Москвой. Таджикистан зависит от внешней помощи, в том числе военной. Как отмечает X. Зарифи, в решении вопросов безопасности страны необходимо активное участие международного сообщества для формирования и обучения национальной армии, полиции и других силовых структур, которые в дальнейшем будут оплотом обеспечения мира, стабильности и спокойствия в республике52.
Так, Франция присутствует на военной базе, Индия реконструирует аэродром, Китай безвозмездно выделяет миллионы долларов на материально-техническое оснащение ВС и обеспечивает стажировку таджикских военнослужащих в своих военно-учебных заведениях, Иран оказывает содействие в подготовке военных кадров, Япония выделяет сотни тысяч долларов на расчистку минных полей в республике.
России важно сохранить за собой Таджикистан, а значит, стремление Душанбе связывать решение экономических проблем с расширением военного сотрудничества и намеки на возможность присутствия базы США будут и дальше заставлять Москву принимать многие условия Душанбе. Так, в свое время бывший посол России в республике Р. Абдулатипов отметил: «Мы против политики по принципу «свой — чужой» и поддерживаем президента Республики Таджикистан Э. Рахмона, который, провозгласив «политику открытых дверей», демонстрирует готовность сотрудничать со всеми странами. Но нельзя допустить в Центральной Азии господство инструментов блоковой политики прошлого, которую пытаются внести сюда сегодня НАТО, ОБСЕ и другие игроки»53.
Россия в Таджикистане определенно выигрывает военное соперничество у США и других стран Запада, что подтверждают две возможные военные базы, полное снабжение вооружением и обучение таджикских военных. РФ по-прежнему остается приоритетом внешней политики РТ, и многие предложения о сотрудничестве Душанбе прежде всего направляет Москве. Хотя обе стороны прекрасно понимают, что у Кремля не так много ресурсов, а иногда и экономической заинтересованности положительно отклик-
50 См.: ШОС-2009. Новый шаг в стратегическом партнерстве.
51 См.: Ситуация в СНГ затрагивает безопасность Запада // Независимая газета, 12 марта 2008.
52 См.: Н. Мирсаидов: Диверсификация политики. Таджикистан идет на сотрудничество с НАТО, чтобы решить энергетические проблемы // ЦентрАзия, 18 февраля 2009 [http://www.centrasia.ru/newsA.php?st= 1234907820].
53 См.: Текст выступления посла России в Таджикистане Р. Абдулатипова на международной конференции «Проекты сотрудничества и интеграции для Центральной Азии: сравнительный анализ, возможности и перспективы». Худжанд, 28 июня 2007. В кн.: Проекты сотрудничества и интеграции для Центральной Азии: сравнительный анализ, возможности и перспективы / Под ред. А.А. Князева. Бишкек, 2007. С. 5—8.
нуться на эти инициативы. Все это опять приводит к заключению о возможном усилении роли США, Китая (с его миллиардными инвестициями) и превращения РФ всего лишь в одного из региональных игроков. Вместе с тем Россия по-прежнему обладает историческим карт-бланшем для усиления своего влияния в республике, которая помнит об общем прошлом и понимает роль РФ в прекращении гражданской войны в Таджикистане.