Научная статья на тему 'США vs. Россия в попытке сотрудничества с Туркменистаном в сфере безопасности и обороны'

США vs. Россия в попытке сотрудничества с Туркменистаном в сфере безопасности и обороны Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1048
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / ТУРКМЕНИСТАН / РОССИЯ / АМЕРИКАНСКАЯ ПОДДЕРЖКА БЕЗОПАСНОСТИ ТУРКМЕНИСТАНА / ПРИОРИТЕТЫ ПОЛИТИКИ РОССИИ / НАТО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Старчак Максим

После событий 11 сентября 2001 года политика Вашингтона относительно Ашхабада активизировалась. Туркменистан, так же как Таджикистан и Казахстан, открыл свое воздушное пространство для пролетов в Афганистан авиации США и международных коалиционных сил с гуманитарными миссиями. По мнению американских экспертов, Туркменистан единственный из пяти государств Центральной Азии, не являющийся официальным членом операции "Несокрушимая свобода". В 2002 году Ашхабад и Вашингтон подписали соглашение об использовании самолетами военно-транспортной авиации США туркменского воздушного пространства и международного гражданского аэропорта столицы республики для дозаправки самолетов, перевозящих гуманитарные грузы в Афганистан, что ежегодно приносит казне Туркменистана от 8 до 12 млн долл. Между тем американцы начали вести активные переговоры об использовании иных аэродромов. При этом рассматривалось три варианта: военные аэродромы, расположенные у Небит-Дага, Ак-Тепе и Мары-2. Выбор пал на Мары-2, так как этот аэродром способен принимать два и более авиаполка самолетов стратегической авиации. Казалось бы, размещение иностранных военных баз противоречит статусу нейтралитета Туркменистана. Однако формально, если соглашение по использованию американцами Мары-2 все же было бы подписано, то при отсутствии в нем термина "военная база" в свое время первый президент страны С. Ниязов мог бы говорить: республика не размещает на своей территории иностранные военные базы. Слухи о возможности использования американцами базы в Мары-2, растиражированные в российской прессе, вызвали гнев МИД Туркменистана, в заявлении которого от 7 сентября 2005 года отмечалось, что подобная вымышленная информация абсолютно не соответствует действительности. Американские эксперты полагали, что в контексте будущего планирования подготовку к постниязовскому режиму нужно хорошо продумать, поскольку доступ к Мары будет сопровожден высокими инвестиционными выплатами, а это окажет влияние на непредвиденные действия в Персидском заливе, а также в Центральной и Южной Азии. Заинтересованность Вашингтона в этой базе подтвердилась в сентябре 2005 года, когда ее реконструировали строительные компании ОАЭ, а комиссия Министерства обороны США признала объект годным к использованию. К тому же арабские строители провели полномасштабные восстановительные работы на аэродроме в Кушке. Однако переговоры о военной базе в Мары-2 зашли в тупик, постоянного присутствия американских военных Соединенным Штатам добиться не удалось. Помощь Госдепа, направленная в сферу безопасности Туркменистана в 2006-2008 годах, остается примерно на уровне 1,4 1,7 млн долл. в год. Столько же, может и меньше, получает сейчас лишь Узбекистан. Кыргызстан и Узбекистан, имея военные базы США, получали на поддержку сферы безопасности в десятки раз больше.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «США vs. Россия в попытке сотрудничества с Туркменистаном в сфере безопасности и обороны»

США У& РОССИЯ В ПОПЫТКЕ СОТРУДНИЧЕСТВА С ТУРКМЕНИСТАНОМ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБОРОНЫ

Максим CTAP4AK

руководитель группы по проблемам международной безопасности и конфликтов Российской ассоциации политической науки, координатор Российской молодежной ассоциации евро-атлантического сотрудничества (Москва, Россия)

Вопрос

военного присутствия США

После событий 11 сентября 2001 года политика Вашингтона относительно Ашхабада активизировалась. Туркменистан, так же как Таджикистан и Казахстан, открыл свое воздушное пространство для пролетов в Афганистан авиации США и международных коалиционных сил с гуманитарными миссиями. По мнению американских экспертов, Туркменистан — единственный из пяти государств Центральной Азии, не являющийся официальным членом операции «Несокрушимая свобода»1.

В 2002 году Ашхабад и Вашингтон подписали соглашение об использовании самолетами военно-транспортной авиации США туркменского воздушного пространства и международного гражданского аэропорта столицы республики для дозаправки самолетов, перевозящих гуманитарные грузы в Афганистан, что ежегодно приносит казне Туркменистана от 8 до 12 млн долл.

Между тем американцы начали вести активные переговоры об использовании иных аэродромов. При этом рассматривалось три варианта: военные аэродромы, расположенные у Небит-Дага, Ак-Тепе и Мары-22. Выбор пал на Мары-2, так как этот аэродром способен принимать два и более авиаполка самолетов стратегической авиации.

Казалось бы, размещение иностранных военных баз противоречит статусу нейтралитета Туркменистана. Однако формально, если соглашение по использованию американцами Мары-2 все же было бы подписано, то при отсутствии в нем термина «военная база» в свое время первый президент страны С. Ниязов мог бы говорить: республика не размещает на своей территории иностранные военные базы.

Слухи о возможности использования американцами базы в Мары-2, растиражированные в российской прессе, вызвали гнев МИД Туркменистана, в заявлении которого от

1 См.: Davis J.K., Sweeney M.J. Central Asia in U.S. Strategy and Operational Planning: Where Do We Go From Here? Washington DC: IFPA, 2004. p. 53 [http://www.ifpa.org/pdf/S-R-Central-Asia-72dpi.pdf].

2 См.: Курбанов И. Американское военное присутствие в Туркменистане, 13 сентября 2005 [[http://www. centrasia.ru/newsA.php4?st=1126591680].

7 сентября 2005 года отмечалось, что подобная вымышленная информация абсолютно не соответствует действительности3.

Американские эксперты полагали, что в контексте будущего планирования подготовку к постниязовскому режиму нужно хорошо продумать, поскольку доступ к Мары будет сопровожден высокими инвестиционными выплатами, а это окажет влияние на непредвиденные действия в Персидском заливе, а также в Центральной и Южной Азии4.

Заинтересованность Вашингтона в этой базе подтвердилась в сентябре 2005 года, когда ее реконструировали строительные компании ОАЭ, а комиссия Министерства обороны США признала объект годным к использованию. К тому же арабские строители провели полномасштабные восстановительные работы на аэродроме в Кушке. Однако переговоры о военной базе в Мары-2 зашли в тупик, постоянного присутствия американских военных Соединенным Штатам добиться не удалось. Помощь Госдепа, направленная в сферу безопасности Туркменистана в 2006—2008 годах, остается примерно на уровне 1,4 — 1,7 млн долл. в год5. Столько же, может и меньше, получает сейчас лишь Узбекистан. Кыргызстан и Узбекистан, имея военные базы США, получали на поддержку сферы безопасности в десятки раз больше.

Американская поддержка безопасности Туркменистана

Политика США, направленная на содействие безопасности Туркменистана, в основном сосредоточена на подношении подарков нужным высокопоставленным чиновникам и организации тренингов для разных ведомств республики. Так, Вашингтон проводит семинары для офицеров ее береговой охраны, дислоцированной в г. Туркменбаши, цель тренингов — организация операций морского досмотра, задержания чужих кораблей, обнаружения тайных отсеков, применения силы и опознание наркотических веществ. Кроме того, проводятся тренинги и семинары для сотрудников таможни и пограничников. Однако вложения в тренинги и в обучение сотрудников органов безопасности Туркменистана по сравнению с остальными странами ЦА крайне низки — в 2008 году они составили 286 тыс. долл.6

С 2003 года Государственное таможенное ведомство, Г осударственная пограничная служба, а также Государственная служба судебных экспертиз и Национальный центр по исследованию преступлений при МВД Туркменистана безвозмездно получили несколько десятков автомобилей и оборудование в рамках программы по экспортному контролю и безопасности границ (EXBS)7. Наряду с этим в результате отдельного взаимодействия

3 См.: О телефонном разговоре министра иностранных дел России с министром иностранных дел Туркменистана // Гундогар. За демократию и права человека в Туркменистане, 8 сентября 2005 [http://www. gundogar.org/].

4 См.: Davis J.K., Sweeney M.J. Op. cit.

5 См.: сайт Госдепа США [http://www.state.gOv/p/sca/rls/index.htm].

6 Для сравнения: Таджикистану на эти цели выделили в два раза больше, Кыргызстану — в пять раз (см. сайт Госдепа США [http://www.state.gOv/p/sca/rls/index.htm]).

7 Кроме автомобилей УАЗ, эти службы получили приборы ночного видения, бинокли, наборы для проведения досмотра, водовозы, аппаратуру спутниковой навигации (GPS), радиооборудование Моторола, рентгенотелевизионную установку для проверки багажа, радиационные пейджеры, тест-наборы по определению наркотических веществ и прекурсоров, газовый хроматограф. В 2006 году стороны внесли дополнение к Соглашению о сотрудничестве в сфере безопасности и правоохранения, что обеспечит предоставление правительству Туркменистана дополнительно 450 тыс. долл. для проведения расследований против контрабанды наркотиков, повышения эффективности судебной экспертизы, укрепления безопасности морской границы и изучения английского языка (см.: Новости Посольства Соединенных Штатов в Туркменистане [http://russian.ashgabat.usembassy.gov/archive.html]).

Национальной гвардии штата Невада и правительства Туркменистана открыт контрольно-пропускной пункт «Алтын Асыр» в Этрекском этрапе Балканского велаята республики стоимостью, превышающей 2,5 млн долл., а правительство США совместно с ООН вложили, соответственно, 1,8 млн и 650 тыс. долл.8 в строительство контрольнопропускного пункта в Имамназаре, второго, возведенного на границе Туркменистана и Афганистана, что отвечало интересам Стратегии Центрального командования США по борьбе с наркотиками в Центральной Азии.

Однако, как уже отмечалось, Туркменистан не является лидером по получению финансовой помощи, а в структуре небольшого ее объема9 поддержка сферы безопасности составляет лишь 23% — меньше направляется только в экономику.

Приоритеты политики России

Туркменистан — нейтральное государство, что ограничивает его сотрудничество с другими странами. Хотя он и входит в СНГ на правах ассоциированного члена, военные структуры республики присутствуют на его совещаниях по борьбе с наркотиками и терроризмом, а также на встречах стран ОДКБ или ШОС лишь в качестве наблюдателей.

В числе документов, определяющих двусторонние связи России и Туркменистана, — Договор о дружбе и сотрудничестве, подписанный в 2002 году, и Соглашение о военном сотрудничестве 2003 года. Несмотря на то что Ашхабад и Москва заключили свыше 22 договоров и соглашений, предусматривающих широкий спектр их военных связей10, приоритет РФ в двусторонних контактах — взаимодействие в топливно-энергетической сфере11.

Поэтому, отвечая на присутствие Вашингтона в Ашхабаде, Москва предпочла не вступать в политическую риторику, как это было с базой в Узбекистане, а в обмен на свое молчаливое согласие пыталась опередить США в борьбе за энергоресурсы Туркменистана. 10 апреля 2003 года Россия и Туркменистан не только подписали документ о сотрудничестве в сфере безопасности (не содержащий ни слова о военном сотрудничестве), но и более важное и приоритетное соглашение о взаимодействии в газовой сфере, предусматривающее нарастающие поставки туркменского газа в Россию на период до 2028 года12. Любые спорные вопросы двусторонних отношений становились несерьезными, когда появлялась возможность получить преимущество в энергетической области.

Отсутствие реального военного сотрудничества подтверждается и тем, что с 2000 года ни один военный чиновник России не посетил Туркменистан. Более того, за годы

8 См.: Помощник государственного секретаря США Даниэл Салливан нанесет визит в Туркменистан и примет участие в церемонии открытия контрольно-пропускного пункта «Имамназар» // Новости Посольства, ООС N0. 190, 10.08.2007 // Сайт Посольства Соединенных Штатов в Туркменистане [http://russian. ashgabat.usembassy.gov/].

9 В 2008 году — только 7,1 млн долл.

10 О сотрудничестве между Главным разведывательным управлением Генерального штаба России и Разведывательным управлением Министерства обороны Туркменистана, о подготовке военных кадров Туркменистана в учебных заведениях России, о совместном аэродромно-техническом обеспечении воздушных судов, о военно-техническом сотрудничестве. Особенно широко военное сотрудничество Туркменистана с Россией в сфере использования объектов военной инфраструктуры.

11 См.: Ответы официального представителя МИД России А.В. Яковенко на вопросы РИА «Новости» по российско-туркменским отношениям, 10 апреля 2003 // Официальный сайт МИД РФ [www.mid.ru].

12 См.: Соглашение между Россией и Туркменистаном о сотрудничестве в области безопасности, Москва, Кремль, 10 апреля 2003.

независимости было расформировано объединенное командование и из республики выведены российские пограничники. Учитывая приоритеты РФ в энергетической сфере, соглашение по безопасности больше нужно Туркменистану. Так, статья 4 этого документа говорит об обмене оперативной информацией в борьбе с террористами13. Это может иметь место, если Россия сама информирует президента Туркменистана о каких-либо планах против него лично, возможно, даже со стороны проамерикански настроенных государственных чиновников. В связи с этим, разумеется, такую информацию можно получать только при личной встрече. Показательно, что все крупные перестановки в силовых ведомствах Гурбангулы Бердымухаммедов делает после встреч с президентом России Владимиром Путиным. Так, в апреле 2007 года, после своего визита в Москву, глава Туркменистана отправил в отставку тогдашнего руководителя МВД страны Акма-меда Рахманова, что сопроводил резкими формулировками о недостатках в его работе. А 15 мая 2007 года (всего через три дня после встречи с президентом РФ, в ходе которой было подписано Соглашение по прикаспийскому проекту) глава республики отстранил от должности начальника своей личной охраны Акмурада Реджепова.

Взаимодействие в газовой сфере и личные контакты позволяли России до недавнего времени, несмотря на попытки Вашингтона активизировать военное сотрудничество с Ашхабадом, не стремиться утверждаться в военной сфере Туркменистана. Кроме того, товарооборот между двумя странами продолжает расти, в 2007 году он увеличился на 38% по сравнению с 2006-м и достиг 4,8 млрд долл.14 В июле 2007-го было подписано Соглашение о Межправительственной российско-туркменской комиссии по экономическому сотрудничеству.

Сотрудничество Ашхабада с НАТО

Хотя в 1994 году Туркменистан стал первым государством региона, присоединившимся к программе НАТО «Партнерство ради мира», его сотрудничество с Североатлантическим альянсом было номинальным. Президент республики С. Ниязов предпочитал заключать двусторонние межправительственные соглашения с зарубежными государствами о подготовке офицерского состава страны. Имея солидные запасы газа, республика обменивает их (за счет долгов Украины и Грузии) на программы сотрудничества, предусматривающие контакты по военно-политическим, военным и военно-техническим направлениям, взаимодействие в вопросах связи и автоматизированных систем управления войсками, ремонт и модернизацию бронетанковой и другой техники, подготовку специалистов. Так, в счет 340-миллионного газового долга Грузия отремонтировала для Туркменистана 43 штурмовика, шесть вертолетов МИ-24 и МИ-8. Газовый долг Украины (400 млн долл.) также отработали ее оборонщики15. Туркменистан стал важнейшим партнером Украины в военно-техническом сотрудничестве. В 2003—2004 годах Ашхабад закупил у Киева военную технику на сумму, превысившую 280 млн долл.

Кроме того, нейтральный Туркменистан наладил широкие связи в сфере подготовки военных кадров: в Турции обучается свыше 200 чел., столько же — в Украине, небольшое

13 См.: Соглашение между Россией и Туркменистаном о сотрудничестве в области безопасности, Москва, Кремль, 10 апреля 2003.

14 См.: сайт Посольства Российской Федерации в Туркменистане [http://www.turkmenistan.mid.ru/rus-tm.html].

15 См.: Вигнанский М. Грузия продала Туркмении модернизированный штурмовик СУ-25 // Время новостей, 27 октября 2007.

количество — в России и Пакистане. В самом Ашхабаде создан Военный институт Министерства обороны республики, где обучается около 600 чел.16

Американцы оказали помощь в техническом обслуживании и снабжении патрульносторожевых катеров Туркменистана в рамках программы правительства США «Экспортный контроль и безопасность границ». В конце 2003 года Иран передал Туркменистану семь катеров и один эсминец в долгосрочную аренду. Несколько катеров поступили из Украины, один — из США. Наряду с этим Туркменистан закупает военную технику в Болгарии, Чехии, Словакии, Румынии, Беларуси.

Что же касается России, то из-за отсутствия газовых обязательств и собственных программ дарения, неучастия Туркменистана в ОДКБ и в двусторонних военных договоренностях она не развивала военно-технического сотрудничества с республикой на правительственном уровне. Имевшие место редкие контракты заключались напрямую с российскими предприятиями. Так, Уральский оптико-механический завод подписал соглашение о сотрудничестве с Минобороны Туркменистана о сервисном обслуживании бортовой электроники его ВВС17.

Новый президент Туркменистана проявил себя довольно активным во внешней политике, впервые посетив штаб-квартиру НАТО в Брюсселе, где стороны договорились углублять связи в нескольких ключевых областях. После переговоров с Генсеком НАТО Яапом де Хооп Схеффером наблюдатели отметили оживление диалога. А в Ашхабаде к тому же открыли Региональный центр ООН по превентивной дипломатии.

Новая политика по отношению к Туркменистану

Ощущая заинтересованность главы республики в активизации внешних контактов в газовой сфере, лидеры стран НАТО намеревались использовать ее и для взаимодействия в области безопасности, что обосновывали необходимостью защиты трубопроводов от террористов18.

По инициативе помощника Генерального секретаря Альянса по странам Кавказа и Центральной Азии Роберта Симмонса глава республики впервые принял участие в саммите НАТО в Бухаресте (апрель 2008 г.). В румынской столице он объявил о готовности расширить сотрудничество с Альянсом и предложил дополнительные миротворческие услуги; в частности, выразил готовность открыть на территории страны тренировочные лагеря для подготовки натовских голубых касок, а также разместить склады и тыловые базы для снабжения войск НАТО. Кроме того, Г. Бердымухаммедов дал согласие на транзит грузов Альянса по железным дорогам Туркменистана в Афганистан. Благодаря туркменской ветке Альянс может доставлять грузы в обход России — из Турции через Грузию, Азербайджан, далее паромом через Каспийское море на туркменское побережье и далее — в Кушку»19. Этими предложениями, как кажется, Г. Бердымухамме-дов намеревался продемонстрировать свою открытость и готовность к сотрудничеству, хотел привлечь западных инвесторов к строительству газопровода Туркменистан —

16 По данным КИСИ при Президенте РК.

17 См.: Козюлин В. Государства Центральной Азии: развитие Вооруженных сил и перспективы военнотехнического сотрудничества с Россией // Индекс безопасности, 2007, № 3 (83).

18 Из речи представителя НАТО по вопросам Кавказа и Центральной Азии Р. Симмонса в ходе визита в Ашхабад в мае 2008 года (см.: В объятиях НАТО // Военно-промышленный курьер, 21—27 мая 2008, № 20 (236)).

19 См.: Туркмения расширяет сотрудничество с НАТО // Независимая газета, 13 мая 2008.

Афганистан — Пакистан — Индия20 с целью развития связей со своим непосредственным соседом — Афганистаном.

Ашхабад поддерживает давние и прочные связи с Кабулом. Многие туркмены имеют родственников в приграничных областях Афганистана, в начале 2001 года в Ашхабаде проходили совещания по межафганскому диалогу, инициатором которого также выступил Туркменистан. По информации газеты «Шпигель», уже в мае 2008 года президент Г. Бердымухаммедов дал указание Таможенной службе и пограничникам страны не препятствовать транзиту грузов, направляемых НАТО в Афганистан21.

Кроме того, регулярно, примерно раз в год, Туркменистан посещают представители Центрального командования США22, однако эти визиты носят штатный характер. Пентагон продолжает надеяться на развитие сотрудничества с Ашхабадом. В июне 2008 года вице-адмирал Кевин Дж. Косгриф, командующий военно-морской компонентой Центрального Командования США, и контр-адмирал Уильям Гортни, к тому времени назначенный, но еще не вступивший в эту должность, посетили Ашхабад, где встретились с Министром обороны и главой Государственной пограничной службы республики. Руководство Туркменистана, видимо, по-прежнему опасается за сохранность своей власти и явных шагов к военному сотрудничеству с США не делает.

Как бы в ответ на эти усилия Соединенных Штатов в июле 2008 года, то есть перед официальным визитом президента России, в Туркменистан впервые прибыл министр обороны РФ Анатолий Сердюков, где он провел переговоры со своим туркменским коллегой генералом армии Агагельды Мамедгельдыевым. По сообщениям СМИ, глава российского военного ведомства «с удовлетворением отметил активизацию взаимодействия между министерствами обороны двух стран и его выход за последние два года на качественно новый уровень»23. Имеется в виду то, что в 2007 году по заказу Туркменистана Российский научно-исследовательский институт специальных систем связи, автоматизации и управления приступил к разработке единой системы управления национальными Вооруженными силами. В рамках инициированной президентом Г. Бердымухаммедовым программы технической модернизации силовых ведомств республики со второй половины 2007 года Россия начала поставки автомобильной техники армейского образца24.

А. Сердюков заявил, что Минобороны РФ готово и в дальнейшем оказывать всемерную поддержку Туркменистану в реформировании и модернизации его Вооруженных сил. С этой целью стороны наметили основные направления дальнейшего развития двустороннего сотрудничества в данной сфере. По словам Сердюкова, одним из примеров тому служит возобновление обучения военнослужащих Туркменистана в вузах Минобороны России, что в настоящее время осуществляется на безвозмездной основе25. Более того, в июне 2008 года после перерыва в несколько лет Россия и Туркменистан подписали контракт на закупку Ашхабадом шести реактивных систем залпового огня «Смерч», стоимость которого оценивается в 70 млн долл.26 Этому способствовало предварительное

20 В рамках саммита эту идею он обсудил с президентом США Дж. Бушем.

21 См.: «Der Spiegel»: Туркмения передаст НАТО военно-воздушную базу в Мары? // Фергана.Ру,

20 мая 2008.

22 Глава ЦК США Адмирал У. Фэллон посетил Туркменистан в июне 2007-го и январе 2008 года. До него Командующий Центральным Командованием США генерал Джон Б. Абизейд посетил Туркменистан в июле 2004-го и августе 2005 года. Зам. командующего посетил Туркменистан в сентябре 2004 года.

23 Туркменский военный мускул // Военно-промышленный курьер, 16—22 июля 2008, № 28 (244).

24 Министерство внутренних дел Туркменистана уже получило около 150 новых автомобилей повышенной проходимости «Хантер» производства Ульяновского автомобильного завода на 1,5 млн долл. (см.: Парамонов В., Столповский О. Двустороннее сотрудничество России и Туркменистана в военной сфере // Сайт Института стратегических исследований и прогноза при КРСУ, Бишкек [http://www.easttime.ru/analitic/ 1/2/541.html]).

25 См.: Туркменский военный мускул // Военно-промышленный курьер, 16—22 июля 2008, № 28 (244).

26 См.: Там же.

1GG

посещение министром обороны Туркменистана Агагельды Мамедгельдыевым организованной на Урале международной выставки вооружения, военной техники и боеприпасов «Российская выставка вооружения. Нижний Тагил-2008», в ходе которой он выразил намерение о закупке в России техники и вооружения, а также ее модернизации. В частности, министр подписал контракт на обслуживание оборудования, установленного на военной технике27, а Россия согласилась передать (по договору аренды) в состав военно-морских сил Туркменистана новый боевой ракетный катер типа «Молния».

В конце августа 2008 года на западе Туркменистана прошли военные учения, в ходе которых были продемонстрированы все виды вооружений республики. Некоторые аналитики связали это событие с пятидневной войной в Южной Осетии, настаивая на анти-российской направленности учений28. Однако, как пишут те же обозреватели, самоходные гаубицы «Гвоздика» и «Акация», реактивные системы залпового огня «Град» и «Ураган», оперативно-тактический ракетный комплекс «Скад», зенитно-ракетный комплекс «Оса», зенитная самоходная установка «Шилка», тактическая ракета «Луна-М», представленные на учениях, — образцы техники 1960—1980-х годов29. Тем самым сравнивать грузинскую армию с туркменской не приходиться, а значит, и России этими учениями ничего не скажешь.

Больше всего следует обратить внимание на то, что уже приблизительно через месяц, в сентябре, на улицах Ашхабада три дня шла перестрелка между представителями местных мафиозных кланов либо хорошо подготовленными формированиями исламских экстремистов и правоохранительными органами страны30. Знал Г. Бердымухаммедов о предстоящих акциях или нет, но августовское бряцание оружием не впечатлило эти незаконные группы. Такая пальба в столице республики может свидетельствовать лишь о неготовности силовых структур Туркменистана противодействовать подобным вылазкам. Это в очередной раз заставляет сомневаться в безопасности туркменско-афганской границы, а значит, и в эффективности помощи США, составляющей сотни тысяч долларов, направляемых ежегодно на нужды Погранслужбы республики.

Подводя итоги произошедшего, президент Г. Бердымухаммедов потребовал от руководителей силовых структур открыть в стране специальную среднюю школу полиции. Кроме того, принято решение создать центр подготовки специалистов по борьбе с наркотиками и приступить к планированию и проведению на его базе мероприятий регионального масштаба. Будут сформированы и целевые специализированные подразделения по борьбе с терроризмом, которые должны оснастить самыми современными средствами. Объявлено также об увеличении финансирования спецслужб и строительстве в республике 12 современных погранзастав31. Понятно, самостоятельно решить такие вопросы Ашхабад не может: это требует дополнительного оснащения и обучения. Если в пограничной сфере традиционно можно ждать помощи от Госдепартамента США, то оснащение и

27 См.: Там же.

28 См.: Бердыев М. Туркменский бронепоезд // Оазис, август 2008, № 16 (84).

29 См.: Там же.

30 RusEnergy.com со ссылкой на свои источники в Ашхабаде: все началось с провокаций, когда вооруженные люди на машинах стали подъезжать к полицейским пунктам и требовать разговора с главой МВД, запугивая постовых и патрульных. Затем один из постов был расстрелян, погиб полицейский. В пятницу часть террористов захватила завод питьевой воды на севере Ашхабада, неподалеку от международного аэропорта и Каракумского канала (обширный район Хитровка) и около полусотни заложников. После этого экстремисты выдвинули требование к президенту, меджлису и Халк Маслахаты (высшему представительному органу) провозгласить страну Исламским государством Туркменистан. Это должно было произойти

26 сентября на заседании Народного собрания, на котором планировалось принятие новой Конституции, провозглашающей Туркменистан светским государством (см.: Сейдахметова Б. Танки в Ашхабаде // Новое поколение (Казахстан), 19 сентября 2008).

31 См.: Арбенин С. Туркменистан: В капкане нейтралитета // Фергана.Ру, 24 сентября 2008.

обучение Россия способна сохранить за собой. Тем более что некоторые договоренности, как отмечено выше, уже существуют; по сообщениям СМИ, тем самым Россия всячески пытается вовлечь Туркменистан в деятельность ОДКБ32 или, по мнению автора этих строк, в целом в пророссийскую политику. Так, в 2007 году Туркменистан активно подключился к экспериментальному проекту Совета Россия — НАТО по обучению кадров Афганистана и стран Центральной Азии методам антинаркотической борьбы.

Таким образом, несмотря на то что с приходом к власти нового президента Туркменистан активизировал взаимодействие с Россией, западными партнерами, Китаем, тем самым продолжил политику равноудаленности, сотрудничество с РФ в разных сферах, в том числе в военной, имеет явный практический результат и тенденцию к дальнейшему развитию. А взаимодействие с США хотя и продолжается, Пентагон все же не участвует в вооружении, а также в подготовке военных Туркменистана. В 2008 году Китай поставил в эту страну боевую технику, а также новое обмундирование для офицеров и солдат на основе военного кредита в 3 млн долл. Учитывая бюджет страны, Ашхабад будет искать такое же качественное, но более дешевое вооружение и на более выгодных условиях, которые может предложить Москва.

Россия продолжит попытки вовлечь Туркменистан в военные связи, например участвовать в Объединенной системе ПВО государств СНГ, в которой он формально состоял с 1995 года, или во взаимном уведомлении о переброске передвижных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК). Республика начинает осознавать опасность соседства с Афганистаном, главным источником угроз в современном мире, а также стремится сохранить авторитарную форму правления. Это диктует необходимость создания сильной армии, тем самым формируя интерес России. Однако без помощи внешних сил модернизация туркменских Вооруженных сил не реальна. Ашхабаду нужен надежный если не союзник, то предсказуемый партнер. Россия готова поддержать безопасность если не режима, то газовых контрактов (в объединении энергетической политики и политики безопасности в данном случае РФ не уступает НАТО, вероятно, даже опережает ее). Учитывая историю единой армии, обширные официальные и неофициальные связи, есть основания утверждать, что РФ имеет все возможности усилить свое влияние в военной сфере Туркменистана.

32 См.: Туркмения присматривается к ОДКБ // Независимая газета, 19 декабря 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.