страну. Противостояния же, столкновения и дискуссии субэлит по поводу характера модернизационной стратегии в целом будут решаться в рамках политических и научных дискуссий, при поддержке и с учетом мнений всех социальных групп населения в режиме общественного консенсуса.
«Социология власти», М., 2008 г., № 6, с. 165-173.
М. Каримова,
политолог
РОЛЬ РОССИИ В УРЕГУЛИРОВАНИИ МЕЖТАДЖИКСКОГО КОНФЛИКТА И В РАЗВИТИИ ТАДЖИКИСТАНА
Таджикистан представляет собой одну из стран-загадок в Центральной Азии. Это во многом связано с ее географическим положением. Таджикистан - это высокогорная страна, в которой для обработки земли отведено лишь 7% всей территории. Если произвести скромные расчеты, то на каждого жителя республики будет приходиться ничтожно малое количество земли, пригодной для земледелия. В то же время нужно отметить, что в Таджикистане сельское хозяйство было специализировано на выращивание хлопка. Сейчас объемы хлопка не достигли даже советских времен. В Таджикистане очень большая рождаемость. Многие страны Европы подобный показатель мог бы только радовать, но для Таджикистана является головной болью. Это во многом обусловлено большим ростом безработицы в республике, что в перспективе является перманентным фактором обострения и ухудшения внутриполитической ситуации.
Вместе с тем сегодня таджики имеют возможность работать в России и в Казахстане. Они выезжают из республики, их заработок сравним и даже превышает государственный бюджет. Если государственный бюджет составляет порядка 250 млн. долл., то, по словам бывшего российского посла в Таджикистане М. Пешкова, только за прошлый год по линии банков, т.е. официально, в республику от этих людей было перечислено порядка 300-400 млн. долл.
К сожалению, на территории Таджикистана нет богатых залежей полезных ископаемых, что и является предопределяющим фактором сотрудничества Душанбе с сопредельными странами, в
92
том числе и с Россией. На сегодня Республика Таджикистан объективно не имеет достаточно ресурсов для того, чтобы оторваться от России. И вполне вероятно, что эта связь была и далее будет действовать независимо от того, какие настроения сложатся в околопрезидентских кругах этой горной республики.
Если брать исторический аспект, то можно апеллировать к тому факту, что Республика Таджикистан с 1992 по лето 1997 г. находилась в состоянии затяжного масштабного гражданского конфликта, была гражданская война между различными политическими и территориальными кланами. Во время последней счет потерянным человеческим жизням шел на сотни тысяч, массовые потоки беженцев и разрушенная экономика, с нанесенным войной ущербом порядка 7 млрд. долл. - таков печальный итог прошедшего гражданского противостояния. И вот сегодня преобразующийся Таджикистан постепенно налаживает тесные связи со своими партнерами. Подтверждением этому может стать факт заключения в 2002 г. между Россией и Таджикистаном договора о реструктуризации долга Таджикистана России. При этом платежи были продлены до 2017 г. Участие России в разрешении внутритаджик-ского конфликта носило многоплановый характер.
Во-первых, оказывалось содействие при проведении межтаджикских переговоров, а со второй половины 1997 г. Россия становится одной из стран-гарантов выполнения Общего соглашения о мире и национальном согласии в республике.
Во-вторых, осуществлялась охрана таджикско-афганской границы как границы СНГ.
В-третьих, Россия стала доминирующей силой в составе Коллективных миротворческих сил СНГ. Практическая деятельность России в отношении Таджикистана осуществлялась исключительно на основе двусторонних и многосторонних договоров и соглашений.
Влияние России на территории современного Таджикистана сильно как никогда. Основой сильного влияния послужила большая нормативно-правовая база, перевалившая за 170 различных межгосударственных, межправительственных, межведомственных соглашений, затрагивающих все аспекты двусторонних отношений. Из многочисленных встреч и визитов лидеров двух государств наиболее важными являются три встречи. Начало было положено 25 мая 1993 г. с подписанием двустороннего широкомасштабного Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, логиче-
93
ским продолжением которого стал Договор о союзническом взаимодействии между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан, ориентированный в XXI в., подписанный в апреле 1999 г., и, наконец, состоявшийся визит Президента России В. Путина 16 октября 2004 г. в Таджикистан, во время которого были подписаны новые соглашения, повышающие уровень таджикско-российского сотрудничества. Таджикистан - единственная страна, с кем Россия имеет договор о двойном гражданстве, который был подписан 7 сентября 1995 г., согласно ему каждая из сторон признает за своими гражданами право приобрести, не утрачивая свое, гражданство другой стороны.
Экономическое сотрудничество долгие годы находилось в военно-политической тени. Ситуация изменилась в 2004 г. с вливанием больших инвестиций российских предпринимателей в национальную экономику Таджикистана. Основными инвесторами выступили ОАО «Русский Алюминий» и РАО «ЕЭС России», объем инвестиций превысил 2 млрд. долл. Деньги будут вложены на строительство крупных гидроэлектростанций на юге страны - объем инвестиций составляет 250 млн. долл., инвестором которых выступило РАО «ЕЭС России», из которых 50 млн. будут зачтены Россией в счет погашения госдолга Таджикистана. На рынке Таджикистана активизировался и «Газпром». Разведанные природные запасы голубого топлива в стране по приблизительным оценкам достигают 860 млрд. куб м газа, при ежегодной потребности 1,2 млрд. куб. м. Большая часть расположена в Хатлонской области (90%). «Газпром» намерен содействовать таджикской стороне в строительстве, реконструкции и эксплуатации газопроводов и других объектов инфраструктуры газового комплекса республики. Развитие инфраструктуры города также вошло в сферу интересов РФ. Как видно, российские инвестиции направлены на развитие стратегически важных отраслей национальной экономики Таджикистана, что позволило России максимально укрепить свои позиции в стране.
Одновременно с привлечением многомиллиардных сумм реструктуризирован и государственный долг Республики Таджикистан перед Российской Федерацией, общая сумма которого достигала 300 млн. долл., что фактически является третьей частью государственного долга республики. Россия является одним из ведущих торговых партнеров Таджикистана наряду с Королевством Нидерландов.
94
Таджикско-российские отношения складываются и формируются на основе ряда факторов, каждый из которых требует своего детального рассмотрения.
1. Фактор военного присутствия (военная база). В 1943 г. во время Второй мировой войны была сформирована 201-я мотострелковая дивизия, которая со временем была передислоцирована в Таджикистан. В 1980-1989 гг. 201-я мотострелковая дивизия вводилась на территорию Афганистана в составе Ограниченного контингента советских войск. Войска дислоцированы преимущественно в Центральном и Южном Таджикистане, городах Душанбе, Нурек, Курган-Тюбе и Куляб. По итогам последних лет 201-я мотострелковая дивизия признана одной из лучших частей Вооруженных сил РФ. Комплектация военной базы позволяет рассматривать ее как достаточно мощную военную структуру. Составной частью российского военного присутствия является уникальный оптико-электронный узел космического слежения «Окно», расположенный в г. Нурек, который, по словам военных экспертов, не имеет аналогов в мире. Военный аспект нельзя считать полностью раскрытым, не рассмотрев сотрудничество в области охраны тад-жикско-афганской государственной границы. В истории российско-таджикского сотрудничества в области охраны государственной границы накоплен богатейший опыт, который еще предстоит изучить военным специалистам и ученым.
2. Трудовая миграция. Тяжелая социально-экономическая ситуация внутри страны способствовала появлению большого количества безработных. Простой заводов, фабрик, комбинатов вынуждает таджикских граждан к поиску заработка за пределами республики. В основном трудовые мигранты нашли работу в крупных городах РФ, где трудятся на стройках, в мелкой торговле и сфере услуг. Численность таджикских гастарбайтеров в России до сих пор не подсчитана, и она варьируется от сезонов года, большее количество приходится на весну и осень. Тем не менее, по приблизительным подсчетам, цифра достигает 600 тыс. человек. Ежегодные финансовые поступления исчисляются от 700 млн. до 1 млрд. долл., что является большим подспорьем социально-экономической жизни страны. Трудовая миграция - новое явление в социальной жизни наших государств, и, как результат, у простого народа еще не сложилось своего устойчивого мнения о трудовых мигрантах, что позволяет мелким политиканам-интриганам спекулировать на том вопросе. Безусловно, большой поток гастарбайтеров в Рос-
95
сию из всех бывших советских республик привел к определенному росту криминализации общества, но нападкам со стороны общества и правоохранительных органов подвергаются исключительно граждане государств Центральной Азии и Закавказья. На одной из встреч в Москве президент Таджикистана рассказал о работе правительства по урегулированию вопросов трудовой миграции. По его словам, сейчас существует несколько проблем, препятствующих жизнедеятельности таджикистанцев в России. Однако в большинстве случаев они возникают по вине самих мигрантов. России и другим странам СНГ прежде всего нужна квалифицированная рабочая сила, подчеркнул Э. Рахмон. Президент сказал, что для решения этой проблемы министерства труда и образования организовали в ПТУ специальные краткосрочные курсы для повышения профессиональных навыков, правовых знаний, знания русского языка и этикета потенциальных мигрантов. «Мы официально запросили у правительства России в 2008 г. для Таджикистана квоту на 800 тыс. человек».
3. Влияние третьих стран в регионе. После распада СССР перед Российской Федерацией возникла необходимость выработки до этого не существовавшего внешнеполитического курса в отношении государств Центральной Азии. Москва столкнулась в регионе с большой конкуренцией со стороны многих государств. Развитие новых отношений на политической арене в Центральной Азии способствовало появлению новой геополитической конфигурации. Одни государства начали активно сотрудничать с государствами Западной Европы, другие с мусульманскими странами - Ираном, Пакистаном и Турцией. Большие перспективы возлагались на сотрудничество с Индией и Китаем. Не вызвало восторга у Кремля появление американского воинского контингента в Узбекистане и Киргизстане, вскрывшее кризис, существовавший между государствами Центральной Азии и Россией.
4. Межэтнический (диаспора). На территории Таджикистана проживало 388 тыс. русских, что составляло 9% от общего числа населения страны. Они проживали преимущественно в городах Душанбе, Ходжент, Курган-Тюбе, Нурек, Исфара, Канибадам, Тур-сунзаде и т.д. После обретения независимости начался массовый отток не только самих русских, но и всего русскоязычного населения Таджикистана, в настоящее время русские составляют чуть более 1%, что равняется 68,2 тыс. Стремительная миграция русскоязычного населения породила независимому Таджикистану «новую»
96
проблему, т.е. в стране в одночасье появился дефицит высококвалифицированных специалистов в различных сферах общественной жизни. Длительное присутствие многочисленного русскоязычного населения наложило свой отпечаток на быт и характер местного населения. Доминирование русского языка способствовало восприятию модернизации таджикского общества. Высокий статус русского языка носит не декларативный, а реальный характер: сегодня в стране функционирует большое количество печатных средств массовой информации, часть передач на телевидении транслируются на русском языке, среди населения весьма популярными являются высшие и начальные учебные заведения с русским языком обучения.
«Политические институты и процессы: Мировые и российские тенденции», М., 2008 г., с. 65-72.
Д. Файзуллаев, кандидат экономических наук РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В ПОСТСОВЕТСКОЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
В настоящее время исламский экстремизм воспринимается как одна из самых серьезных угроз для мирового сообщества. В США, в России, во многих странах Европы и целом ряде других стран приняты законодательные акты, запрещающие на их территории деятельность радикальных исламских организаций. Особую актуальность в связи с этим приобретает исследование природы этого явления, причин его возникновения и активизации с начала 90-х годов прошлого века.
Феномен исламского радикализма имеет на постсоветском пространстве свою специфику. Его зарождение относится к концу 80-х - началу 90-х годов и связано непосредственно с распадом СССР. Эволюция ислама на постсоветском пространстве прошла несколько этапов: от религиозного подъема начала 90-х годов к постепенной его политизации и возникновению радикальных исламистских течений и группировок. Следует отметить, что в начале 90-х годов не только ислам, но и все конфессии, представленные в СССР, переживали возрождение интереса к ним, своего рода религиозный бум. Связано это было, прежде всего, с крушением прежних идеологических устоев советского общества. В условиях идео-
97