Научная статья на тему 'США vs. Россия в сотрудничестве с Таджикистаном в военно-политической сфере'

США vs. Россия в сотрудничестве с Таджикистаном в военно-политической сфере Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
113
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «США vs. Россия в сотрудничестве с Таджикистаном в военно-политической сфере»

Максим Старчак, член экспертного сообщества Постоянного представительства Российской Федерации при НАТО США УЭ. РОССИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ С ТАДЖИКИСТАНОМ В ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Таджикистан, граница которого с Афганистаном составляет 1200 км, оказался востребованным при проведении антитеррористической операции «Несокрушимая свобода». В начале 2002 г. РТ открыла воздушный коридор для пролета военно-транспортной авиации стран НАТО, к тому же 250 военнослужащих Франции были дислоцированы на территории гражданского аэропорта в Душанбе. Соединенные Штаты получили возможность использовать аэродромы Душанбе и Куляба для размещения своих подразделений. В страну зачастили американские конгрессмены, сенаторы, министры, руководители военных ведомств. У республики, являющейся непосредственным соседом Афганистана, возникли надежды на военно-техническую помощь Вашингтона в борьбе с терроризмом и наркотрафиком. Это подкреплялось отменой Конгрессом США эмбарго на поставку вооружений в Таджикистан. Вместе с тем Соединенные Штаты не обсуждали с Таджикистаном вопрос о размещении своей базы на его территории. Отчасти это было связано с тем, что, рассматривая с этой целью Куляб (бывшая советская база), Центральное командование США отвергло его из-за плохих условий и недостаточных площадей, хотя эта база могла предоставить кратчайший доступ к стратегически важной Пандж-шерской долине. Кроме того, Душанбе не мог дать определенный ответ, не решив проблему с военной базой России, переговоры по которой начались еще в 1999 г., хотя президент республики Э. Рах-мон потенциально был согласен с размещением американской военной базы при условии экономической выгоды. Как бы там ни было, Вашингтон предпочел не размещать свои военные базы в непосредственной близости от 201-й российской дивизии, хотя американские эксперты призывали Белый дом разместить в Таджикистане операционные структуры, чтобы усилить контроль над торговлей наркотиками и поддержку подразделений США в Афганистане в случае усиления движения «Талибан» или других антизападных исламистских групп.

Размещение ВС Соединенных Штатов должно было использоваться и как первый шаг в распространении американского влияния на территорию Индии, шаг, который заложил бы фундамент отношений безопасности между Нью-Дели и Вашингтоном. Впрочем, Душанбе получил выгоду от внимания Вашингтона к региону и без размещения военной базы. В 2003 г. Таджикистан стал последней страной Центральной Азии, вступившей в программу НАТО «Партнерство ради мира», что, по мнению министра обороны РТ Ш. Хайруллоева, оказалось новым толчком в развитии военного сотрудничества с западными странами. Благодаря развитию таких связей многие проблемы Вооруженных сил республики (подготовка кадров, обеспечение средствами связи, автотранспортом, вещевым и медицинским имуществом, инженерно-саперным оборудованием, оргтехникой и т.д.) постепенно решаются путем оказания безвозмездной помощи со стороны партнеров. Всего по данной программе США оказали помощь МВД республики на 15 млн. долл., а Министерству обороны (к 2005 г.) - почти на 25 млн. долл. С 2005 по 2007 г. для реконструкции, ремонта и оснащения 15 застав на границе с Афганистаном Вашингтон выделил Душанбе около 40 млн. долл. Готовность Соединенных Штатов взять на себя именно обустройство границ Таджикистана во многом связана с имеющимся опытом обучения сотрудников правоохранительных и правительственных структур республики. С 2002 г. не менее 326 сотрудников правительственных структур Таджикистана прошли подготовку на тренингах общей стоимостью обучения свыше 6 млн. долл.

Стремление к расширению сотрудничества с США вылилось в то, что Таджикистан не пролонгировал договор с Россией об охране государственной границы, а в ответ Вашингтон предложил Душанбе модернизировать его пограничные войска, обеспечить совместную охрану границы и создать таджикско-американские заставы. Американцы не стали охранять таджикскую границу, но приняли участие в модернизации пограничных служб республики; условием помощи в этой сфере, очевидно, был вывод российских пограничников. Учитывая то, что еще в 2003 г. шли переговоры по пролонгации договора об условиях их пребывания в РТ, Вашингтон предложил более выгодные условия. Между Москвой и Душанбе затягивается переговорный процесс по статусу 201-й российской дивизии. Под напором таджикских властей штаб этой дивизии и другие части стали переводить из центра столицы на ее

окраины. А Вашингтон начал здесь строительство комплекса сооружений посольства на сумму 63 млн. долл., предоставил кредит в 1 млрд. долл. и планирует реконструкцию военного аэродрома под Кулябом, таким образом еще сильнее привязывая к себе Таджикистан.

С 2001 до 2004 г. в военном сотрудничестве РТ и РФ наблюдался определенный спад. Приход военных США в регион и пример финансовых поступлений за американские военные базы в Киргизстане и Узбекистане вынудили Душанбе усилить давление на Москву. Власти РТ требовали некоторых преференций и затягивали переговорный процесс по вступлению в силу Договора о статусе и условиях пребывания российской военной базы на территории республики, подписанного еще в 1999 г. Начался военно-экономический торг, проходивший по принципу «инвестиции в обмен на базу», что подтверждает и председатель Державного союза России генерал-полковник Л. Ивашов. В частности, отвечая на вопрос о том, в чем причина столь длительных переговоров по созданию 4-й военной базы в Таджикистане, он указал, что «положение российских военных будет устойчиво до тех пор, пока в республике будет присутствовать российский экономический интерес. Россия не должна ограничиваться только лишь военным сотрудничеством».

Одновременно Душанбе добивался от России полного финансирования базы, переподчинения ее военнослужащих в чрезвычайных ситуациях Минобороны Таджикистана, а также списания государственного долга в 300 млн. долл. В переговорный процесс был внесен и вопрос об электронно-оптическом центре системы контроля космического пространства «Окно» («Нурек»), входящем в структуры противоракетной обороны ВС РФ. Этот объект построен во времена СССР и имеет стратегическое значение для безопасности всего СНГ. С выходом США из Договора по ПРО станцию активно модернизировали. Таджикистан стал предлагать России «Нурек» в собственность (статус объекта до того не был определен), настаивая на выплате 50 млн. долл. за его использование. В июне 2004 г. Россия и Таджикистан договорились создать постоянную базу. В августе того же года президенты двух стран подписали соответствующее соглашение, взамен 201-й дивизии была образована 201-я военная база. Ее объекты расположены в трех крупных населенных пунктах: Душанбе, Курган-Тюбе и Кулябе. Численность дивизии, а теперь базы, - около 6,5 тыс. человек,

из которых 15% составляют граждане Таджикистана. Однако количество военнослужащих не соответствует статусу базы. В дальнейшем планировалось довести их численность до 8,5 тыс. человек (такой и была численность дивизии). В составе базы у России имелось три мотострелковых полка, артиллерийский полк, танковый батальон и подразделения боевого обеспечения, в том числе отдельная вертолетная эскадрилья и авиационная группа. В практическом плане подразделения дивизии задействованы для прикрытия 11 оперативных направлений таджикско-афганской границы, охраны ряда важных объектов страны и российских учреждений. Дивизия имеет силы и средства ПВО. Однако совместное дежурство с ПВО Таджикистана не налажено, есть лишь разделение по зонам ответственности и взаимодействия.

Потребность России в том, чтобы уравновесить позиции с США, позволила Душанбе получить согласие Москвы на участие в восстановлении ключевой гидроэлектростанции республики - «Ро-гун», для завершения строительства которой тогда требовалось свыше 2,5 млрд. долл. При этом земля осталась закрепленной за базой, техника и вооружение также находятся в собственности РФ, с России не взимается плата за аренду и электричество. С получением официального статуса военной базы начали улучшаться и бытовые условия. К апрелю 2008 г., по словам тогдашнего командующего Приволжско-Уральским военным округом В. Болдырева, на обустройство 201-й базы Россия уже израсходовала свыше 2 млрд. рублей, а в ближайшее время планирует направить на эти цели еще около 1 млрд. Однако В. Болдырев отмечал, что быт военнослужащих, инфраструктура военных городков базы в Кулябе, Курган-Тюбе и Душанбе оставляют желать лучшего.

В счет погашения государственного долга Таджикистана в собственность России передана станция «Нурек». Земля, на которой она расположена, арендована на 49 лет с символической платой 30 американских центов в год. Но за этот объект Россия списывает 242 млн. долл. таджикского долга, что, по оценкам, меньше ее реальной стоимости. Тогдашний министр обороны РФ С. Иванов не скрывал своего удовлетворения от данной сделки и заявил: «Мы арендуем землю, на которой расположена база в Нуреке, на 49 лет с символической платой 30 американских центов в год. Это позволит космическим войскам чувствовать себя уверенно как минимум на протяжении ближайших 50 лет». Подписав эти военные соглашения, Таджикистан смог добиться от России инвестиций в 2 млрд.

долл. Тогдашний российский президент В. Путин отмечал: «...не думаю, что за последние 12-13 лет кто-то вкладывал такие деньги в Таджикистан». В качестве оплаты за оставшиеся 50 млн. долл. госдолга Россия должна получить пакет акций строящихся Сангту-динских ГЭС.

Кроме вышеперечисленного, важность обеспечения безопасности Таджикистана для России и военная база, по заявлению В. Путина, гарантируют стабильность российских инвестиций. Однако не ясно, почему, например, Германия, вкладывающая в экономику Нидерландов миллиардные инвестиции, не пытается развернуть военную базу в этой стране. Со своей стороны, МИД Таджикистана считает, что необходимость военного присутствия России в республике исходит из общей обеспокоенности и заинтересованности в решении проблем в Афганистане, в частности незаконного оборота наркотиков, искоренения экстремизма и терроризма.

В обмен на военное присутствие в Таджикистане РФ взяла на себя обязательство по модернизации ВС республики. Так, по словам первого заместителя министра обороны Таджикистана генерал-майора Р. Надырова, военные ведомства двух стран рассматривают возможность создания в РТ регионального центра по ремонту и модернизации артиллерийских систем и бронетанковой техники. Разумеется, речь идет о российском финансировании этого проекта, ведь именно «благодаря российской помощи удалось отремонтировать радиолокационные станции, входящие в состав национальной системы ПВО», - заявил генерал-майор. Кроме этого, стало очевидным, что за 201-ю базу и станцию «Нурек» Россия «заплатила» выводом пограничников с таджикской границы, о чем в августе 2004 г. было подписано соответствующее соглашение, хотя для Таджикистана присутствие пограничников РФ было выгодным - за все время их пребывания более 30 тыс. таджикских пограничников получили образование в военных вузах России.

Обосновывая способность Таджикистана отстаивать свою государственность без иностранного военного присутствия (в данном случае российского), начальник Управления международного военного сотрудничества Министерства обороны республики М. Хасанов подчеркнул, что не надо умалять и игнорировать роль и других государств, совместно отстоявших мир в Таджикистане, тем самым давая понять, что Душанбе не будет взаимодействовать исключительно с Россией, а намерен расширять военно-техниче-

ское сотрудничество и с другими странами, прежде всего с США. В июле 2005 г. российские пограничники, за исключением группы советников пограничной службы ФСБ (300 человек), были выведены из Таджикистана, а США практически полностью взяли на себя расходы погранслужбы, экспортных служб контроля, таможни, позиционируя свою помощь как поддержку суверенитета. Именно национальный контроль границы был условием выделения американской и иной западной помощи в ее обустройстве. Для таджикских пограничников стали проводить тренинги, совместные учения, предоставлять оборудование. Учитывая, что деятельность российских пограничников на 50% финансировал Таджикистан, в финансовом плане Душанбе легко согласился на «самостоятельную» охрану границы при помощи Вашингтона. Кажущаяся оперативность принятого решения объясняет то, что еще в сентябре 2003 г. тогдашний Генеральный секретарь НАТО Дж. Робертсон, побывав в Душанбе, обещал, что совсем скоро Североатлантический альянс и ОБСЕ откроют в Таджикистане учебный центр и займутся переподготовкой пограничников государств Центральной Азии.

Несмотря на передачу охраны границы таджикским военным, тогдашний президент России В. Путин выразил желание помочь «таджикским друзьям в укреплении госграницы. В этом заинтересованы, прежде всего, мы», - сказал он в ходе встречи с новым послом в РТ Р. Абдулатиповым в июне 2005 г. «Хорошо известно, что через афгано-таджикскую границу, к сожалению, до сих пор идет значительный поток наркотиков, направляемых и в Западную Европу, и в Российскую Федерацию», - отметил В. Путин. Однако дальше слов дело не пошло. Всю основную помощь погранслуж-бам Таджикистана стали оказывать США.

В итоге Таджикистан, создав российскую базу, сохранил достаточно хорошие отношения с Россией, а после вывода ее пограничников привлек США к сотрудничеству в сфере безопасности. В 2006 г. при поддержке Соединенных Штатов Всемирный банк списал государственный долг Таджикистана, а по предложению России - госдолг республики странам - членам «Большой восьмерки». Таким образом, Таджикистан не только не поссорился с Россией, но и списал долг, потребовал инвестиций и получил компенсацию от США за вывод российских пограничников, ожидая при этом усиления сотрудничества с Вашингтоном. Позже, когда Россия заключила выгодные военные соглашения, начались проблемы

с выполнением ее инвестиционных обязательств в таджикскую гидроэнергетику. Это косвенно свидетельствует о том, что именно из-за желания не только не потерять, но и усилить свой контроль Москва согласилась подписать соглашения об инвестициях в гидроэнергетику и алюминиевую промышленность РТ. С 2005 г. таджикские военные обучаются в российских военных вузах на льготных условиях (ежегодно более 80 человек безвозмездно и свыше 20 на льготной основе). РТ регулярно участвует в военных учениях ОДКБ, ШОС и двусторонних учениях с военными РФ.

Новый виток политической активности США в Таджикистане начался после назначения в декабре 2006 г. посла республики в США X. Зарифи министром иностранных дел РТ, что свидетельствовало о готовности Душанбе к расширению двустороннего сотрудничества. С учетом продолжающейся кампании в Афганистане в мае 2007 г. НАТО приняла решение увеличить транзит грузов через Таджикистан. При этом России были даны заверения об отсутствии намерений увеличить фактическую численность контингента Североатлантического альянса в Таджикистане. В обсуждении этого вопроса принял участие представитель НАТО Р. Симмонс, в мае 2007 г. посетивший Душанбе. Усиление внимания к Таджикистану в целях поддержания антитеррористической кампании в Афганистане было подтверждено в ходе визита в июне 2007 г. очередного высокопоставленного лица - командующего Центральным командованием США адмирала У. Фэллона, который провел переговоры с президентом Э. Рахмоном и другими лицами, ответственными за вопросы национальной безопасности. И хотя речь не шла об открытии еще одной американской базы, о чем упорно говорят уже несколько лет после ухода США из Узбекистана, расширение сотрудничества в плане использования аэропортов стало возможно. Теперь известно, что к 2010-2011 гг. Пентагон надеется закрепиться на аэродроме в Хороге (на границе с КНР). Предлог - ремонт взлетно-посадочной полосы на случай ЧП в воздухе с самолетами международной коалиции в Афганистане.

Можно предположить, что активизация Вашингтона связана с расширением военного присутствия Москвы в регионе, в частности с подписанными соглашениями о размещении российских военных объектов. При всем этом, по словам С. Сафарова, заместителя директора Центра стратегических исследований при президенте Таджикистана, когда республика придерживается многовекторной политики, эта политика срабатывает и в военной области.

Однако, по его же утверждению, учения, которые проводились с Россией и Китаем, были очень широкими, а учения с США - символическими. Кроме того, составленный список частей и подразделений, готовых к участию в операциях и учениях в рамках программы «Партнерство ради мира», практически не задействован. Вооружения и командная структура остается советской/российской, что мешает развитию сотрудничества в этой сфере. Да и для НАТО Таджикистан не будет иметь первостепенного значения, так как республика по-прежнему страдает от экономического застоя, у нее нет средств для полноценного военного сотрудничества.

В 2007 г. при поддержке США международные финансовые институты предоставили Таджикистану кредиты на 1 млрд. 43 млн. долл. и гранты - 145,3 млн. долл., что составляет свыше двух бюджетов страны. Сами США в 2007-2008 гг. довели финансовую помощь РТ до 50 млн. долл. После усиления финансового кризиса и смены администрации Белого дома Соединенные Штаты попытались прозондировать возможность дальнейшего повышения своего влияния в регионе в связи с усилением фактора Афганистана во внешней политике Вашингтона. В середине ноября 2008 г. Душанбе посетил представитель Госдепартамента США Дж. Крол. На встрече с президентом Э. Рахмоном он заявил, что смена американской администрации не отразится на политике Вашингтона в отношении Центральной Азии, поскольку регион имеет чрезвычайное значение для стабильности всей Азии. Дж. Крол заверил президента, что объемы финансовой помощи государствам региона, невзирая на мировой кризис, не уменьшатся. (Кстати, финансовый кризис оказал заметное влияние на Таджикистан, самую бедную страну Центральной Азии. Из-за тяжелой ситуации в сфере энергетики РТ, обесценивания хлопка на мировых рынках и соответственно снижения бюджетных поступлений президент Э. Рах-мон вынужден был просить помощи у стран Востока на Международной конференции по финансированию развития, которая проходила в столице Катара - Дохе. Кроме того, он обратился к России с просьбой увеличить квоты для таджикских гастарбайтеров и амнистировать мигрантов, нарушивших визовый режим. Учитывая огромное влияние заработков мигрантов для жизни таджикских семей, это также весьма важно.)

Возвращаясь к визиту Дж. Крола в Душанбе, отметим, что речь не шла об открытии военной базы США. Он больше упоминал

о том, что правительство США оказывает помощь в укреплении безопасности границ Таджикистана и поддерживает соответствующие ведомства. В частности, он указал, что в рамках программы «Экспортный контроль и безопасность границ» в 2008 г. правительство, посольство и корпус военных инженеров Соединенных Штатов передали таджикской таможенной службе мобильное, рентгеновское и иное оборудование на 6,729 млн. долл. Дж. Крол не забыл и о том, что 22 августа 2008 г. посол США в Таджикистане Т.Э. Джейкобсон и министр иностранных дел РТ X. Зарифи подписали два документа, в рамках которых Душанбе получит 13,4 млн. долл. на укрепление сферы безопасности и охрану провопорядка. Более того, в начале мая 2009 г. стороны подписали дополнения к Межправительственному соглашению о сотрудничестве в сфере контроля над наркотиками и охраны правопорядка, которые предусматривают выделение дополнительных средств на решение этих задач.

Возможно, используя финансовые сложности, Душанбе пытался предложить Вашингтону развитие военного сотрудничества. В интервью «Еига81а№1;» сотрудник Государственного научно-исследовательского центра, пожелавший остаться неизвестным, сказал, что власти РТ готовы разместить иностранные базы. «Таджикистан может предоставить не только технические возможности, но и свою территорию для размещения баз. В настоящее время страна крайне заинтересована в мирном соседстве, а сейчас это может гарантировать лишь американское присутствие на границе (с Афганистаном). Если встанет вопрос об открытии американской авиабазы в стране, решение, без сомнения, будет положительным». Большое значение база имеет и для выживания республики в условиях нестабильной экономической ситуации. Эта база стала бы дополнительным источником денег для местной экономики, говорит старший экономист Министерства экономики и торговли РТ X. Умаров. Сегодняшняя ситуация «не является жизнеспособной экономической моделью, поскольку она делает Таджикистан зависимым от российской экономики. Сотрудничество с США в дополнение к созданию новых рабочих мест поможет усовершенствовать базу знаний таджикских предпринимателей», - считает X. Умаров. Однако Вашингтон вряд ли готов к дополнительным расходам, связанным с открытием новой военной базы. По словам посла США в Таджикистане Т.Э. Джейкобсон, у США нет намерений открывать новые базы в Центральной Азии. Тем более это невозможно в ус-

ловиях мирового финансового кризиса. Несмотря на то что этот кризис не повлияет серьезно на уровень американской помощи республике, «в этом (2009) финансовом году идет небольшое снижение бюджета - от 31 млн. долл. в 2008 до 29 млн. - в 2009 г.».

Кроме того, в 2005 г. России удалось добиться соглашения с государствами - членами ОДКБ, в соответствии с которым члены этой структуры обязаны консультироваться друг с другом в случае запроса третьей стороны о развертывании на территории государства-участника военных баз. Вряд ли Москва даст согласие на создание американской базы в Таджикистане после вывода военного объекта США из Киргизстана. После ухода из Узбекистана Вашингтон пытался закрепиться на аэродроме в Хороге, но этого не произошло.

После революционной смены власти в Киргизстане и андижанских событий в Узбекистане официальный Душанбе, желая сохранить власть, осознал необходимость поддерживать боеготовность ВС страны. (Кстати, еще до того, в апреле 2003 г., главы стран ОДКБ договорились о взаимных поставках вооружения и военной техники на льготных условиях.) Учитывая это и то, что все виды вооружений республики - российского производства, очевидным шагом стало перевооружение армии за счет РФ. К тому же Душанбе связан с Москвой соглашением о сотрудничестве в организации производства, ремонта и утилизации вооружений и военной техники. В 2006 г. Россия передала ВС Таджикистана четыре вертолета: два ударных Ми-24 и два транспортно-боевых Ми-8. В целом российская военно-техническая помощь Таджикистану составила в этом году 26 млн. долл. Осенью 2007 г., в ходе посещения 201-й военной базы, министр обороны РФ А. Сердюков заявил, что перевооружение таджикских войск пройдет путем передачи им боевой техники и вооружения российской базы. Сама же 201-я база, по словам министра, будет полностью перевооружена и оснащена новейшими образцами вооружения и техники. Напомним, что стоимость имеющихся вооружений российской военной базы оценивалась приблизительно в 1 млрд. долл., что равно почти трети ВВП Таджикистана (3,5 млрд. долл. в 2008 г.).

Процесс военно-технической помощи усиливает значение 201-й базы и в целом роль РФ как гаранта безопасности и стабильности в Таджикистане и во всей Центральной Азии. Россия же со своей стороны продолжает привязывать таджикские ВС к своим вооружениям, а значит, и к получению военного образования в

России для качественного обслуживания и эксплуатации полученной техники. При Российско-таджикской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству функционирует объединенная подкомиссия по военно-техническому взаимодействию. 12 ноября 2008 г. состоялась ее очередная сессия, на которой, по словам главы пресс-центра Министерства энергетики и промышленности Таджикистана Т. Азизовой, был рассмотрен проект соглашения между странами о взаимодействии при экспорте продукции военного назначения в третьи страны, о совместном использовании производственных объектов государственного унитарного предприятия «Завод Заря Востока» для выпуска оборонной продукции. «Также в повестку дня заседания включены вопросы совершенствования нормативно-правовой базы военно-технического сотрудничества, урегулирования задолженности за подготовку военных кадров и технического персонала для Таджикистана в военных учебных заведениях Минобороны РФ, организации ремонта и модернизации бронетанковой техники, ракетно-артиллерийского вооружения российского производства с привлечением предприятий Таджикистана», - сообщила Т. Азизова. Кроме того, был обсужден ход реализации соглашения о сотрудничестве в сфере безопасной утилизации изделий и отходов твердого ракетного топлива, а также реализации соглашения о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества. Очевидно, Россия стремится взять под свой контроль оборонную промышленность РТ, а Душанбе - погасить долги за подготовку военнослужащих и получить возможность загрузить свои заводы контрактами на модернизацию вооружений.

Разумеется, подобные поставки очень важны для Таджикистана, и он понимает, что Россия во многом вынуждена осуществлять их. Москва крайне заинтересована и далее выступать в роли гаранта безопасности не только республики, но и региона в целом, а в условиях активизации Вашингтона в ЦА пойдет на многое с целью еще больше привязать Душанбе к себе. Однако американские издания выражают недоумение по поводу развертывания сил ПВО России в Таджикистане, так как основные угрозы безопасности республики исходят из Афганистана, который явно неспособен угрожать ракетами. Очевидно, Москва стремится не столько усилить свое влияние в республике, которое и так достаточно сильно, сколько не допустить в РТ других игроков с их базами, что воз-

можно при ухудшении российско-таджикских отношений. В то же время забывают, что Таджикистан - член СНГ и участвует в создаваемой Объединенной системе ПВО государств Содружества. ВВС и ПВО республики способны получать всю информацию о воздушной обстановке над территорией СНГ, аналогичную той, которая есть на Центральном командном пункте ВВС России. Соответственно и оснащение ВС Таджикистана средствами ПВО призвано укрепить позиции СНГ в целом и России в частности. Следует упомянуть и о том, что в начале 2009 г. депутаты Государственной думы РФ проголосовали за ратификацию Протокола о механизме оказания военно-технической помощи государствам - членам ОДКБ в случае возникновения угрозы агрессии или совершения таковой. Как заявил первый замминистра обороны РФ А. Колмаков, объем безвозмездной военно-технической помощи со стороны России по этому протоколу для Таджикистана составляет 315,5 млн. рублей.

С 2002 г. аэродром в Айни находился на реконструкции при участии Индии, которая вложила в этот проект около 20 млн. долл. Работы вели около 150 индийских военных специалистов, главным образом из инженерных войск и вспомогательных подразделений. В декабре 2005 г. министр обороны РФ С. Иванов заявил, что на проходивших тогда российско-индийско-таджикских переговорах обсуждался вопрос о создании на территории Таджикистана российско-индийской авиабазы, где Индия планировала разместить 12 истребителей-бомбардировщиков МиГ-29. По мнению профессора Военного колледжа армии США С. Бланка, привлекая Индию к участию в этой организации Москва явно преследовала цель сдержать усиление влияния Пекина в Центральной Азии, а также, возможно, усилить военную составляющую в ШОС, где Индия стала наблюдателем. Однако ситуация кардинально изменилась: Индия активизировала несколько забуксовавшие военные отношения с США. После этого индийские самолеты в Таджикистане стали для Москвы нежелательной перспективой. По словам того же С. Бланка, Москва начала оказывать давление на Душанбе, чтобы администрация Э. Рахмона аннулировала контракт с Индией. Действительно, формирование первой зарубежной базы ВС Индии тормозится с 2006 г. таджикской стороной, возможно не желающей видеть индийские ВВС на своей территории. Официальный представитель Министерства обороны республики Ф. Махмадалиев заявил, что участие Индии в реконструкции военного аэродрома Айни под Душанбе не означает создания там ее военной авиабазы. При

этом Махмадалиев ссылался на неоднократные заявления президента Э. Рахмона о том, что в Таджикистане не было, нет и не будет иностранных военных баз, кроме уже существующей российской. К тому же Таджикистан не желает ухудшать отношения с Пакистаном, который поддерживает войска НАТО и антиталибскую коалицию в Афганистане. Напомним, что в 2007 г. РФ начала передислокацию из аэропорта Душанбе в Айни, как это определено базовым договором между двумя странами о статусе и условиях пребывания российской военной базы на территории Таджикистана. Кроме российской авиатехники, согласно договору, в Айни будут размещены и таджикские ВВС. Однако Дели и по сей день лоббирует свое присутствие на этой авиабазе. Москва пыталась настоять на единоличном присутствии в Айни.

Страдая от недофинансирования со стороны международных структур и стран, Таджикистан решил получить необходимые денежные средства и другим путем, подтвердив стратегический вектор на Россию и развеяв надежды США на возможность их присутствия на своей территории. Однако и Москве не удалось настоять на своих условиях, тем не менее в конце августа 2008 г. договор о расширении военного и военно-технического сотрудничества был подписан. В частности, предусматривается, что Россия будет совместно с таджикской армией использовать в военных целях аэропорт Гиссар. В ходе переговоров глава МИД Таджикистана X. Зарифи заявлял, что в этом вопросе республика намерена отстаивать свои интересы. И действительно, Москве пришлось дорого заплатить за присутствие в Гиссаре. Она заявила о готовности достроить аэродром, возобновить строительство Рогунской ГЭС (что России предложили еще в начале июня 2008 г.) и передать таджикским ВС вооружения 201-й базы. Отказав РФ в единоличном владении базой, Душанбе, возможно, намерен оставить себе поле для маневра, чтобы в случае возникновения проблем оказывать давление на Москву возможностью пригласить в Гиссар других претендентов и их военных. Тем не менее пока именно Россия вошла в Гиссар, значит, усилила свое влияние в регионе, сохранив дальнейшее развитие событий под своим контролем.

Но прошло уже несколько месяцев, а вопросы с базированием в Таджикистане российской военной авиатехники не решены. Рейсы военно-транспортной авиации в эту страну отменены, поскольку за пролет и посадку самолетов ВТА Душанбе просит от ВВС РФ оплату по мировым ценам. По словам X. Зарифи, стороны

ведут переговоры относительно дальнейшего статуса и формы пребывания военной базы. В ходе состоявшегося в августе 2008 г. официального визита президента России Д. Медведева в Таджикистан главы государств обсудили вопрос о дальнейшем функционировании 201-й военной базы. Сейчас над этими вопросами работают эксперты двух стран. Одно из требований Душанбе по безвозмездному базированию российских ВС в Гиссаре - строительство ГЭС средней мощности (около 600 МВт). Стоимость этого проекта, по оценкам экспертов, составляет около 0,8 млрд. долл. Для сравнения: весь ВВП страны на 2009 г. равен 6 млрд. долл., т.е. РФ должна обеспечить свыше 10% роста ВВП Таджикистана. Москва на это, конечно, не пойдет. И если строительство ГЭС начнется, то на коммерческих взаимовыгодных условиях.

Осложнить отношения с Таджикистаном могло то, что в ходе пребывания в Ташкенте (в начале 2009 г.) президент России Д. Медведев публично выразил солидарность с обеспокоенностью Узбекистана строительством ГЭС в соседних странах, что, по мнению Ташкента, угрожает катастрофическими последствиями расположенным ниже по течению трансграничных рек территориям республики. Без сомнения, подразумевалась и строящаяся при участии России Рогунская ГЭС. МИД Таджикистана ответил нотой, в которой выразил недоумение заявлением президента РФ об условиях строительства ГЭС, а Э. Рахмон даже грозил отказаться от поездки в Москву на двустороннюю встречу и участия в саммите ОДКБ - ЕврАзЭС. Однако внутренние социально-экономические проблемы все же заставили Э. Рахмона совершить визит в Москву. Одна из проблем нынешних двусторонних отношений заключается в том, что рабочих мест в России становится все меньше и оставлять на своей территории значительное количество таджикских трудовых мигрантов все сложнее. Эта проблема, а также тяжелый энергетический кризис в Таджикистане вынудили Э. Рахмона лично искать помощь в дальнем зарубежье. В феврале 2009 г. он посетил штаб-квартиру НАТО в Брюсселе, где заявил, что НАТО как одна из важных составляющих в обеспечении безопасности в Афганистане должна наладить активное сотрудничество прежде всего со странами-соседями - Ираном и Таджикистаном (особенно), так как он имеет протяженную границу с Афганистаном. Этим президент всего лишь хотел сказать, что Таджикистан дал согласие на использование своих железнодорожных и автомобильных магистралей для транзита невоенных грузов в Афганистан, т.е. он просто

предлагал возможности транзита в обмен на очередные инвестиции в республику, оказавшуюся под прессом мирового кризиса. Тяжелая ситуация в стране не позволяет Э. Рахмону требовать, а вынуждает идти на компромиссы. Действительно, прибыв в Москву, президент РТ не стал поднимать вопрос о взимании арендной платы за пребывание российской базы, а РФ не ужесточила миграционную политику, держа в уме значение этой темы для таджикских граждан, работающих в России. Кроме того, источники в администрации президента РФ утверждают, что Э. Рахмон в очередной раз заявил: размещения военных баз НАТО и США на территории страны не будет.

Активизация соперничества России и США в Таджикистане подтверждается и тем, что в конце апреля 2009 г. республику посетила делегация членов Парламентской ассамблеи НАТО во главе с Генеральным секретарем Д. Хоббсом. (Это было первое взаимодействие депутатов Таджикистана и стран Альянса.) А через два дня в Душанбе прибыл с визитом Генеральный секретарь ОДКБ Н. Бордюжа, который обсудил с руководством республики наиболее важные вопросы военно-технического сотрудничества и подготовки военных кадров для таджикских ВС.

Таджикистан считает себя одним из самых верных союзников России, который никогда не размещал на своей территории американских военных баз и не форсировал военное сотрудничество с НАТО. Взаимодействие в военно-политической сфере с Москвой, по мнению X. Зарифи, является основой двустороннего сотрудничества. «Здесь у нас практически нет никаких проблем, равно как их нет в области международной и региональной политики. Долговременный и прочный характер двустороннего сотрудничества определяется геополитическими факторами, сохранением существующих вызовов безопасности и стабильности в регионе».

В то же время, по оценкам некоторых экспертов, Таджикистан считается наиболее прозападным государством региона. Положительно расцениваются меры, предпринятые президентом Э. Рахмоном: наделение службы безопасности особыми полномочиями для противодействия исламским фундаменталистам и принятие репрессивных мер в отношении инструкторов подпольных медресе, подозреваемых в прозелитизме. Однако это скорее оценка способности Душанбе выстраивать настолько взаимовыгодные отношения, насколько это не угрожает отношениям с Москвой. Таджикистан зависит от внешней помощи, в том числе военной. Как

отмечает X. Зарифи, в решении вопросов безопасности страны необходимо активное участие международного сообщества для формирования и обучения национальной армии, полиции и других силовых структур, которые в дальнейшем будут оплотом обеспечения мира, стабильности и спокойствия в республике. Так, Франция присутствует на военной базе, Индия реконструирует аэродром, Китай безвозмездно выделяет миллионы долларов на материально-техническое оснащение ВС и обеспечивает стажировку таджикских военнослужащих в своих военно-учебных заведениях, Иран оказывает содействие в подготовке военных кадров, Япония выделяет сотни тысяч долларов на расчистку минных полей в республике.

России важно сохранить за собой Таджикистан, а значит, стремление Душанбе связывать решение экономических проблем с расширением военного сотрудничества и намеки на возможность присутствия базы США будут и дальше заставлять Москву принимать многие условия Душанбе. Так, в свое время бывший посол России в республике Р. Абдулатипов отметил: «Мы против политики по принципу "свой - чужой" и поддерживаем президента Республики Таджикистан Э. Рахмона, который, провозгласив "политику открытых дверей", демонстрирует готовность сотрудничать со всеми странами. Но нельзя допустить в Центральной Азии господство инструментов блоковой политики прошлого, которую пытаются внести сюда сегодня НАТО, ОБСЕ и другие игроки».

Россия в Таджикистане определенно выигрывает военное соперничество у США и других стран Запада, что подтверждают две возможные военные базы, полное снабжение вооружением и обучение таджикских военных. РФ по-прежнему остается приоритетом внешней политики РТ, и многие предложения о сотрудничестве Душанбе прежде всего направляет Москве. Хотя обе стороны прекрасно понимают, что у Кремля не так много ресурсов, а иногда и экономической заинтересованности положительно откликнуться на эти инициативы. Все это опять приводит к заключению о возможном усилении роли США, Китая (с его миллиардными инвестициями) и превращении РФ всего лишь в одного из региональных игроков. Вместе с тем Россия по-прежнему обладает историческим карт-бланшем для усиления своего влияния в республике, которая помнит об общем прошлом и понимает роль РФ в прекращении гражданской войны в Таджикистане.

«Центральная Азия и Кавказ», Лулео (Швеция), 2009 г., № 3, с. 20-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.