реагировать на происходящее, - с горечью замечает правозащитник Чолпон Джакупова. - Если при предыдущих режимах он власть ненавидел, то теперь презирает». Но при определенных обстоятельствах и умелом манипулировании эта кажущаяся пассивность может оказаться сухим хворостом для очередного народного, а то и вновь межэтнического пожара. Безвременно скончавшаяся известная исследовательница Центральной Азии Санобар Шерматова писала о причинах кровавых ошских событий в июне прошлого года: «Это была невиданная по масштабу и наглости криминальная акция, ретушированная впоследствии под межнациональный конфликт». По мнению Шерматовой, именно действия мафиозных структур, поддержанные людьми из власти, привели к резкому разделению страны на киргизов и узбеков с последующей мобилизацией киргизского этнонационализма.
Ситуация усугубляется острым продовольственным кризисом. Неурожай 2010 г., вызванный в том числе послереволюционным хаосом, и сезонный всплеск инфляции весной привел к резкому росту цен на зерно. По данным Всемирного банка, с июня прошлого года оно подорожало на 54%. Природа киргизского «кетсинизма» лишь на первый взгляд похожа на сущность арабского бурления. Стремление к «справедливому парламентаризму» в Киргизии зачастую выглядит лишь формой, в которую коррумпированная и полукриминальная элита облекает стремление оторвать кусок властного пирога, который в бедной, практически лишенной ресурсов стране, живущей в основном за счет внешних заимствований, становится все тоньше и тоньше. Если такая ненасытность станет причиной новой революции - «Тюльпана-3», как ее уже называют, - Киргизия потеряет шанс стать состоявшимся единым государством, распад страны на Север и Юг станет реальностью.
«Россия в глобальной политике», М., 2011 г., т. 9, с. 131-133.
Марат Лаумулин,
доктор политических наук (Казахстан) США УКРЕПЛЯЮТ СВОИ ПОЗИЦИИ В ТУРКМЕНИСТАНЕ И ТАДЖИКИСТАНЕ
Как отмечают западные наблюдатели, в последнее время Туркменистан стал новой ареной соперничества России и США в
ЦА: речь идет прежде всего о борьбе за выбор между конкурирующими проектами «Набукко» и Прикаспийского трубопровода. Кроме того, говорят о конкуренции в отношении подготовки военных и поставки техники; Россия продолжает попытки вовлечь Туркменистан в военные связи, например посредством его участия в Объединенной системе ПВО государств СНГ. В свою очередь, США продолжают проявлять интерес к созданию авиабаз в Туркменистане, территория которого имеет немаловажное значение для операции в Афганистане как транспортно-транзитный коридор. Расширяя сотрудничество с Туркменистаном, США руководствуются не столько своими интересами, сколько стремлением обеспечить энергетическую безопасность Европы. С этой целью американские компании, поощряемые правительством, намерены увеличить участие в разработке туркменских месторождений. В марте 2010 г. в Ашхабаде был проведен Международный бизнес-форум по проблемам добычи углеводородов в Туркменистане, что способствовало дальнейшему укреплению экономических контактов между двумя государствами.
Американские аналитики полагают, проводя параллель с Грузией, что географическое положение Туркменистана дает ему возможность «оторваться» от России в силу следующих обстоятельств. 1. Туркменистан не граничит с Россией (более того, основная часть населения сосредоточена на крайнем юге страны, т.е. на максимальном удалении от России). 2. Страна имеет границу с еще одной крупной региональной державой - Ираном. 3. Инфраструктура, соединяющая Туркменистан с Россией, проходит через два государства. 4. Россия зависит от экспорта туркменского газа (а не наоборот), что значительно осложняет ее попытки усилить свое влияние в республике.
Туркменистан сможет сыграть весьма важную роль в осуществлении американских планов по созданию новых маршрутов для поставки грузов в Афганистан в обход России. Однако переправлять грузы и личный состав по железной дороге из Турции через Грузию и Азербайджан, затем доставлять их по Каспийскому морю в туркменский порт и далее по суше - в Афганистан будет совсем не просто. Между тем Туркменистан не проявляет особого стремления к более тесным связям с США. Ситуация может измениться только в том случае, если удастся наладить личный контакт между президентами двух стран. При этом следует отметить, что новый президент Туркменистана Г. Бердымухаммедов довольно активно проявил себя во внешней политике, впервые посетив
штаб-квартиру НАТО в Брюсселе, где стороны договорились углублять связи в нескольких ключевых областях.
Пентагон продолжает надеяться на развитие сотрудничества с Ашхабадом. В июне 2008 г. командующий пятым флотом Центрального командования США вице-адмирал К.Дж. Косгриф и контр-адмирал У. Гортни посетили Ашхабад, где встретились с министром обороны и главой Государственной пограничной службы республики. Однако руководство Туркменистана так и не сделало никаких решительных шагов в направлении налаживания военного сотрудничества с США, так как, скорее всего, по-прежнему опасается за сохранность своей власти (в 2008 г. в связи с предполагаемой попыткой переворота прозвучало предположение о возможном западном вмешательстве).
Туркменистан представляет интерес для военного руководства США не только из-за его общей границы с Афганистаном; на территории республики неподалеку от афганской границы находятся пустующие военные объекты, которые могли бы стать потенциальной заменой базе «Манас». Однако в настоящее время Ашхабад не доверяет Западу и не заключает с ним никаких сделок. США и ЕС надеются, что при нынешнем лидере Ашхабад станет гораздо более «прозападно ориентирован» и в своей внешней политике будет развивать именно европейский вектор.
Как и прежде, главной задачей для Запада является переориентация газовых потоков из Туркменистана в сторону Европы и снижение зависимости этой республики от трубопроводов, идущих через российскую территорию. Спецпредставитель Госдепартамента США Р. Морнингстар, регулярно посещающий Ашхабад, неоднократно пытался убедить туркменского президента в важности партнерства с Вашингтоном, прежде всего, в энергетической сфере, ставя в пример энергетическое сотрудничество между США и Казахстаном. Американская сторона все время дает понять, что чем активнее туркменское руководство будет «впускать» ее компании в республику, тем интенсивнее будут развиваться политические и военные связи между двумя государствами. Афганская операция сил коалиции и опосредованное участие в ней Туркменистана (разного рода транзитные и снабженческие услуги) позволяет республике рассчитывать на расширение делового и инвестиционного партнерства с США. Туркменское руководство предложило ЕС рассмотреть вариант доставки газа из Туркменистана в Европу через Иран, используя недавно проложенный газопровод из Довлетабада, пропускная способность которого состав-
ляет 12 млрд. м3 газа в год, в обход территории Азербайджана (с ним у Туркменистана имеются серьезные противоречия касательно принадлежности ряда районов акватории Каспия), но США выступили категорически против подобного варианта.
Таджикистан. Новый виток политической активности США в Таджикистане начался после назначения в декабре 2006 г. министром иностранных дел республики бывшего посла в США X. Зарифи, что свидетельствовало о готовности Душанбе к расширению двустороннего сотрудничества. В мае 2007 г. НАТО приняла решение увеличить транзит грузов через Таджикистан для продолжающейся военной кампании в Афганистане. При этом Россию заверили в отсутствии намерений увеличить фактическую численность контингента Североатлантического альянса в Таджикистане. В обсуждении этого вопроса принял участие представитель ЦДТО Р. Симмонс, посетивший Душанбе в мае 2007 г. В связи с расширением афганской операции Таджикистан фактически может стать главным партнером и союзником США в ЦА. Следует отметить, что в последнее время сотрудничество между Вашингтоном и Душанбе значительно активизировалось, однако таджикская сторона пока не сделала каких-либо конкретных заявлений, позволяющих Соединенным Штатам рассматривать Э. Рахмона в качестве надежного и предсказуемого партнера. К тому моменту, когда американцы дали понять, что открыты для переговоров со всеми заинтересованными странами ЦА по вопросам транзита военных и невоенных грузов, а также создания пунктов «временного базирования», таджикское руководство высказало свое явное недовольство позицией России относительно давно уже планируемого сооружения Рогунской ГЭС.
США уже давно перестали критиковать внутреннюю политику Э. Рахмона; они предпочитают выжидать, пока не станет ясно, как будут разворачиваться события вокруг афганской миссии сил коалиции. Не следует упускать из виду, что на данном этапе Таджикистан важен для США не как объект каких-либо выгодных экономических инвестиций, а как стратегический плацдарм против талибов в Афганистане. И от того, в какой форме будет развиваться взаимодействие между Вашингтоном и Душанбе, и будет зависеть, перейдет ли Таджикистан в категорию «новых партнеров» США в ЦА (включая и возможное размещение в республике военных баз). США уже оказывают Таджикистану существенную экономическую помощь; так, было построено два моста через пограничную реку Пяндж и два других моста, связавших республику с
Афганистаном. Для Таджикистана, который уже давно зажат транспортной блокадой со стороны Узбекистана, выход к берегам Индийского океана через Афганистан имеет огромное значение.
Ситуация с сотрудничеством между США и Таджикистаном в настоящее время кардинально меняется, поскольку доведение афганской операции до «логического конца» является для администрации Б. Обамы одним из внешнеполитических приоритетов. Сегодня американцы могут предложить подобное расширенное сотрудничество (в том числе создание военных баз США) любому государству ЦА. У Душанбе есть возможность обусловить свою помощь странам коалиции выгодными для себя экономическими проектами. США предложили таджикскому руководству самую разнообразную помощь, и Душанбе, располагая крайне скудными финансовыми ресурсами, не может от нее отказаться; на данном этапе общая сумма средств, выделенных Америкой республике, уже превысила 1 млрд. долл., и в принципе эта цифра в дальнейшем может быть увеличена.
У Таджикистана есть неплохой шанс предложить США разместить на своей территории как минимум пункты обслуживания войск, участвующих в операции в Афганистане, и в данном случае надо действовать оперативно. Помимо строительства новых мостов и финансовой поддержки в осуществлении дежурных программ помощи в различных сферах, от США можно было бы добиться выделения траншей на строительство и той же Рогунской ГЭС, и других гидроэнергетических объектов. Естественно, в этом случае американцы попытаются не просто выделить определенные средства, а инвестировать их в виде своих технологий и оборудования. Чтобы обезопасить себя от афганской нестабильности и реализовать проекты по сооружению энергетических объектов, Таджикистану придется принять нестандартные политические решения.
После «расцвета» финансового кризиса и смены администрации в Белом доме США попытались прозондировать возможность дальнейшего усиления своего влияния в регионе ЦА. Это было связано с расширением военной операции в Афганистане. В середине ноября 2008 г. Душанбе посетил представитель Госдепартамента США Дж. Крол. На встрече с президентом Таджикистана он заявил, что смена американской администрации никоим образом не повлияет на политику Вашингтона в отношении ЦА, имеющей чрезвычайное значение для стабильности всего азиатского континента; Дж. Крол заверил Э. Рахмона, что, несмотря на
мировой кризис, объемы финансовой помощи государствам региона не уменьшатся. Положительно расцениваются меры президента Э. Рахмона по обеспечению стабильности в республике: наделение службы безопасности особыми полномочиями для противодействия исламским фундаменталистам и принятие репрессивных мер в отношении инструкторов подпольных медресе, подозреваемых в прозелитизме.
Следует отметить, что республика считает себя одним из самых верных союзников России: Таджикистан никогда не размещал на своей территории американских военных баз и не форсировал военное сотрудничество с НАТО, а все предложения о сотрудничестве направляются в первую очередь Москве. Кроме того, Россия имеет хорошие шансы на победу в соперничестве за военное влияние в Таджикистане; она имеет две военные базы на территории республики, а также осуществляет вооружение и обучение таджикских военных.
В то же время, по оценкам некоторых экспертов, Таджикистан считается наиболее прозападным государством региона, несмотря на попытки Москвы оказать давление на Э. Рахмона. Отношения с Россией по-прежнему остаются одним из приоритетов внешней политики Таджикистана. Однако обе стороны прекрасно понимают, что Россия далеко не всегда экономически заинтересована в осуществлении тех или иных совместных проектов или не обладает достаточными финансовыми ресурсами для их осуществления. Подобная ситуация может перевесить чашу весов в пользу США и Китая с его миллиардными инвестициями и превратить Россию всего лишь в одного из региональных игроков.
В начале февраля 2010 г. в Вашингтоне состоялись двусторонние политические консультации между Таджикистаном и США, в ходе которых планировалось рассмотреть вопросы о политико-экономической ситуации в регионе, реализации водно-энергетических и транспортных проектов, а также ситуации в Афганистане. Таджикские власти готовы предложить США инвестиционное участие в различных отраслях экономики страны, прежде всего в энергетике; в Душанбе прекрасно понимают, что заокеанских партнеров можно заинтересовать теми проектами, которые так или иначе связаны с Афганистаном. По мнению экспертов, происходит плавный разворот Таджикистана в сторону США: не дождавшись помощи от Москвы, в Душанбе обратили взоры на Вашингтон.
По мнению ряда аналитиков, в условиях тяжелой экономической ситуации у президента Рахмона остается все меньше возможностей удерживать контроль над страной; Душанбе волнует лишь один вопрос: откуда можно получить деньги. Сегодня основными источниками необходимой республике финансовой помощи являются США и Китай (он, в отличие от США, заинтересован лишь в получении экономической выгоды, без политической составляющей); Россия самоустранилась, а ЕС выделяет небольшие кредиты и гранты, которые не могут оказать существенного влияния на внутриполитическую и экономическую ситуацию в стране. США в Таджикистане «работают» по традиционной схеме: выделяются гранты на развитие институтов гражданского общества, проведение реформ структуры самоуправления и поддержку общественной деятельности политиков. Кроме того, республика получает средства на охрану и оснащение границы, а также на борьбу с наркотрафиком; однако размеры выделяемых сумм свидетельствуют о том, что это не что иное, как скрытая форма «подкормки» чиновников.
Охлаждение во взаимоотношениях между Таджикистаном и Россией вполне устраивает Вашингтон, однако США не готовы оказывать Душанбе масштабную помощь. Американская администрация, для которой стратегическая ценность республики состоит в ее соседстве с Афганистаном, озабочена сближением Душанбе с Ираном, а также усилением влияния и экономического присутствия Китая в Таджикистане. Развитие военного сотрудничества Таджикистана с США включает несколько аспектов, один из которых - создание неподалеку от Душанбе тренировочного лагеря для подготовки таджикских военных, которые пока проходят подготовку в российских военных центрах. С момента денонсации договора между Киргизстаном и США по авиабазе «Манас» Вашингтон рассматривает аэродром Айни (он был модернизирован при участии специалистов Министерства обороны Индии) как альтернативную площадку. Кроме того, администрация Белого дома считает открытым вопрос о возможной военной операции США против Ирана. Таким образом, США будут и дальше предлагать Таджикистану либо эксклюзивную аренду аэродрома Айни, либо его совместное использование. Одновременно будут решаться вопросы о финансировании целого ряда проектов в области энергетики и транспорта на территории республики, в том числе и тех, в которые сегодня инвестирует Китай. Следует отметить, что именно на этот аспект возможной помощи со стороны США рассчиты-
вает таджикское руководство. До тех пор, пока не завершится афганская кампания, американцы будут усиливать свое присутствие и в Таджикистане.
«Центральная Азия и Кавказ», Лулео (Швеция), 2010 г., т. 13, вып. 4, с. 56-60.
Алишер Файзуллаев,
публицист
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ В СОВРЕМЕННОМ УЗБЕКИСТАНЕ
Разнообразие национальных традиций безгранично, и подавляющее большинство из них имеют свой глубокий социальный смысл. Незнание традиций других народов может привести в лучшем случае к курьезам, в худшем - к нанесению серьезной обиды. Поэтому знакомиться с чужими обычаями весьма полезно, не говоря уж о том, что это на редкость интересно, Знаменитое и любимое национальное блюдо узбеков - это плов. Если у французов имеются сотни сортов сыра, у бельгийцев - пива, то у узбеков -примерно столько же разновидностей плова. Точного количества не знает никто, поскольку каждый регион Узбекистана, а то и город, даже район, имеют свои особенности приготовления легендарного блюда. Пожалуй, самыми известными считаются бухарский, самаркандский, ташкентский, ферганский и хорезмский пловы, хотя и каждый из них имеет свои вариации.
Аспекты
Плов - не просто вкуснейшая и милая сердцу каждого жителя нашей страны еда. Процедура угощения большого количества людей специально приготовленным пловом - так называемый «утренний плов» - элемент национальной традиции, составная часть свадебного обряда и других семейных торжеств, а также поминальных церемоний. Утренний плов устраивают во многих регионах нашей страны, и наряду с общими моментами в нем есть много специфических особенностей, присущих конкретной местности. Утренний плов имеет многовековую историю, и его исконное предназначение - благотворительность («эхсон»): в связи с тем или иным событием организаторы, исходя из благородных побуж-