Научная статья на тему 'США - центральная Азия: перевалочный пункт или плацдарм?'

США - центральная Азия: перевалочный пункт или плацдарм? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
101
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «США - центральная Азия: перевалочный пункт или плацдарм?»

Своими соображениями по поводу неадекватной реакции общественных организаций в статье «Пятая колонна?» поделился Стефан Райт, который отметил, что «сегодня русская община довольно пассивна и стремится оградиться как от политики в целом, так и от участия в ней в частности». Журналист приходит к выводу: «В итоге препятствия, чинимые титульной нацией и русским, и узбекам, и другим этническим группам, приводят к тому, что Кир-гизстан не воспринимается партнерами как надежный и крепкий союзник».

«Политическая наука на Юге России: Становление, современное состояние и основные направления развития», Ростов-н/Д., 2009 г., вып. 2, с. 99-107.

Д. Файзуллаев,

доктор экономических наук

США - ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ:

ПЕРЕВАЛОЧНЫЙ ПУНКТ ИЛИ ПЛАЦДАРМ?

С приходом в 2009 г. новой американской администрации, возглавляемой президентом Б. Обамой, лейтмотивом российско-американского взаимодействия стал лозунг «перезагрузки» отношений между двумя странами, значительно ухудшившихся при прежнем руководстве Белого дома. Употребление термина «перезагрузка» в сфере внешней политики, скорее всего, подразумевает не только обоюдное желание российской и американской сторон к обсуждению актуальных внешнеполитических проблем, улыбки и дружеские личные отношения руководителей двух стран, но и готовность договариваться, т.е. идти на компромисс и в чем-то уступать друг другу в собственных геополитических интересах. А это дело непростое: и Вашингтон, и Москва со скрипом идут на уступки друг другу в сферах их пересекающихся интересов.

Первым о «перезагрузке» заявил еще 7 февраля 2009 г. вице-президент США Дж. Байден на Мюнхенской конференции по вопросам безопасности. Он же, выступая в Бухаресте 21 октября 2009 г., подчеркнул, что, несмотря на «перезагрузку», «...у нас имеются разногласия с Россией по базовым принципиальным вопросам. ...США выступают против царивших в XIX в. представлений о "сферах влияния". Мы не потерпим такой подход...»

Одним из традиционных направлений российско-американского геополитического соперничества является Центрально-Азиатский регион. Развитие ситуации в нем в конце 2008 - 2009 г. свидетельствует, что «перезагрузка» отношений идет параллельно с процессом существенного расширения и усиления военного присутствия США в Центральной Азии. Правда, еще больше разгорается война коалиционных войск НАТО во главе с США с талибами в соседнем Афганистане. Но нельзя сбрасывать со счетов и более амбициозные планы некоторых вашингтонских кругов, хотя такие планы и отодвинуты на второй план после отстранения от власти крайних неоконсерваторов, воплощением которых была администрация Дж. Буша.

Одной из навязчивых идей прежней администрации было переустройство мира с целью очерчивания новых границ привычных регионов. Эта идея воплотилась в том числе в проекте по созданию Партнерства по сотрудничеству и развитию Большой Центральной Азии (ПБЦА). Такой проект был разработан в 2005 г. в Институте Центральной Азии и Кавказа при Высшей школе международных исследований им. П. Нитце при Университете Джонса Хопкинса в Вашингтоне при непосредственном участии директора данного института, профессора Фредерика Старра. Суть данного проекта состоит в подходе к Центральной Азии и Афганистану как к единому военно-стратегическому и геополитическому целому, а затем и подключении этого плана к американскому проекту реформирования Большого Ближнего Востока (ББВ).

Концепция Большого Ближнего Востока (Greater Middle East) (в 2006 г. госсекретарь США К. Райс переименовала его в Новый Ближний Восток) предусматривала переустройство, сообразно вашингтонскому пониманию прогресса и цивилизации, огромного региона, включающего все арабские государства, а также Израиль, Турцию, Иран, Афганистан и Пакистан. Некоторые аналитики, как, например, ведущий научный сотрудник консервативного вашингтонского фонда «Наследие» (Heritage Foundation) Ариэль Коэн, включали в этот проект и постсоветскую Центральную Азию. Проект Большого Ближнего Востока ставил целью борьбу с «исламским» терроризмом и продвижение демократии при военной и финансовой помощи западных стран, прежде всего США и их союзников по НАТО.

Бушу даже удалось на правах хозяина включить вопрос о Большом Ближнем Востоке в повестку дня саммита «Большой

восьмерки» на о. Си-Айленд в 2004 г. Но, как отмечал в комментарии арабской газете «Аш-Шарк аль-Аусат» ('ЛяИагд А1 Awsat) академик Е.М. Примаков, «потерпела провал попытка легализовать через саммит "Большой восьмерки" план президента Буша по навязыванию демократии Большому Ближнему Востоку, т.е. мусульманскому миру от Афганистана до Марокко. Точку зрения тех, кто не поддержал американский план, высказал президент Франции Жак Ширак, заявив, что ближневосточные страны сами должны решать, нуждаются ли они в "миссионерах от демократии". Нужно сказать, что они для себя эту проблему уже решили. Египет и Саудовская Аравия отвергли план Буша, не приняв приглашения участвовать в заседании саммита». В то же время такую идею поддержал премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, отметив, что «инициатива "Большой Ближний Восток", предложенная США, предусматривает проведение экономических и политических реформ в странах Ближневосточного региона в обмен на существенную финансовую помощь со стороны западных стран».

Однако, в конечном счете, грандиозные планы переустройства мусульманских стран Западной Азии и Северной Африки, как и Центральной Азии, остались пылиться на полках. Причем, по иронии судьбы, в середине 2000-х годов проекту «Большой Центральной Азии» в определенной степени нанесло ущерб то, что Вашингтон, поддавшись эйфории в связи с некоторыми внешними признаками стабилизации обстановки в Афганистане, поторопился сделать вывод, что удалось справиться с угрозой терроризма, исходящей из Афганистана, а также «укрепить и модернизировать правительственные институты, создав благоприятную среду для гражданского общества и реализации гражданских прав».

Но вскоре в Афганистане резко обострилась ситуация ввиду усиления военных действий талибов. В этих условиях заглохла и идея о том, что Афганистану и его соседям - центральноазиатским государствам, - которые «в равной степени представляют собой аграрные, изолированные и не имеющие развитого промышленного производства страны», целесообразно подключиться к проекту ПБЦА для развития региональной торговли и новых торговых путей из Центральной Азии в Афганистан и Пакистан. Если афганцы в чем-то преуспели, то в таком «специфическом» товаре, как наркотики, производство которых в стране в 2004-2007 гг. достигло невиданного размаха и превысило рекордный уровень 1999 г. Ос-

новной поток наркотиков идет в Среднюю Азию, Россию, Западную Европу, США, Иран, Китай.

Независимо от почивших в бозе прожектов администрации Буша и ее приверженцев развитие событий в Афганистане и долговременные интересы США привели к тому, что заявленные цели планов ББВ и ПБЦА присутствуют и в политике нынешней администрации. Правда, новому президенту США пока удается не наступать на центральноазиатские «грабли» его предшественника в том смысле, что он более прагматично подходит к продвижению демократии и рыночных реформ в постсоветской Центральной Азии.

Но продолжается и даже расширяется американское военное присутствие в этом регионе в связи с активизацией антитеррористической операции НАТО в Афганистане и заинтересованностью Вашингтона в транзите грузов для значительно увеличившегося американского воинского контингента. В свою очередь, централь-ноазиатские государства, особенно в условиях мирового кризиса, заинтересованы в оплате оказываемых ими транспортных услуг и выполнении обещаний Вашингтона о возможном участии американских компаний в инвестиционных проектах, имеющих существенное значение для этих государств.

Немаловажную роль играет и стремление лидеров стран постсоветской Центральной Азии диверсифицировать и сбалансировать свою внешнюю политику, лавируя между Россией, КНР и Западом.

Киргизия

Внешне побудительным мотивом значительной активизации усилий американских властей по расширению присутствия войск США в Центрально-Азиатском регионе стало решение о денонсации соглашения 2001 г. о размещении американской авиабазы на территории аэропорта «Манас» в Бишкеке (Киргизия). Это решение было принято президентом республики К. Бакиевым в феврале 2009 г. Обсуждение необходимости закрытия базы велось достаточно давно. Прежде всего, эту идею поддерживало руководство России, аргументируя это тем, что активная фаза антитеррористической операции в Афганистане считалась законченной. Следовательно, присутствие американской авиабазы «Манас» в Киргизии для поддержки операции НАТО в Афганистане перестало быть ак-

туальным. Кроме того, возникло противоречие между присутствием базы Североатлантического альянса в Киргизии и принятыми республикой обязательствами перед Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Немаловажную роль сыграл и финансовый фактор. Практически одновременно с заявлением президента Киргизии о закрытии базы были подписаны соглашения между правительствами РФ и Киргизии о предоставлении Киргизии государственного кредита и о погашении части государственного долга в имущественной форме и списании оставшейся задолженности Киргизии, а также соглашение между министерствами финансов двух стран об оказании Российской Федерацией безвозмездной финансовой помощи Киргизской Республике. Это - соответственно кредит в 300 млн. долл., списание долга на сумму 180 млн. долл. и безвозмездный грант в 150 млн. долл.

США должны были полностью эвакуировать базу «Манас» до 18 августа 2009 г., т.е. через полгода после принятия решения о ее закрытии. Однако, несмотря на то что решение киргизских властей было объявлено Бишкеком как окончательное, американцы не торопились проводить подготовку к расформированию базы. А в конце июня 2009 г. была достигнута договоренность о создании на основе ликвидируемой американской базы Центра транзитных перевозок для транспортировки гражданских грузов. При этом все юридические формальности относительно ранее принятых решений были соблюдены. Американская авиабаза «Манас» действительно закрыта, а созданный Центр представляет собой совершенно «новое» образование. Хотя эксперты заявляют, что существенных различий между военной базой и транзитным центром практически нет.

Центр так же, как и база, функционирует автономно вне гражданской зоны аэропорта «Манас». В его ведение перешла вся инфраструктура базы. Подписанное соглашение не предусматривает никакого таможенного оформления грузов. Таким образом, киргизские власти не могут контролировать, какие грузы - гражданские или военные - перевозятся через Киргизию в Афганистан. Формально персонал транзитного центра лишился дипломатического иммунитета и получил административно-технический статус. В то же время предусматривается формирование отдельного списка сотрудников, которые получат дипломатический статус. Данный список должен утверждаться с участием киргизской стороны. Кроме того, несмотря на формальное отсутствие дипломатической не-

прикосновенности, персонал американского центра не может быть выдан любому международному суду, какой-либо другой организации или же другому государству без согласия США, что фактически и подразумевает дипломатический статус. Охрана транзитного центра осуществляется американскими военнослужащими. Персонал получил право носить оружие.

Итак, киргизская сторона предоставила США немало юридических возможностей сохранить функционирование «ликвидированной» военной базы в полном объеме, фактически сменив лишь название. Единственным существенным изменением стала цена, которую США теперь платят за военное присутствие в Киргизии. Раньше она составляла 42,4 млн. долл. в год, из которых 17,4 млн. долл. - плата за аренду авиабазы и 25 млн. долл. - безвозмездная финансовая помощь Киргизии. Согласно вновь заключенному соглашению, эта сумма возросла до 168,1 млн. долл. (60 млн. долл. -аренда транзитного центра, 41,5 млн. долл. - безвозмездная финансовая помощь, 30 млн. долл. - модернизация системы навигации, 36,6 млн. долл. - строительство площадок для американских самолетов). Однако соглашение заключено сроком на один год, и в следующем году сумма оплаты может быть увеличена. В свою очередь Москва поставила перед Бишкеком вопрос о существенном усилении своего военного присутствия в республике. В результате на неформальном саммите ОДКБ, состоявшемся в августе 2009 г. в Киргизии, было подписано соглашение о размещении на территории республики дополнительного российского воинского контингента, в состав которого войдут воинское формирование численностью до батальона и учебный центр для подготовки киргизских и российских военнослужащих.

Кроме того, в настоящее время обсуждается возможность открытия в Киргизии второй российской военной базы в г. Ош на юго-западе Киргизии в дополнение к уже имеющейся авиабазе в г. Кант. Предполагается, что новая авиабаза будет сформирована под эгидой недавно созданных Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ и на ней будут размещены российские войска, в частности авиация и части ВДВ.

Узбекистан

После значительного охлаждения узбекско-американских отношений в 2005-2006 гг., вызванного осуждением властями США

действий узбекского руководства в Андижане, где были силой подавлены антиправительственные выступления, представителям Белого дома пришлось приложить немало усилий для возобновления сотрудничества. Движение сторон навстречу друг другу началось в военной сфере, поскольку в 2005 г. в связи с осложнением отношений между Узбекистаном и США была закрыта американская военная база в Карши-Ханабаде. В апреле 2008 г. на саммите НАТО в Бухаресте президент Узбекистана И. Каримов заявил: «Узбекистан готов к обсуждению и подписанию с НАТО соглашения об обеспечении коридора и транзита через свою территорию по доставке невоенных грузов через пограничный узел Термез-Хайратон, практически единственное железнодорожное сообщение с Афганистаном... За основу будущего соглашения можно было бы взять подписанную Узбекистаном с германской стороной 4 марта текущего года договоренность по железнодорожному транзиту грузов бундесвера через территорию Узбекистана». По этому вопросу были достигнуты соответствующие договоренности. Была налажена также поставка американских невоенных грузов через международный аэропорт «Навои», расположенный в г. Навои на юге Узбекистана. Ведутся переговоры по открытию воздушного пространства Узбекистана для транзита через этот аэропорт и американских военных грузов и военнослужащих. Размещение военной базы США в аэропорту «Навои» позволило бы НАТО осуществить свои планы по созданию воздушного транзитного моста Навои (Узбекистан) - Мазари-Шариф (Афганистан).

В то же время Ташкент даже выразил недовольство планами открытия новой российской военной базы в г. Ош в Киргизии. На официальном сайте МИД Узбекистана появилось информационное сообщение агентства «Жахон» следующего содержания: «Узбекская сторона не видит какой-либо необходимости и целесообразности в реализации планов по размещению на юге Киргизстана дополнительного контингента российских Вооруженных сил, о которых говорится в подписанном 1 августа с.г. Меморандуме "О намерениях Российской Федерации и Киргизской Республики по дальнейшему развитию и совершенствованию двусторонней договорно-правовой базы, регулирующей пребывание российских воинских формирований на территории Киргизской Республики, и размещению дополнительного российского воинского контингента на территории Киргизской Республики"».

Туркменистан

К важнейшим шагам США по расширению военного присутствия в Центральной Азии следует отнести сотрудничество с Туркменистаном. Ашхабад всегда подчеркивал свой нейтральный статус, фактически не участвуя в работе каких-либо региональных объединений экономического или военно-политического характера. В 2005 г. Туркмения вышла из СНГ, сохранив статус ассоциированного члена, т.е. государства, участвующего в отдельных видах деятельности организации на условиях, определяемых соглашением об ассоциированном членстве. Туркмено-американские отношения при бывшем лидере Туркмении С. Ниязове складывались непросто. Это объяснялось категорическим неприятием идеи экспорта демократии, которую США настойчиво пытались реализовать в бывших советских республиках, в том числе в Центральной Азии. Эта идея несет угрозу авторитарному стилю правления, превалирующему в этом регионе, и президент С. Ниязов это ясно осознавал.

Нельзя утверждать, что новый лидер Туркмении - президент Г. Бердымухаммедов - является активным сторонником демократизации общества, хотя он и предпринял ряд шагов на пути к либерализации и большей открытости страны. Его нацеленность на расширение сотрудничества с США, в частности в военной сфере, что еще несколько лет назад трудно было представить, объясняется сложной экономической ситуацией в стране в период мирового финансово-экономического кризиса и постоянным стремлением постсоветской Туркмении к диверсификации путей экспорта туркменского газа. Ашхабад открыл свое воздушное пространство для транзита невоенных грузов для контингента США в Афганистане, а также разрешил американским транспортным самолетам, следующим в Афганистан, производить дозаправку в аэропорту Ашхабада. Для обслуживания этих самолетов в туркменской столице расквартирован небольшой отряд американских военных специалистов. В апреле 2008 г. президент Туркменистана впервые участвовал в саммите НАТО в Бухаресте. Он заявил о готовности открыть на туркменской территории тренировочные лагеря для подготовки миротворцев НАТО, а также разместить склады и тыловые базы для снабжения войск Альянса. Возможно, что для дозаправки американских самолетов также будет использоваться

военная база Мары, которая когда-то была крупнейшим военно-стратегическим объектом вооруженных сил СССР в этом регионе.

Взамен Ашхабад хотел бы получить финансовую поддержку в реализации проекта строительства газоперерабатывающего завода, а также финансовую помощь в освоении нефтегазовых запасов Каспийского шельфа.

Таджикистан

Таджикистан также не остался в стороне от других централь-ноазиатских государств, стремящихся добиться финансовых поступлений как от российской, так и от американской стороны. В апреле 2009 г. во время визита в Душанбе помощник госсекретаря США Р. Баучер заявил о том, что достигнуто соглашение с Таджикистаном о транспортировке невоенных грузов через эту страну в Афганистан. В феврале 2009 г. вслед за президентом Киргизии, сумевшим получить значительную финансовую помощь и льготные кредиты в ответ на решение о закрытии американской военной базы, Москву с рабочим визитом посетил президент Таджикистана Э. Рахмон. Целью данного визита стала попытка пересмотра ряда межгосударственных соглашений, определяющих российско-таджикские отношения. Речь, в частности, идет об условиях пребывания российских войск в республике.

В 2004 г. Таджикистан и Россия подписали договор, согласно которому 201-я мотострелковая дивизия, дислоцирующаяся в республике, была преобразована в военную базу. Кроме того, Душанбе передал Москве оптико-электронный узел системы контроля космического пространства «Окно» («Нурек»), оцененный в 242,5 млн. долл., в счет внешнего долга Таджикистана перед Россией, составлявшего 300 млн. долл. Вся земля и недвижимость на территории и оптико-электронного узла, и 201-й военной базы переданы России безвозмездно. В свою очередь, Россия должна была инвестировать около 2 млрд. долл. в экономику Таджикистана в 2006-2008 гг. Из них более 1,5 млрд. долл. приходилось на инвестиции российской компании «РУСАЛ» в энергетические проекты республики, а именно: модернизацию Таджикского алюминиевого завода (ТадАЗ) при условии участия в его приватизации, а также связанную с этим достройку Рогунской ГЭС, которая способствовала бы обеспечению энергетической безопасности республики и в том числе поставляла бы электроэнергию на ТадАЗ. Однако в силу

различных причин, не связанных с российской компанией «РУСАЛ», эти проекты не были реализованы. Стороны не пришли к единому мнению относительно технико-экономического обоснования проекта Рогунской ГЭС, на основании чего «РУСАЛу» было отказано в участии в приватизации ТадАЗа. Используя этот факт, Душанбе стал добиваться пересмотра военных соглашений с целью получения арендной платы за размещение российских военных объектов на таджикской территории. Однако следует учитывать, что РФ полностью реализовала один из двух запланированных проектов в сфере таджикской энергетики - 31 июля 2009 г. во время визита президента России Д.А. Медведева в Таджикистан была сдана в эксплуатацию возведенная российскими специалистами Сангтудинская ГЭС-1.

Что касается военного и военно-технического сотрудничества, то Душанбе получает оружие и запчасти из России по внутренним российским ценам как член ОДКБ. А вооружение таджикской армии практически полностью состоит из техники советского и российского производства. Кроме того, сейчас в российских военных вузах бесплатно обучаются сотни офицеров из Таджикистана. Под вопросом остается организация второй российской военной базы «Айни» в 20 км от Душанбе. Соглашение об использовании Россией военного аэродрома «Айни» было подписано еще в июле 2008 г., но до сих пор не ратифицировано сторонами ввиду возникших разногласий, главным образом по финансовым вопросам. Во время визита заместителя госсекретаря США по Южной и Центральной Азии Р. Блейка в Душанбе в июле 2009 г. при обсуждении вопросов использования воздушного и сухопутного транзитных коридоров Таджикистана для переброски грузов в Афганистан таджикская сторона предложила американцам использовать для этих целей аэродром «Айни». Расположенный в непосредственной близости от таджико-афганской границы, он может быть использован для воздушного и сухопутного транзита грузов в Афганистан. Однако пока дело не продвинулось дальше переговоров.

В ходе государственного визита президента Таджикистана в Россию в октябре 2009 г. Д.А. Медведев и Э. Рахмон обсудили большой и сложный комплекс отношений между двумя странами. В их совместном заявлении было отмечено приоритетное значение дальнейшего взаимодействия в гидроэнергетической сфере в интересах всего региона Центральной Азии, ярким примером которого стало осуществление совместного масштабного проекта строитель-

ства Сангтудинской ГЭС-1; вновь подтверждены обоюдная заинтересованность в реализации других гидроэнергетических проектов в Республике Таджикистан с учетом безусловного выполнения взятых на себя обязательств, важность реализации взаимовыгодных проектов в топливно-энергетической отрасли, включая осуществление совместно с открытым акционерным обществом «Газпром» геологоразведочных работ, разработки и эксплуатации месторождений природного газа в Таджикистане. Стороны подтвердили готовность укреплять взаимодействие в военной и военно-технической областях. В интервью газете «Коммерсантъ» министр обороны РФ А. Сердюков заявил: «Тема оплаты за базу вообще не обсуждается. В настоящее время речь идет об условиях пребывания 201-й базы в Таджикистане после 2014 г. И здесь есть два момента - либо база будет работать в прежнем режиме, либо на платной основе. Но пока еще неясно, как мы будем считать (деньги. - "Ъ "), и будем ли вообще». По мнению экспертов нью-йоркского Института открытого общества, октябрьский визит разрядил напряженность в отношениях между РФ и Таджикистаном.

* * *

Таким образом, можно утверждать, что в 2008-2009 гг. произошло определенное расширение американского военного присутствия в регионе, что особенно заметно на фоне более скромного российского присутствия. Достаточно взглянуть на карту размещения военных объектов РФ и США в Центральной Азии.

Причина этого, на наш взгляд, не связана с коренным изменением внешнеполитического курса государств региона, а определяется тяжелейшей экономической ситуацией центральноазиатских государств в период нынешнего кризиса. Иными словами, эти государства решили воспользоваться своим географическим положением и извлечь материальную выгоду из использования их территории, воздушного пространства и военных объектов странами коалиции НАТО для транзита грузов в Афганистан.

С учетом того, что все постсоветские центральноазиатские государства, кроме Туркмении, входят в ОДКБ, невольно возникает вопрос, насколько сотрудничество в активном расширении военного присутствия США и некоторые другие их шаги согласуются с принятыми ими обязательствами в рамках этой организации. Особенно в связи с тем, что НАТО по-прежнему игнорирует ОДКБ.

«Азия и Африка сегодня», М., 2010 г., № 1, с. 9-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.