Научная статья на тему 'Участие стран Центральной Азии в снабжении американских войск в Афганистане'

Участие стран Центральной Азии в снабжении американских войск в Афганистане Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
301
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Участие стран Центральной Азии в снабжении американских войск в Афганистане»

Д. Попов,

руководитель Уральского регионального информационно-аналитического центра РИСИ, кандидат юридических наук (г. Екатеринбург) УЧАСТИЕ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В СНАБЖЕНИИ АМЕРИКАНСКИХ ВОЙСК В АФГАНИСТАНЕ

Формирование Северной сети поставок

В 2009 г. на базе серии межгосударственных соглашений, подписанных в результате активной работы американской дипломатии, была запущена Северная сеть поставок - ССП (Northern Distribution Network - NDN). Она представляет собой систему транспортных коридоров, используемых для снабжения группировки вооруженных сил США в Исламской Республике Афганистан (ИРА) через страны, лежащие к северу от театра боевых действий. Включает в себя коммуникации стран Балтии, России, Центральной Азии (ЦА), а также Турции и Кавказа. Сеть существенно облегчает решение военных задач Вашингтона в Афганистане, а для транзитных республик Центральной Азии, по сути, ознаменовала новый этап сотрудничества с Соединенными Штатами. Последствия превращения региона в своего рода тыловую базу военной операции США требуют самой внимательной оценки с точки зрения долгосрочных интересов России на центрально-азиатском направлении.

В условиях неблагоприятной финансово-экономической ситуации и значительных репутационных потерь ключевой задачей Соединенных Штатов, провозглашенной президентом Б. Обамой, стало завершение затратных и непопулярных кампаний в Ираке и Афганистане. Ее решение предполагало, с одной стороны, сокращение американского военного присутствия в этих странах, а с другой - утверждение в них лояльных режимов, способных при помощи Запада обеспечивать приемлемый уровень безопасности и гарантировать соблюдение долгосрочных интересов Вашингтона в виде доступа к нефти и дислокации военных баз. В феврале 2009 г. Б. Обама объявил о выводе основных американских сил из Ирака до конца 2011 г. и поэтапной передаче ответственности за безопасность местным силам правопорядка. Это оказалось возможным после стабилизации обстановки, достигнутой здесь, по официальным оценкам, в 2007-2008 гг.

Опыт, давший результаты в Ираке, планировалось перенести в Афганистан, куда к тому времени сместился акцент внешней политики Белого дома. В июле 2010 г. руководить силами США и НАТО в ИРА был назначен генерал Д. Петрэус, в 2007-2008 гг., командовавший многонациональными силами в Ираке. Предстояло сделать немало: резко нарастить в Афганистане коалиционный контингент, коренным образом переломить ситуацию в свою пользу за счет повышения интенсивности боевых действий против талибов, а затем к концу 2014 г. вывести большую часть войск, сохранив за собой мощные опорные базы. Бремя поддержания безопасности предполагалось возложить на правительство X. Кар-зая, подготовив и оснастив подчиненные ему силы правопорядка и армию. Новая стратегия в Афганистане требовала значительного увеличения грузопотока и оптимизации работы служб тылового обеспечения Вооруженных сил (ВС) США. В декабре 2009 г. Б. Обама санкционировал отправку в ИРА еще 30 тыс. военнослужащих, чтобы к осени 2010 г. довести здесь американскую группировку до 94 тыс., а коалиционную - до 142 тыс. человек1. Необходимо было перебросить к новому месту службы часть подразделений и военной техники из Ирака, наладить снабжение афганских сил Национальной безопасности, завезти большое количество строительных материалов и инженерного оборудования для обустройства передовых операционных баз, дополнительных взлетно-посадочных полос, складов и других объектов.

Вместе с тем с точки зрения логистики доставка грузов в Афганистан сильно затруднена рядом обстоятельств: географическим положением страны, отсутствием у нее выхода к морю, сложным горным рельефом, климатическими условиями со значительными перепадами температур, но главным образом - отсутствием развитой инфраструктуры и небезопасностью наземных путей. Проблемой для американцев стала их полная зависимость от маршрутов через Пакистан.

К моменту инициированной Б. Обамой перегруппировки сил снабжение американских войск в Афганистане шло через пакистанский порт Карачи, откуда грузы развозились автомобильным транспортом в двух направлениях: в южную часть Афганистана

1 Welch W. M., Michaels J. Doubts about U.S. tactics shadow war in Afghanistan / William M. Welch, Jim Michaels ,// USA Today: website. 2010. July 21. URL: http:// usatoday30.usatoday.com//news/world/afghanistan//2010-07-2l-lAafghanwar 2l_CV_N.htm (Дата обращения: 15.01.2013.)

(Кандагар) через пакистанские Кветту и Чаман и в центральные районы (Кабул, Баграм) через Пешавар, Хайберский проход и пограничный пункт Торхам. Обе трассы были перегружены и проходили по территориям, охваченным повстанческим движением. Более того, американский персонал не был уполномочен работать в порту Карачи и вдоль дорог Пакистана. Что касается особых и секретных грузов, то они, по действующим в ВС США правилам, должны были доставляться по воздуху - на военных или законтрактованных частных самолетах.

Наступление на талибов в условиях ограниченного доступа в ИРА оказалось под вопросом и подталкивало американское командование к поиску альтернативных каналов снабжения. Наиболее удобные из них подходили к Афганистану с севера через бывшие советские республики Центральной Азии и прежде всего Узбекистан, где необходимая инфраструктура существовала еще со времен боевых действий СССР в Афганистане в 1979-1989 гг.

К началу 2009 г. открытие северных маршрутов обеспечения ВС США и действующих под эгидой НАТО Международных сил содействия безопасности (ISAF) в Афганистане стало одним из внешнеполитических приоритетов Белого дома. В Администрации была сформирована специальная рабочая группа, в которую вошли дипломаты и сотрудники Пентагона, уполномоченные вести переговоры с заинтересованными государствами. В сжатые сроки были достигнуты договоренности с большинством транзитных стран. Среди них ключевое значение имело согласие России, на позицию которой ориентировались многие в ЦА. В январе 2009 г. генерал Д. Петрэус посетил Казахстан, Таджикистан и Киргизию. Активизировались американские посольства в регионе, объявившие о намерении США закупать здесь большое количество сопутствующих невоенных товаров.

В итоге Астана и Душанбе одобрили транзит по своей территории в феврале 2009 г., Азербайджан - в марте, Узбекистан - в апреле, а Киргизия - в июле 2009 г. Еще раньше это сделали Грузия (2005) и Россия (2008). Система транспортных коридоров через эти страны получила название Северной сети поставок (ССП), первые систематические железнодорожные отгрузки по которой начались в марте 2009 г., хотя отдельные грузы эпизодически направлялись этим путем уже в конце 2008 г.

В целом, как отметил К. Доуд (в 2007-2010 гг. директор по снабжению Центрального командования США), «практика показала, что ССП сегодня представляет собой гораздо больше, чем про-

сто логистическую инициативу. Фактически это инструмент дипломатии»1.

Маршруты и объемы грузоперевозок по ССП

В рамках ССП действуют три основных наземных маршрута -южный, центральный и восточный.

Южный пролегает через Турцию, Грузию, Азербайджан, Казахстан и Узбекистан. Он начинается в средиземноморском турецком порту Мерсин или в черноморском грузинском порту Поти. Часть грузов с американских баз в континентальной Европе и Ираке следует в Турцию наземным путем. Перевалка через Каспий проходит в портах Баку и Актау.

Центральный коридор охватывает страны Балтии, Россию, Казахстан и Узбекистан. Основная часть перевозок осуществляется по железным дорогам из порта Рига (Латвия). Частично задействованы порты Таллин (Эстония) и Клайпеда (Литва).

Восточный маршрут тоже начинается в Прибалтике, проходит через Россию и Казахстан, но затем поворачивает на Киргизию и Таджикистан. Для перевозок через эти страны, не имеющие сквозной железнодорожной системы, используется автомобильный транспорт.

Согласно исследованиям, проведенным в 2011-2012 гг. по заказу Фонда Сороса, грузопоток ССП распределяется среди стран ЦА следующим образом: 100% грузов всех трех наземных маршрутов сходятся в Казахстане, откуда около 80-90% направляются по железной дороге транзитом через Узбекистан в ИРА. Оставшиеся 10-20% выгружаются из вагонов в терминалах Алма-Аты и киргизского Бишкека и развозятся автотрейлерами через Узбекистан (5-10%) или Киргизию и Таджикистан (5-10%). Туркмения, заявляющая о своем нейтральном статусе, официально в ССП не участвует2.

В 2009 г. Пентагон изучал также возможность использования маршрутов через дальневосточные области России и Китая, но они так и не были согласованы.

1 Dowd K S. Building «Log Nation» in the U.S. Central Command / Major General Kenneth S. Dowd // Army Sustainment. 2010. September-October. Vol. 42, iss. 5. P. 6.

2 Lee G. The New Silk Road and the Northern Distribution Network: A Golden Road to Central Asian Trade Reform?: Occasional Paper Series: Central Eurasia Project / Graham Lee; Open Society Foundations. 2012. October. N 8. P. 13-15.

По первоначальным договоренностям со странами-партнерами ССП предстояло использовать для перемещения «несмертоносных» грузов, в номенклатуру которых входят топливо, строительные материалы, небронированные транспортные средства, разнообразные инженерные конструкции (взрывозащитные барьеры, резервуары для очистки сточных вод, настилы), продукты питания, питьевая вода и др.1 Обязательства по перевозке возлагались на частные и государственные транспортно-экспеди-торские компании и их контрагентов на основе коммерческих контрактов с правительством США.

Такие преимущества, как безопасность, относительная многовариантность, а также стремление Соединенных Штатов снизить свою зависимость от Пакистана, подталкивали Белый дом к планомерному переносу на ССП все большей нагрузки. В 2009 г., когда американская военная логистика только перестраивалась под возможности новой системы, доля небоевых грузов, направляемых по Северной сети поставок в Афганистан, не превышала 10%2. Однако уже в 2011 г., согласно декабрьскому докладу Комитета Сената по международным отношениям со ссылкой на Транспортное командование США, доля ССП возросла до 40% всего тылового обеспечения, опередив пакистанский (29%) и воздушный (31%) коридоры3. В количественном выражении, по данным Госдепартамента США, к началу 2012 г. по ССП было поставлено более 58 тыс. контейнеров «общих грузов»4.

Еще более принципиальное значение для операции «Несокрушимая свобода» Северная сеть поставок приобрела в конце 2011 г. после резкого ухудшения отношений США с Исламабадом.

1 Nichol J. Central Asia: Regional developments and implications for U.S. interests: CRS Report for Congress / Jim Nichol; Congressional Research Service. 2012. September 19. P. 46.

2 Russia to expand Afghan Supply Route // The Moscow Times: website. 2011. August 10. URL: http://www.themoscowtimes.com/news/article/russia-to-expand-af-ghan-supply-route/44l8U.html (Дата обращения: 15.01.2013.)

3 Central Asia and the Transition in Afghanistan: A Mjority Staff Report Prepared for the Use of the Committee on Foreign Relations United States Senate // U.S. Senate Committee on Foreign Relations: website. 2011. December 19. P. 6. URL: http://www.foreign.senate.gov/publications/download/central-asia-and-the-transition-in-afghanistan2 (Дата обращения: 15.01.2013.)

4 Kelly Т.Р. The Northern Distribution Network and the Baltic Nexus / Thomas P. Kelly, Principal Deputy Assistant Secretary, Bureau of Political-Military Affairs // U.S. Department of State: website. 2012. January 20. URL: http://www. state.gov/t/pm/ rls/rm/182317.htm (Дата обращения: 20.09.2013.)

В ответ на американский авиационный налет, унесший жизни пакистанских военнослужащих, 26 ноября 2011 г. Исламабад закрыл для Пентагона доступ в порт Карачи и к своим наземным линиям коммуникаций, через которые к тому моменту ежемесячно следовало около 5 тыс. грузовиков1. Пакистан потребовал от американской администрации публичных извинений и повышения платы за транзит контейнера с 250 долл. до 5 тыс.2 В результате инцидента вся тяжесть снабжения западных войск легла на ССП и военно-транспортную авиацию. Ситуация грозила серьезными проблемами в реализации стратегии Б. Обамы в Афганистане и побудила Белый дом повысить внешнеполитическую активность в странах ЦА (прежде всего, в Узбекистане), а также искать пути урегулирования конфликта с Пакистаном.

В июле 2012 г. после извинений госсекретаря США X. Клинтон официальный Исламабад согласился открыть свою инфраструктуру, предупредив о намерении ужесточить требования к перевозкам. Однако поскольку до конца года сторонам так и не удалось подписать новое соглашение о транзите, к началу 2013 г. около 70% всех грузов для Афганистана по-прежнему транспортировалось через ССП, а оставшиеся 30% - напрямую самолетами США и НАТО3. Фактически пакистанский маршрут вновь заработал в полноценном режиме только в феврале 2013 г.

Проблемы транзита грузов по ССП

Параллельно с ростом значения ССП обнажились проблемы, связанные с функционированием пути. ССП по меньшей мере в 4 раза длиннее пакистанских коммуникаций, требует пересечения как минимум четырех государственных границ, а иногда и использования нескольких видов транспорта, что значительно повышает стоимость перевозки. На слушаниях в Конгрессе в июне 2012 г. шеф Пентагона Л. Панетта оценил дополнительные расходы от

1 Felbab-Brown V. Stuck in the Mud. The Logistics of Getting Out of Afghanistan / Vanda Felbab-Brown // Foreign Affairs: website. 2012. July 18. URL: http:// www.foreignaffairs.com/articles/137785/vanda-felbab-brown/stuck-in-the-mud (Дата обращения: 15.01.2013.)

2 Ibid.

3 Tilghman A. Pakistan war supply routes still not fully open / Andrew Tilghman // Military Times: website. 2012. December 4. URL: http://www.military-times.com/ar-ticle/20121204/NEWS/212040313/Pakistan-war-supply-routes-still-not-fully-open (Дата обращения: 15.01.2013.)

перенаправления грузов с закрытого пакистанского маршрута на Северную сеть поставок в 100 млн долл. в месяц и запросил у парламента 2,1 млрд для покрытия издержек на усилившуюся зависимость от северного транзита. К началу 2012 г. усредненная цена доставки 20-футового контейнера по ССП составляла 17,5 тыс. долл. против 7,2 тыс. годом ранее через Пакистан1 (хотя для Соединенных Штатов это все равно значительно дешевле, чем отправка по воздуху, которая обходится в 40 тыс.)2.

Наиболее высокие тарифы установил Узбекистан. С февраля 2011 г. «Узбекские железные дороги» взимают за перевозку в ИРА одного контейнера 2 тыс. долл.3 Для сравнения, пошлина, которую удерживал Пакистан с автомобильной фуры, не превышала 250 долл.4 Более того, с началом вывода западного контингента из Афганистана Ташкент увеличил железнодорожный тариф на грузы, следующие в обратном направлении, сразу на 50%5.

Трудности для западных перевозчиков создают обременительные правила оформления грузов. В соответствии с особой процедурой, разработанной Ташкентом в 2009 г., время транспортировки партии определяет Министерство обороны республики после одобрения сразу нескольких ведомств - Министерства иностранных дел, Министерства внутренних дел, Службы национальной безопасности, таможенной и пограничной служб. Подобная схема позволяет при необходимости задерживать составы на длительные сроки, ссылаясь на соблюдение бюрократических тонкостей.

Другая острая проблема - широкомасштабная коррупция, которая неоднократно становилась предметом обсуждения в Конгрессе США. Взятки практикуются за ускоренное оформление на таможенных и пограничных пунктах ПА, где скапливается большое количество грузов. Правда, некоторые американские транспортные компании не просто вовлечены, но, судя по всему, с выгодой для себя используют сложившуюся коррупционную прак-

1 Tynan D. Central Asia: Who's the Big Winner in the NDN Sweepstakes? / Deirdre Tynan // EurasiaNet.org: website. 2012. February 7. URL: http://www.eura-sianet.org/ node/64969 (Дата обращения: 25.01.2013.)

2 См.: Central Asia and the Transition in Afghanistan... - P. 6.

3 Lee G. Op. cit. - P. 19.

4 Felbab-Brown V. Op. cit.

5 Tynan D. Uzbekistan: Tashkent's Shakedown Practices Hold Up NDN Traffic-Contractors / Deirdre Tynan // EurasiaNet.org: website. 2012. February 27. URL: http://www.eurasianet.org/node/65056 (Дата обращения: 15.01.2013.)

тику. Согласно появившимся в прессе дипломатическим утечкам из посольства США в Ташкенте в момент запуска ССП в 2009 г. крупнейший тогда узбекский коммерческий холдинг Zeromax, с которым, как считалось, была аффилирована дочь президента страны Гульнара Каримова, сформировал консорциум с 7 американскими фирмами для ведения бизнеса по афганскому транзиту1. В их число, по сведениям американского издания «Harper's Magazine», вошла, например, FMN Logistics2, чьи связи с Zeromax позволяли вполовину сократить время доставки грузов, которые пересекают территорию Узбекистана3. FMN Logistics была основана в США специально для участия в ССП в 2009 г. Г. Юстасом, в 2010 г. возглавившим правление Американо-узбекской торгово-промышленной палаты в Ташкенте - структуры, ключевым спонсором которой выступил все тот же Zeromax и которая лоббировала отмену американских санкций против Узбекистана.

Дополнительный повод к недовольству Соединенных Штатов дают злоупотребления узбекских властей перекрытием железнодорожных магистралей. Блокирование трасс происходит по политическим мотивам (обрыв сообщения с Южным Таджикистаном в ноябре 2011 г.) и вследствие неприспособленности местной инфраструктуры к стремительно возросшим объемам перевозок. Несколько раз в месяц перекрывается движение, например, на приграничный узбекский хаб Хайратон, где грузы продолжают скапливаться, несмотря на сооружение в 2010 г. второго терминала порта на Амударье.

В связи с этим Белый дом предпринял ряд шагов по привлечению средств международных финансовых институтов и зарубежных доноров к расширению пропускной способности ССП. Азиатский банк развития (АБР), где крупнейшие квоты принадлежат США и Японии, вложил 165 млн долл. в прокладку железной дороги Хайратон - Мазари-Шариф, связавшей узбекскую транс-

1 Uzbekistan: From A to Zeromax: Viewing cable 10TASHKENT27 // Wiki-Leaks: website. 2010. January 20. URL: http://www.wikileaks.org/cable/2010/01/ 10TASHKENT27.html (Дата обращения: 15.01.2013.)

2 Silverstein К. Is Pentagon in Bed with «Queen of the Uzbeks»? / Ken Silverstein // Harper's Magazine: website. 2010. March 25. URL: http://harpers.org/ blog/2010/03/is-pentagon-in-bed-with-queen-of-the-uzbeks/ (Дата обращения: 15.01.2013.)

3 Tynan D. Documents Highlight Problems with LIzbek Corridor of Afghan Supply Route / Deirdre Tynan // EurasiaNet.org: website. 2010. June 28. URL: http://www.eurasianet.org/node/61427 (Дата обращения: 15.01.2013.)

портную систему с главным городом Северного Афганистана1. Строительство равнинной 75-километровой ветки, стоимость которой, похоже, была существенно завышена, подрядчик («Узбекские железные дороги») завершил в ноябре 2011 г. Пока участок используется только для транспортировки грузов (без пассажирского движения) и призван увеличить ежемесячный грузооборот между Узбекистаном и ИРА с 4 тыс. до 30-40 тыс. т2.

По всем признакам проект модернизации железной дороги Карши-Термез в Узбекистане (продолжением которой, собственно, и является афганский отрезок на Мазари-Шариф) также пролоббирован американской дипломатией. Магистраль Карши -Термез была запущена Ташкентом в начале 2009 г. с целью получить выход в Афганистан в обход железнодорожной системы соседней Туркмении, для чего пришлось проложить ее по сложному горному рельефу. Перепады высот, устаревшие локомотивы, низкое качество рельсовой стали сильно ограничили пропускные возможности новой трассы, исключив использование крупнотоннажных вагонов и замедлив скорость движения на спусках. В августе 2012 г. АБР и Японское агентство международного сотрудничества согласились профинансировать программу электрификации 465 км магистрали Мароканд-Карши-Термез стоимостью 330 млн долл.3 Она получила приоритет над конкурентным проектом реконструкции Ташкентской электростанции, как того требовало в опубликованной '^кПеак^ депеше американское посольство, предлагавшее Госдепартаменту в конце 2009 г. надавить на соответствующие структуры в Токио4.

В самом Афганистане большие трудности для перевозчиков, избравших ССП, возникают при пересечении перевала Саланг,

1 Mashrab F. Afghan Rail Link Marks a Break-out Moment / Fozil Mashrab // Asia Times: website. 2012. January 11. URL: http://www.atimes.com/atimes/Cen-tral_Asia/ NAllAg01.html (Дата обращения: 15.01.2013.)

2 Mashrab F. Afghan Rail Link Marks a Break-out Moment / Fozil Mashrab // Asia Times: website. 2012. January 11. URL: http://www.atimes.com/atimes/Cen-tral_Asia/ NAllAg01.html (Дата обращения: 15.01.2013.)

3 Стартовал проект электрификации железной дороги Мароканд - Карши -Термез // Aloqada.com: интернет-сайт. 2012. 16 августа. URL: http://www.aloqada. com/News/2012/08/16/startoval_proekt_elektrifikacii_zheleznoy_dorogi_marokand_ karshi_termez (Дата обращения: 15.01.2013.)

4 Uzbek Rail: Red hot wheels to Afghanistan: Viewing cable 09TASHKENT1577 // WikiLeaks: website. 2009. December 11. URL: http://wikileaks. org/cable/2009/11/09TASHKENT1577.html (Дата обращения: 15.01.2013.)

тоннель через который, построенный советскими инженерами, рассчитан на 1 тыс. машин в сутки. В период закрытия границ Пакистаном там пытались пропускать до 10 тыс. единиц транспорта. Не справляется с нагрузкой и во многих местах пришла в негодность автомобильная дорога Кабул-Кундуз, следующая через Саланг в сторону ЦА1.

Совокупность имеющихся ограничений подталкивает американское командование к поиску путей оптимизации грузопотоков по северному маршруту в обход узбекского участка. Летом 2011 г. на заседании Наблюдательного совета Пентагона по выплатам сторонним организациям обсуждалась идея расширения мультимодальных перевозок, предполагающая переброску имущества из Афганистана через Узбекистан авиацией на создаваемые в других странах ССП складские центры с целью последующей перегрузки на железнодорожный и автомобильный транспорт. Один из таких перевалочных пунктов осенью 2012 г. был оборудован в Ульяновске, что вызвало крайне неоднозначную реакцию в российском обществе.

Топливные поставки из ЦА в Афганистан

С началом военных операций в Афганистане в 2001 г. и Ираке в 2003 г. в зоне ответственности Центрального командования США резко возрос спрос на нефтепродукты. Нужды американской группировки увеличились с 40 тыс. галлонов в сутки в 2002 г. до более чем 1,1 млн в 2009 г., а объемы складских резервов - со 100 тыс. галлонов до более чем 30 млн, включая 12 млн частных емкостей, используемых на коммерческой основе2. Узловым потребителем топлива в северной и центральной частях страны стала американская база Баграм, ежедневные потребности которой в середине 2010 г. оценивались в 500 тыс. галлонов3.

Афганистан не имеет необходимого количества разработанных источников сырья и почти полностью привязан к импорту энергоносителей. На первом этапе военной операции для восполнения запасов топлива американцы вынуждены были использовать преимущественно нефтепродукты арабских стран, доставляемые

1 Felbab-Brown V. Op. cit.

2 Carra J. В., Ray D. Evolution of Petroleum Support in the U.S. Central Command Area of Responsibility / Colonel Jeffrey B. Carra, Chief Warrant Officer 4 David Ray // Army Sustainment. 2010. September-October. Vol. 42, iss. 5. P. 18.

3 Ibid. - P. 19.

через пакистанскую территорию, а также прямые поставки из Пакистана. Каналы снабжения проходили через опасные участки территории пуштунских племен. Росла зависимость американского контингента от Исламабада, который сам страдал от нехватки горюче-смазочных материалов (ГСМ) на внутреннем рынке. И то, и другое не устраивало Пентагон, подталкивало его к переговорам со странами ЦА, которые, со своей стороны, тоже интересовались перспективой выхода на афганский топливный рынок.

С 2007 г. Центральное командование и Оборонный центр энергообеспечения США начинают постепенно переносить закупки ГСМ из Пакистана в ЦА. К 2010 г. отгрузки топлива по Северной сети поставок в общем объеме снабжения нефтепродуктами американской группировки в Афганистане выросли с 30 до 70%1. При этом рост поставок горючего через ССП совпал не только с увеличением потребностей военных, но и с созданием в Афганистане крупных топливных резервов путем строительства промышленных топливохранилищ и их соединения с американскими базами локальными трубопроводами.

Изначально среди стран Центральной Азии ключевую роль в топливном снабжении американцев в Афганистане играла Киргизия. К 2009 г. через авиабазу США в бишкекском аэропорту «Ма-нас» переваливалось до трети необходимого горючего2. В 2009 г. для нужд «Манаса», где дислоцированы топливозаправщики, обслуживающие натовскую авиацию в воздушном пространстве ИРА, было закуплено топлива на сумму 230 млн долл.3 При этом, как показала серия скандалов и расследований 2005 и 2010 гг., в интересах бесперебойных поставок через Бишкек американские военные поддерживали корыстную заинтересованность местных коррумпированных кланов, включая родственников президентов А. Акаева и К. Бакиева. Значительная часть ресурсной базы приходилась на нелегальный реэкспорт российских нефтепродуктов, которые поставлялись беспошлинно для внутренних нужд республики.

1 Carra J^., Ray D. Evolution of Petroleum Support... - P. 18.

2 WikiLeaks: Потеря «Манаса» станет пощечиной Штатам и ослабит позицию США // Gazeta.kz: интернет-сайт. 2011. 26 мая. URL: http://articles.gazeta. kz/art. asp?aid=341752 (Дата обращения: 15.01.2013.)

3 Nichol J. Kyrgyzstan: Recent Developments and U.S. Interests: CRS Report for Congress / Jim Nichol; Congressional Research Service. 2010. September 9. P. 10.

Запуск ССП в начале 2009 г. позволил Пентагону расширить транспортировку ГСМ из ЦА наземным транспортом, т.е. более емким и менее затратным способом, а также снизить зависимость от воздушного канала через «Манас», на закрытии которого настаивала Москва. С этого момента роль лидера в части снабжения нефтепродуктами американского контингента достается нейтральной Туркмении, официально в ССП не участвующей, но получившей основание и возможности для более активного включения в афганские дела.

В 2012 г. Соединенные Штаты направили на приобретение туркменских товаров 820 млн долл., из которых большая часть средств пошла на оплату очередных топливных контрактов. Тыловые расходы в Туркмении, таким образом, в 2012 г. составили 63% всех американских закупок в Центральной Азии1. Основным посредником по закупкам туркменских ГСМ вновь стала офшорная структура Red Star Enterprises, получившая известность в связи с причастностью к коррупционным скандалам вокруг киргизского «Манаса».

Тот факт, что наиболее крупные закупки топлива для Афганистана производятся американцами в Туркмении, а не в Узбекистане или Казахстане, объясняется ограниченностью экспортных возможностей последних в связи с высокими внутренними потребностями и нехваткой перерабатывающих производств. Киргизия и Таджикистан и вовсе являются чистыми импортерами в основном российских ГСМ. Из Туркмении поставки в Афганистан наладил модернизированный с американской помощью Туркмен-башинский нефтеперерабатывающий завод мощностью около 7 млн т нефти в год2, который ранее отгружал часть своей продукции в Манас через посреднические схемы. О серьезности намерений Ашхабада говорят среди прочего планы по сооружению к

1 Кисета J. Turkmenistan Big Beneficiary of Pentagon Money While Uzbekistan Lags / Joshua Kucera // EurasiaNet.org: website. 2012. December 3. URL: http://www.eurasianet.org/node/66248 (Дата обращения: 15.01.2013.)

2 Туркменбашинский комплекс нефтеперерабатывающих заводов реконструируют // Regnum: информ. агентство. 2011. 30 апреля. URL: http://www. peгнym.pф/news/fd-abroad/turkmenia/autonews/1400402.html (Дата обращения: 15.01.2013.)

февралю 2015 г. нефтетерминала на 540 тыс. т в районе приграничного с Афганистаном таможенного пункта Ымамназар1.

Сотрудничество с Соединенными Штатами воспринимается центральноазиатскими производителями топлива как весьма перспективное направление, несмотря на планирующееся сокращение американского военного присутствия в ИРА. Связано это с тем, что США помимо собственных потребностей оплачивают закупку ГСМ также для Афганских сил национальной безопасности. В период с 2007 по 2012 г. только на топливные нужды Афганской национальной армии (AHA), т. е. без учета полиции, ими выделено 1,1 млрд долл.2 На эти же цели в 2013 г. оборонное ведомство США запросило у Конгресса 323 млн долл. дополнительно к 123 млн, которые, как ожидается, обеспечат международные доноры. В целом Объединенное командование по передаче безопасности оценивает потребности AHA в топливе в среднем в 555 млн долл. в год в период с 2014 по 2018 г., или в 2,8 млрд долл.3

При этом в Вашингтоне опасаются, что выделенные Соединенными Штатами средства для AHA могут идти на закупку ГСМ у Тегерана, запрещенную американскими санкциями. В частности, у надзорных структур США вызывает беспокойство возможность добавления иранского топлива к туркменским поставкам как непосредственно на территории Туркмении, так и при транспортировке через территорию Ирана в Афганистан. Благоприятную почву для махинаций подобного рода создает непрозрачная и пораженная коррупцией система закупок для Афганских сил национальной безопасности.

Страны ЦА привлекает и сам растущий внутренний рынок Афганистана, гражданское население которого продолжает испытывать дефицит горючего. По приблизительным оценкам Государственного департамента США на октябрь 2012 г. (точная статистика отсутствует), на Туркмению уже приходится 25% поставок топлива в ИРА, еще четверть - Россию и частично на Казахстан и Узбе-

1 Туркменистан построит нефтетерминал на границе с Афганистаном // Афганистан.Ру: интернет-сайт. 2013. 4 февраля. URL: http://www.afghanistan.ru/ doc/56745.html (Дата обращения: 04.02.2013.)

2 Sopko J.F. Afghan National Security Forces: Limited Visibility over Fuel Imports Increases the Risk that U.S.-funded Fuel Purchases Could Violate U.S. Economic Sanctions against Iran / John F. Sopko; Special Inspector General for Afghanistan Reconstruction Report. 2013. January 30. P. 1. URL: http://www.sigar.mil/pdf/alerts/ 2013-01-30-alert-sp-13-2.pdf (Дата обращения: 10.02.2013.)

3 Ibid. - P. 2.

кистан1. Дополнительным источником несанкционированного завоза ГСМ через ЦА может стать также реэкспорт из Таджикистана, который ожидал в 2013 г. получить от России 1 млн беспошлинных нефтепродуктов при собственном потреблении 400450 тыс. т в 2011-2012 гг.2

В целом чиновники в Кабуле заявляют, что к 2015 г. страна сможет самостоятельно обеспечивать себя энергоносителями, и связывают большие надежды с разработкой китайскими компаниями нефтяных месторождений в бассейне Амударьи в северных провинциях, однако, скорее всего, Афганистан еще долго сохранит статус нетто-импортера нефтепродуктов. Высокий внутренний спрос, помноженный на западное военное присутствие и финансовую поддержку США, будет привлекать сюда поставщиков из ЦА.

Воздушный коридор через ЦА

В дополнение к сухопутным коммуникациям Соединенные Штаты добились открытия воздушного канала снабжения через Центральную Азию, необходимого главным образом для транспортировки живой силы и ценных грузов. Его актуальность возросла с появлением у США новых транспортных самолетов С-5М Super Galaxy с рабочим диапазоном 5 тыс. морских миль без дозаправки при полной загрузке 122 тыс. фунтов3, сделавших возможным совершение в Афганистан трансполярных перелетов.

В июле 2009 г. Вашингтоном было подписано соглашение о воздушном транзите войск и вооружений с Россией, в 2010 г. -с Казахстаном. Параллельно достигнуты договоренности с правительствами Киргизии и Узбекистана об использовании аэропортов «Манас» и «Навои».

1 Sopko J.F. Afghan National Security Forces: Limited Visibility over Fuel Imports Increases the Risk that U.S.-funded Fuel Purchases Could Violate U.S. Economic Sanctions against Iran / John F. Sopko; Special Inspector General for Afghanistan Reconstruction Report. 2013. January 30. P. 1. URL: http://www.sigar.mil/pdf/alerts/ 2013-01-30-alert-sp-13-2.pdf (Дата обращения: 10.02.2013.) - P. 7.

2 Таджикистан и Россия подписали Соглашение по «беспошлинным нефтепродуктам» // Авеста: интернет-сайт. 2013. 7 февраля. URL: http://www.avesta.tj/ business/16685-tadzhikistan-i-rossiya-podpisali-soglashenie-po-besposhHimym-nefte-produktam.html (Дата обращения: 07.02.2013.) Таджикистан сократил импорт нефтепродуктов // Азия-Плюс: интернет-сайт. 2012. 13 декабря. URL: http://news. tj/ru/news/tadzhikistan-sokratil-import-nefteproduktov (Дата обращения: 15.01.2013.)

3 Bissell J£. Moving Logistics Forward / J^. Bissell // Military Logistics Forum. 2012. April. Vol. 6, iss. 3. P. 23-24.

Договор, допускающий транспортную и боевую авиацию США в международный аэропорт «Манас» в Бишкеке, был одобрен киргизским парламентом в декабре 2001 г. Летом 2009 г. руководство республики во главе с К. Бакиевым проигнорировало позицию своих партнеров по Организации Договора о коллективной безопасности и Шанхайской организации сотрудничества и продлило мандат американской авиабазы до июля 2014 г. Объекту было присвоено новое название - Центр транзитных перевозок (ЦТП), а арендная плата увеличена с 17,4 до 60 млн долл. в год.

ЦТП играет важную роль в обслуживании военной кампании в Афганистане. Как сообщала в сентябре 2012 г. пресс-служба объекта, из «Манаса» в год совершается 4,7 тыс. вылетов по дозаправке натовской авиации и в обоих направлениях перевозится до 1,5 тыс. солдат ежедневно. ЦТП является ближайшей из трех баз США, способных производить дозаправку в воздушном пространстве Афганистана1. Отсюда осуществляются миссии по заброске и эвакуации грузов и личного состава в районы боевых действий. База используется для ведения разведки и специальных операций в регионе. На ней постоянно дислоцируются 1,2 тыс. американских военнослужащих (376-е воздушное экспедиционное крыло), около 300 работников западных подрядных организаций и до 700 человек обслуживающего персонала из граждан Киргизии2.

В сентябре 2012 г. во время встречи с В. Путиным президент Киргизии А. Атамбаев заявил о намерении после 2014 г. переквалифицировать аэропорт «Манас» в гражданский объект, что было воспринято в Госдепе как начало нового большого торга о его будущем. Во внешнеполитическом ведомстве США подчеркнули, что будут добиваться сохранения базы, которая, по словам помощника госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Р. Блейка, необходима и после 2014 г. для военной поддержки лояльного американцам правительства в Кабуле3.

1 Киргизстан: Вывод войск из Афганистана переводит центр «Манас» на режим обратного транзита // EurasiaNet.org: интернет-сайт. 2012. 24 сентября. URL: http://russian.eurasianet.org/node/59611 (Дата обращения: 15.01.2013.)

2 Там же.

3 Blake R. U.S. Engagement in Central Asia: Testimony before the House Foreign Affairs Committee, Subcommittee on Europe and Eurasia / Robert Blake, Assistant Secretary of State. Bureau of South and Central Asian Affairs // House Committee on Foreign Affairs: website. 2012. July 24. P. 4. URL: http://archives.republi-cans.foreignaffairs.house.gov/ 112/HHRG-l 12-FA14-WState-BlakeR-20120724.pdf (Дата обращения: 15.01.2013.)

Закрытие ЦТП в Манасе в июле 2014 г., когда истечет срок нынешнего американо-киргизского соглашения, нарушит рассчитанные до конца того же года планы Транспортного командования США по выводу из Афганистана основной западной группировки, а в дальнейшем затруднит ротацию остающихся там частей. Сейчас именно через «Манас» убывает большая часть американских военнослужащих и идет переброска не подлежащих досмотру особых и секретных грузов. По сравнению с ним значение проходящего через Киргизию наземного маршрута снабжения не так велико.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В марте 2012 г. по результатам визита министра обороны США Л. Панетты в Бишкек газета «The New York Times» сообщила, что киргизские чиновники неофициально дали понять о своей готовности обсуждать условия будущего сотрудничества по «Ма-насу»1. Определенной уверенности американской стороне придал сам тезис о превращении аэропорта в гражданский объект, который может быть истолкован по-разному, в том числе и как вариант сохранения базы при замене военнослужащих США на персонал частных военных и транспортных компаний. О стремлении Вашингтона перехватить инициативу говорит тот факт, что Агентство США по торговле и развитию уже в 2012 г. объявило среди американских фирм конкурс на составление бизнес-плана продвижения аэропорта «Манас» в качестве коммерческого транспортного узла, хотя в целом в Соединенных Штатах к этой идее относятся скептически2.

На переговорах с Бишкеком у Белого дома есть несколько весомых козырей. Авиабаза остается крупным источником валютных поступлений как в казну республики, так и на счета местных элит. Совокупные расходы при использовании ЦТП значительно превышают утвержденную арендную плату (60 млн долл.) и в 2009 г. составили 108 млн долл., в 2010 г. - 131,5 млн, а в 2011 г. -

1 Bumiller E. Kyrgyzstan wants military role to end at U.S. Base / Elisabeth Bumiller // The New York Times: website. 2012. March 13. URL: http://www.nytimes. com/2012/03/14/world/asia/panetta-meets-with-military-officials-in-kyrgyzstan.html?_r =l (Дата обращения: 15.01.2013.)

2 Kyrgyzstan: Manas Intl Airport Business Plan / United States Trade and Development Agency // Federal Busyness Opportunities: website. 2012. August 22. URL: https://www.fbo.gov/?s=opportunity&mode=form&id=5bbba8fddbe23708ac4f4f24aa7 e4c44&tab:=core&_cview=0 (Дата обращения: 15.01.2013.)

уже 150,6 млн долл.1 Так, в 2009 г. в эту сумму помимо арендных платежей вошли затраты на модернизацию инфраструктуры аэропорта (30,6 млн долл.), на контракты с местными подрядчиками (24,7 млн) и на оплату услуг аэропортовых служб (23 млн). По отдельной статье закупалось топливо (230 млн долл.)2. Дополнительным материальным стимулом может послужить передача странам ЦА части военной техники и оборудования из Афганистана. Кроме того, ожидается, что в ходе обсуждения судьбы «Мана-са» американцы задействуют всю мощь созданных в республике сетевых структур, НПО, СМИ и агентов влияния.

В случае неудачи в Киргизии Пентагон может попытаться перенести авиабазу из Манаса в другую страну региона, хотя на официальном уровне в Вашингтоне исключают такой сценарий. Удобным местом передислокации объекта считается узбекский аэропорт «Навои», который уже несколько лет используется для транспортировки американских грузов в Афганистан коммерческими рейсами при посредничестве Южной Кореи.

В 2008 г. Korean Airlines и Транспортное командование ВС США провели маркетинговое исследование по перспективам использования «Навои» в афганском транзите, после чего корпорация заключила с Узбекистаном контракт на глубокую модернизацию аэропорта. Соглашение предполагало увеличение к концу 2009 г. мощности складской инфраструктуры до 300 т грузов в день и топливных резервуаров - до 1,42 млн галлонов3. На эти цели компания, ставшая оператором объекта на 10 лет, получила от Сеула кредит в размере 200 млн долл., еще 83,4 млн были выделены Узбекистаном4. Параллельно в ноябре 2008 г. начальник Транспортного командования ВС США генерал Д. Макнаб посетил Ташкент, где состоялись переговоры с узбекским руководством о подключении аэропорта «Навои» к системе снабжения американских войск в Афганистане.

1 Nichol J. Central Asia: Regional developments and implications for U.S. interests: CRS Report for Congress / Jim Nichol; Congressional Research Service. 2012. May 18. P. 38.

2 Nichol J. Kyrgyzstan: Recent Developments and U.S. Interests. P. 10.

3 Uzbekistan: Transcom Delegation Discusses Transit with GOU: Viewing ca-ble09TASHKENT669 // WikiLeaks: website. 2009. May 7. URL: http://wikileaks.org/ cable/2009/05/09TASHKENT669.html (Дата обращения: 15.01.2013.)

4 Панфилова В. Америка ищет приюта в Узбекистане / Виктория Панфилова // Независимая газета: интернет-сайт. 2009. 10 июня. URL: http://www.ng.ru/ cis/2009-06-10/l_Uzbekistan.html (Дата обращения: 15.01.2013.)

Для США объект привлекателен как интермодальный перевалочный пункт, который располагается всего в 400 км от границы с ИРА в безопасном районе, имеет удобный выход на крупные автомобильные и железнодорожные магистрали, пригоден для посадки любых типов самолетов. Узбекистан же рассчитывал направить через «Навои» транспортные потоки НАТО, способствовать его загрузке и развитию примыкающей свободной экономической зоны, где могло бы закупаться снабжение для западных войск.

Официально о начале перевалки грузов НАТО через «Навои» было объявлено в мае 2009 г. Подробности сделки не афишировались, однако, как следует из «узбекского досье» Wikileaks, соглашение допускало только транзит несмертоносных грузов, исключало присутствие в «Навои» американских военнослужащих и заход сюда военной авиации США. Запрещалось и прямое воздушное сообщение с Афганистаном1. Грузы должны были доставляться до «Навои» «Узбекскими авиалиниями» или Korean Airlines, после чего перегружаться на наземный транспорт и перевозиться в Афганистан уже силами узбекских госкорпораций Uzbekistan Temir Yullari (железные дороги) и Urta Osiyo Trans (ав-топеревозки)2.

Предложенная Ташкентом схема, как следует из тех же источников, не в полной мере устроила американское командование, которое в июне 2009 г. заявило о готовности направлять по ней только два грузовых рейса в месяц, что мало для аэропорта, после реконструкции рассчитанного на обслуживание до 20 грузовых судов ежедневно3.

Тем не менее американские дипломаты не оставили попыток договориться с Ташкентом об открытии «Навои» для прямых авиаперевозок с Афганистаном. Для Пентагона это гораздо предпочтительней, поскольку позволяет забрасывать в ИРА ценный фрахт и военный персонал без перегрузки, отчасти дублирует функции «Манаса» и открывает перспективы появления в Узбеки-

1 Uzbekistan Supportive on Afghanistan Transit Concepts: Viewing cable 08TASHKENT1382 // WikiLeaks: website. 2011. November 26. URL: http:// wikileaks.org/cable/2008/11/08TASHKENT1382.html (Дата обращения: 15.01.2013.)

2 Instructions to sign transit arrangement with the Government of Uzbekistan: Viewing cable 09STATE31078 // WikiLeaks: website. 2009. March 31. URL: http:// wikileaks.org/cable/2009/03/09STATE31078.html (Дата обращения: 15.01.2013.)

3 Uzbekistan: uscentcom on the eve of construction: Viewing cable 09TASHKENT 1245 //WikiLeaks: website. 2009. July 17. URL: http://wikileaks.org/ cable/2009/ 07/09TASHKENT1245.html (Дата обращения: 15.01.2013.)

стане военно-транспортной авиации США. В феврале 2010 г. накануне визита И. Каримова в Сеул крупная южнокорейская газета «Дооп§Ап§ 11Ьо» сообщила о намерении президента Ли Мен Бака по неофициальной просьбе Соединенных Штатов поставить перед узбекским лидером, с которым он находится в дружеских отношениях, вопрос об использовании «Навои» в качестве воздушного коридора между ЦА и Афганистаном. По информации издания, альтернативный воздушный мост необходим Пентагону на случай обострения отношений с Бишкеком, находящимся под сильным давлением России1.

Взамен американцы, планирующие к концу 2014 г. вывести из Афганистана основную часть своего контингента, обещают наполнить узбекский хаб транспортными заказами. Последнее обстоятельство весьма актуально для «Навои», через который в 2011 г., по официальным данным, было пропущено около 50 тыс. т грузов, а по итогам 2012 г. ожидалось 60 тыс.2, что составляет только около половины проектной мощности терминала (110 тыс. т). Не исключено, что коммерческий потенциал авиаузла, открытого под политическим давлением сверху, был изначально переоценен.

В узбекских экспертных кругах высказывается предположение, что президент И. Каримов в настоящий момент выдерживает паузу в переговорах с Соединенными Штатами о будущем «Навои», ожидая разрешения ситуации вокруг «Манаса». Согласно данной версии возможная утрата американцами позиций в Киргизии позволит Ташкенту выторговать для себя более выгодные условия при передислокации базы ВВС США в «Навои». Положительное заключение о возможности развертывания здесь войск и техники было дано американскими инженерами еще в 2002 г. При этом принятая в 2012 г. новая концепция внешней политики Узбекистана, запрещающая создание на территории республики иностранных военных объектов, в авторитарном государстве якобы не

1 Seo Seung-wook. President Lee will seek Uzbek base for U.S. forces / Seo Seung-wo-ok // Korea JoongAng Daily: website. 2010. February 10. URL: http:// ko-reajoongangdai-ly.joinsmsn.com/news/article/article.aspx?aid=2916469 (Дата обращения: 15.01.2013.)

2 См. данные официального веб-сайта аэропорта «Навои»: Uzbekistan Airways: Международный аэропорт «Навои»: интернет-сайт. 2013. 10 апреля. URL: http ://www.navoi-airport.com/ru/#ru/content/cargo_service/introduction/ (Дата обращения: 10.04.2013.)

будет препятствием для принципиального решения главы государства об открытии американской базы.

Однако против данного сценария говорят опасения узбекского руководства по поводу возможного чрезмерного усиления Запада в республике, а также прежний негативный опыт, связанный с реакцией Вашингтона на андижанские события 2005 г., когда США были выдворены с авиабазы «Карши-Ханабад».

Перспективы и значение

северного транзита

В условиях сохраняющегося недоверия к Исламабаду США будут выводить часть войск из Афганистана через центрально-азиатские коммуникации. По расчетам Центрального командования, в 2013-2014 гг. из ИРА должно быть эвакуировано примерно 29 тыс. транспортных средств и 24 тыс. контейнеров с американским имуществом (для сравнения: совокупный объем запланированных к выводу грузов всех стран ISAF оценивается в 70 тыс. транспортных средств и 120 тыс. контейнеров)1. В 2013 г. американскому командованию предстояло сократить группировку с 66 тыс. до 32 тыс. человек2.

После 2014 г. Пентагон предварительно рассчитывает оставить в исламской республике ограниченный контингент в размере 13,6 тыс. человек (цифра озвучена главой Центрального командования Дж. Маттисом на слушаниях в Сенате в марте 2013 г.)3. Окончательное решение по этому вопросу должен принять президент Б. Обама по договоренности с Кабулом.

При этом планы по использованию центральноазиатских маршрутов для вывода войск из Афганистана в последнее время пересматривались в сторону уменьшения. Сказались проблемы в функционировании узбекского участка, возобновление в начале

1 Kramer A.E. As NATO Prepares for Afghan Withdrawal, Uzbekistan Seeks War's Leftovers / Andrew E. Kramer // The New York Times: website. 2013. January 31. URL: http://www.nytimes.com/2013/02/01/world/asia/Uzbekistan-wants-natos-leftovers-from-afghanistan.html?ref=uzbekistan (Дата обращения: 31.01.2013.)

2 Обама: война в Афганистане будет завершена к концу 2014 года // Радио «ГолосРоссии»: интернет-сайт. 2013. 13 февраля. URL: http://ria.ru/world/ 20130213/922594992.html (Дата обращения: 13.02.2013.)

3 В Афганистане после 2014 г. должны остаться 13,6 тыс. военных из США // РИА Новости: информ. агентство. 2013. 6 марта. URL: http://ria.ru/de-fense_safe-ty/20130306/926019799.html (Дата обращения: 06.03.2013.)

2013 г. работы пакистанского канала, а также решение Пентагона диверсифицировать транзит за счет более широкого подключения мультимодальных центров в Дубае (ОАЭ) и Иордании. Соответственно, если в начале 2012 г. заявлялось о готовности отгружать по ССП 70% грузов , то в середине того же года - уже 30% , а к началу 2013 г. - менее четверти (или 7,2 тыс. контейнеров и 4,8 тыс. единиц подвижного состава в 2013-2014 гг.)3. В действительности же по состоянию на середину 2013 г. через ЦА из Афганистана проследовало только 4% американских грузов, что не могло не вызвать разочарования, в частности в Ташкенте4.

Соглашение НАТО с Узбекистаном, Казахстаном и Киргизией об использовании их территорий для вывода транспортных средств и военного имущества было достигнуто в июне 2012 г.5 От обратного транзита через Таджикистан американцы, в отличие от англичан, отказались, о чем представители Госдепартамента официально заявили весной 2013 г.

Транспортировка основных объемов грузов из Афганистана по ЦА осуществляется железнодорожным транспортом в направлении Узбекистан - Казахстан - Россия, а также по «Южному коридору» в казахстанский порт Актау и далее через Каспийское море на Кавказ. Воздушный мост из Афганистана проходит через киргизский «Манас».

В апреле 2013 г. президент Казахстана Н. Назарбаев, выступая на алма-атинской конференции по Афганистану, сообщил о намерении республики увеличить натовский грузопоток через Ак-тау. Мощности порта, который Астана хотела бы к 2020 г. превратить в крупный международный транспортный хаб, простаивают после наложения санкций на Иран. В ответ на появившиеся в обществе опасения по поводу открытия в Казахстане «морского ана-

1 Kelly TP. Op. cit.

2 Felbab-Brown V. Op. cit.

3 Кучера Д. Афганистан - США: Схема путей вывода войск коалиции / Джошуа Кучера // EurasiaNet.org: интернет-сайт. 2012. 22 ноября. URL: http:// russian. eur-asianet.org/node/59733 (Дата обращения: 15.01.2013.)

4 Кучера Д. По Северной сети поставок вывозится из Афганистана лишь 4% американских военных грузов / Джошуа Кучера // EurasiaNet.org: интернет-сайт. 2013. 26 июня. URL: http://russian.eurasianet.org/node/60168 (Дата обращения: 26.06.2013.)

5 Nato signs deal to move Afghan equipment via Central Asia // BBC News: website. 2012. June 4. URL: http://www.bbc.co.uk/news/world-asia-18326970 (Дата обращения: 15.01.2013.)

лога» «Манаса» власти республики заявили, что дозагрузка Актау контейнерами ISAF не будет предполагать размещения здесь иностранных военных и вооружений, а сам объект открыто используется в организации поставок в ИРА с 2011 г.1

Вместе с тем расширение возможностей Актау может стать платформой для развития отношений между оборонными ведомствами США и Казахстана и потенциально увеличит объемы грузов НАТО, перевозимых через Каспий и Кавказ в обход территории России. Последнее обстоятельство повысит риск неконтролируемого заброса американского оружия в Закавказье.

Представляется, что Соединенные Штаты не откажутся и от попыток организации в странах ЦА новых интермодальных перевалочных пунктов, позволяющих комбинировать маршруты и типы транспорта. По этому пути идут также их союзники по НАТО, в частности Франция, которая в начале 2013 г. получила право пользования аэропортом Шимкента на юге Казахстана.

Параллельно Пентагон начал переговоры об уступке странам ЦА некоторых видов военного имущества, подлежащего выводу из Афганистана. Это позволит американцам сократить расходы на транспортировку устаревающих образцов техники, что в будущем может использоваться при обучении персонала, ремонте и обслуживании, т. е. обеспечит долгосрочное присутствие в военно-технической сфере региона. В январе 2012 г. администрация Б. Обамы сняла запрет на зарубежные военные поставки в Узбекистан, а через год провела с представителями республики закрытые консультации в Вашингтоне.

По просочившимся в западную прессу отрывочным сведениям узбекская сторона проявила интерес к широкому спектру вооружений и амуниции, включая миноискатели, бронежилеты, навигационное оборудование, приборы ночного видения, стрелковое оружие, а также колесные бронемашины с усиленной минной защитой, вертолеты и беспилотники2. В феврале 2013 г. Госдепартамент официально известил Конгресс о том, что США поставят Ташкенту часть указанного выше оборудования, которое непригодно для репрессий против мирного населения, в том числе беспилотные летательные аппараты некоторых модификаций (пред-

1 Оружия НАТО в порту Актау не будет, через порт идут мебель и утварь -МИД Казахстана // Новости-Казахстан: интернет-сайт. 2013. 20 мая. URL: http:// www.newskaz.ru/comment/20130520/5106484.html (Дата обращения: 20.05.2013.)

2 Kramer A.E. Op. cit.

положительно, легкие разведывательные БПЛА). Обсуждение в американском парламенте показало, что во внешнеполитическом истеблишменте Соединенных Штатов сложилась мощная группа сторонников превращения Узбекистана в «полноценного военного союзника США по типу Саудовской Аравии»1.

В феврале 2013 г. инициативу Вашингтона поддержала Великобритания, министр обороны которой Ф. Хаммонд подтвердил планы по передаче Узбекистану в счет оплаты транзита грузовиков Leyland DAF и запчастей Land Rover2 стоимостью 700 тыс. долл.3

Другим результатом функционирования Северной сети поставок стал резкий рост затрат Пентагона на ЦА. При грузопотоке по Сети в 2012 г. в 39 тыс. контейнеров ориентировочные расходы на оплату транзитных сборов и услуг транспортных компаний оценивались в сумму от 685 млн долл. до более чем 1 млрд4. Большая часть этих денег поступила на счета государственных перевозчиков и в бюджеты стран ЦА, поддержав их высокую заинтересованность в ССП.

Дополнительно в 2012 г. Пентагон в 7 раз (до 1,3 млрд долл.) увеличил затраты на закупку в регионе товаров для нужд своих войск в Афганистане, на чем давно настаивали центральноазиат-ские правительства. Такая практика позволила США уменьшить транспортные издержки и остроту топливной проблемы, а также повысить привлекательность сотрудничества среди местных элит.

1 См., например: Видеозапись выступления Даны Рорабахера, председателя подкомитета по странам Европы, Евразии и новым угрозам, на слушаниях в Палате представителей конгресса США «Угроза вооруженного исламизма в Евразии»: Rohrabacher D. Joint Subcommittee Hearing: Islamist Militant Threats to Eurasia, House Ray burn Office Building Washington, DC 20515: video / Dana Rohrabacher, Chairman, Subcommittee on Europe, Eurasia, and Emerging Threats // House Commettee on Foreign Affairs: website. 2013. February 27. URL: http://foreignaf-fairs.house.gov/hearing/joint-subcommittee-hearing-islamist-militant-threats-eurasia (Дата обращения: 01.03.2013.)

2 См. обращение министра обороны Великобритании Ф. Хаммонда к парламенту страны «Линии связи Афганистана» от 13 февраля 2013 г.: Hammond P. Afghanistan lines of communication / Philip Hammond, The Secretary of State for Defence; Ministry of Defence // UK Parliament: website. P. 2. URL: http://www.par-liament.uk/docu-ments/commons-vote-office/February_2013/13 Feb-2013/1 .Defence-Afghanistan-Lines of Communication.pdf (Дата обращения: 01.03.2013.)

3 UK to bring Afghan equipment home via Uzbekistan // Dawn.com: website. 2013. February 13. URL: http://dawn.com/2013/02/14/uk-to-bring-afghan-equipment-home-via-uzbekistan/ (Дата обращения: 01.03.2013.)

4 Lee G. P. 13.

Из названной суммы Туркмении досталось 820 млн долл. (в основном, на ГСМ), Киргизии - 218 млн, Казахстану - 137 млн, Узбекистану - 105,9 млн, Таджикистану - 11,7 млн долл.1 В этом же году Агентство по тыловому обеспечению США разместило своих представителей в американских посольствах в Ташкенте и Астане, а в Киргизии был запущен «Портал предприятий Киргизстана», продвигающий среди компаний республики тендеры на поставку снабжения в ИРА. В 2013 г. тенденция к расширению закупок в ЦА сохранилась, на что в бюджете Пентагона вновь заложено 1,3 млрд долл.2

В целом с помощью северного транзита Белый дом не только диверсифицировал снабжение группировки в Афганистане, снизив зависимость от Исламабада, но также создал условия для распространения военной инфраструктуры США на ЦА и интенсификации военно-политических контактов с регионом. Несмотря на имеющиеся трудности, как минимум до конца 2014 г. северный транзит будет использоваться Вашингтоном для решения военных и политических задач в регионе. По мере сокращения грузоперевозок его значение, по прогнозам, будет снижаться. Однако высока вероятность того, что в дальнейшем Соединенные Штаты выступят с инициативой продлить работу центральноазиатского транспортного коридора в новом формате, принимая во внимание стремление оставить в Афганистане постоянные военные объекты и обеспечить снабжение AHA.

При этом, как следует из датируемого мартом 2013 г. доклада Сенату директора национальной разведки Дж. Клэппера, американская администрация будет учитывать то обстоятельство, что сохранение военного присутствия в Афганистане после 2014 г. без мандата ООН может побудить Россию свернуть сотрудничество по ССП3. Без согласия Москвы отгрузки будут возможны только по южному участку маршрута, проходящему через Грузию, Азербайджан, Казахстан и Узбекистан, если эти страны пойдут на обострение отношений с Кремлем.

1 Kucera J. Op. cit.

2 Ibid.

3 Clapper J. Worldwide Threat Assessment of the US Intelligence Community / James R. Clapper, Director of National Intelligence // Statement for the Record. Senate Select Committee on Intelligence: website. 2013. March 12. P. 24. URL: http://intelli-gence.senate.gov/1303l2/clapper.pdf (Дата обращения: 12.03.2013.)

Таким образом, российскому руководству уже в ближайшее время предстоит решить вопрос о том, стоит ли и дальше поддерживать северный транзит, который не только облегчает функционирование долгосрочных военных баз США в Афганистане, но и играет роль катализатора военно-политического сотрудничества Вашингтона с Центральной Азией.

«Проблемы национальной стратегии», М, 2014 г. № 1 (22), с. 62-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.