ТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ:
ПОЛИТИКА КИТАЯ НА ПРОСТРАНСТВЕ СНГ
Научная статья / Research article
Таджикско-китайские отношения в условиях формирования
полицентричного мира
Г. М. Майтдинова
Российско-Таджикский (Славянский) университет, Душанбе, Республика Таджикистан ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9499-156X, [email protected]
Аннотация. В статье дан анализ таджикско-китайских отношений в условиях формирования полицентричного мира. В исследовании рассмотрены проблемы таджикско-китайского взаимодействия в области экономики, культуры, а также векторы сотрудничества Таджикистана и Китая в двустороннем и многостороннем форматах по обеспечению безопасности в Центральной Евразии в условиях реализации национальной стратегии развития Таджикистана до 2030 года и постпандемического кризиса в мире. В работе проанализированы основные угрозы и вызовы национальной и региональной безопасности и таджикско-китайское взаимодействие в афганском векторе. В данном контексте рассмотрена проблема модернизации системы региональной безопасности, а также акцентировано внимание на рассмотрении проблемы формирования новых форматов взаимодействия (С5+ Россия-Китай-США) по поддержанию стабильности в Центральной Евразии.
Ключевые слова: Китай, таджикско-китайские отношения, формат взаимодействия, безопасность, система безопасности, полицентричный мир, геополитическая динамика, национальная стратегия, политика безопасности, региональная стабильность, интеграция. международное сотрудничество.
Для цитирования: Майтдинова Г.М. Таджикско-китайские отношения в условиях формирования полицентричного мира. Постсоветские исследования. 2021;4(4):255-264.
Bilateral Tajik-Chinese relations in the policentric world formation
Guzel Maitdinova
Russian-Tajik (Slavic) University (RTSU), Dushanbe Republic of Tajikistan ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9499-156X, [email protected]
Abstract. The research paper analyses the Tajik-Chinese relations in terms of the formation of the polycentric world. The problems of the Tajik-Chinese interaction in the field of economics, culture, as well as the vectors of cooperation between Tajikistan and China in bilateral and multilateral formats on providing security in Central Eurasia within the implementation of the National Development Strategy of Tajikistan-2030 and the post-pandemic world crisis, are examined in the research. The main risks and challenges of the national and regional security and the Tajik-Chinese interaction in the Afghanistan vector are analyzed as well. The issue of modernization of the regional security system is examined in this context, as well as the focus on the issue of formation of the new interaction formats (C5+Russia-China-USA) on stability support in Central Eurasia.
Keywords: China, the Tajik-Chinese Relations, interaction format, security, security system, polycentric world, geopolitical dynamics, the National Strategy, security policy, regional stability, integration, international cooperation.
For citation: Maitdinova G. Tajik-Chinese relations in formation of the polycentric world. Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2021;4(4):255-264. (In Russ.)
В геополитических процессах Центральной Евразии в условиях формирования полицентричного мира все большую роль играет китайский фактор. Одним из приоритетов геополитики Таджикистана является китайский вектор. Таджикистан сотрудничает с Китаем в области политики, экономики,
безопасности, культуры. В начале третьего десятилетия ХХ1 в. отношения Республики Таджикистан (РТ) и Китайской Народной Республики (КНР) претерпевают важные изменения. Новый этап взаимодействия двух государств характеризуется экономической кооперацией- сопряжением Национальной стратегии развития Таджикистана-2030 и китайской
инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП), а также повышением уровня политического, экономического, военного, культурного взаимодействия1. Таджикистан рассматривает ОПОП как «возможность для решения задачи взаимного экономического роста». Таджикистан намерен стать «связующим мостом» между Китаем и сопредельными государствами региона, а также привлечь дополнительные источники финансирования для реализации своей коммуникационной геостратегии и в экономические проекты страны для реализации четвертой национальной стратегии- вторичной индустриализации страны для становления индустриально-аграрной страной.2
Таджикско-китайские дипломатические отношения были установлены 4 января 1992 г. Международно-правовые основа двустороннего взаимодействия составляют более двух сотен договоров и соглашений в различных областях. Основными
документами, регулирующие двусторонние отношения, являются: Совместная декларация об основных принципах
1 Попов Д.С. Таджикско-китайские отношения на современном этапе: проблемы и перспективы // https://riss.ru/article/4689/
2 Выступление Президенте РТ Эмомали Рахмона на "Диалоге по вопросам укрепления партнёрства в области взаимо- связанности" в рамках саммита
АТЭС // Президент Республики Таджикистан. Офиц. сайт. 2014. 8 ноября. URL: http://www.president.tj/ru/node/7860 .
сотрудничества между Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой (Пекин, 9 марта 1993 г.); Соглашение о дружбе, сотрудничестве и добрососедстве (Пекин, 15 января 2007 г.); Совместная декларация глав государств Республики Таджикистан и Китайской Народной Республики об установлении отношений стратегического партнерства (Пекин, 20.05.2013 г.). Только в сентябре 2015 года был подписан ряд документов: Меморандум о взаимопонимании между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Китайской Народной Республики о разработке Программы сотрудничества; Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Китайской Народной Республики о техническом и экономическом сотрудничестве; Программа культурного обмена Министерство культуры Республики Таджикистан и Министерство культуры Китайской Народной Республики. Республика Таджикистан и Китайская Народная Республика подписали ряд соглашений в области образования: Соглашение между Министерством образования Республики Таджикистан и Китайской Народной Республикой о сотрудничестве в области образования (1 февраля 2002 г.); Дополнительный протокол к Соглашению между Министерством образования Таджикистана и Китай по сотрудничеству в области образования (15 января 2007 г.). В двусторонних отношениях важную роль
играет Межправительственная комиссия по сотрудничеству между Республикой
Таджикистан и Китайской Народной Республикой, проводя ежегодные встречи в Душанбе и Пекине.3
С 2013 г. начинается новый этап сотрудничества Таджикистана и Китая. 20 мая 2013 г. два государства подписали Совместную декларацию об установлении отношений стратегического партнёрства. Наряду с Договором о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РТ и КНР от 15 января 2007 г. Декларация стала
3 Отношения между Таджикистаном и Китаем // https://tajikembassychina.org/istoriya-i-perspektivy/
основой международно-правовой базы современного китайско-таджикского
взаимодействия, куда входит в общей сложности более 200 межгосударственных и межправительственных соглашений1.
Огромную поддержку оказал Китай Таджикистану в условиях становления таджикской государственности и
постконфликтного развития страны. По многим актуальным проблемам
международных отношений Таджикистан и Китай занимают согласованные позиции. Таджикско-китайское взаимодействие
отчетливо проявляется в таких сферах, как глобальное регулирование интернета, борьба с киберпреступностью,
реформирование международных
финансовых институтов и расширение в них прав развивающихся стран. Таджикистан и Китай тесно сотрудничают в рамках глобальных организаций (ООН, ВТО) и в ШОС.
На ХП съезде КПК (1982 г.) прозвучал основополагающий вывод о необходимости во внешней политике отдавать Китаю приоритет национальным интересам. Именно эти идеи, которым руководствуются и в настоящее время, позволили начать модернизацию внешнеполитического
поведения современного Китая на мировой арене. КНР строит отношения с пятью новыми государствами Центральной Евразии исходя из трех потребностей: в энергоносителях, рынках сбыта и стабильности региона [Серебрякова 2011: 71].
В Центральной Евразии Китай проявляет осторожный прагматичный стратегический подход, с учетом того, что основные его внешнеполитические проблемы в настоящее время носят глобальный характер. Тем не менее, интересы Китая в регионе четко обозначены: борьба с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом; обеспечение безопасности в пограничных районах; поддержание стабильности в регионе; содействие экономическому развитию;
1 Отношения Таджикистана с Китаем // Министерство иностранных дел Респуб лики Таджикистан. Офиц. сайт. URL:
http://mfa.tj/?l=ru&cat=91&art=21
обеспечение дружественных отношений стран региона к Китаю; недопущение монопольного контроля над Центральной Евразией государств, враждебных к Китаю; недопущение создания в регионе военных союзов, направленных против Китая; обеспечение открытости для Китая энергетических ресурсов региона. Данные региональные интересы Китая
проецируются в какой-то мере на современные таджикско-китайские
отношения.
Китай в настоящее время более активно, чем в 1990-е гг., вовлекается в политическое и экономическое сотрудничество с государствами Центральной Евразии в двустороннем формате, в рамках ШОС и всегда с учетом интересов своего стратегического партнера - России. Для Китая сотрудничество с Россией в Центральной Евразии важно и в плане сдерживания политики США в регионе, учитывая, что в американской концепции национальной безопасности 2018 г. Китай и Россия объявлены стратегическими соперниками. Если в конце ХХ в. Центральная Евразия для Китая была важна в контексте обеспечения безопасности в Синьцзяне и интересы здесь были периферийными, то XXI в. китайские интересы в центральноевразиатском регионе трансформируются в важные для реализации интересов безопасности своего Западного края, своих энергетических и ресурсных интересов [Майтдинова 2011: 221-222]. Центральноевразиатский регион является еще одним вектором реализации китайской инициативы «Один пояс-один путь».
За последние 3 5 лет Китай превратился в один из наиболее влиятельных мировых держав, создав собственную модель развития. Китай выполнил задачу по созданию общества среднего достатка и искоренил крайнюю бедность в полуторамиллардной стране. Как известно, Китай стал второй экономикой мира еще в 2007 г., отодвинув Японию, занимавшую данное место в течение более четверти века. В настоящее время экономика Китая КНР по уровню достижений приблизилась к США. По итогам 2020 г. Китай
единственный из крупных экономик показал рост ВВП на 2%, в 2021 г. МВФ ждет 8% с перспективой, что уже в этом десятилетии КНР обгонит США по номинальному ВВП. К 2025 г. КНР планирует полностью построить материальную базу для того, что Всемирный экономический форум называет «индустриализацией 4.0». Параллельно Пекин, учитывая опыт торговой войны с США, форсирует масштабную программу
импортозамещения критически важных технологий1.
Переломным историческим событием можно обозначить итоги 5-го пленума ЦК КПК 19-го созыва, итоги которого отразятся на геополитической динамике Центральной Евразии. 26-29 октября 2020 г. на 5-м пленуме ЦК КПК 19-го созыва Китай утвердил доктрину «двойной циркуляции» в качестве повестки экономического плана на 2021-2025 гг., ориентированный теперь на модель китайской экономики спроса — внешний и внутренний, не закрываясь от внешнего мира, переориентировать экономику на внутренний рынок. В планах нет количественных показателей производства. План дает ориентир того, развитие каких отраслей является приоритетным, какие проблемы нужно ставить во главе угла, а какие можно отложить на второй план. В пятилетке выдвигаются две главные задачи - повышение роли внутреннего спроса и ускорение работы по импортозамещению в ключевых технологиях, где Запад вводит ограничения для Китая. 2 Политика Китая по созданию новой модели развития «двойной циркуляцию», ориентированной на внутреннюю циркуляцию при одновременном содействии дополняющих друг друга внутренних и международных двойных циркуляцией не является замкнутым внутренним циклом, а
представляет собой проекцию
регионального китайского на глобальные процессы. Китай, расширяя свои интересы, делая китайский рынок мировым рынком, будет углублять глобализационные процессы, но уже по китайским правилам. Примечательно, что в условиях пандемии уже в третьем квартале 2020 г. китайский ВВП, согласно представленным 19 октября 2020 г. данным Государственного статистического управления КНР, увеличился на 4,9% (за тот же период 2019 г. ВВП прибавил 6%).3
Исходя из новых приоритетов, в Центральной Евразии Китай будет проводить ту внешнюю политику, которая будет максимально содействовать реализации новой китайской модели развития страны - «двойной циркуляции» и общей стабильности граничащего с Китаем региона. Китай вступает в новый этап экономического взаимодействия с центральноевразиатским регионом,
открывая свой рынок для сран Центральной Евразии. Стратегия Пекина состоит из двух частей: он предлагает доступ к своему рынку с его 1,4 млрд потребителей, и одновременно финансирует
ориентированные на экспорт предприятия, заинтересованные в выходе на этот высококонкурентный рынок.
Центральноевразиатским государствам не обязательно доминировать на китайском рынке, так как даже небольшая доля в нескольких секторах принесет
внушительные дивиденды. Данная китайская стратегия направлена не только для того, чтобы сделать регион более экономически стабильным, создать возможности инвестиций для китайских компаний, но и в большей степени для большего усиления политического влияния Китая. У экспертов есть опасения, что, выходя на китайский рынок, страны Центральной Евразии получают не только
1 Габуев А. Вирус тревоги нашей. О новой экономической реальности Китая //https://centrasia.org/newsA.php?st=1612592640
2 Скосырев В. В новом пятилетнем плане Китай
попрощается с командной экономикой //https://centrasia.org/newsA.php?st=1603747560
3 Поляков О. Новый курс товарища Си: экономика
Китая готовится к новому «чуду»
//https://eadaily.com/ru/news/2020/10/21/novyy-kurs-
tovarishcha-si-ekommika-kitaya-gotovitsya-k-mvomu-
chudu?fЪdid=IwAR3cST6MPEe9bTAШX60HY43lnpw
rYzRtMWiRcuom9KVakbrU4-RoAfM4Eg
возможность зарабатывать валюту и создавать дополнительные рабочие места, но и дают Китаю в будущем мощные рычаги воздействия на государства региона при блокировке китайских рынков.1
Между тем, Китай вносит значительный вклад в реализацию Национальной стратегии развития Таджикистана до 2030 г. Еще в ноябре 2014 г. Президент Таджикистана Э. Рахмон на саммите АТЭС в Пекине публично сформулировал позицию Душанбе по отношению к китайской инициативе «Один пояс-один путь». В своем выступлении Президент РТ подчеркнул, что Таджикистан рассматривает инициативу ОПОП как «возможность для решения задачи взаимного экономического роста» и, что таджикское государство надеется сыграть роль «связующего моста» между Китаем и сопредельными странами и привлечь дополнительные источники финансирования в свои инфраструктурные проекты. 2 В июне 2019 г. в совместном заявлении главы государств Таджикистана и КНР подчеркнули, что оба государства стремятся к укреплению дружбы и созданию Сообщества единой судьбы человечества, а также будут содействовать углублению сопряжения инициативы «Один пояс и один путь» и Национальной стратегией развития Таджикистана до 2030 г. 3 Для Таджикистана важна помощь Китая для реализации ряда стратегических задач в сфере строительства коммуникаций, в строительстве
энергетических объектов и в создании индустриально-аграрной экономики. За счет китайских денег идет модернизация в
1 Eurasianet: Китай приоткрывает свой рынок для центральноазиатских экспортеров //https://centrasia.org/newsA.php?st=1611649680
2 Выступление Президенте РТ Эмомали Рахмона на "Диалоге по вопросам укрепления партнёрства в области взаимо- связанности" в рамках саммита АТЭС // Президент Республики Таджикистан. Офиц. сайт. 2014. 8 ноября. URL: http://www.president.tj/ru/node/7860 .
3 Посол Китая в Таджикистане - о пандемии, безопасности и таджикско-китайском сотрудничестве // http://www.toptj.com/News/2020/10/23/posol-kitaya-v-tadzhikistane-%E2%80%93-o-pandemii-bezopasnosti-i-tadzhiksko-kitayskom-sotrudniche
Таджикистане многих промышленных объектов. Из 330 млн долл. прямых инвестиций, привлечённых в Таджикистан в 2018 г., около 70-80 % поступило из КНР.4 Всего в стране действуют около 200 компаний из Китая и 70 предприятий с его участием, которые осуществляют свыше 50 инвестпроектов.5
С каждым годом повышается уровень таджикско-китайского гуманитарного
сотрудничества. В настоящее время в вузах КНР обучаются свыше 3 тыс. таджикских студентов. Китай ежегодно увеличивает для Таджикистана число бесплатных квот (с 300 в 2018 до 350 в 2019 г.).6 В октябре 2018 г. правительство КНР выделило 800 тыс. долл. на строительство для Института Конфуция отдельного здания,
строительство которой в настоящее время завершается в Душанбе. Второй центр работает с августа 2015 г. в Горнометаллургическом институте РТ (г. Чкаловск Согдийской области). За время существования центров Конфуция в Таджикистане число учащихся в них выросло с 200 до 4 тыс. чел. 7 Таджикистан и Китай также проводят на постоянной основе совместные культурные
4 Статистика иностранных инвестиций в 2018 г. // Государственный комитет по инвестициям и управлению государственным имуществом Республики Таджикистан. 2019. Май. URL: http://investcom.tj/ru/invest/investitionnaja-dejatelnost/107-statistika-inostran nyh-investicij.html; Таджикистан: Докл. об экономике 2018. Осенний вып. // Всемирный банк. Офиц. сайт. 2018. Декабрь. С. 7. URL: http://pubdocs.worldbank.org/en/81742 1547182498715/Tajikistan-CEU-Fall-2018-FINAL-Rus.pdf .
5 Чоршанбиев П. Китай создаст в Таджикистане крупные предприятия с полным производственным циклом // ASIA-Plus. 2018. 30 октября. URL: https://news.tj/ru/
news/tajikistan/economic/20181030/kitai-sozdast-v-
tadzhikistane-krupnie-predpriyatiya-s-polnim-
proizvodstvennim-tsiklom
6 Китай увеличил квоты для обучения таджикских студентов в ВУЗах КНР // Avesta. 2018. 25 июля. URL: http://avesta.tj/2018/07/25/kitaj-uvelichil-kvoty-dlya-obu cheniya-tadzhikskih-studentov-v-vuzah-knr/
7 В Душанбе началось строительство нового учебного здания Института Конфуция при ТНУ // Avesta. 2018. 1 октября. URL: http://avesta.tj/2018/10/01/v-dushan be-nachalos-stroitelstvo-novogo-uchebnogo-zdarnya-instituta-konfutsiya-pri-tnu/
мероприятия - концерты, выставки, фестивали. В Национальной библиотеке Таджикистана действует уголок культуры Китая. Развивается сотрудничество между экспертными и научными организациями двух стран.
Китайская сторона активно вовлечена в реализацию коммуникационной стратегии Таджикистана. Китай активно включился в работу по модернизации таджикских автомобильных дорог, в частности транспортного коридора Душанбе - Куляб - Хорог - Мургаб - Кульма, который связывает восточный и центральный Таджикистан с СУАР КНР и является одним из главных каналов доставки китайских товаров в РТ. Реабилитация трассы осуществляется в несколько этапов. В рамках первой фазы программы (20062013 гг.) китайские подрядчики за счёт кредитных ресурсов банков КНР отремонтировали участок Душанбе -Вахдат - Дангара и возвели тоннели «Озоди» и «Хатлон». Объекты улучшили связь между столицей Таджикистана и его густонаселённым югом, а их стоимость превысила 155 млн долл. 1 В настоящее время Душанбе ведёт переговоры о присоединении КНР ко второй, более дорогостоящей фазе программы. Она предполагает реконструкцию Памирского тракта между Хатлонской областью и ГБАО и, по оценкам Министерства транспорта РТ, потребует не менее 1 млрд
долл.2
Важным для Таджикистана является проект Основной железнодорожной линии
1 Чоршанбиев П. Тоннель "Чормагзак" переименовали в "Хатлон", а тоннель "Шар- Шар" - в "Озоди" // ASIA-Plus. 2014. 12 февраля. URL: http://news.tj/ru/news/ton nel-chormagzak-pereimenovali-v-khatlon-tonnel-shar-shar-v-ozodi; Автотрасса Душанбе - Дангара будет сдана в эксплуатацию к концу года // Avesta. 2012. 17 августа. URL: http://avesta.tj/2012/08/17/avtotrassa-dushanbe-dangara-budet-sdana-v-ekspluatatsiyu-k-kontsu-goda/ (дата обращения: 04.05.2019).
2 Чоршанбиев П. Почти три миллиарда долларов. Столько нужно, чтобы дороги в Таджикистане стали идеальными // ASIA-Plus. 2018. 11 июля. URL: https://news.tj/ru/news/tajikistan/economic/20180611/po chti-tri-milliarda-dollarov-stolko-nuzhno-chtobi- dorogi-v-tadzhikistane-stali-idealnimi
Китай - Киргизия - Таджикистан -Афганистан - Иран, согласованный в конце 2014 г. В августе 2016 г. Китайская корпорация железнодорожных
конструкций ввела в строй участок железной дороги Вахдат - Яван протяжённостью 46 км и стоимостью 72 млн долл. 3 Соответствующий кредит выделил Экспортно-импортный банк КНР. Участок связал Душанбе с Курган-Тюбе (с 2018 г. - г. Бохтар) и тем самым облегчил перевозки между предприятиями, входящими в республиканский
промышленный комплекс по производству алюминия. Данную жележнодорожную линию можно рассматривать в качестве составной части проекта железной дороги из Китая в Афганистан.
Китай заметно инвестирует в прокладку в Таджикистане электросети. Корпорация TBEA смонтировала ЛЭП «Юг - Север» (500 кВ), «Лолазор - Хатлон» (220 кВ) и «Худжанд - Айни» (220 кВ), которые объединили энергетические системы центрального и северного Таджикистана. Китайские вложения в эти объекты составили около 380 млн долл.15 В ноябре 2018 г. TBEA сдала ЛЭП 500 кВ между Душанбе и строящейся Рогунской ГЭС стоимостью 79 млн долл. 4 .Китай также развивает с Таджикистаном авиасообщение и электронные коммуникации.
Выполняются регулярные рейсы по направлениям Душанбе - Урумчи и Душанбе - Пекин, которые используются для перевозки пассажиров и доставки скоропортящихся товаров. Китайские операторы расширяют оптико-волоконные каналы, соединяющие центрально-азиатскую республику с дата-центрами в
3 Быть или не быть железной дороге Китай-Иран через Таджикистан // Sputnik Таджикистан. 2019. 30 января. URL: https://tj.sputniknews.ru/country/20190130/102813 0232/zheleznaya-doroga-china-Iran-tajikistan.html
4 Таджикистан вернёт Китаю кредит за ЛЭП "Рогун -Душанбе" через 25 лет // Sputnik Таджикистан. 2019. 29 марта. URL: https://tj.sputniknews.ru/country/201903 29/1028576284/Tajikistan-china-rogun-lep-kredit.html .
СУАР, и поставляют в РТ телекоммуникационное оборудование1.
По данным Таможенной службы Таджикистана, в 2018 г. объём торговли страны с КНР составил 651 млн долл. -третий показатель после РФ (1 млрд) и Казахстана (836 млн) 2 . Согласно Программе торгово-экономического
сотрудничества РТ и КНР, утверждённой в сентябре 2014 г., он должен достичь 3 млрд долл. к 2020 г.3 С этой целью Таджикистан и Китай взаимодействуют в рамках Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, проводят совместные выставки и бизнес-форумы, углубляют контакты министерств экономического блока, торговых палат и бизнес- ассоциаций, совершенствуют нормативно-правовую базу. Однако серьёзно затрудняет взаимодействие двух стран низкое качество инфраструктуры в Таджикистане. Таджикистан намерен получить доступ на внутренний рынок Китая экологически чистой таджикской сельхозпродукции (фруктов, овощей, орехов, хлопка).
Основной интерес у китайского бизнеса вызывает сфера добычи полезных ископаемых, и прежде всего драгоценных металлов. Главным производителем золота в государстве является совместное таджикско-китайское СП «Зарафшон», 75 % акций которого принадлежат китайской Zijin Mining Group. В 2018 г. на него пришлось 70 % из рекордных 6,4 т золота,
добытых в РТ.4 Корпорации из КНР также занимаются производством серебра, угля, свинца, цинка и меди (Зарнисорский горнообогатительный комбинат), ведут геологоразведку, в том числе нефти и газа на юге страны (участок Бохтар). Во многих случаях свои активы китайские корпарации выкупили у западных инвесторов. Структуры из КНР участвуют в модернизации таджикского алюминиевого гиганта ТАЛКО, строят малые нефтеперерабатывающие заводы, арендуют земельные участки для выращивания сельхозпродукции.5
За последние годы Китай создал в Таджикистане новую отрасль -производство цемента. Его выпуск растёт высокими темпами и по итогам 2018 г. составил 3,8 млн т. Около 85 % этого объёма обеспечивают таджикско-китайские совместные предприятия. Часть
стройматериалов они успешно
экспортируют в Узбекистан, Афганистан и Кыргызстан.6
На современном этапе таджикско-китайских отношений страны наращивают взаимодействие с оборонными,
правоохранительными и специальными ведомствами.
Китай значительно расширил помощь пограничным войскам Таджикистана. В октябре 2016 г. было подписано межправительственное соглашение о выделении китайского гранта на модернизацию пограничной
инфраструктуры республики в
сопредельных с Афганистаном районах. В соответствии с договоренностями,
1 Попов Д.С. Таджикско-китайские отношения на современном этапе: проблемы и перспективы // https://riss.ru/article/4689/
2 Объём внешнеторгового оборота Таджикистана в 2018 году вырос на 6,3 % // Новости Таджикистана и мира. 2019. 16 января. URL: https://novosti.tj/novosti-tadzhiki stana/obem-vneshnetorgovogo-oborota-tadzhikistana-v-2018-godu-vyiros-na-6-3.html
3 Выступление на пресс-конференции по итогам таджикско-китайских переговоров на высшем уровне // Президент Республики Таджикистан. Офиц. сайт. 2014. 13 сентября. URL: http://www.president.tj/ru/node/7481
4 Чоршанбиев П. Золотые слитки Нацбанка Таджикистана за год подорожали на 6 % // ASIA-Plus. 2019. 26 марта. URL: https://news .tj/ru/news/taj ikistan/economic/20190326/zol otie-slitki-natsbanka-tadzhikistana-za-god-podorozhali-na-6
5 Попов Д.С. Таджикско-китайские отношения на современном этапе: проблемы и перспективы // https://riss.ru/article/4689/
6 Чоршанбиев П. Таджикистан увеличил годовой объём экспорта цемента до 1,4 млн тонн // ASIA-Plus. 2019. 28 января. URL: https://news.tj/news/tajikistan/economic/20190128/tadzhi kistan-uvelichil-godovoi-obem-eksporta-tsementa-do-14-mln-tonn (дата обращения: 03.05.2019).
китайской стороной построены три комендатуры, пять пограничных застав и постов, один учебный центр. Специальные службы Таджикистана и Китая координируют совместную работу через Региональную антитеррористическую структуру (РАТС) ШОС в Ташкенте и сотрудничают напрямую. Они занимаются выявлением каналов финансирования террористов, обеспечивают безопасность зарубежных объектов. В рамках совместной борьбы с наркоугрозой Агентство по контролю за наркотиками РТ (АКН) и Министерство общественной безопасности КНР (МОБ) обмениваются информацией и проводят совместные оперативно-разыскные мероприятия.
Китайская сторона оказывает АКН помощь оборудованием, транспортом и
подготовкой кадров.1
Министерство общественной
безопасности Китая развивает связи и с МВД Таджикистана. Для контактов с таджикскими коллегами при посольстве КНР в Душанбе находится официальный представитель МОБ. Ведомство безвозмездно снабжает таджикских партнёров полицейским оборудованием, техникой, летней и зимней спецодеждой, участвует в учениях горных и специальных подразделений. Стороны обсуждают строительство нового здания Академии МВД РТ, создание совместного антитеррористического центра в Душанбе и подготовку специалистов по борьбе с киберпреступностью. Наибольшую
известность приобрела совместная инициатива таджикских и китайских правоохранителей "Безопасный город": компания Huawei установила в Душанбе 855 видеокамер для фиксации дорожных нарушений общей стоимостью 22 млн долл.2
По данным Министерства обороны РТ,
на вооружении армии республики стоят отдельные образцы китайского
производства, а таджикские слушатели проходят краткосрочные курсы в военных учебных заведениях КНР. С 2003 по 2016 гг. таджикские военные подразделения провели 11 военных учений с Народно-освободительной армией Китая (НОАК). Народно-освободительная армия Китая оказывает Минобороны Таджикистана материально-техническую помощь
(китайские бронеавтомобили и патрульные машины). В мае 2016 г. в Душанбе открылся Дом офицеров, построенный при финансовой поддержке Китая,
выделившего на эти цели грант в размере 19 млн долл. 3 Военные ведомства также поддерживают специальные каналы связи, участвуют в совместных военных учениях по линии ШОС и на двусторонней основе. В октябре 2016 г. в антитеррористических учениях ВС Таджикистана и НОАК в Ишкашимском районе ГБАО было задействовано 10 тыс. чел.4 Кроме того, в соответствии с Декларацией об установлении отношений стратегического партнёрства 2013 г., оба государства воздерживаются от любых действий, направленных против безопасности друг друга, включая участие во враждебных союзах, заключение договоров или создание на своей территории иностранных военных баз, угрожающих другой стороне.5 Еще в 2014 г. было заключено трехстороннее соглашение между Афганистаном, Таджикистаном и Китаем о совместном приграничном патрулировании в районе Ваханского коридора афганской провинции Бадахшан. В 2016 г. КНР
1 Попов Д.С. Таджикско-китайские отношения на современном этапе: проблемы и перспективы // https://riss.ru/article/4689/
2 Дан старт проекту "Безопасный город" // Радио "Озоди". 2013. 31 октября. URL: http://rus.ozodi.org/content/secure-city-starts-dushanbe-/25153475.html
3 Открытие Дома офицеров Министерства обороны Республики Таджикистан // Президент Республики Таджикистан. Офиц. сайт. 2016. 5 мая. URL: http://www.presi dent.tj/ru/node/11653
4 Совместные таджикско-китайские военные учения: Террористы рвутся в Китай через Таджикистан // Озодагон. 2016. 20 октября. URL: http://catoday.org/public/centrasia/sovmestnye-tadzhiksko-kitayskie-voennye-ucheniya-terroristy-rvutsya-v-kitay- cherez-tadzhikistan
5 Совместная декларация Республики Таджикистан и Китайской Народной Республики об установлении отношений стратегического партнёрства от 20 мая 2013 г.
инициировал создание нового формата взаимодействия (Таджикистан, Китай, Пакистан, Афганистан) для поддержания стабильности в приграничных с Афганистаном районах для обмена оперативной информацией. В соответствии с соглашением, подписанным в 2016 году, между правительствами Таджикистана и Китая на таджикско-афганской границе построены пять пограничных застав и постов, учебный центр, три комендатуры при китайской финансовой поддержке.
Между тем, в условиях пандемии все более острыми остаются угрозы национальной безопасности государств Центральной Евразии, исходящие из Афганистана. В этих условиях в регионах Южной и Центральной Азии нужен новый формат системы безопасности, который бы укрепил сотрудничество государств, расположенных по периметру границ Афганистана (Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, Иран, Пакистан, Китай) и государств имеющих приоритетные интересы в афганском государстве (Россия, США, Индия) - формат 6+3 для координации и объединения усилий для принятия превентивных мер от новых вызовов и угроз современности.
В центральноевразиатском регионе Россия и Китай тесно взаимодействуют, а с другой стороны, в Центральной Евразии проецируется глобальное американо-китайско-российское противостояние, что негативно сказывается на реализации совместных с центральноевразиатскими государствами проектов. В государствах
Центральной Евразии получают определенную выгоду от экономических и гуманитарных связей с КНР, однако, новые акторы региона, исходя из собственных национальных интересов нашли некий баланс отношений между Китаем и Россией как в двустороннем формате, так и в рамках ШОС. В Китае есть понимание того, что существуют приоритетные интересы России в постсоветской Центральной Евразии и в зоне ответственности ОДКБ. Не существует серьезной конкуренции между Россией и Китаем в Центральной Евразии в сфере обеспечения региональной безопасности, так как Поднебесной выгодна система безопасности, созданная в регионе с присутствием России как гаранта сохранения стабильности в неспокойном СУАР КНР. По мере уменьшения вовлеченности США в дела Центральной Евразии, видимо, вышеуказанный баланс интересов будет сохранятся, однако на развитии государств будет негативно сказываться стратегическая конкуренция ведущих центров силы. На наш взгляд, необходим некий канал согласования взаимодействия для поддержания баланса интересов России, Китая и Таджикистана. Как нам видится, нужен трехсторонний формат консультаций по актуальным проблемам развития, разграничения интересов, выработки правил
сотрудничества в новых условиях по широкому спектру проблем, особенно по вопросам поддержания национальной безопасности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Серебрякова Н.В. Центральноазиатская политика КНР как региональная проекция «Теории гармоничного мира» // Мировые державы в Центральной Азии. М., 2011, с.71.
Майтдинова Г.М. Международное сотрудничество в Центральной Евразии по обеспечению региональной безопасности: противодействие новым угрозам, механизмы, векторы взаимодействия //В сб. материалов Международной конференции «Проблемы модернизации и безопасности государств Центральной Азии и Российской Федерации в новых геополитических реалиях». Душанбе, 9 ноября 2010 г.- Душанбе, 2011, с.221-222.
REFERENCES
Serebryakova N.V. Central'noaziatskaya politika KNR kak regional'naya proekciya «Teorii garmonichnogo mira» // Mirovye derzhavy v Central'noj Azii. M., 2011, s.71.
Majtdinova G.M. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v Central'noj Evrazii po obespecheniyu regional'noj bezopasnosti: protivodejstvie novym ugrozam, mekhanizmy, vektory vzaimodej stviya //V sb. materialov Mezhdunarodnoj konferencii «Problemy modernizacii i bezopasnosti gosudarstv
Central'noj Azii i Rossijskoj Federacii v novyh geopoliticheskih realiyah». Dushanbe, 9 noyabrya 2010 g.- Dushanbe, 2011, s.221-222.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Майтдинова Гузель, доктор исторических наук, профессор кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российско-Таджикского
(Славянского) университета, директор Центра геополитических исследований РТСУ, член-корреспондент Таджикской Академии архитектуры и строительства. Республика Таджикистан, Душанбе.
Guzel Maitdinova, the Doctor of Historical Sciences, professor of the Department of the Foreign Regional Studies and Foreign Policy, Russian-Tajik (Slavic) University (RTSU), the Head of the Center of Geopolitical Research at RTSU, the Corresponding Member of the Tajik Academy of Architecture and Urban Planning. Republic of Tajikistan, Dushanbe.