07 00 00 ИЛМ^ОИ ТАЪРИХ ва АРХЕОЛОГИЯ 07 00 00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ и АРХЕОЛОГИЯ 07 00 00 HISTORICAL SCIENCES and ARCHEOLOGY
07 00 15 ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ 07 00 15 HISTORY OF INTERNATIONAL RELATIONS AND OUTWARD POLICY
УДК 94 (575.3) ББК 63.3 (2Тад)64
ИСТОРИОГРАФИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН С ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ СОТРУДНИЧЕСТВА
HISTORIOGRAPHY OF TAJIKISTAN REPUBLIC COOPERATION WITH SHOC (SHANGHAI ORGANIZATION OF COOPERATION)
Солиходжаева Саидахон Анварходжаевна,
соискатель кафедры международных отношений ТГУПБП (Таджикистан, Худжанд)
Solikhodjayeva Saidakhon Anvarkhodjayevna,
claimant for candidate S degree of the department of international relations under the Tajik State University of Law, Business and Politics (Tajikistan, Khujand) E-MAIL: Saidakhon-89@mail. ru
Ключевые слова: ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), внешняя политика,
сотрудничество, Форум, независимость, приоритеты, международные организации.
В статье отражается история формирования и становления Шанхайской организации сотрудничества. Раскрыты роль и место Республики Таджикистан в процессе трансформации «Шанхайской пятёрки» в Шанхайскую организацию сотрудничества. Освещается историография сотрудничества РТ с ШОС. Анализируются труды таджикских ученых, посвященные исследованию сотрудничества Республики Таджикистан с этой международной организацией. Отмечено, что первоначально вопрос о перспективах сотрудничества Республики Таджикистан с Шанхайской организацией сотрудничества в работах отечественных исследователей не выделялся как самостоятельная научная задача, а рассматривался в контексте отдельных проблем геополитики. В заключении делается вывод, что литература, опубликованная в первом десятилетии XXI века, положила начало историографии сотрудничества Республики Таджикистан в рамках Шанхайской организации сотрудничества.
Key words: ShOC (Shanghai Organization of Cooperation), foreign policy, cooperation, Forum,
independence, priorities, international organizations
The article dwells on the history of the formation and development of ShOC. The author discloses the role and place of Tajikistan Republic in the process of transformation of «Shanghai Five» and « Shanghai Organization of Cooperation». The historiography of Tajikistan Republic cooperation with ShOC is highlighted in the article. The Tajiks scholars' works devoted to the exploration of Tajikistan Republic cooperation with the international organization in question are analyzed.
It is stressed that the primary issue related to perspective cooperation between Tajikistan Republic and ShOC as a self-sufficient scientific goal in the works of home explorers isn't singled out, but is canvassed in the context of separate problems of geopolicy. In a nutshell, the author comes to the conclusion that the published literature referring to the first decade of the XXI-st century puts an inception to historiography of Tajikistan Republic cooperation in the frames of ShOC.
Внешняя политика Республики Таджикистан успешно прошла стадию становления и прочно утвердилась в качестве неотъемлемого элемента государственной политики в новых исторических и геополитических условиях, всемерно способствуя определению достойного места республики в мировом сообществе. В провозглашённой нашей страной политике «открытых дверей» фактически отражен многовекторный характер внешней политики Республики Таджикистан, который сегодня является одним из фундаментальных параметров внешнеполитической идеологии государства.
Внешняя политика Республики Таджикистан построена на здоровом прагматизме, конструктивности и поиске общности в основополагающих интересах на региональной и мировой арене, на осознании необходимости компромисса при решении всех, даже самых острых проблем межгосударственного и международного характера.
В процессе формирования внешнеполитического курса Республики Таджикистан одним из таких приоритетов является двустороннее взаимодействие по линии Таджикистан - Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Актуальность сотрудничества Таджикистана с ШОС объясняется целым рядом причин. Одной из основных, несомненно, является изменившаяся картина миропорядка. Уход СССР с политической арены, коллапс биполярной системы, создание ряда новых государств и, следовательно, появление новых проблем - все это вместе взятое заставило многие страны искать утерянный баланс в новых условиях коллективной безопасности и экономического сотрудничества в так называемых региональных объединениях.
Как известно, идея создания «Шанхайской пятерки» возникла при урегулировании границ между Китаем, Россией и новыми независимыми государствами Центральной Азии, когда в результате переговоров 16 октября 1996 г. в г. Шанхае было подписано «Соглашение об укрепления доверия в военной области в районе границы». Подписание указанного соглашения в г. Шанхае реально укрепило взаимное доверие сторон и способствовало тому, что стороны согласились сократить свои Вооруженные силы в районе границы.
Государства-члены ШОС за время деятельности организации активизировали диалог, сотрудничество, продемонстрировали взаимопонимание, разработали стратегию и создали управленческие структуры для реализации намеченных целей. На саммитах государств-
членов ШОС в рамках этой организации (1996,1997,1998) Китай решил все проблемы о спорных участках границы со всеми соседними государствами Центральной Азии, укрепил с ними торговые связи, увеличил объем инвестиций.
Последующие пять саммитов «Шанхайской пятерки» составили законченную историческую фазу. В результате поисков и согласования подходов и развития «пятерка» практически завершила этап организационного становления. Изначально сформировавшаяся как совещательная структура по вопросам обеспечения безопасности в пограничных районах, «пятерка» с каждым саммитом расширяла область интересов сотрудничества. Произошло смещение акцентов сотрудничества, которое стало уделять внимание вопросам региональной безопасности, экономики, культуры и другим сферам. Принятые декларации по итогам встреч в Алма-Ате (3-4 июля 1998 г.), Бишкеке (25 августа 1999 г.) и Душанбе (5 июля 2000 г.) в целом определили будущий облик организации и направления ее идейно-политического вектора (равноправие, многополярность, сотрудничество и т.д.). Были заложены основы некоторых институциональных механизмов современной структуры ШОС. Сложившиеся за этот период формы взаимодействия между ведомствами государств-участников в дальнейшем составили основной костяк системы органов ШОС в виде Совета глав государств (СГГ), Совета министров иностранных дел (СМИД), Совещания руководителей министерств и ведомств [5, с. 59].
За короткое время ШОС удалось сформировать эффективную структуру, правовую базу, привлекательную для новых потенциальных участников, и стать ведущим игроком в Азии и в мировой политике. В этом сказался заложенный ранее мощный потенциал развития Шанхайской организации сотрудничества. Площадь, численность населения и природные ресурсы стран-членов ШОС во много раз превышают аналогичные показатели существующих глобальных и региональных структур безопасности. Общая территория входящих в ШОС государств составляет 61 % от всей территории Евразии. Здесь проживают свыше 3,5 млрд. человек (более половины человечества), производятся 55% мирового валового национального продукта, сосредоточены 40% мировой торговли. Экономический потенциал включает в себя мощь России, Китая, Индии и ресурсы других членов и наблюдателей организации. Центральноазиатские государства обладают уникальными и достаточными природными ресурсами, производственным, научно-интеллектуальным и кадровым потенциалом.
Международный вес организации определяется не только совокупным демографическим и территориальным потенциалом стран-участниц, но и осуществляемым в рамках ШОС стратегическим диалогом двух ядерных держав - постоянных членов Совета Безопасности ООН - России и КНР. Это, собственно, и определяет ключевую системообразующую роль ШОС в обеспечении коллективной безопасности не только самой Центральной Азии, но и - гораздо шире - Азиатско-Тихоокеанского региона.
Интенсивность политического взаимодействия на различных уровнях - от уровня глав государств и правительств до руководителей министерств, ведомств и специализированных служб, агентств государств-членов ШОС - свидетельствует о несомненной важности саммитов и специальных органов организации.
При образовании Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) главы шести государств были едины в том, что её создание будет способствовать продвижению многополярности мира и демократизации международных отношений. Они высказались за активизацию усилий, направленных на укрепление стратегической стабильности на
глобальном и региональном уровнях, сохранение и совершенствование системы международных договоров и соглашений по контролю над вооружением и разоружением. Это позволило впервые в истории объединить Китай, Россию и большинство государств Центральной Азии, создав, таким образом, многосторонний механизм региональной безопасности и экономического сотрудничества в одном из крупнейших регионов мира.
Активная деятельность, осуществляемая в рамках «Шанхайской пятерки» дипломатами, военными, представителями правоохранительных органов и спецслужб государств - членов ШОС, позволила создать атмосферу того, что стало именоваться «шанхайским духом» - начиная с атмосферы взаимного доверия, взаимных консультаций и до механизма достижения консенсуса и добровольного согласия в выполнении достигнутых договоренностей. Постепенно круг вопросов расширился до сферы внешней политики, экономики, культуры, охраны окружающей среды, включая рациональное использование водных ресурсов, и т.д.
История системного научного изучения ШОС началась с исследовательских работ ученых КНР. Первый центр исследования «Шанхайской пятерки» был создан в декабре 2000 года при Шанхайской Академии общественных наук (ШАОН). После образования Шанхайской организации сотрудничества 15 июня 2001 года Центр получил свое действующее имя - «Центр по исследованию ШОС при ШАОН». Это первый не только в Китае, но и вообще за рубежом научный орган, специализирующийся на исследовании процессов, связанных с «Шанхайской пятеркой» - ШОС.
Настоятельная необходимость осмысления и анализа всех факторов, оказывающих какое-либо влияние на деятельность организации, а также стремление найти четко выверенные решения, отвечающие общим интересам стран - участниц ШОС, вынудило исследователей обратиться к научной оценке деятельности организации. Научная значимость изучения ШОС обрела актуальность с учреждением в Москве в мае 2006 г. Форума в рамках организации. Форум, созданный по решению глав государств-членов ШОС накануне юбилейного саммита, был призван обобщить результаты пятилетнего развития организации и наметить её стратегические ориентиры. Со дня основания Форум стал постоянно действующей многосторонней консультационно-экспертной и научно-исследовательской структурой, самостоятельно определяющей тематику, направления и планы своей работы. Форум проводит экспертно-аналитические исследования, организует научные конференции, «круглые столы» и другие мероприятия, отдавая приоритет запросам постоянно действующих органов ШОС. В результате во всех государствах-членах организации и Секретариате ШОС стали функционировать научно-исследовательские центры, активно занимающиеся вопросами изучения ШОС. Кроме того, в состав Форума вошли авторитетные национальные научно-исследовательские центры, по одному от каждой страны-участницы. В частности, от Республики Таджикистан в Форум ШОС входит Центр стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан [13].
До образования Форума ШОС вопрос о перспективах сотрудничества Таджикистана с Шанхайской организацией сотрудничества и его расширении как самостоятельная научная задача в работах отечественных ученых не выделялся, а рассматривался в контексте исследования отдельных проблем геополитики.
Приобретение Республикой Таджикистан независимости, установление отношений с Шанхайской организацией сотрудничества побудило отечественных ученых к исследованию и объективной оценке с точки зрения национальных интересов событий,
связанных с современным Таджикистаном. В исследованиях и статьях известных таджикских ученых Г. Майтдиновой [6], М.А. Олимова [11], В.А. Ниятбекова [9], Ф.Б. Умарова [16], Х. Холикназарова [18], В.В. Дубовицкого [3] рассматривается роль ШОС в системе безопасности Центральной Азии с точки зрения национальных интересов.
Их заслугой является то, что они первыми из отечественных ученых приступили к изучению ШОС как международной региональной организации, ими выявлены основные сегменты взаимодействия в рамках ШОС как постоянно действующего механизма, ориентированного на сохранение региональной безопасности и экономического сотрудничества государств Среднего Востока.
Однако необходимо отметить, что в отечественной историографии вплоть до 2010 года отсутствовали обобщающие научные исследования, посвященные специфике и особенностям взаимоотношений и сотрудничества Республики Таджикистан с Шанхайской организацией сотрудничества.
Объективная необходимость дальнейшего исследования факторов, вовлекающих Республику Таджикистан в многостороннее и разностороннее сотрудничество в рамках ШОС как уникального механизма, позволяющего разрешить сложный клубок региональных проблем, прежде всего по вопросам обеспечения региональной безопасности и экономического развития, возникла только после преобразования «Шанхайской пятерки» (1996 г.) в Шанхайскую организацию сотрудничества (2001 г.) [14, с. 222].
Научный подход к исследованию вопросов становления и развития ШОС впервые исследует в своей монографии таджикский ученый Ш.Д. Бобоев. Он уделяет особое внимание международно-правовым аспектам развития Шанхайской организации сотрудничества, а также взаимодействию государств Среднего Востока по реализации проектов в рамках ШОС. В работе определены механизмы и проблемы взаимодействия, а также перспективы сотрудничества государств-наблюдателей ШОС в системе региональных отношений [2, с. 128-130].
При анализе деятельности ШОС и перспектив ее развития Ш. Бобоев отмечает и то, что с организацией ШОС во внешнеполитической деятельности новых государств региона наблюдается готовность к диалогу и взаимодействию. Автор заключает, что в течение нескольких лет ШОС из организации, созданной в первую очередь для обеспечения коллективной безопасности, постепенно превратилась в структуру, охватывающую все функциональные сферы государственной и общественной жизни стран региона [2, с. 224].
В монографии профессора Н.М. Мирзоева «Таджикистан — ШОС: магистраль сотрудничества» отражена идея, что становление этой организации проходило эволюционно, на основе продуманных принципов, способных обеспечить достижение эффективной системы многостороннего сотрудничества, учитывающего реалии глобализации, и продиктовано необходимостью совместного противодействия таким вызовам и угрозам современности, как терроризм, экстремизм, сепаратизм [7].
Исследователь рассматривает динамику формирования и становления ШОС как полноценной региональной организации сотрудничества, а также структуру и принципы функционирования её составных органов. Анализ некоторых аспектов формирования ШОС, процесса вхождения Республики Таджикистан в эту организацию и её сотрудничества с государствами-членами ШОС позволили автору сделать вывод, что активная деятельность Таджикистана как одного из основателей ШОС способствовали тому, что Таджикистан в рамках этой региональной организации частично решил и
продолжает решать наиважнейшие стратегические задачи, в том числе по достижению энергетической независимости, выходу из коммуникационной изоляции и обеспечению продовольственной безопасности. В работе отмечается, что вновь созданная организация ШОС ратует за новую концепцию безопасности, придерживаясь её общих принципов: невступление в союзы, отсутствие противостояния, ненаправленность против третьих стран. Автор приходит к выводу, эта новая концепция безопасности и является основой создания организации [7, с. 44].
Вопросы многостороннего сотрудничества Республики Таджикистан с ШОС как международной региональной организацией исследует в своих работах известный таджикский ученый, директор Центра стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан Холикназар Худоберди [19].
В диссертации, многочисленных статьях, а также в монографиях при подведении итогов исследования деятельности ШОС, учёный приходит к выводу, что Республика Таджикистан принимала активное участие в процессе формирования и трансформации «Шанхайской пятёрки» в Шанхайскую организацию сотрудничества. В Таджикистане убеждены, констатирует автор, что в XXI веке, в условиях динамичного развития процессов многополярности, экономической и информационной глобализации, распространение механизма «шанхайской пятерки» на более высокий уровень в целях равномерного распределения водных и энергетических ресурсов в Центральной Азии будет способствовать дальнейшему эффективному использованию открывающихся возможностей, а также противостоянию новым вызовам и угрозам. Холикназар Худоберди отстаивает идею сотрудничества Республики Таджикистан в рамках ШОС в торгово-экономической, инвестиционной, научно-культурной и образовательной сферах.
Анализируя историю формирования ШОС и трансформации «Шанхайской пятерки» в ШОС - Шанхайскую организацию сотрудничества, Холикназар Худоберди дает возможность увидеть, как реализация проектов в рамках ШОС способствовала решению важнейших стратегических задач, обозначенных президентом Республики Таджикистан Эмомали Рахмоном. Основная цель проектов - вывод Республики Таджикистан из коммуникационной изоляции, обеспечение круглогодичного и систематического транспортного сообщения центральных районов с севером республики и государствами -членами ШОС путем реконструкции 354 км автомагистрали, строительство тоннелей Шахристан и Майхура. Проект «Линия электропередачи 500 кВ «Юг-Север» способствовал выводу Республики Таджикистан из энергетической изоляции, т.е. присоединению энергетической системы республики к северу страны и созданию единой системы энергетики республики [20, с. 158-159].
Одной из значительных работ, посвященных исследованию ключевых аспектов формирования, развития, вызовов, возможностей и перспектив Шанхайской организации сотрудничества, является монография Худойберды Холикназара «Таджикистан-ШОС: стабильность и процветание» [19]. Это исследование, написанное на высоком теоретическом уровне и основанное на большой документальной базе (значительная часть архивных источников - все документы о ШОС: архивные материалы МИД Республики Таджикистан - впервые вводятся в научный оборот), представляет собой весомый вклад в историографию указанной проблемы.
Фокус внимания исследователя сконцентрирован на анализе развития многостороннего сотрудничества в рамках ШОС в период председательствования Республики Таджикистан в Шанхайской организации сотрудничества с сентября 2013 по сентябрь 2014 года. В
работе определено, что Республика Таджикистан принимала активное участие в процессе формирования и трансформации «Шанхайской пятерки» в ШОС - Шанхайскую организацию сотрудничества. Достоинством работы является то, что в работе впервые предпринимается попытка предметно и комплексно рассмотреть проблемы, связанные с угрозами и вызовами региональной стабильности и безопасности, а также отражены основополагающие нормативно-правовые документы ШОС по борьбе государств-членов организации против терроризма, экстремизма и сепаратизма [19].
В работе анализируются и раскрываются особенности, принципы работы и роль Региональной антитеррористической структуры ШОС (РАТС) в борьбе против терроризма, сепаратизма и экстремизма. Заявлено, что впервые вопрос о борьбе против проявлений национального сепаратизма, этнической нетерпимости и религиозного экстремизма в основополагающих документах был зафиксирован в «Совместном заявлении участников Алма-атинской встречи (3 июня 1998 г.) - представителей Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан», а также в Шанхайской Конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом [20, с. 64].
Главный вывод по политическим аспектам деятельности ШОС, который делает автор, состоит в том, что в деятельности организации явно наблюдается доминирование антитеррористической направленности ШОС. Заметна четкая проработка этого вида борьбы по сравнению с другими аспектами. Для развития других направлений явно необходимо создание специальных постоянных органов по примеру РАТС. В сегодняшнем виде РАТС демонстрирует убедительную борьбу с терроризмом и её координацию с государствами-членами. Разработаны организационные, структурные и правовые основы этой борьбы с «тремя силами зла». Налажено практическое сотрудничество между специальными министерствами и ведомствами, международными организациями.
Х. Холикназар отмечает, что в результате целенаправленных усилий государств-членов организации к 2013 году в рамках ШОС удалось создать всеобъемлющую эффективную нормативно-правовую базу для успешной борьбы против терроризма, сепаратизма и экстремизма [20, с. 94]. Все вышесказанное подтверждает, что тема исследования имеет особую актуальность не только для Республики Таджикистан, но и для всех государств-членов ШОС.
В дипломатических отношениях Таджикистана с государствами- членами ШОС особое место занимают двусторонние отношения с великим восточным соседом. В историческом плане Таджикистан и Китай объединяют давние торговые, культурные и научные связи, которые сегодня возрождаются на качественно новой основе.
Отношения Республики Таджикистан с Китайской Народной Республикой - один из стратегических приоритетов внешней политики страны. Сегодня двусторонние отношения развиваются на солидной договорно-правовой базе, состоящей более чем из 100 документов межгосударственного, межправительственного и межведомственного уровня, направленных на упрочение и наращивание политических, экономических и иных составляющих наших отношений. Ключевым среди них является Соглашение о дружбе, сотрудничестве и добрососедстве от 15 января 2007 года.
В монографии Р.К. Алимова «Таджикистан и Китай. Курсом стратегического партнерства» [1] с привлечением большого фактического материала прослеживается история межгосударственных отношений двух стран, анализируется широкий спектр текущих и перспективных проблем инвестиционного и торгово-экономического
сотрудничества, взаимодействие в Международных организациях ШОС и ООН. Важное место в работе уделено состоянию и перспективам сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере. Таджикистан во внешней политике рассматривает Китай в качестве одной из приоритетных стран. Республика Таджикистан и КНР не имеют политических разногласий, позиции двух стран по большинству политических вопросов близки или совпадают. Сотрудничество двух государств сегодня характеризуется высоким уровнем доверия, взаимопонимания, тесной дружбой, у наших государств общий взгляд на современный мир, единый концептуальный подход к широкому кругу проблем в рамках различных международных организаций, таких как ООН, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), где накоплен значительный позитивный опыт. В рамках этих организаций существует огромное поле взаимодействия и по линии собственно двусторонних отношений, и в рамках регионального и международного сотрудничества.
Монография является одной из первых фундаментальных обобщающих работ, отражающих особенности становления таджикско-китайских отношений со дня основания и до наших дней, в ней содержится богатый справочный материал, схемы и таблицы. Создание этой монографии в результате глубокого осмысления и обобщения уже имеющегося фактического материала, а также разработки новых данных, является, несомненно, первым большим вкладом в историографию изучаемой проблемы.
Фактор ШОС в системе международных отношений Среднего Востока исследован в работах Ш. Бобоева, где в специально выделенной главе автор отражает предысторию «Шанхайского процесса» по урегулированию пограничных вопросов, возникших после охлаждения отношений между странами в 60-годы XX века [2, с. 88-97]. Автор отмечает, что проблема формирования границ на Памире (как, впрочем, и в других районах земного шара) имеет много аспектов, не потерявших актуальность в наше время. Географические исследования, картографирование и историко-географические работы на Памире в XIX веке проходили в условиях «Большой игры» главных держав (Китая, Великобритании, России и Афганистана), имевших геполитические интересы в этом регионе; их борьба за рынки сбыта и природные ресурсы играла существенную роль в формировании государственных границ. Таджикистан имеет с Китаем общую государственную границу протяженностью более 500 км. В этой связи автором делается акцент на том, что вопрос о делимитизации границы между Китаем и Таджикистаном с объявлением независимости обрел особую актуальность, так как в ходе истории накопилось множество трансграничных вопросов, требующих грамотного разрешения в духе дружбы и доверия. Автор отмечает, что пограничная проблематика имеет давнюю историю. Первый договор между Китаем и Россией был подписан ещё в середине XVII века. Затем, в середине XIX века, была подписана целая серия договоров между Россией и Китаем. Эти договоры определяли прохождение границы на среднеазиатском участке, в том числе между современным Таджикистаном и КНР, которая проходит на Памире (ГБАО) по Сарыкольскому хребту. Памир по причине его географической неизученности и политической незащищенности оказался местом, где сфокусировались все противоречия держав, здесь и разыгралась кульминационная стадия «Большой игры».
Вопросам урегулирования пограничных проблем между Таджикистаном и КНР посвящен фундаментальный труд X. Зарифи и А.С. Саттарова «Таджикистан-Китай: становление государственной границы. История и современность» [4]. Авторы на основе огромного количества архивных материалов показали весь процесс урегулирования пограничных проблем между Республикой Таджикистан и КНР в рамках « Шанхайской
пятерки». В результате продолжительных встреч, после длительного обсуждения, стороны подтвердили необходимость продолжения встреч по урегулированию пограничных вопросов. В соответствии с принципами, согласованными на пограничных переговорах между СССР и КНР, на основе российско-китайских договоров о нынешней границе, руководствуясь общепринятыми нормами международного права в духе равноправных консультаций, взаимопонимания и взаимной уступчивости, были разрешены оставшиеся от советского периода пограничные вопросы. В настоящее время можно констатировать, что в основном разрешены территориальные проблемы Китая с Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном. Пограничная проблематика была также частично отражена в статье С.С. Сафарова и З. Курбановой [15].
Активизации торгово-экономического сотрудничества посвящены статьи В.А. Ниятбекова и Х.А. Додихудоева [10], Х. Умарова [17]. Авторы отмечают, что в рамках реализации Соглашения между Правительством РТ и Правительством КНР о поощрении и защите капиталовложений на территории Республики Таджикистан действует ряд успешных проектов с участием китайского капитала. В Таджикистане созданы и действуют следующие совместные предприятия: «Панжур», «Дружба», «Китайские товары», «Точик-п», «Ришта», а также представительства корпорации «Хай Юй» и представительство компании «Тянье». Всего в Таджикистане зарегистрированы и осуществляют свою деятельность более 39 китайских фирм. Среди китайских инвесторов - телекоммуникация, сельское хозяйство, строительство, текстильная промышленность и др.
Обобщению опыта торгово-экономического, научно-технического и культурно-образовательного сотрудничества между Таджикистаном и Китайской Народной Республикой со дня установления дипломатических отношений посвящена кандидатская диссертация Ш.Ш. Шарипова. Работа имеет большое практическое значение, так как в ней отражены положительные и отрицательные моменты в установлении и укреплении двусторонних отношений Республики Таджикистан с зарубежными государствами, в том числе с Китайской Народной Республикой.
Автор отмечает, что географическая близость и глубокое понимание китайской стороной самых серьезных проблем социально-экономического развития Таджикистана оказали существенное воздействие на темпы и масштабы экономических отношений между ними. В структуре внешнеэкономических связей между двумя странами определяющее место занимают внешнеторговые связи. Товарооборот РТ с КНР по сравнению с другими странами растет опережающими темпами. Так, за период 1999-2004 гг. объем взаимной торговли между КНР и нашей страной увеличился в 12,4 раза.
В свою очередь видный таджикский ученый, профессор Х. Умаров в статье «О некоторых проблемах экономических отношений между КНР и РТ на современном этапе» [17] отмечает, что КНР оказала Таджикистану огромную помощь в решении самой сложной проблемы - по искоренению бедности в стране, беспрепятственному развитию челночной торговли. Автор делает заключение, что в структуре импорта товаров из КНР 96 % занимают готовые товары народного потребления. Они поставляются и реализуются на внутреннем рынке Таджикистана по относительно низким ценам. Регулярная и крупномасштабная поставка дешевых товаров народного потребления из КНР осуществлялась по сравнительно низким ценам, которые оказались доступными для бедных категорий населения. Цены на одежду (включая детскую), игрушки, электронные изделия, культтовары, хозяйственные товары, строительные материалы были намного
ниже по сравнению с аналогами из Турции, Пакистана, Индии. Такие поставки позволяли при крайне низком уровне зарплаты и других доходов обеспечить выживание подавляющего большинства населения.
Однако автор отмечает, что эти поставки имели и отрицательные последствия для реального сектора экономики страны. Не выдержав ценовой конкуренции на внутреннем рынке, многие предприятия легкой и пищевой промышленности, особенно малые и средние, были вынуждены приостановить производственную и коммерческую деятельность. Данная ситуация, отмечает автор, оказала тормозящее влияние на динамику важнейших макроэкономических показателей, и прежде всего на экономический рост в стране, на темпы роста производительности важнейших отраслей материального производства.
Автор предлагает в структуре импорта из Китая существенно повысить удельный вес новых машин и технологического оборудования. Речь, в частности, идет о малых промышленных технологиях, что очень важно для повышения эффективности и жизнеспособности малых предприятий.
Китай является для Таджикистана очень серьёзным, важным и многообещающим партнёром. Эта страна предлагает нам продукцию высокого качества, отвечающую международным стандартам и конкурентоспособную по цене. Опираясь на достигнутое, правительство Таджикистана намерено неуклонно наращивать усилия, направленные на дальнейшее расширение и углубление торгово-экономического сотрудничества с учетом благоприятных условий географической близости и экономической взаимодополняемости.
Таким образом, историография поставленной проблемы позволяет сделать вывод, что за годы своего существования ШОС превратилась в авторитетную международную региональную организацию и доказала собственную жизнеспособность путем сотрудничества в области региональной безопасности, торгово-экономической сферы, энергетической отрасли, а также при привлечении наблюдателей и партнёров к диалогу. Все вышесказанное подтверждает, что тема исследования имеет особую актуальность не только для Республики Таджикистан, но и для всех государств-членов ШОС.
Краткий историографический обзор и анализ опубликованных работ, а также обзор имеющейся литературы дают основание утверждать, что в области изучения историографии взаимоотношений Республики Таджикистан с Шанхайской организацией сотрудничества имеются несомненные достижения.
К настоящему времени основные этапы взаимодействия Республики Таджикистан в рамках Шанхайской организации сотрудничества стали предметом изучения историков, политологов и международников и получили более или менее полное отражение в научной литературе. Но, вместе с тем, ряд важных вопросов, а именно: расширение торгово-экономического сотрудничества в процессе становления и развития ШОС, укрепление регионального сотрудничества в области безопасности, гуманитарное сотрудничество государств-членов ШОС и др. ещё нуждаются в глубоком историческом исследовании. Предстоит проделать немалую работу, чтобы всесторонне раскрыть и показать и значительные достижения, и трудности на пути становления и развития сотрудничества РТ с государствами - членами ШОС.
Список использованной литературы:
1. Алимов Р. Таджикистан и Китай. Курсом стратегического партнерства. - М: Весь
Мир, 2014. - 384 с.
2. Бобоев Ш. Шанхайская организация сотрудничества в геополитической структуре Среднего Востока. - Душанбе: Контраст, 2011. - 266 с.
3. Дубовицкий В.В. Средняя Азия в геополитическом коде Китая: вызовы и риски// Изменяющаяся Центральная Азия и региональное сотрудничество: Материалы научной региональной конференции. - Душанбе, 2003; Его же: ШОС и проблемы интеграции Среднего Востока: евразийские и атлантистские модели// Сотрудничество стран ШОС в сфере безопасности, экономики, водно-энергетических ресурсов, коммуникации, культуры и перспективы её расширения: материалы Пятого заседания Форума ШОС, Таджикистан, Душанбе, 13-14 мая 2010 года. - Душанбе: Ирфон, 2011. - С. 171-186.
4. Зарифи Х., Сатторов А. Таджикистан-Китай: становление государственной границы. История и современность. - Душанбе: Ирфон, 2014.- 704 с.
5. Лузянин С.Г. Геополитическое измерение ШОС и энергетическое сотрудничество в Центральной Азии// Шанхайская организация сотрудничества и современный мир. -М., 2007. - С. 58-64.
6. Майтдинова Г.М. ШОС - НАТО: проблемы и перспективы сотрудничества// Материалы Международной конференции «Региональная интеграция Центральной Азии: проблемы и перспективы». - Душанбе, 2006.-С. 38-45; Её же: Фактор ШОС в системе безопасности Центральной Азии: реалии, векторы развития // Вестник Уральского госуниверситета (спецвыпуск, посвященный ШОС). - Екатеринбург, 2010.-№3. - С. 25 -32.
7. Мирзоев Н.М. Таджикистан-ШОС: магистраль сотрудничества. - Душанбе, 2014. - 178
с.
8. Назаров Т., Сатторзода А. Современная таджикская дипломатия (на тадж. яз.). -Душанбе: Ирфон, 2006. - 224 с.
9. Ниятбеков В.А. Сотрудничество стран ЦА по обеспечению безопасности в рамках ШОС //Материалы межд. научн. конф. «Проблемы безопасности в геополитическом комплексе Центральной Азии». - Душанбе, 16-17 июня 2003 г. - С. 268-282; Его же: Интеграция стран Центральной Азии в рамках ШОС для обеспечения региональной безопасности // Мат. межд. конф. «Региональная интеграция Центральной Азии: проблемы и перспективы».-Душанбе, 2006. - С. 26 - 35.
10. Ниятбеков В.А., Додихудоев Х.А. Республики Таджикистан и Китайская Народная Республика//Таджикистан и современный мир.- №3(12). - 2006.- С. 56-68.
11.Олимов М. Проблемы безопасности в Центральной Азии: взгляд на ШОС из Республики Таджикистан//ШОС и проблемы безопасности в Центральной Азии. - Алматы, 2005. -С. 66-71.
12.Саидов З. Внешняя политика Таджикистана в условиях глобализации. - Душанбе: Авасто, 2004. - 592 с.
13.Саидов Х. Майтдинова Г. Шанхайская организация сотрудничества - стабильность, доверие и сотрудничество на основе «шанхайского духа» // Внешняя политика .Душанбе, №2. - 2014.- С. 42-56.
14. Саидов З., Сабуров А. Таджикистан на рубеже тысячелетий: реализация национальных интересов на международной арене. - Душанбе: Деваштич, 2005.- 432 с.
15. Сафаров С.С., Курбанова З. Становление государственной границы между Республикой Таджикистан и КНР// Таджикистан и современный мир.- №3 (12). -2006.- С. 10-16.
16. Умаров Ф.Б. Роль ШОС в процессе региональной глобализации// Таджикистан и современный мир. - Душанбе, №3 (12). - 2006. - С. 69-75.
17. Умаров Х.У. О некоторых проблемах экономических отношений между КНР и РТ на современном этапе// Таджикистан и современный мир. - Душанбе, № 3. - 2006. - С. 2334.
18. Холикназаров Х.Х. Перспективы ШОС по афганскому урегулированию// Материалы международной научной конференции «Сотрудничество государств Среднего Востока и Евросоюза: комплексное взаимодействие и перспективы». - Душанбе, 13 апреля 2010 г. - С. 82-91.
19. Холикназар Худоберди. Таджикистан-ШОС: стабильность и процветание. - Душанбе: ЦСИ при Правительстве РТ, 2013. - 248 с.
20. Холикназар Худоберди. Деятельность Республики Таджикистан в процессе становления и развития ШОС. - Душанбе: Ирфон, 2014.- 381 с.
21. Шарипов Ш.Ш. Установление и укрепление торгово-экономических, научно-технических и культурных отношений между Таджикистаном и Китайской Народной Республикой (1991-2008 гг.): автореф... канд. истор. наук. - Душанбе: ТНУ, 2010. - 21 с.
Reference Literature:
1. Alimov R. Tajikistan and China. By the Course of Strategic Partnership. - M: The Whole World, 2014. - 384 pp.
2. Boboyev Sh. Shanghai Organization of Cooperation in the Geopolitical Structure of Middle East. - Dushanbe: Contrast, 2011. - 266pp.
3. Dubovsky V.V. Middle Asia in Geopolitical Code of China: Challenges and Risks // Changing Central Asia and Regional Cooperation. Materials of scientific regional conference. - Dushanbe, 2003; ShOC and the Problems Related to Middle Asia Integration of Middle East: Euro-Asian and Athlantic Models // Cooperation of ShOC Countries in the Sphere of Security, Economy, Water Power Resources, Communication, Culture and Perspectives of its Extension. Materials of the fifth Forum sitting of ShOC; Tajikistan. -Dushanbe, May 13 - 14, 2010. - Dushanbe: Cognition, 2011. - pp. 171 - 186.
4. Zarif Kh., Sattorov A. Tajikistan-China: Formation of State Frontier. History and Contemporaneity. - Dushanbe: Cognition, 2014. - 704 pp.
5. Luzyanin S. G. Geopolitical Measurement of ShOC and Energetic Cooperation in Central Asia // Shanghai Organization of Cooperation and Modern World. - M., 2007. - pp. 58 - 64.
6. Maytdinova G.M. ShOC - NATO: Problems and Perspectives of Cooperation // Materials of international conference «Regional Integration of Central Asia: Problems and Perspectives», - Dushanbe, 2006. - pp. 38 - 45; Factor of ShOC in the System of Central Asia Security: Realias, Vectors of Development // Bulletin of Ural State University (special issue devoted to ShOC) Yekaterinburg, 2010. - # 3. - pp. 25 - 32.
7. Mirzoyev N.M. Tajikistan-ShOC: Highway of Cooperation in Tajik. - Dushanbe: Cognition, 2014. - 178 pp.
8. Nazarov T., Sattorzoda A. Modern Tajik Diplomacy (in Tajik). - Dushanbe: Cognition, 2006. - 224 pp.
9. Niyatbekov V.A. Cooperation of Central Asia Countries on Insuring Security in the Frames of ShOC // Materials of international scientific conference «Problems of Security in Geopolitical Complex of Central Asia». Dushanbe, June 16 - 17, 2003. - pp. 268 - 282;
Integration of CA Countries in the Frames of ShOC in Reference to Providing Regional Security // Materials of international conference «Regional Integration of CA: Problems and Perspectives», - Dushanbe, 2006. - pp. 26 - 35.
10. Niyatbekov V.A., Dodikhudoyev Kh.A. Tajikistan Republic and Chinese People's Republic // Tajikistan and Modern World. - # 3 (12) 2006. - pp. 56 - 68.
11. Olimov M. Problems Related to Security in Central Asia: View on ShOC from Tajikistan Republic // ShOC and Problems of Security in Central Asia. - Almaty, 2005. - pp. 66 - 71.
12. Saidov Z. Foreign Policy of Tajikistan under the Conditions of Globalization. - Dushanbe: Avesto, 2004. - 592 pp.
13. Saidov Kh., Maytdinova G. ShOC Being Stability, Confidence and Cooperation on the Grounds of «Shanghai Spirit» // Foreign Policy. - Dushanbe, - # 2, 2014. - pp. 42 - 56.
14. Saidov Z., Saburov A. Tajikistan at the Junction of Millennia: Realization of National Interests on the International Arena. - Dushanbe: Devashtich, 2005. - 432 pp.
15. Safarov S.S., Kurbonova Z.S. The Formation of State Frontier between Tajikistan Republic and ChPR // Tajikistan and Modern World. - # 3 (2), 2006. - pp. 10 - 16.
16. Umarov F.B. The Role of ShOC in the Process of Regional Globalization // Tajikistan and Modern World. - # 3 (12), - Dushanbe, 2006. - pp. 69 - 75.
17. Umarov Kh. U. On some Problems of Economic Relations between ChPR and TR at Contemporary Stage // Tajikistan and Modern World. - # 3, 2006, - Dushanbe, - pp. 23 - 34.
18. Kholiqnazarov Kh.Kh. Perspectives of ShOC in Regard to Afghan Regulation// Materials of international-scientific conference. «Cooperation between Middle East States and EuroUnion: Complex Interaction and Perspectives», April 13, - Dushanbe, 2010. - pp. 82 - 91.
19. Kholiqnazar Khudoberdi. Tajikistan - ShOC: Stability and Prosperity. - Dushanbe: SCE () (Strategic Explorations Centre) under Tajikistan Republic Government, 2013. - 248 pp.
20. Kholiqnazar Khudoberdi. The Activities of Tajikistan Republic in the Process of Formation and Development of ShOC. - Dushanbe: Cognition, 2014. - 381 pp.
21. Sharipov Sh.Sh. Establishment and Strengthening of Trade-Economic, Scientific-Technical and Cultural Relations between Tajikistan and Chinese People's Republic (1991-2008): synopsis of candidate dissertation in history: - Dushanbe, Tajik National University (TNU), 2010. - 21 pp.