Научная статья на тему 'Контент-анализ нарратива стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества: основные выводы'

Контент-анализ нарратива стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества: основные выводы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
855
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШОС / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / РОССИЯ / КИТАЙ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / БЕЗОПАСНОСТЬ / SCO / CONTENT ANALYSIS / RUSSIA / CHINA / CENTRAL ASIA / REGIONAL COOPERATION / SECURITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Колегова О. Ю.

В статье исследуется развитие нарратива стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества посредством метода контент-анализа. В основу контент-анализа легли декларации Шанхайской организации сотрудничества, выступления Генеральных секретарей ШОС и интервью политических лидеров стран ШОС. Автор выделяет как общие, так и отличающиеся особенности акцентов в деятельности каждой страны-участницы в рамках Организации. Отмечается, что в деятельности ШОС в первоначальный период работы организации больше внимания акцентировалось на вопросах безопасности, а именно на противодействии терроризму, сепаратизму и экстремизму, решению трансграничных проблем. С течением времени и изменения глобальной конъюнктуры, после кризиса 2008 г. Китай больше внимания стал уделять развитию экономического сотрудничества в рамках Организации, примеру которого последовали центрально-азиатские республики. Россия остается единственной страной, отдающей преимущество развитию военно-политического сотрудничества в ШОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN CONCLUSIONS OF THE CONTENT ANALYSIS OF SCO MEMBER-STATES’ NARRATIVE BEFORE INDIA AND PAKISTAN JOINING

The article explores the member countries’ narrative development within the Shanghai Cooperation Organization applying the method of content analysis. Declarations of the Shanghai Cooperation Organization, speeches of SCO secretaries-general and interviews of the political leaders of the SCO countries were used for the study. The author identifies both general and distinctive features of the activities of each participating country within the Organization. It is noted that at the dawn of the SCO activity more attention was paid to the security issues, namely, on countering terrorism, separatism and extremism, and solving cross-border problems. Over time and with changes in the global environment, namely, after the crisis of 2008, China paid more attention to the development of economic cooperation within the Organization, which was transferred to the Central Asian republics’ narrative as well. Russia remains the only country placing the development of military and political cooperation in the SCO on the predominant place.

Текст научной работы на тему «Контент-анализ нарратива стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества: основные выводы»

УДК 327.7+341.24

Колегова О.Ю., соискатель кафедры политологии и политической философии Дипломатической академии МИД РФ, старший преподаватель 4-ой кафедры английского языка, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ (Россия)

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ НАРРАТИВА СТРАН-УЧАСТНИЦ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

СОТРУДНИЧЕСТВА: ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

В статье исследуется развитие нарратива стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества посредством метода контент-анализа. В основу контент-анализа легли декларации Шанхайской организации сотрудничества, выступления Генеральных секретарей ШОС и интервью политических лидеров стран ШОС. Автор выделяет как общие, так и отличающиеся особенности акцентов в деятельности каждой страны-участницы в рамках Организации. Отмечается, что в деятельности ШОС в первоначальный период работы организации больше внимания акцентировалось на вопросах безопасности, а именно на противодействии терроризму, сепаратизму и экстремизму, решению трансграничных проблем. С течением времени и изменения глобальной конъюнктуры, после кризиса 2008 г. Китай больше внимания стал уделять развитию экономического сотрудничества в рамках Организации, примеру которого последовали центрально-азиатские республики. Россия остается единственной страной, отдающей преимущество развитию военно-политического сотрудничества в ШОС.

Ключевые слова: ШОС, контент-анализ, Россия, Китай, Центральная Азия, региональное сотрудничество, безопасность

БОТ: 10.22281/2413-9912-2018-02-04-56-72

Систематизированное изучение содержания основных заявлений и деклараций ШОС, принятых за время существования организации, с применением методик прикладного анализа текстовой информации позволяет доказать, что она проявила готовность взять на себя обязательства по решению целого ряда проблем, выступая региональным центром силы. В качестве методики проведения такого исследования в наибольшей степени подходит направленный контент-анализ.

Направленный количественный и качественный контент-анализ предполагает на основе составления определенного перечня категорий, относящихся к изучаемому объекту - проблем, которыми занимается ШОС -определить главные характеристики текстового материала. На основе категорий выделяется перечень документов, которые затем структурируются и обрабатываются. Этот вид анализа исходит из того, что обычно в вербальном потоке можно посчитать частоту обращения к определенной теме, наличие или отсутствие каких-то тем, связь между темами, причем основные темы, которые определяются соответствующими количественными показателями, отражают главный смысл текстового материала [7: 59].

Контент-анализ документов дает возможность провести качественную прикладную оценку ситуации внутри той или иной организации, найти ответы на самые разные

вопросы - от направленности того или иного объединения до степени взаимопонимания между его участниками. Вопрос или тема изучения представляют собой слово или сочетание слов и понятий, несущих смысловую нагрузку, воплощенных в предложении или даже абзаце, которые подсчитываются по частоте своего употребления в массе отобранных для исследования материалах.

В рамках изучения ШОС направленный количественный контент-анализ применен для определения, какие проблемы мировой политики и какого уровня интересуют ШОС. Для анализа были использованы принимаемые на саммитах ежегодные политические декларации ШОС в период с 2001 по 2018 г., так как именно они позволяют проследить развитие повестки дня ШОС и то, как изменяется отношение лидеров государств к существующим вызовам. Все основные темы, которыми организация занимается, обозначены в основополагающих документах ШОС, которые и были отобраны в качестве текстового материала для прикладного анализа. Среди отобранных документов выделим декларации Шанхайской организации сотрудничества, выступления Генеральных секретарей ШОС и интервью политических лидеров стран ШОС.

Первая группа документов может быть определена как официальная, так как содержит материалы, согласованные и одобренные всеми

государствами-участниками организации. Они представляют официальную точку зрения ШОС на основные проблемы современности.

Вторая группа документов также может быть рассмотрена в качестве официальной, так как выступления генеральных секретарей организации отражает точку зрения организации в целом. Что касается третьей группы, то с точки зрения самой организации они могут быть определены как полуофициальные, так как отражают позиции национальных лидеров, а не организации как таковой.

На первом этапе было осуществлено выделение проблем, с которыми сталкиваются государства-члены ШОС. Был составлен список из следующих проблем: 1) ядерное нераспространение; 2) нарушение суверенитета; 3) энергетическая безопасность; 4) распространение наркотиков и оружия; 5) терроризм, сепаратизм и экстремизм; 6) возникновение межэтнических и межконфессиональных и др. конфликтов; 7) выравнивание уровней социально-экономического развития; 8) устойчивость экономики; 9) плохая экология; 10) информационная уязвимость;

11) сохранение культурного разнообразия;

12) соблюдение норм международного права;

13) борьба с бедностью; 14) распространение инфекционных заболеваний; 15) техногенные катастрофы; 16) незаконная миграция; 17) нарушение прав человека;

Анализ ранних документов организации показал, что часть проблем ШОС воспринимается как исключительно внутрирегиональные, несмотря на их трансграничный и трансрегиональный характер, поэтому возникла необходимость разделить их по типам на региональные и международные.

ШОС в качестве основной угрозы безопасности глобального уровня признает проблему терроризма, экстремизма и сепаратизма, о чем свидетельствует тот факт, что эта проблема упоминается наиболее часто -37 раз. Угрозу терроризма, тесно связанную с распространением наркотиков, основным путем транзита которых стал Афганистан после начала проведения международной операции в 2001 году, ШОС предлагает решить созданием международно-правовой базы антитеррористической деятельности, обязательной для соблюдения всеми странами-членами без применения практики двойных стандартов. Практика двойных стандартов упоминается и как основная причина нарушения норм международного права, несоблюдение которого также названо ШОС в качестве одной из основных угроз безопасности глобального уровня. Причиной многих проблем глобального уровня упоминается деструктивная деятельность внешних акторов, без чего, очевидно, многих проблем удалось бы избежать.

Например, проблема ядерного нераспространения связана с отсутствием механизма равной для всех безопасности. Причины угроз безопасности конкретно ШОС не упоминаются и основным способом их решения признаются совместные усилия стран-участников организации. Основными проблемами такого уровня стали: возникновение межэтнических и межконфессиональных и др. конфликтов (упоминается 8 раз); сохранение культурного разнообразия (8 раз); плохая экология (7 раз); устойчивость экономик стран региона (6 раз); техногенные катастрофы (6 раз); незаконная миграция (5 раз).

Таблица 1

Проблемы Уровень проблемы Тип проблемы Иерархия по частоте Источники проблем Способ решения проблемы

Терроризм, сепаратизм, экстремизм международный Проблема безопасности 37 Создание международно-правовой базы антитеррористической деятельности; ликвидация нищеты, создание региональной антитеррористической структуры

Интенсификация

Бедность, источ- многостороннего

Распространение наркотиков и оружия международный Проблема безопасности 17 ник финансирования терроризма сотрудничества по противодействию наркоугрозе, исходящей из Афганистана

Скорейшее присо-

единение всех стран

к Договору о нерас-

пространении ядер-

Ядерное нераспространение международный Проблема безопасности 15 Отсутствие механизма обеспечения равной безопасности ного оружия, а также подписание и ратификация Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний теми государствами, которые этого еще не сделали

Целенаправлен-

Сохранение культурного разнообразия региональный Гуманитарная проблема 8 ный экспорт конкретных моделей общественного развития Наращивание сотрудничества

Усиление роли ООН

в международных

Соблюдение норм Проблема безопасности делах, дальнейшее

международного международный 8 повышение эффек-

права тивности и авторитета Совета Безопасности ООН

Применение

Нарушение суверенитета международный Проблема безопасности 7 "двойных стандартов" в вопросах прав человека, решения внутренних конфликтов Строительство системы региональной безопасности

Возникновение межэтнических и межконфессиональных и др. конфликтов региональный Проблема безопасности 7 Создание в рамках ШОС механизма предотвращения региональных конфликтов

сотрудничество в

Экологиче- сфере охраны окружающей среды,

Плохая экология региональный ская проблема 7 обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования

Реализация Про-

Устойчивость экономики региональный Экономическая проблема 6 граммы многостороннего торгово-экономического со-

трудничества в ШОС, региональ-

ных проектов в приоритетных сферах экономики, переход к свободному передвижению товаров, капиталов, услуг и технологий.

Техногенные катастрофы региональный Экологическая проблема 6 Проведение мониторинга, обмен аналитической информацией

Информационная уязвимость региональный Проблема безопасности 5 Использование ИКТ в ущерб международной безопасности Проекты многостороннего сотрудничества в сфере информационных технологий

Незаконная миграция региональный Проблема безопасности 5 Проекты многостороннего сотрудничества в сфере экономики

Нарушение прав человека международный Гуманитарная проблема 5 Создание правовой базы

Энергетическая безопасность региональный Проблема безопасности 3 Уязвимость коридоров транспортировки Проекты по строительству трубопровода

Выравнивание уровней социально-экономического развития региональный Экономическая проблема 3 Проекты многостороннего сотрудничества в сфере экономики

Распространение инфекционных заболеваний региональный Гуманитарная проблема 3 Проекты сотрудничества в сфере здравоохранения

Контент-анализ основных документов ШОС показывает, что с момента образования организация занялась решением широкого круга проблем, основными из которых являются проблемы безопасности глобального характера. При этом, многие вызовы и угрозы глобального характера членами организации воспринимаются как региональные, требующие сосредоточения усилий по их решению внутри конкретного региона, что свидетельствует о том, что ШОС представляет организацию стран, стремящихся доказать, что они способны внести вклад в решение глобальных проблем, опираясь на собственные силы, и одновременно ограничить влияние других игроков в зоне своей ответственности. В тексте документов неоднократно подчеркивается, что многие проблемы частично возникают при использовании «двойных стандартов» в противостоянии глобальным вызовам, а именно продвижения своих собственных интересов

под предлогом помощи в решении, например, внутренних конфликтов.

В то же время вызовы и угрозы, которыми занимается ШОС, воспринимаются членами организации неодинаково. Для кого-то некоторые из них представляют большую опасность, для кого-то меньшую. В этой связи целесообразно провести еще один контент-анализ выступлений, интервью основных политических лидеров стран-членов организации (всего 31 материал), направленный на выявление приоритетности той или иной угрозы для каждого члена организации. За единицы анализа были взятые те же проблемы, что и для предыдущего анализа с добавлением ряда новых позиций. Расширение списка связано с тем, что данная группа материалов отражает позиции, в том числе, политических лидеров стран ШОС, которые выходят за границы влияния и распространения ШОС как региональной организации.

Таблица 2

Проблемы Киргизия Казахстан Россия Китай Таджикистан Узбекистан Индия Пакистан

Ядерное нераспространение 1

Нарушение суверенитета 1 1 1

Энергетическая безопасность 1

Распространение наркотиков и оружия 6 3 3 4 3 1 1

Терроризм, сепаратизм, экстремизм 3 3 5 5 4 1

Возникновение межэтнических и межконфессиональных и др. конфликтов 1

Выравнивание уровней социально-экономического развития 1 1 1 1

Устойчивость экономики 10 7 2 1 1 4 2 2

Плохая экология 1 1

Информационная уязвимость 2 2 1

Сохранение культурного разнообразия 3 2 1 1

Соблюдение норм международного права 1

Борьба с бедностью 1 1

Распространение инфекционных заболеваний

Техногенные катастрофы

Незаконная миграция 1 1 1

Нарушение прав человека 2

Афганистан 1 4 6 4 1 1 2

Анализ показал, что на сегодняшний день основными проблемами безопасности все члены организации признают распространение наркотиков и оружия, терроризм и проблемы, связанные с Афганистаном. Однако идеи противодействия им лоббируются прежде всего представителями России и Китая (так, например, афганская проблема поднимается во всех выступления генерального секретаря ШОС Д.Ф. Мезенцева с 2013 по 2015 год). Эти проблемы обычно имеют более глобальный уровень, в то время как Киргизия, Казахстан, Узбекистан и Таджикистан заинтересованы в решении национальных экономических проблем и потому на уровне организации выступают за решение прежде всего экономических вопросов.

Так, еще одной проблемой, находящейся в фокусе внимания стала проблема устойчивости экономики. Страны ЦА обращаются к ней чаще (Киргизия - 10 раз, Казахстан - 7, Таджикистан - 4). Например, уже в первых строках выступления Генерального секретаря ШОС М.С. Иманалиева в ходе заседания Совета глав правительств 2010 г. говорится, что «ШОС будет прилагать необходимые усилия для создания благоприятных условий для тор-

говой и инвестиционной деятельности, реализации совместных региональных и региональных проектов развития транспортной и коммуникационной инфраструктуры в целях повышения экономической конкурентоспособности государств-членов» [11 ].

В результате, мы можем сделать выводы по всем государствам-участникам ШОС:

1. В самом начале деятельности организации, Россия помимо противодействия традиционным угрозам «трех зол» считала очень важным направлением для себя повышение роли организации на международной арене, а также борьбу с наркотиками, однако уже в 2008 году, большое значение начинают иметь не только проблемы безопасности, но и экономическое развитие, а также актуальная и по сей день проблема Афганистана: «Стабилизация положения в Афганистане особенно важна для России. В результате употребления наркотиков, поступающих из Афганистана через Центральную Азию, Россия и другие страны несут огромные людские потери». [23:10]

С российской стороны начинают высказываться идеи о необходимости создания общей инфраструктуры, транспортных сетей и совместное развитие энергетики. В дальней-

шем, угрозы практически не меняются, однако Россия начинает видеть в организации все большее количество перспектив развития. Так, все больше начинают обсуждаться пути усиление кооперации ШОС, такие как создание общего координационного центра, а также утверждение направления развития. После прогремевшего в 2008 году кризиса встал вопрос о том, что нужно усиливать экономическую кооперацию с целью ликвидировать его последствия и в риторике российских представителей появляются идеи о снятии торговых барьеров и ограничения перевозок. Также большой импульс получают идеи о принятии новых членов в организацию и развитие университета ШОС. Как отмечал В.В. Путин на саммите в Ташкенте в 2016 г., «расширение сфер, которыми занимается Шанхайская организация сотрудничества, и увеличение количества членов за счёт таких мощных стран, которые я только сейчас назвал, конечно, делают эту организацию очень мощным международным объединением, весьма авторитетным и востребованным в регионе, да и во всём мире». [35]

В дальнейшем сферы сотрудничества только расширяются и туда начинают включать и аспект туризма, что было высказано В.В. Путиным во время выступления на саммите в Уфе создание центров проектного финансирования и других финансовых структур ШОС. Таким образом, для России угрозы, которым должна противодействовать ШОС, остаются практически неизменными, в то время как её представители видят в ней потенциал не только для сотрудничества по вопросам безопасности, но для развития её многофункциональности.

2. Позиция Китая является наиболее созвучной позиции России из всех входящих в организацию стран. Первоначально КНР, также, как и Россия, видела в организации прежде всего потенциал для построения пространства безопасности и противодействия терроризму, экстремизму и сепаратизму. К 2008 году также выделяются проблемы социально-экономического развития, обеспечение стабильного развития отношений и Афганистан. В дальнейшем выделяются такие проблемы как необходимость справляться с последствиями финансового кризиса, борьба с

наркоторговлей и транснациональной преступностью. Сферами сотрудничества Китай, как и РФ, видит усовершенствование транспортной инфраструктуры и создание механизмов, которые будут позволять аккумулировать финансовые ресурсы стран-членов и эффективно перераспределять их. Затем Китай выделяет проблему того, что темпы организации слишком малы и для этого предлагает создание ряда механизмов, таких как «Один пояс, один путь», создание банка ШОС и прочих инициатив, призванных ускорить наращивание экономической мощи странами-членами. Как отмечает китайская сторона, «Все страны поддерживают создание банка развития ШОС, это весьма важно для укрепления экономического сотрудничества». [25] На сегодняшний день банк ШОС остается нереализованной инициативой, которая, на наш взгляд, в ближайшем будущем не найдет своего практического воплощения, несмотря на то, что на Саммитах ШОС главы государств ежегодно отмечают важность проводимой работы по изучению вопросов создания Фонда развития (Специального счета) ШОС и Банка развития ШОС, а также дают поручения продолжить усилия в целях ее скорейшего завершения.

В перспективе важным для Китая становится сотрудничество молодежи. Таким образом, можно заключить, что позиции Китая и РФ являются весьма сходными, а главное отличие заключается в том, что Китай считает, что ШОС необходимо придерживаться более агрессивной и быстрой стратегии экономического развития. Причиной этого, как отмечает Е. Шулян, является то, что при помощи ШОС Китай намерен «разносторонне развивать ресурсы потребления энергии, а также усиливать свое политическое и экономическое влияние в Центральной Азии». [38: 101]

3. Для Казахстана особой чертой является то, что помимо трех зол и наркотрафика его лидеры акцентируют внимание также и на проблеме незаконной миграции [36: 176], что связано прежде всего с тем, что существует опасность проникновения боевиков из Афганистана на территорию страны. В связи с этим же фактором в качестве перспективных направлений развитие представителем Казахстана называется создание механизмов урегулирования пограничных вопросов, а также

усиление региональной безопасности. В дальнейшем, количество проблем, которые видит Казахстан увеличивается и туда начинают входить также незаконный оборот оружия, кибер-преступность, техногенные катастрофы и инфекционные заболевания. Перспективы сотрудничества связаны прежде всего с экономической сферой, что включает развитие сельскохозяйственной кооперации, технологический и научный обмен. Постоянно актуальной для страны проблемой является наличие точек нестабильности в регионе, а также необходимость обеспечения продовольственной и информационной безопасности. [27] Казахстан так же, как и другие страны-члены, говорит о необходимости создания координационных и финансовых структур для ускорения темпов развития организации. Для представителей Казахстана важным, прежде всего, является вопрос безопасности и стабильности ситуации в регионе, отсутствие внешних военных угроз, и кибербезопасность, что скорее всего связано с тем, что в стране существуют центры по изучению космоса, информация из которых может являться бесценной для террористов, а уровень подготовки специалистов на сегодняшних день недостаточно хорош, чтобы была абсолютная уверенность в сохранности данных.

4. Для Таджикистана ключевой проблемой являются заявленные в самом начале работы организации проблемы, такие как терроризм, сепаратизм, экстремизм и наркотрафик. Однако для него очень важной перспективой является ускорение экономического развития и сотрудничество в этой сфере, а также в своих выступлениях его представители часто обсуждают возможное расширение организации, в том числе за счет Ирана. Как отмечают в самом Таджикистане, «наряду с вопросами обеспечения стратегической стабильности в регионе, в спектре внимания ШОС по-прежнему остаются вопросы, связанные с борьбой с «тремя злами», незаконным оборотом наркотиков и оружия, а также развитием торгово-экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества». [37: 5-6] По мнению же таджикского исследователя Ф. Муминовой, «на рынке ШОС есть возможности в плане развития торговли и производственной кооперации». [26: 61]

Также, как и у других стран, после 2008

года появляются проблемы, связанные с финансовым кризисом, нестабильностью в Афганистане, а в перспективах развития выделяются те же аспекты, что и другими, уже перечисленными государствами, а именно необходимость формирования новой, более эффективной инфраструктуры, создание транспортных и коммуникационных сетей, создание координационных центров по финансовым и энергетическим вопросам. Ключевым вопросом для Таджикистана является поиск средств финансирования своих экономических проектов, в связи с чем он выступает за создание банка развития ШОС. Президентом Таджикистана особенно акцентируется то, что ШОС является невоенным союзом и прежде всего занимается вопросами безопасности. Также он продвигает усиление образования молодежи и создание новых молодежных проектов.

5. Представители Узбекистана в своих выступлениях акцентируют внимание прежде всего на проблемах безопасности, таких как терроризм, транснациональная преступность и наркотрафик, однако важным для них направлением развития в самом начале функционирования организации является экономическая кооперация. В список проблем постепенно добавляется потенциальная угроза из Афганистана и последствия экономического кризиса. Экономические проекты сходны по своей сути и с другими, предлагаемыми членами организации. Это формирование общей транспортной, информационной сетей и усовершенствование инфраструктуры. По этой причине в выступлениях лидера Узбекистана часто звучит риторика поддержки «Экономического пояса шелкового пути». И здесь необходимо отметить, что «и Казахстан, и Узбекистан продолжают неявное соперничество за региональное лидерство» [29: 66], что создает дополнительные проблемы в рамках решения тех или иных вопросов в рамках ШОС.

Очень интересной предложение о необходимости переосмысления в рамках ШОС переосмысления проблемы радикального Ислама, а именно с помощью создания комиссии по Исламу. Однако помимо этого, важнейшими направлениями развития, которые рассматривает Узбекистан являются всё-таки экономические вопросы.

6. Киргизия также солидарна в своём видении проблем с остальными государствами организации. Для них - это терроризм, сепаратизм, экстремизм и наркотрафик. После экономического кризиса они также выделяют необходимость формирования координационных механизмов для борьбы с последствиями экономического кризиса и содействия экономическому развитию. Среди перспектив они выделяют создание координационного центра ШОС, фонда ШОС, банка развития ШОС и прочих структур, необходимых для укрепления экономических и финансовых связей. Следует отметить, что из всех государств-членов ШОС лишь Киргизия попыталась на практике опробовать механизм коллективной безопасности в ходе событий 2010 г. Однако, «несмотря на отработку практических навыков по ликвидации стремящихся к смене государственной власти бандформирований, на практике ни ОДКБ, ни ШОС не отозвались на призыв Киргизии ввести контингенты в ходе революционных событий в этой стране весной и летом 2010 г., объяснив это нежеланием вмешиваться во внутренние дела государства». [30: 46]

7. Для Индии, по словам вице-президента Исследовательского фонда "Обсервер" Нандана Унникришнана, изначально приоритетны следующие факторы. Возможность ШОС внести вклад в региональное экономическое развитие в Евразии. Что даст возможность и самой Индии реализовать часть своих проектов. Важна деятельность ШОС в вопросах решения проблемы международного терроризма и новый подход к проблеме двусторонних пакистано-индийских отношений. Также у Индии в виду регулярного взаимодействия со странами Центральной Азии появится реальная возможность повысить свой статус и углубить культурные и гуманитарные связи с центрально-азиатским регионом.

8. Для Пакистана также огромную роль играет возможность решения проблем безопасности в регионе, в частности, проблемы Афганистана. Также Пакистан активно развивает экономическое сотрудничество с Китаем, особенно в рамках проекта "Один пояс

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— один путь", где основные китайские инвестиции связаны именно с Пакистаном. Что касается, неразрешенных проблем между Индией и Пакистаном, то обе страны предполагают, что после вхождения в ШОС в рамках этой организации возможно ведение продуктивного диалога.

Таким образом, проведенный анализ позволяет продемонстрировать, что данная организация в полной мере готова взять на себя обязательства по решению целого ряда проблем как регионального, так и глобального характера. По целому ряду проблем современной мировой политики, таким как ядерное нераспространение, нарушение суверенитета, энергетическая безопасность, распространение наркотиков и оружия, терроризм, сепаратизм, экстремизм, возникновение межэтнических и межконфессиональных и др. конфликтов, выравнивание уровней социально-экономического развития, устойчивость экономики, плохая экология, информационная уязвимость, сохранение культурного разнообразия, соблюдение норм международного права, борьба с бедностью, распространение инфекционных заболеваний, техногенные катастрофы, незаконная миграция и нарушение прав человека государства-участники ШОС выражают консолидированную официальную позицию. Угрозы воспринимаются государствами практически одинакового и средства для их разрешения тоже являются схожими, что показывает устойчивость организации и сплоченность внутри неё.

Взаимодействие в рамках ШОС произ-водно от общности политических представлении и близости видения путей обеспечения безопасности государствами-участниками. В основе их объединения лежат общие положения, связанные с необходимостью формирования многополярной системы международных отношений и признания верховенства государственного суверенитета. Данные позиции следует рассматривать в качестве базовых для решения проблем региональной безопасности и сближения в рамках ШОС.

Список литературы

1. Interview: Kyrgyz president upbeat on SCO's prospects // People.com.cn - 5 b.kz 2006 - Режим доступа: http://en.people.cn/200606/08/eng20060608_271935.html - Дата обращения: 20.08.2018

2. Interview: SCO becomes influential international group - Kyrgyz president Official Website of SCO Summit 2012 - Режим доступа: http://www.scosummit2012.org/english/2012-06/04/c_131629817.htm // - Дата обращения: 20.08.2018

3. Interview: SCO is an important instrument for stability, development: Chinese ambassador to Russia // Xinhua News - 12 сентября 2014 - Режим доступа: http://news.xinhuanet.com/eng-lish/indepth/2014-09/12/c_133637897.htm - Дата обращения: 20.08.2018

4. А. Атамбаев: необходимо сообща бороться с угрозой «трёх зол» // Сайт председательства Российской Федерации в Шанхайской организации сотрудничества в 2014-2015 годах - 30 июня 2015 - Режим доступа: http://sco-russia.ru/news/20150630/1013490676.html - Дата обращения: 20.08.2018

5. А. Атамбаев: ШОС необходим действенный финансовый механизм // ИТАР-ТАСС - 6 июля 2015 - Режим доступа: http://tass.ru/opinions/interviews/2095678 - Дата обращения: 20.08.2018

6. Алимов: государства ШОС будут развивать сотрудничество в транспортной сфере. -Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/5667828

7. Аскар Акаев рвется домой и мечтает о научной работе // Радио Азаттык: 14 июля 2005 - Режим доступа: http://rus.azattyk.org/archive/ky_news_in_russian_ru/20050919/4795/4795.html?id=2428226

- Дата обращения: 20.08.2018

8. Боришполец К.П. Методы политических исследований. М.: Аспект Пресс, 2005.

9. Владимир Путин: сам факт взаимодействия Китая и РФ - фактор стабильности в мировых делах. - Режим доступа: https://tass.ru/interviews/3389739

10. Выступление В. В. Путина и И.А. Каримова в Душанбе // Youtube - 12 сентября 2014 / Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=bgkALaqw8Rk - Дата обращения: 20.08.2018

11. Выступление на встрече с Премьер-министрами ШОС // Сайт Президента Республики Таджикистан - 21 ноября 2010 - Режим доступа: http://www.prezident.tj/ru/node/2296 -Дата обращения: 20.08.2018

12. Выступление на заседании совета глав государств-членов ШОС // Сайт Президента Республики Таджикистан - 13 сент. 2015 - Режим доступа: http://www.prezident.tj/ru/node/5106

- Дата обращения: 20.08.2018

13. Выступление Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Совета глав государств ШОС в расширенном составе // Посольство Республики Узбекистан в Кыргызской Республике - 11 июня 2010 - Режим доступа: http://uzbekistan.kg/press/press265.htm -Дата обращения: 20.08.2018

14. Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на встрече глав государств Шанхайской организации сотрудничества // Сайт Президента Российской Федерации - 7 июня 2002

- Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/21927 - Дата обращения: 20.08.2018

15. Глава МИД КНР : Китай и Россия противостоят гегемонии и политике силы. - Режим доступа: https://tass.ru/interviews/5383917

16. Ерлан Идрисов: ШОС необходимо усилить взаимодействие с ЕАЭС. - Режим доступа: https://tass.ru/interviews/3366129

17. И.А Каримов. Выступление на саммите БРИКС и ШОС // Журнал «Экономическое обозрение» - Режим доступа: http://review.uz/index.php/novosti-main/item/3545-tekst-vystupleniya-prezidenta-uzbekistana-na-sammite-shos - Дата обращения: 20.08.2018

18. Из интервью Президента Кыргызской Республики К. Бакиева агентству РИА Новости // Организация Договора о коллективной безопасности - 5 мая 2012 - Режим доступа: http://odkb-csto.org/information/detail.php?ELEMENT_ro=138 - Дата обращения: 20.08.2018

19. Интервью А. Атамбаева агентству ТАСС // Сайт президента Кыргызстана / Режим доступа: http://www.president.kg/ru/news/intervju/6187_tekst_intervyu_prezidenta_kyirgyizskoy _respubliki_almazbeka_atambaeva_informatsionnomu_agentstvu_tass. Дата обращения: 20.08.2018

20. Интервью Н. Назарбаева китайским СМИ // Посольство Республики Казахстан в Российской Федерации - 12 мая 2006 - Режим доступа: http://kazembassy.ru/ ru/posol/oficialnayaastana/vistupleniaprezidentark/285-visgoslic104 - Дата обращения: 20.08.2018

21. Интервью Первого заместителя министра иностранных дел Таджикистана газете Asia-Plus // Посольство Республики Таджикистан в Российской Федерации - 15 сент. 2015 -Режим доступа: http://tajembassy.ru/ru/press/news/10-politika/129-intervyu-pervogo-zamestitelya-ministra-inostrannykh-del-respubliki-tadzhikistan-rakhmon-ozody-emomali - Дата обращения: 20.08.2018

22. Интервью президента Киргизии Курманбека Бакиева // Zakon.kz --5 b.kz 2007 -http://www.zakon.kz/4465161-intervju-prezidenta-kirgizii-kurmanbeka.html - Дата обращения: 20.08.2018

23. Интервью Президента Кыргызской Республики Алмазбека Атамбаева МТРК «Мир» // Сайт Президента Кыргызской Республики - 14 сент. 2015 - Режим доступа: http://www.president.kg/ru/news/1707_stenogramma_intervyu_prezidenta_kyirgyizskoy_respubliki_al mazbeka_atambaeva_mtrk_mir - Дата обращения: 20.08.2018

24. Интервью президента республики Таджикистан Эмомали Рахмона китайским журналистам // Национальное информационное агентство Таджикистана «Ховар» - 5 июля 2007 -Режим доступа: http://khovar.tj/rus/archive/313-intervyu-prezidenta-respubliki-tadzhikistan-emomali-rahmona-kitayskim-zhurnalistam.html - Дата обращения: 20.08.2018

25. Интервью Ху Цзиньтао ведущим СМИ стран Шанхайской организации сотрудничества // "ИнфоШОС.Ру" - 06.06.2012 - Режим доступа: http://infoshos.ru/ru/?idn=10022 - Дата обращения: 20.08.2018

26. Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Узбекистана в России Зиядулла Пулатходжаева // ИнфоШОС - 28 августа 2011 -Режим доступа: http://infoshos.ru/ru/?idn=8728

- Дата обращения: 20.08.2018

27. Колдунова Е., Дас Кунду Н. Роль России в ШОС и Центральной Азии: вызовы и возможности. Международный дискуссионный клуб «Валдай». М. 2014.

28. Курманбек Бакиев: Создание ШОС одно из самых значимых событий начала XXI века // ИнфоШОС - 28 августа 2008 - Режим доступа: http://infoshos.ru/ru/?idn=2713 - Дата обращения: 20.08.2018

29. МИД КНР: Банк развития ШОС не противоречит стратегиям БРИКС и AIIB // РИА Новости - 10.07.2015 - Режим доступа: https://ria.ru/economy/20150710/1125076200.html - Дата обращения: 20.08.2018

30. Муминова Ф. Республика Таджикистан и экономическое сотрудничество в рамках ШОС // Ежегодник ИМИ - 2015 / Гл. ред. А.А. Орлов, ред. выпуска А.Д. Дикарев, А.В. Лукин.

- М.: МГИМО-Университет, 2015. Вып. 2 (12).

31. Н. Назарбаев перечислил нерешенные проблемы между странами ШОС // Forbes. Kazakhstan - 12 сентября 2014 - Режим доступа: http://forbes.kz/process/ nazarbaev_perechislil_nereshennyie_problemyi_mejdu_stranami_shos - Дата обращения: 20.08.2018

32. Н. Назарбаев. Встреча с лидерами БРИКС // "Zakon.kz" - 10 июля 2015 -Режим доступа: http://www.zakon.kz/4726990-nazarbaev-vozmozhnosti-eajes-shos-i.html - Дата обращения: 20.08.2018

33. Нафис Закария: Исламабад готов сотрудничать с Москвой в соответствии с "шанхайским духом". - Режим доступа: https://tass.ru/interviews/3354862

34. Никитин А.И. Сотрудничество ШОС с ОДКБ и другими международными организациями // Шанхайская организация сотрудничества: от становления к всестороннему развитию (материалы Третьего заседания Форума ШОС, Китай, г. Пекин,19-21мая 2008 г.). Под редакцией А.В. Лукина. Москва. МГИМО - Университет.2008.

35. Никитина Ю. ОДКБ и ШОС как модели взаимодействия в сфере региональной безопасности // Индекс Безопасности. № 2 (97), Том 17.

36. Нурсултан Назарбаев: мы будем обсуждать в Ташкенте вопросы дальнейшего развития. - Режим доступа: https://tass.ru/interviews/3393836

37. От Великой до Кремлевской: десять лет стратегического партнерства России и Китая. Интервью китайского лидера // Российская газета - 31 мая 2006 - Режим доступа: http://www.rg.ru/2006/05/31/kitay.html - Дата обращения: 20.08.2018

38. Ответы на вопросы журналистов по завершении заседания Совета глав государств -членов ШОС // Сайт Президента Российской Федерации - 28 августа 2008 - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/1242 - Дата обращения: 20.08.2018

39. Отунбаева назвала промахи ШОС // Tengri News - 15 июня 2011 - Режим доступа: http://tengrinews.kz/sng/otunbaeva-nazvala-promahi-shos--190604/ - Дата обращения: 20.08.2018

40. Панкадж Саран: отношения России и Индии являются примером партнерства. - Режим доступа: https://tass.ru/interviews/3539245

41. Президент Киргизии: сотрудничество с Россией имеет особую значимость. - Режим доступа: https://tass.ru/interviews/5195365

42. Пресс-конференция по итогам саммитов ШОС и БРИКС // Russia Today. (10 июля 2015). - Режим доступа: http://russian.rt.com/article/102551. - Дата обращения: 20.08.2018

43. Путин: новые страны помогут ШОС решить международные проблемы // Спутник. Таджикистан - 23 июня 2016 - Режим доступа: http://ru.sputnik-tj.com/asia/20160623/1019963980.htm

- Дата обращения: 20.08.2018

44. Путин: ШОС нужна не для противостояния, а для прогресса. - Режим доступа: https://regnum.ru/news/2426945.html

45. Рашид Алимов: cотрудничество между ООН и ШОС выходит на новую траекторию.

- Режим доступа: https://tass.ru/interviews/3787840

46. Рашид Алимов: борьба с угрозами региональной и глобальной безопасности - главная цель ШОС. - Режим доступа: https://tass.ru/interviews/3202936

47. Реализация и усиление "шанхайского духа", формирование новых подходов сотрудничества. - Режим доступа: https://rg.ru/2018/06/03/interviu-posla-knr-v-rf-li-hueia-v-preddverii-sammita-shos-v-cindao.html

48. Транзитная миграция и транзитные страны: теория, практика и политика регулирования. Под редакцией И. Молодиковой и Ф. Дювеля. М. Университетская книга. 2009.

49. Шанхайская организация сотрудничества сегодня: взгляд из Душанбе. Под общей редакцией С. Аслова. Душанбе. 2014.

50. Шулян Е. Шанхайская организация сотрудничества: активность Китая в региональной политике // Уральское востоковедение. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2011. — Вып. 4.

51. Э. Рахмон: ШОС показала миру свою состоятельность // Национальное информационное агентство Таджикистана «Ховар» - 20.10.2015 - Режим доступа: http://khovar.tj/old/rus/archive/300-emomali-rahmon-shos-pokazala-vsemu-miru-svoyu-sostoyatelnost.html - Дата обращения: 20.08.2018

52. Эксклюзивное интервью Министра иностранных дел Казахстана Ержана Казыха-нова агентству Синьхуа в преддверии Саммита ШОС в Пекине // Посольство Республики Казахстан в Российской Федерации - Режим доступа: http://kazembassy.ru/en/posolen/oficialna-yaastanaen/vistupleniagosudlicen163-visgoslic3 - Дата обращения: 20.08.2018

Список Деклараций Шанхайской организации сотрудничества

1. Астанинская декларация десятилетия Шанхайской организации сотрудничества от 15 июня 2011 года. - Режим доступа: http://www.sectsco.org/RU123/show.asp?id=474

2. Бишкекская декларация глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества от 13 сентября 2013 года. - Режим доступа: http://www.sectsco.org/RU123/show.asp?id=699

3. Бишкекская декларация от 16 августа 2007 года. - Режим доступа: http://www.sectsco.org/RU123/show.asp?id=111

4. Декларация глав государств-членов Шанхайской Организации Сотрудничества от 7 июня 2002 года. - Режим доступа:http://www.sectsco.org/RU123/show.asp?id=91

5. Декларация глав государств-членов Шанхайской Организации Сотрудничества от 16 июня 2003 года. - Режим доступа: http://www.sectsco.org/RU123/show.asp?id=94

6. Декларация глав государств-членов Шанхайской Организации Сотрудничества от 5 июля 2005 года. - Режим доступа: http://www.sectsco.org/RU123/show.asp?id=98

7. Декларация глав-государств Шанхайской организации сотрудничества о построении региона долгосрочного мира и совместного процветания от 7 июня 2012 года. - Режим доступа: http://www.sectsco.org/RU123/show.asp?id=646

8. Декларация десятого заседания Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества от 11 июня 2010 года. - Режим доступа: http://www.sectsco.org/ RU123/show.asp?id=39511.

9. Декларация о создании ШОС от 6 июня 2001 года. - Режим доступа: http://www.sectsco.org/RU123/show.asp?id=83

10. Декларация пятилетия Шанхайской организации сотрудничества от 6 июня 2006 года. - Режим доступа: http://www.sectsco.org/RU123/show.asp?id=108

11. Душанбинская декларация 2008 года. - Режим доступа: http://www.sectsco.org/ RU123/show.asp?id=11

12. Душанбинская декларация глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества от 10 июля 2014 года. - Режим доступа: http://www.sectsco.org/RU123/2014.asp

13. Екатеринбургская декларация 2009 года. - Режим доступа: http://www.sectsco.org/ RU123/show.asp?id=230

14. Ташкентская декларация глав государств-членов Шанхайской Организации Сотрудничества от 17 июня 2004 года. - Режим доступа: http://www.sectsco.org/RU123/show.asp?id=96

15. Уфимская декларация. - Режим доступа: sco-russia.ru/load/1013640909

16. Циндаоская декларация Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. - Режим доступа: http://rus.sectsco.org/load/442935/

MAIN CONCLUSIONS OF THE CONTENT ANALYSIS OF SCO MEMBER-STATES' NARRATIVE BEFORE INDIA AND PAKISTAN JOINING

The article explores the member countries' narrative development within the Shanghai Cooperation Organization applying the method of content analysis. Declarations of the Shanghai Cooperation Organization, speeches of SCO secretaries-general and interviews of the political leaders of the SCO countries were used for the study. The author identifies both general and distinctive features of the activities of each participating country within the Organization. It is noted that at the dawn of the SCO activity more attention was paid to the security issues, namely, on countering terrorism, separatism and extremism, and solving cross-border problems. Over time and with changes in the global environment, namely, after the crisis of 2008, China paid more attention to the development of economic cooperation within the Organization, which was transferred to the Central Asian republics' narrative as well. Russia remains the only country placing the development of military and political cooperation in the SCO on the predominant place. Keywords: SCO, content analysis, Russia, China, Central Asia, regional cooperation, security,

References

1. Kyrgyz president upbeat on SCO's prospects//People.com.cn - 5 b.kz 2006. Retrieved 20.08.2018 from http://en.people.cn/200606/08/eng20060608_271935.html.

2. Interview: SCO becomes influential international group - Kyrgyz president Official Website of SCO Summit 2012. Retrieved 20.08.2018 from http://www.scosummit2012.org/english/2012-06/04/c_131629817.htm//.

3. Interview: SCO is an important instrument for stability, development: Chinese ambassador to Russia//Xinhua News - on September 12, 2014. Retrieved 20.08.2018 from http://news.xinhuanet.com/english/indepth/2014-09/12/c_133637897.htm.

4. A. Atambaev: neobhodimo soobshcha borot'sya s ugrozoj «tryoh zol» [A. Atambayev: it is necessary to fight together against the threat of "three evils"] // Sajt predsedatel'stva Rossijskoj Fed-eracii v Shanhajskoj organizacii sotrudnichestva v 2014-2015 godah - 30 iyunya 2015. Retrieved 20.08.2018 from http://sco-russia.ru/news/20150630/1013490676.html.

5. Atambaev: SHOS neobhodim dejstvennyj finansovyj mekhanizm [SCO needs an effective financial mechanism] // ITAR-TASS - 6 iyulya 2015. Retrieved 20.08.2018 from http://tass.ru/opin-ions/interviews/2095678.

6. Alimov: gosudarstva SHOS budut razvivat' sotrudnichestvo v transportnoj sfere [Alimov: the SCO states will develop cooperation in the transport sphere]. Retrieved from https://tass.ru/ekonomika/5667828.

7. Askar Akaev rvetsya domoj i mechtaet o nauchnoj rabote [Askar Akayev seeks home and dreams of scientific work] // Radio Azattyk: 14 iyulya 2005. Retrieved 20.08.2018 from http://rus.azattyk.org/archive/ky_news_in_russian_ru/20050919/4795/4795.html?id=2428226.

8. Borishpolec, K.P. (2005). Metody politicheskih issledovanij [Methods of political research]. M.: Aspekt Press, 2005.

9. Vladimir Putin: sam fakt vzaimodejstviya Kitaya i RF - faktor stabil'nosti v mirovyh delah [Vladimir Putin: the fact of interaction of China and the Russian Federation is a stability factor in world affairs]. Retrieved from https://tass.ru/interviews/3389739

10. Vystuplenie V. V. Putina i I.A. Karimova v Dushanbe [V.V. Putin's and I.A. Karimov's speeches in Dushanbe] // Youtube - 12 sentyabrya 2014. Retrieved 20.08.2018 from http://www.youtube.com/watch?v=bgkALaqw8Rk.

11. Vystuplenie na vstreche s Prem'er-ministrami SHOS [Speech at the meeting of SCO Prime ministers] // Sajt Prezidenta Respubliki Tadzhikistan - 21 noyabrya 2010. Retrieved 20.08.2018 from http://www.prezident.tj/ru/node/2296.

12. Vystuplenie na zasedanii soveta glav gosudarstv-chlenov SHOS [Speech at the board meeting of the heads of SCO states] // Sajt Prezidenta Respubliki Tadzhikistan - 13 sent. 2015. Retrieved 20.08.2018 from http://www.prezident.tj/ru/node/5106.

13. Vystuplenie Prezidenta Respubliki Uzbekistan Islama Karimova na zasedanii Soveta glav gosudarstv SHOS v rasshirennom sostave [Speech of the President of the Republic of Uzbekistan Islam Karimov at the board meeting of the heads of SCO states in expanded format]// - 11 iyunya 2010. Retrieved 20.08.2018 from http://uzbekistan.kg/press/press265.htm.

14. Vystuplenie Prezidenta Rossijskoj Federacii V.V. Putina na vstreche glav gosudarstv SHanhajskoj organizacii sotrudnichestva [Speech of the President of the Russian Federation Vladimir Putin at the meeting of the heads of SCO states] // Sajt Prezidenta Rossijskoj Federacii - 7 iyunya 2002. Retrieved from http://kremlin.ru/events/president/transcripts/21927.

15. Glava MID KNR: Kitaj i Rossiya protivostoyat gegemonii i politike sily [Foreign Minister of the People's Republic of China: China and Russia resist to hegemony and strong-arm tactics]. Retrieved from https://tass.ru/interviews/5383917.

16. Erlan Idrisov: SHOS neobhodimo usilit' vzaimodejstvie s EAEHS [Erlan Idrisov: SCO needs to strengthen interaction with EEU]. Retrieved from https://tass.ru/interviews/3366129.

17. Karimov, I.A. Vystuplenie na sammite BRIKS i SHOS [Speech at the BRICS and SCO Summit] // ZHurnal «EHkonomicheskoe obozrenie». Retrieved 20.08.2018 from http://review.uz/in-dex.php/novosti-main/item/3545-tekst-vystupleniya-prezidenta-uzbekistana-na-sammite-shos.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Iz interv'yu Prezidenta Kyrgyzskoj Respubliki K. Bakieva agentstvu RIA Novosti [From the interview of the President of the Kyrgyz Republic K. Bakiyev to RIA Novosti news agency] // Organizaciya Dogovora o kollektivnoj bezopasnosti - 5 maya 2012. Retrieved 20.08.2018 from http://odkb-csto.org/information/detail.php?ELEMENT_ID= 138.

19. Interv'yu A. Atambaeva agentstvu TASS [A. Atambayev's interview to the TASS agency] // Sajt prezidenta Kyrgyzstana. Retrieved from: http://www.president.kg/ru/news/intervju/6187_tekst_in-tervyu_prezidenta_kyirgyizskoy_respubliki_almazbeka_atambaeva_informatsionnomu_agentstvu_tass.

20. Interv'yu N. Nazarbaeva kitajskim SMI [N. Nazarbayev's interview to the Chinese media]. Retrieved 20.08.2018 from http://kazembassy.ru/ru/posol/oficialnayaastana/vistupleniaprezidentark/285-visgoslic104.

21. Interv'yu Pervogo zamestitelya ministra inostrannyh del Tadzhikistana gazete Asia-Plus [Interview of the First Deputy Minister of Foreign Affairs of Tajikistan to the Asia-Plus newspaper] // Posol'stvo Respubliki Tadzhikistan v Rossijskoj Federacii - 15 sent. 2015. Retrieved 20.08.2018 from http://tajembassy.ru/ru/press/news/10-politika/129-intervyu-pervogo-zamestitelya-ministra-in-ostrannykh-del-respubliki-tadzhikistan-rakhmon-ozody-emomali.

22. Interv'yu prezidenta Kirgizii Kurmanbeka Bakieva [An interview of the President of Kyr-gyzstan Kurmanbek Bakiev] // Zakon.kz --5 b.kz 2007. Retrieved 20.08.2018 from http://www.za-kon.kz/4465161 -intervju-prezidenta-kirgizii-kurmanbeka.html.

23. Interv'yu Prezidenta Kyrgyzskoj Respubliki Almazbeka Atambaeva MTRK «Mir» [An interview of the President of the Kyrgyz Republic Almazbek Atambayev to MTRK "World"] // Sajt Prezidenta Kyrgyzskoj Respubliki - 14 sent. 2015. Retrieved 20.08.2018 from http://www.presi-dent.kg/ru/news/1707_stenogramma_intervyu_prezidenta_kyirgyizskoy_respubliki_almazbeka_at-ambaeva_mtrk_mir.

24. Interv'yu prezidenta respubliki Tadzhikistan EHmomali Rahmona kitajskim zhurnalistam [An interview of the President of the Republic of Tajikistan Emomalii Rahmon to the Chinese journalists] // Nacional'noe informacionnoe agentstvo Tadzhikistana «Hovar» - 5 iyulya 2007. - Retrieved 20.08.2018 from http://khovar.tj/ms/archive/313-intervyu-prezidenta-respubliki-tadzhikistan-emomali-rahmona-kitayskim-zhurnalistam.html.

25. Interv'yu Hu Czin'tao vedushchim SMI stran SHanhajskoj organizacii sotrudnichestva [Hu Jintao's interview to the leading media of the countries of the Shanghai Cooperation Organization] // - 06.06.2012. Retrieved 20.08.2018 from http://infoshos.ru/ru/?idn=10022.

26. Interv'yu CHrezvychajnogo i Polnomochnogo Posla Uzbekistana v Rossii Ziyadulla Pu-lathodzhaeva [An interview of the Extraordinary and Plenipotentiary Ambassador of Uzbekistan in Russia Ziyadull Pulatkhodzhayev] // InfoSHOS - 28 avgusta 2011. Retrieved 20.08.2018 from http://infoshos.ru/ru/?idn=8728.

27. Koldunova E., Das Kundu N. Rok Rossii v SHOS i Centraknoj Azii: vyzovy i vozmozhnosti [Russia's role in the SCO and Central Asia: challenges and opportunities]. Mezhdu-narodnyj diskussionnyj club «Valdaj». M. 2014.

28. Kurmanbek Bakiev: Sozdanie SHOS odno iz samyh znachimyh sobytij nachala XXI veka [Kurmanbek Bakiev: Creation of SCO is one of the most significant events of the beginning of the 21st century] // InfoSHOS - 28 avgusta 2008. Retrieved 20.08.2018 from http://infoshos.ru/ru/?idn=2713.

29. MID KNR: Bank razvitiya SHOS ne protivorechit strategiyam BRIKS i AIIB [The development bank of SCO does not contradict the strategy of BRICS and AIIB] // RIA Novosti -10.07.2015. Retrieved 20.08.2018 from https://ria.ru/economy/20150710/1125076200.html.

30. Muminova, F. (2015). Respublika Tadzhikistan i ehkonomicheskoe sotrudnichestvo v ramkah SHOS [The Republic of Tajikistan and economic cooperation within SCO] // Ezhegodnik IMI - 2015 / Gl. red. A.A. Orlov, red. vypuska A.D. Dikarev, A.V. Lukin. - M.: MGIMO-Universitet, 2015. Vyp. 2 (12).

31. N. Nazarbaev perechislil nereshennye problemy mezhdu stranami SHOS [N. Nazarbayev enumerated unresolved problems among SCO countries] // Forbes.Kazakhstan - 12 sentyabrya 2014. Retrieved 20.08.2018 from http://forbes.kz/process/nazarbaev_perechislil_nereshennyie_prob-lemyi_mejdu_stranami_shos.

32. N. Nazarbaev. Vstrecha s liderami BRIKS [N. Nazarbayev. A meeting with BRICS leaders] // "Zakon.kz" - 10 iyulya 2015. Retrieved 20.08.2018 from http://www.zakon.kz/4726990-nazarbaev-vozmozhnosti-eajes-shos-i.html.

33. Nafis Zakariya: Islamabad gotov sotrudnichat' s Moskvoj v sootvetstvii s "shanhajskim duhom" [Nafis Zachariah: Islamabad is ready to cooperate with Moscow according to "the Shanghai spirit"]. Retrieved from https://tass.ru/interviews/3354862

34. Nikitin, A.I. (2008). Sotrudnichestvo SHOS s ODKB i drugimi mezhdunarodnymi organi-zaciyami [Cooperation of SCO with the CSTO and other international organizations] // SHanhajskaya organizaciya sotrudnichestva: ot stanovleniya k vsestoronnemu razvitiyu (materialy Tret'ego zasedaniya Foruma SHOS, Kitaj, g. Pekin,19-21maya 2008 g.). Pod redakciej A.V. Lukina. Moskva. MGIMO - Universitet.

35. Nikitina, YU. ODKB i SHOS kak modeli vzaimodejstviya v sfere regional'noj bezopasnosti [CSTO and SCO as interaction models in the sphere of regional security] // Indeks Bezopasnosti. № 2 (97), Tom 17.

36. Nursultan Nazarbaev: my budem obsuzhdat' v Tashkente voprosy dal'nejshego razvitiya

[Nursultan Nazarbayev: we will discuss issues of further development in Tashkent]. Retrieved from https://tass.ru/interviews/3393836.

37. Ot Velikoj do Kremlevskoj: desyat' let strategicheskogo partnerstva Rossii i Kitaya. In-terv'yu kitajskogo lidera [From the Great Wall to the Kremlin one: ten years of strategic partnership of Russia and China. An interview of the Chinese leader] // Rossijskaya gazeta - 31 maya 2006. Retrieved 20.08.2018 from http://www.rg.ru/2006/05/31/kitay.html.

38. Otvety na voprosy zhurnalistov po zavershenii zasedaniya Soveta glav gosudarstv - chlenov SHOS [Answers to questions of journalists at the end of the the board meeting of the heads of SCO states] // Sajt Prezidenta Rossijskoj Federacii - 28 avgusta 2008. Retrieved 20.08.2018 from http://kremlin.ru/events/president/transcripts/1242.

39. Otunbaeva nazvala promahi SHOS [Otunbayeva named misses of SCO] // Tengri News -15 iyunya 2011. Retrieved 20.08.2018 from http://tengrinews.kz/sng/otunbaeva-nazvala-promahi-shos--190604/.

40. Pankadzh Saran: otnosheniya Rossii i Indii yavlyayutsya primerom partnerstva [Pankaj Saran: the relations of Russia and India are an example of partnership]. Retrieved 20.08.2018 from https://tass.ru/interviews/3539245.

41. Prezident Kirgizii: sotrudnichestvo s Rossiej imeet osobuyu znachimost' [President of Kyr-gyzstan: cooperation with Russia is of special importance]. Retrieved from https://tass.ru/inter-views/5195365.

42. Press-konferenciya po itogam sammitov SHOS i BRIKS [A press conference following the results of the summits of SCO and BRICS] // Russia Today. (10 iyulya 2015). Retrieved 20.08.2018 from http://russian.rt.com/article/102551.

43. Putin: novye strany pomogut SHOS reshit' mezhdunarodnye problem [Putin: new countries will help SCO to solve international problems] // Sputnik. Tadzhikistan - 23 iyunya 2016. Retrieved 20.08.2018 from http://ru.sputnik-tj.com/asia/20160623/1019963980.htm.

44. Putin: SHOS nuzhna ne dlya protivostoyaniya, a dlya progressa [Putin: we need SCO not for opposition but for progress]. Retrieved from https://regnum.ru/news/2426945.html.

45. Rashid Alimov: cotrudnichestvo mezhdu OON i SHOS vyhodit na novuyu traektoriyu [Rasheed Alimov: cooperation between the UN and SCO comes to a new trajectory]. Retrieved from https://tass.ru/interviews/3787840.

46. Rashid Alimov: bor'ba s ugrozami regional'noj i global'noj bezopasnosti - glavnaya cel' SHOS [Rasheed Alimov: fight against threats of regional and global security is the main goal of SCO]. Retrieved from https://tass.ru/interviews/3202936.

47. Realizaciya i usilenie "shanhajskogo duha", formirovanie novyh podhodov sotrudnichestva [Realization and strengthening of the "Shanghai spirit", formation of new approaches to cooperation]. Retrieved from https://rg.ru/2018/06/03/interviu-posla-knr-v-rf-li-hueia-v-preddverii-sammita-shos-v-cindao.html.

48. Tranzitnaya migraciya i tranzitnye strany: teoriya, praktika i politika regulirovaniya [Transit migration and transit countries: theory, practice and policy of regulation.] (2009). Pod redakciej I. Molodikovoj i F. Dyuvelya.M. Universitetskaya kniga.

49. SHanhajskaya organizaciya sotrudnichestva segodnya: vzglyad iz Dushanbe [Shanghai Cooperation Organization today: a vision from Dushanbe] (2014). Pod obshchej redakciej S. Aslova. Dushanbe.

50. SHulyan, E. (2011). SHanhajskaya organizaciya sotrudnichestva: aktivnost' Kitaya v regional'noj politike [Shanghai Cooperation Organization: activity of China in regional policy] // Ural'skoe vostokovedenie. — Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta. Vyp. 4.

51. EH. Rahmon: SHOS pokazala miru svoyu sostoyatel'nost' [E. Rahmon: SCO showed to the world its solidity] // Nacional'noe informacionnoe agentstvo Tadzhikistana «Hovar» - 20.10.2015. Retrieved 20.08.2018 from http://khovar.tj/old/rus/archive/300-emomali-rahmon-shos-pokazala-vsemu-miru-svoyu-sostoyatelnost.html.

52. EHksklyuzivnoe interv'yu Ministra inostrannyh del Kazahstana Erzhana Kazyhanova agentstvu Sin'hua v preddverii Sammita SHOS v Pekine [An exclusive interview of the Minister of

Foreign Affairs of Kazakhstan Yerzhan Kazykhanov to the Xinhua agency in the run-up to the Summit of SCO in Beijing]. Retrieved 20.08.2018 from http://kazembassy.ru/en/posolen/oficialna-yaastanaen/vistupleniagosudlicen163-visgoslic3.

List of Declarations of the Shanghai Cooperation Organization

1. Astaninskaya deklaraciya desyatiletiya SHanhajskoj organizacii sotrudnichestva ot 15 iyunya 2011 goda [Astana declaration of the decade of the Shanghai Cooperation Organization of June 15, 2011]. Retrieved from http://www.sectsco.org/RU123/show.asp?id=474

2. Bishkekskaya deklaraciya glav gosudarstv-chlenov SHanhajskoj organizacii sotrudnichestva ot 13 sentyabrya 2013 goda [Bishkek declaration of the heads of the Shanghai Cooperation Organization states of September 13, 2013]. Retrieved from http://www.sectsco.org/RU123/show.asp?id=699.

3. Bishkekskaya deklaraciya ot 16 avgusta 2007 goda [Bishkek declaration of August 16, 2007]. Retrieved from http://www.sectsco.org/RU123/show.asp?id=111.

4. Deklaraciya glav gosudarstv-chlenov SHanhajskoj Organizacii Sotrudnichestva ot 7 iyunya

2002 goda [Declaration of the heads of the Shanghai Cooperation Organization states of of June 7,

2002]. Retrieved from http://www.sectsco.org/RU123/show.asp?id=91.

5. Deklaraciya glav gosudarstv-chlenov SHanhajskoj Organizacii Sotrudnichestva ot 16 iyunya

2003 goda [Declaration of the heads of the Shanghai Cooperation Organization states of June 16,

2003]. Retrieved from http://www.sectsco.org/RU123/show.asp?id=94.

6. Deklaraciya glav gosudarstv-chlenov SHanhajskoj Organizacii Sotrudnichestva ot 5 iyulya 2005 goda [Declaration of the heads of the Shanghai Cooperation Organization states of July 5, 2005]. Retrieved from http://www.sectsco.org/RU123/show.asp?id=98.

7. Deklaraciya glav-gosudarstv SHanhajskoj organizacii sotrudnichestva o postroenii regiona dol-gosrochnogo mira i sovmestnogo procvetaniya ot 7 iyunya 2012 goda [Declaration of the heads of states of the Shanghai Cooperation Organization on creation of the region of the long-term peace and joint prosperity of June 7, 2012]. Retrieved from http://www.sectsco.org/RU123/show.asp?id=646

8. Deklaraciya desyatogo zasedaniya Soveta glav gosudarstv-chlenov SHanhajskoj organizacii sotrudnichestva ot 11 iyunya 2010 goda [Declaration of the tenth board meeting of the heads of the Shanghai Cooperation Organization states of June 11, 2010]. Retrieved from: http://www.sectsco.org/ RU123/show.asp?id=39511.

9. Deklaraciya o sozdanii SHOS ot 6 iyunya 2001 goda [Declaration on creation of SCO of June 6, 2001]. Retrieved from http://www.sectsco.org/RU123/show.asp?id=83.

10. Deklaraciya pyatiletiya SHanhajskoj organizacii sotrudnichestva ot 6 iyunya 2006 goda [Declaration of the fifth anniversary of the Shanghai Cooperation Organization of June 6, 2006]. Retrieved from http://www.sectsco.org/RU123/show.asp?id=108.

11. Dushanbinskaya deklaraciya 2008 goda [Dushanbe declaration of 2008]. - Retrieved from http://www.sectsco.org/RU123/show.asp?id=11.

12. Dushanbinskaya deklaraciya glav gosudarstv - chlenov SHanhajskoj organizacii sotrudnichestva ot 10 iyulya 2014 goda [Dushanbe declaration of the heads of member states of the Shanghai Cooperation Organization from July 10, 2014]. Retrieved from http://www.sectsco.org/RU123/2014.asp.

13. Ekaterinburgskaya deklaraciya 2009 goda [Ekaterinburg declaration of 2009]. Retrieved from http: // www.sectsco.org/RU123/show.asp?id=230.

14. Tashkentskaya deklaraciya glav gosudarstv-chlenov SHanhajskoj Organizacii Sotrudnichestva ot 17 iyunya 2004 goda [Tashkent declaration of the heads of the Shanghai Cooperation Organization states of June 17, 2004]. Retrieved from http://www.sectsco.org/RU123/show.asp?id=96.

15. Ufimskaya deklaraciya [Ufa declaration]. Retrieved from sco-russia.ru/load/1013640909

16. Cindaoskaya deklaraciya Soveta glav gosudarstv-chlenov SHanhajskoj organizacii sotrudnichestva [Qingdao declaration of the board meeting of the heads of the Shanghai Cooperation Organization states]. Retrieved from http://rus.sectsco.org/load/442935/.

Об авторе

Колегова Оксана Юрьевна - соискатель кафедры политологии и политической философии Дипломатической академии МИД РФ, старший преподаватель 4-ой кафедры английского языка Московского государственного института международных отношений (Университет) МИД РФ (Россия)

Kolegova Oksana Yurevna - Doctoral Candidate of the Department of Political Studies and Political Philosophy of the Diplomatic Academy of Russian Foreign Ministry, Senior Lecturer of the 4th Department of English of Moscow State Institute of International Relations, Ministry of Foreign Affairs of Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.