ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СТРАН СНГ
Таджикистан в геополитических трендах в начале третьего десятилетия
ХХ! в.
Г. М. Майтдинова
Российско-Таджикский (Славянский) университет, Душанбе, Республика Таджикистан ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9499-156X, guzel-maitdinova@mail.ru
Аннотация. В статье дан анализ развития Таджикистана в геополитической динамике Центральной Азии в условиях формирования полицентричного мира. Географическая расположенность Республики Таджикистан делает страну ядром важнейших геополитических процессов Среднего Востока, превращая ее одновременно, в зависимости от обстоятельств, либо в ворота между несколькими цивилизациями и экономическими макрорегионами, либо в неприступный горным бастион. В любом случае в настоящее время страна является государственным ядром многомиллионного таджикского этноса, опорой и надеждой около десяти миллионов таджикской диаспоры, проживающей в сложных условиях в более чем тридцати странах мира. Геополитическая специфика Таджикистана позволяет стране потенциально занять ведущее положение в регионе Центральной Азии. Однако осуществление этой задачи потребует мобилизации всех экономических и интеллектуальных ресурсов не только населения Республики Таджикистан, но и широкого привлечения к реализации этой задачи многомиллионной таджикской диаспоры. В работе исследовано сотрудничество Таджикистана с региональными и глобальными акторами в условиях пандемии, определены основные тренды в системе геополитических координат Центральной Азии, а также проанализировано влияние внешних факторов на региональное развитие и безопасность.
Ключевые слова: Стратегия, полицентричный мир, международное сотрудничество, блоковая система, пандемия, геополитическая динамика, национальные интересы, региональная безопасность, интеграция.
Tajikistan in geopolitical trends at the beginning of the third decade of the ХХ1
century
Guzel M. Maitdinova
Russian-Tajik (Slavic) University (RTSU), Dushanbe Republic of Tajikistan ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9499-156X, guzel-maitdinova@mail.ru
Abstract. The present paper analyzes the development of Tajikistan in the geopolitical dynamics of Central Asia in a formation of the polycentric world. The geographical location of the Republic of Tajikistan makes the country the core of the most important geopolitical processes in the Middle East, turning it simultaneously, depending on the circumstances, either into a gateway between several civilizations and economic macro-regions, or into an impregnable mountain bastion. In any case, at present, the country is the state nucleus of the multimillion Tajik ethnic group, the support and hope of about ten million Tajik diasporas living in difficult conditions in more than thirty countries of the world. The geopolitical specificity of Tajikistan allows the country to potentially take a leading position in the region of the Central Asia. However, the implementation of this task will require the mobilization of all economic and intellectual resources not only of the population of the Republic of Tajikistan, but also the wide involvement of the multi-million Tajik diaspora in the implementation of this task. The research examines the cooperation of Tajikistan with the regional and global actors during the pandemic, defines the main trends in the system of geopolitical location of Central Asia, as well as analyzes the influence of the foreign factors on the regional development and security.
Key words: strategy, polycentric world, international cooperation, block system, pandemic, geopolitical dynamics, national interests, regional security, integration.
Глобальные изменения, происходящие в начале третьей декады ХХ1 в., внесли коррективы на реализацию национальный стратегий развития и на геополитические процессы в Центральной Азии. Воздействие пандемии коронавируса стало серьезным испытанием для устойчивого развития Таджикистана в 2020 г. В связи с пандемией коронавируса Таджикистан, как и многие страны мира, выбрал практику определенной изоляции от окружающих государств. В Таджикистане в целях противодействия пандемии избрали «мягкий» режим «самоизоляции», перекрыв границы, прекратив воздушные и железнодорожные перевозки.
Распространение пандемии в Таджикистане привело к определенному ослаблению имеющихся связей промышленного и сельскохозяйственного производств и поставок товаров, перерыву работ гражданских авиа-и железнодорожной коммуникации, сферы туризма и т.д. Закрытие границ уже привело к подорожанию продуктов питания и основных промышленных товаров, а из-за введенных карантинных мер в странах традиционного пребывания трудовых мигрантов упал приток денежных переводов.1 В ближайшей перспективе Таджикистану, также как и другим государствам Центральной Азии, основные усилия придется прилагать не только для реализации Национальной стратегии развития, но и на преодоление кризиса до и после пандемии. Принятая в Таджикистане в декабре 2016 г. «Национальная Стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2030 г.», для успешной реализации требует значительных ресурсов. Между тем, Таджикистаном взят старт на вторичную индустриализацию и четвертой стратегической целью государства является становление индустриально-аграрной страной к 2030 г.
В процессе распространения пандемии в Таджикистане необходима была срочная корректировка и разработка антикризисных мер, ускоренное строительство новых боль-
ниц, привлечение внешних медицинских и финансовых ресурсов, определенные тактические изменения приоритетов в работе во внешнеполитических ведомствах, экстренное принятие социально-экономических программ и пересмотры векторов внешнеторгового сотрудничества, что наглядно свидетельствуют о серьезности влияния внешних факторов для развития и стабильности государства в условиях кризиса. Правительство Таджикистана приняло антикризисные меры по предотвращению распространения COVID-19 и утвердил в середине марта 2020 г. «План мероприятий правительства РТ о предотвращении воздействия потенциальных рисков пандемии коронави-руса в мире на национальную экономику», привлекая для реализации принимаемых мер не только внутренние ресурсы, но и ресурсы международных доноров (ПРООН, Всемирного банка, Азиатского банка развития, ОБСЕ, ШЛГО). 2 В вышеуказанном плане мероприятий правительства особое внимание уделяется:
- обеспечению потребительских рынков изобилием на продукцию первой необходимости (в том числе мукой, маслом, мясом, сахаром, яйцами, овощами), увеличению их производства, запасов и предотвращению роста цен.
- обеспечению своевременного выполнения социальных обязательств государства, поддержке уязвимых слоев населения
- предоставлению налоговых льгот малому и среднему бизнесу, сокращению и отсрочке неналоговых проверок
- и привлечению финансовой помощи от международных финансовых организаций.3
Из-за пандемии Таджикистану пришлось ввести временный запрет на экспорт
1 Кризис впереди: что ждет экономику Таджикистана после коронавируса //-
https://centrasia.org/newsA.php?st=1608638760
2 «Коронакризис» в Центральной Азии: экономические последствия пандемии //https:/Л.facebook.comЛ.php?u=https%3Л%2F%2Fcaba r.asia%2Fen%2Fthe-corona-crisis-in-central-asia-economic-impact-of-the-pandemic
3 Чоршанбиев П. МВФ назвал антикризисные меры правительства Таджикистана эффективными. А что они сделали? // http://www.toptj.com/News/2020/11/05/mvf-nazval-antikrizisnye-mery-pravitelstva-tadzhikistana-effektivnymi-a-chto-oni-sdelali
продуктов. Хотя в Таджикистане в 2020 г. пошла на спад торговля, но только за десять месяцев 2020 г. объем производства продукции Агропромышленного комплекса по показателям оказался на 7,5% больше, чем за аналогичный период 2019-го года, а объем промышленного производства за девять месяцев составил на 10,7% больше, чем в прошлом году. При этом роста удалось добиться за счет увеличения выработки в обрабатывающей промышленности (+19,3%).4 Порядка 120 промышленных предприятий и цехов сданы в эксплуатацию в Таджикистане в 2020 г. По данным профильных ведомств экономического блока Таджикистана, данные предприятия, в основном специализируются в производстве моющих и антисептических средств. Кроме того, новые таджикские предприятия и цеха производят медицинские маски, колбасные изделия, строительные материалы, пищевые продукты и другое.5 Особенно остро повлияли последствия пандемии на внутреннюю и внешнюю торговлю Таджикистана. Сказались они и на объёме прямых иностранных инвестициях, сфере туризма и оказания услуг, секторе перевозок. Согласно экспертным оценкам, совокупный ущерб для экономики Таджикистана будет составлять около 2 млрд долл. 6 Между тем, в Таджикистане есть необходимость разработки крупных проектов для внешнего инвестора таких, как строительство и совместное владение новыми межгосударственными железнодорожными магистралями, новым крупным международным аэропортом, крупным текстильным комбинатом, вложение внешних финансовых ресурсов и доля прибыли в добыче и переработке редких металлов и редкоземельных элементов, в со-
здание крупных предприятий большой химии, современных агрохолдингов, авиатуристического холдинга [Захватов 2019]. Кроме того, демографические процессы в Таджикистане в будущем потребуют значительного роста рабочих мест, домов, школ, детских садов, где нужны серьезные капиталовложения. Между тем, по данным Всемирного банка, уровень бедности в Согдийской области составляет 17,5%, в Хатлон-ской области 32,7%, в районах республиканского подчинения 33,2%, в ГБАО 27,7%, в городе Душанбе 23,5%.7
Таджикистану с начала 2020 г. оказали гуманитарную помощь 43 страны ближнего и дальнего зарубежья. В условиях пандемии усилилось взаимодействие Таджикистана с государствами центральноазиатского региона в двустороннем формате. В Таджикистан правительство Узбекистана отправило медицинские принадлежности, медперсонал и мобильную клинику, Казахстан направил в Таджикистан партию муки.8 Оказали взаимную поддержку Кыргызстан и Туркменистан. Взаимопомощь государств региона, которые сами испытывают негативное влияние мирового кризиса и эпидемии корона-вируса на состояние своих экономик, еще раз свидетельствует о том, что стабильное развитие экономической и общественной жизни после пандемии будет зависеть от усилий регионального сотрудничества и солидарности. В тройку главных доноров, предоставившие помощь Таджикистану, вошли Узбекистана - около 2,5 млн долл., Китай около - 2 млн долл. и Россия - 865 тыс. долл. В условиях роста заболевания населения коронавирусом региональные державы - Россия, Китай, Индия, Иран оказали существенную гуманитарную помощь
4 Кризис впереди: что ждет экономику Таджикистана после коронавируса //-https://centrasia.org/newsA.php?st=1608638760
5 В Таджикистане в 2020 году заработали порядка 120 новых промышленных предприятий и цехов // http://www.toptj.com/News/2021/01/05/delegaciya-afgamstana-otbyla-v-katar-dlya-vozobnovleniya-peregovorov-s-talibami
6 Будущее Центральной Азии определили в стенах
ООН // https://ia-centr.ru/publications/budushchee-tsentralnoy-azii-opredelШ-v-stenakh-
oon/?fbclid=IwAR3u99nlan3Dmg_r13Y27QphjTDh-bgz7uHSrv 1CYqY9xklsuQnpxNOwS4
7 Хуррамов Х. Где густо, а где и пусто... Как развиваются регионы Таджикистана? //https://centrasia.org/newsA.php?st=1610557860
8 Узбекистан направил в Таджикистан медиков для борьбы с коронавирусом //http://infoshos.ru/ru/?idn=24498; Гуманитарная помощь: Таджикистан от Казахстана получил 5 тысяч тонн муки //https://l.facebook.com/l.php?u=http%3A%2F%2Favest a.tj%2F2020%2F05%2F13%2Fgumamtarnaya-pomoshh-tadzhikistan-poluchil-ot-kazahstana-pyat-tonn-tys-muki
Таджикистану медикаментами и медицинским оборудованием.9
В условиях кризиса Таджикистан активизировал онлайн-дипломатию для противодействия пандемии совместными усилиями государств СНГ, ЕАЭС, ШОС.10 Активизация многостороннего формата взаимодействия по противодействию пандемии свидетельствует о согласованных и многосторонних усилиях государств региона. 13 мая 2020 г. во внеочередном совещании министров иностранных дел государств-членов ШОС, впервые прошедшем в режиме видеоконференции, обсудили возможные механизмы взаимодействия для смягчения негативных последствий на социально-экономическое развитие стран ШОС. Глава внешнеполитического ведомства Таджикистана отметил негативное влияние пандемии на ряд социально-экономические показатели Таджикистана и об острой проблеме сокращения доходов государственного бюджета. Он акцентировал внимание на необходимость для Таджикистана обеспечения транзитно-коммуникационных возможностей и продовольственной безопасности, а также поставок медицинского оборудования и медикаментов в условиях пандемии. 11
В условиях роста пандемии Таджикистан ощутил помощь международных доноров. В страну поступила гуманитарная помощь от стран-доноров в виде лекарственных средств, медикаментов и продовольственных товаров. Только в первой половине 2020 г. Таджикистану в борьбе с пан-
9 Иран отправил в Таджикистан 6 тонн медикаментов в качестве гумпомощи //http://www.toptj.com/News/2020/05/12/kitay-prodolzhaet-okazyvat-tadzhikistanu-pomosh-v-borbe-s-koronavirusom ; Китай продолжает оказывать Таджикистану помощь в борьбе с коронавирусом // ИА "Авеста"
10 Главы МИД стран СНГ в формате видеоконференции обсудили коронавирус и другие вопро-сы//http://infoshos.ru/ru/?idn=24522;ТАСС: Норов призвал к преодолению конфронтации в борьбе с пандемией и другими вызовами //http://infoshos.ru/ru/?idn=24457
11 Юлдашев А. Глава МИД Таджикистана: ССУГО-19
создал острую проблему сокращения доходов госбюджета // http://www.toptj.com/News/2020/05/14/glava-mid-tadzhikistana-COVID- 19-sozdal-ostruyu-proЫemu-
sokrasheniya-dokhodov-gosbyudzheta
демией оказали помощь или изъявили желание выделить гранты иностранные доноры: Швейцарское управление по развитию и сотрудничеству, ЮНИСЕФ, Европейский Союз; США; Всемирный банк; Азиатский банк развития и др.12
17 декабря 2020 г. состоялась церемония утверждения нового проекта Программы развития ООН (ПРООН) «Содействие в устранении экономических последствий COVID-19 посредством улучшения условий жизни, возможностей трудоустройства и регионального сотрудничества в Ферганской долине Республики Таджикистан», на реализацию которого Правительство России выделило 2 млн долл. Проект нацелен на улучшение в 2021-2023 гг. условий жизни и ведение бизнеса в Ферганской долине Таджикистана, в том числе за счет наращивания трансграничного сотрудничества с Узбекистаном и Кыргызстаном, обмена передовым опытом между странами Центральной Азии.13 Для социального развития Таджикистана является важным реализация двух проектов ПРООН «Укрепление сообществ в Хатлонской области и Раштской долине Таджикистана» и «Молодежь для бизнеса и инноваций», финансируемых Россией. Следует отметить, что с 2014 г. Россией и ПРООН в Таджикистане реализовано 9 проектов на 17 млн долл. Новый проект весьма актуален для таджикского государства, так как направлен на преодоление постпандемического кризиса в Таджикистане. Благодаря сотрудничеству России и ПРООН за последние три года в Таджикистане созданы сотни рабочих мест, более 15 тысяч человек получили возможность улучшить свои предпринимательские и профессиональные навыки.
Пандемия ясно демонстрирует взаимосвязанность и взаимозависимость государств не только региона, но и мира. В 2020 г. для координации действий по ситуации с
12 Обзор значимых событий Центральной Азии за апрель 2020 //https://l.facebook.com/l.php?u=https%3Л%2F%2Fcaba r.asia
13 Официальная информация Посольства РФ в РТ //https://www.facebook.com/russianembassyintajikistan/
?_cft_[0]=ЛZXYB4HG_WdcF-
X6cInw1soZ0IAC4Zzb5CD97slxVk-zdWFQMB8Ge2A
пандемией в Центральной Азии главы всех государств региона регулярно стали обмениваться мнениями. Очевидно и для Таджикистана, что ни одно государств не может на страновом уровне самостоятельно эффективно вести борьбу с кризисом и не может в этих условиях полноценно обеспечивать собственную национальную безопасность. В этой связи государства Центральной Азии нуждаются в региональной «дорожной карте» по противодействию пандемии и ее последствиям. Период возрождения после эпидемии коронавируса представляет собой возможность сплочения государств региона вокруг общих ценностей и целей. Это можно было бы осуществить на основе серии встреч на высшем уровне, определяющих политический вектор и направленных на продвижение последовательной повестки дня во имя развития и региональной стабильности, в таких организациях, как СНГ, ОДКБ, ШОС, ЕАЭС, а также в Астанинском формате встреч глав государств.
Кризис показал важность региональной интеграции. Очевидно, что региональная интеграция в постпандемический период будет укрепляться вокруг ЕАЭС, тому свидетельством является становление наблюдателем в организации Узбекистана. В этих условиях приобретает актуальность расширение и углубление ЕАЭС. Таджикистан пока не принял политического решения о вступлении в ЕАЭС. Процесс вступления РТ в организацию находится на этапе изучения опыта организации. В условиях пандемии и в постпандемический период повышается значимость ШОС и ЕАЭС как многосторонних институтов в условиях, когда из-за конфронтации США с Китаем и Россией большинство инструментов глобального управления, включая ООН, могут быть менее действенными. С другой стороны в последние годы снизилась роль ШОС в региональных процессах. Пока в рамках ШОС отсутствует реализация крупных проектов организации в регионе. Между тем ядро экономического потенциала ШОС составляют крупнейшие экономики мира (России, Китая, Индии, Ирана и др.), которые все чаще предпочитают экономически взаимодействовать с государствами региона в двустороннем формате. Здесь важно было бы обсудить в
рамках ШОС возможности совместной реализации крупных страновых проектов, заложенных в национальных стратегиях развития государств и в стратегиях поддержки экономик в условиях кризиса. В этих условиях ШОС следует открыто позиционировать себя как один из институтов управления на макро и миди-уровне, акцентируя свою повестку на диалог членов организации о мире в целом, особенно в условиях децентрализации международных отношений, когда повышается роль средних и малых акторов. Малые и средние государства уже обладают соразмерными их потенциалу весом и ответственностью на международной арене, чему свидетельством являются глобальные инициативы центральноазиат-ских государств.
У членов ШОС есть политический, экономический вес и авторитет в сфере экономики и безопасности, позволяющие им в значительной мере определять глобальную и региональную повестку дня таким образом, чтобы защитить принципы рыночной экономики и содействовать стабильности. В основе этого должно лежать использование потенциала инвестиций и свободного и справедливого обмена товарами и услугами в рамках единой гигантской евразийской экономической зоны, связывающей страны ЕАЭС и ШОС, но для этого необходимо определение
стратегической инфраструктуры и отраслей промышленности, которые необходимо создать, например, в рамках центральноазиат-ской зоны свободного рынка. Возможно, что после окончания пандемии коронавируса удастся инициировать новое стратегическое Центральноазиатское соглашение об инвестициях, развитии и обеспечению стабильности.
В условиях пандемии активизировал сотрудничество Астанинский формат. Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан, Казахстан активизировали двустороннее и многостороннее сотрудничество по урегулированию актуальных межгосударственных проблем и взяли курс к налаживанию углублению стратегического сотрудничества в новых геополитических реалиях в рамках данного формата. Для центральноазиатских государств астанинский формат необходим для
снятия напряжения по наиболее острым региональным проблемам, и он будет служить гарантом региональной стабильности, что также важно для внешних союзников и партнеров государств Центральной Азии. Центральноазиатские государства в настоящее время пришли к необходимости разработки генеральной стратегии развития Центральной Азии, включающего в себя формирование рынка сбыта собственной продукции, координации развития основных отраслей промышленности с учетом наличия сырья и энергоресурсов, развитие инфраструктуры, энергетики и других направлений.
Пандемия коронавируса подготовила почву для самых масштабных изменений в мироустройстве со второй половины ХХ в. Глобальные процессы буду отражаться на геополитической динамике Центральной Азии. В Центральной Азии глобальные процессы проецируются на региональном уровне со своей локальной спецификой. Очевидно, стратегическая конкуренция внешних акторов в Центральной Азии будет отражаться на интенсивности реализации экономических проектов, на приоритетных векторах взаимодействия и, наконец, на реализации стратегий развития, на темпах региональной интеграции.
Переосмысление США геополитики как соперничества крупных держав по линии США-Китай-Россия, в котором может быть только один победитель, видимо, уже исключает дальнейшее углубление взаимозависимости в мире. Однако в формирующийся геоструктуру мира будут вносить свои коррективы возрождение России, Китая, Индии, представляющие собой отдельные цивилизации, которые исторически тесно взаимодействовали на евразийском пространстве и которые уже являются центрами силы в новом мире. Как мы отмечали, на современном этапе обостряется конфронтация США с Китаем и Россией, при этом конкуренция с Китаем на международной арене превращается в важное направление американской внешней политики и стержневую ось международных отношений. Китай, позиционируя себя как лидера мирового развития, заключает с 14 государствами договор о создании самой масштабной на плане-
те зоны свободной торговли. В ноябре 2020 года было подписано Соглашение о свободной торговле "Всестороннее региональное экономическое партнерство" (ВРЭП) Китаем и десятью государствами АСЕАН.14 Данное соглашение еще должны ратифицировать все подписавшие государства и только тогда оно вступит в силу. Очевидно, что ведущая роль Китая в этом крупнейшем экономическом партнерстве в АТР свидетельствует об определении зоны китайского экономико-технологического блока на 21 век, однако Центральная Азия является еще одной осью геополитики Китая.
11 мая 2020 года в англоязычной версии китайского издания People's Daily появилась статья, в которой, была изложена точка зрения на то, как должна строиться медийная политика в рамках китайского инфраструктурного проекта «Один Пояс - Один Путь». Новостная сеть "Пояса и пути" (BRNN) направила открытое письмо 205 средствам массовой информации из 98 стран мира, где четко даны установки для государств реципиентов «Один Пояс - Один Путь».15 Это звучит не только как манифест об учреждении большого китайского блока с включением очень многих азиатских, африканских и южноевропейских стран, но и как видение китайской модели глобализации. Очевидно, что международные отношения трансформируются в соответствии с формированием новых центров силы, но модель полицен-тричности XXI в. имеет свои особенности. Существует тенденция образования крупных геополитических блоков (трансатлантического-западного, евразийского, китайского- азиатско-тихоокеанского) и не исключено, образование британского блока, состоящего из ее доминионов. Учитывая равноудаленность внешней политики от всех центров силы, Индия, возможно, переформатирует еще одно объединение в блок-южноазиатский на базе СААРК или же, учитывая противоречия в регионе, через
14 Иванов А. Китай стал сверхдержавой. К нему сбежали даже старые союзники США // https://centrasia.org/newsA.php?st=1605475080
15 Дробницкий Д. Мир будет поделен на постглобальные блоки //https://centrasia.org/newsA.php?st=1589725860
ШОСи БРИКС будет более активно усиливать свои позиции в мировой политике.
В условиях, когда государства Центральной Азии сами готовы к запуску процесса региональной интеграции, Россия и Китай здесь тесно взаимодействуют, а с другой стороны в центральноазиатском регионе проецируется глобальное американо-китайское противостояние, что негативно сказывается на реализации совместных с центральноатскими государствами проектов. Следует отметить, что у Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана все же приоритетным вектором внешней политики остаются центральноазиатский регион, пространство СНГ, а также сотрудничества с членами и партнерами по ШОС. В государствах Центральной Азии получают определенную выгоду от экономических и гуманитарных связей с КНР, однако, новые акторы региона, исходя из собственных национальных интересов нашли некий баланс отношений между Китаем и Россией как в двустороннем формате, так и в рамках ШОС. В Китае есть понимание того, что существуют приоритетные интересы России в постсоветской Центральной Азии и в зоне ответственности ОДКБ. Не существует серьезной конкуренции между Россией и Китаем в Центральной Азии в сфере обеспечения региональной безопасности, так как Поднебесной выгодна система безопасности, созданная в регионе с присутствием России как гаранта сохранения стабильности в неспокойном СУ АР КНР. По мере укрепления российско-китайских отношений, видимо, вышеуказанный баланс интересов будет сохранен.
Между тем, в условиях пандемии все еще острыми остаются угрозы национальной безопасности государств Центральной Азии, исходящие из Афганистана, а также не решенные этно-территориальные проблемы на таджикско-кыргызской границе. После сокращения американских войск в Афганистане, видимо, длительное время будут сохраняться вызовы региональной стабильности, исходящие из этой страны. В этих условиях в регионах Южной и Центральной Азии нужен новый формат системы безопасности, который бы укрепил сотрудничество государств, расположенных
по периметру границ Афганистана (Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, Иран, Пакистан, Китай) и государств имеющих приоритетные интересы в афганском государстве (Россия, США, Индия) - формат 6+3 для координации и объединения усилий для принятия превентивных мер от новых вызовов и угроз современности.
В условиях нарастания новых угроз безопасности, возможно, стоит переориентировать ОДКБ в качестве организации, обеспечивающей комплексную безопасность для сдерживания вызовов гибридных войн. Одна из реальностей, которую обнажила пандемия коронавируса, заключается в том, что безопасность не ограничивается не только военной сферой, но и охватывает виртуальное пространство, информацию, энергетику, промышленность и другую критическую инфраструктуру ,систему поставок, а также систему здравоохранения, образования, науки, культуры - все это сферы, где безопасность современных обществ находится под постоянной угрозой. В прошлом ОДКБ несколько раз приспосабливалась к меняющемуся характеру угроз в условиях гибридных войн. ОДКБ должна вновь приспосабливаться, расширяя свое понимание характера угроз и вкладывая средства в инструменты, необходимые для координации политики и действий входящих в него стран по обеспечению безопасности в XXI в.
Очевидно, что государствам Центральной Азии уже сейчас необходимо внести корректировку в свои национальные стратегии развития с учетом переформатирования мирового порядка и формирования новой экономической системы после пандемии. Проекция мирового кризиса в Центральной Азии показала необходимость наращивания регионального политического, экономического, гуманитарного взаимодействия, ускоренного решения застарелых этнополитиче-ских проблем. Объективные предпосылки по-прежнему мотивируют создавать комплексные системы принятия решений и согласовывать позиции стран между собой по целому ряду актуальных проблем регионального развития. Существуют и субъективные причины для продвижения интеграционных инициатив. Отражением возросше-
го интереса внешних акторов к Центральной Азии, является формирование новых форматов взаимодействия. В частности, мы наблюдаем всплеск интереса к формату «5+1» со стороны многих заинтересованных внешних сил, например, «С5+1» с США, «5+1» с КНР, в 2020 г. формируется формат С5+Россия. В данном формате стали вести консультации Япония - «Япония плюс Центральная Азия», Корея -«Южная Корея плюс страны Центральной Азии. Разработка общей Стратегии Евросоюза в Центральной Азии и даже его участие в министерском диалоге руководителей внешнеполитических ведомств региона и формирование диалоговой площадки С5+ЕС свидетельствует о возросшей геополитической роли центральноазиатского региона.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Захватов А. Стратегия - 2030. Где найти деньги на её реализацию? // Иктисодчи, 2019. №22, (01) январь-февраль.
REFERENCES
Zahvatov A. Strategiya - 2030. Gde najti den'gi na eyo realizaciyu? // Iktisodchi, 2019. №22, (01) yanvar'-fevral'.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Таджикистан всегда стремился поддерживать региональную интеграцию, координировал свои действия с региональными акторами при реализации своей Национальной стратегии - 2030, стремился к разработке согласованной позиции по многим актуальным проблемам регионального развития, а также принимал участие в выработке общих подходов к перспективам развития региона в условиях регионализации и усиления глобализации. Геополитика Таджикистана на ХХ1 в. четко очерчена, выработаны ее механизмы реализации, и она эффективно адаптируется к быстрому изменению геополитической динамики Центральной Азии и условиям формирования нового мироустройства.
Майтдинова Гузель, доктор исторических наук, профессор кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российско-Таджикского (Славянского) университета, директор Центра геополитических исследований РТСУ, член-корреспондент Таджикской Академии архитектуры и строительства. Республика Таджикистан, Душанбе.
Guzel Maitdinova, the Doctor of Historical Sciences, professor of the Department of the Foreign Regional Studies and Foreign Policy, Russian-Tajik (Slavic) University (RTSU), the Head of the Center of Geopolitical Research at RTSU, the Corresponding Member of the Tajik Academy of Architecture and Urban Planning. Republic of Tajikistan, Dushanbe.