Научная статья на тему 'Геополитические реалии Таджикистана в Центральной Азии и персоязычный альянс региона'

Геополитические реалии Таджикистана в Центральной Азии и персоязычный альянс региона Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3246
404
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОПОЛИТИКА / ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ / РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / АЛЬЯНС / ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИЙ РЕГИОН / ИНТЕГРАЦИЯ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ГРАНИЦЫ / GEOPOLITICS / GEOPOLITICAL REALIAS / REGIONAL COLLABORATION / ALLIANCE / CENTRAL-ASIAN REGION / INTEGRATION / ADMINISTRATIVE BOUNDARIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Алимов Ботуржон Хамидович

В статье исследованы геополитические реалии Таджикистана, отношения страны со странами Центральной Азии и персоязычными государствами. Тесное сотрудничество Таджикистана со странами Центральной Азии, Ираном и Афганистаном создает дополнительный ресурс для развития и является одним из векторов внешней политики Таджикистана. В статье отмечается, что Таджикистан выступает за региональную интеграцию. Обеспечение политической и экономической независимости государств региона возможно на основе эффективного и плодотворного регионального сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Geopolitical Realias of Tajikistan in Central Asian and Regional Alliance of the PersianSpeaking Countries

The article dwells on the geopolitical realias of Tajikistan, relations of the country with those ones of Central Asia and Persian-speaking states. Close collaboration of Tajikistan with the countries of Central Asia, Iran and Afghanistan creates an additional resource for development and is one of the vectors of outward policy of Tajikistan. It is noted in the article that Tajikistan stands for regional integration. Insurance of political and economic independence of the states of the region is available on the grounds of effective and fruitful regional collaboration.

Текст научной работы на тему «Геополитические реалии Таджикистана в Центральной Азии и персоязычный альянс региона»

Алимов Ботуржон Хамидович,

к.и.н., завкафедрой международных отношений ТГУПБП

ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ ТАДЖИКИСТАНА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И ПЕРСОЯЗЫЧНЫЙ АЛЬЯНС РЕГИОНА

После распада Советского государства в 90-е гг. ХХ в. Таджикистан стал субъектом геополитики. Хотя границы Таджикистана по периметру были очерчены в основном еще в период царской России и Советского Союза, во многом они совпадают с естественными горными хребтами и реками, по которым проходит таджикско-китайская и таджикско-афганская граница. В начале 90-х гг. ХХ в., в период становления государственности, республике пришлось решать застарелые пограничные проблемы с Китаем. Соглашение «О таджикско-китайской государственной границе» было подписано в 1999 году. Тогда же была урегулирована ситуация с двумя из трёх спорных участков на границе двух стран. По словам главы МИД Республики Таджикистан Х. Зарифи, ратификация большинством голосов парламента данного протокола явилась важным политическим событием и будет способствовать дальнейшему развитию отношений Таджикистана с великим соседом Китаем. Действия Таджикистана и Китая были направлены на преодоление трудностей, сложившихся в отношениях между советскими республиками и КНР, на создание климата доверия и укрепление безопасности на всей протяженности общего участка бывшей советско-китайской границы, на развитие дальнейшего конструктивного сотрудничества. Очень важными были подписанные в апреле 1996 г. и в апреле 1997 г. главами государств Таджикистана и Китая совместно с главами государств России, Казахстана и Кыргызстана соглашения об укреплении мер доверия в военной области и о взаимном сокращении Вооруженных Сил в районе границы. Они предусматривали отвод войск и отказ от учений, направленных против другой стороны, а также отказ от наращивания войск в зоне вооружений, за исключением пограничных районов в полосе до 100 км от границы. Этими документами был создан прецедент для мирного разрешения территориальных споров.

Между тем у Таджикистана имеются нерешенные пограничные проблемы с постсоветскими государствами. Национально-территориальное размежевание (1924 г.) и последующие административные решения относительно развития приграничных территорий оставили в наследство многочисленные узлы противоречий, угрожающие перерасти в откровенные конфликты. Конфликтный потенциал был заложен в тот период, когда вносились изменения в административные границы между союзными республиками. Приведем два примера:

1. Согласно указу Президиума ВС СССР от 8 сентября 1953 г., частичному

изменению подверглась линия границы между Узбекской ССР и Таджикской ССР на участках Дальверзинской степи и Аштского района,

2. Указ от 1 июня 1959 г. был связан с передачей части земель Голодной степи из состава Узбекской ССР в состав Таджикской ССР взамен изъятых ранее при затоплении Кайраккумского водохранилища.

Не случайно, что большинство межэтнических противоречий 90-х гг. имело место в местах «разломов» - несовпадений этнических и территориально-государственных границ, а именно: в пограничных районах Узбекистана и Таджикистана (г. Ходжент и прилегающие к нему территории Сурхандарьинской области), Кыргызстана и Таджикистана (Баткенский и Ляйлякский районы Ошской области Кыргызстана). Это происходило несмотря на то, что межреспубликанские границы в СССР были в свое время (в несколько этапов) делимитированы. В большинстве случаев новые государства де-факто рассматривают соответствующие документы не как имеющие «межгосударственный характер», а лишь в качестве действующих временно, то есть до их подтверждения (или пересмотра) уже на соответствующем государственном двустороннем уровне. Значительные территории подчас считаются несправедливо и неправомерно переданными под юрисдикцию соседа (4, 187-189). В настоящее время еще имеются юридически не уточненные спорные участки границ между Таджикистаном и Узбекистаном, Таджикистаном и Кыргызстаном, что периодически вызывает напряжение в двусторонних отношениях между государствами. Наличие двух таджикских анклавов на территории Кыргызстана -Воруха и Западной Калачи - представляет сложнейшую проблему, которую предстоит решить участникам переговорного процесса.

Важную роль в сохранении целостности государства в период Гражданской войны и становления таджикской государственности в новых условиях сыграла 201 российская мотострелковая дивизия, дислоцированная в Таджикистане. В самый сложный период становления республики на дивизию была возложена задача оказывать содействие в нормализации обстановки на таджикско-афганской границе, которая стала линией раздела между конфликтующими сторонами. Кроме того, на дивизию возлагались: обеспечение, доставки, охрана и распределение гуманитарной помощи, содействие в процессе репатриации и защита важнейших народнохозяйственных объектов. В настоящее время Российская военная база (201 мотострелковая дивизия) в Таджикистане играет не только стабилизирующую роль, но и, учитывая соседство нестабильного Афганистана, выполняет важную функцию в сохранении баланса сил в Центральной Азии.

Геополитические реалии Таджикистана в начале XXI в. могут стать основой для становления в будущем модернизированного азиатского государства. Становление в Центральной Азии персоязычного геополитического поля - более тесного сотрудничества Таджикистана-Ирана-Афганистана - создает дополнительный ресурс для развития и является одним из векторов внешней политики Таджикистана. Появление в геополитическом пространстве Центральной Азии персоязычного альянса олицетворяет географический прорыв за пределы замкнутых постсоветских границ в исламский мир. Уже в марте 2008 г. началась закладка международноправовых основ формирования иранского союза на экономической платформе. Для

интенсификации сотрудничества Таджикистана, Афганистана и Ирана планируется строительство двух железных дорог из Ирана через Афганистан в Таджикистан. Одна из них пройдет через афганский Герат и Шерханбандар, вторая - от Айнака через Кабул, Кундуз, Нижний Пяндж до Душанбе, а далее вдоль реки Вахш в Олой (Кыргызстан) и Кашгар (Китай). Важным элементом сотрудничества является реализация энергетических проектов. Планируется провести линии электропередачи от границы Ирана через Герат и Мазари-Шариф до границ Таджикистана, а на территории Таджикистана запланировано строительство гидроэлектростанции. Регулировать реализацию принятых договоренностей должен создаваемый трехсторонний Экономический совет персоязычных государств. В этих геополитических реалиях усиливается место и роль Таджикистана, который будет иметь политический вес не только в иранском мире, но и на равных сотрудничать в интеграционных объединениях на постсоветском пространстве и в ШОС. Таким образом, формируемое новое интеграционное объединение будет неотъемлемой частью системы безопасности Центральной Азии, способствуя восстановлению геополитической целостности региона.

Вместе с тем, в Центральной Азии есть осознание того, что необходима региональная интеграция постсоветского пространства, что связано с общим характером развития стран Центральной Азии, необходимостью создания стабильного политического климата, конкурентоспособной экономики, развитого научно-технического потенциала и достижения социального и экологического благополучия. Интеграционной основой для стран Центральной Азии, кроме прагматических интересов, могут стать историческая общность различных народов, проживающих здесь в течение многих веков, их культура, язык, религия, традиции, родственные связи. В Таджикистане есть осознание того, что на пути региональной интеграции все еще актуальны проблемы, связанные с вопросами водопользования и проблемами трансграничных рек, энергообеспечением региона, транспортно-коммуникационной системой, совместным использованием транзитного потенциала.

Кроме того, остаются открытыми вопросы окончательного урегулирования пограничных вопросов в отношениях между государствами региона, различий в уровне их экономического развития и экономических отношений, таможенных барьеров, визовых и погранично-пропускных режимов, неразвитости транспортной инфраструктуры, слабости хозяйственных связей, экологические и другие проблемы. В Таджикистане понимают, что все вышеуказанные проблемы могут явиться дестабилизирующим фактором в регионе, поэтому государство прилагает усилия для укрепления региональной системы безопасности.

Между тем складывающиеся в Центральной Азии геополитические реалии сказываются на реализации национальных интересов Таджикистана. Наложение друг на друга исторических, этнических, конфессиональных, хозяйственных, культурных, административно-территориальных и других факторов обусловило современное геополитическое положение в регионе.

Все эти факторы играют существенную роль при реализации национальных интересов Таджикистана, среди которых жизненно важными являются укрепление места и роли Таджикистана в мире, сохранение и обеспечение политического,

экономического, военно-политического, культурного суверенитета, обеспечение территориальной целостности и неприкосновенности границ государства, завершение этноконсолидационных процессов в стране, защита прав и свобод своих граждан, модернизация страны, обеспечение материального благополучия населения, демократизация общества, укрепление отношений с государствами Центральной Азии и другими государствами (3, 60-61).

В странах Центральной Азии пересекаются интересы многих государств. Главные «игроки» - США и Россия - преследуют противоположные цели. Узбекистан после 6-летнего приостановления своего членства возвратился в ОДКБ, его парламент в начале 2008 г. ратифицировал договор о вступлении в организацию. Это решение кардинально меняет геополитический расклад не только в Центральноазиатском регионе, но и на всем постсоветском пространстве. Теперь четыре из пяти государств региона (пока кроме Туркмении) будут находиться в зоне влияния ОДКБ, что в значительной степени увеличит возможность России играть в регионе более весомую роль, чем это было в предыдущий период, и способствует укреплению безопасности в Центральной Азии. Таджикистан как страна, выступающая за региональную интеграцию, считает, что безопасность и стабильность, устойчивое экономическое развитие Центральной Азии, устранение трудностей переходного периода и в целом обеспечение политической и экономической независимости государств региона возможны только на основе эффективного и плодотворного регионального сотрудничества. Таджикистан выступает в поддержку процесса интеграции в регионе, в том числе посредством использования инструментов и механизмов Евразийского экономического сообщества, а также Шанхайской организации сотрудничества на евразийском пространстве.

Список использованной литературы:

1. Буторов С.А. О перспективах российско-таджикского сотрудничества в условиях глобализации /Мат-лы междунар. научн. конф. «Россия и Центральная Азия в условиях геополитической трансформации: внешнеполитическое измерение». -Душанбе, 2007.

2. Кушкумбаев С.К. Центральная Азия на путях интеграции: геополитика, этнич-ность, безопасность. -Алматы, 2002.

3. Майтдинова Г.М. Национальные интересы Таджикистана в условиях геополитической трансформации Центральной Азии и глобализации /Мат-лы междунар. научн. конф. «Национальные интересы и политика безопасности государств Центральной Азии в условиях глобализации (евразийские модели как альтернатива мондиализму). -Душанбе, 2006.

4. Майтдинова Г.М. Фактор новых границ как проблема безопасности Центральной Азии / Проблема безопасности в геополитическом комплексе Центральной Азии.-Душанбе, 2004.

Б.Х. Алимов

Геополитические реалии Таджикистана в Центральной Азии и персоязычный

альянс региона

Ключевые слова: геополитика, геополитические реалии, региональное сотрудничество, альянс, Центральноазиатский регион, интеграция, административные границы

В статье исследованы геополитические реалии Таджикистана, отношения страны со странами Центральной Азии и персоязычными государствами. Тесное сотрудничество Таджикистана со странами Центральной Азии, Ираном и Афганистаном создает дополнительный ресурс для развития и является одним из векторов внешней политики Таджикистана. В статье отмечается, что Таджикистан выступает за региональную интеграцию. Обеспечение политической и экономической независимости государств региона возможно на основе эффективного и плодотворного регионального сотрудничества.

B. Kh. Alimov

Geopolitical Realias of Tajikistan in Central Asian and Regional Alliance of the PersianSpeaking Countries

Key words: geopolitics, geopolitical realias, regional collaboration, alliance, Central-Asian region, integration, administrative boundaries

The article dwells on the geopolitical realias of Tajikistan, relations of the country with those ones of Central Asia and Persian-speaking states. Close collaboration of Tajikistan with the countries of Central Asia, Iran and Afghanistan creates an additional resource for development and is one of the vectors of outward policy of Tajikistan. It is noted in the article that Tajikistan stands for regional integration. Insurance of political and economic independence of the states of the region is available on the grounds of effective and fruitful regional collaboration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.