Научная статья на тему 'Шанхайская организация сотрудничества в геополитической динамике Центральной Евразии в начале второго десятилетия XXI века'

Шанхайская организация сотрудничества в геополитической динамике Центральной Евразии в начале второго десятилетия XXI века Текст научной статьи по специальности «Политика и политические науки»

CC BY
408
93
Поделиться
Ключевые слова
ШОС / ЕВРАЗИЙСКИЙ КОНТИНЕНТ / ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ

Аннотация научной статьи по политике и политическим наукам, автор научной работы — Майтдинова Гузель Майтдиновна

Рассматривается роль ШОС в международном взаимодействии и сотрудничестве. Раскрываются вопросы, связанные со степенью влияния организации, механизмами и условиями ее функционирования. Анализируются проблемы столкновения интересов государств – участников ШОС, проблемы региональной безопасности, роль Центральной Азии в развертывании масштабной деятельности Шанхайской организации сотрудничества. Дается представление о современной политической практике ШОС в Центральной Азии.

Shanghai Cooperation Organisation in the geopolitical dynamics of Central Eurasia in the beginning of XXI century

The article discusses the role of the SCO in international cooperation and collaboration. It reveals the issues of this organisation’s influence, mechanisms and conditions of its functioning. Such problems as conflict of interests of SCO’s participants, regional security issues, the role of Central Asia in the deployment of large-scale activities of the Shanghai Cooperation Organization are analysed. The author provides an overview on contemporary policy of the SCO in Central Asia.

Текст научной работы на тему «Шанхайская организация сотрудничества в геополитической динамике Центральной Евразии в начале второго десятилетия XXI века»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 23 (314). Политические науки. Востоковедение. Вып. 14. С. 6-12.

ГЕОПОЛИТИКА

И ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

3

Г. М. Майтдинова

ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА В ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРАЗИИ В НАЧАЛЕ ВТОРОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ ХХI ВЕКА

Рассматривается роль ШОС в международном взаимодействии и сотрудничестве. Раскрываются вопросы, связанные со степенью влияния организации, механизмами и условиями ее функционирования. Анализируются проблемы столкновения интересов государств - участников ШОС, проблемы региональной безопасности, роль Центральной Азии в развертывании масштабной деятельности Шанхайской организации сотрудничества. Дается представление о современной политической практике ШОС в Центральной Азии.

Ключевые слова: ШОС, евразийский континент, геополитическая ситуация, политические интересы, Центральная Азия.

В начале второго десятилетия XXI века Шанхайская организация сотрудничества является одним из ключевых акторов международной политики в Азии. В настоящее время ШОС развивает сотрудничество в формате 6+4+2 (государства-члены ШОС + государства наблюдатели + партнеры по диалогу), и в сфере распространения влияния ШОС оказались важные в геополитическом отношении Восточная, Центральная, Южная и Западная Азия. Площадь, численность населения и природные ресурсы стран ШОС во много раз превышают аналогичные показатели существующих глобальных и региональных структур безопасности. Общая территория входящих в ШОС государств составляет 61 % территории Евразии, ее совокупный демографический потенциал - четвертую часть населения Земли, а экономический потенциал включает в себя мощь Китая, России, Индии и ресурсы других членов и наблюдателей организации. В этом контексте ШОС несет ответственность за безопасность половины населения планеты, проживающего на территории государств-членов и наблюдателей ШОС.

Шанхайская организация сотрудничества сделала первые шаги по налаживанию отно-

шений с существующими глобальными и региональными структурами безопасности на евразийском континенте, учитывая важность создания механизма обсуждения ключевых проблем современности в стратегической континентальной системе ЕС - ШОС, ШОС -ОБСЕ, ШОС - ЛАГ, ШОС - АСЕАН, ШОС -СНГ, ШОС - ЕврАзЭС, РАТС ШОС, и соответствующими структурами на континенте. При этом считая целесообразным подобный механизм для координации деятельности, для выработки общего видения и общих подходов к определению сфер интересов и ответственности, в то же время, учитывая существующие взаимодействия с вышеуказанными региональными интеграционными объединениями, организациями и государствами-членами ШОС в двустороннем и многостороннем форматах. На состоявшемся 11-12 мая 2012 года саммите глав МИД было принято решение о предоставлении статуса наблюдателя при ШОС Афганистану и статуса партнера ШОС по диалогу Турции1. В территориальную зону интересов и ответственности ШОС входят азиатские процессы, которые могут представлять угрозу безопасности регионов и государств, являющихся

членами или наблюдателями в организации. В данном контексте проблема центральноазиатской безопасности для ШОС является ключевой. В начале второго десятилетия XXI века в постсоветской Центральной Азии все еще продолжаются трансформационные процессы, затрагивающие изменения в политической структуре, в экономике, в культуре. Продолжается процесс становления государственности, и во внешней политике государства региона все более четко руководствуются своими национальными интересами и стремятся развивать экономическую дипломатию.

На современном этапе геополитическую ситуацию в постсоветской Азии определяют следующие факторы: сохраняющийся конфликтный потенциал в Афганистане и неопределенность в регионе после вывода коалиционных сил в 2014 году; определенная напряженность в таджикистано-узбекистанских отношениях; латентный конфликтный потенциал Ферганской долины; высокие риски и вызовы, вызванные снижением социально-экономического развития государств региона в условиях становления государственности и кризиса; столкновение интересов ведущих государств мира (в первую очередь влияет на геополитическую ситуацию треугольник - Россия, США и Китай), где в двусторонних отношениях этих акторов идет поиск баланса интересов в регионе; актуализируется наряду с нетрадиционными угрозами безопасности (периодически обостряются проблемы: водные, этнотерри-ториальные, пограничные, межэтнические, внутриэтнические - клановые, трайбализма, нерегулируемых мигрантов, трансграничной торговли, транзита и т. д.) и традиционные военные угрозы (угроза проникновения внешних сил со стороны Афганистана). В регионе идет борьба ведущих мировых инвесторов - России, США, Китая, Евросоюза - за ресурсы и за контроль маршрутов их транспортировки, а также за доступ к рынкам. В этих условиях для новых государств важно найти баланс для реализации своих национальных интересов.

В геополитической динамике современного мира значительно возросла политическая и геоэкономическая роль постсоветской Азии. В политической трансформации государств Центральной Азии и формировании их систем безопасности, помимо факторов внутреннего порядка, в значительной степени задействованы внешние факторы. Анализ действий ведущих держав в Центральной Евразии на современ-

ном этапе свидетельствует о наличии у каждой из них собственного видения путей и методов реализации своих национальных интересов. Ключевыми центрами силы на постсоветской Азии являются Россия и Китай. Огромное воздействие на геополитику государств региона оказывает китайский фактор. Интересы Китая в регионе четко обозначены:

- борьба с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;

- обеспечение безопасности в пограничных районах;

- поддержание стабильности в регионе;

- содействие экономическому развитию;

- обеспечение дружественных отношений стран региона к Китаю;

- недопущение монопольного контроля над Центральной Азией государств, враждебных к Китаю;

- недопущение создания в регионе военных союзов, направленных против Китая;

- обеспечение открытости для Китая энергетических ресурсов региона.

Китай в настоящее время более активно, чем в 90-е годы прошлого столетия, вовлекается в политическое и экономическое сотрудничество с государствами Центральной Азии в двустороннем формате, в рамках ШОС и всегда с учетом интересов своего стратегического партнера - России. Для Китая сотрудничество с Россией в Центральной Азии важно и в плане сдерживания политики США в регионе. Если в конце XX века Центральная Азия для Китая была важна в контексте обеспечения безопасности в Синьцзяне и интересы здесь были периферийными, то в XXI веке китайские интересы в центральноевразиатском регионе трансформируются в жизненно важные для реализации своих национальных интересов.

Для России постсоветская Центральная Азия является одним из ключевых звеньев в борьбе с международным терроризмом в непосредственной близости от российских границ. Для России доминирующее влияние в постсоветской Азии необходимо для восстановления ее стратегического влияния в мире, безусловного признания за ней статуса великой державы всеми государствами планеты2. Природные ресурсы региона имеют существенное значение для развития экономического потенциала как в целом для России, так и для ряда крупных российских корпораций. В свою очередь, Россия представляет собой обширный рынок сбыта для центральноазиатских энергоносите-

лей и других минеральных ресурсов, наконец, она играет роль одного из важнейших транспортных каналов, связывающих государства региона с внешним миром3.

Вызовы, обусловленные ухудшением экономического положения многих стран постсоветской Азии в условиях кризиса, в существенной мере трансформировались в угрозы национальной безопасности России. В связи с этим роль России в решении проблем стабилизации социально-экономического положения в постсоветской Азии резко возрастает4. Учитывая эти обстоятельства, в 2011 году российские эксперты во главе с руководителем «Движения развития РФ» Ю. В. Крупновым с участием центральноазиатских экспертов был разработан Проект развития Центральной Азии, где предлагалась реализация программы соразви-тия государств постсоветской Азии и России в рамках реализации геоконцепции Нового Среднего Востока. Авторы проекта (Ю. Крупнов, А. С. Дереникьян, С. Мелентьев, И. Батыршин) считают, что развивать постсоветскую Азию в отрыве от ее южных соседей - Афганистана, Пакистана, Ирана, - невозможно. Поэтому целесообразно создать интеграционный проект развития, в котором, помимо России и государств постсоветской Азии, будут участвовать Монголия, Китай, Индия, Пакистан, Афганистан, Иран и Турция, что позволит создать на Новом Среднем Востоке зону стабильности и развития. Проектируемый макрорегион назван ими Новым Средним Востоком (НСВ). Реализация проекта НСВ позволит организовать коридор развития Сибирь-Иран и интенсивную торговлю в меридиональном направлении, закрепиться российским (и, прежде всего, сибирским) компаниям и технологиям в регионе НСВ, а также приведет к сокращению, а затем и к полной ликвидации наркотрафика из Афганистана, а реализация проектов модернизации новых постсоветских государств будет способствовать стабильности региона. Механизмом реализации принципа совместного развития может стать специально создаваемая Российской Федерацией с участием заинтересованных государств Центральной Азии Корпорация развития Центральной Азии (КРЦА). Задачей Корпорации развития Центральной Азии должно быть решение самых важных проблем региона путём разработки и реализации проектов совместного развития, служащих механизмом решения следующих проблем: сокращение бедности, создание ра-

бочих мест и подготовка квалифицированных кадров, решение проблем водопользования на основе внедрения новых технологий, решение продовольственных проблем, реализация электроэнергетических проектов и др. В настоящее время по результатам предварительных консультаций и экспертных сессий в России разработан первоначальный список проектов совместного развития Центральной Азии.

1. Центральноазиатское рациональное водопользование.

2. Центральноазиатский птицепром.

3. Единая централизованная энергосистема Центральной Азии.

4. Транспортно-логистическая система Центральной Азии.

5. Индустриализация Нового Среднего Востока.

6. Шелководческий кластер Центральной Азии.

7. Ферганская долина - центр развития Центральной Азии.

8. Кадры для Нового Среднего Востока.

9. Тысяча новых городов для Нового Среднего Востока5.

При разработке «Проекта развития Центральной Азии» учитывались стратегические направления развития государств с учетом предложений экспертов из государств региона. Акцент при создании проекта ставился на развитии Ферганской долины, поделенной между тремя государствами (Таджикистаном, Узбекистаном, Кыргызстаном), учитывая существующий конфликтный потенциал. Вышеуказанные проекты могут быть реализованы в рамках Евразийского союза, и важным инструментом реализации проекта должна стать Шанхайская организация сотрудничества, которая может превратиться в более влиятельную организацию. Вышеуказанные проекты развития Центральной Азии могут быть реализованы совместно с государствами ШОС и, прежде всего, Россией и Китаем. Китай в настоящее время ведет осторожную экономическую политику в постсоветских странах ШОС, стараясь не затрагивать интересы России. Но здесь и Россия, и Китай должны найти взаимоприемлемые решения для учета взаимных интересов на постсоветском пространстве с учетом национальных интересов новых государств. В настоящее время деятельность ШОС в государствах региона несколько снизилась: пока в рамках организации реализуются коммуникационные, энергетические проекты, которые берут нача-

ло еще с середины десятилетия. Государства-члены организации предпочитают взаимодействовать в двустороннем формате. Между тем, экономический потенциал ШОС, включающей членов (Россия, Китай, Таджикистан, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан), наблюдателей (Индия, Иран, Пакистан, Монголия) и партнеров по диалогу (Белоруссия и Шри-Ланка), несравним по своей масштабности ни с одним интеграционным проектом в Евразии. Xотя политические и экономические системы в разных странах ШОС значительно отличаются, сотрудничество в энергетической отрасли может стать значительным шагом в экономической и политической интеграции этих государств. Если ШОС включит в свои ряды Иран, Индию и Пакистан, а также привлечет в качестве партнеров по диалогу Азербайджан, Армению, Украину, то сам фактор ШОС претерпит серьезные качественные изменения.

На пути реализации конкретных проектов развития постсоветской Азии проблему создают афганский фактор и существующие в регионе этнополитические проблемы. В Афганистане берут начало маршруты наркотрафика, на территорию соседних государств просачиваются незаконные вооруженные формирования, происходит незаконная миграция, экспортируется фундаменталистская идеология. В условиях растущей наркоугрозы и связанной с ней организованной преступности Таджикистан оказался на переднем плане борьбы с этими вызовами. По предложению таджикской стороны сейчас формируется антинаркотиче-ский пояс безопасности вокруг Афганистана. В Таджикистане есть понимание того, что необходимо искоренять базу, на которую опираются эти негативные факторы - бедность, коррупция, трайбализм. В данном контексте является важным для Таджикистана в марте текущего года озвученное предложение директора ФСКН России о создании Корпорации сотрудничества со странами Центральной Азии, призванной через реализацию комплекса экономических проектов обеспечить форсированное развитие экономик стран региона и повышение уровня жизни населения. Данное предложение отвечает стратегическим интересам Таджикистана, так как государство определило в своей геостратегии такие приоритеты, как обеспечение коммуникационной, энергетической, продовольственной безопасности.

В настоящее время очевидна интенсификация работы по мирному урегулированию

афганской проблемы с учетом современных геополитических реалий страны в рамках контактной группы Афганистан - ШОС, осознавая, что необходимо принимать превентивные меры для реализации интересов государств Центральной Азии. Сложная военно-политическая обстановка в Афганистане - одно из основных препятствий на пути региональной интеграции и реализации наиболее приоритетного совместного интереса государств Центральной Азии, связанного с обеспечением альтернативными и взаимодополняющими транспортными коммуникациями. Xотя существует контактная группа ШОС - Афганистан, но для координации усилий всех заинтересованных сторон в афганском мирном процессе необходим многосторонний формат сотрудничества 7+5. Но для этого необходима выработка механизма процесса мирного урегулирования, а также тесное сотрудничество НАТО - ШОС - ОДКБ по урегулированию афганского процесса и по координации усилий в обеспечении региональной безопасности. Для этого, видимо, необходимо усилить диалог ШОС - Афганистан, наладить эфективные консультации ШОС - НАТО, ШОС - США. Основу для активизации такого регионального сотрудничества создают общие интересы, такие как борьба с террористическими сетями исламистов, организованной преступностью и с наркоторговлей, а также общая заинтересованность в развитии Афганистана. Возможно, необходима разработка стабилизационной программы Афганистана совместно с участниками афганского диалога, учитывая, что многие проекты развития ШОС зависят от стабилизации ситуации в регионе и афганского фактора.

Наиболее оптимальным для урегулировоч-ного процесса представляется подключение возможностей соседних Афганистану стран-членов ШОС - Таджикистана, Узбекистана, имеющих большое влияние на севере страны, а также стран-наблюдателей ШОС. Таджикистан уже сейчас серьезно взаимодействует с Афганистаном экономически. Таджикистан планирует реализовать ряд проектов, которые могут содействовать развитию Афганистана. Например, реализация предлагаемых таджикской стороной проектов (таких как строительство железнодорожной ветки Туркменистан-Афганистан (Ма-зори Шариф) - Таджикистан, газопровода по данному маршруту, а также ускорение строительства энергетического проекта ЛЭП CASA-1000 и Рогун - Мазори - Шариф - Герат - Мешхед, которые могли бы соединить электрические

сети Кыргызстана, Таджикистана, Афганистана и Пакистана) серьезно содействовали бы развитию Северного Афганистана, способствовали бы укреплению регионального взаимодействия и обеспечению безопасности. Кроме того, в плане развития альтернативных коммуникаций и восстановления геополитической целостности Центральной Азии важно было бы обсуждение проекта возможного строительства железной дороги через Ваханский коридор, которая связала бы такие государства, как Таджикистан, Афганистан, Пакистан, Индия, Китай. Возможно, этот проект мог бы быть обсужден и реализован в рамках ШОС.

На недавнем экспертном совещании «Региональная безопасность в контексте афганской неопределенности», которое прошло в Алма-Ате, глава Центра изучения Афганистана (Германия) Азиз Арианфар представил свое видение будущего Афганистана. Он заявил, что политическая система Афганистана будет конфедеративной, с двумя сегментами автономного управления: пуштунским «исламским эмиратом Афганистана» под властью талибов и со столицей в Кандагаре и «исламским государством Xорасана» под контролем таджиков, хазарейцев, узбеков и туркмен со столицей в Мазари-Шарифе6. На наш взгляд, подобное политическое устройство отвечало бы интересам безопасности приграничных государств постсоветской Азии: иметь мягкий буфер (между перманентно нестабильным югом Афганистана и новыми государствами региона) в виде дружественной этнической автономии на севере Афганистана, с населением которой во все исторические периоды существовали этнические, политические, экономические и культурные связи, а в настоящее время уже налаживаются тесные экономические и культурные контакты. Другое дело, насколько этот процесс будет бесконфликтным и не будет нести в себе уже и военную угрозу приграничным странам, с потенциалом дестабилизации новых государств региона. Между тем, придание статуса наблюдателя Афганистану в ШОС не только способствовал бы сближению позиций при реализации многих экономических, коммуникационных, энергетических проектов государств-членов ШОС, но способствовал бы повышению геополитического потенциала организации. Афганистан заинтересован сейчас в экономическом взаимодействии со странами ШОС. И в то же время соглашения Афганистана о стратегическом партнерстве с США, Ве-

ликобританией и Индией - это свершившийся факт, и, по крайней мере, в ближайшее время руководство Афганистана будет строить свою политику в соответствии с этими соглашениями. Американский фактор будет влиять на взаимодействие Афганистана в рамках ШОС, особенно тогда, когда речь будет идти об усилении военно-политического сотрудничества в рамках организации.

Между тем, в условиях неопределенности геополитической ситуации в Афганистане после вывода коалиционных войск и процесса становления новой политической структуры страны, в первую очередь для государств, прилегающих к Афганистану, нарастает фактор военной угрозы.

На наш взгляд, предпринимая превентивные меры по обеспечению безопасности от новых угроз, необходимо уже сейчас усиливать военную составляющую региональной системы безопасности. Прежде всего, следует ожидать усиление ОДКБ в афганском векторе, так как организация является единственным наднациональным фактором обеспечения суверенитета, безопасности, территориальной целостности его участников на евразийском пространстве. В рамках ОДКБ уже сейчас наращиваются совместные усилия по противодействию новым вызовам и угрозам коллективной безопасности, о чем свидетельствует практика совместных мероприятий и действий оперативных подразделений в рамках операций «Нелегал», «Канал», «Прокси». На сегодняшний момент в военную (силовую) составляющую ОДКБ входят сформированные на широкой коалиционной основе Коллективные силы оперативного реагирования и Миротворческие силы, а также региональные группировки сил и средств коллективной безопасности, в том числе и КСБР ЦАР. Активно развивается взаимодействие специальных подразделений в целях пресечения преступлений в сфере современных информационных технологий в рамках операции «Прокси». В рамках системных шагов ОДКБ по противодействию незаконной миграции и торговле людьми проводятся скоординированные оперативно-профилактические мероприятия и специальные операции по противодействию незаконной миграции под условным наименованием «Нелегал». Предстоящий вывод Международных сил содействия безопасности может осложнить ситуацию в постсоветской Азии. В декабре 2011 года утвержден План мероприятий ОДКБ по противо-

действию вызовам и угрозам, исходящим с территории Афганистана, который предусматривает налаживание взаимодействия с МССБ, практические меры по формированию «поясов» антинаркотической и финансовой безопасности вокруг Афганистана, привлечение представителей правоохранительных органов ИРА к участию в антинаркотической операции «Канал», подготовку кадров для афганских антинаркотических структур. Налажен механизм обмена мнениями по широкому кругу вопросов, представляющих взаимный интерес, между высшими административно-должностными лицами ЕврАзЭС, ОДКБ, СНГ и ШОС, что позволяет координировать усилия по распределению функций между региональными организациями в сфере обеспечения безопасности в государствах Евразии7. Пока остается открытым и проблема взаимодействия НАТО и ОДКБ по обеспечению региональной безопасности в контексте афганского фактора.

Геополитические реалии таковы, что государства ШОС оказываются в масштабной «дуге нестабильности», начинающейся на Ближнем Востоке и Северной Африке и через Кавказ и Каспий проходящей в Центральную и Южную Азию. В этих условиях потенциальных военных угроз, возможно, уже сейчас необходимо предпринимать превентивные меры. Геополитический потенциал ШОС больше и шире пространственно, чем у ОДКБ. Между тем, механизмов реагирования на новые угрозы и вызовы государствам ШОС явно недостаточно в том виде, в котором «предусматриваются такие меры, как заявления генерального секретаря; созыв внеочередного заседания совета министров или секретарей совбезов ШОС; направление миссий ШОС для ознакомления с обстановкой на месте...». Государствам-членам ШОС и наблюдателям организации следует, видимо, усилить договорно-правовую базу военного сотрудничества, заключив договоры

о военно-политическом союзе. Может быть, эти гарантийные договоры о взаимопомощи должны действовать на ближайшие 25 лет. Эти союзнические договоры должны гарантировать неприкосновенность границ, оказание взаимопомощи; если на одну страну будет совершено нападение, то государства, подписавшие договор, должны выступить против агрессора военными и экономическими санкциями.

Кроме того, нагнетаемая вокруг иранской ядерной программы военно-политическая обстановка и перспективы военной угрозы вызы-

вают напряженность в государствах, граничащих или расположенных вблизи границ Ирана. В данном контексте реальной угрозе подвергается безопасность постсоветских государств: это угроза экономическим интересам новых государств, экологические и гуманитарные риски из-за распространения радиации, это проблема миграции в условиях экологической катастрофы. Особенно эти обстоятельства беспокоят в связи с возможностью применения в конфликтах ядерного оружия. Существует заявление американского консультанта и аналитика по Ближнему Востоку Питера Айра о том, что США применяли тактическое ядерное оружие как минимум один раз в Ираке и несколько раз в Афганистане - в горах Тора Бора, непосредственно у границ Таджикистана. Есть предположение, что реорганизация Глобального ударного командования ВВС США связана с задачей достижения необходимой «гибкости», которая позволит Соединённым Штатам применять тактическое ядерное оружие и в даль-нейшем8. Эти факты свидетельствуют об усилении рисков безопасности для приграничных государств постсоветской Азии, в частности Таджикистана. В интересах наших государств по отношению к Ирану должны быть соблюдены нормы международного права без применения силы, при этом усиливая переговорный процесс и проводя Ираном диалог с МАГАТЭ. Видимо, афганский и иранский факторы будут осложнять геополитическую обстановку в течение неопределенного времени. Кроме того, в первую очередь военной угрозе подвергаются государства, прилегающие к Афганистану, поэтому, может быть, целесообразно подписание некоего Амударьинского гарантийного пакта между Афганистаном, Таджикистаном, (Туркменистаном с нейтральным статусом?), Узбекистаном. Возможно, с подключением в пакт других заинтересованных государств. Гарантом выполнения условий пакта, возможно, должны выступить Россия, Казахстан, Китай. Все эти «перекрещивающиеся» договоренности, возможно, дадут дополнительные гарантии безопасности региону. Эти «договоры перестраховки» должны явиться определенной мерой безопасности перед надвигающейся внешней угрозой постсоветскому пространству.

Примечания

1 Николаев, А. ШОС - это по-нашему! Основная проблема ШОС заключалась в том, что три го-

сударства... [Электронный ресурс]. URL : http:// www.centrasia.ru/newsA.php?st=1336996440.

2 Политика мировых держав в Центральной Азии и ее влияние на перспективы развития ШОС // Мировые державы в Центральной Азии. М., 2011. С. 22-23; Майтдинова, Г. М. Международное сотрудничество в Центральной Евразии по обеспечению региональной безопасности: противодействие новым угрозам, механизмы, векторы взаимодействия // сб. материалов Междунар. конф. «Проблемы модернизации и безопасности государств Центральной Азии и Российской Федерации в новых геополитических реалиях» (Душанбе, 9 нояб. 2010 г.). Душанбе, 2011. С. 221-222.

3 Матвеев, В. А. Роль России в решении проблемы стабилизации социально-экономического положения в центрально-азиатском регионе // Мировые державы в Центральной Азии. М., 2011. С. 214-215.

4 Там же. С. 214.

5 Путь к миру и согласию в Афганистане определяется позицией, которую займет Россия : проектно-аналитический доклад. М., 2008; Майтдинова, Г. М. Международное сотруд-

ничество в Центральной Евразии по обеспечению региональной безопасности : противодействие новым угрозам, механизмы, векторы взаимодействия // Проблемы модернизации и безопасности государств Центральной Азии и Российской Федерации в новых геополитических реалиях. Душанбе, 2011. С. 236-238; В Институте демографии и развития РФ в рамках проекта «Проектное государство» 1 декабря 2011 г. состоялась проектная сессия по теме: «Определение матрицы проектов совместного развития России и Центральной Азии и самоопределение к реализации проектов».

6 Афганистан разделят на «исламский эмират» и «государство Xорасана» [Электронный ресурс]. иЯЬ : http://www.regnum.ru/news/ polit/1522861.html#ixzz1sapckVC5.

7 Бордюжа, Н. ОДКБ - гарант стабильности и безопасности в Евразии [Электронный ресурс] // Независимая газ. иЯЬ : http://www.centrasia. ru/newsA.php?st=1334896320.

8 Савин, Л. США применяли тактическое ядерное оружие в Афганистане и Ираке [Электронный ресурс]. иЯЬ : http://www.presstv.ir/ detail/212827.html.